Научная статья на тему 'Особенности суицидального поведения детей и подростков (обзор литературы)'

Особенности суицидального поведения детей и подростков (обзор литературы) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
976
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности суицидального поведения детей и подростков (обзор литературы)»

[1, 7 и др.]. Основным фактором, сдерживающим матерей от суицидальных поступков и в большинстве случаев даже от самих суицидальных мыслей, является наличие маленького ребенка, о котором необходимо заботиться. Сама природа в лице материнского инстинкта защищает мать от мыслей и попыток покончить с собой, какими бы тяжелыми не были обстоятельства жизни. Забота о ребенке как антисуицидальный фактор особенно выражена у матерей одиночек, когда ответственность за ребенка целиком лежит на матери. В этих случаях мы можем наблюдать не просто отсутствие мыслей о самоубийстве, а появление страха смерти, в основе которого лежит мысль: «Что будет с моим ребёнком если со мной что-то случиться».

Наряду с этим в клинической практике все же встречаются случаи, когда женщине удается обойти все антисуицидальные барьеры. В таком случае мы можем наблюдать очень тяжёлую картину расширенного суицида, когда мать не только убивает себя, но перед смертью убивает своего новорожденного ребенка, а в некоторых случаях и других детей, которых не на кого будет оставить. Такие ситуации не возникают неожиданно и спонтанно, они являются следствием длительно обдумываемого решения, которому предшествует депрессивный период продолжительностью несколько месяцев и более. В этот период женщина пытается обращаться за помощью, искать эту помощь где угодно, «хвататься за любую соломинку». Оказание помощи, психотерапевтическая коррекция может в корне изменить ситуацию и не допустить трагедии [5, 9, 13]. В подобных условиях мать не может себе позволить госпитализацию в круглосуточный стационар, так как ей не с кем оставить детей, а родственники могут не осознавать всей тяжести состояния, списывая все жалобы на усталость и переутомление. В данных ситуациях основная нагрузка по выявлению депрессивных состояний и суицидальных мыслей ложится на специалистов непсихиатрического профиля - врачей общей практики, педиатров, гинекологов, контактирующих с женщиной в процессе работы с новорожденным или ей самой. Именно такая организация работы являться ведущим факторов ранней диагностики и профилактики суицидальной активности среди данной категории женщин [6, 12].

Необходимо обращать внимание не только на состояние новорожденного, но и на его мать. При подозрении депрессивного состояния рекомендуется провести тестирование (как правило, это занимает несколько минут, тесты содержат около 10 вопросов). В случае выявление депрессии необходимо не просто порекомендовать обращение к психологу, психотерапевту или психиатру, но и проконтролировать этот процесс. Только наша забота и участие может помочь женщине избежать трагедии. Любая забота, помощь и участие будут давать матери надежду на выход из кризисной ситуации, а пока есть надежда будут работать и антисуицидальные барьеры. Ведь только отсутствие надежды может толкнуть мать на крайний шаг вопреки всем законам природы и здравого смысла.

Литература:

1. Борисов И.В., Гладышева А.Г., Любов Е.Б. Онтологический взгляд: суицидальное поведение и феномен жизнестойкости // Суицидология. - 2013. - Том 4, № 2. - С. 35-44.

2. Васильев В.В. Суицидальное поведение женщин (обзор литературы) // Суицидология. - 2012. - № 1. - С. 18-28.

3. Зотов П.Б., Уманский С.М. Клинические формы и динамика суицидального поведения // Суицидология. - 2011. - № 1. - С. 37.

4. Зотов П.Б., Уманский С.М., Уманский М.С. Необходимость и сложности суицидологического учета // Академический журнал Западной Сибири. - 2010. - № 4. - С. 48-49.

5. Кожевникова Т.А., Кожевников В.Н. Методы оптимизации профилактики суицидального поведения // Суицидология. -2010. - № 1. - С. б9-71.

6. Корнетов Н.А. Что является лучшей формой профилактики суицидов? // Суицидология. - 2013. - Том 4, № 2. - С. 44-58.

7. Кудрявцев И.А., Декало Е.Э. Психологические факторы и механизмы суицидогенеза как критерии суицидального риска и направленной профилактики // Суицидология. - 2012. - № 2. -С. 3-11.

