С. Т. Посохова, Е. В. Рохина
СКУКА КАК ОСОБОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Скука — сложный и неоднозначно трактуемый феномен, предполагающий разноплановость его рассмотрения. № скуку как на довольно распространенное состояние давно обратили внимание философы и писатели, осмысливающие человеческое существование. действительно, она многократно упоминается в произведениях художественной литературы, в работах по теологии, медицине, психологии и философии. Именно философам принадлежит мысль о скуке как культурном феномене, своего рода экзистенциальном фундаментальном опыте человека, как об одном из аспектов человеческого бытия1.
общекультурное и философское понимание скуки сводится к определению ее через категории дефицита смысла, неразвитости духовно-нравственной сферы, способа вытеснения страданий, недостатка волевого потенциала. В то же время считается, что скука возникает тогда, когда мозг лишается эмоционально значимых раздражителей и необходимой стимуляции.
Пожалуй, впервые французский исследователь Эмиль Тардье в XIX в. обозначил скуку в качестве объекта психологического исследования2. В монографии «Скука. Психологическое исследование» он подходит к теме в свойственной своему времени манере написания научных монографий, склонной к поучительным сентенциям и драматическому сравнению случаев из жизни различных людей. Замечая, что скука в целом представляет собой определенный психофизиологический комплекс, который бесконечно разнообразен по содержанию и по форме, он выделяет страдание как существенную черту переживания скуки3. Э. Тардье приводит некоторую классификацию, ведущую к пониманию не только видов, но и причин переживания скуки. Среди них автор отмечает:
• истощение физическое и умственное;
• недостаток разнообразия и недостаточную силу способностей;
• ощущение неудавшейся жизни и жизнь, обесцененную каким-нибудь изъяном;
• однообразие;
• пресыщение;
• чувство ничтожества жизни.
Кроме того, Э. Тардье указывал на существование скуки, свойственной толпе и свойственной индивидууму, а также на ее связь с характером и возрастом человека.
Уже в недрах философских воззрений зародилось описание скуки как особого психического состояния. Психические состояния, наряду с процессами и свойствами, относятся к основным общепсихологическим явлениям. однако до настоящего времени психические состояния остаются недостаточно изученными, что ограничивает возможности их диагностики, прогноза развития, изменчивости или устойчивости, затрудняет анализ влияния состояний на поведение, деятельность и межличностные отношения. остаются мало исследованными социальные и социально-психологические причины благоприятных и неблагоприятных состояний, а также потенциалы личности, позволяющие регулировать состояние4.
© С. Т. Посохова, Е. В. рохина, 2009
Психические состояния стали объектом пристального научного изучения после появления в 1964 г. книги Н. д. левитова, в которой дается определение психического состояния как особой психологической категории. Н. д. левитов рассматривал состояние как целостную характеристику психической деятельности за определенный период времени, показывающую своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности5.
В дефинициях, приведенных в философском и психологическом словарях, явно отсутствует единство. В них скорее подчеркиваются некоторые категориальные признаки данного явления. Например, в психологическом словаре под редакцией К. К. Платонова говорится о психическом состоянии как о промежуточном звене между психическими процессами и свойствами личности. В психологическом словаре под редакцией А. В. Петровского и м. Г. Лрошевского психическое состояние рассматривается как понятие, используемое для выделения в психике индивида относительно статического момента по сравнению с психическими процессами и устойчивыми проявлениями, заключенными в понятии «психическое свойство». Наконец, в психологическом словаре В. В. давыдова, А. В. Запорожца и др. говорится о психическом состоянии как о категории, в состав которой входят разные виды интегрированного отражения воздействий на субъект как внутренних, так и внешних стимулов без отчетливого осознания их предметного содержания.
обобщение современных теоретических и экспериментальных исследований дает основания рассматривать психические состояния в контексте личностной адаптации6. Адаптивный смысл состояния раскрывается в способности динамично и целостно отражать содержание актуальных потребностей, определяющих физические, семантические и временные признаки воздействующих факторов и изменений, которые происходят вокруг человека и в нем самом. обладая высокой чувствительностью к колебаниям внешних условий и внутренней среды организма, психическое состояние меняется в ответ на эти колебания, интегрируя все проявления психической жизни человека. Возникновение состояния сопровождается интеграцией мотивационных, эмоциональных, волевых, информационных, коммуникативных и энергетических компонентов адаптационного потенциала личности, осознаваемых и неосознаваемых проявлений.
