Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ КУРСОВ'

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ КУРСОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
93
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
саморегуляция / функциональные состояния / удовлетворенность учебной деятельностью / студенты

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Абдуллаева М. М., Челак А. И.

В статье обсуждаются особенности функциональных состояний как показателя эффективности саморегуляции у студентов разных курсов с разной удовлетворенностью учебно-профессиональной деятельностью и характеризующиеся разной выраженностью состояний сниженной работоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Абдуллаева М. М., Челак А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ КУРСОВ»

Раздел 4. Активность и саморегуляция, их связи с успешностью деятельности

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ КУРСОВ

Абдуллаева М. М., Москва (Россия), кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, mehirban@rambler.ru

Челак А. И., Москва (Россия), лаборант кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, chelakalina00@mail.ru

DOI:

В статье обсуждаются особенности функциональных состояний как показателя эффективности саморегуляции у студентов разных курсов с разной удовлетворенностью учебно-профессиональной деятельностью и характеризующиеся разной выраженностью состояний сниженной работоспособности.

Ключевые слова: саморегуляция, функциональные состояния, удовлетворенность учебной деятельностью, студенты.

FEATURES OF FUNCTIONAL STATES AS AN INDICATOR OF THE SELF-REGULATION EFFICIENCY IN STUDENTS OF DIFFERENT COURSES

Abdullaeva M. M., Moscow (Russia), PhD, associate professor of the department of work and engineering psychology, faculty of Psychology, Lomonosov Moscow State University, mehirban@rambler.ru

Chelak A. I., Moscow (Russia), laboratory assistant of the department of work and engineering psychology, faculty of Psychology, Lomonosov Moscow State University, chelakalina00@mail.ru

The article discusses the features of functional states as an indicator of the self-regulation effectiveness among students of different courses with different satisfaction with educational and professional activities and characterized by different severity of reduced working capacity states.

Keywords: self-regulation, functional states, satisfaction with educational activities, students.

Работы выдающегося ученого Б.М. Теплова, основателя школы дифференциальной психологии, его концепция индивидуальности, опирающаяся на единство природного и социального в человеке, являются источником идей и исследовательских направлений для многих поколений психологов [7]. Опираясь на описательно-аналитический подход Б.М. Теплова, мы обратились к изучению стилей саморегуляции молодых людей, находящихся на этапе профессионального обучения, которые сталкиваются с различными трудностями, выражающимися в состояниях сниженной работоспособности, эмоциональной напряженности, особенно в кризисные периоды развития профессиональной идентичности. Актуальность такого рода исследований усилилась ситуацией пандемии, ставшей мощным

фактором изменения условий жизни и привнесшей дополнительные сложности в деятельность людей [8].

Целью нашей работы является описание функциональных состояний студентов, находящихся на разных стадиях обучения, характеризующихся разной степенью удовлетворенности учебно-профессиональной деятельностью и разным уровнем саморегуляции, для обоснования программ психологической поддержки обучающихся в период становления их профессиональной идентичности.

Обращение к концепту «саморегуляция» обусловлено многочисленными эмпирическими свидетельствами о том, что саморегуляция функциональных состояний является одним из «естественных» способов сохранения эффективности выполнения субъектами деятельности и повышения удовлетворенности от нее [5]. Саморегуляция, проявляющаяся на самых разных уровнях - от личностных, рефлексивных до темпераментальных, неосознаваемых - характеризуется использованием психических средств отражения и моделирования реальности [4]. Было выявлено, что знание и умение грамотно и осознанно регулировать собственное функциональное состояние, мобилизировать ресурсы способствует минимизации ошибок, снижению субъективной сложности и напряженности рабочих ситуаций, повышает удовлетворенность, комфорт от деятельности и успешность ее выполнения [2]. В психологии труда система психических регуляторов деятельности рассматривается через призму постепенного, последовательного овладения техниками управления психологическими ресурсами «как всей совокупности свойств и отношений индивидуальности» [5, с. 17], что особенно важно на этапе профессионального обучения не только среди студентов, но и педагогов. Было показано, что для обеспечения успешности обучения, высокой работоспособности студентов преподавателям желательно ознакомиться с техниками психорегуляции, научить способам саморегуляции учащихся и активно применять их на занятиях [3].

