Научная статья на тему 'СВЯЗЬ МОРАЛЬНОЙ НОРМАТИВНОСТИ С ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРОФИЛЕМ МОТИВАЦИИ К УСПЕХУ У СТУДЕНТОВ СПОРТИВНОГО ВУЗА'

СВЯЗЬ МОРАЛЬНОЙ НОРМАТИВНОСТИ С ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРОФИЛЕМ МОТИВАЦИИ К УСПЕХУ У СТУДЕНТОВ СПОРТИВНОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
53
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
моральная нормативность / мотивация к успеху / самоотношение / самоэффективность

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пайгунова Ю. В., Лопухова О. Г.

В исследовании проверялись гипотезы о связи моральной нормативности студентов-спортсменов со следующими показателями их мотивации к успеху: предметной самоэффективностью и самоэффективностью в общении, самоотношению личности, дифференцированному по самоуважению, аутосимпатии, самоинтересу и ожидаемому отношению к себе, а также особенности структуры деятельности. Результаты говорят о сдерживающем факторе страха перед собственной успешностью у студентов с высоким уровнем моральной нормативности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СВЯЗЬ МОРАЛЬНОЙ НОРМАТИВНОСТИ С ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРОФИЛЕМ МОТИВАЦИИ К УСПЕХУ У СТУДЕНТОВ СПОРТИВНОГО ВУЗА»

7. Осницкий А.К. На экспериментальной площадке сознания / Материалы конференция «Психология человека в современном мире» (К 120-летию со дня рождения СЛ. Рубинштейна). ИП РАН, ПИ РАО, М.: 2009.

8. Рубинштейн С.Л. Принципы творческой самодеятельности. К философским основам современной педагогики /С.Л. Рубинштейн // Вопросы психологии. 1986. №4.

9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С. Рубинштейн. М.: Издательство АСТ 2020.

10. Фейгенберг И.М. Видеть - предвидеть - действовать / Изд-во Знание. 1986. 163 с.

11. Эльконин Д.Б. Избранные произведения. М.: Просвещение. 1989.

СВЯЗЬ МОРАЛЬНОЙ НОРМАТИВНОСТИ С ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРОФИЛЕМ МОТИВАЦИИ К УСПЕХУ У СТУДЕНТОВ СПОРТИВНОГО ВУЗА

Пайгунова Ю. В., Казань (Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры Педагогики и психологии в сфере физической культуры и спорта, Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, pai gunova@yandex .ru Лопухова О. Г., Казань (Россия), кандидат психологических наук, доцент, руководитель магистерской программы «Психология и педагогика детско-юношеского спорта», Казанский федеральный университет, lopuhova15@gmail.com

DOI:

В исследовании проверялись гипотезы о связи моральной нормативности студентов-спортсменов со следующими показателями их мотивации к успеху: предметной самоэффективностью и самоэффективностью в общении, самоотношению личности, дифференцированному по самоуважению, аутосимпатии, самоинтересу и ожидаемому отношению к себе, а также особенности структуры деятельности. Результаты говорят о сдерживающем факторе страха перед собственной успешностью у студентов с высоким уровнем моральной нормативности.

Ключевые слова: моральная нормативность, мотивация к успеху, самоотношение, самоэффективность.

RELATIONSHIP OF MORAL NORMATIVITY WITH INDIVIDUAL PROFILE OF MOTIVATION FOR SUCCESS IN SPORT UNIVERSITY STUDENTS

Paigunova J., Kazan (Russia), PhD in Psychology, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology in the field of Physical Culture and Sports, Volga State University of Physical Culture, Sports and Tourism, paigunova@yandex.ru

Lopukhova O., Kazan (Russia), PhD in Psychology, Associate Professor of the Department of Pedagogical Psychology, Head of the Master's Program in Psychology and Pedagogy of Children and Youth Sports, Kazan Federal University, lopuhova15@gmail.com

The study tested hypotheses about the relationship between the moral normativeness of student-athletes with the following indicators of their motivation for success: subject self-efficacy and self-efficacy in communication, self-attitude of the individual, differentiated by self-esteem,

autosympathy, self-interest and expected attitude towards oneself, as well as peculiarities of the structure of activity. The results indicate a deterrent factor of fear of their own success among students with a high level of moral normativeness.

