Научная статья на тему 'Основные тенденции развития современной дидактики'

Основные тенденции развития современной дидактики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3435
410
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ПСИХОДИДАКТИКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СЕМИОТИКА / СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ВАРИАТИВНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ / КОНВЕРГЕНЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ЦИФРОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / ТЕНДЕНЦИЯ ТРАНСФОРМАЦИИ ДИДАКТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ И ДИДАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИНТЕГРАТИВНАЯ ТЕНДЕНЦИЯ / ТЕНДЕНЦИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ ВОЗРАСТАЮЩЕЙ СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ВАРИАТИВНОСТИ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА / ИНФОРМАЦИОННО-СЕМИОТИЧЕСКАЯ ТЕНДЕНЦИЯ / DIGITALIZATION / PSYCHODIDACTICS / EDUCATIONAL SEMIOTICS / CONTENT-ORGANIZATIONAL VARIABILITY / MANUFACTURABILITY / CONVERGENCE OF PEDAGOGICAL SCIENCE AND DIGITAL INFORMATION TECHNOLOGIES / THE TENDENCY OF TRANSFORMATION OF DIDACTIC KNOWLEDGE AND DIDACTIC ACTIVITY / INTEGRATIVE TENDENCY / THE TENDENCY OF UNDERSTANDING OF INCREASING CONTENT-ORGANIZATIONAL VARIABILITY OF DIDACTIC PROCESS / INFORMATION-SEMIOTIC TENDENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коршунова О. В.

Актуальность исследования обусловлена вызовами современности, которые отражаются в системе образования, как в своеобразном зеркале. Такими вызовами выступают цифровизация, глобализация, высокая интенсивность и быстрота изменений нашего мира, информационная перенасыщенность жизни, неопределенность аксиологических основ мира. Цель статьи заключается в попытке осмысления развития основных методологических параметров современной дидактики как науки об обучении (образовании) с учетом происходящих в мире трансформационных процессов и формулировании на основе этого тенденций ее развития. Предмет и результаты исследования. Статья показывает основные линии развития научного знания дидактики с учетом вызовов цивилизации тенденции трансформации дидактического знания и дидактической деятельности. Интегративная тенденция представлена через выделение направлений психодидактического и когнитивно-дидактического характера в теории обучения. Тенденция осмысления возрастающей содержательно-организационной вариативности дидактического процесса детерминирована интенсивным обогащением сферы образования цифровыми информационными технологиями и разнообразным миром технологий обучения. Информационно-семиотическая тенденция обусловлена процессами динамичности и информационной насыщенности, глобализации и «распыления» аксиологических основ в сфере образования и связывается с усиливающейся необходимостью владения умениями работы со знаками и знаковыми системами, представленными в различных форматах. Дидактика представляется развивающейся системой знаний и деятельности, открытой для дальнейшего совершенствования и обогащения. Область применения результатов: в теоретическом плане материалы и выводы статьи будут полезны исследователям современной сферы образования, в практической плоскости студентам, обучающимся по педагогическому и психолого-педагогическому направлениям подготовки, практикующим учителям, работникам системы дополнительного профессионального образования педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main trends in the development of modern didactics

The relevance of the study is due to the challenges of our time, which are reflected in the education system, as in a kind of mirror. Such challenges are digitalization, globalization, high intensity and speed of changes in our world, information saturation of life, uncertainty of axiological foundations of the world. The purpose of the article is to try to understand the development of the main methodological parameters of modern didactics as a science of learning (education), taking into account the ongoing transformation processes in the world and formulating on the basis of this trend of its development. Subject and results of the study. The article shows the main lines of development of scientific knowledge of didactics taking into account the challenges of civilization the trend of transformation of didactic knowledge and didactic activity. Integrative tendency is presented through the allocation of areas of psychodidactic and cognitive-didactic nature in the theory of learning. The tendency to comprehend the increasing content-organizational variability of the didactic process is determined by the intensive enrichment of the sphere of education with digital information technologies and the diverse world of learning technologies. The information-semiotic tendency is caused by processes of dynamism and information saturation, globalization and "dispersion" of axiological bases in the sphere of education and is connected with increasing need of possession of skills of work with signs and sign systems presented in various formats. Didactics appears to be a developing system of knowledge and activity, open to further improvement and enrichment. Application of the results: in theoretical terms the materials and conclusions of the article will be useful for researchers of modern education, in practical terms students studying in pedagogical and psychological-pedagogical areas of training, practicing teachers, employees of the system of additional professional education of teachers.

Текст научной работы на тему «Основные тенденции развития современной дидактики»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 37.026 DOI: 10.25730/VSU.7606.19.021

Основные тенденции развития современной дидактики

О. В. Коршунова

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, Вятский государственный университет. Россия, г. Киров.

Researcher: D-1048-2017. ORCID: 0000-0003-2633-0305. E-mail: [email protected]

Истина редко бывает чистой и никогда - однозначной.

Оскар Уайльд

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена вызовами современности, которые отражаются в системе образования, как в своеобразном зеркале. Такими вызовами выступают цифровиза-ция, глобализация, высокая интенсивность и быстрота изменений нашего мира, информационная перенасыщенность жизни,неопределенность аксиологических основ мира.

Цель статьи заключается в попытке осмысления развития основных методологических параметров современной дидактики как науки об обучении (образовании) с учетом происходящих в мире трансформационных процессов и формулировании на основе этого тенденций ее развития.

Предмет и результаты исследования. Статья показывает основные линии развития научного знания дидактики с учетом вызовов цивилизации - тенденции трансформации дидактического знания и дидактической деятельности. Интегративная тенденция представлена через выделение направлений психодидактического и когнитивно-дидактического характера в теории обучения. Тенденция осмысления возрастающей содержательно-организационной вариативности дидактического процесса детерминирована интенсивным обогащением сферы образования цифровыми информационными технологиями и разнообразным миром технологий обучения. Информационно-семиотическая тенденция обусловлена процессами динамичности и информационной насыщенности, глобализации и «распыления» аксиологических основ в сфере образования и связывается с усиливающейся необходимостью владения умениями работы со знаками и знаковыми системами, представленными в различных форматах.

Дидактика представляется развивающейся системой знаний и деятельности, открытой для дальнейшего совершенствования и обогащения.

