Научная статья на тему 'Реализация принципов психолого-дидактического подхода в области IT-технологий при обучении иностранных студентов'

Реализация принципов психолого-дидактического подхода в области IT-технологий при обучении иностранных студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ПСИХОЛОГО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ / СТИЛЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / WEB-ПРИЛОЖЕНИЕ / THE SYSTEM OF PSYCHOLOGICAL AND DIDACTIC EDUCATION PRINCIPALS / LEARNING ACTIVITY STYLE / INFORMATION SYSTEM / WEB-APPLICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахметова Людмила Владимировна, Клишин Андрей Петрович

По убеждению авторов статьи, фундаментальным критерием психолого-дидактического подхода к обучению является сочетание принципа структурной организации личности как уникальной иерархически организованной психологической системы с принципом индивидуального подхода, реализуемого по отношению к личности в процессе учебной деятельности. Опираясь на психолого-дидактический принцип учебной деятельности, авторами разработана и внедрена в психолого-педагогическую практику компьютерная программа, предназначенная для выявления стиля учебной деятельности иностранных студентов в русскоязычной образовательной среде. Компьютерная программа реализована в форме web-приложения на основе современных программных решений в области сетевых приложений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLES OF PSYCHOLOGICAL AND DIDACTIC APPROACH IN THE SPHERE OF ITTECHNOLOGIES IN FOREIGN STUDENTS'' TEACHING

According to the authors of the article the fundamental criterion of psychological and didactic approach to learning is a combination of the principle of the structural organization of the individual as a unique hierarchically organized psychological system with the principle of individual approach, implemented in relation to the person in the course of training activities. On the basis of the psychological and didactic principal of learning activity the authors developed and implemented a computer program, which is to identify the foreign students' learning activity style in Russianlanguage educational environment. The computer program is implemented in the form of webbased application of modern software solutions for network applications.

Текст научной работы на тему «Реализация принципов психолого-дидактического подхода в области IT-технологий при обучении иностранных студентов»

УДК 159.9:37.015.3, 681.513

Л. В. Ахметова, А. П. Клишин

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ПСИХОЛОГО-ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ОБЛАСТИ ^-ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ

По убеждению авторов статьи, фундаментальным критерием психолого-дидактического подхода к обучению является сочетание принципа структурной организации личности как уникальной иерархически организованной психологической системы с принципом индивидуального подхода, реализуемого по отношению к личности в процессе учебной деятельности. Опираясь на психолого-дидактический принцип учебной деятельности, авторами разработана и внедрена в психолого-педагогическую практику компьютерная программа, предназначенная для выявления стиля учебной деятельности иностранных студентов в русскоязычной образовательной среде. Компьютерная программа реализована в форме web-приложения на основе современных программных решений в области сетевых приложений.

Ключевые слова: система психолого-дидактических принципов обучения, стиль учебной деятельности, информационная система, web-приложение.

Проблема дифференцированного обучения в условиях этнополикультурной среды выступает одной из актуальных задач современной системы образования, имеет междисциплинарный характер.

В ее решении происходит смена методологических оснований от изучения отдельных познавательных процессов к исследованию интегрированных психологических структур.

Учебный стиль есть не что иное, как системное образование психики, формирующееся на основе механизмов индивидуально-психологической самоорганизации личности и проявляющееся непосредственно в процессе обучения. Иными словами, индивидуальный стиль учебной деятельности является одной из форм самореализации личности в процессе деятельности, результатом интеграции индивидуальных ресурсов личности в оптимальный для нее способ деятельности.

С другой стороны, индивидуальный стиль учебной деятельности - это показатель способности психического аппарата личности к самоорганизации с целью эффективного решения поставленных задач.

В этой связи в условиях межэтнического образования когнитивно-стилевой подход позволяет учитывать возможности обучающегося, опираясь на потенциал его индивидуальности, может выступать значимым условием повышения качества учебного процесса.

В условиях возрастающих требований к качеству высшего образования, осуществляемого в информационно насыщенной среде, оказываются значимыми когнитивные характеристики каждого обучающегося. Важную роль среди них играет индивидуальный стиль учебной деятельности. Индивидуальный стиль учебной деятельности - своеобразный способ репрезентации информации, обусловленный индивидуальными различиями психического аппарата личности и способностью к организации образовательного пространства.