8. Кулиев Р.Т., Руженков В.А. Психические расстройства при нормально протекающей беременности (клиническая структура и лечение) // Тюменский медицинский журнал. - 2012. - №

I. - С. 27-28.

9. Куценко Н.И., Курзин А.В., Зотов П.Б. Тактика курации суи-цидоопасного контингента в амбулаторной службе Тюменской областной клинической психиатрической больницы // Академический журнал Западной Сибири. - 2010. - № 2. - С. 30-32.

10. Любов Е.Б., Морев М.В., Фалалеева О.И. Экономическое бремя суицидов в Российской Федерации // Суицидология. - 2012. -№ 3. - С. 3-10.

11. Мазо Г.Э., Татарова Н.А., Шаманина М.В. Депрессивные состояния в послеродовом периоде // Психоневрология в современном мире. - СПб, 2007. - С. 10б-107.

12. Положий Б.С., Панченко Е.А. Дифференцированная профилактика суицидального поведения // Суицидология. - 2012. - № 1.

- С. 8-13.

13. Приленский Б.Ю., Родяшин Е.В., Приленская А.В. Интегра-тивный подход в психотерапии суицидального поведения // Суицидология. - 2011. - № 2. - С. 49-51.

14. Розанов В.А. Гены и суицидальное поведение // Суицидология.

- 2013. - Том 4, № 1. - С. 3-14.

15. Смулевич, А. Б. Депрессии в общей медицине: руководство для врачей. - М.: МИА, 2001. - 25б с.

16. Girish В., Dodbalabur S., Prabha C. Prevalence and correlates of suicidality among Indian women with post-partum psychosis in an inpatient setting // Austral. and N.Z. J. Psych. - 2008. - Vol. 42, №

II. - Р. 97б-980.

17. Richard A., Pinoit J.-M., Perriot G. et al. Depressuion du post-partum et risqué suicidaire a propos d'un cas Clinique // Res. Fr. Psychiat. et psycho. Med. - 2010. - Vol. 14, № 114. - Р. 18-22.

ОСОБЕННОСТИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ (обзор литературы)

Н.Н. Спадерова

Тюменская ОКПБ, г. Тюмень, Россия E-mail автора: nadejda.spaderova@yandex.ru

Подростковые и детские суициды в последнее время в мире являются одной из актуальных проблем [13]. Несмотря на большое количество научных и популярных работ, посвященной указанной тематике, статистические показатели детской суицидной смертности в нашей стране остаются высокими [7, 17]. По

14

Тюменский медицинский журнал Том 1S, № 3, 2G13

количеству самоубийств среди подростков Россия занимает одно из ведущих мест в мире [6].

Самоубийство обычно рассматривается как барометр социального напряжения [3, 16, 22]. Взаимосвязь системы ценностей подростка с суицидальным поведением в настоящее время изучена недостаточно. Подростковый период является наиболее противоречивым и дисгармоничным по сравнению с другими возрастными фазами жизненного пути человека. Его важность трудно переоценить - именно в этот период индивид превращается в личность. Психологические исследования детей и подростков показывают, что факторы, влияющие на становление детской психики противоречивы: в одном случае они способствуют, в другом - препятствуют оптимальному развитию личности ребенка. Роль семьи в процессе социализации человека трудно недооценить. Именно семья вводит ребенка в общество, знакомит его с устоями. Ребенок же, под воздействием всей совокупности окружающих стимулов, воспринимая их и перерабатывая поступающую информацию, формирует свою точку зрения, свое видение, свое отношение к миру. Взаимоотношения в семье, отношение к ребенку со стороны родителей, могут сформировать эффективную потребительско-мотивационную систему ребенка, позитивный взгляд на мир и самого себя в этом мире. Те же самые факторы, но с другим психологическим содержанием, могут приводить к ущербному развитию потребностей и мотивов, низкому самоуважению, недоверию к окружающим, дефицитарности в общении со сверстниками [18, 23].

