Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОЛИЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ'

ЦИФРОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОЛИЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательная среда / электронная среда обучения / стиль учебной деятельности / познавательный стиль / IT-инструменты / компьютерная программа.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахметова Л. В., Иванкина Л. И., Стась А. Н.

Обоснована компьютерная версия исследования индивидуального стиля учебной деятельности (далее ИСУД) на русском и монгольском языках. ИСУД рассматривается как интегрированная система перцептивных, мотивационных и когнитивных составляющих психического аппарата личности. Стиль когнитивной деятельности обучающихся рассматривается как определенная система сенсорно-перцептивных, моторных и умственных целенаправленных действий. Системный подход к выявлению стилевых особенностей учебной активности учащегося позволяет формировать педагогические сценарии обучения в информационно-образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОЛИЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»

ЦИФРОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОЛИЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Ахметова Л. В., Томск (Россия), кандидат психологических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет, axme-lv@yandex.ru

Иванкина Л. И., Томск (Россия), доктор философских наук, профессор, Национальный исследовательский Томский политехнический университет, ivankina@tpu.ru

Стась А. Н-, Томск (Россия), кандидат технических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет, stasandr@tspu. edu. ru

DOI:

Обоснована компьютерная версия исследования индивидуального стиля учебной деятельности (далее ИСУД) на русском и монгольском языках. ИСУД рассматривается как интегрированная система перцептивных, мотивационных и когнитивных составляющих психического аппарата личности. Стиль когнитивной деятельности обучающихся рассматривается как определенная система сенсорно-перцептивных, моторных и умственных целенаправленных действий. Системный подход к выявлению стилевых особенностей учебной активности учащегося позволяет формировать педагогические сценарии обучения в информационно-образовательной среде.

Ключевые слова: образовательная среда, электронная среда обучения, стиль учебной деятельности, познавательный стиль, IT-инструменты, компьютерная программа.

Исследование выполнено на базе Томского государственного педагогического университета при финансовой поддержке РФФИ, грант 19-29-07445мк

DIGITAL OPPORTUNITIES FOR THE STUDY OF INDIVIDUAL STYLE OF EDUCATIONAL ACTIVITY IN A MULTI-CULTURAL EDUCATIONAL

ENVIRONMENT

Akhmetova L. V., Tomsk (Russia), Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of Tomsk State Pedagogical University, Director of the International Youth Center for Scientific and Innovative Initiatives., Tomsk State Pedagogical University, axme-lv@yandex.ru

Ivankina L. I., Tomsk (Russia), DSc, Professor, Leading Research Scientist of the International Scientific Educational Laboratory for the Improvement of Wellbeing Technologies of Older Adults, National Research Tomsk Polytechnic University, ivankina@tpu.ru

Stas A. N., Tomsk (Russia), Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Tomsk State Pedagogical University, stasandr@tspu.edu.ru

The computer version of the study of the individual style of educational activity (hereinafter referred to as the ISEA) in Russian and Mongolian is substantiated. And the ISEA is considered as an integrated system of perceptual, motivational and cognitive components of the mental apparatus of the individual. The style of cognitive activity of students is considered as a certain system of sensory-perceptual, motor and mental purposeful actions. A systematic approach to identifying the stylistic features of a student's learning activity makes it possible to form pedagogical scenarios of learning in an information and educational environment.

Keywords: educational environment, electronic learning environment, learning activity style, cognitive style, IT tools, computer program.

Введение

Новые вызовы для развития когнитивной сферы человека связаны с расширением границ образовательного пространства и сменой дидактической модели обучения. Проект «Цифровая школа», реализуемый в России, предусматривает поэтапный переход с 2023 г. в электронную среду обучения. Современная школа находится в активном поиске эффективных инструментов, позволяющих формировать знания, не ограничиваясь передачей информации.

Современные представления о возможностях психики к постоянному развитию познавательных способностей человека [1] и смена объектного подхода к обучению (должен знать и уметь делать) на субъектный (хочет, может знать и уметь делать) способствуют разрешению конфликта стилей - ИСУД обучающегося с организацией образовательной среды.