Исследование учебно-педагогического процесса в средних общеобразовательных школах и высших учебных заведениях показывает, что часть обучающихся в силу индивидуальных особенностей затрудняются в освоении базового уровня содержания учебного материала, не выполняют требований Государственного образовательного стандарта и, как следствие, испытывают затруднения в процессе итоговой аттестации.

Итак, в условиях возрастающих требований к качеству современного образования, осуществляемого в информационно насыщенной среде, для которой значимы когнитивные характеристики всех участников образовательного процесса, существует объективная потребность в дальнейшем развитии научных представлений о сущности индивидуального стиля учебной деятельности, поиске и внедрении новых подходов к его реализации.

На наш взгляд, решению этой проблемы будет способствовать эффективное психодиагностическое исследование индивидуально-психологических когнитивных характеристик личности обучающихся, формирующих стратегию учебной деятельности, среди которых ведущая роль принадлежит индивидуальному стилю учебной деятельности.

В современной системе полиэтнокультурного образования достижение качественного уровня обучения сопряжено с изучением ряда психолого-ди-дактических аспектов, таких как:

- структура и динамика адаптационного периода обучающихся;

- психологические основы, стратегии организации, содержание и способы реализации самостоятельной работы;

- индивидуально-психологические особенности организации и процесса учебной деятельности и др.

В связи с этим научный интерес и практическую значимость представляет исследование индивидуальных стилей учебной деятельности обучающихся в условиях межэтнического образования.

Объективно существующие индивидуальные стили учебной деятельности обучающихся могут быть выявлены и научно обоснованы в специально организованной психодиагностической работе. Вместе с этим существуют, с одной стороны, теоретические и технологические проблемы психодиагностического исследования индивидуальных стилей учебной деятельности, а с другой - проблемы соответствующего методического обеспечения учебного процесса, реализуемого на основе учета индивидуальных стилей учебной деятельности обучающихся. Учет индивидуальных стилей учебной деятельности в процессе обучения, отвечающих за организацию переработки информации и регуляцию интеллектуальной деятельности, существенно расширяет и углубляет представление о сущности и организационной структуре учебной деятельности. Поскольку в отличие от обучаемости, раскрывающей продуктивный аспект учебной деятельности, индивидуальные стили учебной деятельности фиксируют ее стилевые особенности, т. е. способы осуществления этой деятельности. Сочетание понятий «когнитивные стили» и «обучаемость» отражает взаимосвязь двух методологических установок на понимание продуктивного и стилевого аспектов учебной деятельности.

Однако проблема обучаемости с точки зрения определения стиля и стратегии как условия осуществления оптимального учебного взаимодействия не решена однозначно. Основная причина заключается в различных научных позициях теоретико-методологического обоснования природы и содержания стиля учебной деятельности.

В отечественной психологии стиль деятельности определяется в основном совокупностью сенсорно-перцептивных, моторных и умственных целенаправленных действий. Индивидуальный стиль учебной деятельности рассматривается как определенное сочетание этих действий, реализуемых индивидуально-своеобразным способом в процессе деятельности. В. Д. Шадриков, Л. А. Карташева [1, 2] включают в понятие учебного стиля деятельности когнитивную сферу личности, основными компонентами которой являются:

- целеполагание (по отношению к задачам образования, к конкретным учебным задачам);

- программирование деятельности (с постановкой вопросов Что?, Как?, Когда? и пр. для достижения поставленной цели);

- информационное обеспечение (база данных, личные знания и опыт, необходимые для освоения предметных, абстрактных знаний для самопознания).

На основании различного сочетания когнитивных компонентов (целевых, программных, информационных) авторы различают три индивидуаль-

ных стиля обучения. 1. Результативный (информационная основа деятельности редуцирована, рамки исполнительной деятельности ограничены, программа деятельности не развивается либо представлена слабо, ориентация на минимальный результат). 2. Результативно-нормативный (ориентирован на нормативный результат, развивает программу деятельности, информационное обеспечение представлено слабо). 3. Процессуально-вариативный, или поисковый (ориентирован не на результат, а на процесс, на поиск различных способов деятельности, представлена информационная база, выстраивает различные программы деятельности, предпочтительны демократические способы учебного взаимодействия).

