Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
359
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физиологические показатели психологических функций / меж-индивидуальные различия / обучение оптимальному функционированию / нейробиоуправление.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Базанова О. М.

В статье представлен обзор литературных данных и результатов собственных психофизиологических исследований межи внутрииндивидуальной изменчивости нейрофизиологических параметров психологических функций, роли этих показателей в формировании личностных и реактивных качеств, а также использования информационные нейротехнологии как наиболее эффективный подход к обучению навыкам саморегуляции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Базанова О. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ»

Пол: Девушки Юноши

Полушарие: Левое Правое Левое Правое

Доминирование слуховой коры История Математика, физика - -

Доминирование зрительной коры - - - Химия

По-видимому, из этой таблицы-схемы можно извлечь вывод о том, что у девушек учебная мотивация по точным и гуманитарным наукам детерминируется в основном нейрофизиологическими механизмами, обеспечивающими доминирование аналитических возможностей слуховой коры, тогда как у юношей в этом плане решающую роль играет зрительная кора больших полушарий мозга.

Таким образом, проведенное нами исследование подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что доминирующие нейрофизиологические механизмы, проявляющиеся в сенсорной асимметрии, могут быть фактором учебной мотивации в юношеском возрасте.

Литература

1. Евтух Т.В., Силина Е.А. Взаимосвязь разноуровневых свойств интегральной индивидуальности в группах с преобладанием левого или правого полушария [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2010. N 3(11).

2. Монич Д.В. Сравнительное исследование индивидуального профиля функциональных асимметрий гемисфер и успеваемости по базовым предметам средней школы. Психологический журнал: ежеквартальное научно-практическое издание. Минск: БГУ. 2013. № 3-4(37-38). С. 120-124.

3. Москвин В.А., Москвина Н.В. Межполушарные асимметрии и индивидуальные различия человека. М. Смысл, 2011. 367 с.

4. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М. Сфера, 2003. 288 с.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ

ПСИХОФИЗИОЛОГИИ

Базанова О. М., Новосибирск (Россия), доктор биологических наук, главный научный сотрудник, Научно-исследовательский институт нейронаук и медицины; Новосибирский государственный научно-исследовательский университет, bazanovaom@physiol.ru

DOI:

В статье представлен обзор литературных данных и результатов собственных психофизиологических исследований меж- и внутрииндивидуальной изменчивости нейрофизиологических параметров психологических функций, роли этих показателей в формировании личностных и реактивных качеств, а также использования информационные нейротехнологии как наиболее эффективный подход к обучению навыкам саморегуляции.

Ключевые слова: физиологические показатели психологических функций, межиндивидуальные различия, обучение оптимальному функционированию, нейробиоуправление.

Работа выполнена за счет средств федерального бюджета на проведение фундаментальных научных исследований (тема № АААА-А21 121011990039-2, 2021-2025 г.) при частичной поддержке РФФИ (проект № 19-013-00317а, 2019-2022г.).

ACTUAL PROBLEMS OF MODERN DIFFERENTIAL PSYCHOPHYSIOLOGY

Bazanova Olga Mikhailovna, Novosibirsk (Russia), Doctor of Biological Sciences, Chief Researcher, Scientific Research Institute of Neurosciences and Medicine, bazanovaom@physiol .ru

The article provides an overview of the literature data and the results of our psychophysiological studies of inter- and intraindividual variability of neurophysiological parameters of psychological functions, the role of these indicators in the formation of personal and reactive qualities and the use of information. neurotechnology as the most effective approach to teaching self-regulation skills.

Keywords: physiological indicators of psychological functions, inter-individual differences, learning optimal functioning, neurofeedback.

Одной из основных концепций теории одаренности и способностей Б.М. Теплова является положение о том, что «...систематическое исследование физиологических основ индивидуально-психологических особенностей не только желательно, но и совершенно необходимо для подлинно научного понимания психологических различий между людьми». (Теплов Б.М., 1961, с. 6) [1]. Это положение определило возникновение нового направления в психологии, названного В.Д. Небылицыным «Дифференциальная психофизиология» [2].

