Научная статья на тему 'Взаимосвязи психологических характеристик с физиологическими показателями кровообращения у студентов при экзаменационном стрессе'

Взаимосвязи психологических характеристик с физиологическими показателями кровообращения у студентов при экзаменационном стрессе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
277
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ СТРЕСС / ИНДЕКС РОБИНСОНА / ОМЕГА-ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Куксо П.А., Куксо О.Г.

В проведенном исследовании выявлена связь между некоторыми индивидуально-психологическими характеристиками, полученными по Стандартизированному многофакторному методу исследования личности (СМИЛ), и физиологическими показателями кровообращения и омега-потенциала у студентов при экзаменационном стрессе. Были показаны факторы, определяемые психологическими особенностями личности и вегетативными реакциями сердечно-сосудистой системы и нервной системы, которые важны в ситуации экзаменационного стресса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Куксо П.А., Куксо О.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязи психологических характеристик с физиологическими показателями кровообращения у студентов при экзаменационном стрессе»

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

УДК 159.9

ВЗАИМОСВЯЗИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК С ФИЗИОЛОГИЧЕСКИМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ КРОВООБРАЩЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ПРИ ЭКЗАМЕНАЦИОННОМ СТРЕССЕ

П.А. КУКСО1*, О.Г. КУКСО2

1 ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», 2 Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия, Уфа

В проведенном исследовании выявлена связь между некоторыми индивидуально-психологическими характеристиками, полученными по Стандартизированному многофакторному методу исследования личности (СМИЛ), и физиологическими показателями кровообращения и омега-потенциала у студентов при экзаменационном стрессе. Были показаны факторы, определяемые психологическими особенностями личности и вегетативными реакциями сердечно-сосудистой системы и нервной системы, которые важны в ситуации экзаменационного стресса.

Ключевые слова: экзаменационный стресс, индекс Робинсона, омега-потенциал.

Введение

Экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение у студентов высшей школы. Вопрос экзаменационного стресса привлекает внимание многих отечественных и зарубежных исследователей [2, 10-12]. Разработка теории общих свойств нервной системы человека В.Д. Небылицыным, раскрывающей связь типологических особенностей нервной системы со структурой личности, позволила более глубоко понять особенности вегетативного реагирования при различных влияниях стрессоров, неблагоприятных воздействий, приводящих к стрессовым состояниям.

Последние научные исследования демонстрируют, что экзаменационный стресс оказывает негативное влияние поч-

© Куксо П.А., Куксо О.Г., 2014

* Для корреспонденции:

Куксо Полина Александровна к.б.н., доцент кафедры клинической психологии, факультет психологии Башкирского государственного университета Тел: +7 (927) 308-05-29 E-mail: polina111ster@gmail.com

ти на все системы организма студентов, включая нервную, сердечно-сосудистую и иммунную системы, возрастание уровня мышечного и психоэмоционального напряжения студентов [7, 10]. После сдачи экзамена физиологические показатели не сразу возвращаются к норме - обычно требуется несколько дней для того, чтобы параметры артериального давления вернулись к исходным величинам. Экзаменационный стресс не всегда носит вредоносный характер, приобретая свойства «дистресса» [10]. В определенных ситуациях психологическое напряжение может иметь стимулирующее значение, помогая учащемуся мобилизовать свои знания и личностные резервы для решения поставленных перед ним учебных задач. Поэтому речь идет как о разработке методов прогнозирования показателей экзаменационного стресса с учетом индивидуальных особенностей студентов, так и о создании эффективных методов оптимизации уровня экзаменационного стресса. Тот или иной тип реагирования студентов на процедуру экзамена определяется целым комплексом факторов, среди которых важнейшую роль играют индивидуальные особенности [2].

Особенности реакции организма на психоэмоциональный стресс могут служить индикатором функционального состояния. Имеется ряд жизненно важных физиологических характеристик, которые могут выступать в роли индикатора состояния целостного организма. К таким характеристикам относятся функциональные показатели сердечной деятельности и биоэлектрической активности головного мозга. Отмечено также, что психоэмоциональный стресс и решение когнитивных задач тесно сопряжены с изменением режима работы отдельных функциональных систем в головном мозге.