Т. А. Сегеда, опираясь на труды Н. И. Чуприко-вой, М. А. Холодной, рассматривает учебные стили с когнитивной точки зрения. В качестве критериев, позволяющих выявить стили, определяет следующие параметры:

- дифференцированность поля (характеристика способности при восприятии отстраниться от общего контекста ситуации, описывающая расчлененность, отчетливость опыта субъекта) с параметрами: полезависимость и поленезависимость;

- тип реагирования с параметрами импульсивность и рефлективность. Их взаимосвязанный анализ позволяет выделить (без определения количественной выраженности того или иного качества) 4 группы учащихся: импульсивные-полезависимые, рефлективные-полезависимые, импульсивные-поле-независимые, рефлективные-поленезависимые [3].

Еще более широкий диапазон представлений специалистов о факторах, влияющих на формирование стиля учебной деятельности, о механизмах формирования стиля учебной деятельности. Однако в целом теоретический анализ трудов отечественных и зарубежных исследователей позволяет отметить, что большинство специалистов в качестве оснований для классификации стилей деятельности используют психологические особенности деятельности человека, его поведение и его отношение к окружающей среде.

Нами выявлен еще один аспект, объединяющий суждения специалистов о стиле учебной деятельности, - это структура. Большинство исследователей (К. Гольдштейн, М. Шерер, В. Стернберг и др.) понимают стиль учебной деятельности как систему, имеющую биполярную структуру [4-6]. Нетрудно заметить, что индивидуальный стиль деятельности во многом определяется индивидуально-типологическими регуляторными характеристиками, которые тоже имеют свою структуру, цель, мотивы и функционируют самостоятельно, но как единое целое в ответ на внешние и внутренние раздражители (рис.1.).

Рис . 1. Психологический механизм формирования стиля (учебной) деятельности

На схеме изображена взаимосвязь различных компонентов психической деятельности человека. количественное и качественное сочетание которых приводит к формированию индивидуального стиля; показано как механизмы саморегуляции позволяют субъекту контролировать, регулировать психическую напряженность, возникающую в ходе определенной деятельности с целью восстановления психического равновесия и перейти на более оптимальный в данной ситуации стиль деятельности.

Следуя традициям биполярной классификации, мы выделили четыре стиля деятельности по параметрам конкретность - абстрактность (по особенностям когнитивно-поведенческих реакций); глобальность - артикулированность (по выраженности когнитивных свойств индивида). Все четыре стиля могут присутствовать в структуре психической деятельности индивида, но проявляются в различной степени в зависимости от индивидуально-психологических особенностей личности.

Выявление указанных стилей деятельности осуществлялось на основе анализа данных комплексного психодиагностического исследования, которое включало специально подобранные объективные стандартизированные методики, наблюдение и экспертную оценку педагога. Стиль деятельности определялся такими основообразующими факторами саморегуляции, как темперамент, характер, мотивация и контроль, уровень экстравер-тированности и когнитивно-поведенческой актив-

ности. Причем необходимо отметить, что мотивация и контроль интегрируют в себе одновременно как природные свойства человека, проявленные в темпераменте, так и приобретенные в процессе жизнедеятельности и содержательно выраженные в характере, что еще раз указывает на тесную функциональную взаимосвязь психических структур индивида, определяющих его стиль деятельности.

Таким образом, в данном исследовании установлено, что стиль деятельности зависит от особенностей индивидуального стиля саморегуляции индивида. Рост напряженности в процессе учебной деятельности свидетельствует о возникновении проблем на уровне каких-либо структур регуляторного механизма и дисбалансе между стилями саморегуляции и деятельности. При организации самостоятельной работы необходимо учитывать индивидуально-стилевые особенности работы учащихся, использовать методы обучения, адекватные стратегии учебной деятельности.

Итак, подводя итог теоретическому описанию классификации, структуры, психологии стилей учебной деятельности, можно заключить, что индивидуальный стиль деятельности - это интегральная система, основные компоненты которой представлены перцептивной, мотивационной, когнитивной составляющими. Природные свойства личности влияют на восприятие и когнитивную оценку ситуации. Субъективные особенности восприятия существенным образом отражаются на эмоционально-мотивационных и когнитивно-поведенческих реакциях личности, которые проявляются непосредственно в ее индивидуальном стиле деятельности.