С помощью понятия «стиль учения» фиксируются индивидуальные (персональные) особенности познавательной деятельности. Познание мира, как одна из ключевых психических функций, закрепляется на индивидуальном уровне в определенном стиле, формирующемся в собственной мозговой активности человека под воздействием определенных средовых факторов, в том числе посредством организации учебной деятельности. Вопросам организации учебной деятельности в научной литературе и психолого-педагогической практике уделяется большое научное внимание в силу многогранности проблемы когнитивной деятельности как ключевой в учебном процессе. Среди отечественных исследователей М.А. Холодная, изучая психологические аспекты интеллекта, пришла к выводу относительно того, что индивид «в своей реальной учебной деятельности демонстрирует не отдельные учебные и познавательные стили, а персональный познавательный стиль на определенном уровне его сформированности, который в пределе своего развития выступает как иерархически организованная, многосторонняя и гибко изменяющаяся форма интеллектуального поведения» [2, с. 338]. В результате многолетних исследований М.А. Холодная и коллеги пришли к заключению о том, что успешность когнитивной деятельности обучающихся зависит от стилевых свойств интеллекта. В ряде экспериментальных работ ими было доказано, что эффективность обучения зависит не только от психометрических показателей интеллекта, но и от стилевой организации когнитивной деятельности [3, с. 130]. Когнитивные стили по их убеждению выступают в качестве специфических интеллектуальных ресурсов, обеспечивающих продуктивность не только мыслительной деятельности, но и учебной деятельности в целом.

В зарубежной литературе проблема стилей учебной деятельности освещена в трудах И. Олри-Луиса (личностные черты и стиль деятельности), системно-биполярный подход представлен в трудах К. Гольдштейна, М. Шерера, В. Стернберга [4].

IT-технологии, модифицируя способы распространения, усвоения (получение, переработка, воспроизведение) информации, способы контроля учебной деятельности, модифицируют также и процессы развития когнитивной сферы обучающегося, формируя индивидуальные особенности интеллектуальной деятельности [5]. Электронная среда организации учебной деятельности формирует определенный стиль обучения. В условиях новых вызовов задача научиться учиться остается столь же актуальной, как и прежде,

расширяя инструменты и способы ее решения с помощью применения электронных технологий. Учебный стиль как многомерное психическое явление с разным типом стилевого поведения может быть реализован в электронной образовательной среде, позволяющей учитывать уровень знаний и умений в более широком контексте как уровень подготовленности и умственного развития обучающегося.

Поскольку компьютер, как и преподаватель, не способны превращать значения в смыслы, а информацию - в знание, в силу того, что это является прерогативой индивидуального процесса переработки и применения информации человеком в процессе жизнедеятельности, основное направление образования локализуется в способах работы с информацией.

Методика исследования

С целью исследования ИСУД нами была разработана компьютерная программа на основе двухуровневой биполярной модели стилей разума, разработанной Э.Ф. Грегорком [6]. Согласно исследованиям Э. Грегорка, стиль мышления в первую очередь влияет на восприятие информации и форму деятельности, благоприятную для ее освоения. Идея Э. Грегорка в построении модели основана на феноменологическом понимании природы разума, исходящем из представлений о субъективной природе психического, отражающей в сенсорно-перцептивных процессах окружающий мир на конкретно-предметном и абстрактно-отвлеченном уровнях, Модель направлена на воспроизведение того, как организованы внутренние и внешние ресурсы личности, ориентированные на определенный вид мыслительной деятельности. Первый уровень модели включает конкретно-последовательный и конкретно-случайный стили деятельности, второй - абстрактно-последовательный и абстрактно-случайный стили [6].

Обучающая среда включает разные когнитивные инструменты активизации познавательных процессов, среди которых стиль обучения. В отличие от когнитивного стиля, стиль обучения имеет более широкий контент, включая, наряду с особенностями мыслительной деятельности индивида, его реальный интеллектуальный опыт, формирующийся под влиянием врожденных, природных свойств, и социокультурной среды, в которой человек живет. Взаимосвязь когнитивных конструктов, формирующих стиль обучения, отражена на рис. 1.

