Научная статья на тему 'Взаимосвязи между психологическими характеристиками и показателями работы сердечно-сосудистой системы у студентов-психологов при экзаменационном стрессе'

Взаимосвязи между психологическими характеристиками и показателями работы сердечно-сосудистой системы у студентов-психологов при экзаменационном стрессе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
530
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ЛИЧНОСТНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / СИСТОЛИЧЕСКОЕ ДАВЛЕНИЕ / ДИАСТОЛИЧЕСКОЕ ДАВЛЕНИЕ / ПУЛЬСОВОЕ ДАВЛЕНИЕ / ВЕГЕТАТИВНЫЙ ИНДЕКС КЕРДО / ИНДЕКС РУФЬЕ-ДИКСОНА / EMOTIONAL INTELLIGENCE / PERSONAL ANXIETY / SYSTOLIC BLOOD PRESSURE / DIASTOLIC BLOOD PRESSURE / PULSE PRESSURE / VEGETATIVE INDEX KERDO / INDEX RUFE-DIXON

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Грибкова Ольга Витальевна

В статье описаны отрицательные связи между уровнем личностной тревожности и величинами систолического и пульсового давлений, между величиной диастолического давления и показателями шкалы «эмоциональная осведомленность» эмоционального интеллекта у студентов-психологов второго курса обучения, обнаруженные в ситуации экзаменационного стресса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Грибкова Ольга Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interrelations between psychological characteristics and indicators of work of cardiovascular system at students-psychologists at examination stress

This article describes the negative correlation between the level of personal anxiety and systolic and pulse pressure, diastolic blood pressure between the value and performance scale "emotional awareness" of emotional intelligence in psychology students of the second course, found in the examination of the stress situation.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязи между психологическими характеристиками и показателями работы сердечно-сосудистой системы у студентов-психологов при экзаменационном стрессе»

Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Психология». 2009. № 2 (6)

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ

ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ И ПОКАЗАТЕЛЯМИ РАБОТЫ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ ПРИ ЭКЗАМЕНАУИОННОМ СТРЕССЕ

© О. В.Грибкова

Грибкова Ольга Витальевна

кандидат биологических наук доцент кафедры обшей и социальной психологии Самарская

гуманитарная академия hont317@mail.ru

В статье описаны отрицательные связи межлу уровнем личностной тревожности и величинами систолического и пульсового лавлений, межлу величиной ли-астолического лавления и показателями шкалы «эмоциональная освеломленность» эмоционального интеллекта у стулентов-психологов второго курса обучения, обнаруженные в ситуации экзаменационного стресса.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, личностная тревожность, систолическое давление, диас-толическое давление, пульсовое давление, вегетативный индекс Кердо, индекс Руфье-Аиксона.

Известно, что наиболее стрессогенной учебной ситуацией для студентов является период экзаменационной сессии, когда умственные и эмоциональные нагрузки резко возрастают. Длительное и сильное напряжение может привести к активации симпатического или парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, а также к нарушению работы различных систем организма [14, 15]. Тонким индикатором, отражающим динамику вегетативной регуляции функций в процессе любой деятельности, является состояние показателей сердечно-сосудистой системы [5, 8, 13, 17]. Одними из важных показателей являются частота сердечных сокращений и артериальное давление, на основе которых вычисляются различные индексы, свидетельствующие о деятельности сердечно-сосудистой системы (индекс Руфье-Диксо-на, коэффициент экономичности кровообра-

щения и др.). Поэтому в качестве вегетативных коррелятов психоэмоционального стресса часто используются указанные параметры.

Кроме того, в настоящее время ведется поиск связей между психологическими особенностями и физиологическими реакциями личности на учебные стрессовые ситуации, выявление которых, по мнению Ю. В. Щербатых [18, 19], позволит не только вырабатывать индивидуальные рекомендации, но и приблизиться к механизмам понимания психосоматических взаимоотношений.

В качестве индивидуальных особенностей, связанных с реакцией на стрессовое воздействие, исследовали уровень эмоционального интеллекта и его составляющих. Существуют различные подходы к изучению собственно эмоционального интеллекта, разрабатываются разные многошкальные тесты и модели данного вида интеллекта (П. Салоуэй, Дж. Майер, Р. Бар-Он, Д. В Люсин и др) [1, 2, 10]. Так, П. Салоуэй и его соавтор Дж. Майер определяют эмоциональный интеллект как подструктуру социального интеллекта, которая включает способность наблюдать собственные эмоции и эмоции других людей, различать их и использовать эту информацию для управления мышлением и действиями [2]. В свою очередь, Р. Бар-Он предлагает определять эмоциональный интеллект как все некогнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями [7], в качестве которых может выступать и стресс на экзамене.

