Научная статья на тему 'Психолого-дидактический подход в системе школьного образования'

Психолого-дидактический подход в системе школьного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2391
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / СИСТЕМА ПСИХОЛОГО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ / КОГНИТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / PSYCHOLOGICAL AND DIDACTIC APPROACH / SYSTEM OF PSYCHOLOGICAL AND DIDACTIC EDUCATIONAL PRINCIPALS / COGNITIVE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахметова Людмила Владимировна

Рассматривается психолого-дидактический подход к обучению, призванный эффективно решать задачи развивающего образования. Раскрыта сущность, описаны принципы, модели реализации психолого-дидактического подхода в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND DIDACTIC APPROACH IN THE SYSTEM SCHOOL EDUCATION

The article gives consideration to psychological and didactic educational approach which serves to solve effectively the problems of developmental education. The subject matter and the principals of the said approach are described and revealed in the article. The application models of psychological and didactic approach in the educational process are represented in the following article as well.

Текст научной работы на тему «Психолого-дидактический подход в системе школьного образования»

УДК 159.9.07

Л. В. Ахметова

ПСИХОЛОГО-ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рассматривается психолого-дидактический подход к обучению, призванный эффективно решать задачи развивающего образования. Раскрыта сущность, описаны принципы, модели реализации психолого-дидактического подхода в учебном процессе.

Ключевые слова: психолого-дидактический подход, система психолого-дидактических принципов обучения, когнитивное обучение.

Идея всестороннего комплексного изучения человека выдвинутая еще в начале XX в., вносила существенный вклад в становление комплексного челове-кознания и имела большое значение для психологии [1]. Во второй половине двадцатого века принцип комплексности и системности изучения человека разрабатывался в трудах К. А. Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева, Брушлинского, Б. Ф. Ломова. С. Л. Рубинштейна, В. Д. Шадрикова и др. Так, в концепции системного подхода Б. М. Ломова основное положение занимает идея системной детерминации психических явлений, которая предполагает, по мысли авторов, учёт не только многообразия источников и движущих сил психического развития, выявление не только прямых причинно-следственных связей, но и опосредствующих звеньев, их общих и специальных предпосылок, внешних и внутренних факторов при ведущей роли системообразующего фактора. Системообразующим фактором, источником и движущей силой развития ребенка является соответствующая психологическим закономерностям развития образовательная среда. Образовательная среда в целом, по определению В. В. Давыдова, В. В. Рубцова, В. И. Панова, В. А. Ясвина, Т. Н. Клюевой, выступает в качестве системы влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития. Центральное место в структуре образовательной среды занимает методологическая система обучения, которая в зависимости от приоритета образовательных задач: обучающих, обучающе-развивающих или развивающих предопределяет, соответственно, подходы к обучению, воспитанию и развитию школьников: дидактический подход, при котором творческое обучение строится в направлении расширения и углубления учебного материала в соответствии с логикой учебных предметов; дидактико-пси-хологический подход, сочетающий высокий уровень предметного обучения с психологическими уроками развития способностей и личности учащегося; пси-холого-дидактический подход (психодидактический), для которого характерно приоритетное использование психологических основ развивающего образования в качестве исходного основания для построения учебно-воспитательного процесса и образовательной среды в целом [2, 3].

В девяностых годах двадцатого столетия специалисты в области педагогики и психологии стали рассматривать психолого-дидактический подход (ПДП) к обучению как актуальное и перспективное направление. Анализ трудов А. Н. Крутского, В. И. Панова, А. 3. Рахимова, Б. Я. Слипака, Л. П. Федотовой и др. показал, что образование, осуществляемое в русле ПДП, заключает в себе высокую эффективность и максимальное соответствие идее личностно-ориентированного развивающего образования. Как субъект учебной деятельности в условиях ПДП к обучению, ученик свободен проявлять компетентность, самостоятельность и творческую активность [4, 5]. Разработка и реализация идеи ПДП к обучению содействовала решению задач, сформулированных в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», принятой в 2000 г. [6]. Технологии, формы и методы, реализуемые на основе ПДП к обучению, действительно создавали условия для воплощения личностно-ориентированного обучения, декларируемого в «Национальной доктрине образования».

