2. Абудбханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности. //Вопросы психологии. 1998. № 4. С. 14.
3. Алиев Х.М. Ключ к себе: Этюды о саморегуляции. М.: Мол. гвардия, 1990. 223 с.
4. Аль-Фараби. Указание пути к счастью // Социально-этические трактаты. Алматы: Наука, 1973.
5. Иванченко В.А. Секреты вашей бодрости. Минск: Высш.школа, 1991. 253 с.
6. Селье Г. Сторесс без дисстресса. М., 1982.
7. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание М., 1957.
СПЕЦИФИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ У МОЛОДЫХ ЖЕНЩИН В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СЕМЕЙНОГО СТАТУСА
Юсупова Г. В., Казань (Россия), кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей психологии, Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова, gyusupova@ieml .ru
DOI:
Феномены эмоционального интеллекта и эмоциональной компетентности положены в основу исследований многих современных психологов. Это связано с тем, что ключом к пониманию успешности современного человека все чаще признаются эмоциональные составляющие функционирования психики. Важно понять, как эти феномены отражаются в психике современной женщины в контексте ее семейного статуса, а также как они влияют на личностную адаптивность и выбор стратегий поведения.
Ключевые слова. Эмоциональная компетентность, эмоциональный интеллект, копинг-стратегии поведения, адаптивность, семейный статус женщины.
The phenomena of emotional intelligence and emotional competence are the basis for the research of many modern psychologists. This is due to the fact that the key to understanding the success of a modern person is increasingly recognized as the emotional components of the functioning of the psyche. It is important to understand how these phenomena are reflected in the psyche of a modern woman in the context of her family status, as well as how they affect personal adaptability and the choice of behavior strategies.
Keywords: Emotional competence, emotional intelligence, coping strategies of behavior, adaptability, family status of a woman.
Все больший научный интерес в современной психологии вызывает проблема изучения эмоционального интеллекта и эмоциональной компетентности личности - группы ментальных способностей, которые способствуют осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих[1, 2]. Эмоциональная компетентность играет существенную роль в процессах саморегуляции личности и влияет на выбор эффективных стратегий поведения [3].
Целью исследования явилось изучение выраженности и взаимосвязи составляющих эмоциональной компетентности и копинг-стратегий поведения у молодых женщин в зависимости от семейного статуса. Испытуемыми выступили женщины в возрасте от 25-30 лет; из них 30 женщин замужних с детьми (1-2 ребенка) и 30 женщин, не имеющих мужа и детей. Мы предположили, что семейный статус влияет на характер взаимосвязи между
показателями эмоциональной компетентности и стратегиями поведения у молодых женщин.
Были выбраны следующие диагностические методики: 1) «Тест эмоциональной компетентности», И.М. Юсупов, Г.В. Юсупова; 2) «Диагностика социально-психологической адаптации», К. Роджерс, Р. Даймонд; 3) Опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций», С. Хобфолл (адаптация Н. Водопьяновой и Е. Старченковой).
«Тест эмоциональной компетентности» И.М. Юсупов, Г.В. Юсупова, включает 36 утверждений и позволяет выявить девять показателей: 1) четыре базовых составляющих эмоциональной компетентности - саморегуляция, регуляция взаимоотношений, рефлексия и эмпатия; 2) четыре сгруппированных попарно показателей - поведенческий блок (саморегуляция и регуляций взаимоотношений), когнитивный блок (рефлексия и эмпатия), интраперсональный блок (рефлексия и саморегуляция), интерперсональный блок (эмпатия и регуляций отношений); 3) итоговый показатель - Индекс эмоциональной компетентности [4].
По данной методике было выявлено, что в целом, Индекс эмоциональной компетентности (ЭК) у свободных женщин значимо выше (р<0,001, при этом баллы находятся в зоне «высокий уровень»), чем у женщин в браке. Они выражают свои эмоции и чувства более искренне, прямо, своевременно, достаточно ярко; обладают хорошими социальными навыками и умеют располагать к себе людей.
Таблица 1
Сравнительный анализ составляющих эмоциональной компетентности у молодых женщин
X
№ Показатели Выборка 1 Женщины в браке Выборка 2 Женщины вне брака и-критерий значимость
1 Саморегуляция 958 933 462
2 Рефлексия 868 1022 372
3 Эмпатия 793 1098 297 р<0,001
4. Регуляция отношений 950 940 454
5. Поведенческий блок 780 987 290 р<0,001
6 Когнитивный блок 796 1095 300 р<0,001
7 Интраперсональный 874 1024 370
8 Интерперсональный 817 1074 321 зона неопред
9 Индекс ЭК 811 1080 315 р<0,001
Примечание: и-критерий* [р<0.01;р<0.05]
По Опроснику «Стратегий преодоления стрессовых ситуаций» С. Хобфолла выявлены следующие различия между женщинами в браке и свободными женщинами.
