Научная статья на тему 'РАЗНОНАПРАВЛЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МОНОТОНИИ КАК НЕРАВНОВЕСНОГО СОСТОЯНИЯ ЛИЧНОСТИ'

РАЗНОНАПРАВЛЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МОНОТОНИИ КАК НЕРАВНОВЕСНОГО СОСТОЯНИЯ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
426
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психическая активность / неравновесные психические состояния / монотония.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дмитриева Л. Г., Булатова К. А.

В статье представлены исследования монотонии как неравновесного психического состояния. В процессе анализа ряда научных работ доказывается, что явление монотонии соотносится не только с понижением психической активности, но и с ее повышением, как правило, предшествующим проявлению монотонии. По мнению авторов, монотония представляет собой более широкое явление и связывается не только с условиями труда, но и с трудными, либо кризисными периодами жизнедеятельности человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗНОНАПРАВЛЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МОНОТОНИИ КАК НЕРАВНОВЕСНОГО СОСТОЯНИЯ ЛИЧНОСТИ»

перспективы: Материалы Научно-практической конференции, Тула, 16 октября 2020 года / Под редакцией Д.М. Ивашиненко. - Тула: Тульский государственный университет, 2020. С. 29-34.

4. Никулина Т. В., Стариченко Е.Б. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление// Педагогическое образование в России. 2018, № 8. С. 107-113

5. Осницкий А.К. Психологические механизмы самостоятельности. М.: Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2010. 232

6. Приоритетный проект в области образования «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://neorusedu.ru/about (дата обращения: 15.03.2018).

7. Прищепа Т. А. Особенности подготовки педагогов к инновационной деятельности // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2014, 6 (147). С. 47-52

8. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997. 224 с.

РАЗНОНАПРАВЛЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МОНОТОНИИ КАК НЕРАВНОВЕСНОГО СОСТОЯНИЯ ЛИЧНОСТИ

Дмитриева Л. Г., Уфа (Россия), доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии, Башкирский государственный университет, dmitrieval g@mail. ru Булатова К. А., Уфа (Россия), магистрант, xen.bulatova2015@yandex.ru

В статье представлены исследования монотонии как неравновесного психического состояния. В процессе анализа ряда научных работ доказывается, что явление монотонии соотносится не только с понижением психической активности, но и с ее повышением, как правило, предшествующим проявлению монотонии. По мнению авторов, монотония представляет собой более широкое явление и связывается не только с условиями труда, но и с трудными, либо кризисными периодами жизнедеятельности человека.

Ключевые слова: психическая активность, неравновесные психические состояния, монотония.

MULTIDIRECTIONAL CHARACTERISTICS OF MONOTONY AS A NON-EQUILIBRIUM STATE OF PERSONALITY

Dmitrieva L. G., Ufa (Russia), Doctor of Psychological Sciences, Professor of the Department of General Psychology, Bashkir State University, dmitrievalg@mail.ru

Bulatova K. A. Ufa (Russia), master's student, BSU, xen.bulatova2015@yandex .ru

DOI:

The article presents studies of monotony as a non-equilibrium mental state. In the process of analyzing a number of scientific papers, it is proved that the phenomenon of monotony correlates not only with a decrease in mental activity, but also with its increase, as a rule, preceding the manifestation of monotony. According to the authors, monotony is a broader phenomenon and is associated not only with working conditions, but also with difficult or crisis periods of human life.

Keywords: mental activity, non-equilibrium mental states, monotony.

В условиях современного мира профессиональная деятельность, стиль жизни, кризисные состояния и другие виды жизнедеятельности требуют больших психологических, психофизиологических, интеллектуальных затрат, что порождает напряжение, которое часто возникает по причине однообразия условий, способствующих развитию монотонии.

Исследователи состояния монотонии часто связывают это явление с психологическим утомлением, снижением психической активности (Е.П. Ильин, Г. Бартенверфер, В.Г. Асеев, Г. Мюнстерберг).