Область применения результатов: в теоретическом плане - материалы и выводы статьи будут полезны исследователям современной сферы образования, в практической плоскости - студентам, обучающимся по педагогическому и психолого-педагогическому направлениям подготовки, практикующим учителям, работникам системы дополнительного профессионального образования педагогов.

Ключевые слова: цифровизация, психодидактика, образовательная семиотика, содержательно-организационная вариативность, технологичность, конвергенция педагогической науки и цифровых информационных технологий, тенденция трансформации дидактического знания и дидактической деятельности, интегративная тенденция, тенденция осмысления возрастающей содержательно-организационной вариативности дидактического процесса, информационно-семиотическая тенденция.

Созданная чешским ученым Я. А. Коменским теория обучения прошла длительную эволюцию (более 300 лет), за которую накопила значительный объем дидактических знаний и богатейший опыт обучения и образования людей всех поколений. Как часть педагогики, современная дидактика исследует особенности обучения для различных возрастных периодов жизни человека: от дородового этапа до третьего возраста. В арсенале дидактики имеется широкий ассортимент описания разнообразных практик обучения, разработанные теории целей и задач обучения для различных идеологических режимов и социально-экономических условий развития общества; содержательно-процессуальные аспекты организации процесса обучения субъектов с самыми разнообразными характеристиками (их называют особыми образовательными потребностями, индивидуально-личностными и психофизиологическими

© Коршунова О. В., 2019

особенностями]. Дидактика сегодня признается одной из самых разработанных и продвинутых научных отраслей педагогики. Однако так ли это на самом деле? Насколько соответствует современное состояние теории обучения реальному положению дел, сложившемуся к настоящему моменту времени в практиках обучения, в образовательной реальности? Данные вопросы и определяют нацеленность статьи на осмысление развития основных методологических параметров современной дидактики как науки об обучении (образовании] с учетом происходящих в мире трансформационных процессов и формулировании на основе этого тенденций ее развития.

Для начала проанализируем имеющиеся в современных авторитетных информационных источниках определения теории обучения.

Дидактика (др.-греч. Дьбакико^ - «поучающий»] - раздел педагогики и теории образования, изучающий проблемы обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объем и структуру содержания образования [9].

«Дидактика представляет собой теорию воспитывающего и развивающего обучения или, иначе, явление действительности, характеризующееся целенаправленно программируемым содержанием социального опыта и организуемой трансляцией его молодому поколению с целью сохранения и развития культуры» [17].

Дидактика - «наука о преподавании и учении, система корректно обоснованных утверждений и гипотез, касающихся явлений, зависимостей и закономерностей преподавания-учения, способов их преобразования. <...> Объектом <...> является обучение во всем его объеме и во всех аспектах, а предметом - система отношений "учитель-ученик", "ученик-учебный материал", "ученик-другие ученики", причем главным отношением в целенаправленной деятельности по передаче социального опыта последующим поколениям является отношение между двумя организованными деятельностями - преподаванием и учением. Это отношение организует всю систему дидактических отношений и их конкретное проявление в процессе обучения» [34, с. 82].

Резонирующие мысли высказываются и зарубежными коллегами. Так, Р. Джоши (Я. ¡обЫ] [42] раскрывает значимость «дидактического треугольника», задающего дидактические отношения в процессе обучения. «Дидактический треугольник» состоит из трех осей: «учитель-ученик», «учитель-предмет» и «предмет-ученик». Сила использования дидактического треугольника заключается в том, что он определяет различные типы отношений между учителем, учеником и предметом, а также возможность связать эти отношения со структурным контекстом:

- Ось «учитель-ученик» связана со знанием взаимодействия в классе и групповых процессах, а также умением управлять ими. Ось соотносится с пониманием учителем того, что происходит в дидактической комнате, а также осмыслением лидерства учителя и индивидуального стиля его преподавания. Следовательно, эта ось представляет микроаспекты обучения наряду со связью между ценностями и намерениями учителя и его способностью создать конструктивную среду обучения [42].

- Ось «учитель-предмет» относится к ощущению и распознанию учителем своих собственных действий в отношении предмета или того, что следует сообщать обучающимся, как и почему. Общение в этом смысле связано с риторикой, включая ораторское искусство учителя, понимание получателя и способность достичь поставленной коммуникативной цели. Эта ось свидетельствует о наличии знаний в области предмета и способности иллюстрировать это. Она также предполагает, в дидактическом смысле, что учитель сам знает о своем использовании тона голоса, языка тела, зрительного контакта и доски. Здесь автор указывает на важность владения педагогом невербальными средствами коммуникации (закономерностями невербальной семиотики] [42].

- Ось «ученик-предмет» связана с пониманием и изложением предмета, чтобы школьник мог учиться наилучшим образом. Эта ось говорит о том, как предметный контент может быть сделан доступным для обучающегося, чтобы он обладал как свойством индивидуальности для познающего предмет субъекта, так и свойством прогрессивности в контексте развития. Важным фактором в этом измерении является предварительное понимание, которое, как предполагает учитель, имеет ученик, что позволяет ученику понять предмет и позволяет учителю полагать, что он способен управлять отдельным обучающимся и группой школьников. Учитель, который сочетает в себе осознанный дидактический подход с гибким подходом к учащимся в учебной ситуации, имеет больше шансов для достижения дидактического ли-

дерства, чем учитель, который испытывает трудности с принятием альтернативных когнитивных подходов к учащимся [42].

В положениях, приведенных выше, уже показаны отдельные методологические характеристики теории обучения - ее объект, предмет, функциональное назначение. Представим в табл. 1 основные методологические параметры современной дидактики, вышедшей на уровень теоретических обобщений и выводов, и обозначим направления (тенденции] трансформации дидактического знания и дидактической деятельности.