Методика

Нами было проведено исследование, целью которого являлось определение соотношения между психологическими особенностями личности и вегетативными реакциями при экзаменационном стрессе. Применялись следующие методы:

- замеры гемодинамических показателей, артериального давления и частоты сердечных сокращений (ЧСС) проводились с помощью тонометра, позволяющего осуществлять регистрацию показателей на лучезапястной области правой руки у человека;

- определялась частота сердечных сокращений, систолическое и диастоличе-ское артериальное давление, далее подсчи-тывался индекс Робинсона;

- метод замера медленной электрической активности головного мозга (омега-потенциал) - методика позволяет характеризовать функциональное состояние головного мозга испытуемых [1, 3].

Измерения омега-потенциала осуществлялись по методике А.Г. Сычева и соавт. [9]. В качестве омегаметра использовался прибор Мультиметр M890G с применением электродов для рН-метрии, помещенных в концентрированный раствор KCL. Точками приложения электродов служили

верхушка теменной области головы и те-нар кисти человека.

Личностные качества студентов определялись с помощью Стандартизированного многофакторного метода исследования личности (СМИЛ) [8]. Обработка полученных первичных данных с целью соотнесения вегетативных показателей и индивидуальных личностных особенностей была проведена с помощью программы БТАТКТГСА 10.0., использовался параметрический критерий - коэффициент корреляции Пирсона (г), непараметрический критерий математической статистики - коэффициент корреляции Спирмена (г8), факторный анализ.

В исследовании приняли участие 70 человек, студенты факультета психологии, практически здоровые, в возрасте 18-23 лет. В первой серии проводился опрос по СМИЛ и измерялись показатели частоты сердечных сокращений и артериального давления до и после экзамена (30 человек). Во второй серии проводился опрос по СМИЛ, измерялись показатели частоты сердечных сокращений, артериального давления перед экзаменом, показатели омега-потенциала до и после экзамена (40 человек).

Результаты и обсуждение

У студентов как людей молодого возраста за норму брали общепринятые значения: систолического давления - верхняя граница до 120 мм. рт. ст. и среднее значение пульса - 75 уд. в мин. В соответствии с этим у лиц без стресса индекс Робинсона (ИР) считался равным в диапазоне 900010000 усл. ед. Появление умеренного стресса характеризовали значениями индекса Робинсона от 10000 до 12500 усл. ед.; при «среднем стрессе» значения индекса Робинсона могли быть от 12500 до 14500 усл. ед.; при «выраженном стрессе» эти значения были взяты от 14500 и более усл. ед.

В ходе проведенного исследования были получены следующие результаты.

Взятые непосредственно перед экзаменом средние показатели ЧСС по обследованной группе увеличились с 67,0±0,8 до 105,0±1,5 уд./мин; систолическое давление - с 90,0±1,0 до 145,0±1,5 мм рт. ст.; диастолическое давление - с 50,0±1,0 до 90±1,0 мм. рт. ст.; показатель вегетативного индекса Робинсона перед экзаменом возрастал с 7250 ед. до 13700 ед. Экзамен приводил к достоверному повышению частоты сердечных сокращений и величины артериального давления, что согласуется с данными, полученными другими авторами [9 и др.]. Как мы видим из гемодинамических показателей, перед экзаменом у студентов учащается пульс, повышается систолическое и диастолическое давление. Это, по-видимому, может рассматриваться как классическая физиологиче-

ская реакция на стресс-фактор в рамках физиологической концепции Г. Селье.

Экзаменационный стресс, получающий отражение в вегетативном реагировании сердца и сосудов и квалифицируемый на основе интегрального показателя - индекса Робинсона, идентифицируется как стресс слабой (вторая группа) и средней степени (третья группа), по сравнению с первой группой (лица без стресса). Общий профиль каждой группы имел свои особенности по ведущим индивидуальным шкалам. Об этом мы подробно писали в других работах [4-6].

