Научная статья на тему 'Психодидактические пакетные технологии обучения и их эффективность'

Психодидактические пакетные технологии обучения и их эффективность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
363
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ / ДИДАКТИКА / ПСИХОДИДАКТИКА / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПСИХОДИДАКТИКИ / PSYCHODIDACTICS’ METHODOLOGICAL APPROACHES / PSYCHOLOGY / DIDACTICS / PSYCHODIDACTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гибельгауз Оксана Сергеевна

Рассматривается проблема взаимосвязи психологических и дидактических концепций обучения и их доведения до школьной практики. Автор предлагает ее решение путем организации новой отрасли психолого-педагогического знания – психодидактики. Ее 14 методологических подходов обеспечивают построение процесса обучения в соответствии с психологическими и дидактическими теориями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psycho-Didactic Package Training Technologies and Their Efficiency

The study examines the problem of interrelation of psychological and didactic educational concepts and their using in school practice. The author suggests to solve this problem by creating new branch of psychological and pedagogical knowledge – psychodidactics. Its fourteen methodological approaches ensure to create training process according to psychological and didactic theories.

Текст научной работы на тему «Психодидактические пакетные технологии обучения и их эффективность»

ББК 74.580.2

ОС. Гибельгауз

Психодидактические пакетные технологии обучения и их эффективность

O.S. Gibelgaus

Psycho-Didactic Package Training Technologies and Their Efficiency

Рассматривается проблема взаимосвязи психологических и дидактических концепций обучения и их доведения до школьной практики. Автор предлагает ее решение путем организации новой отрасли пси-холого-педагогического знания - психодидактики. Ее 14 методологических подходов обеспечивают построение процесса обучения в соответствии с психологическими и дидактическими теориями.

Ключевые слова: психология, дидактика, психодидактика, методологические подходы психодидактики.

The study examines the problem of interrelation of psychological and didactic educational concepts and their using in school practice. The author suggests to solve this problem by creating new branch of psychological and pedagogical knowledge - psychodidactics. Its fourteen methodological approaches ensure to create training process according to psychological and didactic theories. Key words: psychology, didactics, psychodidactics, psychodidactics’ methodological approaches.

Педагогика, психология и школьная инновационная практика за историю своего развития наработали достаточно большое количество всевозможных концепций, теорий, технологий, которые включают в себя все самое прогрессивное, передовое и совершенно необходимое для нормальной организации процесса обучения. Тем не менее «в последнее время все чаще приходится слышать упреки по поводу отставания в разработке методологических и теоретических основ педагогики, что входит в противоречие с требованиями, предъявляемыми к практике обучения и воспитания» [1, с. 4]. Все эти основы в научном обосновании обучения реализовались в виде многочисленных требований психологии и дидактики: формирование у учащихся категориального строя мышления; организация знаний в системы взаимосвязанных понятий; установление причинноследственных связей и отношений между изучаемыми фактами, выделение основных единиц материала; для отражения структуры знаний следует использовать различные классификационные таблицы, структурные схемы и формулы; элементы знания и образованные из них системы формируются в соответствии с некоторым принципом, сущностью которого является адекватность знания структуре изучаемой научной теории; разработка технологии формирования научных понятий; системное представление учебного материала; концентрация и укрупнение учебного материала, укрупнение дидактической единицы и многое другое, разработанное психологией и дидактикой. Тем не менее проблемы как теоретического, так и практического

плана остаются. Поэтому как выход из определенной кризисной ситуации стало рождение психодидактики.

В теоретических конструкциях психодидактики выделено четырнадцать методологических подходов: проблемный, дискретный, системно-функциональный, системно-структурный, системно-логический, индивидуально-дифференцированный, коммуникативный, игровой, межпредметный, историко-библиографический, демонстрационнотехнический, задачный, модельный, программированный [2].

Обозначенные методологические подходы психодидактики являются инструментом управления процессом обучения, осуществляемом на уроке учителем. Системное, научно обоснованное применение данных подходов позволит решить две важнейшие, исторически возникшие психолого-дидактические проблемы -взаимосвязь психологических и дидактических концепций обучения и их доведение до школьного процесса обучения.

Тем не менее, несмотря на давно доказанную эффективность того, что сейчас мы называем методологическими подходами психодидактики, их применение представляет большую педагогическую проблему. Дело в том, что деятельность учителя и учащегося на уроке, в соответствии с психодидактическими подходами, невозможно осуществлять непосредственно с основным средством, имеющимся в их распоряжении, - учебником. Для реализации каждого из подходов материал содержания учебника должен быть

Психодидактические пакетные технологии обучения и их эффективность

преобразован или дополнен специфическим образом. Например, для осуществления проблемного обучения необходимо содержание представить так, чтобы в максимальной степени актуализировать мышление и познавательную инициативу учащихся. Для реализации игрового подхода надо найти способ подачи материала, который бы вызвал активность эмоциональной сферы личности. И так для каждого методологического подхода содержание учебного материала должно быть преобразовано соответствующим образом. Но именно в этом и состоит главная проблема внедрения психологических и дидактических идей. Понять учителю идею психодидактики и назначение каждого методологического подхода большого труда не составляет. Проблема - в преобразовании и подготовке учебного материала. Это огромный высококвалифицированный научный труд, который в основной своей массе выходит за пределы компетенции и возможностей учителя. Нельзя сказать, чтобы эта работа начиналась с нуля. Дидактами, методистами и инициативными учителями выполнена довольно большая работа по подготовке и изданию различных методических пособий соответствующего направления, освещенная в монографиях, материалах конференций, брошюрах и особенно предметных журналах. Но этого совершенно недостаточно, чтобы снабдить учителя в нужный момент материалами, представленными в соответствии с каждым методологическим подходом к каждой теме его учебного предмета, да еще систематизированными таким образом, чтобы учитель мог быстро найти и использовать материал при изучении любой темы. Поэтому возникает идея и появляется необходимость решения ряда задач, ее реализующих.

