2016) [6]; том 2 «Психическое здоровье. Психосанокреатология. Необходимость общества в ее развитии.» (Кишинэу, 2018) [7]; том 3 «Психосанокреатология. Эмоциональная обусловленность жизнедеятельности человека. Психогенные нарушения, методы и способы их превенции и коррекции.» (Кишинэу, 2021) [8]. Все эти разработки являются лишь начало больших междисциплинарных исследований санокреатологии, психосанокреатологии, нейрофизиологии и психологии по определению качеств, свойств, способностей, индивидуальных особенностей, умений, одаренности, талантливости личностей и др.
Исследования, посвященные раскрытию и управлению механизмами формирования, поддержания и повышения уровня психического здоровья, психики с ее эмоционально-интеллектуально-нравственно-волевыми качествами, учитывая их жизненную значимость, несомненно, заслуживают стать важнейшими задачами психосанокреатологии, нейрофизиологии, психофизиологии и психологии.
Литература
1. Eliot, S. (2015) Total Health for all in the 21st century integrating primary care mental health and public health. Dignity and Mental Health, World Mental Health Day, p. 16-17.
2. Ivbijaro, G., Bhugra, D., Patel, V., Brooks, C., Kolkiewicz, L., Thomas, P. (2015) Dignity and Mental Health - Transforming the Workforce. Dignity and Mental Health, World Mental Health Day. p. 39-43.
3. Millennium development goals, 2016. URL: http://www.un.org/millenniumgoals (дата обращения: 18.04.2016).
4. ВОЗ, Информационный бюллетень № 220, август 2014 г.
5. Теплов Б.М. Избранные труды. М.: Педагогика, 1985. (тт. 1-2)
6. Фурдуй Ф. И., Чокинэ В. К., Фурдуй В. Ф., Глижин А. Г., Врабие В. Г., Шептицкий В. А. Научные и практические основы санокреатологии. Т. 1. Проблема здоровья. Санокреатология. Потребность общества в ее развитии. Кишинэу: Типография АНМ, 2016. 227 с.
7. Фурдуй Ф. И., Чокинэ В. К., Фурдуй В. Ф., Глижин А. Г., Врабие В. Г., Шептицкий В. А. Научные и практические основы санокреатологии. Т. 2. Психическое здоровье. Психосанокреатология. необходимость общества в ее развитии. Кишинэу: Типография АНМ, 2018, 360 с.
8. Фурдуй Ф. И., Чокинэ В. К., Фурдуй В. Ф. Научные и практические основы санокреатологии. Т. 3. Психосанокреатология. Эмоциональная обусловленность жизнедеятельности человека. Психогенные нарушения, методы и способы их превенции и коррекции. Кишинэу: Capatina Print. 2021, 452 с.
ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Чернов А. В., Казань (Россия), кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей психологии Казанского (Приволжского) федерального университета, albertprofit@mail. ru
Юсупов М. Г., Казань (Россия), кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей психологии Казанского (Приволжского) федерального университета, [email protected]
DOI:
В статье рассмотрены результаты исследования становления системы саморегуляции психических состояний студентов-психологов в ходе учебной деятельности. Выявлены различия в выраженности способов саморегуляции, сформированности регуляторно-личностных свойств и интенсивности переживания психических состояний у студентов на различных этапах учебной деятельности. Показано, что существует специфика проявления подструктур психических состояний на начальном и заключительном курсах обучения студентов.
Ключевые слова: психическое состояние, способ саморегуляции, регуляторное свойство, учебная деятельность.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 19-29-07072.
FEATURES OF MENTAL STATES' SELF-REGULATION SYSTEM FORMATION IN THE EDUCATIONAL ACTIVITY OF STUDENTS
Chernov A. V. Kazan (Russia), PhD in Psychology, Associate Professor, Associate Professor of the General Psychology Department of Kazan (Volga Region) Federal University, [email protected]
Yusupov M. G. Kazan (Russia), PhD in Psychology, Associate Professor, Associate Professor of the General Psychology Department of Kazan (Volga Region) Federal University, [email protected]
The article discusses the results of the study of mental states' self-regulation system formation of psychology students in the course of educational activities. It is revealed that there are differences in the severity of self-regulation methods, the formation of regulatory and personal properties, and the intensity of mental states' experiencing of students at different stages of educational activity. It is shown that there is a specificity of mental states' substructures manifestation at the initial and final courses of students' education.
Keywords: mental state, method of self-regulation, regulatory property, learning activity.