Таблица 1

Интерпретация параметра в современной дидактике Необходимость трансформации и обогащения содержания параметра

Методологический компонент: определение научной отрасли

Дидактика - наука об обучении во всех его проявлениях и аспектах, выявляющая закономерности, принципы, цели и задачи, содержание, методы, приемы, организационные формы и средства обучения [11]; наука о «дидактическом треугольнике» [42] - дидактических отношениях и дидактической деятельности Необходимы дополнения, связанные с отображением протекания обучения в информационно-образовательной среде (пространстве массовой сетевой коммуникации и глобализации], кото-рая(-ое) открывает новые уникальные возможности как для дидактических исследований, так и для расширения образовательных возможностей субъектов обучения

Методологический компонент: объект

Обучение как целостный, комплексный, сложный, специально организованный и целенаправленный процесс усвоения содержания образования, являющийся составной частью образования наряду с воспитанием и развитием, психологической поддержкой субъекта в процессе интериоризации объективизированных знаний и опыта деятельности Обучение, реализующееся в информационно-образовательной среде, органически объединяющее субъективные возможности и проявления обучающегося и результаты педагогического влияния; направленное на раскрытие, развитие и реализацию интеллектуального потенциала обучающегося; создание условий для становления компетентного и обладающего общей культурой члена современного общества массовой сетевой коммуникации и глобализации

Методологический компонент: предмет

Закономерности, принципы, цели и задачи, содержание, методы, приемы, организационные формы и средства обучения [11; 16]: дидактические отношения и дидактическая деятельность Появление новых закономерностей в связи с цифровизацией (парадигмы сетевого открытого образования; распределенного образования; высокотехнологичного образования; конвергентного образования [31]]; глобализацией (принцип поликультурности]; интенсивным проникновением идей психодидактики в содержание дидактики (появление принципа психологической комфортности и безопасности, эмоционального комфорта]; развитием образовательной семиотики (принцип методологичности обучения и метапредметных его основ [3; 13]], возрастанием содержательно-организационной вариативности обучения (трансформация урока в учебное занятие; размывание границ между лекцией и семинарским занятием в высшей школе]; все более глубоким проникновением технологического подхода в обучение (принцип технологичности], конвергенция педагогической науки и цифровых информационных технологий (слияние содержания, методов, приемов, технологий данных направлений]

Методологический компонент: основные категории

Обучение - это целенаправленная взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся, направленная на достижение целей обучения. Однако универсального определения процесса обучения не существует. Процесс обучения - сложное педагогическое явление, которое может быть рассмотрено с различных пози- Протекание в информационно-образовательной среде (специфический контент и организация). Основные вопросы, на которые дает ответ современная дидактика: Кого учить? («видеть» своих учеников, понимать их особенности; учитывать контексты, в которых строится обучение]; Зачем

ций: как взаимодействие учителя и учащихся, как процесс передачи учителем социального опыта ученикам, как управление процессом познания [22]; «целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенциями, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни» [38, ст. 2 п. 3] учить? (поиск смыслов освоения учебного материала, цели обучения]; Чему учить? (отбор содержания обучения]; Как учить? (определение процессуально-технологической стороны обучения - методов, приемов, средств, организационных форм обучения, технологий обучения]. Дидактический процесс - это система целенаправленной учебно-познавательной деятельности обучающихся в рамках обязательных, а также внеклассных учебных занятий и самообразования, руководимая и управляемая педагогом по овладению на репродуктивном, конструктивном и творческом уровнях системой знаний, умений, способов деятельности, выступающих в качестве базиса для формирования компетентностей обучающихся и достижения ими личностных, мета-предметных и предметных образовательных результатов с учетом специфики конкретной образовательной ситуации [17]. Новая формула процесса обучения: ОП в ИОС =М (Аф + Ау+ Ас) + ЦИТ, где ОП - образовательный процесс; ИОС - информационно-образовательная среда; Ас - алгоритм функционирования семьи в тесном взаимодействии с образовательной организацией; ЦИТ - цифровые информационные технологии

Дидактический процесс - это смена состояния системы обучения как целостного педагогического явления, фрагмента, акта педагогической деятельности; это реализация дидактической системы во взаимодействии преподавателя и обучающихся с целью усвоения содержания образования. Классическая формула дидактического процесса предложена В. П. Беспалько: ДП - дидактический ДП = М + Аф + Ау процесс; М - моти- ^ ф у вация учащихся к учению; Аф - алгоритм функционирования (учебно-познавательная деятельность ученика]. Ау - алгоритм управления (деятельность учителя по управлению учением, трансформирующимся сегодня в образовательную деятельность]

Дидактическая деятельность - деятельность учителя, характеризующаяся взаимодействием проектирующего, организующего и аналитического видов дидактической деятельности [10]. Имеет характер либо практический (реализация сценария урока), либо теоретический (сравнительный теоретический анализ систем обучения в рамках научного исследования), либо теоретико-практический (моделирование и планирование учебного занятия - подготовка учебного занятия) Специфическая форма педагогической активности, содержательно связанная с процессом обучения. Все виды дидактической деятельности выполняются с применением цифровых информационных технологий. «Преподавание есть часть дидактической деятельности: "это деятельность учителя, предполагающая планирование и организацию процесса обучения, контроль его хода и оценку достигаемых результатов"» [25, с. 161]

Учение - «... это деятельность по освоению содержания учебного предмета, служащая основой для подготовки учащихся к практической деятельности, формированию и развитию опыта решения учебных и жизненных задач. <...> С психологической точки зрения, учение есть деятельность ученика по самоизменению путем освоения элементов социального опыта» [25, с. 161-162] Восприятие становится все более клиповым; возникает состояние перенасыщения информацией, «. неспособность воспринимать длительное, постепенно развертывающееся повествование, схватывать логические переходы» [21, с. 12]

Дидактическая система - совокупность элементов (целей, содержания, дидактических процессов, методов, средств, форм обучения, принципов], образующих единую целостную структуру, служащую достижению целей обучения [26] Более быстрое планирование и оформление документации, отражающей дидактические компоненты в единстве (например, сценарий учебного занятия, или модель учебного занятия, или технологическая карта] при использовании цифровых средств

Дидактическое отношение - «учитель-ученик» Во все три дидактических отношения «вмешивается цифра» и открытость общества. Происходит «... расширение связей классического дидактического отношения: учитель - учебный материал - ученики с образовательной средой школы, общества, мира, что позволяет выявить предпосылки перехода процесса обучения в образовательный процесс, ориентированный на самореализацию школьника» [25, с. 197]