Ученые указывают на необходимость исследований, которые позволят выявить компоненты эмоционального интеллекта и связать их не только с психическими процессами, но и физиологическими, протекающими во время различных ситуаций [7, 10]. Поэтому нами было проведено исследование по обнаружению связей уровней тревожности и шкал эмоционального интеллекта (исходя из модели Н. Холла) с показателями функционального состояния сердечно-сосудистой системы в условиях экзаменационного стресса.

Методика исследования

Исследования проводились на выборке из 24 студентов, обучающихся на втором курсе факультета психологии Самарской гуманитарной академии.

Для изучения уровня личностной и ситуативной тревожности (во время сессии) студентов была использована методика диагностики самооценки Ч. Спилберга и Ю. Ханина [9].

В качестве методики определения уровня эмоционального интеллекта была использована «Диагностика эмоционального интеллекта» Н. Холла [16], в котором выделены 5 шкал: эмоциональная осведомленность, управление своими эмоциями (эмоциональная отходчивость), самомотивация, эмпатия и распознавание эмоций других людей (как умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей).

Показатели работы сердечно-сосудистой системы (систолическое давление, диастолическое давление, пульс) определяли с помощью полуав-

томатического электронного тонометра для самостоятельного контроля артериального давления и пульса марки ВР 2В10 фирмы «МюгоШе» во время сдачи экзаменов. На основе полученных данных вычисляли вегетативный индекс Кердо, который позволяет судить о соотношении активности симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы при стрессе и других состояниях [6]. А также во время проведения учебных занятий осуществляли пробу Руфье-Диксона для расчета индекса Руфье-Диксона [17].

Полученные данные подвергли статистической обработке в пакете математической статистики БТАТБТСА 6.0 при разных уровнях значимости. Был осуществлен корреляционный анализ между различными составляющими эмоционального интеллекта, психологическими особенностями и показателями функционального состояния сердечно-сосудистой системы (систолическое давление, диастолическое давление, пульсовое давление), вегетативным индексом Кердо (коэффициент корреляции Спирмена).

Результаты исследования и их обсуждение

Известно, что высокотревожные индивиды воспринимают ситуации или обстоятельства, которые потенциально содержат возможность неудачи или угрозы, более интенсивно по сравнению с другими. Это сопровождается изменениями в поведении и выработкой типичных механизмов защиты [3], а также изменениями физиологических показателей работы систем организма: повышается содержание кортикостероидов в крови, учащается пульс, увеличивается минутный объем крови и др. [4, 8, 12]. В нашем исследовании у студентов отмечалось повышение пульса и систолического давления, что свидетельствовало о реакции на стресс во время экзамена. При этом в исследуемой группе людей были обнаружены отрицательные связи между уровнем личностной тревожности и величиной систолического давления (таблица 1), т. е. чем выше уровень личностной тревожности, тем ниже систолическое давление.

Таблица1

Коэффициенты корреляции психологических характеристик с показателями работы сердечно-сосудистой системы

Систолическое артери- Диастоличе-ское артери- Пульсовое Вегетат] ный инд Кердс

альное давление альное давление давление

Уровень личностной тревожности -0,55* -0,05 -0,46* -0,19

Уровень ситуативной тревожности -0,07 0,25 -0,03 -0,14

Эмоциональная осведомленность -0,002 -0,45* 0,37 0,32

Управление эмоциями 0,41 0,06 0,27 0,14

Самомотивация 0,32 0,02 0,19 0,13

Эмпатия -0,27 -0,39 0,13 0,16

Распознавание эмоций других людей 0,03 0,10 -0,14 -0,23

Уровень ЭИ 0,10 -0,27 0,22 0,12

* р<0,05.

Полученные результаты противоречат данным ряда исследований, в которых обнаружена положительная корреляция уровня личностной тревожности с величиной систолического давления [14, 15, 18, 19, 20].

Это, возможно, объясняется рядом причин. В качестве одной из них мы предположили объединение всех обследованных студентов в одну группу независимо от того, соответствуют ли показатели их артериального давления общепризнанной норме или нет. После разделения их на подгруппы студентов «с пониженным давлением» и «с нормальным давлением» для вычисления коэффициентов корреляции психологических характеристик с показателями работы сердечно-сосудистой системы были использованы не абсолютные значения, а относительные. Тем не менее, коэффициент корреляции Спирмена ни в одной паре сравниваемых показателей существенно не изменился ни по знаку, ни по величине.