Актуализируя потребности и экстраполяционные механизмы, психическое состояние регулирует адаптационную активность человека и реализацию имеющихся у него адаптационных возможностей и резервов. Эмоциональный компонент состояния компенсирует недостаток информации, необходимой для успешной деятельности и комфортного взаимодействия с окружающими людьми и самим собой. Психическое состояние отражает биологическую и социальную значимость, степень полезности поступающей информации о сложившейся обстановке. Такая уникальная особенность в значительной мере расширяет адаптационные способности человека. Адаптивный смысл психических состояний важен для понимания целесообразности скуки, ее пользы и вреда для самореализации личности.
характерный признак психических состояний — зависимость от свойств личности. регулирующее влияние личности распространяется на скорость и легкость актуализации психических состояний. В зависимости от смысла ситуации для личности, сформированной структуры личностных свойств возникающие психические состояния опосредуются коммуникативными, эмоциональными, волевыми или мотивационными особенностями. Так, доминирование в структуре личности эмоциональных свойств, в частности эмоциональной устойчивости, сказывается на динамических и содержательных характеристиках психического
состояния. различия между эмоционально устойчивыми и не устойчивыми лицами видны уже тогда, когда стрессовые воздействия отсутствуют. они углубляются по мере нарастания нагрузок.
Сегодня утверждать что-либо определенное относительно личностной обусловленности переживания скуки практически невозможно. Исследования в этом плане немногочисленны, хотя наблюдения дают основания предполагать, что существует некоторый личностный портрет лиц, склонных к переживанию скуки. Проведенное нами пилотажное исследование показало, что устойчивость подростков к скуке связана с такими свойствами личности, как эмоциональная устойчивость, самодисциплина, ориентация на бесконфликтное взаимодействие, общительность. Высокий уровень интеллекта и самооценки препятствуют развитию скуки.
Вопросы, касающиеся уникальности скуки и ее взаимосвязи с другими психическими состояниями, актуальны и методически важны. от их решения во многом зависит вектор дальнейших исследований. одна из наиболее глубоких классификаций психических состояний, основанная на системно-понятийном описании, предложена В. А. Ганзеном и В. Н. Юрченко. В ней различаются состояния, характеризующие аффективно-волевую сферу, и состояния сознания-внимания. Каждая группа психических состояний имеет общие характеристики, отражающие их стержневые специфические особенности. для группы волевых состояний к таким общим характеристикам относятся «напряжение — разрешение»; для группы аффективных — «удовольствие — неудовольствие»; для группы состояний сознания-внимания — «сон — активация». Такой подход создает дополнительные критерия дифференциации психических состояний (см. табл. 1)7.
Как оказалось, психическое состояние скуки отнесено В. А. Ганзеном и В. Н. Юрченко к группе волевых, мотивационных и ориентировочных состояний. Скука сопровождает разнообразную деятельность человека наряду с такими психическими состояниями, как сенсорная депривация, заинтересованность, любопытство, удивление, сомнение, озадаченность, тревога, страх, ужас и паника8.
К. К. Платонов определял скуку как психическое состояние, вызванное отсутствием интересных стимулов, проявляющееся в снижении уровня ясности сознания. Тем не менее, К. К. Платонов указывает, что личности с богатым внутренним миром скука не свойственна.
По мнению А. о. Прохорова, психическое состояние — это отражение личностью ситуации в виде устойчивого целостного синдрома (совокупности) в динамике психической деятельности, выражающегося в единстве поведения и переживания в континууме времени. Подобное определение, по мнению автора, содержит все необходимые категориальные признаки, присущие психическому состоянию: целостность, ситуативность, устойчивость во времени, единство переживания и поведения, связь с личностными особенностями и психическими процессами. В результате психическое состояние более четко отделяется
о 9
от других психических явлений9.
Состояние скуки А. о. Прохоров относит к состояниям пониженного уровня психической активности наряду с грезами, подавленностью, грустью, печалью, тоской, горем, страданием, усталостью, утомлением, монотонией, прострацией, рассеянностью, релаксацией, кризисным состоянием и др.10
В отечественной психологии скука наиболее часто упоминается при рассмотрении психофизиологических состояний в контексте трудовой деятельности. о единстве переживания и деятельности пишет Е. П. Ильин, который приравнивает скуку к состоянию монотонии. В отличие от ряда психологов и физиологов, Е. П. Ильин рассматривает скуку
X
*
с
Е-
и
с
и
* № я § и Е § * н § и 5 О X
и *
Н
о И X
в? - _ ер
ое < =
а Н
в
^0°
с2иС
X
с
я
я
с
2
* л <и < *& с
*& И
^ с
3 1
Я I
я- I
Л 1
к
я
я
л
3
и * р
& £р
Йр^С^О
к еи £ ^ § ^
и
ро
<
* У ^ £ Я 5
М
аа
& I =с
3
3 ^ & *
<сПнСсПа
и
н
е
•?