Методологический компонент: специфические задачи

Теоретические: - научное обоснование принципов развития систем обучения, целей и содержания обучения; - исследование сущности, структуры и функций процесса обучения; - разработка методологических основ дидактики и методов дидактических исследований; - исследование сущности феномена дидактической деятельности, педагогического мастерства и путей его формирования - разработка теории и методологии инновационных процессов, рациональных связей теории и практики, взаимопроникновения исследовательской и практической деятельности. Прикладные: - разработка методических основ обучения конкретным дисциплинам; - разработка форм, методов, приемов, средств, технологий организации процесса обучения; - разработка методов и форм контроля, критериев усвоения знаний и личностного развития; - разработка содержания и методики самообразования и привития потребности в нем Теоретические: - принцип ориентации обучающегося на самостоятельное приобретение знаний, умений, компетенций, осуществление разнообразных видов информационной деятельности и информационного взаимодействия на базе применения цифровых информационных технологий; - цель обучения - раскрытие, развитие, реализация интеллектуального потенциала обучающегося, а также его успешная социализация в условиях общества массовой сетевой коммуникации и глобализации; - осуществление педагогом самостоятельной информационной деятельности и информационного взаимодействия как между субъектами образовательного процесса, так и между ними и интерактивным источником учебной либо методической информации; самотворчество и самопредставление индивидуальности в «виртуальном мире»; - конвергенция исследовательских методов соответствующих наук и технологий их познания. Прикладные: - использование интерактивного контента; интеграция зон различных наук; - применение средств и систем автоматизированного управления процессом обучения, его планирования, мониторинга качества на базе цифровых информационных технологий; - развитие методологических умений обучающихся на основе самостоятельной информационной деятельности с использованием цифровых информационных технологий

Методологический компонент: логика функционирования дидактического знания

Связывается с логикой выстраивания научной теории: основания (методологические и эмпирические]; ядро (непосредственно дидактическое знание: закономерности и законы, принципы, цели и задачи, содержание, организационно-процессуальная часть дидактической системы]; выводы-следствия; интерпретация (определение границ закономерностей и законов] Логика функционирования дидактики сохраняется, однако в ядре теории появляются новое знание об интерактивном контенте, цифровых информационных технологиях, об информационной образовательной среде, в которой, собственно, и протекают процессы обучения. Серьезное дополнение испытывает процессуально-технологический компонент из-за включения цифровых информационных технологий

Методологический компонент: методы исследования в дидактике

Теоретические: анализ, синтез, моделирование, метод восхождения от абстрактного к конкретному, идеализация, построение гипотез и доказательство выдвигаемых положений с помощью теоретического обоснования и др. Эмпирические: опросные методы, наблюдение, педагогический эксперимент, изучение продуктов деятельности субъектов процесса обучения, метод диагностических ситуаций и др. Методы обработки данных (математической статистики] Все группы методов значительно обогащают и улучшают свои характеристики за счет применения цифровых информационных технологий: возрастает скорость, например, получения необходимой информации, обработки эмпирических данных, построения графиков, выявления зависимостей, проведения «экранных» экспериментов, использование компьютерного моделирования иногда очень сложных ситуаций, например, процесса чтения и понимания текста [19]

Таким образом, современная дидактика испытывает острую нужду в приведении в соответствие с вызовами времени и социальным заказом терминологического аппарата и своих методологических параметров, что и детерминирует тенденции трансформации дидактического знания и дидактической деятельности.

Анализ параметров современного учебного занятия (в школе и вузе] [8] позволил выделить тенденции, которые характерны для современного учебного занятия для уровней об-

щего среднего и высшего образования, дают представление о линиях его изменения и трансформации и обусловливают появление соответствующих тенденций в развитии и преобразовании непосредственно самого дидактического знания. Среди них:

- психодидактическая тенденция (связана с усилением внимания к вопросам учета и развития индивидуальных параметров обучающихся в процессе обучения, обеспечением развивающего характера обучения, созданием условий для становления субъектности обучающихся и обучающих в процессе обучения];

- тенденция возрастания содержательно-процессуальной вариативности учебного занятия (связана с наличием инвариантных (ФГОС] и вариативных компонентов в содержании образования, а также проявлением педагогического творчества в части применения организационных и технологических форматов взаимодействия педагога и обучающихся в границах учебного занятия];

- информационно-семиотическая тенденция (отражает применение цифровых образовательных технологий в обучении, а также усиливающуюся необходимость развития у обучающихся и учителя семиотических умений и навыков, или семиотической компетенции, или владения опытом работы со знаками и знаковыми системами, которые в принципе и составляет содержание учебной информации]. Актуальность последней тенденции доказывает большое количество научных работ в области образовательной семиотики - быстро развивающейся молодой научной отрасли - части философии образования [4; 7; 18; 29; 35; 37; 40; 41; 43]. Среди трудов, развивающих дидактику в данном направлении, отметим работы А. А. Веряева [4] по исследованию семиотического подхода к образованию в условиях информационного общества; С. А. Гончарова, О. М. Гончаровой, Н. Н. Королевой [7] по описанию феномена семиотической компетентности и ее значении в образовании и социуме; М. А. Лукацкого [18] по формированию параметров педагогической семиологии; С. Ю. Полянкиной [29] по вопросам семиотического подхода по разрешению ключевых противоречий в современной системе образования; А. Б. Соломника [35] по исследованию педагогических приложений семиотики; И. И. Сулимы по вопросам герменевтической концепции; М. Данези Danesi) [40] об эдусемиотике и др.

С учетом выделенных тенденций можно утверждать, что для осмысления данных линий развития современного учебного занятия необходимы соответствующие дидактические исследования, которые бы позволили выявить позитивные возможности данных изменений, усилить их и минимизировать негативные векторы, которые также имеют место быть и оказывают соответствующее влияние на процесс обучения и его результаты. О проблемах, которые проектируются на плоскость дидактики и требуют решения, подробно и глубоко говорит И. А. Колесникова [12]. Мы их анализировали применительно к дидактике сельской школы [14; 23].

