Суицидология
22. Хмелева Ю.Б. Анализ микросоциальных условий у детей и подростков, совершивших суицидальную попытку // Суицидология. - 2011 . - № 4. - С. 43-45.
23. Церковникова Н.Г. Психологические особенности личности подростка, склонного к суицидальному поведению // Суицидо-логия. - 2011 . - № 2. - С. 25-26.
24. Чеперин А.И., Михайличенко И.Н., Сазонова Л.А., Мурина И.Н. Инновационные решения в телефонном консультировании // Суицидология. - 2010. - № 1. - С. 68-69.
25. Узлов Н.Д., Узлов А.Н. Модель превенции суицида в условиях учебного заведения // Суицидология. - 2010 . - № 1. - С. 75.
Психология и суицидальное поведение
СУИЦИДАЛЬНЫЕ ИДЕАЦИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ ПРИ СТРЕССЕ, ВЫЗВАННОМ РАЗРЫВОМ ЛЮБОВНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Т.Д. Азарнъх
Воронежский УИТ, г. Воронеж, Россия E-mail автора: azarnykh_t@mail.ru
Статья посвящена изучению профиля СМИЛ при наличии суицидальных идеаций в двух группах стрессов: посттравматического и вызванного разрывом любовных отношений.
Ключевые слова: суицидальные идеации, стрессы, СМИЛ.
Целью данного исследования являлось изучение личностных особенностей при наличии суицидальных идеаций (СИ) при двух видах стрессов: посттравматическом (ПС) и вызванном разрывом любовных отношений (СРЛО) в юношеском возрасте с учетом фактора пола. Основанием для такого сравнения являются исследования, в которых утверждается, что СРЛО также является ПС [1].
Материалы и методы.
Суицидальные идеации (СИ) выявлялись по положительным ответам на вопрос о суициде в одном из трех тестов: Миссисипская шкала, гражданский вариант (MS) (Keane T.M.), BDI (Бек А.), SCL-90-R (L. Derogatis) [5]. Личностные особенности определялись по СМИЛ (модифицированный MMPI) [4]. При кодировке профилей перечисляются все шкалы, имеющие баллы выше 55, по нисходящей. Кодировка профилей производится в цифровой форме и соответствует шкалам: F - достоверность (оценочная), 1 -невротический сверхконтроль, 2 - пессимистичность, 3 - эмоциональная лабильность, 4 - импульсивность, 5 - мужественность-женственность, 6 - ригидность, 7 - тревожность, 8 - индивидуалистичность, 9 - опти-мистичность, 0 - социальная интроверсия [4]. Уровень тревожности определялся по Дж. Тейлор (дополнительная шкала СМИЛ) [4]. Во всех случаях после стресса прошло не менее одного месяца. Исследования проведены на студентах дневных отделений государственных ВУЗов г. Воронежа в возрасте
18-20 лет в течение 2004-2011 гг. Всего в исследовании приняло участие 833 человека: 564 девушки в группе с ПС и 47 - в группе с СРЛО и 201 и 21 юношей соответственно. Все данные представлены в виде средней арифметической, однако при определении разницы между группами использовались как параметрические, так и непараметрические критерии (t -Стьюдента, U - Манна-Уитни соответственно). Последний - в случае отклонения данных от нормально -го распределения, которое определялось по критерию Колмогорова-Смирнова. Частота встречаемости СИ определялась по критерию х2-Пирсона с поправкой на непрерывность. Статистическая обработка проводилась с помощью программы SPSS (версия 13).
Результаты и обсуждение.
Установлено, что в исследованной возрастной группе частота встречаемости СИ при СРЛО составляет 38,3% у девушек и 52,4% у юношей и не имеет статистически значимой разницы между полами. Кроме того эта частота сопоставима с таковой при ПС: 44,3% у девушек и 38,8% у юношей без статистически значимой разницы между полами и обоими видами стрессов. Это значит, что в юношеском возрасте частота встречаемости СИ при СРЛО сопоставима с таковой при ПС.
Уровень депрессии BDI составляет 15,5 баллов при ПС и 11,6 при СРЛО у юношей и 17,3 против 16,2 соответственно у девушек. Уровень тревожности составляет 65,3 балла при ПС и 62,8 при СРЛО у юношей и 60,0 против 56,2 соответственно у девушек, при отсутствии статистически значимой разницы по обоим показателям между двумя видами стрессов. Во всех случаях уровни депрессии и тревожности характеризуются как умеренно выраженные [5, 4].
В выраженности шкал СМИЛ между двумя видами стрессов статистически значимая разница установлена только у девушек и только по шкале социальной интроверсии 0: в группе с ПС она выше и составляет 57,9 баллов против 53,4 в группе с СРЛО (U=1485,5, p=0,044). Однако при интерпретации профилей СМИЛ более значимым является не абсолютная выраженность шкал, а их рейтинг [4]. У девушек профили имеют вид 84'F69723510 при ПС и 8'49F657321 при СРЛО. В первом случае две шкалы индивидуалистичности 8 и импульсивности 4 превышают отметку в 70 баллов, свидетельствующую о наличии выраженной акцентуации, временами нарушающей социальную адаптацию. Этот профиль свидетельствует о субъективности восприятия, наличии отгороженности от других, ощущении своей «инако-сти», импульсивности, затрудненном самоконтроле, эмоциональной напряженности, трудной переклю-чаемости, агрессивности. Профиль в группе с СРЛО также свидетельствует о выраженной субъективности восприятия при несколько меньшей импульсивности и присутствии оптимистичности в оценке жизненных перспектив. Этот профиль является менее дисгармоничным, чем при ПС, т.к. только одна шкала 8 превышает отметку в 70 баллов, кроме того в числе трех ведущих присутствует шкала оптимистичности 9, наличие которой, согласно собственным данным, на
Том 15, № 3, 2013 Тюменский медицинский журнал
17
Суицидология
первом или втором месте обязательно в нормативном профиле у девушек. Являются ли эти профили опасными в плане совершения самих суицидов? Согласно литературным данным - да: импульсивность как черта личности является фактором риска суицидов [3]. В целом можно сказать, что оба профиля являются опасными в плане совершения импульсивных суицидов (осуществляемых без предварительной подготовки), при этом импульсивность реакций усугубляется субъективностью восприятия и интерпретации ситуаций.
