МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ И САМОРЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ КАДЕТСКОЙ ШКОЛЫ
Шамаев Д. Г., Казань (Россия), Учитель первой квалификационной категории, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Казанская кадетская школа-интернат имени Героя Советского Союза Б.К. Кузнецова», dmitriy.shamaev 1973@gmail. com
DOI:
Статья посвящена анализу взаимосвязи таких психологических параметров как уровень мотивации достижения и стиль саморегуляции юных воспитанников кадетской школы. Обосновывается значимость проблемы анализа саморегуляции поведения воспитанников кадетской школы в связи с мотивацией достижения целей в контексте будущей профессиональной (военной) деятельности. Приводятся результаты эксперимента (выборка из 65 учеников учебного кадетского заведения), в котором подтверждены значимые корреляционные связи такого показателя мотивации достижения как самоэффективность с высоким уровнем самостоятельности. В исследовании выявлена взаимосвязь высокого уровня мотивации достижения с общим уровнем саморегуляции у воспитанников кадетской школы.
Ключевые слова. Мотивация достижения, активность, саморегуляция поведения, успешность профессиональной деятельности, стили саморегуляции, самоэффективность личности.
MOTIVATIONS ACHIEVEMENTS AND SELF-REGULATION OF BEHAVIOR OF
CADET SCHOOL STUDENTS
Shamaev Dmitry Gennadievich, Kazan (Russia), The teacher of the fist category, State budgetary educational institution "Kazan Cadet boarding School named after Hero of the Soviet Union B.K. Kuznetsov", dmitriy .shamaev 1973@ gmail. com
The article is devoted to the analysis of the relationship of such psychological parameters as the level of achievement motivation and the style of self-regulation of young cadet school students. The significance of the problem of analyzing the self-regulation of the behavior of cadet school students in connection with the motivation to achieve goals in the context of future professional (military) activities is substantiated. The results of an experiment (a sample of 65 students of an educational cadet institution) are presented, in which significant correlations of such indicators of achievement motivation as self-efficacy with a high level of such an indicator of self-regulation as independence are confirmed. The study revealed the relationship of a high level of achievement motivation with the general level of self-regulation among cadet school students.
Keywords. Motivation of achievement, activity, self-regulation of behavior, success of professional activity, styles of self-regulation, self-efficacy of personality.
Aктуaльнoсть. Современное школьное российское образование наряду с инновационными подходами, активно восстанавливает те формы обучения, которые прекрасно зарекомендовали себя еще в позапрошлом веке. Кадетские учебные заведения существовали в России еще до революции 1917 года, и были направлены на становление военной элиты страны. Сегодня Россия активно возрождает эти традиции. Кадетские школы
и корпуса появляются повсеместно. Спецификой этих учреждений является их направленность на раннюю профессионализацию (готовность к военному служению Отечеству) и связанные с этой задачей тщательный отбор воспитанников в такие учреждения по критериям физической и психологической готовности, и усиленный воспитательный процесс, включающий постоянный мониторинг параметров учебной, общественной и досуговой деятельности учеников-кадетов [3,5].
В процессе подготовки кадетов в условиях ранней профессионализации целенаправленно раскрываются психологические ресурсы личности человека, в том числе особенности саморегуляции поведения личности, то это способствует развитию мотивации достижения целей.
Целью исследования являлось изучение взаимосвязи стиля саморегуляции с мотивацией достижения у юных кадетов.
Гипотезой выступало предположение, что юные кадеты с разным уровнем мотивации достижения будут иметь различия и в характере межуровневых взаимосвязей в индивидуальной структуре параметров саморегуляции.
Методы. В эксперименте была использована комплексная психодиагностика по следующим методикам: опросник «Стиль саморегуляции поведения - ССП-98» В.И. Моросановой [3]; тест-опросник самоэффективности (Дж. Маддукса и М. Шеера, адаптация А. В. Бояринцевой) [2]; тест Т. Элерса «Мотивация к успеху»; тест Т. Элерса «Мотивации к избеганию неудач» [6].
В исследовании приняли участие кадеты, воспитанники государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Казанская кадетская школа-интернат им. Героя Советского Союза Б.К. Кузнецова» возраста 13 -14 лет.
Результаты и обсуждение. Психолого - педагогическая специфика кадетских заведений заключена в том, что здесь почти всегда наблюдается высокая дисциплина и культ высоких оценок. Кадеты дополнительно мотивированы на успешную учебу тем, что, в перспективе у них есть гарантия к поступлению в патронажные профильные вузы (связанные с силовыми структурами). В перспективе выпускники кадетских школ выбирают высшие заведения, связанные с службой различных силовых структурах (армия, МВД) [1].
Следовательно, для юных кадетов должен быть характерен высокий уровень мотивации на успех, и мотивация достижения целей является значимым параметром их готовности к предстоящей профессиональной деятельности. В процессе пилотажного анкетирования кадетов экспериментальной группы выяснилось, что более 80 % опрошенных ребят, связывают свое будущее с получением высшего образования в вузах военного профиля. В связи с высокой мотивацией достижения важным является и определение уровня саморегуляции поведения, так как высокая мотивация достижения имеет свои психологические требования к личности - высокая стрессоустойчивость, самостоятельность, моральная нормативность, самоэффективность в деятельности и общении [4].
Именно поэтому, предметом нашего исследования стал анализ взаимосвязи стиля саморегуляции с мотивацией достижения у юных кадетов.