В направлении исследования тенденций психодидактического характера отметим труды Б. Ц. Бадмаева [2] (вопросы использования психологии в работе учителя], Э. Г. Гельфман [5] (психодидактика школьного учебника, обогащение ментального опыта обучающихся, интеллектуальное воспитание], О. С. Гибельгауз, А. Н. Крутского [6] (разработка 14 методологических подходов к обучению, идея единства психологии, дидактики и методики, идея пакетных технологий обучения], А. З. Рахимова [30] (формулировка психодидактических принципов], И. М. Осмоловской [21] (определение гибридного предмета психодидактики на основе идеи междисциплинарности], В. И. Панова [24] (определение психодидактического подхода, связывание его с развивающим образованием, а не обучением], А. И. Подольского [27] (идея разработки психодидактических технологий, реализующихся с помощью учебно-технологического комплекса], С. Д. Полякова [28] (разработка конкретных психодидактических систем и организационных форм образования], В. И. Савенкова [32] (рассмотрение методологических основ психодидактики], Э. Стоунса [36] (основополагающие работы по психопедагогике], Л. М. Фридмана [39] (предложение о введении элементов психопедагогики в процесс подготовки учителей], М. А. Холодную [5] (психодидактика школьного учебника, обогащение ментального опыта обучающихся, интеллектуальное воспитание]. Основная идея исследований в этом направлении - поиск путей индивидуализирования процесса обучения, его субъективи-зации, предоставления обучающемуся комфортных образовательных условий для актуализации и реализации своего субъектного потенциала, обеспечение условий для развития всех сфер обучающихся (при сохранении условий для успешной работы в команде]. Предметом психодидактики определены изменения в психике человека под воздействием обучения [21].

Тенденция возрастания содержательно-организационной вариативности и информационно-семиотическая тенденция очень тесно связаны друг с другом, поскольку практически охватывают собой как содержательную компоненту обучения (дидактического процесса], так

и процессуальную. Именно в границах данных тенденций, прежде всего, развивается представление об использовании цифровых информационных технологий, которые, как некоторая межпредметная методологическая основа, пронизывают обучение различным дисциплинам и создают тот фон, на котором сегодня происходит и обучение, и воспитание, и развитие обучающихся. Тенденция возрастания содержательно-организационной вариативности учебного занятия отражает факт все более глубокого проникновения технологического подхода в сферу образования в контексте использования технологий обучения [33]. Здесь имеется в виду разнообразие этих дидактических систем и вариативность применения с обеспечением наиболее оптимального сочетания с конкретной образовательной ситуацией.

В контексте данных тенденций нельзя не отметить проявление еще одного интегра-тивного направления развития дидактики, которое получило название «когнитивно-дидактических исследований» и отражает взаимодействие дидактики с когнитивистикой - комплексом научных дисциплин, охватывающих теорию познания, когнитивную психологию, нейрофизиологию, когнитивную лингвистику, когнитивную антропологию и теорию искусственного интеллекта [21].

Когнитивное обучение направлено на когнитивное развитие обучающегося, т. е. совершенствование всей совокупности его умственных способностей и стратегий. Ученик есть познающая система, обладающая определенным набором индивидуальных средств, увеличивающих и развивающих его когнитивные возможности, и вовлекающаяся в активный процесс познания в случае обеспечения содержательной стороны образования и внутренней активности учащихся с помощью стимуляции их собственных когнитивных структур, обработки и преобразования поступающей учебной информации. «Требуется оснастить ученика универсальными инструментами познания, а учителя - вооружить методами и средствами когнитивного обучения, к которым относятся эвристическое наблюдение, методы смыслового, символического и образного видения, дивергентные и информационно-коммуникативные карты, тест-карты, опорные схемы и др.» [21, с. 18].

Когнитивные технологии обучения связываются с освоением обучающимися способов умственных действий с информацией в процессе ее использования. Когнитивная визуализация дидактических объектов предполагает наглядное представление когнитивных схем (структур] в виде когнитивных карт, фреймов, семантических сетей, кластеров для быстрой ориентировки в поступающей учебной информации, ее понимания и анализа. Дидактический дизайн представлен разработкой емких визуальных изображений, позволяющих передать большой объем информации в сжатом и лаконичном виде [1; 20].

Таким образом, наиболее выраженными тенденциями развития современной дидактики выступают:

- тенденция трансформации методологических характеристик теории обучения, являющаяся отражением закономерной необходимости развития и изменения содержания составных компонентов научной системы в контексте возникающих новых исторических условий и вызовов времени;

- интегративная тенденция (в частности, в ее рамках выделяются направления психодидактического и когнитивно-дидактического характера];

- тенденция осмысления возрастающей содержательно-организационной вариативности дидактического процесса, в частности, детерминированной интенсивным обогащением сферы образования цифровыми информационными технологиями и разнообразным миром технологий обучения;

- информационно-семиотическая тенденция, обусловленная процессами динамичности и информационной насыщенности (и даже пересыщенности] нашего мира, глобализациии «распыления» аксиологических основ в сфере образования.

Тем не менее представленный взгляд на векторы развития науки об обучении не рассматривается единственно возможным (вспомним эпиграф к статье], однако он может стать вкладом в научную дискуссию исследователей-дидактов.

Список литературы

1. Ахметова Л. В. Методы когнитивного обучения: психолого-дидактический подход // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. Вып. 7 (85]. С. 48-52.

2. Бадмаев Б. Ц. Психология в работе учителя : в 2 кн. М. : Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2004. Кн. 1. Практическое пособие по теории развития, обучения и воспитания. 233 с. (Психология для всех].

3. Блинова Т. Л. Метапредметность в подготовке учителя // Педагогика. 2018. № 3. С. 92-96.

4. Веряев А. А. Семиотический подход к образованию в информационном обществе : дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. Барнаул, 2000. 367 с.

5. Гельфман Э. Г., Холодная М. А. Психодидактика школьного учебника. Интеллектуальное воспитание учащихся. СПб. : Питер, 2006. 384 с.

6. Гибельгауз О. С. Психодидактические пакетные технологии обучения : монография / О. С. Ги-бельгауз, А. Н. Крутский. Барнаул : АлтГПУ, 2016. 179 с.

7. Гончаров С. А., Гончарова О. М., Королева Н. Н. Семиотическая компетентность в образовании и социуме // Universum: Вестник Герценовского университета. 2011. № 8. С. 75-76.

8. Данюшенков В. С. Современный урок: тенденции развития / В. С. Данюшенков, О. В. Коршунова // Педагогика. 2017. № 10. С. 24-31. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32619757 (дата обращения: 28.05.2019).

9. Дидактика : Материал из Википедии - свободной энциклопедии. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/%D0%94%D0%B8%D0%B4%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0 (дата обращения: 27.05.2019).

10. Дидактическая деятельность. URL: https://www.ngpedia.ru/id472p1.html (дата обращения: 27.05.2019).

11. Загвязинский В. И. Теории обучения и воспитания : учебник для студ. учреждений ВПО /

B. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. М. : Академия, 2014. 256 с.