Таблица 2
Сравнительный анализ копинг-стратегий поведения у молодых женщин
№ Показатели X и-критерий значимость
Выборка 1 Женщины в браке Выборка 2 Женщины вне брака
1 Ассертивное д-е 780 1111 284 р<0,001
2 Вступление в контакт 848 1041 353
3 Поиск соц. поддержки 868 1022 372
4. Осторожное д-е 759 1131 263 р<0,001
5. Импульсивное д-е 982 908 443
6 Избегание 1029.5 923.5 458.5
7 Манипулятивное д-е 845 985 349
8 Ассоциальное д-е 906 985 410
9 Агрессивное д-е 938 952 442
Примечание: и-критерий* [р<0.01;р<0.05]
Мы выявили, что у женщин, которые находятся вне брака, заметно выше такие шкалы как, ассертивные действия (р<0,001) и осторожные действия (р<0,001, степень выраженности находится в зоне «высокий уровень»). Это может говорить нам о том, что эти женщины не зависят от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулируют собственное поведение и отвечают за него. При этом эти женщины осознают свои и чужие границы, для них характерно тщательное обдумывание решений, взвешивание всех возможных вариантов и решений, прежде чем действовать.
Таблица 3
Сравнительный анализ показателей социально-психологической адаптивности
молодых женщин
X
№ Показатели Выборка 1 Женщины в браке Выборка 2 Женщины вне брака и-критерий значимость
1 Адаптивность 889 1002 393
2 Дезадаптивность 1132 759 294 р<0,001
3 Принятие себя 979 912 447
4. Непринятие себя 1091 800 335 зона неопред.
5. Принятие других 803 1088 307 зона неопред.
6 Непринятие других 1192 698 233 р<0,001
7 Эмоц. комфорт 647 1244 151 р<0,001
8 Эмоц. дискомфорт 1017 873 408
9 Внутренний контр. 1028 862 397
10 Внешний контроль 1131 759 294 р<0,001
11 Доминирование 1106 784 319 зона неопред.
12 Ведомость 1133 758 293 р<0,001
13 Эскапизм 1231 660 197 р<0,001
14 Лживость 993 898 433
Примечание: и-критерий* [р<0.01;р<0.05]
Было выявлено достоверное различие по шкалам дезадаптивность, непринятие других, внешний контроль, ведомость и эскапизм и эмоциональный комфорт (р<0,001). Женщинам, состоящим в браке с детьми, сложнее взаимодействовать с окружающими, они более тревожны и беспокойны. Могут иметь самооценочные проблемы и сильнее подвержены стрессу. Также у них есть тенденция к доминированию и непринятию себя. Это говорит о том, что они хотят все контролировать вокруг себя, но, однако, не достаточны уверенны в своих силах.
Был проведен корреляционный анализ между составляющими эмоциональной компетентности и стратегиями поведения у испытуемых обеих групп.
Мы выявили, что у женщин, которые состоят в браке, связи между изучаемыми показателями в целом носят дисгармоничный характер, множество обратных связей, фрагментарная структура корреляционной плеяды.
Так, например, выявлены:
1) обратно пропорциональная связь между шкалами осторожное действие и регуляция взаимоотношений (г=0,36 при р<0.05), что говорит нам о том, что у женщины, которая испытывает страх, перестраховывается всегда и старается избегать риска, чаще всего будут плохо налажены социальные контакты и отрицательное отношение к окружающим;
2) обратно пропорциональная связь между шкалами внешнего контроля и ассертивными действиям (г=0,46 при р<0.01), можно предположить, то, что когда женщина стремится все контролировать, это приводит к тому, что она становится неуверенной в себе, ощущает вялость, пониженную активность и настроение.
Мы можем предположить, что низкий уровень потребности этих женщин в налаживании социальных контактов приводит к тому, что они плохо находят общий язык с другими, у них понижается самооценка. В целом, они находятся в эмоциональном дискомфорте, подвержены волнениям, не могут эффективно преодолеть трудные жизненные ситуации и выбрать конструктивные стили поведения.
У женщин вне брака мы видим более гармоничную корреляционную плеяду: много прямых связей и ярко выраженная целостная системообразующая структура. В данной связи мы четко видим, что высокий и зрелый уровень эмоциональной компетентности у них связан с выбором эффективных копинг-стратегий поведения, то есть эти женщины в стрессовых ситуациях будут действовать более конструктивно, они уверены в себе и хорошо адаптируются к различным ситуациям.