По мнению специалистов [7, 8], с каждым годом в мире увеличивается число иностранных студентов, в ближайшее время, в соответствии с прогнозами, оно достигнет 5-7 млн, в частности за счет выходцев из стран Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Африки. В связи с этим многие развитые страны проводят целенаправленную политику по увеличению экспорта образовательных услуг. Однако в России в настоящее время многие проекты не осуществимы, и прежде всего из-за отсутствия в российских вузах необходимых социально-психологических и организационных условий для эффективного образования иностранных студентов и их безопасности. Решение одной части проблем в продвижении образовательных продуктов российских учебных заведений на мировой рынок зависит от целенаправленной политики государства, а другой - от уровня организации руководителями образовательных учреждений работы с иностранным студентами.

С нашей точки зрения, высокая эффективность социально-психологической адаптации иностранных студентов, обучающихся в российских вузах, воз-

можна при комплексном решении социально-культурных, психологических, этносоциологических задач. Разработка институтом российского высшего образования инновационных когнитивно-адаптивных технологий и реализация их в поликультурной среде позволит обогатить межэтническое коммуникативное пространство высшей школы. Реализация научно обоснованных комплексных исследований позволит выявить механизмы и факторы влияния на эффективность социально-психологической адаптации иностранных студентов к русско-язычной образовательной среде российских вузов.

Психолого-педагогическая работа с иностранными студентами, обучающимися в Томском государственном педагогическом университете (ТГПУ), в рамках международного Евро-Азиатского адаптационно-образовательного центра (ЕврАзОЦ) и международной студенческой научно-образовательной лаборатории когнитивно-адаптивных технологий психологии образования (МСНОЛ КАТПО) приоритетно организуется с позиций адаптивного образования в полиэтнокультурной среде и призвана обеспечить решение ряда задач. Понятие «адаптивное образование» рассматривается нами как социокультурная психолого-дидактическая «настройка» учебно-образовательного процесса на индивидуальные психологические, этнические, физические особенности обучающихся для достижения цели и задач обучения [9, 10].

Организационная работа МСНОЛ КАТПО осуществляется по следующим направлениям: совместная научно-исследовательская работа российских и монгольских студентов, включающая разработку и реализацию творческих проектов, организацию международных и всероссийских научнопрактических конференций, выступление с докладами аспирантов, монгольских студентов, сотрудников образовательных учреждений г. Томска с последующей публикацией материалов.

Эффективная учебная деятельность предполагает разработку и внедрение мультимедиа программ, предназначенных для повышения эффективности обучения студентов в русскоязычной среде; мультимедийных программ для подготовки и самоподготовки иностранных студентов; электронных когнитивно-адаптивных технологий психологии образования, предназначенных для повышения эффективности обучения студентов в вузе, в том числе разработку «электронного кейса» - формы структурированных электронных средств обучения для студентов предназначенных для эффективной организации аудиторной и самостоятельной работы в вузе.

Высокая культура межэтнической коммуникации является стабилизирующим фактором общественного развития и служит важным средством формирования нового коммуникативного про-

странства. В этой связи воспитание, межнациональная толерантность, уважение к другим народам и их культуре, способность воспринимать новое и быть открытым иному социально-культурному опыту приобретают первостепенное значение.

В связи с этим возникает ряд существенных организационных, социально-психологических, теоретико-методологических задач в контексте поли-культурного пространства, направленных на обеспечение эффективности образования в этнополи-культурной среде, в том числе:

- исследование, анализ и адаптация международного опыта;

- разработка инновационных технологий и методов психолого-педагогической работы;

- разработка универсального программного обеспечения учебно-методических материалов;

- профессиональная подготовка педагогов для работы в этнополикультурной образовательной среде;

- системное исследование механизмов регулирования процессов социально-психологической адаптации иностранных студентов к русскоязычной образовательной среде;

- анализ механизмов адаптации (коммуникативных, перцептивных, интерактивных и пр.) к русскоязычной образовательной среде и сохранения национальной идентичности иностранных студентов в поликультурной среде;

- исследование и выявление потенциала стрес-соустойчивости, причин социально-психологической дезадаптаци и факторов культуральной реадаптации иностранных студентов, обучающихся в русскоязычной среде вуза;

- применение когнитивно-адаптивных (инновационных) технологий обучения.

В рамках вышеперечисленных задач разработка web-приложения для исследования стилей учебной деятельности в условиях полиэтнокультурного образования позволит внести существенный вклад.