12. Колесникова И. А. Проблемы развития современной педагогической науки / И. А. Колесникова // Педагогика в современном мире : сб. статей Всеросс. науч. конф. / ред. сов. : Т. Б. Алексеева, И. В. Гладкая, И. Э. Кондракова, Н. М. Федорова. СПб. : Лема, 2011. С. 197-201.

13. Корчажкина О. М. Метапредметный урок как пространство усвоения обобщенных понятий // Педагогика. 2018. № 5. С. 61-71.

14. Коршунова О. В. Методологические подходы к обучению и воспитанию в сельской школе : монография / О. В. Коршунова, С. В. Огородникова. Вып. 22. Серия «Сельская школа». Киров : Изд-во ВятГУ, 2018. 653 с.

15. Коршунова О. В. Теория обучения. Педагогические технологии. Киров : Изд-во ВятГУ, 2016. 581 с.

16. Коршунова О. В. Проблемы дидактики сельской школы: концептуальные подходы, модели и технологии обучения : практико-ориентированная монография / О. В. Коршунова, О. Г. Селиванова. Киров : Изд-во ВятГГУ, 2014. 292 с.

17. Лернер И. Я. Философия дидактики и дидактика как философия. М. : Изд-во РОУ, 1995. С. 11.

18. Лукацкий М. А. Педагогическая семиология: контуры становления // Ценности и смыслы. 2015. № 6 (40). С. 56-64.

19. Майер Р. В. Исследование математических моделей дидактических систем на компьютере : монография. Глазов: ГГПИ, 2018. 160 с.

20. Манько Н. Н. Проективная визуализация дидактических объектов детерминант развития обучающегося // Образование и наука. 2013. № 6. С. 90-105.

21. Осмоловская И. М., Краснова Л. А. Проблема междисциплинарности в исследованиях процесса обучения // Образование и наука. 2017. 19 (7). С. 9-24. URL: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-7-9-24 (дата обращения: 28.05.2019).

22. Осмоловская И. М. Дидактика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., стер. М. : Академия, 2008. 240 с.

23. Основные тенденции развития дидактики сельской школы // Социально-педагогические технологии в образовании : сб. научных и научно-практ. статей Всеросс. науч.-практ. форума «Социально-педагогические технологии в образовании: актуальность, перспективы и тенден-ции» / О. В. Коршунова. Петрозаводск : Изд-во ПетрГУ, 2018. 1 электрон. опт. диск (CD-R).

24. Панов В. И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. СПб. : Питер, 2007. 352 с.

25. Педагогика : учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / под ред. А. П. Тряпицыной. СПб. : Питер, 2014. 304 с.

26. Подласый И. П. Педагогика : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. : Просвещение ; ВЛАДОС, 1996. 492 с.

27. Подольский А. И. Системная психодидактика. Магнитогорск : Творчество, 2005. 328 с.

28. Поляков С. Д. Психопедагогика воспитания и обучения: опыт популярной монографии. М. : Новая школа, 2003. 304 с.

29. Полянкина С. Ю. Семиотический подход к разрешению ключевых противоречий современной системы образования // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2018. № 41. С. 64-71.

30. Рахимов А З. Философия психодидактики. Уфа : Творчество, 2008. 290 с.

31. Роберт И. В. Развитие дидактики в условиях реализации возможностей цифровых информационных технологий // Современные Web-технологии в цифровом образовании: значение, возможности, реализация : сб. ст. участников V-й Междунар. науч.-практ. конф. (17-18 мая 2019 г.) / науч. ред.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

C. В. Миронова, отв. ред. С. В. Напалков ; Арзамасский филиал ННГУ. Арзамас : Арзамасский филиал ННГУ, 2019. С. 27-41.

32. Савенков А. И. Психодидактика. М. : Национальный книжный центр, 2012. 360 с.

33. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий : в 2 т. НИИ школьных технологий, 2006. (Т. 1 - 816 с., Т. 2 - 816 с.)

34. Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В. А. Мижериков ; под ред. П. И. Пидкасистого. М. : Сфера, 2004. 448 с.

35. СоломоникА. Б. Семиотика и ее педагогические продолжения // Проблемы современного образования. 2010. № 2. С. 41-49.

36. Стоунс Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения / пер. с англ. ; под ред. Н. Ф. Талызиной. М. : Педагогика, 1984. 472 с.

37. Сулима И. И. Бытийный статус образования. Герменевтическая концепция : дис. ... д-ра филос. наук. Н. Новгород, 2004. 355 с.

38. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации». URL: www.consultant.ru (дата обращения: 16.12.2018).

39. Фридман Л. М. Психопедагогика общего образования. М. : Институт практической психологии, 1997. 288 с.

40. Danesi M. Foreword: Edusemiotics. In I. Semetsky (Ed.), Semiotics education experience. Rotterdam: Sense Publishers. 2010. Pp. vii-xi.

41. Deely J., Semetsky I. Semiotics, edusemiotics and the culture of education // Educational Philosophy and Theory. № 49 (3). 2016. Pp. 1-13.

42. Joshi R. Didactics and pedagogy: Enhancing students' performance // The Himalayan times. Published: February 26, 2018. Available at: https://thehimalayantimes.com.

43. Semetsky I., Stables A. (Eds.) Pedagogy and edusemiotics: Theoretical challenges / practical opportunities Rotterdam : Sense Publishers, 2014.

The main trends in the development of modern didactics

O. V. Korshunova

Doctor of Pedagogical Sciences, professor at the Department of pedagogy, Vyatka State University. Russia, Kirov.

Researcher: D-1048-2017. ORCID: 0000-0003-2633-0305. E-mail: [email protected]

Abstract. The relevance of the study is due to the challenges of our time, which are reflected in the education system, as in a kind of mirror. Such challenges are digitalization, globalization, high intensity and speed of changes in our world, information saturation of life, uncertainty of axiological foundations of the world.

The purpose of the article is to try to understand the development of the main methodological parameters of modern didactics as a science of learning (education), taking into account the ongoing transformation processes in the world and formulating on the basis of this trend of its development.

