Научная статья на тему 'ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ И ЕЕ РОЛЬ В АКТИВНОСТИ И УСПЕШНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ'

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ И ЕЕ РОЛЬ В АКТИВНОСТИ И УСПЕШНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
213
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
деятельность / активность / эмоциональное реагирование / общение / саморегуляция / потребности.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чистов В. В.

В статье рассматривается проблема значимости активности студентов в учебной деятельности на основе формирования навыков психофизиологической саморегуляции, способствующей снятию стрессовых перегрузок и правильной организации учебной деятельности; проанализированы взгляды различных ученых на данную проблему и даны практические рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ И ЕЕ РОЛЬ В АКТИВНОСТИ И УСПЕШНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ»

Результаты изучения связи уровня мотивации достижения с составляющими стиля саморегуляции у юных воспитанников кадетских школ, могут быть использованы для индивидуальной педагогической коррекции.

Необходимо отметить, что данная проблема также важна в виду того, что обучение в кадетской школе, особенно если это школа - интернат, помимо своих значительных преимуществ, имеет и соответствующие риски для психологической адаптации учащихся: высокие требования к обучению, определенная закрытость жизни образовательного учреждения, изолированность от круга прежних друзей, строгая (уставная) дисциплина, специфика однополого образования (практически все кадетские учебные заведения гендерно-однородны - либо мужские, либо женские).

Полученные результаты говорят о необходимости включения в развитие мотивации достижения у кадетов в первую очередь тех подходов, которые способствуют формированию у них компонентов саморегуляции поведения.

Литература

1. Копылова Л. Е. Особенности психологического сопровождения образовательного процесса в кадетском корпусе // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского, 2012, №28.

2. Краснорядцева О. М., Кабрин В.И., Психологические практики диагностики и развития самоэффективности студенческой молодежи: учеб. пособие. / О.М. Краснорядцева, В.И. Кабрин, О.И. Муравьева, М.А. Подойницина, О.Н. Чучалова. Томск: Издательский Дом ТГУ, 2014. 274 с.

3. Моросанова В. И. Развитие теории осознанной саморегуляции: дифференциальный подход // Вопросы психологии, 2011, № 3, С. 160-181.

4. Пайгунова Ю.В., Лопухова О.Г. Моральная нормативность и мотивация к успеху у студентов-спортсменов // Проблемы современного педагогического образования, 2019, № 64-2.

5. Пархоменко Е. А. Стилевые характеристики саморегуляции как предиктор социально -психологической адаптированности личности в транзитивном обществе //Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 2019, №15 (171), С. 452-456.

6. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М., Диагностика мотивации успеха и боязни неудачи / Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002. С102-103.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ И ЕЕ РОЛЬ В АКТИВНОСТИ И УСПЕШНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Чистов В. В., Алматы (Казахстан), кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры теоретической и практической психологии, Казахский национальный женский педагогический университет, vladi79@list.ru

DOI:

В статье рассматривается проблема значимости активности студентов в учебной деятельности на основе формирования навыков психофизиологической саморегуляции, способствующей снятию стрессовых перегрузок и правильной организации учебной

284

деятельности; проанализированы взгляды различных ученых на данную проблему и даны практические рекомендации.

Ключевые слова: деятельность, активность, эмоциональное реагирование, общение, саморегуляция, потребности.

PSYCHOPHYSIOLOGICAL SELF-REGULATION AND ITS ROLE IN THE ACTIVITY

AND SUCCESS OF STUDENTS

Chistov V. V. Almaty (Кazakhstan), Candidate of psychological science, docent, PhD, The chair of theoretical and practical psychology Kazakh National women's training Pedagogical University, vladi79@list.ru

The article examines the problem of the formation of students' activity in educational and creative activities on the basis of mastering the skills of psychophysiological self-regulation, which helps relieve stress overloads and the correct organization of educational activities.

Keywords: activity, activity, emotional response, communication, self-regulation, needs.

Первостепенная задача современной высшей школы - научить студентов правильно организовывать свою деятельность, уметь проявлять активность в достижении поставленных целей, обладать навыками культуры общения. Учебная деятельность должна вызывать положительные эмоции, связанные с потребностью заниматься любимым делом, общаться с приятными людьми, что создаст оптимистический настрой, благоприятно влияющий на вдохновение в учебно-познавательной деятельности, и способствует подъему творческой активности.