Введение
В отечественной психологии разрабатывались преимущественно структурно-функциональные модели регуляции, раскрывающие наиболее общее строение (компоненты, уровни) и функции системы психической регуляции деятельности [2,3]. В области состояний крупные исследования посвящены в основном функциональным состояниям человека [1], а саморегуляции психических состояний, как проявлению индивидуальной психики человека, уделялось меньше внимания.
В современных концепциях саморегуляции, при всех их достоинствах, основной «опорой» являются психологические качества личности, а вектором процесса регуляции является деятельность или поведение. Например, исследуется влияние личностных характеристик на процессы регуляции [4]. Автор выделяет регуляторно-личностные свойства, оказывающие влияние на всю системы психической регуляции (гибкость, самостоятельность и др.). В то же время, наименее разработанной в этих концепциях является ментальная составляющая регуляторного процесса: недостаточно изучены отношения регуляторного
процесса и структур сознания, не изучен вклад последних в изменения состояний субъекта, их роль и значение в регуляторном процессе.
В предлагаемом нами подходе ментальной регуляции психических состояний уделяется основное внимание [6]. Модель ментальной регуляции психических состояний учитывает различные факторы успешности обучения студентов (особенности учебной ситуации, мотивацию учебной деятельности, способности обучающихся, индивидуально-психологические качества, характеристики ценностно-смысловой сферы, актуальные психические состояния в обучении, способы саморегуляции и др., а также механизмы взаимодействия различных составляющих в целостном регуляторном процессе).
Достижение высокой продуктивности учебной деятельности связано не только с умением использовать в ходе учебного процесса некоторые приемы и способы саморегуляции, но и с развитием определенных качеств личности студента. Как показывают наши исследования, главную роль в процессе саморегуляции состояний играет способность «видеть себя со стороны» (рефлексия). В системе высшего образования умение «рефлексировать» и управлять своей учебой включено в число тех умений, которые обязательны для овладения студентами. Поэтому важно, чтобы студенты приобретали навыки самостоятельного управления психическими состояниями, которые в свою очередь обеспечивают продуктивность учения в силу своей рефлексивной природы. Эти навыки позволят также более продуктивно усваивать учебный материал, подбирать адекватные решаемым задачам способы и приемы учебно-познавательной деятельности, контролировать негативные эмоции, возникающие в ходе учебной деятельности. При этом, студенты получают возможность самостоятельно решать вопросы собственной познавательной активности в ходе занятий.
Методика исследования
Цель исследования: выявить особенности становления системы саморегуляции психических состояний в ходе учебной деятельности студентов от первого курса к четвертому.
В исследовании приняло участие 156 человек, все - студенты Института психологии и образования КФУ, обучающиеся по направлению «Психология» и специальности «Клиническая психология». Были сформированы 2 выборки: в первую выборку вошли студенты-психологи первого года обучения в количестве 73 человек, а во вторую - 83 студента выпускного курса. Исследование осуществлялось в ходе 3-х форм учебной деятельности: на лекции, на семинаре и на экзамене. На время исследования занятие прерывалось, и испытуемых просили ответить на вопросы 3-х авторских анкет и 2-х методик:
1. Опросник психических состояний студентов. Включает перечень из 104 психических состояний и позволяет оценить наличие и выраженность у студентов предлагаемых состояний по 5-балльной шкале.
2. Опросник способов саморегуляции студентов, включающий 25 показателей. Студентам необходимо выбрать и оценить по 5-балльной шкале частоту использования различных способов саморегуляции состояний.
3. Опросник регуляторных свойств студентов, состоящий из 63 показателей. Направлен на диагностику качеств, позволяющих студентам управлять своими психическими состояниями в ходе учебной деятельности.
4. Методика А.О. Прохорова и А.Н. Назарова «Эффективность саморегуляции психических состояний», позволяющая оценить, как общую эффективность саморегуляции, так и регуляцию отдельных подструктур состояний [5].
5. Методика А.О. Прохорова и М.Г. Юсупова «Рельеф психических состояний личности (краткий вариант)», отражающий интенсивность проявления основных составляющих психического состояния: когнитивных процессов, поведения, переживания и соматических реакций [7].
В ходе исследования был использован стандартный пакет математического анализа SPSS 18.0. Для анализа результатов применялись: анализ средних значений, частотный анализ данных и Т-критерий Стьюдента и Вилкоксона для независимых выборок.
Результаты и их обсуждение
В результате исследования установлено, что существует специфика проявления различных подструктур психических состояний на начальном и заключительном курсах обучения студентов.