Subject and results of the study. The article shows the main lines of development of scientific knowledge of didactics taking into account the challenges of civilization - the trend of transformation of didactic knowledge and didactic activity. Integrative tendency is presented through the allocation of areas of psychodi-dactic and cognitive-didactic nature in the theory of learning. The tendency to comprehend the increasing content-organizational variability of the didactic process is determined by the intensive enrichment of the sphere of education with digital information technologies and the diverse world of learning technologies. The infor-mation-semiotic tendency is caused by processes of dynamism and information saturation, globalization and "dispersion" of axiological bases in the sphere of education and is connected with increasing need of possession of skills of work with signs and sign systems presented in various formats.

Didactics appears to be a developing system of knowledge and activity, open to further improvement and enrichment.

Application of the results: in theoretical terms - the materials and conclusions of the article will be useful for researchers of modern education, in practical terms - students studying in pedagogical and psychological-pedagogical areas of training, practicing teachers, employees of the system of additional professional education of teachers.

Keywords: digitalization, psychodidactics, educational semiotics, content-organizational variability, manufacturability, convergence of pedagogical science and digital information technologies, the tendency of transformation of didactic knowledge and didactic activity, integrative tendency, the tendency of understanding of increasing content-organizational variability of didactic process, information-semiotic tendency.

References

1. Ahmetova L. V. Metody kognitivnogo obucheniya: psihologo-didakticheskij podhod [Methods of cognitive training: psychological and didactic approach] // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo uni-versiteta - Herald of Tomsk State Pedagogical University. 2009. Issue 7 (85). Pp. 48-52.

2. Badmaev B. C. Psihologiya v rabote uchitelya [Psychology in the work of a teacher. In 2 books]. M. Humanitarian center VLADOS. 2004. Book 1. Prakticheskoe posobie po teorii razvitiya, obucheniya i vospitaniya -Practical guide to the theory of development, training and education. 233 p. (Psychology for all).

3. Blinova T. L. Metapredmetnost' v podgotovke uchitelya [Metasubjectivity in teacher training] // Peda-gogika - Pedagogy. 2018. No. 3. Pp. 92-96.

4. Veryaev A. A. Semioticheskij podhod k obrazovaniyu v informacionnom obshchestve : dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00.01 [Semiotic approach to education in the information society : dis. ... dr. Ped. Sciences: 13.00.01]. Barnaul. 2000. 367 p.

5. Gel'fman E. G., Holodnaya M. A. Psihodidaktika shkol'nogo uchebnika. Intellektual'noe vospitanie uchash-chihsya [Psychodidactics of the school textbook. Intellectual education of students]. SPb. Piter. 2006. 384 p.

6. Gibel'gauz O. S. Psihodidakticheskie paketnye tekhnologii obucheniya : monografiya [Psychodidactic packet technology of training : monograph] / O. S. Gibelgauz, A. N. Krutskij. Barnaul. AltSPU. 2016. 179 p.

7. Goncharov S. A., Goncharova O. M. Koroleva N. N. Semioticheskaya kompetentnost' v obrazovanii i soci-ume [Semiotic competence in education and society] // Universum: Vestnik Gercenovskogo universiteta - Universum: Herzen University Herald. 2011. No. 8. Pp. 75-76.

8. Danyushenkov V. S. Sovremennyj urok: tendencii razvitiya [Modern lesson: development trends] / V. S. Danyshenkov, O. V. Korshunova // Pedagogy. 2017. No. 10. Pp. 24-31. Available at: https://elibrary.ru/ item.asp?id=32619757 (date accessed: 28.05.2019).

9. Didactics : Material from Wikipedia - the free encyclopedia. Available at: https://ru.wikipedia.org/ wiki/%D0%94%D0%B8%D0%B4%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0 (date accessed: 27.05.2019). (in Russ.)

10. Didakticheskaya deyatel'nost' - Didactic activity. Available at: https://www.ngpedia.ru/id472p1.html (date accessed: 27.05.2019).

11. Zagvyazinskij V. I. Teorii obucheniya i vospitaniya : uchebnik dlya stud. uchrezhdenij VPO [Theory of education : textbook for students of institutions of higher education] / V. I. Zagvyazinskj, I. N. Emelyanova. M. Academiya. 2014. 256 p.

12. Kolesnikova I. A. Problemy razvitiya sovremennoj pedagogicheskoj nauki [Issues of development of modern pedagogical science] / I. A. Kolesnikova // Pedagogika v sovremennom mire : sb. statej Vseross. nauch. konf. - Pedagogy in the modern world : collection of articles of all-Russia scient. conf. / edit. board: T. B. Ale-kseeva, I. V. Gladkaya, I. E. Kondrakova, N. M. Fedorova. SPb. Lema. 2011. Pp. 197-201.

13. Korchazhkina O. M. Metapredmetnyj urok kak prostranstvo usvoeniya obobshchennyh ponyatij [Metasubject lesson as a space of assimilation of generalized concepts] // Pedagogika - Pedagogy. 2018. No. 5. Pp. 61-71.

14. Korshunova O. V. Metodologicheskie podhody k obucheniyu i vospitaniyu v sel'skoj shkole : monografiya [Methodological approaches to teaching and education in rural school : monograph] / O. V. Korshunova, S. V. Ogorodnikova. Issue 22. Series "Rural school". Kirov. VyatSU. 2018. 653 p.

15. Korshunova O. V. Teoriya obucheniya. Pedagogicheskie tekhnologii [Theory of education. Pedagogical technologies]. Kirov. VyatSU. 2016. 581 p.

16. Korshunova O. V. Problemy didaktiki sel'skoj shkoly: konceptual'nye podhody, modeli i tekhnologii obucheniya : praktiko-orientirovannaya monografiya [Issues of didactics of rural school: conceptual approaches, models and technologies of education : practice-oriented monograph] / O. V. Korshunova, O. G. Selivanova. Kirov. VyatSU. 2014. 292 p.

17. Lerner I. Ya. Filosofiya didaktiki i didaktika kak filosofiya [Philosophy of didactics and didactics as philosophy]. M. ROU. 1995. P. 11.

18. Lukackij M. A. Pedagogicheskaya semiologiya: kontury stanovleniya [Pedagogical semiology: contours of the formation] // Cennosti i smysly - Values and meanings. 2015. No. 6(40). Pp. 56-64.

19. Mayer R. V. Issledovanie matematicheskih modelej didakticheskih sistem na komp'yutere : monografiya [Research of mathematical models of didactic systems on the computer : monograph]. Glazov. GSPI. 2018. 160 p.