В трудах С.Л. Рубинштейна деятельность рассматривается как «процесс, посредством которого реализуются то или иное отношение человека к окружающему его миру, - другим людям и задачам, которые ставит перед нами жизнь» [7, c. 256-257]. Кроме того, как подчеркивал А.Н. Леонтьев, она будет плодотворной и целенаправленной, если мотивирована и соответствует потребностям.

К сожалению, многие студенты, поступив в ВУЗ, далеко не всегда серьезно относятся к новой для них деятельности и не всегда могут правильно организовать свой рабочий день. К тому же и расписание занятий порой не предусматривает даже времени для обеда.

Как отмечает Б.И. Кочубей, важнейшей психофизиологической характеристикой жизнедеятельности организма является активизм, определяющий возможности произвольной саморегуляции и обеспечивающий поддержание гомеостаза организма в целом.

Психическая активность студентов проявляется в восприятии ими окружающего мира и стремлении познать его. Эмоции и чувства, мысли и фантазии, волевые побуждения и поступки являются результатом психической активности, неразрывно связанной с ощущением себя в той качественно новой среде, в которую он попадает и в которой необходимо адаптироваться. Импульсы, получаемые от органов чувств, активируют организм, вызывают ответные реакции, связанные с выплеском определенного количества энергии. И они должны быть положительными. В противном случае теряется интерес к учебе и может наступить разочарование в выбранной профессии.

Еще в трактате «О душе» древнегреческого философа Аристотеля отмечалось, что активность присуща всем живым существам, и она выражается в расходовании энергии,

285

которую организм получает в процессе питания. Именно поэтому он выделил питающую силу души как основную, дающую возможность для развития и функционирования организма в целом. Вместе с тем, он с уверенностью заявлял, что «ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие. Жизнь требует движений».

Русский физиолог И.М. Сеченов также считал, что «активный организм быстрее восстанавливает свои силы, чем пассивный», из чего следует, что двигательная активность -основа жизни, предотвращающая нарушение физиологических функций организма.

В.П. Казначеев ввел в научный обиход понятие «витальная неудовлетворенность», характеризующее неуверенность человека в своих способностях, что основывается на недооценке его личностных возможностей. Неудовлетворенность часто возникает при психических перегрузках: большом объеме материала на учебных занятиях и домашних заданиях, а также при переутомлении (особенно, если студент пытается еще и работать где-либо). Сверхурочная работа и серьезные перегрузки нарушают адекватность деятельности, и активность может сменяться пассивностью либо депрессией. В ряде случаев может появляться агрессия, порождающая девиантное поведение (эгоизацию) как протест обстоятельствам, вынуждающих делать не то, что хочется.

Казахстанские психологи пришли к убедительному выводу о том, что «информационно-эмоциональная среда, формируемая человеком, им же и поглощается, но в усиленном состоянии, что и приводит к изменению вначале психоэмоционального состояния человека, а затем и состояния здоровья». [1, с. 29]. Человек, поглощая информацию и эмоции в агрессивном количестве и с агрессивным качеством, становится «жертвой» этих своих порождений и, следовательно, усилия следует направить на изменение информационной и эмоциональной нагрузки, т.е. собственно среды психического обитания человека, на изменение ее агрессивности» [1, с. 30].

Студенту крайне необходимы положительные эмоции, удовлетворенность процессом обучения. Именно положительный психологический настрой стимулируют организм на дальнейшую деятельность, способствует созданию благоприятного психологического климата в социуме и общению с сокурсниками и педагогами. В противовес ему, наличие отрицательных эмоций, являющихся результатом неудовлетворенных потребностей, является следствием рассогласованности ожидаемых результатов с действительностью. Они порождают стрессовые проявления, фрустрации, конфликты, агрессию, депрессию и приводят в результате к тем или иным патологическим проявлениям, нежелании продолжать учебу, разочарованности в специальности и т.п.

Нарушение адекватности психофизиологических функций может также быть следствием эмоциональных и умственных перегрузок; чрезмерной требовательности к себе либо неуверенности; выраженной тенденции к торможению эмоций и естественных желаний и потребностей, а также таких психологических особенностей темперамента, как мнительность, тревожность, чрезмерная робость и стеснительность. Состояние тревожности обычно связанно с переживанием надвигающихся опасностей или какой-либо фобией (страхом), которые дестабилизирует деятельность, порождает те или иные дисфункции, ведущие к неврозам, психопатиям, психологическим комплексам.