и
§ и>§ *
я ^ Ч 0<<с£
л
X
X
с
я
я
л
(С
X
Е-
с
т
с
(С
с
а § л ■5 *
<и
Я
Л
О
и
р
п
е
<
к
а
н
р
о
ры
реп
Ь с
ее
ии
нн
ее < X
<и
Я <и Я Я л ^ Й и
о
е
е
ои ни
л £
1 *
Л I—
еп
ил
Сн
Л 5
И Е
" I
о с со ^ ^ л
« а
Я яо а
<р Р о о, И
к
и
а
«
и
<
^ к оо
к
и
У * >-^ <С
как эмоциональное, а именно, как операциональное состояние. При исследовании механизмов развития монотонии Е. П. Ильин исходит из того, что такие субъективные переживания человека как апатия и скука — непременные спутники однообразной работы. они возникают как следствие потери интереса к работе при однообразии сенсорных воздействий, т. е. при снижении силы мотива, превращении его из положительного в отрицательный, в желание прекратить работу11.
К скуке также близко состояние апатии. Как и скука, апатия — состояние, связанное одновременно с понижением тонуса подкорки и тем самым эмотив-ного фона и возбудимости коры. Как и скука, апатия выражается в чувстве неудовлетворенности, переживается как тягостное состояние. однако роберт Нисбет выделяет и другое основание: «Человек наделен уникальной способностью — скучать. Нам, как и всем формам жизни, периодически свойственны состояния апатии, но апатия и скука — не одно и то же... Скука находится на значительно более высокой ступени в шкале человеческих несчастий, чем апатия, и, возможно, лишь имея такую высокоразвитую нервную систему, человек может испытывать состояние скуки. При этом человеку необходим умственный уровень, как минимум,
„нормальный“. Идиот может испытывать
12
состояние апатии, но не скуки»12.
однако апатия не может быть переживанием, подобно печали и скуке, оставаясь состоянием, описываемым с физиологических диспозиций. Апатия — состояние равнодушия, которое вызывается не только однообразием впечатлений, но часто и, наоборот, их чрезмерным количеством. она может быть выражением и общей вялости, подобно скуке, и следствием
перевозбуждения. Кроме прочего, скучая, человек открыто или про себя протестует против тех условий, которые вызывают скуку. При апатии ему обычно бывает безразлично, будет ли смена впечатлений и действий или нет, ему часто даже хочется уйти от излишних впечатлений. Апатия негативно влияет на познавательную и другую деятельность человека, в известной степени парализует ее, препятствует любопытству, любознательности, заинтересованности. К психическим состояниям, при которых понижаются внимание и интерес к действительности, в том числе к познавательной деятельности, относится и скука.
Отечественная наука, рассматривая скуку с физиологической точки зрения, характеризует ее как состояние пассивного торможения. Так, И. П. Павлов назвал скуку «сном с открытыми глазами». Одной из причин, вызывающих тормозное состояние, служит однообразное повторение каких-либо несильных раздражителей. Отсюда можно предположить, что люди с малой подвижностью нервных процессов менее остро переживают способность испытывать скуку, чем люди с их большей подвижностью. Флегматики менее расположены к скуке, чем сангвиники. Однако это положение справедливо, если не учитывать других факторов, влияющих на способность испытываь скуку. Флегматик, вынужденный оторваться от привычных, интересных впечатлений, будет скучать больше, чем сангвиник, попавший в неинтересную для него обстановку13.
М. Чиксентмихали исследовал баланс скуки и тревоги, рассматривая оба эти состояния как результат несоответствия между требованиями окружения и личной компетентностью. Скука возникает в ситуациях, в которых способности человека превышают ситуационные возможности для их проявления, в то время как тревога возникает тогда, когда окружение требует от данного человека больше, чем он оказывается в состоянии выполнить, или предоставить в данный момент времени. Достижение баланса происходит в «потоке» («flow») или, говоря иначе, в состоянии радостного чувства поглощенности интересной деятельностью.