20. Man'ko N. N. Proektivnaya vizualizaciya didakticheskih ob"ektov determinant razvitiya obuchayush-chegosya [Projective visualization of didactic objects determinants of student development] // Obrazovanie i nauka - Education and science. 2013. No. 6. Pp. 90-105.

21. Osmolovskaya I. M. Krasnova L. A. Problema mezhdisciplinarnosti v issledovaniyah processa obucheniya [The problem of interdisciplinarity in studies of the learning process] // Obrazovanie i nauka - Education and science. 2017. 19 (7). Pp. 9-24. Available at: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-7-9-24 (date accessed: 28.05.2019).

22. Osmolovskaya I. M. Didaktika : ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij [Didactics : tutorial for students of higher education institutions]. 2-e publ., ster. M. Academiya. 2008. 240 p.

23. Osnovnye tendencii razvitiya didaktiki sel'skoj shkoly - The basic tendencies of development of didactics of rural schools // Social'no-pedagogicheskie tekhnologii v obrazovanii: sb. nauchnyh i nauchno-prakt. Statej Vseross. nauch.-prakt. foruma "Social'no-pedagogicheskie tekhnologii v obrazovanii: aktual'nost', per-spektivy i tendencii" - Social-pedagogical technologies in education : collection of scientific and scientific-pract articles of all-Russia scientific-pract. forum "Social and pedagogical technologies in education: relevance, prospects and trends" / O. V. Korshunova. Petrozavodsk. PetrSU. 2018. 1 electron. optical disc (CD-R).

24. Panov V. I. Psihodidaktika obrazovatel'nyh sistem: teoriya i praktika [Psychodidactics of educational systems: theory and practice]. SPb. Piter. 2007. 352 p.

25. Pedagogika : uchebnik dlya vuzov. Standart tret'ego pokoleniya - Pedagogy : textbook for universities. The standard of the third generation / ed. A.P. Tryapicina. SPb. Piter. 2014. 304 p.

26. Podlasyj I. P. Pedagogika : uchebnik dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij [Pedagogics : textbook for the stud. of higher. ped. institutions]. M. Prosveshchenie; VLADOS. 1996. 492 p.

27. Podol'skij A. I. Sistemnaya psihodidaktika [Systemic psychodidactics]. Magnitogorsk. Tvorchestvo. 2005. 328 p.

28. Polyakov S. D. Psihopedagogika vospitaniya i obucheniya: opyt populyarnoj monografii [Psychopeda-gogics of education and training: the experience of the popular monograph]. M. Novaya shkola. 2003. 304 p.

29. Polyankina S. Yu. Semioticheskij podhod k razresheniyu klyuchevyh protivorechij sovremennoj sistemy obrazovaniya [Semiotic approach to the resolution of the key contradictions of the modern system of education] // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sociologiya. Politologiya - Herald of Tomsk State University. Philosophy. Sociology. Political science. 2018. No. 41. Pp. 64-71.

30. RahimovA. Z. Filosofiya psihodidaktiki [Philosophy of psychodidactics]. Ufa. Tvorchestvo. 2008. 290 p.

31. Robert I. V. Razvitie didaktiki v usloviyah realizacii vozmozhnostej cifrovyh informacionnyh tekhnologij [Development of didactics in terms of digital information technologies] // Sovremennye Web-tekhnologii v cifrovom obrazovanii: znachenie, vozmozhnosti, realizaciya : sb. st. uchastnikov V-j Mezhdunar. nauch.-prakt konf. (17-18 maya 2019 g.) - Modern Web technologies in digital education: the value, opportunities, implementation : collection of articles of the participants of the V-th Intern. scient.-prakt conf. (17-18 May 2019) / scientific ed. S. V. Mironova, resp. ed. S. V. Napalkov; Arzamas branch of Nizhny Novgorod State University. Arzamas. Arzamas Branch of Nizhny Novgorod State University. 2019. Pp. 27-41.

32. SavenkovA. I. Psihodidaktika [Psychodidactics]. M. National book center. 2012. 360 p.

33. Selevko G. K. Enciklopediya obrazovatel'nyh tekhnologij [Encyclopedia of educational technologies]. In 2 vol. Institute of school technology. 2006. (Vol. 1 - 816 p., Vol. 2 - 816 p.)

34. Slovar'-spravochnik po pedagogike - Dictionary-reference book on pedagogy / author.-comp. Mizherikov V. A.; under the editorship of P. I. Pidkasistyj. M. Sphera. 2004. 448 p.

35. Solomonik A. B. Semiotika i ee pedagogicheskie prodolzheniya [Semiotics and its teaching continue] // Problemy sovremennogo obrazovaniya - Issues of modern education. 2010. No. 2. Pp. 41-49.

36. StonesE. Psihopedagogika. Psihologicheskaya teoriya i praktika obucheniya [Psychopedagogy. Psychological theory and practice of training] / transl. from Eng.; ed. by N. F. Talyzina. M. Pedagogika. 1984. 472 p.

37. Sulima 1.1. Bytijnyj status obrazovaniya. Germenevticheskaya koncepciya : dis. ... d-ra filos. nauk [Existential status of education. Hermeneutic concept : dis. ... dr. Philos. Sciences]. N. Novgorod. 2004. 355 p.

38. Federal law of 29.12.2012 № 273-^3 (as amended on 23.07.2013) "On education in Russian Federation". Available at: www.consultant.ru (date accessed: 16.12.2018). (in Russ.)

39. Friedman L. M. Psihopedagogika obshchego obrazovaniya [Psychopedagogics of general education]. M. Institute of practical psychology. 1997. 288 p.

40. Danesi M. Foreword: Edusemiotics. In I. Semetsky (Ed.), Semiotics education experience. Rotterdam. Sense Publishers. 2010. Pp. vii-xi.

41. Deely J., Semetsky I. Semiotics, edusemiotics and the culture of education // Educational Philosophy and Theory. No. 49 (3). 2016. Pp. 1-13.

42. Joshi R. Didactics and pedagogy: Enhancing students' performance // The Himalayan times. Published: February 26, 2018. Available at: https://thehimalayantimes.com.

43. Semetsky I., Stables A. (Eds.) Pedagogy and edusemiotics: Theoretical challenges / practical opportunities Rotterdam. Sense Publishers. 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.