По результатам первой серии, прежде всего, представляет интерес особенность общего профиля каждой группы, в которой проявлялся стресс (рис. 1).

Рис. 1. Распределение баллов, набранных испытуемыми четырех групп посредством СМИЛ по шкалам (первая серия).

Примечание: 1 - шкала «самоконтроля», 2 - шкала «пессимистичности», 3 - шкала «эмоциональной лабильности», 4 - шкала «импульсивности», 5 - шкала «женственности-мужественности», 6 - шкала «ригидности», 7 - шкала «тревожности», 8 - шкала «индивидуалистичности», 9 - шкала «оптимистичности», 0 - шкала «социальной интроверсии». Группы по индексу Робинсона: 1-я группа - столбец белого цвета: группа людей, у которых стресс не выявлен по индексу Робинсона = 9000-10000 усл. ед.; 2-я группа - столбец белого цвета с точечным рисунком, группа с «умеренным стрессом», индекс Робинсона - от 9000 до 10000 усл. ед.; 3-я группа - столбец серого цвета, группа со «средним стрессом», индекс Робинсона - от 10000 до 12500 усл. ед.; 4-я группа - столбец черного цвета, группа с «выраженным стрессом», индексу Робинсона - от 14500 и более усл. ед.

В общем профиле первой группы шкала «достоверности» Б 69,88±4,24 показывает высокий уровень эмоциональной напряженности. Ведущей шкалой в общем профиле является 9-я шкала. Показатель 69,00±4,01 по шкале «оптимистичности» указывает на акцентуацию по гипертим-ному типу. Общий профиль первой группы указывает на завышенную самооценку, эмоциональные всплески сочетаются с быстрой отходчивостью, что свойственно юношескому возрасту. В ситуации стресса отмечается избыточная, но не всегда целенаправленная деятельность. Показатели 2-й шкалы «пессимистичности», 4-й шкалы «импульсивности», 6-й шкалы «ригидности» и 8-й шкалы «индивидуалистич-ности» указывают на ведущие тенденции. Отмечается активная личностная позиция, выраженное сопротивление средовым факторам, устойчивость интересов и упорство, определенная избирательность в контактах.

Во второй группе ведущие шкалы в общем профиле Б и двойной пик по 8- и 9-й шкале. Шкале Б соответствует значение 77,20±7,41, что указывает на эмоциональную напряженность и выраженный стресс. Высоко значение Б в сочетании с повышением профиля по шкале «индиви-дуалистичности» (8-я шкала) - 80,00±10,76 и шкале «оптимистичности» (9-я шкала) - 83,00±1,18. Такие показатели указывают на нарушенную адаптацию, что вызвано состоянием стресса у лиц данной группы. На уровне акцентуированных черт находятся показатели 4-й шкалы «импульсивности». Все это говорит о склонности лиц данной группы к аффективным реакциям, которые при стрессе проявляются в форме нецеленаправленной активности.

В третьей группе (со средним уровнем стресса) ведущие шкалы те же, что и во второй группе, но ниже. Так, в общем профиле Б- и 9-я шкалы имеют средние значения 67,36±2,27 и 69,45±10,78, соответственно. Эти показатели указывают на акцентуацию по гипертимному или экзальтированному

типу и выявляют завышенную самооценку. Показатели 4-, 7- и 8-й шкал подчеркивают характерологические особенности индивида.

В четвертой группе (выраженный стресс) ведущие шкалы те же, что и в других группах. Общий профиль имеет ведущие шкалы - Б и двойной пик по 8- и 9-й шкалам. Средние значения этих шкал - 73,67±4,36 и 72,17±6,83 и 69,50±3,73, соответственно, оцениваются как акцентуированные черты у лиц данной группы. Это демонстрирует, что лица данной группы эмоционально неустойчивы, а стресс приводит к растерянности. Показатели 2-, 4-, 6-, 7-й шкал указывают на характерологические особенности лиц данной группы. Сочетание дистантности, заостренного чувства собственного достоинства и повышенной тревожности - это те устойчивые черты личности, которые входят в структуру личностных особенностей лиц данной группы.