В наше время нанотехнологических открытий и стремительного научного развития интернет является неотъемлемой частью жизни. Практически в каждом доме установлен компьютер или ноутбук, который значительно упрощает выполнение учебных задач. Это же порождает и ряд проблем для ребенка и его семьи. Интернет-пространство включает в себя массу как положительно влияющих, так и отрицательных аспектов развития детей. При изучении проблемы было установлено, что самостоятельно занимаются в Интернете 75% детей и только 25% это делают под надзором родителей [2]. Нередко, не получив понимания со стороны близких, поддержку, подросток ищет в сети Интернет [5]. Там можно найти огромное количество сайтов, в которых выкладывается целый алгоритм действий, как уйти из жизни. Вам дают готовый рецепт, а рядом нет взрослого друга, который может в этот момент протянуть руку помощи. У самоубийц нет многомерного понимания ситуации, на первом плане стоит уход от проблемы или желание проучить обидчиков. 99% из тех ребят, которые замышляют суицид, очень хотят, чтобы их выслушали, они хотят сказать все, что у них накопилось. А когда такого человека в нужный момент не оказывается рядом, они оставляют послание. Подросток должен быть занят, чтобы не сидеть подолгу и бесконтрольно в социальных сетях Интернета. Родителя должны понимать, как реагирует ребенок на эту информацию, способен ли адекватно ее переварить, знать круг его общения и интересов. Если бы он был занят после школы в соответствии со своими интере-

сами и потенциальными возможностями полезным делом, скажем, занятиями спортом, художественным или музыкальным творчеством, техническим творчеством, у него меньше времени уходило бы на эти многочасовые сидения в Интернете или перед телевизором, вредные для его здоровья [1, 21].

Однако исключать из жизни ребенка Интернет это не выход. Ребенок родился и растет в обществе, где умение владеть Интернетом сегодня просто необходимо. В настоящее время современную школу трудно представить без «Электронного дневника» и «Электронных домашних заданий». Интернет, безусловно, полезное и нужное изобретение человечества, но для нормального развития ребенка, он не должен стать его основным времяпровождением, ребенок должен любить свою реальную жизнь, а не быть рабом киберпространства [2]. Как показал проведенный анализ, профилактическую работу среди несовершеннолетних в сети Интернет проводят в 21 из 67 (31,3%) регионов нашей страны. Так, в Удмуртской республике, Ярославской области, Республике Дагестан ставятся и решаются задачи по обеспечению безопасности несовершеннолетних в информационном пространстве, разрабатываются меры по ограничению доступности Интернет-сайтов, содержание которых может прямо или косвенно спровоцировать суицидальное поведение несовершеннолетних. В Липецкой области в сети Интернет открыта рубрика для родителей, детей и подростков «Вопрос-ответ». В Архангельской области в комплекс экстренных мер по выявлению и профилактике фактов суицидального поведения среди несовершеннолетних входит организация Интернет - тренингов - семинаров для членов полипрофессиональных команд, в том числе врачей общей практики, психологов, психиатров, медицинских сестер, врачей общей практики по улучшению взаимодействия в команде по мультисемейной работе с семьями, где имели место завершенные и незавершенные суициды. В целом анализ показал, что специалисты сферы образования понимают, что компьютерные и Интернет-технологии играют значительную роль в организации мероприятий по профилактике детского суицида и выражают готовность их развитию и распространению [2].

По мнению специалистов только к 21 году в человеке формируется в норме рефлекс самосохранения. До этого возраста эмоциональная сфера еще нестабильна, и, когда в одной точке соединяется сразу столько факторов, случается трагедия. Очень типично, когда в момент острых переживаний подросток вынашивает план мщения своим обидчикам. Предвкушая месть, ребенок не понимает при этом, что это будет безвозвратный уход, и он уже не порадуется тому, что проучил своих обидчиков [1]. Чаще всего, по официальным статистическим данным, молодые люди уходят из жизни через повешение, наносят себе несовместимые с жизнью раны или принимают смертельную дозу яда [4, 8]. Последние годы популярным способом становится выбрасывание из высотных домов. Следует учитывать, что 60% всех суицидов приходится на весну (обострение психиче-

ских заболеваний) и начало лета (школьные экзамены).