Традиционно принято считать, что состояние монотонии связано с однообразием труда, либо деятельности человека. Механизм развития состояния монотонии достаточно четко раскрыт И.П. Павловым, который считал, что «долбление в одну нервную клетку» длительно действующего раздражителя приводит ее в тормозное состояние, так как в эту сторону под воздействием угнетающих психику факторов склоняется баланс нервных процессов. При неизменных условиях торможение начинает распространяться и на другие участки коры головного мозга» [1]. В современных исследованиях семантика (значение) этого понятия интерпретируется более широко. Оно соотносится не только со снижением работоспособности, травматизмом, заболеваемостью, но и тормозит личностный рост, нарушает контакты с окружающим миром, что в значительной степени понижает качество жизни человека.

Состояние монотонии исследователями интерпретируется как эмоциональное, операциональное состояние (Е.П. Ильин), оно приводит к сужению объема внимания, нервному истощению и вследствие этого снижению психической активности мозга (Г. Бартенверфер), обусловливается однообразием окружающей человека обстановки (В.Г. Асеев).

Выше мы говорили о том, что по мнению ряда авторов, состояние монотонии связывается с пониженной активностью. Однако существует и иная точка зрения, согласно которой монотония может быть связана и с повышенной психической активностью (В.А. Ганзен, В. Н. Юрченко, 1991). Вероятнее всего, сторонники данной точки зрения имели ввиду следующую логику: чрезмерная психическая активность, которую человек уже не в состоянии регулировать, как правило, приводит к дистрессу предвосхищающему состояние монотонии. Оказавшись в данном состоянии личность почти сразу же испытывает резкий упадок сил, у нее проявляются астенические реакции, иными словами в значительной мере снижается психическая активность, о которой говорят исследователи, связывающие с монотонией сниженную физиологическую, физическую, психологическую активность.

Таким образом, монотония носит разнонаправленный характер: она обусловлена с одной стороны, чрезмерными психическими перегрузками и активностью (предвосхищающими монотонию) и с другой - резким снижением психической активности, которая следует почти сразу же после состояния усталости, однообразия, тревоги и фрустрации. В целом, все состояния могут быть «градуированы» выше или ниже «нулевой» точки (точка отсчета). Поэтому все состояния выше или ниже среднего уровня рассматриваются как неравновесные, неустойчивые, то есть с пониженной или повышенной психической активностью (В.А. Ганзен, В.Н. Юрченко, А.О. Прохоров). Ниже представлена таблица равновесных состояний, неравновесных состояний повышенной психической активности и средней психической активности

Уровень психической активности сознания Психическое состояние

Состояния психической активности повышенной Счастье, восторг, экстаз, тревога, страх, гнев, ярость, ужас, паника, восхищение, страсть, ненависть, воодушивление, мобилизация, дистресс, негодование и др.

Состояния средней (оптимальной) психической активности Спокойствие, симпатия, сострадание, эмпатия, антипатия, готовность, борьба мотивов, сосредоточенность, озарение (инсайт), заинтересованность, омнение, удивление, размышление, озадаченность и др.

Состояния пониженной активности Грезы, подавленность, грусть, печаль, тоска, горе, страдание, усталость, утомление, монотония, скука, прострация, рассеяность, релаксация, кризисное состояние и др.

Отметим, что состояние монотонии переживается человеком как субъективное влияние этого состояния на качество жизни, оно имеет сложную структуру, в которой наблюдаются состояние переживания, чувство усталости, сонливость, испорченность настроения, скука, безучастное отношение к чему - либо и так далее. Под влиянием переживания монотонности человек, не умеющий это психическое состояние сдерживать или устранять, становится вялым, безразличным, теряет интерес к работе и к своей жизни.