В данной работе функциональные состояния рассматриваются с позиции структурно-интегративного подхода и определяются как комплекс актуализируемых средств, который обуславливает и регулирует значимую для субъектов деятельность [2]. Для студентов значимой деятельностью является профессиональное обучение, функциональные состояния учащихся оказывают влияние на эффективность выполнения учебно-профессиональной деятельности. В последние годы в обществе сформировался запрос на средства обеспечения эффективности деятельности, в том числе учебно-профессиональной, которая определяется через сравнение полученного результата с затратами (в том числе и временными) субъекта деятельности для получения нужного эффекта.

Мы предположили, что: 1) студенты, которым нравится обучение, будут демонстрировать большее психологическое благополучие, поэтому общий показатель саморегуляции поведения у группы удовлетворенных учебной деятельностью студентов будет выше по сравнению с группой менее удовлетворенных; 2) в процессе получения высшего образования студенты переживают несколько нормативных кризисов, на первом курсе - это кризис адаптации к новым условиям обучения, требующим большей самостоятельности и организованности, на выпускном - кризис очередного профессионального самоопределения, но одним из самых болезненных кризисов является кризис «середины обучения», связанный с

поиском профессиональной идентичности [6], поэтому состояния сниженной работоспособности будут значимо различаться у студентов 1 и 3 курсов.

Выборку составили 53 студента, обучающихся на 1 и 3 курсах в московских высших учебных заведениях. Им было предложено заполнить пакет методик, направленных на диагностику (1) стилей саморегуляции и уровня осознанной саморегуляции респондентов, который отражает общее развитие субъектной активности («ССПМ-2020» В.И. Моросановой, 2020); (2) степени выраженности состояний сниженной работоспособности - монотонии, утомления, пресыщения, стресса («ДОРС» А.Б.Леоновой и С.Б. Величковской, 2002), степени выраженности личностных качеств респондентов («ЛСД» В.И. Гинецинского, 1994). Методики предваряла анкета с разработанной 10-балльной шкалой уровня удовлетворенности учебной деятельностью у студентов [1]. Для статистической обработки полученных данных применялся компьютеризированный пакет SPSS, версия 19.00. Выбор процедур был обусловлен логикой проверки гипотез.

Рассмотрим полученные результаты. Кластерный анализ по диагностическим показателям по всей выборке позволил выделить две неравноценные группы студентов. В первую группу неудовлетворенных вошли 10 респондентов, во вторую группу удовлетворенных - 28 человек, значимо различающиеся уровнем удовлетворенности учебной деятельностью (3,8 и 7, 61 соответственно на уровне р<0,05, критерий U-Манна-Уитни). Для проверки первой гипотезы было решено провести сравнение полученных групп по основным показателям стиля саморугеляции (табл. 1).

Таблица 1

Результаты сравнения двух групп респондентов по показателям методики «ССПМ-2020».

Стиль саморегуляции U- Уровень Средние показатели по шкалам

Манна- значимости Группа 1 Группа 2

Уитни различий (10 чел.) (28 чел.)

Планирование целей U=125 p=0,636 11,9 13,07

Моделирование значимых U=72 p=0,023 9,8 13,18

условий достижения целей

Программирование действий U=115,5 p=0,423 14,5 15,64

Оценивание результатов U=124 p=0,613 12 11,29

Гибкость U=138 p=0,961 12,8 12,96

Надежность U=105 p=0,257 7,8 9,32

Настойчивость U=84 p=0,65 13 15,11

Интегральный показатель U=77 р=0,037 81,8 90,57

саморегуляции

Хотя статистически значимые различия были получены только по одной шкале «Моделирование значимых условий достижения целей», предполагающее индивидуальное умение выделять характеристики текущей ситуации и разрабатывать программу действий для получения желаемых результатов, средние баллы по шкалам опросника «ССПМ-2020» у группы удовлетворенных студентов выше (за исключением шкалы «Оценивание результатов», возможно, связанное у студентов с объективными оценками по экзаменам и зачетам), что, в итоге, и дало значимо высокий интегральный показатель саморегуляции

203

поведения. Таким образом, студенты, удовлетворенные учебной деятельностью, демонстрируют большую развитость представлений о внешних и внутренних значимых условиях достижения целей деятельности и более высокую сформированность системы общей саморегуляции по сравнению с группой неудовлетворенных учебной деятельностью студентов.