Так, например, выявлены:
1) между показателями интерперсонального блока ЭК и внутренним контролем (г=0,46 при р<0.01) и принятием других (г=0,46 при р<0.01) есть прямо пропорциональные
связи, это указывает на то, что человек, который ответственен за все свои действия и поступки в жизни, легко идет к своей цели, самореализуется и легче создает социальные контакты, эти женщины четко знают свои цели и методы их достижения;
2) между Индексом эмоциональной компетентности и ассертивными действиями (г=0,57прир<0.001) есть прямо пропорциональная связь, то есть женщина, которая находится в гармонии сама с собой и с окружающими людьми, будет уверенной в себе, сможет легче наладить социальные контакты, она более коммуникабельна, легче находит решения к проблемам, принимает себя такой какая она есть, уважая свои и чужие границы. Эмпирическое исследование позволило выяснить:
1. Женщины, которые состоят в браке, значимо чаще находятся в эмоциональном дискомфорте, чаще подвержены волнениям, не могут эффективно преодолеть трудные жизненные ситуации, поэтому им сложно выбрать конструктивные копинг-стратегиии поведения.
2. Женщины, которые не состоят в браке, имеют значимо более высокий уровень эмоциональной компетентности, что помогает им осуществлять выбор эффективных копинг-стратегий поведения. Эти женщины более адаптивны в стрессовых ситуациях, уверены в себе, при этом умеют сопереживать другим и легко идут на контакт. Они более независимы от внешних влияний и оценок, но при этом они более осторожны, тщательно взвешивают свои решения, избегают риска.
Таким образом, гипотеза о том, что существует специфика взаимосвязи между характеристиками эмоциональной компетентности и стратегиями поведения у молодых женщин в зависимости от семейного статуса подтвердилась.
Литература
1. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М.: АСТ, 2009. 206 с.
2. Люсин, Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 29-36.
3. Равен Д. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. (Пер. с англ.) / под общ.ред. В. И. Белопольского. М: Когито-Центр, 2002. 400 с.
4. Юсупова Г. В. Состав и измерение эмоциональной компетентности: Дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2006. 165 с.
Раздел 5. Номотетический и идиографический методы исследования индивидуальных различий, индивидуальности и личности
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТРАТЕГИЙ СОВЛАДАНИЯ СО СТРЕССОМ У СТУДЕНТОВ И УЧЕНИКОВ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ КАРАНТИНА
Агеева И. А., Бишкек (Кыргызская Республика), кандидат медицинских наук, доцент, заведующая кафедрой психологии, Кыргызско-Российский Славянский Университет, mars53 [email protected]
Латышева Э. Э., Бишкек (Кыргызская Республика), школьный психолог, [email protected]
DOI:
Исследование было ориентировано на проведение сравнительного анализа стратегий совладания со стрессом у студентов и учеников старшей школы в условиях карантина. Эмпирическим путем были выявлены различия в предпочитаемых стратегиях совладания у студентов и учеников старшей школы, а также по уровню вербальной и физической агрессии.
Ключевые слова: Школьники, студенты, условия карантина, стресс, совладание со стрессом.
COMPARATIVE ANALYSIS OF STRATEGIES COPYING WITH STRESS IN STUDENTS AND PUPILS OF SENIOR SCHOOL IN QUARANTINE CONDITIONS
Ageeva I. A., Bishkek City (Kyrgyz Republic), Head of Psychology Chair, associate professor, Candidate of Medical Sciences Kyrgyz-Russian Slavic University, mars53 [email protected]
Latisheva E. E., Bishkek City (Kyrgyz Republic), School psychologist, [email protected]
The study was aimed at making a comparative analysis of strategies copying with stress in students and pupils of senior school in quarantine conditions. Differences in preferable strategies of copying with stress in students and pupils of senior school were determined by empirical way, as well as by the level of verbal and physical aggression.
Keywords: pupils, students, quarantine conditions, stress, copying with stress.
Правительство Кыргызской Республики в период эпидемии COVID-19 ввело карантин, в связи с чем учреждения системы образования буквально за несколько дней перевели процесс обучения в онлайн-формат. Вынужденный переход к совершенно новому способу обучения, а также значительные изменения привычного уклада жизни, связанные с пандемией, обусловили стрессовую ситуацию для всех участников образовательного процесса. А это, в свою очередь, негативно сказалось на эффективности обучения и эмоциональной сфере участников образовательного процесса.
Как говорится в докладе, озаглавленном «Молодежь и пандемия COVID-19: влияние на рабочие места, образование, права и психологическое состояние», подготовленном Международной организацией труда (МОТ), 65 процентов молодых людей сообщили, что за время пандемии получили меньше знаний из-за того, что в результате закрытия учебных заведений им пришлось перейти с очного формата обучения на учебу онлайн или в удаленном
294