Современные информационные технологии позволяют автоматизировать процесс психологического тестирования, что ведет к заметно более быстрой и оптимальной обработке результатов и позволяет с помощью современных графических возможностей ЭВМ наглядно представить данные в удобной для пользователя форме [11].

Компьютерная программа реализована в виде web-приложения, построенного на основе архитектуры тонкого web-клиента. Основные программные компоненты архитектуры тонкого web-клиента размещаются на сервере. В большинстве случаев - это минимальная архитектура web-приложения, являющаяся достаточной для задач психологического тестирования. Такое решение больше всего подходит для web-приложений или их окружения, когда клиент обладает минимальными вычислительными воз-

можностями или не может управлять своей конфигурацией, при этом вся бизнес-логика выполняется на сервере в процессе обработки запроса на получение страницы, сгенерированного браузером клиента [12]. Для реализации web-приложения был выбран следующий инструметарий: скриптовые языки

JavaScript (jQuery), PHP, и в качестве СУБД используется свободно распространяемый пакет MySQL. Программное приложение реализовано в виде стандартного пакета с главной формой, из которой вызываются необходимые компоненты. Одно из основных требований к разработке программы заклю-

чалось в создании условий для проводения исследования индивидуального стиля учебной деятельности как российских, так и иностранных (монгольских) студентов. Достоинством программы является наличие мультиязыкового интерфейса, web-приложение оснащено опциями для переключения на русский или монгольский языки, и поэтому может использоваться иностранными студентами для образовательных целей.

На рис. 2 показана диаграмма последовательностей сценария регистрации и тестирования испытуемого.

Рис . 2 . Диаграмма последовательностей регистрации и тестирования

Представленный на ней процесс начинается с того, что исполнитель отправляет сообщение клиентской странице QientPage. Это сообщение по существу является командой-запросом на страницу RegistrationForm. В регистрационные форме производится заполнение полей личных данных испытуемого, которые далее передаются с помощью скрипта “PHPscriptaddtoDB” в базу данных web-приложения. После передачи данных открывается новая форма для тестирования. Испытуемый оценивает каждое слово по линейной шкале от 1 до 4 баллов.

После завершения тестирования испытуемый отсылает результаты с “TestForm”, при этом используется скрипт “TestresultaddtoDB”. Вывод результатов с “TestForm”осуществиляется на специальную web-страницу “РпП^арЫ’. Если поместить эти бизнес-правила в компилируемые модули сервера, их смогут многократно использовать и системы, не являющиеся web-приложениями.

На рис. 3, 4 представлена форма с короткой инструкцией на русском и монгольском языках для работы с web-приложением.

ml

стиль учебной деятельности

(ОПРЕДЕЛИТЕЛЬ ГРЭГОРКА)

ИНСТРУКЦИЯ

Определите значение каждого слова указанного в графе и оцените себя по отношению к смыслу данного слова по шкале от 1 до 4 баллов следующим образом:

4 балла - слово описывает Вас более точно;

3 балла - слово описывает Вас менее точно;

2 балла — слово описывает Вас очень мало;

1 балл - данное слово совсем не подходит к Вам.

Слова не могут быть оценены одним и тем же баллом в одной горизонтальной графе. В одной горизонтальной графе могут быть только разные баллы и в сумме они должны составлять 10 баллов.

В ходе работы над тестом нельзя спрашивать о значении неизвестного или непонятного Вам слова. Вы должны сами попытаться определить его значение. Необходимо помнить, что качество результата работы зависит от Вашей искренности при оценивании.

Нет правильных или неправильных ответов, первая оценка, пришедшая Вам в голову, всегда более точная, поэтому не следует долго раздумывать, какое слово больше подходит.

УСПЕХОВ ВАМ!

Рис . 3 . Страница с инструкциями к тесту на русском языке

нН

СУРАЛЦАХ АРГА БАРИЛЫН ХЭВ МАЯГ (ГРЭГОРКАГИЙН ТОДОРХОЙЛОГЧ)

ЗАДВАРЧИЛГДА

вгегдсвн угийн утгуудыг еерийн зан араншинд харьцуулан мерийн дагуу 1-4 оноог дараах хзлбэрвзр сонгоно уу:

Угийн утга нь таныг тодорхойлж чадах бол 4 оноо Угийн утга нь таныгтодорхойлсон ч хангалттай биш бол 3 оноо Угийн утга нь таныг маш бага тодорхойлж байгаа бол 2 оноо ©гегдсен уг таныг тодорхойлж чадахгуй бол 1 оноо.