В более ранних работах нами было установлено влияние на формирование стиля учебной деятельности половозрастных характеристик [4]. Показано, что ИСУД является динамическим образованием, формируется и находится под влиянием половозрастных, средовых, мотивационных и ряда иных факторов, имеющих определенную значимость для личности.

Выбор методики Э. Грегорка для разработки компьютерной программы обоснован системностью параметров получаемых результатов ИСУД - от психодинамических особенностей до ценностно-потребностных оснований деятельности обучающегося. Методика Э. Грегорка позволяет выделить четыре стиля учебной деятельности, соответствующих определенному типу мышления (абстрактно-случайный, конкретно-случайный, абстрактно-последовательный и конкретно-последовательный стили) [6].

Рис. 1. Структура интегрированной системы индивидуального стиля учебной деятельности

Процедура исследования по методике Э.Грегорка является экономной, включает широкий возрастной диапазон, простой в применении, визуализирующей результаты в построении гистограмм, демонстрирующих соотношение четырех персональных стилей когнитивной деятельности, среди которых легко обнаруживаются доминирующие, равнозначные (конкурирующие) и слабо выраженные. Полученные результаты тестирования имеют высокую ретестовую надежность.

Работа по созданию компьютерной программы, предназначенной для выявления ИСУД, является очередным этапом в системе исследований, посвященных изучению факторов и механизмов, предопределяющих и регулирующих деятельность человека.

Описание электронной программы

Электронная программа для исследования ИСУД разработана на базе лаборатории когнитивно-адаптивных технологий психологии образования международного молодежного центра научных инновационных инициатив Томского государственного педагогического университета. Программа подтверждена на правах интеллектуальной собственности свидетельством о государственной регистрации программ для ЭВМ под названием S-Activities 1.0.) [8]. Программа S-Activities 1.0 выполнена на русском и монгольском языках, прошла апробацию в вузах РФ и Монгольской народной республики.

Разработка S-Activities 1.0 осуществлена в свободно распространяемой (GNUGPL), интегрированной среде Lazarus с широким набором визуальных компонент LCL для

209

компилятора Free Pascal. Компьютерная программа реализована в виде локального приложения. В качестве СУБД используется свободно распространяемая mysql. Программное приложение оформлено в виде стандартного пакета с главной формой, из которого вызываются необходимые панели (рис. 2).

Рис. 2. Схема алгоритма работы с web-приложением

На панели тестирования пользователю предлагается набор понятий, дифференцированных на четыре группы. Пользователь программы в зависимости от своей этнической принадлежности может настроить программу на русский или монгольский языки и продолжать работу на удобном для него языке. Далее на основе субъективного ассоциативно-рефлексивного процесса мыслительной деятельности производит оценку в баллах индивидуальной значимости предлагаемых в рамках теста понятий.

Рис. 3. Интерфейс панели результатов тестирования

Завершает процедуру психодиагностического исследования панель вывода результатов тестирования, на которой результаты статистической обработки данных представлены в виде гистограммы соотношения индивидуальных стилей учебной деятельности пользователя (рис. 3).На гистограмме представлены четыре ИСУД, среди которых выявляется более разработанный, оптимально приемлемый и продуктивный с точки зрения практической реализации мыслительной деятельности субъекта, что позволяет сформировать педагогический сценарий обучения.

Реализация методики Э. Грегорка в компьютерной программе создает условия для исследования, мониторинга динамики адаптации к обучению в вузе российских и иностранных студентов.

Выводы

Разработанная компьютерная программа для исследования ИСУД на основе определителя Э.Грегорка позволяет проводить исследование стиля учебной деятельности российских и иностранных (монгольских) студентов на индивидуальном и групповом уровне; корректировать методы обучения; осуществлять мониторинг ИСУД с целью повышения уровня продуктивности учебной деятельности; формировать базы данных с целью научного исследования разных аспектов стиля учебной деятельности как интегрального образования и построения прогноза адаптации и уровня эффективности учебного взаимодействия. Применение компьютерной программы для решения задач мониторинга стиля учебной деятельности позволяет выявлять динамику изменений и корректировать индивидуальную образовательную траекторию учащегося.