Психологический анализ конкретных суицидальных ситуаций показывает, что самоубийцы обычно отличаются такими индивидуальными психологическими особенностями: ранимость, инфантильность, острота переживаний, склонность к самоанализу, застенчивость, робость, рефлексивность, повышенная чувствительность, недостаток самоконтроля, импульсивность, отсутствие конформности, склонность к сомнениям, неустойчивость эмоциональной сферы, неуверенность в себе, зависимость от окружающих, несформированность системы ценностей, неспособность адекватно перерабатывать конфликты в межличностной сфере, впечатлительность, интро-вертированность, возбудимость, неустойчивость настроения, склонность к депрессивным расстройствам, неадекватная самооценка. Все эти характерологические особенности при наличии личностно-травмирующей ситуации формируют психическое состояние, предрасполагающее к самоубийству. Человек находится в состоянии депрессии: испытывает тоску, находится в состоянии подавленности, тревоги, страха или апатии, безрадостности, скуки. У него легко развивается чувство безнадежности, вины, стыда и позора [11, 19, 20].

Снижение смертности от самоубийств возможно лишь при дифференцированном подходе, включающем мероприятия по психологической, социальной и педагогической поддержке, психиатрической помощи [12, 15]. Обязательным условием является разработка программ и организация службы суицидальной превенции, включающей «Телефон доверия», кабинеты экстренной психологической помощи и кризисные стационары, систему регистрации и учета суицидальных действий [7, 9, 24].

Среди наиболее эффективных путей в преодолении детских и подростковых суицидов могут быть выделены следующие [10, 14, 25]:

- осуществление индивидуального подхода в образовании и воспитании детей;

- формирование здорового образа жизни учащихся;

- усиление профилактической работы с семьей;

- межведомственное взаимодействие медицины, образования, МВД, прокуратуры, общественности;

- повышение квалификации работников образования по теме;

- нормализация внутрисемейной обстановки, социального микроклимата.

В методическом обеспечении, чтобы педагог был готов к профилактической работе, большинство считают необходимым:

- прохождение курсов повышения квалификации, семинаров, тренингов, обмен опытом;

- наличие методической библиотеки;

- алгоритм взаимодействия с другими ведомствами в случаях угрозы жизни и здоровья;

- готовые разработанные программы по данной проблеме.

Литература:

1. Березина В.А. Профилактика суицидального поведения в образовательном процессе: содержание, организация планирование // Сборник мат. Междунар. научно-практической конф. "Психологические аспекты детского суицида: технологии профилактики". - Москва, 2013. - С. 20-26.

2. Богачева Т.Ю. Интернет-технологии как современный ресурс в профилактике детского суицида // Сборник мат. Междунар. научно-практической конф. "Психологические аспекты детского суицида: технологии профилактики". - Москва, 2013. - С. 2630.

3. Бойко Е.О., Васянина Ю.Ш., Мыльникова Ю.А. Клинико-динамическая характеристика суицидального поведения детей и подростков в Краснодарском крае // Суицидология. - 2010. -№ 1. - С. 31-32.

4. Ворсина О.П. Суицидальные попытки детей и подростков в г. Иркутске // Суицидология. - 2011. - № 2. - С. 28-29.

5. Долганова Н.П. Особенности суицидального дискурса подростков-посетителей соответствующих сайтов// Суицидология. -2010. - № 1. - С. 53-54.

6. Злова Т.П., Ахметова В.В., Ишимбаева А.Н. Суицидальная смертность у детей в Забайкальском крае: структура, динамика за 15-летний период (по материалам бюро СМЭ) // Суицидология. - 2010. - №1. - С. 9-10.

7. Зотов П.Б., Уманский С.М., Уманский М.С. Необходимость и сложности суицидологического учета // Академический журнал Западной Сибири. - 2010. - № 4. - С. 48-49.

8. Зотов П.Б., Родяшин Е.В. Суицидальные действия в г. Тюмени и юге Тюменской области (Западная Сибирь): динамика за 2007-2012 гг. // Суицидология. - 2013. - Том 4, № 1. - С. 54-61.

9. Кийченко Е.А., Михайличенко И.Н., Пурясова Е.Г. Характер обращений на «Телефон доверия» в периоды социальных кризисов (по материалам суицидологической службы Омской области) // Суицидология. - 2011. - № 1. - С. 53-54.