Таким образом, в педагогике формируется новое теоретико-методологическое направление, объединяющее в себе психолого-дидактическое, методическое и частно-предметное знание, на основе которого разрабатываются новые технологии обучения, развития и воспитания учащихся через учебный предмет в условиях средней общеобразовательной школы. Основная методологическая линия ПДП заключается в том, что дидактические задачи выступают вторичными по отношению к психологическим целям обучения. Сущность ПДП в представлении авторов [7-9] состоит в проектировании и моделировании образовательной среды как основных методов развивающего образования, обеспечивающих возможность обучения и развития в индивидуально-своеобразном сочетании когнитивных, эмоциональных и ценностных составляющих интеллектуального развития учащихся в условиях общеобразовательной школы. В условиях ПДП к обучению главной целью обучения становится психическое развитие учащихся. «Оно, - по убеждению руководителя лаборатории экопсихологии развития РАО В. И. Панова, - включает в себя кроме мышления и перцептивную, и эмоциональную, и духовнонравственную, и, даже, телесную сферы» [4, с. 43].

В рамках ПДП возможны разные варианты проектирования учебной деятельности. Да, собственно, и само понятие «развивающее обучение» в педагогической психологии трактуется неоднозначно [9]. Уже в конце пятидесятых годов прошлого столетия оно использовалось в трудах Н. А. Менчинской, Д. Н. Богоявленского, Ш. Амонашвили, Л. В. Занкова и других исследователей. Основная цель развивающего обучения, по Н. А. Менчинской, - развитие у учащихся способности быть субъектом эмпирического мышления. Учащийся - это носитель выполняемых им умственных действий, осуществляемых на основе рефлексивного (непосредственного) отношения к тому, что он делает. Логика рефлексии должна быть подчинена принципу «от простого к сложному». В теории развивающего обучения, разработанной Д. Б. Эль-кониным и В. В. Давыдовым, учащийся также выступает в качестве субъекта учебной деятельности, но в этом случае усвоение учебного материала происходит опосредованно, движение мысли школьника направлено по теоретической траектории - от общего к частному.

На современном этапе развития методологии общего среднего образования необходимо, по мнению специалистов психолого-педагогического знания, говорить о «развивающем образовании». Это понятие значительно шире, оно не является синонимом «развивающего обучения», принятого в педагогике и не сводится лишь к технологии, а представляет образовательную систему, построенную на принципах ПДП и ориентированную на интеллектуальное развитие учащихся [3,10-12]. Основополагающие принципы ПДП к обучению раскрывают цель и закономерности реализации качественного общего среднего образования: целью обучения является психическое развитие учащегося в целом; главная задача развивающего образования - личностное развитие, а не обучение. Знания, умения и навыки из цели образовательного процесса превращаются в средство когнитивного (познавательного) и/или личностного развития учащегося; на первое место выдвигаются задачи психического (познавательного и личностного) развития учащихся, которые решаются с помощью дидактических методов и материалов; создаются возможности для раскрытия творческой природы развития учащихся в ходе и посредством обучения; субъект-субъектный тип взаимодействия, при котором и у ученика, и у учителя формируется способность быть субъектом своего развития как важный компонент системы «ученик-учитель». Рефлексивное отношение к себе становится необходимым условием данного типа взаимодействия; наличие у педагогов соответствующей психолого-педагогической грамотности и компетентности.

Анализ трудов отечественных специалистов в области психологии и педагогики за последнее десятилетие показал, что модели организации, дидактичес-

кие и психологические основания, содержание, формы, средства реализации ПДП к обучению школьников различные. Группа исследователей Барнаульского государственного педагогического университета, разрабатывающих под руководством А. Н. Крутско-го теоретико-методологические положения психодидактики [7, 8] с целью осуществления эффективной профессиональной подготовки учителя, предлагают в контексте ПДП к обучению понятие «психодидактическое проектирование», которое представляет собой специально организованную деятельность, связанную с преобразованием содержания учебного материала в соответствии с выделенными психологическими целями, позволяющую реализовать всю систему методологических подходов психодидактики. Модель деятельности по психодидактическому проектированию включает пять блоков. 1. Мотивационный блок: историко-библиографический и игровой подходы.