Состояние скуки, таким образом, имеет следующие характеристики:
• сознание обесцененности, необходимости, интересности, значительности того, что человек воспринимает или делает;
• отсутствие знания того, когда данный процесс закончится, своего рода сознание беспросветности;
• чувство неудовлетворенности от вынужденной пассивности, даром затраченного времени;
• слабость или поверхностная подвижность внимания.
Однако, в скуке много и субъективного, зависящего от личности человека. Прежде всего, человек может скучать от неподготовленности к впечатлениям, от невозможности их понять. Состояние скуки зависит также от круга интересов человека. Люди, не интересующиеся живописью, посещают галереи и выставки формально, практически не испытывая положительных эмоций. Для любителя живописи эти посещения — источник богатых впечатлений. Состояние скуки зависит также и от индивидуального вкуса человека. Индивидуальный вкус проявляется в отношении к разнообразию впечатлений. Одни люди не гонятся за разнообразием впечатлений, и эти люди обычно не относятся к разряду «скучливых», другим скоро все надоедает, и им хочется непрерывно менять впечатления.
Переживание скуки индивидуально. Особенно подвержены скуке и тяжело ее переживают люди капризные, нетерпеливые, без самообладания. Переживая скуку, человек в большинстве случаев старается выйти из этого состояния. Этот выход может быть сделан разными путями. Первый путь — присмотреться к тому, что кажется неинтересным и скучным, и постараться найти в нем что-либо заслуживающее внимания. Второй путь — использовать неинтересность, однообразность впечатлений для того, чтобы сосредоточиться
на своих мыслях, планах, воспоминаниях и т. п. И. П. Павлов не случайно обратил внимание на значение развитой внутренней жизни для борьбы со скукой, вызываемой однообразными раздражителями. Третий путь — смена впечатлений. И. П. Павлов дал очень ценное и оправдываемое жизнью замечание, заключающееся в том, что попытка рассеять скуку лишь путем разнообразия впечатлений дает очень мало. Нужно слишком много разных впечатлений для достижения такого эффекта, а это трудно осуществимо практически.
Таким образом, можно сказать, что скука — сложное, неоднородное психическое состояние, развивающееся в связи с дефицитом внешней и внутренней активности, субъективное переживание которого связано с личностными особенностями и с условиями жизненной ситуации. однако рассмотрение скуки в контексте психических состояний нельзя считать единственным подходом к изучению ее природы, сущности и детерминант.
Проблема скуки разрабатывается отечественными психологами также в рамках экзистенциального подхода, с позиций которого скука связывается с наличием экзистенциального вакуума, утраты значимых мотивов деятельности, потери смыслов. А. Н. Леонтьев описывает скуку как переживание, являющееся внутренней силой, движущей деятельностью человека. Функциональное значение скуки по А. Н. Леонтьеву состоит в наведении субъекта на действительный источник этого состояния. Скука сигнализирует о личностном смысле событий, разыгрывающихся в его жизни, заставляет человека как бы приостановить на мгновение поток своей активности, всмотреться в сложившиеся у него жизненные ценности, чтобы найти себя в них или, может быть, их пересмотреть14.
И. С. Кон связывает переживание скуки с временной перспективой и жизненными кризисами. Согласно И. С. Кону, если в молодости и в период ранней зрелости основным временным параметром самовосприятия является то, что можно было бы назвать «будущее в настоящем», то к «середине жизни» настоящее постепенно становится самоцелью. Сужение временной перспективы часто оборачивается апатией, скукой, боязнью новых начинаний и т. д.15
Существуют важные теоретические основания для рассмотрения скуки как мотивационного явления, связывающего чувства и мотивы с условиями среды. Зарубежные исследования акцентируют внимание на взаимосвязь скуки с вниманием, возбуждением, процессом обработки информации и с недостаточной стимульной нагрузкой16. При этом теоретики сосредоточиваются либо на внешних факторах, либо на внутренних условиях. д. Э. Берлайн определял скуку как своеобразный драйв, который редуцируется в процессе исследовательского поведения, направляемого интересом, и актуализируется, когда внешняя стимуляция становится слишком редкой или слишком монотонной17. М. Цукерман подчеркивал роль внутренних элементов и рассматривал подверженность скуке как компонент модели поиска стимулов18. д. Лэйрд утверждает, что переживание скуки, по крайней мере, отчасти, возникает в результате осознания себя не способным направить внимание на что-либо при отсутствии
19
видимых на то причин19.