Нэг меренд 4 уг байх бегеед хоёр адилхан оноо сонгох боломжгуй. Угтус бурт ялгаатай 4 оноо егегдех бегеед мерийн дагуу нийлбэр нь 10-тай тзнцуу байна.

Тест явагдаж байх уед ямар нэгэн ойлгомжгуй уг таарвал хунээс асуухыг хориглоно. Та еерее угийн утгыг ойлгохыг оролдох ёстой. Танд л гэж хзлэхэд тестийн ур ДУН зевхвн таны хэр их сзтгэлзэсзз ажилласнаас хамаарах учраас чин сэтгзлэзсэз хариулна уу.

Угийг уншаад таны тархинд шууд буух бодол санаа зев ч буруу ч ихэнхдээ таныг зэвэер илэрхийлдэг учраас, аль уг танд таарах вэ гэдгийг удаан бодолгуйгэзр хариулахыг хичээнэ уу.

АМЖИЛТ ХУСЬЕ!

Рис . 4 . Страница с инструкциями к тесту на монгольском языке

После завершения тестирования можно полу- таты сохраняются в базе данных для проведения чить окончательный результат обработки данных, дальнейших статистических расчетов и исследова-как это указано на рис. 5. Все полученные резуль- ний стилей учебной деятельности.

Рис . 5 . Страница с выводом

Разработанное web-приложение для исследования стилей учебной деятельности позволило автоматизировать процесс тестирования, сбора и обработки данных, связанных с параметрами учебных стилей. Применение web-приложения создало условия для исследования, мониторинга динамики адаптации к обучению в вузе не только российских, но и иностранных, в частности монгольских, студентов. Благодаря использованию современных информационных технологий стало возможным разработать и внедрить сетевой аналог программы, который в настоящее время используются для психологического тестирования в ТГПУ на сайте http://katpo.tspu.edu.ru/.

Программное приложение, предназначенное для выявления стиля учебной деятельности как российских, так и иностранных студентов в русскоязычной образовательной среде позволяет реализовать один из основных психолого-дидактиче-ских принципов организации учебной деятельнос-

результатов тестирования

ти - индивидуальный подход к личности обучающегося.

Web-приложение «Учебный стиль» успешно прошло апробацию на факультете психологии, связей с общественностью и рекламы ТГПУ, получило положительный отзыв со стороны преподавателей и студентов. К настоящему времени программное обеспечение нашло широкое применение в психодиагностической практике, успешно используется педагогами, магистрантами и бакалаврами при подгодговке квалификационных работ и магистерских диссертаций. Знание и учет индивидуального стиля учебной деятельности позволяет педагогам эффективно реализовывать в условиях этнополикультурного образования дифференцированный подход к обучению, существенно сокращать адаптационный период обучения в новой образовательной среде, раскрывать ресурсы интеллектуального потенциала личности обучающегося.

Список литературы

I. Шадриков В . Д . Проблемы системогенеза профессиональной деятельности . М . , 1982 . 185 с.

2 . Карташева Л . А. Определение индивидуального стиля обучаемого по содержательно-когнитивным компонентам деятельности // Когни-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тивное обучение . М ., 1997 . С . 267-276 .

3 . Сегеда Т . А . Когнитивные стили учащихся как условие усиления развивающей функции дифференцированного обучения на уроках ге-

ографии // География в школе . 2009 . № 6 . С . 29-34.

4 . Goldstein K . , Scheerer M . Abstrakt and konkrete behavior: an experimental study with special tests . Psychol . Monoqr. , 1941. V. 53, № 2 .

5 . Sternberq R. I . Mental Self-government; a theori of intellektual stules and their development // Human development, 1988, 31, p .197-224.

6 . Дмитриев Г . Д . Всем сестрам по серьгам, или учебный стиль ученика: как с ним работать // Пед . технологии . 1998. № 4 . С . 212-216 .

7 . Манжосова Ю . А. Современная американская школа в фокусе межэтнических и межкультурных отношений: учеб . пособие / под общ .

ред . Т . В . Цырлиной . Курск: Юмекс, 2004. 127 с .

8 . Проблемы межкультурного и межконфессионального диалога в системе высшего образования в Европе . М . : РУДН, 2008.