Keywords: moral normativeness, motivation for success, self-attitude, self-efficacy.

Введение. Объединение спорта высоких достижений и образования в двойную карьеру у студентов-спортсменов представляет для них определенный психологический риск, способный привести к кризису деятельности в одной из названных областей, что представляет угрозу моральной нормативности поведения. Современные исследования показывают, что включенность в оба направления - учебную и спортивную карьеры, - предъявляет столь высокие требования к мотивации достижения, что может приводить к дезадаптации личности [8].

В связи с названной ситуацией данное исследование посвящено проблеме выявления взаимосвязи моральной нормативности (как свойства личности) и мотивации к успеху у студентов-спортсменов. Моральная нормативность определяет личностный адаптационный потенциал и представляет собой важную интегративную характеристику психического развития человека [1].

Одновременно обращение к проблеме связи моральной нормативности и мотивации к успеху обусловлено актуализацией темы нравственного становления профессионала. В условиях нравственного кризиса российского общества, специалисты подчеркивают значимость развития моральной нормативности, как ключевой профессиональной компетенции, обеспечивающей развитие субъекта деятельности как специалиста высокой квалификации [4]. Нельзя не согласиться с точкой зрения, что если профессионал в своей деятельности ориентирован только на мотивацию персонального успеха, то у него происходит деформация отношения к профессии как средству достижения собственных целей в ущерб гарантированному достижению ожидаемых, общественно ценных результатов. Специалисты в области спортивной этики отмечают, что многое в современном спорте изменилось, с точки зрения спортивной этики не в лучшую сторону [7], чему способствуют такие тенденции в спорте высших достижений, начавшиеся во второй половине ХХ в., как профессионализация и коммерциализация, ранняя специализация, породившие допинговые скандалы, неадаптивное поведение спортивных звезд, сломанные судьбы и подорванное здоровье юных спортсменов. Гармонизация мотивации к успеху достигается в случае приоритетности мотивов общественного предназначения результатов профессиональной деятельности над индивидуальными, так как эти мотивы задают границы, включая этические и морально-нравственные, в пределах которых допускается реализация устремлений, порождаемых мотивами саморазвития личности профессионала.

Методы и методики. Для измерения мотивации к успеху в исследовании были применены следующие методики: тест-опросник самоэффективности (Дж. Маддукса и М. Шеера, в адаптации А.В. Бояринцевой) [2]; шкалы Т. Элерса «Мотивация к успеху» и «Мотивация к избеганию неудач» [2]; опросник А.А. Карманова «Цель - Средство - Результат (ЦСР)» [2]; опросник самоотношения В.В. Пантелеева - С.Р. Столина [5]. Для определения моральной нормативности использовалась соответствующая шкала Многоуровневого личностного опросника «Адаптивность» А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина [3].

В исследовании участвовало 172 испытуемых - студенты Поволжского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, профессионально занимающиеся спортом.

Математический анализ результатов включал сравнение контрастных выборок по критерию t-Стьюдента и корреляционный анализ с помощью статистических программ Excel 2013 и Statistica 7.

Результаты и обсуждение. На основании данных, полученных по шкале «Моральная нормативность» методики «Адаптивность» были выделены две контрастные группы испытуемых - с высоким и низким уровнем моральной нормативности, для сравнения их по показателям профиля мотивации успеха. Из общего массива данных были выделены 40 личностных профилей с низкими показателями моральной нормативности и 40 - с высокими показателями моральной нормативности. Две эти подвыборки были сопоставлены по средней выраженности и дисперсии всех остальных измеренных параметров по критерию t-Стьюдента.