8,0 7,0 6,0 5,0 4,0 8,0 7,0 6,0 5,0 4,0
■ ■ 1 ■ ■ ■ 1
J ■ Л ■ ■ 2 J "I ■ Л1 ■ 2
Г ■ ■ 3 4 5 1 ■ 3 4 ■ 5
Лекция Семинар Экзамен Лекция Семинар Экзамен
Рис. 1. Интенсивность проявления подструктур психических состояний у студентов первого (слева) и четвертого (справа) курсов в ходе различных форм учебной деятельности
Условные обозначения. 1 - переживания, 2 - когнитивные процессы, 3 - поведение, 4 -соматические реакции, 5 - среднее по подструктурам состояний
Выявлено, что у студентов первого курса (рисунок 1), так же, как и у студентов старшего курса, преобладающим является подструктура поведения. Интенсивность проявления данного параметра достигает максимальных (высоких) значений во всех формах учебной деятельности. Студенты в ходе обучения, в целом, демонстрируют высокий уровень контролируемости и целеустремленности поведения. Здесь прослеживается следующая закономерность: студенты-первокурсники по мере повышения напряженности учебной деятельности демонстрируют более низкий уровень активности поведения, в то время как студенты-старшекурсники, наоборот, с ростом напряженности ситуации проявляют более высокий уровень адекватности поведения. В обеих группах наименее интенсивно выражен параметр интенсивности переживания состояний, который также возрастает с усилением напряжения учебной ситуации. Когнитивные процессы наиболее активно проявляются у обеих групп в ходе сдачи студентами экзамена, и выступают в качестве ведущей подструктуры у студентов-первокурсников.
Отметим, что на семинарах и экзаменах студенты старшего курса проявляют более высокую интенсивность по всем подструктурам психических состояний, что, вероятно, объясняется становлением системы регуляторных способностей личности, формированием устойчивых личностных свойств и эффективных способов саморегуляции. Однако на лекциях уровень активности состояний сохраняется на среднем уровне, с некоторой тенденцией к снижению интенсивности к старшим курсам.
Далее, обратимся к наиболее типичным способам саморегуляции, к которым прибегают студенты различных курсов при каждой форме учебной деятельности (таблица 1). В обыденных ситуациях учебной деятельности в качестве способов саморегуляции студенты обоих курсов чаще всего используют самоанализ, самоконтроль и размышление, тогда как в напряженной ситуации экзамена - применяют техники позитивного настроя. Студенты четвертого курса, в отличие от первого, чаще прибегают к методам, требующим знаний и сформированности устойчивых регуляторных свойств (активация положительных волевых состояний ф<0,013), дыхательные упражнения ф<0,001), использование позитивных настроев ф<0,001) и реже используют простые методы саморегуляции: общение ф<0,026), прослушивание музыки ф<0,004), юмор.
Таблица 1
Различия в выраженности способов саморегуляции, регуляторных свойств и интенсивности психических состояний у студентов разных курсов обучения
Средние значения Достоверность Средние значения
показателей у различий показателей у
студентов 1 курса студентов 4 курса
Лекция
общение 3.4 0,026 28
прослушивание 2,9 0,004 1,9
музыки
гибкость 2,3 0,001 3,4
компетентност ь 0,001 3,7
вдумчивость 2,9 0,002 3,6
задумчивость 2,9 0,005 3,6
Семинар
активация 2.8 0,013 3.3
положительных
волевых состояний
дыхательные 1,4 0,001 2,4
упражнения
адаптивность 3.0 0,001 3.8
настойчивость 2.2 0,001 3.1
задумчивость 3,0 0,007 3,6
сосредоточенность 2,6 0,003 3,4
Экзамен
рассуждение 2.8 0,001 3.7
использование 2,4 0,001 3,7
настроев
внимательность 2,5 0,001 3,8
организованность 2,6 0,001 4,0
сосредоточенность 2.9 0,024 3,5
размышление 3.1 0,035 3.7
Отметим также, что от первого курса к четвертому субъективно возрастает выраженность практически всех регуляторно-личностных свойств. В частности, от первого курса к четвертому возрастает показатель гибкости и компетентности на лекции ф<0,001), на семинаре студенты демонстрируют более высокую адаптивность и, в то же время, настойчивость поведения ф<0,001), а в напряженной ситуации экзамена проявляют высокий уровень организованности и внимательности ф<0,001). Как следствие, это приводит к более частым переживание позитивных познавательных состояний, повышающих продуктивность учебной деятельности студентов. Так, в ходе лекции для студентов-старшекурсников наиболее типичными состояниями выступают «вдумчивость» ф<0,002) и «задумчивость» ф<0,005), на семинаре значимо возрастает интенсивность переживания задумчивости ф<0,007) и сосредоточенности ф<0,003). В то же время, в ходе сдачи экзамена студенты старшего курса демонстрируют более высокую интенсивность переживания состояний сосредоточенности ф<0,024) и размышления ф<0,035).