При интеллектуальной деятельности, особенно связанной с общением с другими людьми, которые далеко не всегда имеют такую же жизненную позицию, могут возникать

стрессовые ситуации, порождающие эмоциональную раздражительность, сопровождающуюся порой неадекватным реагированием, выражающимся в гневе, агрессивности, а иногда даже в обиде и ненависти. Истоками агрессии могут быть: инстинкт самозащиты - самосохранения (З. Фрейд, К. Лоренц); фрустрация - результат расхождения между уровнем запросов и реальных достижений (Д. Доллард); социальное научение -социальный опыт авторитарного общения со стороны родителей, сокурсников, а также моральное унижение, проявляющееся иногда при несоблюдении этических норм общения со стороны педагогов. (Р. Берджес, Р. Конджер, А. Бандура). Отрицательные эмоции, стрессовые состояния, агрессия нарушают адекватность деятельности.

По мнению Г. Селье, «умственное перенапряжение, неудачи, неуверенность, бесцельное существование - это самые вредоносные стрессоры. Они часто служат причиной психических расстройств, самоубийств или просто безнадежно несчастливой жизни», ибо «человек нуждается в признании, он не может вынести постоянных порицаний» [6].

Разумеется, любой живой организм - это, прежде всего, саморегулирующая система, в которой все ее элементы одинаково важны и значимы, ибо сбой в работе одних систем приводит к сбою в жизнедеятельности других. Генетическая способность к саморегуляции выражается в появлении усталости и сонливости, что является защитно инстинктивным реагированием организма. Однако биологические резервы организма могут нарушаться вследствие стрессов, неполноценного питания и неправильного образа жизни.

По мнению В.А. Иванченко, с физиологической точки зрения, «работоспособность -это возможность организма к поддержанию структуры и энергозапасов на заданном уровне» [5, а 5]. Следовательно, нельзя игнорировать своевременный обед, который должен быть достаточно полноценным, чтобы человек мог продолжить активную деятельность и во второй половине дня. Доказано, что именно полноценность и своевременность питания обуславливает работоспособность организма, т.к. именно оно выполняет энергетическую, пластическую, биорегуляторную, резистентную функции и поэтому должно включать основные компоненты, необходимые для развития и жизнедеятельности организма. При недостатке отдельных ингредиентов питания и нарушении ритмичности питания, труда и отдыха могут нарушаться и привычные биоритмы, снижаться работоспособность и активность организма.

Любая деятельность, и особенно умственная, нуждается в энергетике организма. Если расход энергии превышает средний уровень, то при низком энергетическом балансе деятельность замедляется, наступает усталость, сонливость, т.е. организм автоматически снижает активность в результате саморегуляции.

Для сохранения необходимой энергетики и поддержания организма в тонусе и для сохранения здоровья следует чередовать физические и умственные нагрузки, т.к. в этом случае центр мышечной активности, связанный со спинным мозгом, будет чередоваться с активностью головного мозга.

К.А. Абульханова-Славская отмечает, что лишь «способность личности регулировать, организовывать свою жизнь как целое, подчиняемое целям, ценностям - это высокий уровень и качество жизни» [2, 14].

Психоэмоциональные резервы организма неразрывно связаны с удовлетворенностью от выполняемой деятельности, со способностями к ее выполнению, а также интеллектуальным

развитием личности. Чем больше человек развит в интеллектуальном плане, тем глубже он осмысляет происходящее и более бурно реагирует на него, принимая практически все «близко к сердцу». Это связано также с тем, что человек - существо социальное и общение является для него важнейшей потребностью, стимулирующей учебную и творческую деятельность.

А.В. Лихач разработал систему резервного самовосстановления организма на основе алгоритмов саморегуляции психофизиологических функций. Особую ценность в его методике имеет возможность синхронизации работы обоих полушарий головного мозга, т.е. воздействия на организм с помощью слова (левое полушарие) - психотерапевтический подход и чувственных представлений и образов цветомузыки (правое полушарие). Он объединяет методики аутотренинга и медитации в единый комплекс. Пусковыми механизмами саморегуляции становятся ощущения, восприятия, внимание, память, воображение, эмоции и воля. Слово и мысль создают психологическую настройку, помогающие сознательно управлять своим организмом, укрепить иммунную систему, повысить творческие способности и владение собой.

Овладение психологической саморегуляцией дает возможность управлять своими эмоциями, сознательно управлять всеми функциями своего организма, обеспечивая его хорошим отдыхом (в т.ч. сне), горячем сбалансированном питании, что обеспечивает адекватную энергетику жизнедеятельности.