Другой вероятной причиной отличия полученных нами данных от данных исследований, проведенных другими исследователями, может выступать то, что у большинства обследованных лиц индекс Руфье-Диксона удовлетворительный. Данный параметр используют для оценки степени адаптации сердца к физическим нагрузкам. Он рассчитывается на основе величин пульса в покое, сразу после физической нагрузки и после периода восстановления [17]. Чем реже сокращения сердца после нагрузки и чем быстрее восстанавливается исходный уровень частоты сердечных сокращений, тем меньше значения индекса Руфье-Диксона и тем более работоспособны обследуемые лица. Значит, в изучаемой группе студентов сердечно-сосудистая система нетренированная и справляется с физическими нагрузками только на удовлетворительном уровне.

В нашей работе был проведен поиск взаимосвязей между психологическими показателями и величинами не только систолического и диасто-лического давлений, но и величиной пульсового давления. Известно, что пульсовое давление при прочих равных условиях пропорционально количеству крови, выбрасываемой сердцем при каждой систоле. Оно отражает жесткость («возраст») крупных артерий и является сильным независимым фактором риска сердечно-сосудистой смертности (особенно коронарной). В норме пульсовое давление составляет 30-50 мм рт. ст. [13]. В группе обследованных разброс показателей пульсового давления составил от 18 до 86 мм рт. ст., из них 43 % укладывалось в рамки нормы. Нами было обнаружено, что существует отрицательная корреляция между уровнем личностной тревожности и величиной пульсового давления. Таким образом, чем выше уровень личностной тревожности, тем ниже пульсовое давление и тем меньше количество крови, выбрасываемое сердцем при систоле. При стрессе происходит необходимое для приспособления к ситуации увеличение минутного объема кровотока, что достигается учащением сердечных сокращений и увеличением систолического объема [4, 8, 12]. У людей с нетренированной сердечно-сосудистой системой минутный объем кровотока увеличивается обычно за счет учащения ритма сердечных сокращений. Следовательно, можно предположить, что у студентов с высоким уровнем личностной тревожности изменения деятельности

сердечно-сосудистой системы в ситуации экзаменационного стресса не в должной мере обеспечивают приспособление организма к эмоциональной и умственной нагрузкам.

Наряду с этим корреляций уровня ситуативной (реактивной) тревожности и показателей работы сердечно-сосудистой системы не выявлено в исследуемой группе студентов. Возможно, это объясняется опять же работоспособностью сердечно-сосудистой системы (согласно значениям индекса Руфъе-Диксона) лишь на удовлетворительном уровне у обследованных лиц.

В настоящее время помимо исследования взаимосвязей уровня тревожности с физиологическими показателями в период экзаменационного стресса является актуальным изучение эмоционального интеллекта как характеристики умения воспринимать, осознавать и управлять своими эмоциями и, как следствие, успешно справляться с различными жизненными ситуациями. При анализе выборки студентов-психологов обнаружено, что в ней преобладают представители с низким уровнем эмоционального интеллекта. Возможно, это одна из причин, по которой не обнаружены корреляции уровня эмоционального интеллекта с исследуемыми физиологическими параметрами. Среди шкал эмоционального интеллекта только у одной из них выявлена связь с показателем работы сердечнососудистой системы. Между шкалой «эмоциональная осведомленность» существует обратная корреляция с величиной диастолического давления при отсутствии корреляций с другими физиологическими параметрами. Возможно, чем больше человек знает о собственных эмоциях, тем меньше он беспокоится в стрессовой ситуации и тем меньше изменяются показатели функционального состояния сердечно-сосудистой системы как одной из самых чувствительных систем к различным воздействиям. Стоит обратить внимание, что среди основных личностных качеств, интересов и склонностей, приведенных в профессиограмме «Психолог», указаны стремление к самопознанию и саморазвитию, склонность к сопереживанию [11]. Возможно, этим и объясняются обнаруженные значения корреляции между шкалой «эмоциональная осведомленность» и величиной диастолическо-го давления именно у студентов-психологов.

Для оценки соотношения активности симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы, которые обеспечивают непрерывную адаптацию организма к меняющимся условиям среды, мы использовали индекс Кердо. Практически у всех обследованных лиц индекс Кердо, рассчитываемый на основе значений диастолического давления и пульса, был значительно больше нуля. Это свидетельствует о преобладании тонуса симпатического отдела. В нашем исследовании данный факт подтвердился.