Согласно полученным данным, в группах, отличающихся по фактору моральной нормативности, значимо не различаются показатели «Цель» и «Результат» в структуре деятельности. Также, и те, и другие студенты - спортсмены имеют одинаковый уровень восприятия ожидаемого отношения от других и уровень социальной идентификации в аспекте аутосимпатии и самоуважения.

Выявлено, что в выборке студентов, имеющих низкий уровень моральной нормативности, оказались достоверно выше показатели самоэффективности в предметной деятельности и в общении. Согласно теории А. Бандуры, самоэффективность это самовосприятие способностей к успешному выполнению задания, то есть обусловленная ситуацией форма уверенности в себе [6]. Самоэффективность является общим когнитивным механизмом, обусловливающим мотивацию и «достиженческое» поведение и включает такие внутренние факторы, как процесс вынесения суждений, самонаблюдение и активную реакцию на себя. Сильные спортсмены, независимо от принадлежности к отдельному виду спорта, постоянно демонстрируют высокую степень уверенности в себе и в своих способностях. В какой-то степени снижение моральной нормативности является возможной платой за успешное, в профессиональном плане, поведение.

Корреляционный анализ показателя моральной нормативности с личностными показателями, определяющими мотивацию к успеху, на всей выборке испытуемых позволил выявить ряд значимых связей у студентов, профессионально занимающихся спортом. Обнаружены значимые корреляционные связи низкого уровня моральной нормативности с высоким уровнем самоинтереса (г=0,20; р=0,05), самоэффективностью в общении (г=0,16; р=0,05), самоэффективностью в предметной деятельности (г=0,20; р=0,05), ориентированностью на средства (г=0,19; р=0,05) и мотивацией на достижение успеха (г=0,20; р=0,05). Выявлено, что высокая моральная нормативность имеет значимую связь с избеганием неудач (г=0,23; р=0,05).

Обнаруженные корреляционные связи позволяют говорить о внутренних механизмах роли моральной нормативности в специфике мотивации к успеху в профессиональной деятельности. Связь низкого уровня моральной нормативности с ориентированностью на средства для достижения цели может свидетельствовать о свободе личности в выборе ресурсов при достижении успеха. Согласно интерпретации опросника А.А. Карманова «ЦСР», высокие

показатели по шкале «Средства» говорят о спонтанности поведения, игнорировании имеющихся стандартов поведения, а иногда и намеренном действии вопреки им, повышенной агрессивности, проявляющейся как в скрытых, так и в открытых формах.

Шкала «Самоинтерес» опросника В.В. Пантелеева - С.Р. Столина отражает аспекты близости человека к самому себе, например, интерес к собственным мыслям и чувствам, уверенность в собственной важности для других. Повышенный уровень самоинтереса во взаимосвязи с низким уровнем моральной нормативности может быть свидетельством личностного эгоцентризма, слабой рефлексии мнения окружающих, необоснованной уверенности в приоритете собственных интересов над интересами других.

Совокупность названных факторов может привести к тому, что профессиональная успешность, связанная с высокой мотивацией на успех, становится уязвимой с точки зрения соблюдения моральных норм поведения в обществе. Для студентов, имеющих высокий уровень моральной нормативности отмечена тенденция к ограничению мотивации достижения, что может быть вызвано страхом общественного осуждения, боязнью нарушения чужих личностных границ, осторожностью при выборе средств достижения индивидуальных целей.

Выводы. Обобщая полученные данные, можно вынести заключение относительно вариантов психологического сопровождения и мотивации к успеху студентов с разным уровнем моральной нормативности. Для студентов-спортсменов, имеющих низкий уровень проявления моральной нормативности большую эффективность должны иметь социально-психологические тренинги коммуникативных навыков и навыков социальной конгруэнтности, развивающие у них способность к социальной рефлексии. Для студентов с повышенным уровнем моральной нормативности, и высоким избеганием неудач, рекомендованы тренинги развития самоэффективности в общении и деятельности, тренинги ассертивного поведения и развития уверенности в себе.