10. Колосова А.А. Ценность здоровья у современных школьников и риск суицидального поведения: по материалам исследования // Сборник мат. Междунар. научно-практической конф. "Психологические аспекты детского суицида: технологии профилактики". - Москва, 2013. - С. 67-71.

11. Кувшинова Т.И., Овчинникова И.П. Современные тенденции суицидального поведения детей и подростков-сирот // Суици-дология. - 2011. - № 3. - С. 41-43.

12. Куценко Н.И., Курзин А.В., Зотов П.Б. Тактика курации суи-цидоопасного контингента в амбулаторной службе Тюменской областной клинической психиатрической больницы // Академический журнал Западной Сибири. - 2011. - № 2. - С. 30-31.

13. Любов Е.Б., Морев М.В., Фалалеева О.И. Экономическое бремя суицидов в Российской Федерации // Суицидология. - 2012. -№ 3. - С. 3-10.

14. Персидская А.Е. Педагогическое снижение риска суицидального поведения подростков // Суицидология. - 2011 . - № 1. - С. 57-58.

15. Положий Б.С., Панченко Е.А. Дифференцированная профилактика суицидального поведения // Суицидология. - 2012 . - № 1. - С. 8-12.

16. Розанов В.А., Рейтарова Т.Е., Рахимкулова А.В. и соавт. Психическое здоровье и суицидальные тенденции среди подростков в связи с социо-экономическими факторами семьи // Академический журнал Западной Сибири. - 2012. - № 5. - С. 32-34.

17. Сахаров А.В., Говорин Н.В. Смертность по причине самоубийств в Забайкальском крае // Суицидология. - 2011 . - № 1. -С. 46-48.

18. Сахрауи О.Я. Взаимосвязь риска суицидального поведения с системой ценностей подростков: постановка проблемы // Суи-цидология. - 2010. - № 1. - С. 61-62.

19. Семенова Н.Б. Особенности эмоциональной сферы коренной молодежи Севера как фактор риска суицидального поведения // Суицидология. - 2011 . - № 2. - С. 11-13.

20. Снягина Н.Ю. Детский суицид: результаты исследования // Сборник мат. Междун. научно-практической конф. "Психологические аспекты детского суицида: технологии профилактики". - Москва, 2013. - С. 90-100.

21. Солдаткин В.А., Мавани Д.Ч., Дьяченко А.В. Игровая зависимость: криминогенность, виктимность и суицидогенность // Суицидология. - 2012 . - № 1. - С. 13-18.

16

Тюменский медицинский журнал Том 15, № 3, 2013

22. Хмелева Ю.Б. Анализ микросоциальных условий у детей и подростков, совершивших суицидальную попытку // Суицидология. - 2011 . - № 4. - С. 43-45.

23. Церковникова Н.Г. Психологические особенности личности подростка, склонного к суицидальному поведению // Суицидо-логия. - 2011 . - № 2. - С. 25-26.

24. Чеперин А.И., Михайличенко И.Н., Сазонова Л.А., Мурина И.Н. Инновационные решения в телефонном консультировании // Суицидология. - 2010. - № 1. - С. 68-69.

25. Узлов Н.Д., Узлов А.Н. Модель превенции суицида в условиях учебного заведения // Суицидология. - 2010 . - № 1. - С. 75.

Психология и суицидальное поведение

СУИЦИДАЛЬНЫЕ ИДЕАЦИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ ПРИ СТРЕССЕ, ВЫЗВАННОМ РАЗРЫВОМ ЛЮБОВНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Т.Д. Азарнъх

Воронежский УИТ, г. Воронеж, Россия E-mail автора: azarnykh_t@mail.ru

Статья посвящена изучению профиля СМИЛ при наличии суицидальных идеаций в двух группах стрессов: посттравматического и вызванного разрывом любовных отношений.

Ключевые слова: суицидальные идеации, стрессы, СМИЛ.

Целью данного исследования являлось изучение личностных особенностей при наличии суицидальных идеаций (СИ) при двух видах стрессов: посттравматическом (ПС) и вызванном разрывом любовных отношений (СРЛО) в юношеском возрасте с учетом фактора пола. Основанием для такого сравнения являются исследования, в которых утверждается, что СРЛО также является ПС [1].