Таблица 2

Результаты сравнения студентов первого и третьего курсов по шкалам методики «ДОРС»

Состояния сниженной работоспособности Значения критерия Манна-Уитни Уровень значимости различий Среднее по шкале

Группа 1а (15 чел.) Группа 2а (19 чел.)

пресыщение ^61,5 p=0,005 20,53 26,9

монотония ^61,5 p=0,005 22,87 26,58

стресс ^63 p=0,006 22,27 27,53

утомление ^107,5 p=0,223 23,93 26,53

Остается вопрос за счет чего достигается развитие индивидуальной системы саморегуляции, адекватной специфике деятельности? Учитывая личностный характер регуляторных механизмов активности человека, мы обратились к анализу психосемантической оценки своих качеств студентами разных курсов, обучающихся одной специальности. Метод выделения семантических универсалий, разработанный Е.Ю. Артемьевой (1999), позволяет определить общие для всех студентов качества личности

- это «честный и справедливый» и специфические, характерные для студентов первого курса

- «отзывчивый, дружелюбный», отчасти отражающие приоритетные задачи вхождения в новую социальную группу, и для студентов третьего курса - «обаятельный и раздражительный». Само появление негативной характеристики в собственном портрете у студентов третьего курса говорит и о возросшей самокритичности, и о развитости рефлексии своего состояния.

Следующий этап анализа включал сравнение двух студенческих групп из одного ВУЗа и факультета, обучающихся на первом курсе - 15 человек (группа 1а) и на третьем курсе - 19 человек (группа 2а), по выраженности состояний сниженной работоспособности (табл. 2). Отметим, что по оценке удовлетворенности учебной деятельностью студенты этих групп не различаются и описывают свою удовлетворенность немного выше медианы (5,93 и 5,95 соответственно).

Согласно полученным данным, баллы по всем показателям сниженной работоспособности у студентов третьего курса выше и находятся в критическом диапазоне выраженности, чем у первокурсников, при этом по показателям пресыщения, монотонии и стресса - статистически значимо выше. Несмотря на сходный уровень удовлетворенности учебой, студенты третьего курса демонстрируют целую палитру состояний сниженной работоспособности, характеризующуюся переживанием однообразия деятельности при высокой напряженности, связанной с требованиями учебной ситуации. Отсутствие значимых различий в диагностических показателях саморегуляции, полученных в этих двух группах, при больших значениях у третьекурсников отдельных шкал, например, «Планирование целей», «Надежность», «Настойчивость», свидетельствующие о более выраженной сформированности умения ставить реалистичные цели, гибко реагировать на изменения

внешних и внутренних условий деятельности и проявлять упорство в достижении целей, не дают основания утверждать, что общая саморегуляция студентов старшего курса выше, чем у студентов-первокурсников.

Полученные данные подтверждают «болезненность» кризиса «середины» обучения и с необходимостью ставят вопрос о разработке целенаправленной программы на освоение средств осознанной саморегуляции студентами, позволяющей купировать появление и развитие нежелательной симптоматики, снижающей эффективность деятельности и привносящей негативный эмоциональный фон для ее осуществления. В процессе обучения студенты переживают различные виды функциональных состояний, связанные со сложностью решаемых задач, периодами различной эмоциональной напряженности. Эти состояния являются индикаторами системы «психические и физические затраты - ресурсы -результативность деятельности», некоторые функциональные состояния, переживаемые субъектами образовательного процесса, являются нормальными и благоприятными, другие же - крайне опасны, последствия которых при длительном и интенсивном переживании могут крайне негативно сказаться на здоровье обучающихся.

