УДК 811.1' 24:159.946.3
ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ СТРЕССА НА РЕЧЕВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Д. В. Жабин
Воронежский государственный университет
Поступила в редакцию 10 марта 2012 г.
Аннотация: современная лингвистика рассматривает звучащую речь как обмен эмоциональными состояниями между двумя или более личностями. Учебная деятельность студентов обусловлена эмоциональным и психофизиологическим воздействием на организм студентов. Особый интерес представляет анализ факторов, которые влияют на речевое поведение в условиях эмоциональной напряженности (стресса).
Ключевые слова: эмоциональность речи, эмоциональная напряженность, стресс, студенческая среда.
Abstract: in modern linguistics speech (as the vocalized form of human communication) is sometimes viewed as an exchange of emotional states between two or more individuals. In academic setting, students ’ learning activities are performed under the influence of various emotional and psychophysiological states. This research aims to analyze diverse factors affecting learners ’ speech behavior under emotional stress.
Key words: emotional speech, emotional tension, stress, academic (psychological) environment.
Одним из наиболее важных факторов, характеризующих речь, является состояние человека в процессе коммуникации. С психолингвистической точки зрения, выражение эмоций реализуется у человека в первую очередь посредством языкового поведения. Поэтому последние годы спонтанная звучащая речь рассматривается лингвистами как обмен эмоциональными состояниями между двумя или более личностями. Нам представляется интересным рассмотреть и проанализировать факторы влияния и формы проявления эмоциональности речи.
Для оценки параметров речи, по нашему мнению, необходимо понятие, которое выходит за рамки конкретных эмоций, но в то же время способно характеризовать состояние говорящего человека. При узком понимании эмоций они рассматриваются как реакция на более специфические условия, такие как фрустрация потребности, невозможность адекватного поведения, конфликтность ситуации, непредвиденное развитие событий и т.д. Перечисленные критерии позволяют нам убедиться в том, что эмоциональное напряжение имеет большое значение в регуляции поведения человека, особенно когда требуется мгновенная мобилизация сил и возможностей организма.
Речь идет о степени эмоционального напряжения в результате реакции на экстремальную ситуацию, т.е. ситуацию стресса. Все определения термина «стресс» содержат в своей основе компонент «напряжение». Это напряжение имеет физическую и пси© Жабин Д. В., 2012
хическую природу и обусловливает эмоциональную напряженность, которая проявляется в речи говорящего. Внешние признаки стресса проявляются общим возбуждением, а обычный набор эмоций уступает место беспокойству и тревоге. У одних людей реакция на стрессор активная и эффективность их деятельности, обусловленная мобилизационными процессами в организме, может нарастать до определенного уровня, у других - реакция изначально пассивная и эффективность деятельности сразу снижается в результате расходования так называемой адаптационной энергии организма. В любом случае обычное состояние человека в стрессовой ситуации характеризуется дезорганизацией поведения и речи: беспорядочная активность или не свойственная ранее пассивность и как результат - бездеятельность. При этом следует заметить, что поведение и многообразие реакций человека при стрессе во многом зависит от типа нервной системы, силы или слабости основных нервных процессов, характерологических особенностей личности, а также наличия или отсутствия психоневрологической патологии.
Данные наших предыдущих исследований убедительно свидетельствуют в пользу того, что напряженность речевых параметров проявляется комплексно на уровне интенсивности ритма и темпа [1].
Актуальность переживания психологического стресса в студенческой среде обусловлена прежде всего проблемами профессионального, социальноролевого определения, неудовлетворенностью учебной и профессиональной деятельностью, проблемами значительных учебных перегрузок. Наиболее стрес-
ВЕСТНИК ВГУ СЕРИЯ: ЛИНГВИСТИКА И МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ. 2012. № 2
26*
сообразующим фактором в учебной деятельности является экзамен. Экзаменационный стресс не только проявляется в виде субъективных переживаний -страха, тревоги и других отрицательных эмоций, но и вызывает объективные изменения в организме студента. Это, в частности, изменение частоты сердечных сокращений, уровня артериального давления, величины минутного объема крови и т.д. Исследователи отмечают общее увеличение перед экзаменом показателя реактивной тревожности, что свидетельствует о значительном стрессе, который переживают студенты во время сессии. Хотя этот всплеск тревожности носит кратковременный характер (он длится несколько часов), абсолютные значения реактивной тревожности даже превышают аналогичные цифры, полученные у больных с реактивной депрессией [2].
Анализ ранее проведенных исследований показывает, что экзаменационный стресс оказывает значительное влияние на организм студентов, вызывая как повышение уровня субъективной тревоги, так и объективные изменения в нервной и сердечно-сосудистой системах. Повышение реактивной тревожности перед экзаменом сопровождается активацией симпатической системы и падением активности парасимпатической системы у большинства студентов. У студентов со слабым типом нервной системы в норме имеется тенденция к более высоким показателям частоты сердечных сокращений, а у студентов с низким уровнем уравновешенности нервных процессов отмечаются более высокие показатели артериального давления. У студентов с высоким уровнем позитивной самооценки в покое отмечается сдвиг вегетативного гомеостаза в сторону преобладания симпатической системы, в то время как на экзамене высокая позитивная самооценка способствует снижению уровня симпатической активации. Негативная самооценка студентов (излишняя самокритичность и склонность к поиску у себя недостатков) способствует возрастанию активности симпатической системы на экзамене и снижению деятельности парасимпатической системы [3].
