5. У женщин такая тенденция не наблюдается. У женщин при положительных и отрицательных эмоциональных реакциях наблюдается усиление бета ритма.
6. Взаимосвязи между проявлениями тревожности и параметрами ЭЭГ у мужчин и женщин до и после аудиорелаксации различны.
Литература
1. Хомская Е.Д., Батова Н.Я. Мозг и эмоции. Нейропсихологическое исследование. Москва: Издательство Московского Университета. -1998.-268 с.
2. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека/ Е.П. Ильин. СПб.: Питер, 2005. 412 с.
3. Гнездицкий В.В. Вызванные потенциалы головного мозга в клинической практике. Издательство Тагарогского государственного радиотехнического университета. 1997. 252 с.
4. Афтанас Л.И., Рева Н.В., Варламов А.А. и соавт. Анализ вызванной синхронизации и десинхронизации ЭЭГ при эмоциональной активации человека: временные и топографические характеристики // Журнал ВНД. 2003 Т. 53, № 4 С. 485-494.
МОЗГОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ СЕНСОРНОЙ АСИММЕТРИИ КАК ФАКТОР УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Кадыров Б. Р., Ташкент (Узбекистан), доктор психологических накук, профессор кафедры «Психология» филиала Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова в г.Ташкенте, brkadirov@bk.ru
Кадыров К. Б., Ташкент (Узбекистан), доктор психологических накук, и.о. профессора кафедры «Развитие управленческих навыков и лидерского мастерства», Институт изучения проблем молодежи и подготовки перспективных кадров при Агентстве по делам молодежи Республики Узбекистан, kkamol@rambler.ru
DOI:
В данной статье исследуется взаимосвязь сенсорной асимметрии (ведущего глаза и уха) с учебной мотивацией в юношеском возрасте. В ходе исследования выявлено, что у девушек учебная мотивация по точным и гуманитарным наукам определяется в основном мозговыми механизмами, обеспечивающими слуховую асимметрию, тогда как у юношей в этом плане решающую роль играет зрительная асимметрия. Результаты эмпирического исследования показали, что нейрофизиологические механизмы, обеспечивающие сенсорную асимметрию, вполне могут рассматриваться как фактор учебной мотивации учащихся.
Ключевые слова: функциональная асимметрия, индивидуальный профиль функциональной асимметрии, учебная мотивация.
BRAIN MECHANISMS OF SENSORY ASYMMETRY AS A FACTOR OF ACADEMIC
MOTIVATION IN YOUNG PEOPLE Kadirov B. R. Tashkent (Uzbekistan), Doctor of psychological sciences, professor of Psychology department of the Branch of Lomonosov Moscow State University in Tashkent, brkadirov@bk.ru
Kadirov K. B. Tashkent (Uzbekistan), Doctor of psychological sciences, acting professor of the Department of Development of Management and Leadership Skills at the Institute for Research of the Youth Problems and Training Prospective Personnel under Youth Affairs Agency of the Republic of Uzbekistan, kkamol@rambler.ru
This article is dedicated to study of the relationship between sensory asymmetry (eye and ear preference) and academic motivation in young people. The study revealed that in female subjects academic motivation in exact sciences and humanities are determined mainly by the brain mechanisms of auditory asymmetry, while in male subjects in this regard visual asymmetry plays a decisive role. The results of empirical research have shown that the neurophysiological mechanisms of sensory asymmetry can be considered as a factor of students' academic motivation.
Keywords: functional asymmetry, individual profile of functional asymmetry, academic motivation.
Данная работа направлена на изучение влияния мозговых механизмов, обеспечивающих сенсорную асимметрию (ведущего глаза и уха) на учебную мотивацию в юношеском возрасте. Несмотря на многочисленные исследования в данной области на сегодняшний день этот вопрос все еще остается малоизученным [1], [2], [3], [4].
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что мозговые механизмы, обеспечивающие сенсорную асимметрию парных органов, могут являться фактором, определяющим мотивацию учащихся к учебным предметам.
В настоящем исследовании приняли участие 83 учащихся (13 юношей и 70 девушек) Алмазарского медицинского колледжа г. Ташкента, возраст которых варьируется в пределах от 15 до 18 лет.
Для выявления связи сенсорной асимметрии мозговых полушарий с успешностью обучения в юношеском возрасте были использованы следующие методики.
1. «Методика выявления индивидуального профиля функциональной асимметрии (ИПФА)» [2], [3]. Данная методика предъявлялась в виде таблицы, где представлены 13 вопросов, направленных на выявление предпочтительного, удобного способа использования правой или левой руки, ноги, правого или левого глаза, уха и т.д. Для определения сенсорной асимметрии в рамках данной части исследования из всего набора вопросов методики выявления индивидуального профиля функциональной асимметрии были использованы следующие 4 пункта:
1) Прицельтесь в невидимую мишень... Если для этого Вы пользуетесь левым глазом, закрывая правый, отметьте букву «Л», если наоборот - «П».
2) Поднесите часы к уху, чтобы слушать тиканье...
3) Каким ухом часы тикают более громко?
