Практическое внедрение в систему здравоохранения данной модели позволит не только дать комплексную оценку суицидологической ситуации в регионе, но и укажет основные направления деятельности всей системы суицидальной превенции. Критерием эффективности работы должно быть число регистрируемых суицидальных действий в данной территории (завершенные суициды и покушения на самоубийство).
Литература:
1. Войцех В.Ф. Динамика суицидов в регионах России // Социальная и клиническая психиатрия. - 2008. - № 1. - С. 81-88.
2. Зотов П.Б., Родяшин Е.В., Уманский С.М. Суицидологический регистр - важный организационный элемент системы суицидальной превенции // Суицидология. -2010. - № 1. - С. 8-9.
3. Зотов П.Б., Родяшин Е.В. и др. Суицидологическая ситуация на юге Тюменской области в 2009-2010 гг.: эпидемиологические и организационные аспекты // Медицинская наука и образование Урала. - 2012. - № 2. - С. 63-64.
4. Зотов П.Б., Ряхина Н.А., Родяшин Е.В. Суицидологический регистр: методологические подходы и первичная документация суицидологического учета // Суици-дология. - 2012. - № 1. - С. 3-7.
5. Зотов П.Б., Терентьева З.М. Новые подходы к системе учета суицидальных действий онкологических больных: результаты многоцентрового исследования // Паллиативная медицина и реабилитация. - 2007. - № 4. - С. 24-27.
6. Положий Б. С. Суицидальная ситуация в современной России // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. - 2007. - № 5. - С. 16-17.
7. Положий Б.С., Панченко Е.А. Дифференцированная профилактика суицидального поведения // Суицидоло-гия. - 2012. - № 1. - С. 8-12.
8. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2012 года // Бюллетень Федеральной службы Государственной статистики. - Москва, 2012. - 548 с.
МЫСЛИ О СУИЦИДЕ И ПРОФИЛЬ СМИЛ У ЮНОШЕЙ ПРИ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИХ СТРЕССАХ
Т.Д. Азарнъх
Воронежский ГУИТ, г. Воронеж E-mail автора: azarnykh_t@mail.ru
Целью настоящего исследования являлось изучение личностных особенностей в группе с наличием мыслей о суициде (МС) при посттравматических стрессах (ПС) у юношей. ПС и его крайняя выраженность в виде посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) возникает после переживания страха, ужаса или беспомощности и имеет определен-
ный комплекс симптомов (Тарабрина Н.В. и др., 2007). МС являются инициальной частью суицидального поведения (Амбрумова А.Г., Тихонен-ко В.А., 1978).
Наличие ПС определялось по двум тестам: Миссисипская шкала (МШ, гражданский вариант) (Кин Т.М) и Шкала оценки влияния травматических событий (ШОВТС или IES-R) (М. Го-ровица) (Тарабрина Н.В. и др., 2007). В группу с МС вошли лица, у которых встречался положительный ответ на вопрос о суициде в одном из трех тестов [МШ, депрессии BDI (Бек А.) и выраженности психопатологической симптоматики SCL-90-R (Derogatis L.) (Тарабрина Н.В. и др., 2007). Личностные особенности тестировались по СМИЛ (модифицированный MMPI), (Собчик Л.Н., 2003). Во всех случаях после стресса прошло не менее полугода. Исследования проведены на студентах инженерных и экономических специальностей дневного отделения государственных вузов г. Воронежа в возрасте 18-20 лет (144 человека). Статистическая обработка проводилась с использованием параметрических методов, т.к. данные имеют нормальное распределение, с помощью программы SPSS.
СМ при ПС встречаются у юношей - в 37,3%. Профиль в группе с ПС имеет вид 8'9F4 (индивидуалистичность, оптимистичность, достоверность, импульсивность), означающий эмоциональную неустойчивость и стенический (поведенческий) вариант дезадаптации. Является ли обнаруженный профиль преморбидным или же он - результат посттравматического развития личности? С целью ответа на этот вопрос были проанализированы профили по квартилям распределения МШ (нижние 25% - «нет ПС», 2675% - «частичный ПС» и выше 75% - «ПС»), (Наследов А.Д., 2008). Точками деления служили баллы 79 и 105. Установлена статистически значимая разница (p = 0,02^0,000) между группами «нет ПС» и «частичный ПС», «частичный ПС» и «ПС» по всем клиническим шкалам за исключением маскулинности-фемининности (5), оптимистичности (9) между двумя сравниваемыми парами групп, а также эмоциональной лабильности (3) между группами «нет ПС» и «частичный ПС». Полученные данные означают, что профиль СМИЛ поднимается в зависимости от тяжести ПС и предикторов среди личностных черт не существует, т.е. наблюдаемый при ПС профиль - это результат посттравматического развития личности.