В настоящее время «Дифференциальная психофизиология», как одно из перспективных направлений нейронауки, как и 60 лет назад, решает те же основные задачи психологических характеристик с помощью объективных методов: дисперсионного, корреляционного и/или регрессионного анализа, но с использованием новейших компьютерных технологий. Прежде всего это поисковые исследования нейробиологических маркеров психологических характеристик когнитивной и эмоциональной сферы человека. Во-вторых, в соответствие с положением Б.М.Теплова о том, что «.способность - это такая индивидуально-психологическая особенность, которая имеет отношение к успешности выполнения деятельности.» для дифференциальной психофизиологии продолжает быть актуальной задача изучения зависимости психологических характеристик от факторов внешней и внутренней среды и, соответственно, проведения многофакторного дисперсионного анализа влияния изменений физиологических маркеров психологических функций во время реализации той или иной когнитивной или психомоторной деятельности на успешность результата этой деятельности. Развитие информационных технологий в последние 30 лет способствовало появлению еще одного направления дифференциальной психофизиологии - поиск физиологических предикторов оптимального функционирования для использования их в нейротехнологиях реаблитации и робототехники с использованием моделей искусственного интеллекта, поиск объективных инструментальных подходов к освоению навыками саморегуляции с помощью программирования ключевого механизма нейропластичности -адаптивной обратной связи. Данная технология нейробиоуправления уже находит применение не только в реабилитации и терапии психосоматических расстройств [3], но и в тренинге пика

191

формы в спорте [4], овладении навыками достижения успеха в различных видах когнитивной и психомоторной деятельности [5].

В настоящем обзоре будут представлены данные литературы и результаты собственных психофизиологических исследований меж- и внутри-индивидуальной вариабельности нейрофизиологических параметров психологических характеристик, роли этих показателей в формировании личностных и реактивных качеств и, использования информационных нейротехнологий, как наиболее эффективного подхода к обучению навыкам саморегуляции.

В частности, в качестве примера решения первой задачи дифференциальной психофизиологии приводятся данные исследований индивидуальной частоты альфа-ритма электроэнцефалограммы (ЭЭГ) (individual alpha peak frequency, iAPF). Предполагается, что величина iAPF отражает уровень готовности нейрональных сетей к когнитивной деятельности [6, 7]. Некоторые авторы рассматривают iAPF в качестве маркера, отражающего общие когнитивные способности [7, 8]. По данным повторных исследований одних и тех же индивидов в возрасте 18-38 лет, iAPF является относительно устойчивым во времени показателем при неизменном гормональном состоянии [8]. В более широком контексте iAPF в настоящее время рассматривается в качестве психофизиологического эндофенотипа [9], указывающего на меж-индивидуальные различия по эффективности когнитивной деятельности [4] и психомоторного обучения [5] в стратегии невербальной креативности [10], достижения способности постурального контроля[7], в системе регуляции эмоций [11,12] и подходах к реабилитации и терапии депрессивных расстройств [11]. Установлена ассоциация величины iAPF с балансом активности мотивационных систем: низкий уровень iAPF — с преобладанием активности системы избегания/обороны и отрицательных эмоций, а высокий — с преобладанием системы приближения/положительного подкрепления и положительных эмоций [12-13].

С другой стороны, в данном обзоре будут представлены результаты изучения влияния различных социальных и биологических факторов на внутрииндивидуальную динамику автономных и нейрофизиологических, маркеров характеристик когнитивной, психомоторной и эмоциоанальной сферы человека [14].

Литература

1. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.

2. Небылицын В.Д. Теплов как теоретик дифференциальной психофизиологии // Вопросы психологии, 1966, № 5, С. 19-28.

3. Kanbara K, Morita Y, Hasuo H, Abe T. The Association Between Heart Rate Variability and Quality of Life in Patients with Functional Somatic Syndrome and Healthy Controls. Appl Psychophysiol Biofeedback. 2021, V.46, №3. P. 279-285. doi: 10.1007/s10484-021-09515-1.