9 . Ахметова Л . В . Социально-психологическая адаптация и профессиональное развитие личности в педагогическом вузе (из опыта рабо-

ты) // Вестн . Томского гос. пед . ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin) . 2009 . Вып . 4 (94) . С . 131-135 .

10 . Белобрыкина О . А. Организационно-методическое обеспечение деятельности психолога в образовательном учреждении: метод .

пос . организации профессиональной деятельности психолога в образовательном учреждении / авт . -сост . О . А. Белобрыкина; Новосиб . гос пед ун-т Новосибирск: НГПУ 2008 256 с

II. Клишин А. П . , Мытник А . А. Опыт внедрения информационной системы E-Decanat 2 . 0 для автоматизации управления учебным процессом в ТГПУ // Вестн . Томского гос . пед . ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin) . 2013 . Вып . 1 (129) . С . 184-187 .

12 . Вендров А. М . Проектирование программного обеспечения экономических систем . Современные методы и средства проектирования информационных систем . М .: Финансы и статистика, 2006 . 544 с.

Ахметова Л. В., кандидат психологических наук, доцент.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

E-mail: [email protected]

Клишин А. П., ст. преподаватель, зав. лабораторией.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 17.01.2014.

L. V Akhmetova, A. P. Klishin

IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLES OF PSYCHOLOGICAL AND DIDACTIC APPROACH IN THE SPHERE OF IT-

TECHNOLOGIES IN FOREIGN STUDENTS' TEACHING

According to the authors of the article the fundamental criterion of psychological and didactic approach to learning is a combination of the principle of the structural organization of the individual as a unique hierarchically organized psychological system with the principle of individual approach, implemented in relation to the person in the course of training activities. On the basis of the psychological and didactic principal of learning activity the authors developed and implemented a computer program, which is to identify the foreign students' learning activity style in Russian-language educational environment. The computer program is implemented in the form of web- based application of modern software solutions for network applications.

Key words: the system of psychological and didactic education principals, learning activity style, information system, web-application.

Referenses

1. Shadrikov V. D . System genesis problems of professional activities. Moscow, 1982 . 185 p . (in Russian) .

2 . Kartasheva L . A. Definition of the individual style of a trainee by intensional and cognitive components of activities . Cognitive learning: a modern

state and prospects. Moscow, Institute of Psychology RAS Publ ., 1997, pp . 267-276 (in Russian) .

3 . Segeda T. A. Cognitive styles of students as a condition for enhancing the developmental function of differentiated teaching in geography class .

Geography at school, 2009, no . 6, pp . 29-34 (in Russian) .

4. Goldstein K. , Scheerer M . Abstract and concrete behavior: an experimental study with special tests. Psychol. Monogr. , 1941, vol 3, no 2 .

5 . Sternberq R. I . Mental Self-government: A theory of intellectual styles and their development. Human development, 1988, no . 31, pp . 197-224.

6 . Dmitriev G . D . No one is left out, or the academic style of a pupil: how to work with him . Pedagogical technologies, 1998, no . 4, pp . 212-216 (in

Russian) .

7 . Manzhosova Y.A . Modern American school in the focus of interethnic and intercultural relations: Textbook . Kursk, Yumeks Publ . , 2004. 127 p . (in

Russian)

8 . Problems of the intercultural and interconfessional dialogue in a higher education in Europe. Moscow, RUDN Publ ., 2008, 234 p . (in Russian) .

9 . Akhmetova L . V. Social and psychological adaptation and professional development of a person in a pedagogical university (experience based) .

Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2009, vol . 8, pp . 131-135 (in Russian) .

10 . Belobrykina . O .A . Organizational and methodological support of a psychologist in an educational institution: a handbook on the organization of

professional work of the psychologist in an educational institution . Novosibirsk, NSPU Publ ., 2008. 256 p . (in Russian) .

11. Klishin A. P, Mytnik A. A. Experience of the introduction of the information system E-Decanat 2 .0 for automate management of educational process in TSPU . Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2013, vol 1 (129), pp . 184-187 (in Russian) .

12 . Vendrov A . M . Software engineering and economic systems. Modern methods and tools for designing information systems. Moscow, Finansy i statistika Publ , 2006 544 p (in Russian)

Akhmetova L. V

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: [email protected]

Klishin A. P.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.