Литература

1. Белых Т. В. Моральная нормативность поведения в структуре интегральной индивидуальности современной студенческой молодежи // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2014. № 2-1.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/moralnaya-normativnost-povedeniya-v-strukture-

integralnoy-individualnosti-sovremennoy- studencheskoy-molodezhi (дата обращения: 03.07.2019).

2. Краснорядцева О. М., Кабрин В. И., Муравьева О. И., Подойницина М. А., Чучалова О. Н. Психологические практики диагностики и развития самоэффективности студенческой молодежи: учеб. пособие. Томск: Издательский Дом ТГУ, 2014. 274 с.

3. Маклаков А. Г. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» / А.Г. Маклаков. Профессиональный психологический отбор кандидатов в военно-учебные заведения Министерства обороны Российской Федерации: метод. рекомендации. М.,1994. С. 164174.

4. Махнач А. В. Мораль и нравственность человека как основа жизнеспособности общества / Личность профессионала в современном мире / Отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2014. 942 с.

5. Столин В.В., Пантелеев С.Р. Опросник самоотношения // Практикум по общей психодиагностике. Психодиагностические материалы / Под ред. А.А. Бодалева и др. М., 1988.

6. Фрейджер, Р., Фейдимен Д. Теории личности и личностный рост / М.: Прайм - Еврознак, 2004.

7. Ягодин В. В. Спортивная этика: история и современные проблемы / В.В. Ягодин // Совершенствование гуманитарных технологий в образовательном пространстве вуза: факторы, проблемы, перспективы: материалы Международного научно-методического семинара, Екатеринбург, 18 марта 2015 г. Екатеринбург: [УрФУ], 2015. С. 179-184.

8. Ryba T.V., Stambulova N. B., Ronkainen N. J., et al. Dual career pathways of transnational athletes. Psychology of Sport and Exercise, 2015. Vol. 21, Р. 125-134.

АНАЛИЗ РИСКОВ СУБЪЕКТ-СРЕДОВЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ В ЦИФРОВОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ: ВЕКТОРНАЯ МОДЕЛЬ

Патраков Э. В., Екатеринбург (Россия), кандидат педагогических наук, заведующий учебно-научной лабораторией, доцент кафедры инноватики и интеллектуальной собственности Физико-технологического института ФГБОУ ВО «Уральский федеральный университет», e .v.patrakov@urfu.ru

Панов В. И., Москва (Россия), доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий лабораторией экопсихологии развития и психодидактики, Психологический институт Российской академии образования, ecovip@mail.ru.

DOI:

Интенсивная цифровизация общества породила проблему исследования субъект-средовых взаимодействий в цифровой информационной среде (ЦИС). Авторами предложена модель такого взаимодействия, включающая два вектора: «добровольность - вынужденость (необходимость)» и «безопасность - рискогенность». Характер взаимодействия в ЦИС определяются социально-средовыми, организационно-средовыми и субъект-средовыми группами факторов. Применение модели возможно как в психологическом анализе при организации исследований, так и психологическом сопровождении рисков такой среды для субъекта.

Ключевые слова: цифровизация, цифровая информационная среда, интерференция цифровой и доцифровой информационных сред, риски.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований в рамках научного проекта № 19-29-14067

RISK ANALYSIS OF SUBJECT-ENVIRONMENT INTERACTIONS IN THE DIGITAL INFORMATION ENVIRONMENT: VECTOR MODEL

Patrakov E. V., Ekaterinburg (Russia), PhD in Pedagogics, Associate Professor, Head of Laboratory, Chair of Innovation and Intellectual Property, Institute of Physics and Technology, Ural Federal University, e .v.p atrakov@urfu.ru

Panov V. I., Moscow (Russia), Doctor of Psychology, Professor, Corresponding Member of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.