Применение корреляционного анализа позволило установить особенности взаимосвязи показателей мотивации достижения (самоэффективности в общении и деятельности, мотивации к успеху и избегания неудач) с стилем саморегуляции поведения юных кадетов.
Была обнаружена прямая связь уровня мотивации достижения с высоким уровнем саморегуляции (г=0,4; р=0,05) и обратная связь с мотивацией избегания неудач (г = - 0,39; р=0,05). Среди показателей саморегуляции прямая связь с мотивацией достижения обнаружена для такого показателя как самостоятельность (г = 0,38; р = 0,05). Самоэффективность в предметной деятельности связана с такими показателями саморегуляции как моделирование (г=0,34; р=0,05), самостоятельность (г=0,35; р=0,05), а самоэффективность в общении связана также и с оценкой результатов деятельности (г=0,35; р=0,05).
Стиль саморегуляции, включающий высокие показатели самостоятельности (С) говорит о высоком развитии представлений о системе внешних и внутренних значимых условий деятельности, осознанности поведения и адекватности действий. Такой стиль, мы считаем, оптимальным для развития качеств будущего профессионала - военнослужащего. Испытуемые с высокими показателями по самостоятельности способны выделять значимые условия достижения целей, что выражается в адекватности программ действий планам деятельности и соответствии получаемых результатов принятым целям, что сказывается на готовности достижения успехов. У таких ребят выражено развитие регуляторной автономности, способности самостоятельно планировать деятельность и поведение, организовывать работу по достижению выдвинутой цели и контролировать ход ее выполнения.
Как показало наше исследование, данный стиль саморегуляции взаимосвязан с высокой мотивацией достижения.
Высокий общий уровень саморегуляции индивидов характеризует их как самостоятельных и осознанно стремящихся к достижению цели. При высокой мотивации достижения они способны формировать такой стиль саморегуляции, который позволяет компенсировать влияние личностных, характерологических особенностей, препятствующих достижению цели. Чем выше общий уровень саморегуляции, тем легче человек овладевает предметной деятельностью, чувствует уверенность в общении, не боится неудач. Это сказывается на его мотивации достижения. Можно сказать, что высокий уровень саморегуляции выступает предпосылкой для развития мотивации достижения успеха и наоборот - чем выше мотивация достижения, тем сильнее развита саморегуляция поведения человека.
Проведенный эксперимент позволяет сделать следующие выводы:
1) Отмечается прямая взаимосвязь уровня мотивации достижения с общим уровнем саморегуляции у юных кадетов,
2) Обнаружена взаимосвязь показателей самоэффективности в предметной деятельности и самоэффективность в общении с высоким уровнем моделирования и самостоятельности, как показателей саморегуляции.
3) Установлена взаимосвязь общего уровня саморегуляции с низким уровнем мотивации избегания.
Результаты исследования могут послужить основой разработки программ развития и психологической коррекции личностных характеристик учащихся кадетских школ -интернатов.
Результаты изучения связи уровня мотивации достижения с составляющими стиля саморегуляции у юных воспитанников кадетских школ, могут быть использованы для индивидуальной педагогической коррекции.
Необходимо отметить, что данная проблема также важна в виду того, что обучение в кадетской школе, особенно если это школа - интернат, помимо своих значительных преимуществ, имеет и соответствующие риски для психологической адаптации учащихся: высокие требования к обучению, определенная закрытость жизни образовательного учреждения, изолированность от круга прежних друзей, строгая (уставная) дисциплина, специфика однополого образования (практически все кадетские учебные заведения гендерно-однородны - либо мужские, либо женские).
Полученные результаты говорят о необходимости включения в развитие мотивации достижения у кадетов в первую очередь тех подходов, которые способствуют формированию у них компонентов саморегуляции поведения.
Литература
1. Копылова Л. Е. Особенности психологического сопровождения образовательного процесса в кадетском корпусе // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского, 2012, №28.
2. Краснорядцева О. М., Кабрин В.И., Психологические практики диагностики и развития самоэффективности студенческой молодежи: учеб. пособие. / О.М. Краснорядцева, В.И. Кабрин, О.И. Муравьева, М.А. Подойницина, О.Н. Чучалова. Томск: Издательский Дом ТГУ, 2014. 274 с.
3. Моросанова В. И. Развитие теории осознанной саморегуляции: дифференциальный подход // Вопросы психологии, 2011, № 3, С. 160-181.
4. Пайгунова Ю.В., Лопухова О.Г. Моральная нормативность и мотивация к успеху у студентов-спортсменов // Проблемы современного педагогического образования, 2019, № 64-2.
5. Пархоменко Е. А. Стилевые характеристики саморегуляции как предиктор социально -психологической адаптированности личности в транзитивном обществе //Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 2019, №15 (171), С. 452-456.
6. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М., Диагностика мотивации успеха и боязни неудачи / Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002. С102-103.
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ И ЕЕ РОЛЬ В АКТИВНОСТИ И УСПЕШНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Чистов В. В., Алматы (Казахстан), кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры теоретической и практической психологии, Казахский национальный женский педагогический университет, vladi79@list.ru
DOI:
В статье рассматривается проблема значимости активности студентов в учебной деятельности на основе формирования навыков психофизиологической саморегуляции, способствующей снятию стрессовых перегрузок и правильной организации учебной
284