4) К какому уху подносите телефон при разговоре?
2. «Методика самооценки учебной мотивации» (К.Б. Кадыров). Данная методика выявляет степень направленности учащихся к 7 базовым предметам, а именно к математике, физике, химии, биологии, родному языку, английскому языку и истории. Бланк ответов методики самооценки учебной мотивации состоит из таблицы, напоминающей репертуарные решетки Дж.Келли. Строки таблицы представляют названия базовых учебных предметов (т.е. элементы), а столбцы содержат 9 утверждений (конструкты), каждый из которых отражает
степень значимости данных учебных предметов в дальнейшей жизни, связи с выбором будущей профессии учащихся, с их увлечениями и т.д.
Для заполнения бланка ответов респонденты должны напротив каждого предмета в 9 столбцах (с соответствующими утверждениями) оценить свое отношение к данным предметам по семибалльной шкале. Иначе говоря, в каждом из 9 столбцов 7 учебных предметов отдельно ранжируются по степени их значимости в контексте заданных утверждений. Таким образом, наименьший ранговый показатель в каждом столбце - 1 означает наивысшую степень предпочтения данного предмета, а наибольшее значение - 7 соответствует наименьшему предпочтению. При обработке результатов методики эти ранговые значения суммируются по горизонтали. Отсюда становится ясно, что более высокие суммарные показатели по конкретному предмету соответствуют менее выраженному предпочтению данного учебного предмета, и, наоборот, менее высокие показатели - свидетельствуют о более высокой степени предпочтения.
Взаимосвязь ведущего глаза и успешности обучения
Результаты статистического сравнения показателей методики самооценки мотивации к учебным дисциплинам в группах юношей с ведущим левым и правым глазом при функциональной пробе «прицеливание» представлены в таблице 1.
Данные результаты позволяют сделать вывод, что юноши с ведущим левым глазом только по химии имеют значимо низкие суммарные ранги, по сравнению с юношами с ведущим правым глазом (и=3, р=0,018). Учитывая, что более низкие суммарные ранговые показатели по данной методике свидетельствуют о более высокой успеваемости по соответствующему предмету, становится очевидным, что у юношей мозговые механизмы, обеспечивающие доминирование левого глаза (повышенная активность зрительной коры правого полушария) способствуют формированию стремлений к занятиям по предмету химия».
Таблица 1
Статистическое сравнение показателей методики самооценки учебной мотивации в группах юношей с ведущими левым и правым глазом при функциональной пробе «прицеливание» (критерий Манна-Уитни)
Показатели Прицеливание (средние ранги) U P
Левый глаз (п=6) Правый глаз (п=7)
Математика 7,8 5,6 11 0,290
Физика 8 5,4 10 0,223
Химия 3,6 8,6 3 0,018*
Биология 4,7 7,8 8,5 0,143
Родной язык 5,9 6,9 14,5 0,625
Английский язык 7,4 5,9 13 0,463
История 6,5 6,5 17,5 1,000
Взаимосвязь ведущего уха и учебной мотивации
Статистическое сравнение показателей методики самооценки мотивации к учебным дисциплинам в группах девушек с ведущим левым и правым ухом при функциональной пробе «поднесение часов к уху» показало следующие результаты. По предмету «математика»,
187
девушки с ведущим левым ухом имеют значимо низкие суммарные ранги, чем девушки с ведущим правым ухом: и=329, р=0.017 (см. табл.2). Приведенные результаты указывают на то, что у девушек мозговые механизмы, обеспечивающие предпочтение левого уха при функциональной пробе «поднесение часов к уху» (более высокая активность слуховой коры правого полушария) способствуют формированию предпочтений к занятиям по предмету «математика».
Таблица 2
Статистическое сравнение показателей методики самооценки учебной мотивации в группах девушек с ведущим левым и правым ухом при функциональной пробе «поднесение часов к уху» (критерий Манна-Уитни)
Показатели Поднесение часов к уху (средние ранги) и Р
Левое ухо (п=49) Правое ухо (п=21)
Математика 31,7 44,3 329 0,017*
Физика 33,8 39,4 432 0,290
Химия 34,9 37 483 0,686
Биология 35 36,6 491 0,763
Родной язык 35,8 34,8 500 0,853
Английский язык 34,9 36,9 485,5 0,710
История 37,3 31,4 428,5 0,270
В следующей таблице 3 представлены результаты статистического сравнения показателей методики самооценки мотивации к учебным дисциплинам в группах девушек с ведущим левым и правым ухом при функциональной пробе «более громкое тиканье». Статистически значимые различия выявлены по предмету «физика». По таблице видно, что девушки с ведущим левым ухом имеют значимо низкие суммарные ранги, чем девушки с ведущим правым ухом (и=267,5, р=0,004). Представленные результаты свидетельствуют о более высокой степени предпочтений к занятиям по физике у девушек с ведущим левым ухом, что также указывает на роль активности слуховой коры правого полушария.