Литература

1. Абдуллаева М.М. Особенности психосемантического описания функциональных состояний // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2019. № 1. С. 3450.

2. Кузнецова А.С., Титова М.А., Злоказова Т.А. Психологическая саморегуляция функционального состояния и профессиональная успешность // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2019. № 1. С. 51-68.

3. Ласавио О.В. Организация психорегуляции для оперативного восстановления работоспособности студентов в учебном процессе высшей школы. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2018. № 10. С. 80-83.

4. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Структурно-интегративный подход к анализу функциональных состояний: история создания и перспективы развития // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2019. № 1. С. 13-33.

5. Психология саморегуляции: эволюция подходов и вызовы времени / Под ред. Ю.П. Зинченко, В.И. Моросановой. М.; СПб.: Нестор-История, 2020. 427 с.

6. Сарычева Ю.В., Курусь И.А., Пономаренко И.В., Лазюк И.В., Гладких М.А., Абрамова Е.Д. Особенности мотивационной направленности, профессиональной идентичности, эмоционального выгорания в кризисе профессионального становления у студентов 4 курса // Казанский психол. журнал. 2019. № 4 (135). С. 77-102.

7. Международная юбилейная конференция "Б.М. Теплов и современное состояние дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии: к 120-летию со дня рождения Б.М. Теплова" / Под редакцией М.К. Кабардова, А.К. Осницкого. М.: Издательство «Перо», 2017. Электронное издание.

8. Kaushik M., Guleria N. The Impact of Pandemic COVID-19 in Workplace // European Journal of Business and Management. 2020. Vol. 12. № 15. pp. 9-17.

ЦИФРОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОЛИЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Ахметова Л. В., Томск (Россия), кандидат психологических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет, axme-lv@yandex.ru

Иванкина Л. И., Томск (Россия), доктор философских наук, профессор, Национальный исследовательский Томский политехнический университет, ivankina@tpu.ru

Стась А. Н-, Томск (Россия), кандидат технических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет, stasandr@tspu. edu. ru

DOI:

Обоснована компьютерная версия исследования индивидуального стиля учебной деятельности (далее ИСУД) на русском и монгольском языках. ИСУД рассматривается как интегрированная система перцептивных, мотивационных и когнитивных составляющих психического аппарата личности. Стиль когнитивной деятельности обучающихся рассматривается как определенная система сенсорно-перцептивных, моторных и умственных целенаправленных действий. Системный подход к выявлению стилевых особенностей учебной активности учащегося позволяет формировать педагогические сценарии обучения в информационно-образовательной среде.

Ключевые слова: образовательная среда, электронная среда обучения, стиль учебной деятельности, познавательный стиль, IT-инструменты, компьютерная программа.

Исследование выполнено на базе Томского государственного педагогического университета при финансовой поддержке РФФИ, грант 19-29-07445мк

DIGITAL OPPORTUNITIES FOR THE STUDY OF INDIVIDUAL STYLE OF EDUCATIONAL ACTIVITY IN A MULTI-CULTURAL EDUCATIONAL

ENVIRONMENT

Akhmetova L. V., Tomsk (Russia), Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of Tomsk State Pedagogical University, Director of the International Youth Center for Scientific and Innovative Initiatives., Tomsk State Pedagogical University, axme-lv@yandex.ru

Ivankina L. I., Tomsk (Russia), DSc, Professor, Leading Research Scientist of the International Scientific Educational Laboratory for the Improvement of Wellbeing Technologies of Older Adults, National Research Tomsk Polytechnic University, ivankina@tpu.ru

Stas A. N., Tomsk (Russia), Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Tomsk State Pedagogical University, stasandr@tspu.edu.ru

The computer version of the study of the individual style of educational activity (hereinafter referred to as the ISEA) in Russian and Mongolian is substantiated. And the ISEA is considered as an integrated system of perceptual, motivational and cognitive components of the mental apparatus of the individual. The style of cognitive activity of students is considered as a certain system of sensory-perceptual, motor and mental purposeful actions. A systematic approach to identifying the stylistic features of a student's learning activity makes it possible to form pedagogical scenarios of learning in an information and educational environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.