Между группами «есть МС» и «нет МС» установлена статистически значимая разница по
30
Тюменский медицинский журнал № 3, 2012
всем шкалам за исключением Ь (лжи) и оптими-стичности (9). При этом все шкалы за исключением коррекции К, расположены выше. Более низкие значения по шкале коррекции в группе «есть МС» означают, что такой неосознаваемый защитный механизм как вытеснение травмирующей информации, разрушающей позитивный образ «Я», в этой группе выражен слабее.
В группе «нет МС» профиль имеет вид 984 (оптимистичности, индивидуалистичности, импульсивности) при этом все шкалы не выше 68 баллов и только две первые превышают 65-балльную отметку. Таким образом, на первом месте стоит шкала оптимистичности, и весь профиль отражает стеничный, т.е. поведенческий (асоциальный) вариант реагирования.
В группе «есть МС» профиль имеет вид 8Б2'7, т.е. значения по трем первым шкалам (ин-дивидуалистичности, достоверности, пессимистичности) превышают отметку в 70 баллов. Кроме того 65-балльную отметку превышают также шкалы импульсивности, ригидности, тревожности, оптимистичности. Этот профиль означает гипотимный вариант реагирования (шкалы 2 и 7) с повышением тревожности, пессимистичности, усиливающиеся 8 шкалой через проявление отгороженности, отчужденности от других, ощущением своей «инакости», крайне выраженной субъективности восприятия и интерпретации поведения других, приводящих к снижению социальной адаптации. При этом значения шкалы достоверности Б свидетельствуют о высоком уровне эмоциональной напряженности, а также о ненормативности поведения. Кроме того, в группе «есть СМ» выше также шкала мужественности-женственности (5), означающая несформированность полоролевой идентичности у юношей в этой группе. Вопрос о возможности ее целенаправленного формирования требует специального изучения.
Таким образом, у юношей при наличии СМ в группе с ПС установлен профиль с ведущими шкалами гипостеничного регистра 2 и 7 и инди-видуалистичности 8. Является ли такой профиль опасным в плане совершения самих суицидов или парасуицидов (поскольку суициды, к счастью, совершают не все, имеющие СМ)? Да. Согласно литературным данным, гипотимный вариант реагирования [шкалы 2, 7, 8 и 10 (социальной интроверсии)] у сотрудников правоохранительных органов является предиктором суицидов (Марьин М.И. и др., 2009).
Таким образом, обнаруженный у юношей профиль в группе с наличием СМ свидетельствует о глубокой личностной дисгармонии и характеризуется чертами личности в виде тревожности, пессимистичности (депрессивности), усиленными отгороженностью и отчужденностью от социума, крайней субъективностью восприятия. Скорее всего, эта отгороженность и является главным препятствием, не позволяющим им обращаться к специалистам. Между тем эта отгороженность является результатом посттравматического развития личности. Это еще раз подтверждает тезис о том, что один из путей превенции суицидов - проработка психотравми-рующих стрессов.
СУИЦИДАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ БОЛЬНЫХ АЛКОГОЛИЗМОМ ПОЗДНЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СИНДРОМА ОТМЕНЫ АЛКОГОЛЯ
П.Б. Зотов, М.С. Уманский
Тюменская ГМА Тюменский ОНД
Обследовано 224 мужчин больных алкоголизмом позднего возраста в условиях синдрома отмены алкоголя. У всех выявлены различные формы суицидального поведения, преимущественно депрессивной обусловленности. У 78,1% человек суицидальные идеи впервые возникли в последние годы, сохраняясь и периодически привлекая внимание в периоды ухудшения здоровья или под воздействием неблагоприятных социальных факторов. Среди предполагаемых способов суицида 53,4% больных указали на возможный выбор самоповешения; самопорезов - 17,3%; самострел - 15,5%; самоотравление -10,4%. Делается вывод о необходимости коррекционной работы направленной как проявления алкогольной зависимости, так и нарушения в эмоциональной сфере.
Ключевые слова: суицид, суицидальное поведение, алкоголизм, синдром отмены алкоголя
Высокая распространенность алкоголизма в России определяет необходимость разработки эффективных мер профилактики и комплексной реабилитации данного контингента больных. Особое внимание следует уделять суицидальной активности, так как известна роль алкоголя, как в индуцировании суицидальных идей, так и реализации суицидальных тенденций [1, 2, 4]. Эти факторы указывают на необходимость всестороннего исследования данной проблемы.
Цель исследования: комплексный анализ суицидального поведения мужчин, больных алкоголизмом позднего возраста.
Материал и методы: обследовано 224 мужчин больных алкоголизмом позднего возраста, у которых при первичном обращении в Тюменский областной наркологический диспансер
№ 3, 2012 Тюменский медицинский журнал
31