Литература

1. Петерсон К., Колб Д. Век живи - век учись. Найдите стиль обучения, подходящий именно вам. Изд-во Манн, Иванов и Фебер, 2018. 224 с.

2. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. СПб.: Питер, 2004. 384 с.

3. Холодная М.А., Берестнева О.Г. Специфика когнитивного обеспечения интеллектуальной деятельности лиц с высоким уровнем интеллекта. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2005. № 1 (46). С. 127-130. eLIBRARY ГО: 11717515

4. Ахметова Л.В. Индивидуальный стиль деятельности и стратегия самостоятельной учебной работы /Материалы научно-методической конференции. Томск: ТГПУ, 2000. С. 168-174.

5. Богдановская И. М., Зайченко Т. П., Проект Ю. Л. Информационные технологии в педагогике и психологии. - СПб.: Питер, 2015. 304 с.

6. Дмитриев Г.Д. Всем сестрам по серьгам, или учебный стиль ученика: как с ним работать // Педагогические технологии. 1998. № 4. С. 212-216.

7. Программа для ЭВМ S-Activities 1.0. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ. Номер свидетельства: RU 2014663034 Авторы: Клишин А.П., Ахметова Л.В., Янюшкин В В. Дата публикации: 20.01.2015 // eLIBRARY ГО: 39325015

САМОРАСКРЫТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИМИСЯ В ЗАНЯТИЯХ ПО

ПРОФОРИЕНТИРОВАНИЮ

Беданокова А. К., Москва (Россия), младший научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования, asieta@mail.ru

Осницкий А. К., Москва (Россия), доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования, osnizak@mail.ru

DOI:

В сообщении обсуждается проблема побуждения учащихся, завершающих среднюю ступень обучения, к анализу и осмыслению своих способностей. Достигается это средствами методики СМДДО - Субъектная модификация дифференциально-диагностического опросника.

Ключевые слова. Способности, склонности, умелость, общительность, ориентация на успех, рефлексивность, критичность.

SELF-DISCLOSURE OF STUDENTS 'ABILITIES IN PROFORIENTING CLASSES

Bedanokova A. K. junior researcher FSBSI "Psychological Institute of the Russian Academy of Education", asieta@mail.ru

Osnitsky A. K., Moscow (Russia), Doctor of Psychology, Professor, Chief Researcher of the Federal State Budgetary Scientific Institution "Psychological Institute of the Russian Academy of Education", osnizak@mail.ru

The report discusses the problem of encouraging students completing the secondary level of education to analyze and understand their abilities. This is achieved by means of the SMDDO methodology - Subject modification of the differential diagnostic questionnaire.

Keywords. Abilities, inclinations, skill, sociability, orientation towards success, reflexivity, criticality.

Проблему профориентации, проводимой в рамках школьного обучения, мы рассматриваем как проблему помощи учащимся, их родителям и педагогам в определении возможностей учащихся, от которых зависит их будущее развитие на этапе профессионализации. Естественно, мы не беремся однозначно решать за учащихся выбор профессии, мы лишь помогаем им в определении их склонностей к определенным видам активности. Решение задач ориентации в мире профессий тесно связано с превращением потенциальных возможностей человека в реально действующие способности. На рубеже окончания средней ступени обучения и перехода в старшие классы подобная ориентировка может стать основанием для дальнейшей профилизации обучения; на рубеже окончания школьного - основанием в поиске учащимися либо работы, соответствующей склонностям, либо путей профессионального обучения.

В рамках разработки системных мероприятий, способствующих профессиональному самоопределению человека, нами исследовались возможности помощи учащимся на первичном этапе профориентации: на этапе профилирования обучения и помощи учащимся в выборе ориентиров последующего обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.