Таким образом, в ходе исследования было выявлено, что от младшего к старшему курсу происходит становление системы саморегуляции психических состояний. В ходе учебной деятельности студенты-психологи старших курсов осваивают новые способы саморегуляции, демонстрируют высокий уровень сформированности регуляторно-личностных свойств и, как следствие, более интенсивно переживают позитивные познавательные психические состояния, выступающие важным условием продуктивности учебной деятельности.
Литература
1. Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека. М: Институт психологии РАН, 2003.
2. Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 5-12.
3. Ломов Б.Ф. Психическая регуляция деятельности: Избранные труды. М.: Институт психологии РАН, 2006.
4. Моросанова В.И. Саморегуляция и индивидуальность человека. Москва: Наука, 2010.
5. Назаров А.Н., Прохоров А.О. Методика изучения эффективности саморегуляции психических состояний // Психология состояний человека: актуальные теоретические и прикладные проблемы: материалы 3 Межд. науч. конф. Казань, 8-10 ноября 2018 г. / отв. ред.: Б.С. Алишев, А.О. Прохоров, А.В. Чернов. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. С. 361364.
6. Прохоров А.О. Структурно-функциональная модель ментальной регуляции психических состояний субъекта // Психологический журнал. 2020. Том 41. № 1. С. 5-18.
7. Прохоров А.О., Юсупов М.Г. Методика измерения психического состояния в учебной деятельности студентов (краткий вариант) // Психология психических состояний: сборник статей / под ред. А. О. Прохорова. Казань: Казан. ун-т, 2011. Вып. 8. С. 277-288.
МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ И САМОРЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ КАДЕТСКОЙ ШКОЛЫ
Шамаев Д. Г., Казань (Россия), Учитель первой квалификационной категории, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Казанская кадетская школа-интернат имени Героя Советского Союза Б.К. Кузнецова», dmitriy.shamaev 1973@gmail. com
DOI:
Статья посвящена анализу взаимосвязи таких психологических параметров как уровень мотивации достижения и стиль саморегуляции юных воспитанников кадетской школы. Обосновывается значимость проблемы анализа саморегуляции поведения воспитанников кадетской школы в связи с мотивацией достижения целей в контексте будущей профессиональной (военной) деятельности. Приводятся результаты эксперимента (выборка из 65 учеников учебного кадетского заведения), в котором подтверждены значимые корреляционные связи такого показателя мотивации достижения как самоэффективность с высоким уровнем самостоятельности. В исследовании выявлена взаимосвязь высокого уровня мотивации достижения с общим уровнем саморегуляции у воспитанников кадетской школы.
Ключевые слова. Мотивация достижения, активность, саморегуляция поведения, успешность профессиональной деятельности, стили саморегуляции, самоэффективность личности.
MOTIVATIONS ACHIEVEMENTS AND SELF-REGULATION OF BEHAVIOR OF
CADET SCHOOL STUDENTS
Shamaev Dmitry Gennadievich, Kazan (Russia), The teacher of the fist category, State budgetary educational institution "Kazan Cadet boarding School named after Hero of the Soviet Union B.K. Kuznetsov", dmitriy .shamaev 1973@ gmail. com
The article is devoted to the analysis of the relationship of such psychological parameters as the level of achievement motivation and the style of self-regulation of young cadet school students. The significance of the problem of analyzing the self-regulation of the behavior of cadet school students in connection with the motivation to achieve goals in the context of future professional (military) activities is substantiated. The results of an experiment (a sample of 65 students of an educational cadet institution) are presented, in which significant correlations of such indicators of achievement motivation as self-efficacy with a high level of such an indicator of self-regulation as independence are confirmed. The study revealed the relationship of a high level of achievement motivation with the general level of self-regulation among cadet school students.
Keywords. Motivation of achievement, activity, self-regulation of behavior, success of professional activity, styles of self-regulation, self-efficacy of personality.
Aктуaльнoсть. Современное школьное российское образование наряду с инновационными подходами, активно восстанавливает те формы обучения, которые прекрасно зарекомендовали себя еще в позапрошлом веке. Кадетские учебные заведения существовали в России еще до революции 1917 года, и были направлены на становление военной элиты страны. Сегодня Россия активно возрождает эти традиции. Кадетские школы