С целью проследить влияние факторов стресса на учебную и научную деятельность русскоязычных студентов, говорящих на немецком языке, мы разработали анкету для студентов 4, 5 курсов немецкого отделения Воронежского государственного университета. Анкета содержит 12 вопросов. Всего было опрошено 20 человек. В итоге анкетирования мы получили следующие результаты.
Говорить по-немецки учащимся проще всего: со студентами своей группы - 32,3 %; с преподавателями - 29 %; с немецкими друзьями - 25,8 %; и лишь 12,9 % проще всего говорить с немецкими коллегами.
Наиболее уверенными студенты чувствуют себя: на занятиях по практике языка - 36,5 %; в общении с носителями языка или друзьями - 24,2 %; на экзамене - 12 %; на занятиях по теоретическим предметам
- 3 %.
В учебном процессе студенты лучше всего понимают немецкую речь: когда говорят русскоязычные преподаватели на лекциях или практических занятиях - 46,7 %; когда говорят носители языка на практических занятиях - 22 %; когда говорят носители языка в других ситуациях (по телевизору, на лекциях, на улице) - 17,9 % .
Согласно данным опроса, больше всего времени студенты тратят на подготовку к семинарским занятиям по немецкому языку - 71,4 %; к занятиям по практике на немецком языке много и долго готовятся 19 % опрошенных.
Больше всего студентов волнует на занятиях: боязнь сделать ошибку - 37,5 %; реакция аудитории 29 %; оценка их ответа - 21 %; реакция преподавателя - 12,5 %.
Совершенно комфортно на занятиях чувствуют себя 42 % студентов, однако 26,6 % студентов напряжены и делают больше ошибок, чем в свободном бытовом общении; еще 26 % опрошенных труднее сосредоточиться на предмете обсуждения; 5,4 % быстро устают говорить.
68 % студентов больше всего волнуются перед экзаменом по теории на немецком языке; 18,4 % - перед экзаменом по практике языка.
Во время семинарского занятия или конференции на немецком языке волнуются 73,8 % студентов; стараются говорить быстрее и спешат закончить выступление 21 % опрошенных, и лишь 5,2 % чувствуют себя комфортно.
Приведенные цифры однозначно свидетельствуют о наличии эмоциональной напряженности у студентов и доказывают влияние факторов стресса на их внимание и степень восприятия информации. Однако стоит заметить, что, несмотря на условия эмоционального стресса, больше всего студентам нравится на занятиях говорить - 50 %; читать - 23,3 %; слушать
- 20 %; писать - 6,7 %. Это говорит о том, что удачнее всего нам удается мотивировать говорение студентов в учебном процессе. Данные анкеты доказывают, что наиболее уверенно студенты говорят на занятиях по практике языка, а также в общении с друзьями или носителями языка (60,7 % опрошенных); 68,7 % студентов лучше понимают немецкую речь на практических занятиях; 42 % студентов чувствуют себя совершенно комфортно на занятиях по немецкому языку. В то время как наибольшую сложность в эмоциональном плане для студентов представляют 1) говорение на занятиях по теоретическим предметам (97 % опрошенных); 2) процесс подготовки к семи-
нарским занятиям на немецком языке (71,4 %); 3) экзамен по теории на немецком языке (68 %); 3) выступление на конференции или семинаре (73,8 %). Рост эмоционального напряжения в этих случаях, вероятно, обусловлен активизацией мыслительных процессов, а также степенью и быстротой ответных реакций на внешние раздражители (условия, обстоятельства, характер ситуации).
Полученные результаты исследования, в целом, ставят перед нами как преподавателями ряд проблем методического и психологического характера, решение которых должно понизить уровень эмоционального стресса студентов. Речь идет о необходимости применения индивидуализации, речевой направленности в процессе обучения, а также доступности предмета, обучении в сотрудничестве, психологической мобильности преподавателя и т.д.
Перспективой дальнейшего исследования может явиться анализ формальных признаков речи студентов (на уровне темпа и ритма и речевых сбоев) в условиях учебного процесса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Жабин Д. В. Признаки речи в ситуации стресса : монография / Д. В. Жабин. - Воронеж : Издательско-полиграфический центр ВГУ, 2008. - 158 с.
2. Стрелец В. Б. Ритмы ЭЭГ и психические показатели эмоций при реактивной депрессии / В. Б. Стрелец, Н. Н. Данилова, И. В. Корнилова // Журнал высшей нервной деятельности - 1997. - Т. 47, № 1. - С. 11-21.
3. Щербатых Ю. В. Влияние параметров высшей нервной деятельности студентов на характер протекания экзаменационного стресса / Ю. В. Щербатых // Журнал ВНД им. Павлова. - 2000. - № 6. - С. 959-965.
Воронежский государственный университет Жабин Д. В., кандидат филологических наук, доцент кафедры немецкой филологии E-mail: [email protected] Тел.: 8 (473) 259-26-95
Voronezh State University
Zhabin D. V., Candidate of Philology, Аssociate Professor at the Department of German Philology E-mail: [email protected] Тel.: 8 (473) 259-26-95