Материалы и методы.

Суицидальные идеации (СИ) выявлялись по положительным ответам на вопрос о суициде в одном из трех тестов: Миссисипская шкала, гражданский вариант (MS) (Keane T.M.), BDI (Бек А.), SCL-90-R (L. Derogatis) [5]. Личностные особенности определялись по СМИЛ (модифицированный MMPI) [4]. При кодировке профилей перечисляются все шкалы, имеющие баллы выше 55, по нисходящей. Кодировка профилей производится в цифровой форме и соответствует шкалам: F - достоверность (оценочная), 1 -невротический сверхконтроль, 2 - пессимистичность, 3 - эмоциональная лабильность, 4 - импульсивность, 5 - мужественность-женственность, 6 - ригидность, 7 - тревожность, 8 - индивидуалистичность, 9 - опти-мистичность, 0 - социальная интроверсия [4]. Уровень тревожности определялся по Дж. Тейлор (дополнительная шкала СМИЛ) [4]. Во всех случаях после стресса прошло не менее одного месяца. Исследования проведены на студентах дневных отделений государственных ВУЗов г. Воронежа в возрасте

18-20 лет в течение 2004-2011 гг. Всего в исследовании приняло участие 833 человека: 564 девушки в группе с ПС и 47 - в группе с СРЛО и 201 и 21 юношей соответственно. Все данные представлены в виде средней арифметической, однако при определении разницы между группами использовались как параметрические, так и непараметрические критерии (t -Стьюдента, U - Манна-Уитни соответственно). Последний - в случае отклонения данных от нормально -го распределения, которое определялось по критерию Колмогорова-Смирнова. Частота встречаемости СИ определялась по критерию х2-Пирсона с поправкой на непрерывность. Статистическая обработка проводилась с помощью программы SPSS (версия 13).

Результаты и обсуждение.

Установлено, что в исследованной возрастной группе частота встречаемости СИ при СРЛО составляет 38,3% у девушек и 52,4% у юношей и не имеет статистически значимой разницы между полами. Кроме того эта частота сопоставима с таковой при ПС: 44,3% у девушек и 38,8% у юношей без статистически значимой разницы между полами и обоими видами стрессов. Это значит, что в юношеском возрасте частота встречаемости СИ при СРЛО сопоставима с таковой при ПС.

Уровень депрессии BDI составляет 15,5 баллов при ПС и 11,6 при СРЛО у юношей и 17,3 против 16,2 соответственно у девушек. Уровень тревожности составляет 65,3 балла при ПС и 62,8 при СРЛО у юношей и 60,0 против 56,2 соответственно у девушек, при отсутствии статистически значимой разницы по обоим показателям между двумя видами стрессов. Во всех случаях уровни депрессии и тревожности характеризуются как умеренно выраженные [5, 4].

В выраженности шкал СМИЛ между двумя видами стрессов статистически значимая разница установлена только у девушек и только по шкале социальной интроверсии 0: в группе с ПС она выше и составляет 57,9 баллов против 53,4 в группе с СРЛО (U=1485,5, p=0,044). Однако при интерпретации профилей СМИЛ более значимым является не абсолютная выраженность шкал, а их рейтинг [4]. У девушек профили имеют вид 84'F69723510 при ПС и 8'49F657321 при СРЛО. В первом случае две шкалы индивидуалистичности 8 и импульсивности 4 превышают отметку в 70 баллов, свидетельствующую о наличии выраженной акцентуации, временами нарушающей социальную адаптацию. Этот профиль свидетельствует о субъективности восприятия, наличии отгороженности от других, ощущении своей «инако-сти», импульсивности, затрудненном самоконтроле, эмоциональной напряженности, трудной переклю-чаемости, агрессивности. Профиль в группе с СРЛО также свидетельствует о выраженной субъективности восприятия при несколько меньшей импульсивности и присутствии оптимистичности в оценке жизненных перспектив. Этот профиль является менее дисгармоничным, чем при ПС, т.к. только одна шкала 8 превышает отметку в 70 баллов, кроме того в числе трех ведущих присутствует шкала оптимистичности 9, наличие которой, согласно собственным данным, на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.