У юношей профили имеют вид 8Р2'74961350 при ПС и 28Б4'7319650 при СРЛО. В первом профиле две клинические шкалы 8 и 2 превышают отметку в 70 баллов, свидетельствующую о наличии акцентуации. Этот профиль свидетельствует о выраженной субъективности восприятия, эмоциональной напряженности, пессимистичности и тревожности. Профиль в группе СРЛО является более акцентуированным, чем при ПС, так как три клинических шкалы 2, 8, 4 превышают отметку в 70 баллов. Этот профиль свидетельствует о выраженной депрессивной окраске переживаний, субъективности восприятия, отгороженности от других, высоком уровне эмоциональной напряженности, наличии внутреннего конфликта (равновеликие пики противоположного регистра пессимистичности 2 и импульсивности 4). Профили с пиками на 2 и 4 шкалах являются опасными в плане появления зависимости от психоактивных веществ (ПАВ). Поэтому можно говорить о том, что у юношей в группе с СРЛО с присутствующими СИ существует еще и личностная диспозиция к развитию зависимости от ПАВ. Обнаруженные гипостеничные профили у юношей в обеих группах, усиленные 8 шкалой, согласно данным литературы являются предикторами завершенных суицидов у мужчин [2]. При этом можно говорить о том, что личностная диспозиция у юношей при СРЛО представляет больший риск совершения СИ, чем при ПС из-за большей акцен-туированности профиля и выраженной пессимистичности.
Выводы.
Таким образом, СРЛО имеют суицидогенный потенциал, сопоставимым с таковым при ПС. Появление СИ при ПС и СРЛО независимо от пола связано с наличием тревожно-депрессивной симптоматики. СИ выявляются на фоне определенных личностных особенностей, которые имеют специфику, связанную с полом. Профили СМИЛ при наличии СИ в группах с ПС и СРЛО являются близкими, но не идентичными. Показателем, позволяющим предположить наличие СИ при ПС и СРЛО, является наличие шкалы 8 на первом месте у девушек и наличие 8 или 2 - у юношей.
Литература:
1. Андрющенко А. В. Посттравматическое стрессовое расстройство при ситуациях утраты объекта экстраординарной значимости // Психиатрия и психофармакотерапия. - 2000. - Том 2, № 4. - С. 104-109.
2. Марьин М.И., Бирюков С.Д., Смирнова М.В. Личностные факторы суицидального риска (на примере сотрудников органов внутренних дел) // Психологический журнал. - 2009. - Том
30, № 4. - С. 25-32.
3. Напрасная смерть: причины и профилактика самоубийств / Ред. Д. Вассерман; пер. Е. Ройне. - М.: Смысл, 2005. - 310 с.
4. Собчик Л.Н. СМИЛ. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. - СПб.: Речь, 2003. - 219 с.
5. Тарабрина Н.В. [и др.] Практическое руководство по психологии посттравматического стресса. Ч. 1. Теория и методы. - М.: Когито-Центр, 2007. - 208 с.
СУИЦИД КАК СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ АДАПТАЦИИ
А.М. Анохин
Стерлитамакский филиал БГУ, г. Стерлитамак, Россия E-mail автора: andr.anokhin@mail.ru
Суицид как патологическая адаптационная стратегия снятия напряжения, вызванного рассогласованием системы личность - социальная среда.
Ключевые слова: суицид, социальная адаптация, рассогласование системы
По количеству суицидов Россия занимает одно из ведущих мест в мире. Однако, по мнению бывшего главного психиатра ООН Г. Залбурга, «статистические данные о суицидах, какими они являются сегодня, не заслуживают доверия. Слишком много суицидов не называется своими собственными именами». Под этим понимается, что немалая доля суицидов маскируется поднесчастные случаи, ДТП, злоупотребление алкоголем, табаком и наркотиками, занятия альпинизмом, дайвингом, горнолыжным спортом, авто и мотогонками и другими авитальными активностями. Структура суицида имеет разнообразную композиционную характеристику и представляет собой активную адаптационную структуру. Особенностью данного феномена выступает онтологическая связь индивидуального, личностного и социального миров. Обладая данной связностью, система поддерживает себя (имея некоторую инертность), а также может способствовать эскалации напряженности отдельных компонент ввиду наличия некого «свободного» ресурса (который может быть представлен и в виде дефицита, потребности). Исследуя психически здоровых суицидентов, вслед за А. С. Татевосян, можно расценивать суицид у этих лиц, как одну из «адаптивных форм поведения» [4].
Э. Дюркгейм (1912), отмечал, что количество самоубийств в обществе определяется «коллективными представлениями» как особыми фактами социальной жизни, которые определяют индивидуальные видения мира (ценности, моральные нормы). Но в отличие от его концепции, отечественные суицидоло-ги представляли самоубийство как один из вариантов поведения человека в экстремальной ситуации. Нам видится, что данная стратегия, развиваемая в трудах А.Г. Амбрумовой, Г.И. Гордона и ряда других исследователей, которые расценивают суицидальное поведение как следствие дезадаптации личности в усло-
18
Тюменский медицинский журнал Том 15, № 3, 2013