Средневековый мыслитель Востока аль-Фараби обосновал теорию умеренности, считая, что «при умеренной еде достигается здоровье, при умеренном труде приобретается сила, точно так же хороший нрав достигается при умеренных действиях». Поскольку все люди индивидуальны, то «необходимо определить степень, т.е. меру в том, что полезно для здоровья, в соответствии с темпераментом тела» [4, с. 14,16].

«С помощью саморегуляции психика и организм без труда могут переключаться с одного вида деятельности на другой, быстрее нейтрализуя следовые реакции предыдущих событий. Она полезна и для снятия различных отрицательных эмоций, переживаний, мешающих настроится на определенную работу» [3, а 26], - отмечает врач-психиатр Х.М. Алиев.

Следовательно, для преодоления различного рода перегрузок как физических, так и психических, с целью мобилизации резервных возможностей организма, необходимо научить стуудентов уметь использовать различные приемы саморегулиции, что обеспечит возможность самосозидания, самоактуализации, богатство впечатлений, уверенность в себе, оптимизм и успешность в учебно-познавательной и творческой деятельности.

Саморегуляция и нормализация функций организма может и должна обеспечиваться посредством сознательно-волевого управления деятельностью, выражающегося в строгом соблюдении чередования труда и отдыха, релаксации для восстановления сил, что возможно достичь посредством утренней гимнастики, дыхательной гимнастики, слушания музыки, использования приемов аутотренинга и медитации. Это позволит сохранять активность и работоспособность, осуществлять поставленные цели и самоактуализироваться в желаемом направлении.

Литература

1. Абеуова И.А., Нигметова К.Н., Шерьязданова Х.Т. Психопедагогика здоровья. Алматы, 2006.

2. Абудбханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности. //Вопросы психологии. 1998. № 4. С. 14.

3. Алиев Х.М. Ключ к себе: Этюды о саморегуляции. М.: Мол. гвардия, 1990. 223 с.

4. Аль-Фараби. Указание пути к счастью // Социально-этические трактаты. Алматы: Наука, 1973.

5. Иванченко В.А. Секреты вашей бодрости. Минск: Высш.школа, 1991. 253 с.

6. Селье Г. Сторесс без дисстресса. М., 1982.

7. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание М., 1957.

СПЕЦИФИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ У МОЛОДЫХ ЖЕНЩИН В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СЕМЕЙНОГО СТАТУСА

Юсупова Г. В., Казань (Россия), кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей психологии, Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова, gyusupova@ieml .ru

DOI:

Феномены эмоционального интеллекта и эмоциональной компетентности положены в основу исследований многих современных психологов. Это связано с тем, что ключом к пониманию успешности современного человека все чаще признаются эмоциональные составляющие функционирования психики. Важно понять, как эти феномены отражаются в психике современной женщины в контексте ее семейного статуса, а также как они влияют на личностную адаптивность и выбор стратегий поведения.

Ключевые слова. Эмоциональная компетентность, эмоциональный интеллект, копинг-стратегии поведения, адаптивность, семейный статус женщины.

The phenomena of emotional intelligence and emotional competence are the basis for the research of many modern psychologists. This is due to the fact that the key to understanding the success of a modern person is increasingly recognized as the emotional components of the functioning of the psyche. It is important to understand how these phenomena are reflected in the psyche of a modern woman in the context of her family status, as well as how they affect personal adaptability and the choice of behavior strategies.

Keywords: Emotional competence, emotional intelligence, coping strategies of behavior, adaptability, family status of a woman.

Все больший научный интерес в современной психологии вызывает проблема изучения эмоционального интеллекта и эмоциональной компетентности личности - группы ментальных способностей, которые способствуют осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих[1, 2]. Эмоциональная компетентность играет существенную роль в процессах саморегуляции личности и влияет на выбор эффективных стратегий поведения [3].

Целью исследования явилось изучение выраженности и взаимосвязи составляющих эмоциональной компетентности и копинг-стратегий поведения у молодых женщин в зависимости от семейного статуса. Испытуемыми выступили женщины в возрасте от 25-30 лет; из них 30 женщин замужних с детьми (1-2 ребенка) и 30 женщин, не имеющих мужа и детей. Мы предположили, что семейный статус влияет на характер взаимосвязи между

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.