2. Блок формирования мышления: проблемный и программированный подходы. 3. Блок системного усвоения: дискретный, системно-функциональный, системно-структурный, системно-логический подходы.

4. Блок адаптации и стимулирования: индивидуально-дифференцированный, коммуникативный, демонстрационно-технический. 5. Моделирующий блок: за-дачный подход. Вместе с этим следует заметить, что А. Н. Крутский предлагает рассматривать психодидактику как самостоятельную отрасль психолого-пе-дагогического знания, основу которой составляют различные методологические подходы к обучению, например проблемный, программированный, демонстрационно-технический, задачный и др.

М. А. Холодная в реализации ПДП к обучению школьников особую роль отводит многоуровневому по содержанию учебнику, способному выполнять роль интеллектуального самоучителя. Учебник должен включать в себя материалы самого разного типа, «чтобы дети с разным складом ума в этом учебнике могли найти себя». В целом ПДП, по мысли М. А. Холодной, ориентирован на формирование и развитие у учащихся компетентности, интеллектуальной инициативы, саморегуляции, творчества как уникального склада ума ребенка, способности самостоятельно добывать нестандартные, ненормативные знания [11].

В русле ПДП к обучению школьников М. Е. Бершадский [13] совместно с группой исследователей предлагает концепцию образования, ключевым моментом которой является идея развития интеллектуальных возможностей учащихся, которые, по его мнению, являются необходимым условием формирования современного стиля мышления, получения фундаментального образования, а также и его результатом.

В трудах А. В. Усовой, С. А. Суровиковой определен и обоснован комплекс психолого-дидактических условий, среди которых большое внимание уделяется формированию понятийного мышления как пока-

зателя умственного развития, качества усвоения знаний, умений и мыслительных операций.

В рамках концепции «Образовательная программа “Школа 2100”» под руководством Г. Грефа предложена система личностно ориентированных, культурно ориентированных, деятельностно-ориентированных психолого-дидактических принципов развивающего образования, ориентированных на повышение качества образования и уровня творческого развития.

Над созданием инновационной интегративной пси-холого-дидактической науки «Психодидактики и Нра-вологии», гарантирующей качественный скачок в средней и высшей школе, работают под руководством А. 3. Рахимова специалисты Уральского отделения РАО. Психодидактическая технология обучения и воспитания, по убеждению А. 3. Рахимова - руководителя проекта «Психодидактика и Нравология как поли-дисциплинарные и интегративные науки о творческом развитии личности учащихся», должна опираться на принцип природосообразности, обеспечивать сохранение и развитие четырех видов здоровья учащихся: соматического, психического, психологического и духовно-нравственного [13, 14].

Таким образом, понимание ПДП к развитию и обучению учащихся в системе общего среднего образования имеет довольно широкий спектр представлений, и в настоящее время продолжается процесс интенсивной разработки различных его направлений. К примеру, в рамках исследования проблем психодидактики образовательных систем сотрудниками Центра экспериментальной психодидактики РАО введены понятия «формальное», «неформальное», «вне-формальное» образование; раскрыты место и роль формального образования в системе взаимодействия формального, неформального и внеформального образования. Рассмотрена сущность неформального образования как совокупности деятельностей (познавательной, исполнительской, творческой, коммуникативной), направленной на выявление и развитие природных задатков и способностей детей. На основе исторического анализа различных моделей образования, ориентированных на психодидактические подходы, разработаны принципы построения современной модели образования, обеспечивающей достижение параметров конкурентоспособности [15]. Разработаны концептуальные основания ПДП к развитию креативных способностей и потенциальной одаренности детей старшего дошкольного возраста [9].