Во всех группах отмечаются относительно низкие показатели (50 и ниже) по 5-й шкале «мужественности-женственности», что выявляет типично мужской и женский стили полоролевого поведения.

Далее следует отметить связи между различными шкалами по СМИЛ и показателями индекса Робинсона. В первой группе (стресс не выявлен) обнаружена отрицательная корреляционная связь между 4-й шкалой «импульсивности» и индексом Робинсона после экзамена (г=-0,82, р<0,05). Во второй группе (слабое проявление стресса) корреляционных связей между индексом Робинсона и показателями по СМИЛ не наблюдается, но, как уже было сказано выше, обнаруживаются высокие показатели шкал в профиле выше 75 баллов, что свидетельствует о состоянии стресса у лиц данной группы.

Однако в третьей и четвертой группах такие корреляционные связи наблюдаются. Следует отметить, что особенностью третьей группы является наличие корреляционных связей между показателями:

индексом Робинсона и 6-й шкалой - «ригидностью» (или «склонностью к парано-яльности»). В третьей группе (со средним уровнем стресса) найдена положительная корреляционная связь между 2-й шкалой «пессимистичности» и индексом Робинсона после экзамена (г=0,61 при р<0,05). Среднее значение этой шкалы находится в коридоре нормы (57,09±2,51). При стрессе у лиц данной группы на фоне повышения индекса Робинсона происходит блокировка активности, инертность в принятии решения, подвластность лидирующей личности. Существенной особенностью 4-й группы, выделяющей ее из всех групп, является наличие связей с индексом Робинсона до экзамена, а именно: это обратная связь между 2-й шкалой «депрессии» и индексом Робинсона до экзамена (г=-0,84 при р<0,05) и между ну-

левой шкалой «социальной интроверсии» и показателями того же индекса (г=-0,95 при р<0,05). Это указывает на обратную связь между состоянием сердечно-сосудистой системы перед экзаменационным стрессом и уровнем включенности в социальную среду и ростом активной личностной позиции.

Во второй серии было выделено три группы по индексу Робинсона, четвертая группа (выраженный стресс) не представлена (рис. 2).

По результатам СМИЛ, общий профиль первой группы (без стресса) ровный, показатели всех шкал находятся в «коридоре нормы». Все это подчеркивает характерологические особенности личности лиц данной группы. Большинство свойств уравновешено, что указывает на гармоничную личность у лиц этой группы.

Рис. 2. Распределение баллов, набранных испытуемыми четырех групп посредством СМИЛ по шкалам (вторая серия).

Примечание: 1 - шкала «самоконтроля», 2 - шкала «пессимистичности», 3 - шкала «эмоциональной лабильности», 4 - шкала «импульсивности», 5 - шкала «женственности-мужественности», 6 - шкала «ригидности», 7 - шкала «тревожности», 8 - шкала «индивидуалистичности», 9 - шкала «оптимистичности», 0 -шкала «социальной интроверсии». Группы по индексу Робинсона: 1-я группа - столбец белого цвета: группа людей, у которых стресс не выявлен, индекс Робинсона - 9000-10000 усл. ед.; 2-я группа: столбец белого цвета с точечным рисунком, группа с «умеренным стрессом». Индекс Робинсона от 9000 до 10000 усл. ед.; 3-я - столбец серого цвета, группа со «средним стрессом»

Общий профиль второй группы имеет ведущие Б- и 8-ю шкалу «индивидуа-листичности» - 70,50±4,91 и 68,80±6,37. Эти показатели говорят об акцентуации по типу «сенситивный шизоид». Высокая шкала Б свидетельствует о состоянии дискомфорта и эмоциональной неустойчивости. Можно отметить выраженную потребность в актуализации своей «инди-видуалистичности».