мы склонны рассматривать скуку, прежде всего, как особое психическое состояние, развивающееся в зависимости от внешней стимуляции и насыщенности внутренней жизни. В одном из наших исследований участвовали подростки в возрасте 14-16 лет, воспитывающиеся в детском доме и в семье. Известно, что проживание в детском доме связано с ограничениями внешней, преимущественно эмоциональной и коммуникативной, стимуляции. В другом исследовании участвовали молодые люди в возрасте 17-23 лет, не увлеченные и увлеченные Интернетом. Увлечение Интернетом рассматривается как один из видов внутренней стимуляции личностной активности.
для выявления специфики переживания скуки нами был использован комплекс психодиагностических опросных и проективных методик. обработка полученного эмпирически материала осуществлялась с помощью контент-анализа, а также кластерного, парного линейного и факторного анализа.
Исследование показало, что подростки, воспитывающиеся в условиях разной внешней стимуляции, осознают особенности состояния скуки и причины ее возникновения. однако представления о скуке у подростков — воспитанников детского дома и у подростков, имеющих родителей, существенно различаются. объем представлений о скуке у воспитанников детского дома меньше, но в то же время эти представления более разнообразны по сравнению с представлениями сверстников, воспитывающихся в семье. У воспитанников детского дома общее количество ассоциаций — 43, а у подростков, воспитывающихся в семье — 63 (различия статистически достоверны прир > 0,01).
отличия между двумя группами можно найти также в содержании представлений о скуке. для воспитанников детского дома скука сводится, главным образом, к «пустому времяпрепровождению на фоне сниженного эмоционально-соматического комфорта», к «обесцениванию действий на фоне сниженного эмоционального комфорта», к «внутренней сенсорной и мотивационной депривации», к «одиночеству», а также к «экзистенциальным переживаниям». Скука ассоциируется с образом плачущего человека и образом природы.
В сознании подростков, воспитывающихся в семье, скука представлена «как желание отключиться от реальности», как «увядание жизни», как «бессмысленность». В рисунках подростков появляются новые элементы, например, дорога, сказочные символы.
для подростков, воспитывающихся как в детском доме, так и в семьях, основной источник скуки — одиночество. Воспитанники детского дома даже называют конкретный день недели — субботу, когда «уходят воспитатели», «когда меня все бросили». Кроме того, что для них скука связана с неблагополучием в межличностных отношениях и с неза-полненностью свободного времени.
Проживание в условиях разной внешней стимуляции отражается на устойчивости к скуке. Устойчивость к скуке измерялась с помощью модифицированного варианта методики «Закрашивание кружков». Подростки получали бланки со 150 кружками и по два цветных карандаша. Им предлагалось закрашивать кружки как можно быстрее и аккуратнее одним из карандашей. Как только им становилось скучно, они могли поменять цвет карандаша. Показателем устойчивости к скуке считалось количество изменений цвета закрашивания. Анализ результатов показал, что воспитанники детского дома в большей степени толерантны к скуке, чем подростки, воспитывающиеся в домашних условиях.
Способность к преодолению скуки — важный показатель зрелости личности и сохранения адаптационного потенциала. результаты кластерного анализа позволяют считать, что в детском доме подростки ориентируются на активный выход из состояния скуки путем поиска интересных для себя занятий. об этом свидетельствуют, например, такие высказывания, как «стараюсь найти кого-нибудь веселого», «пытаюсь занять себя каким-нибудь делом». Второй путь связан с поиском внутреннего резерва для преодоления скуки: «пытаюсь вспомнить что-то хорошее», «пытаюсь чем-то отвлечься».
В семье подростки, преодолевая скуку, во-первых, расширяют круг общения: « звоню друзьям», «иду к друзьям». Во-вторых, ориентируясь на себя, они активно включают собственный внутренний резерв: «пою», «слушаю музыку», «пытаюсь думать о чем-то веселом».
можно утверждать, что ограничение внешней, прежде всего эмоциональной и коммуникативной, стимуляции способствует расширению представлений о скуке и повышает устойчивость подростков к факторам, вызывающим скуку.
В результате проведенного исследования, был выявлен ряд факторов предрасположенности обучающихся в институте молодых людей к скуке:
• «недостаток волевого потенциала»;
• «поиск новых ощущений»;
• «неудовлетворенность однообразием внешней среды»;
• «недостаток мотивационного потенциала»;
• «устойчивость к скуке».