В настоящее время разработка теоретико-методологических и прикладных вопросов психодидактики в развивающем образовании, по убеждению А. А. Кузнецова, М. В. Рыжакова, известных специалистов развития образования, является одним из факторов обеспечения конкурентоспособности России на мировой арене. Действительно, трудно переоценить роль, значение этого направления, научный вклад исследова-

телей, осуществляемый в его развитие. С другой стороны, выполняемые научными коллективами исследования востребованы в связи с недостаточной разработанностью в психолого-педагогической теории и практике методологической основы обучения, интегрирующей в единое целое психические и дидактические аспекты учебного взаимодействия. До сих пор при обучении в школе практически не учитываются природные свойства, природная потребность и природная способность учащегося к познанию и саморегуляции своей мыслительной деятельности на всех планах: материальном, социальном, духовном.

Итак, учитывая широкую вариативность научных позиций в теоретико-методологическом осмыслении и моделей реализации ПДП в процессе обучения учащихся общеобразовательной средней школы, остановимся на отдельных вопросах, в понимании которых у нас сформировались определенные позиции.

В нашем понимании, ПДП к развитию и обучению учащихся в системе общего среднего образования -это комплексное обучение школьников, в основе которого лежит интеграция (от лат. integer - целый) субъективно-психического и рационального (информационно-операционального) знаний, приобретаемых в ходе учебной деятельности. Основной стратегией ПДП к обучению является единство трех компонентов учебного взаимодействия: «познающий (ученик, учитель) - процесс познания - познаваемое (предмет познания)», реализуемое методами когнитивного обучения. Методы когнитивного обучения — это совокупность дидактических способов, направленных на развитие рефлексивной мыслительной деятельности учащихся в процессе познания, которая включает сенсорно-перцептивные каналы различной модальности, а также эмоциональные и интуитивные способы получения новых знаний, необходимых для решения учебных задач. Методологической основой методов когнитивного обучения является научно обоснованное представление о специфике структурно-функциональной организации когнитивной сферы личности, на понимании психологических закономерностей и механизмах ее работы.

На основании лонгитюдного научно-экспериментального исследования и анализа результатов развития учащихся средней общеобразовательной школы мы выявили и сформулировали согласующиеся друг с другом психологические и дидактические принципы, образующие целостное единство - систему психолого-дидактических принципов. В нашем представлении следование системе психолого-дидактических принципов обеспечивает оптимальную организацию учебной деятельности в достижении высокого уровня развития и обучения учащихся в системе общего среднего образования (таблица).

Успешное обучение и воспитание тесно связаны с развитием когнитивной сферы личности ребенка. Это развитие, однако, не сводится только к накоплению

Система психолого-дидактических принципов обучения

Психологические принципы Педагогические принципы

1 Принцип детерминизма. Внешние причины действуют только через внутренние условия, составляющие основание развития 1 Принцип природосообразности

2 Принцип структурной организации личности как уникальной неповторимой иерархически организованной системы 2 Принцип индивидуального подхода при обучении к человеку как личности

3 Принцип иерархии психики. Психические процессы рассматриваются как подсистемы, включенные в единую иерархическую систему. Нижние подсистемы подчинены высшим и управляются ими 3 Принцип сенсомоторной включенности в обучение как исходное основание для развития чувственного и рационального познаний. Интегративность обучения

4 Принцип развития. Способность психического аппарата личности на всех структурных уровнях к самоорганизации и саморазвитию 4 Принцип развивающего и воспитывающего обучения в условиях активного взаимодействия с окружающей средой. Научность, доступность, мировоззренческая направленность, посильная трудность

5 Принцип единства сознания и деятельности 5 Принцип коллективного обучения. Переход от обучения к самообразованию

6 Принцип системогенеза учебной деятельности 6 Принцип системности и систематичности обучения. Единство теории, эксперимента и практики. Связь обучения с жизнью и практикой профессиональной деятельности. Гармоничное сочетание способов педагогических действий в процессе обучения

определенного объема информации, оно является обя- развивает и усиливает уже существующие функцио-

зательным условием актуализации высших психичес- нальные связи, формирует новые, способствует ак-

ких функций человека, овладения знаниями, необхо- тивному развитию творческих способностей, активи-