4. Borges U, Lobinger B, Javelle F, Watson M, Mosley E, Laborde S. Using Slow-Paced Breathing to Foster Endurance, Well-Being, and Sleep Quality in Athletes During the COVID-19 Pandemic Front Psychol. 2021, V. 12 624655. doi: 10.3389/fpsyg.2021.624655. eCollection 2021.

5. Bazanova OM, Mernaya EM, Shtark MB Biofeedback in psychomotor training. Electrophysiological basis. Neurosci Behav Physiol. 2009, V.39(5) P. 437-447. doi: 10.1007/s11055-009-9157-z

6. Angelakis E, Lubar JF, Stathopoulou S. Electroencephalographic peak alpha frequency correlates of cognitive traits. Neurosci Lett. 2004, V. 371(1) P. 60-63.

192

doi: 0.1016/j.neulet.2004.08.041.

7. Mierau A, Klimesch W, Lefebvre J. State-dependent alpha peak frequency shifts: Experimental evidence, potential mechanisms and functional implications. Neuroscience. 2017, V. 360, P.146-154. doi: 10.1016/j.neuroscience.2017.07.037.

8. Базанова О.М. Вариабельность и воспроизводимость индивидуальной частоты альфа-ритма ЭЭГ в зависимости от экспериментальных условий // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. 2011, Т.61. №1. С. 102-111.

9. Grandy TH, Werkle-Bergner M, Chicherio C, et al. Individual alpha peak frequency is related to latent factors of general cognitive abilities. Neuroimage. 2013, V. 79, P. 10-18. doi: 10.1016/j.neuroimage. 2013.04.059.

10. Bazanova OM, Aftanas LI. Individual measures of electroencephalogram alpha activity and nonverbal creativity. Neurosci Behav Physiol. 2008, V. 38, №3, P. 227-235. doi: 10.1007/s11055-008-0034-y.

11. Aftanas LI, Bazanova OM, Khabarov AN, Pustovoit SM, Brack IV. Плацебо-контролируемое исследование эффекта ксенона на эмоциоанльный профиль и частоту альфа-осцилляций ЭЭГ. Вестник РАМН. 2019. Т. 74. №5. С. 342-350. doi: 10.15690/vramn1158

12. Kostyunina MB, Kulikov MA. Frequency characteristics of EEG spectra in the emotions. Neurosci Behav Physiol. 1996, V.26, №4, P.340-343. doi: 10.1007/bf02359037.

13. Афтанас Л.И., Тумялис А.В, Индивидуальная частота альфа-осцилляций ЭЭГ как нейрофизиологический эндофенотип эмоциональных предиспозиций // Вестник РАМН. 2013, Т.68, №12, С. 69-79.

14. Кабардов М.К., Базанова О.М., Лебедев А.Н., Кондратенко А.В. Зависимость электрофизиологических признаков музыкально-исполнительских способностей от возраста, пола и нейрогуморального статуса // Современное состояние дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии: к 115-летию со дня рождения Б.М. Теплова. М.: ПИ РАО, 2011. С. 57-59

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ И КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ ЖЕНЩИН

РЕПРОДУКТИВНОГО ВОЗРАСТА

Николенко Е. Д., Новосибирск (Россия), научный сотрудник, Научно-исследовательский институт нейронаук и медицины, nikolenkoed@physiol.ru

Базанова О. М., Новосибирск (Россия), доктор биологических наук, главный научный сотрудник, Научно-исследовательский институт нейронаук и медицины; Новосибирский государственный научно-исследовательский университет, bazanovaom@physiol.ru

DOI:

В данной работе представлены результаты изменений психологических характеристик эмоциональной и когнитивной сферы женщин репродуктивного возраста в зависимости от гормонального состояния. Дисперсионный и корреляционный анализ установили, что тревожность снижалась, а эффективность когнитивной деятельности возрастала на фазе гормонального цикла, соответствующей увеличению уровня прогестерона.

Ключевые слова: эмоциональная сфера, когнитивная сфера, менструальный цикл, прогестерон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.