Наконец, общий профиль третьей группы (со средним уровнем стресса) имеет двойной пик по 8-й шкале «индивиду-алистичности» и 9-й шкале «оптимистич-ности» - 75,66±5,51 и 75,33±3,93, соответственно, при спаде показателей нулевой шкалы «интроверсии» - 51,66±2,78. Такое сочетание указывает на заостренные черты эгоцентризма и независимости. На уровне характерологических особенностей находятся показатели 7-, 2-, 4- и 6-й шкал.

Экзаменационный стресс влияет и на показатели омега-потенциалов головного мозга. Известно, что диапазонный анализ омега-потенциалов находится в следующих границах: 0-19 мВ (низкий уровень), 20-39 мВ (нормальный уровень) и 40-60 мВ (высокий уровень). Все испытуемые были условно разделены на три группы: первая группа (до и после экзаменационного стресса показатели омега-потенциала лежат в диапазоне от 20 до 40 мВ), вторая группа (высокие базовые показатели до экзаменационного стресса - от 40 мВ и выше - после экзамена снижаются), третья группа (нормальные показатели омега-потенциала после экзаменационного стресса становятся высокими) (рис. 3).

Наилучшим вариантом считается устойчивое сохранение значений омега-потенциала в физиологическом диапазоне (от 20 до 40 мВ) в ходе стресса и некоторое время после него; это относится к первой группе. По ИР студенты этой группы разделились на тех, кто не испытывал стресс (44% от всей группы), и тех, кто испытывал «умеренный» и «средний стресс» (по 28% в том и другом случае от всей группы).

У студентов второй группы с высокими базовыми показателями биоэлектрического потенциала и у студентов третьей группы, у которых базовый потенциал находится в норме, а во время экзаменационного стресса значительно повышается, отмечается «умеренный стресс» по показателям индекса Робинсона.

1 2 3 4 5

Рис. 3. Динамика омега-потенциала до и после экзаменационного стресса у студентов. Первая группа (до и после экзаменационного стресса - показатели омега-потенциала лежат в диапазоне от 20 до 40 мВ); вторая группа (высокие базовые показатели до экзаменационного стресса - от 40 мВ и выше - после экзамена снижаются); третья группа (нормальные показатели омега-потенциала после экзаменационного стресса становятся высокими). Примечания:

1. По оси ординат представлены показатели омега-потенциалов в мВ.

2. По оси абсцисс отложено время: 1-3 - замеры омега-потенциалов до экзамена в течение трех дней перед экзаменом (базовые потенциалы), 4 -день экзамена, 5 - на следующий день после экзамена

В каждой группе вычислялись средние значения индекса Робинсона и проводился корреляционный анализ между ними и значениями перечисленных выше шкал.

Корреляционный анализ установил, что только у испытуемых первой группы были обнаружены связи между психологическими показателями и физиологическим показателем индекса Робинсона: 3-й шкалой «эмоциональной лабильности» и индексом Робинсона (г=0,49; р<0,05), 8-й шкалой «индивидуалистичности» и индексом Робинсона (г=0,61; р<0,05), 9-й шкалой «оптимистичности» и индексом Робинсона (г=0,57; р<0,05). Индивидуальность у

Таблица 1

Результаты факторного анализа показателей шкал по СМИЛ и показателей индекса Робинсона и омега-потенцила

Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3 Фактор 4 Фактор 5 Фактор 6 Фактор 7