Идея состоит в том, что для предметного кабинета школы надо создать дидактический материал, удовлетворяющий следующим условиям. Для каждой конкретной учебной темы следует разработать или собрать материал так, чтобы данную тему можно было изучать различными способами в соответствии с каждым методологическим подходом психодидактики.

Реализация данной идеи позволит учителю проводить уроки в соответствии с психологическими и дидактическими концепциями. Имея такой материал, учитель в зависимости от конкретных ситуаций обучения (уровня развития учащихся, уровня их подготовки, интересов своих и школьников, наличия оборудования и различных средств обучения) выберет нужный подход.

Совокупность таких материалов будем называть «психодидактическим пакетом», а каждый его фрагмент, проработанный в соответствии с конкретным психодидактическим подходом, - «малым пакетом». Таким образом, «психодидактический пакет» одной темы учебного предмета состоит из четырнадцати «малых пакетов».

Научную и образовательную деятельность, организованную на базе разработки и использования психодидактических пакетов, будем называть «психодидактическими пакетными технологиями обучения» [3].

Это относится в равной мере к любому учебному предмету. Внедрение психодидактических пакетных технологий в корне преобразит весь процесс обучения. Поскольку обучение с помощью пакетов позволит вести образовательный процесс в соответствии с научными концепциями психологии и дидактики, то можно ожидать его коренного преобразования на научной психолого-педагогической основе.

Итак, пакетные технологии:

- решат проблему взаимосвязи психологических и дидактических концепций обучения;

- дадут способ их доведения до школьного процесса обучения;

- освободят учителя от несвойственных ему функций по подготовке дидактических материалов;

- позволят учителю сосредоточиться на учебной и воспитательной работе;

- в акмеологическом плане дадут возможность учителю с любым, даже самым малым стажем работать на уровне современных достижений психологии и дидактики.

Экспериментальная работа на протяжении последних двадцати лет, которая осуществлялась в рамках Барнаульского государственного педагогического университета (ныне - Алтайской государственной педагогической академии), МБОУ «СОШ №103» г. Барнаула, кафедры психологии Башкирского государственного педагогического университета, Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования и, главным образом, через дистанционные курсы повышения квалификации, проводимые по нашим материалам Московским педагогическим университетом «Первое сентября», подтверждает гипотезу о том, что синтез методологических подходов к обучению в самостоятельную отрасль пси-холого-педагогического знания и включение их в содержание образования дает возможность довести идеи психодидактики до технологического уровня и расширить спектр методологических средств психоло-го-педагогической подготовки как школьного учителя, так и студента - будущего педагога. Это дает предпосылки для повышения эффективности обучения в средней школе. Проведенный констатирующий эксперимент по психодидактической насыщенности методик различных учебных предметов имеет следующие значения: физики - 0,226, химии - 0,213, географии - 0,268, биологии - 0,198. Среднее значение коэффициента - 0,218. Это означает, что в среднем в одном методическом источнике имеется информация о 21,8% методологических подходов. Как видно, коэффициент психодидактической насыщенности ме-

тодик различных предметов естественного цикла наук имеет небольшой разброс. Наибольшие значения имеет методика преподавания географии, наименьшее -биология. Тем не менее у всех методик он низок. Для обоснования необходимости обучения психодидактике студентов педвуза был проведен констатирующий эксперимент по выявлению степени использования методологических подходов психодидактики учителями школ (физики, химии, географии) и источников получения педагогами сведений о методологических подходах. Эксперимент показал, что коэффициент психодидактической насыщенности учителей имеет следующие значения: физика - 0,63, химия - 0,60, география - 0,58. Среднее значение коэффициента - 0,61. Можно сделать вывод о том, что коэффициент психодидактической насыщенности профессиональной деятельности учителей значительно выше, чем коэффициент психодидактической насыщенности методик соответствующих учебных предметов. Более высокое значение коэффициента психодидактической насыщенности профессиональной деятельности имеют учителя физики, так как на протяжении нескольких

лет осуществлялась их соответствующая подготовка в вузе и институте повышения квалификации.

Кроме того, эксперимент по выявлению психодидактической насыщенности студенческих дипломных работ дал результат 0,64. Он выше, чем коэффициент психодидактической насыщенности учителей. Следовательно, даже кратковременное обучение студентов психодидактическим технологиям на основе уже имеющихся пособий и идей дает определенный положительный результат.

Для дальнейшего значительного роста коэффициента психодидактической насыщенности профессиональной деятельности его необходимо обеспечить пакетными технологиями, включающими разработки тем учебного предмета по каждому из обозначенных в психодидактике методологических подходов. Это и является основной проблемой психодидактических исследований в ближайшем будущем. Иными словами, решение проблемы резкого повышения психодидактической насыщенности профессиональной деятельности учителей может осуществляться средствами разработки пакетных технологий.

Библиографический список

1. Рахимов А.З. Философия психодидактики : моногра- 3. Гибельгауз О.С., Крутский А.Н. Технология си-

фия. - Уфа, 2008. стемного усвоения знаний // Народное образование. -

2. Крутский А.Н. Психодидактика среднего образова- 2012. - №2.

ния : монография. - Барнаул, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.