Проанализировав имеющие психологические источники считаем, что определение понятия «монотония» следует дополнить и связать его с предшествующим состоянием повышенной психической активности и последующем состоянием - пониженной активностью. Таким образом, монотония - это функциональное неравновесное состояние, обусловленное однообразной, монотонной деятельностью, а также переживанием трудных, кризисных периодов жизни. Алгоритм проявления монотонии следующий: предшествующее чрезмерное, либо накопленное воздействие внешних, либо внутренних, стимулов и нагрузок способствует повышению психической активности, с которой субъект не может справиться, что вызывает монотонию, которая, в свою очередь, понижает психическую активность и актуализирует тонические состояния. Характеризуется монотония появлением скуки, потерей интереса к деятельности и жизни, снижением тонуса и восприимчивости, ухудшением внимания и памяти, ослаблением сознательного контроля, стереотипизацией действий, невозможностью переключения внимания, возникновением усталости.

Принято считать, что функцией монотонии является защита, предупреждающая полное истощение организма. Так, например, при исследовании психологами монотонии как негативного эмоционального состояния у студентов в учебном процессе выявили, что снижение активности (усталость) связано с торможением процессов головного мозга, отвечающих за прием и переработку информации. Имеются исследования, доказывающее

снижение психической активности студентов в процессе обучения в вузе. На первом курсе начальный адаптивно - ориентировочный этап характеризуется такими состояниями, как радость, активация, восторг (то есть повышением психической активности), а на третьем -раздражительностью, пассивностью, снижением заинтересованности (пониженной психической активностью. На пятом курсе, заключительном, - проявляются страх, тревожность, стресс и усталость, агрессия, гнев [2]. В условиях монотонии у большинства студентов сужается объем внимания и наступает нервное истощение, в результате чего происходит снижение психической активности мозга.

Проанализировав источники, в которых исследуется состояние монотонии, еще раз подчеркнем, что монотония связывается не только с понижением психической активности, но и предшествующими напряжением, перегрузками, чрезмерной психической активностью.

Состояние монотонии не ограничивается только лишь однообразными условиями труда. Она может проявляться и в других сферах жизни человека (связываться с трудными жизненными обстоятельствами и кризисами). В дальнейшем планируем подтвердить нашу гипотезу об алгоритме (линейности) развития монотонии эмпирическими результатами.

Литература

1. Ильин Е. П. Эмоции и чувства: учебное пособие. СПб.: Питер, 2001. 752 с.

2. Ничуговский А. А., Есманская Н. Е. Проблема монотонии как негативного эимоционального состояния у студентов в учебном процессе [Электронный ресурс] // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2017. № 2. С. 239-243.

3. Асеев В. Г. Проблема монотонности в исследованиях зарубежных авторов // Вопросы психологии. 1975. № 1, 163-169 с.

4. Прохоров А. О., Валиуллина М. Е., Габдреева Г.Ш., и др. Психология состояний: Учебное пособие / Под ред. А.О. Прохорова. М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. 624 с.

5. Прохоров А. О., Карташева М.И. Система Я в субъективном (ментальном) опыте переживания неравновесных психических состояний // Экспериментальная психология. 2020. Том 13 № 3 С. 89-104.

6. Психические состояния/Сост. и общая редакция Л. В. Куликова. СПб.: Питер, 2001 624 с:

УДК 159.9

СТРУКТУРА САМОРЕГУЛЯЦИИ ГИПЕРАКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

АСПЕКТ

Дмитриева Л. Г., Уфа (Россия), доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии БашГУ, dmitrievalg@mail.ru

Нургалиева Г. Ф., Уфа (Россия), педагог-психолог МБОУ № 49, guzelnur88@mail.ru

DOI:

В статье раскрывается проблема саморегуляции гиперактивного поведения в младшем школьном возрасте. В процессе теоретического анализа психолого-педагогических источников авторы выявили специфику саморегуляции гиперактивных младших школьников, среди которых выделили наиболее существенные компоненты: самостоятельность,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.