1 0,09 0,12 0,09 0,07 0,04 0,03 -0,94

2 0,82 0,33 0,074 0,085 0,027 -0,15 0,06

3 0,78 0,01 -0,03 -0,02 -0,07 0,29 -0,36

4 0,12 0,81 -0,21 0,07 -0,13 0,09 0,05

5 0,02 0,04 -0,05 -0,04 0,98 0,02 -0,04

6 0,27 0,71 0,18 0,08 0,14 0,18 -0,29

7 0,67 0,24 -0,06 -0,33 0,17 0,03 0,02

8 0,18 0,82 0,11 -0,33 0,12 0,06 -0,15

9 0,03 0,04 0,08 -0,89 0,079 0,06 0,06

0 0,01 0,08 0,95 0,04 -0,06 0,08 -0,09

ИР 0,02 0,23 -0,32 -0,75 -0,06 -0,10 0,07

ОП 0,04 0,09 0,08 0,01 0,02 0,97 -0,04

Примечание: 1 - шкала «самоконтроля», 2 - шкала «пессимистичности», 3 - шкала «эмоциональной лабильности», 4 - шкала «импульсивности», 5 - шкала «женственности-мужественности», 6 - шкала «ригидности», 7 - шкала «тревожности», 8 - шкала «индивидуалистичности», 9 - шкала «оптимистичности», 0 -шкала «социальной интроверсии». ИР - показатели индекса Робинсона получены до экзамена, ОП - показатели омега-потенциала сняты в состоянии покоя. Жирным шрифтом выделены максимальные значения

студентов этой группы ярко выражена, они ориентируются на субъективизм и интуицию.

Далее данные были проанализированы с помощью факторного анализа с использованием метода главных компонент (табл. 1).

По полученной факторной матрице была проведена оценка вклада каждого фактора в общую дисперсию. Выявлено, что вклад первых семи факторов составляет не менее 75%. Поэтому далее в операции вращения факторов по методу варимакс были включены первые семь факторов.

Наибольший факторный вес имеет первый фактор, который можно назвать «неустойчивость к стрессу». В него вошли со значимыми и положительными весами показатели 2-й шкалы «пессимистичности» и 3-й шкалы «эмоциональной лабильности». Второй фактор можно назвать «импульсивность-ригидность-индивидуа-листичность», поскольку в него вошли со значимыми и положительными весами по-

казатели 4-, 6- и 8-й шкал, повышение импульсивности, гомонимности, противопоставление окружению своих субъективных установок. В третий фактор «социальной интроверсии» вошли с положительным весом показатели нулевой шкалы. Фактор положительно связан с усугублением ги-постенических проявлений и ослаблением стенических черт. В четвертый фактор, который можно назвать психофизиологическим, вошли со значимыми отрицательными весами показатели 9-й шкалы и индекса Робинсона. Следовательно, уровень оптимизма, жизнелюбия и активности образует единый фактор с вегетативным реагированием сердечно-сосудистой системы на экзаменационный стресс. В пятый фактор пола со значимыми отрицательными весами вошли показатели 5-й шкалы «мужественности-женственности». Фактор имеет обратную связь со стилем полоролевого поведения в ситуации экзаменационного стресса. В шестой фактор с положительными весами вошли показате-

ли омега-потенциала в состоянии относительного покоя. Этот фактор связан с показателями сверхмедленных электрических процессов головного мозга до экзамена. Этот фактор также имеет значение в ситуации экзаменационного стресса. В седьмой фактор «невротического сверхконтроля» со значимыми отрицательными весами вошли показатели 1-й шкалы, что указывает на положительную связь с мотивационной направленностью личности на соответствие нормативным критериям как в социальном окружении, так и в сфере физиологических функций.

Таким образом, как факторы, определяемые психологическими особенностями личности, так и факторы, определяемые вегетативными реакциями сердечно-сосудистой системы и нервной системы, взаимосвязаны и важны в ситуации экзаменационного стресса для студентов.

Заключение

Изучение функционального состояния организма студентов выявило, что на основании анализа показателей частоты сердечных сокращений, артериального давления, индекса Робинсона - интегрального объективного показателя выраженности психоэмоционального стресса, омега-потенциала головного мозга и результатов психологического тестирования в ходе учебного процесса мы имеем дело со сложной адаптационной системой, обеспечивающей приспособление организма к экстремальным условиям. Наиболее сложная задача перед организмом человека стоит на границе возникновения ответа на стресс. Именно здесь решается задача, каков тот набор вегетативных компонентов, который наилучшим образом мог бы удовлетворить запросы текущей ситуации и дать устойчивую адаптацию к стрессу. Помимо нахождения оптимального реагирования, речь идет и о той наименьшей цене адаптации, которую можно потратить на данный ответ и приспособление. Следует также от-

метить, что тот или иной тип реагирования студентов на процедуру экзамена определяется целым комплексом факторов, среди которых важнейшую роль играют психологические особенности личности студента.