димыми для успешной жизнедеятельности. Когнитив- зирует психические процессы, управляемые вновь

ное обучение на основе системы психолого-дидакти- образованными и усиленными характеристиками ког-

ческих принципов и учебно-организационных усло- нитивной структуры. Развивает у школьников, осо-

вий занимает ведущее место в реализации ПДП в си- бенно на начальной ступени обучения, умение ставить

стеме общего среднего образования, обеспечивает вопросы, анализировать и осмысливать информацию,

высокий уровень психического развития и продук- устанавливать причинно-следственные связи, рассуж-

тивность мыслительной деятельности учащихся. дать и оценивать значение фактических данных и по-

Таким образом, следует заключить, что разраба- иск между ними закономерностей; умение критичес-

тываемый нами ПДП к обучению не разрушает ис- ки относится к самому себе, вдумываться в значение

ходные природные функциональные связи парамет- своих мыслей и чувств, понимать себя, уважать мыс-

ров когнитивного развития, а наоборот, эффективно ли и чувства одноклассников.

Список литературы

1. Бехтерев В. М. Объективная психология. 1907 г. переиздано М.: Наука, 1991. 480 с.

2. Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. 487 с.

3. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Изд-во «Логос», 1996. 320 с.

4. Панов В. И. Некоторые подходы к методологии развивающего образования // Психологическая наука и образование. 1998. № 3, 4. С. 38-45.

5. Федотова Л. П. Психодидактика высшего и среднего образования // Психодидактика и ее основные ориентиры: тез. мат-лов всерос. науч.-практ. конф. Барнаул, 1996. С. 4.

6. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Народное образование. 2000. № 2. С. 14-18.

7. Крутский А. Н., Гончарова Е. Н. Психодидактическое проектирование учебного процесса. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1999. 171 с.

8. Крутский А. Н. Психодидактика - новая отрасль психолого-педагогического знания // Физика: прил. к газ. «Первое сентября». М., 2006., февр. (№ 3). С. 4-6.

9. Панов В. И. Психодидактические основы развития креативных способностей и потенциальной одаренности школьников. Ч. I: монография. М., 2008. 4 п. л.

10. Рахимов А. 3. Психодидактика. Уфа: Творчество, 1996. 210 с.

11. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2002. 272 с.

12. Цой О. Н. и др. Индивидуальные образовательные траектории учащихся как условие их творческой самореализации // Школа”2000. Концепции. Методики. Эксперимент: сб. науч. трудов / под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. М.: ИОСО РАО, 1999. С. 285-291.

13. Бершадский М. Е. Программа экспериментального исследования. Учебно-воспитательный комплекс с этнокультурным (еврейским) компонентом (Центральный округ Москвы). 2001. и^: http://www.apkro.ru/~etc/ExPro 11.htm-11K-07.11.2001.

14. Рахимов А. 3. Философия психодидактики: монография. Уфа: Творчество, 2008. 290 с.

15. Слипак В. Я. Теоретико-практические аспекты компьютерной психодидактики // Компьютерные программы учебного назначения: тез. мат-лов междунар. науч.-практ. конф., Донецк, 1993. С. 16-17.

16. Лебедева В. П., Перепелкина Н. А., Рывкина Л. А. Психодидактика в теории и практике развивающего образования. Часть I: колл. монография. М., 2008. 5 п. л.

Ахметова Л. В., кандидат психологических наук, доцент.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634061.

E-mail: axmetova@tspu.edu.ru

Материал поступил в редакцию 30.07.2009

L. VAkhmetova

PSYCHOLOGICAL AND DIDACTIC APPROACH IN THE SYSTEM SCHOOL EDUCATION

The article gives consideration to psychological and didactic educational approach which serves to solve effectively the problems of developmental education. The subject matter and the principals of the said approach are described and revealed in the article. The application models of psychological and didactic approach in the educational process are represented in the following article as well.

Key-words: psychological and didactic approach, system of psychological and didactic educational principals, cognitive education.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Tomskaya oblast, Russia, 634061.

E-mail: axmetova@tspu.edu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.