Полученные нами данные позволяют сказать, что используемые в нашей работе основные параметры деятельности сердечно-сосудистой системы и вегетативный индекс Кердо, производный от них показатель, лишь в общих чертах позволяют судить о реальном соотношении активности симпатического и парасимпатического отделов вегетативной не-

рвной системы и, следственно, о регуляции процессов организма человека в меняющихся условиях среды. Помимо этого можно предположить, что указанные параметры не обладают необходимой информативностью и линейными связями с выбранными нами психологическими характеристиками личности у студентов-психологов в условиях экзаменационного стресса.

Выводы

Обнаруженные обратные связи уровня личностной тревожности с величинами систолического и пульсового давлений у студентов-психологов второго курса в условиях экзаменационного стресса, возможно, объясняются нетренированностью сердечно-сосудистой системы. Кроме того, была выявлена отрицательная корреляция показателей шкалы «эмоциональная осведомленность» с уровнем диастолического давления. Высказано предположение о недостаточной информативности основных показателей деятельности сердечно-сосудистой системы (артериальное давление и пульс) и индекса Кердо для оценки изменений физиологического приспособления организма человека в условиях стресса, а также о возможном отсутствии линейных связей между ними и уровнем тревожности, эмоционального интеллекта и его составляющих.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева И. Н. Биологические и социальные предпосылки эмоционального интеллекта // Когнитивная психология : сб. ст. / под ред. А. П. Лобанова, Н. П. Рад-чиковой. Минск : БГПУ, 2006. С. 7-11.

2. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: непонимание, приводящее к «исчезновению»? // Психологический журнал. Минск. 2006. № 1. С. 28—32.

3. Бурлачук Л. Ф, Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб. : Питер, 2005. С. 309—311.

4. Виноградов В. В. Стресс: морфология коры надпочечников. Минск : Беларуская навука, 1998. 319 с.

5. Жемайтите Д. И. Вегетативная регуляция и развитие осложнений ишемичес-кой болезни сердца // Физиология человека. 1989. Т. 15. № 2. С. 3—17.

6. Кердо И. Вегетативный индекс Кердо: индекс для оценки вегетативного тонуса, вычисляемый из данных кровообращения // Acta neurovegetativa, 1966. Т. 29. № 2. С. 250—268.

7. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Ушакова, Д. В. Люсина. М., 2004. С. 29—39.

8. Макаренко Н. В. Психофизиологические функции организма человека и операторский труд. Киев: Наукова думка, 1991. 216 с.

9. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. / ред.-сост. Д. Я. Райго-родский. Самара : Изд. Дом «БАХРАХ-М», 2000. С. 58—64.

10. Робертс Р., Мэттьюс Дж., Зайднер М, Люсин Д.В. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике // Психология: Журнал Высшей Школы Экономики. 2004. Т. 1. № 4. С. 3—24.

11. Романова Е. С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профес-сиограммы. СПб. : Питер, 2004.

12. Селье Г. Стресс без дистресса. М. : Прогресс, 1979.

13. Солодков А. С., Сологуб Е. Б. Физиология человека. М. : Олимпия Пресс, 2005. 528 с.

14. Умрюхин Е. А., Быкова Е. В., Климина Н. В. Вегетативный тонус и энергозатраты у студентов в процессе результативной учебной деятельности // Вестник Российской АМН. 1999. № 6. С. 47—51.

15. Фаустов А. С., Щербатых Ю. В. Изменения функционального состояния нервной системы студентов во время учебы // Гигиена и санитария. 2000. № 6. С. 33—35.

16. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М. : Изд-во Института Психотерапии. 2005. С. 57—59.

17. Шеррер Ж. Физиология труда. М. : Медицина, 1973. 493 с.

18. Щербатых Ю. В. Вегетативные проявления экзаменационного стресса: авто-реф. дис. ... докт. биол. наук. СПб., 2001. 32 с.

19. Щербатых Ю. В. Саморегуляция вегетативного гомеостаза при эмоциональном стрессе // Физиология человека. 2000. № 5. С. 151—152.

20. Щербатых Ю. В. Связь черт личности студентов-медиков с активностью вегетативной нервной системы // Психологический журнал. 2002. № 1. С. 118—122.

INTERRELATIONS BETWEEN PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS AND INDICATORS OF WORK OF CARDIOVASCULAR SYSTEM AT STUDENTS-PSYCHOLOGISTS AT EXAMINATION STRESS

O. Gribkova

This article describes the negative correlation between the level of personal anxiety and systolic and pulse pressure, diastolic blood pressure between the value and performance scale "emotional awareness" of emotional intelligence in psychology students of the second course, found in the examination of the stress situation.

Key words: emotional intelligence, personal anxiety, systolic blood pressure, diastolic blood pressure, pulse pressure, vegetative index Kerdo, index Rufe-Dixon.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.