Таблица 3
Статистическое сравнение показателей методики самооценки учебной мотивации в группах девушек с ведущим левым и правым ухом при функциональной пробе «более
громкое тиканье» (критерий Манна-Уитни)
Показатели Более громкое тиканье (средние ранги) и Р
Левое ухо (п=19) Правое ухо (п=51)
Математика 38,7 34,3 424 0,424
Физика 24,1 39,8 267,5 0,004*
Химия 33,4 36,3 444,5 0,597
Биология 30,7 37,3 393 0,227
Родной язык 33,8 36,1 451,5 0,663
Английский язык 36,9 35 457,5 0,721
История 41,2 33,4 376,5 0,154
Статистическое сравнение показателей методики самооценки мотивации к учебным дисциплинам в группах девушек с ведущим левым и правым ухом при функциональной пробе «поднесение телефона к уху» представлены в таблице 4. Результаты сравнения выявили, что по двум предметам существуют статистически значимые различия. По предмету «физика» девушки с ведущим левым ухом имеют значимо низкие суммарные ранги, чем девушки с ведущим правым ухом (Ц=221, р=0,040). А по предмету «история», наоборот, значимо больше преуспевают девушки с ведущим правым ухом, чем девушки с ведущим левым ухом (и=191, р=0,015). Рассматриваемые различия свидетельствуют о том, что у девушек мозговые механизмы, обеспечивающие доминирование левого уха (активность слуховой коры правого полушария) способствуют формированию стремления к занятиям по физике, тогда как механизмы, обеспечивающие преобладание правого уха (активность слуховой коры левого полушария) проявляется в предрасположенности к такому предмету как история.
Таблица 4
Статистическое сравнение показателей методики самооценки учебной мотивации в группах девушек с ведущим левым и правым ухом при функциональной пробе «поднесение телефона к уху» (критерий Манна-Уитни)
Показатели Поднесение телефона к уху (средние ранги) U P
Левое ухо (п=12) Правое ухо (п=58)
Математика 27,8 37,1 255,5 0,149
Физика 25 37,7 221,5 0,049*
Химия 32,6 36,1 313,5 0,591
Биология 28 37,1 258 0,161
Родной язык 34 35,8 330,5 0,785
Английский язык 41,9 34,2 271,5 0,233
История 48,5 32,8 191,5 0,015*
Обобщая полученные данные, можно выделить несколько пунктов, способствующих более ясному пониманию и объяснению выявленных взаимосвязей сенсорной асимметрии с особенностями мотивации к учебным предметам у юношей и девушек.
У девушек нейрофизиологические механизмы, обеспечивающие доминирование левого уха, способствуют предрасположенности к занятиям по математике и физике, тогда как механизмы, обеспечивающие преобладание правого уха, проявляется в более высокой степени предпочтения к истории.
Юноши с ведущим левым глазом оказались значимо более предрасположенными к занятиям по предмету «химия», что непосредственно наводит на мысль о том, что усвоение учебных материалов по химии в значительной степени зависит от функционирования нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих активность зрительной коры правого полушария.
Данные результаты более обобщенно можно представить в виде следующей таблицы-
схемы:
Пол: Девушки Юноши
Полушарие: Левое Правое Левое Правое
Доминирование слуховой коры История Математика, физика - -
Доминирование зрительной коры - - - Химия
По-видимому, из этой таблицы-схемы можно извлечь вывод о том, что у девушек учебная мотивация по точным и гуманитарным наукам детерминируется в основном нейрофизиологическими механизмами, обеспечивающими доминирование аналитических возможностей слуховой коры, тогда как у юношей в этом плане решающую роль играет зрительная кора больших полушарий мозга.
Таким образом, проведенное нами исследование подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что доминирующие нейрофизиологические механизмы, проявляющиеся в сенсорной асимметрии, могут быть фактором учебной мотивации в юношеском возрасте.
Литература
1. Евтух Т.В., Силина Е.А. Взаимосвязь разноуровневых свойств интегральной индивидуальности в группах с преобладанием левого или правого полушария [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2010. N 3(11).
2. Монич Д.В. Сравнительное исследование индивидуального профиля функциональных асимметрий гемисфер и успеваемости по базовым предметам средней школы. Психологический журнал: ежеквартальное научно-практическое издание. Минск: БГУ. 2013. № 3-4(37-38). С. 120-124.
3. Москвин В.А., Москвина Н.В. Межполушарные асимметрии и индивидуальные различия человека. М. Смысл, 2011. 367 с.
4. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М. Сфера, 2003. 288 с.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ
ПСИХОФИЗИОЛОГИИ
Базанова О. М., Новосибирск (Россия), доктор биологических наук, главный научный сотрудник, Научно-исследовательский институт нейронаук и медицины; Новосибирский государственный научно-исследовательский университет, bazanovaom@physiol.ru
DOI:
В статье представлен обзор литературных данных и результатов собственных психофизиологических исследований меж- и внутрииндивидуальной изменчивости нейрофизиологических параметров психологических функций, роли этих показателей в формировании личностных и реактивных качеств, а также использования информационные нейротехнологии как наиболее эффективный подход к обучению навыкам саморегуляции.