В последнее время обнаруживается все больше фактов, свидетельствующих о наличии определенных связей между типом личности и его вегетативными реакциями на стресс. Поиск новых возможностей в условиях изучения приспособительных реакций человека на основе различных, в том числе и экспериментальных подходов, - это путь не только к пониманию сохранения и умножения здоровья, но и к раскрытию сложных системных механизмов успешности человеческой деятельности.

Литература

1. Аладжалова Н.А. Психофизиологические аспекты сверхмедленной ритмической активности головного мозга. - М.: Наука, 1979. - 214 с.

2. Бекасов Л.С., Гриненко А.М., Лазарев Ю.Н., Муратов Ю.С. Влияние психологических особенностей личности на реакцию сердечно-сосудистой системы при экзаменационном стрессе // Психологический журнал. - 2004. - № 1. - С. 104-111.

3. Илюхина В.А. Медленные биоэлектрические процессы головного мозга человека. -Л., 1977. - 184 с.

4. Куксо П.А., Куксо О.Г. Исследование психологических характеристик и вегетативных показателей у студентов при экзаменационном стрессе / В сб.: Психология индивидуальности: материалы IV Всероссийской научной конференции - М.: Логос, 2012. -С. 333-334.

5. Куксо П.А., Куксо О.Г. Исследование сома-топсихологических связей у человека на предмет их сходства с пограничными патопсихологическими синдромами / В сб.: Актуальные вопросы физиологии, психофизиологии и психологии. - Уфа: РИЦ БашИФК, 2010. - С. 111-115.

6. Куксо П.А., Куксо О.Г. Психофизиологический подход к анализу экзаменационного стресса у студентов / Актуальные вопросы

физиологии, психофизиологии и психологии: сб. науч. ст. Всерос. заоч. научно-практической конференции, посвященной Н.Е. Введенскому. - Уфа: РИЦ БашИФК, 2012. - С. 86-91.

7. Ситдиков Ф.Г., Шайхелисламова М.В., Ва-леев И.Р. Влияние учебной нагрузки и условий производства на функциональное состояние симпато-адреналовой системы и показатели регуляции сердечного ритма у девушек 17-18-летнего возраста // Физиология человека. - 2001. - Т. 27. - № 5. - С. 60-67.

8. Собчик Л.Н. Практикум по психодиагностике. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. -СПб.: Речь, 2009. - 216 с.

9. Сычев А.Г., Щербакова Н.И., Барышев Г.И., Костенко В.В. Методика регистрации квазиустойчивой разности потенциалов с поверхности головы // Физиология человека.

- 1980. - Т. 6. - № 1. - С. 178-180.

10. Щербатых Ю.В. Экзаменационный стресс.

- Воронеж: Студия «ИАН», 2000. - 168 с.

11. Lee M. and Larson R. Effectiveness of coping in adolescence: The case of Korean examination stress // International Journal of Behavioral Development. - 1996. - Vol. 19. -No. 4. - P. 851-869.

12. Shapinsky A.C., Rapport L.J., Henderson M.J. Civilian PTSD scales relationships with trait characteristics and everyday distress // Assessment. - 2005. - Vol. 12. - No. 2. - Р. 220-230.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

INTERRELATION OF PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS AND PHYSIOLOGICAL INDICATORS OF BLOOD CIRCULATION IN STUDENTS UNDER EXAMINATION STRESS

P.A. KUKSO1, O.G. KUKSO2

1 Bashkir State University, 2 East Institute of Economics, Humanities, Management and Law, Ufa, Russia

The study found a link between some individual psychological characteristics obtained by means of the modified test Minnesota Multiphasic Personality Inventory (MMPI), and physiological indicators of blood circulation and omega-potential in the students under examination stress. Factors determined by a person's psychological and autonomic responses of the cardiovascular system and the nervous system, which are important in a situation of examination stress, were shown.

Keywords: examination stress, Robinson index, omega-potential.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.