Качественный анализ полученных результатов показал, что молодые люди испытывают состояние скуки вследствие недостатка волевого потенциала, недостатка новых ощущений, желания испытать положительные эмоции, а также вследствие неудовлетворенности настоящим положением вещей. Также нами были выявлены факторы скуки, развивающейся в свободное время: «погруженность в скуку», «интенсивность жизни», «неудовлетворенность окружением», «экономия ресурсов», «недостаток физических ресурсов». Чаще всего молодые люди переживают скуку, поскольку не знают, как и где можно провести время. В их жизни много повторяющихся, однообразных ситуаций. Часто они вынуждены совершать бессмысленные поступки.
Не увлеченные Интернетом студенты отмечали, что в их жизни слишком многое повторяется. Кроме того, они большую часть времени «просто сидят и ничего не делают». они не удовлетворены своим окружением, которое кажется им скучным. Те, кто не увлечен Интернетом, спокойнее и увереннее в своих возможностях. Нередко они радуются тому, что им хватает свободного времени. В отличие от них, увлеченным Интернетом молодым людям кажется, что «время летит». С одной стороны, это согласуется с эффектом потери чувства времени при пребывании в Интернете. С другой, вовлеченность в интересное дело создает ощущение полноты жизни, содержательного наполнения времени.
Проведенный корреляционный анализ показал взаимосвязь устойчивости к скуке с отношением к жизни, жизненным тонусом и переживаемыми состояниями. оказалось, что Интернет — привлекательная среда для молодых людей, которые не удовлетворены жизнью и однообразным окружением. При этом предрасположенность к скуке тесно взаимосвязана с разными эмоциональными состояниями.
Нами получены данные, свидетельствующие о гендерной специфике переживания состояния скуки. Так, юноши в группе увлеченных Интернетом более погружены в скуку, но менее устойчивы к ней, чем девушки. Увлеченных Интернетом молодых людей, испытывающих скуку в связи с недостатком мотивации, отличает неудовлетворенность жизнью. Их эмоциональный тон характеризуется неустойчивостью. И чем ниже показатель удовлетворенности жизнью, тем больше прослеживается неудовлетворенность однообразием внешней среды, тем больше молодые люди чувствуют себя беспомощными. Когда они скучают, чувствуют себя унылыми, усталыми, напряженными, у них снижен тонус и они пассивно относятся к жизни. Чем более устойчив эмоциональный тон, тем меньше молодые люди испытывают недостаток физических ресурсов и в меньшей мере склонны искать новые ощущения.
Проведенная работа не раскрывает всех проблем, связанных с феноменом скуки. остается открытым вопрос ряд вопросов, касающихся ее специфики, детерминант,
места в психической организации реальной жизни человека. Тем не менее, проведенные пилотажные исследования дают достаточно свидетельств того, что скука может быть рассмотрена как уникальное психическое состояние.
1 Свендсен Л. Философия скуки / пер. с норв. М., 2003. С. 256.
2 Тардье Э. Скука. Психологическое исследование /пер. с фр. 2-е изд. М., 2007. С. 256.
3 Тардье Э. Скука. Психологическое исследование / пер. с фр. Изд. 2-е. М., 2007. С. 256.
4 Прохоров А. О. Психология неравновесных состояний. М., 1998. С. 149.
5Левитов Н. Д. о психических состояниях человека. М., 1964. С. 344.
6Медведев В. И., Алдашева А. А. Экологическое сознание. М., 2001. С. 376 .
7 Ганзен В. А. Системное описание в психологии // Психические состояния / под ред. Л. В. Куликова. СПб., 2000. С. 60-72
8Ганзен В. А. Системное описание в психологии // Психические состояния / ппод ред. Л. В. Куликова. СПб., 2000. С. 60-72
9 Большой психологический словарь // под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. М., 1996. С. 672.
10 Прохоров А. О. Психология неравновесных состояний. М., 1998. С. 149.
11 ИльинЕ. П. Теория функциональной системы и психофизиологические состояния // Теория функциональных систем в физиологии и психологии / под ред. Б. Ф. Ломова. М. 1978. С. 178-194.
12 Свендсен Л. Философия скуки. Пер. с норв. К. Мурадян. М., 2003. С. 256.
13 Психические состояния. Хрестоматия. СПб., 2000. С. 512.
14Леонтьев А. Н. деятельность. Сознание. Личность. М., 2004. С. 139.
15 Кон И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., 1984. С. 412.
16 http://www.PROSVETLENIE.org. Психологическая энциклопедия.
17 http://www.PROSVETLENIE.org. Психологическая энциклопедия.
18 http://www.PROSVETLENIE.org. Психологическая энциклопедия.
Джонсон-Лэрд Ф. Ментальные модели. Глава 11. Процедурная семантика и психология значения. Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XXIII. М., 1988. С. 234-257.