Научная статья на тему 'Моральная нормативность и Мотивация к успеху у студентов-спортсменов'

Моральная нормативность и Мотивация к успеху у студентов-спортсменов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
160
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРАЛЬНАЯ НОРМАТИВНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ К УСПЕХУ / САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ / РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ / ДВОЙНАЯ КАРЬЕРА / MORAL NORMATIVITY / MOTIVATION FOR SUCCESS / SELF-EFFICACY / PROFESSIONAL CAREER DEVELOPMENT / DOUBLE CAREER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пайгунова Юлия Викторовна, Лопухова Ольга Геннадьевна

В статье ставится вопрос о связи моральной нормативности и мотивации к успеху у студентов-спортсменов. Приводятся результаты эмпирического исследования на выборке 172 студентов вуза, профессионально занимающихся спортом. Сравнение контрастных выборок с высоким и низким уровнем моральной нормативности, по показателям профиля мотивации успеха и корреляционный анализ данных позволили установить внутренние механизмы роли моральной нормативности в специфике мотивации к успеху.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пайгунова Юлия Викторовна, Лопухова Ольга Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL NORMATIVITY AND MOTIVATION TO SUCCESS AT STUDENTS-ATHLETES

The article raises the question of the relationship of moral normativity and motivation for success among student athletes. The results of an empirical study on a sample of 172 university students professionally involved in sports are presented. Comparison of contrasting samples with a high and low level of moral normativity, according to indicators of the profile of success motivation and a correlation analysis of the data revealed the internal mechanisms of the role of moral normativity in the specifics of motivation for success.

Текст научной работы на тему «Моральная нормативность и Мотивация к успеху у студентов-спортсменов»

7. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Под ред. В.Н. Дружинина / М.А. Холодная. - Москва: Барс, 1997. - 392 с.

8. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие, 2-е изд,, перераб. и доп. / В.Д. Шадриков. - Москва: Логос, 1996. - 320 с.

9. Шадриков В.Д. Способности человека / В.Д. Шадриков. - Москва: Институт практической психологи, 1997. - 288 с.

10. Шкуратов В.А. Историческая психология / В.А. Шкуратов. - Москва: Смысл, 1997. - 505 с.

11. Шкуратов В.А. Психика. Культура. История: введение в теоретико-методологические основы исторической психологии / В.А. Шкуратов. - Ростов-на-Дону: Ростовский университет, 1990. - 256 с.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Пайгунова Юлия Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); кандидат психологических наук, доцент Лопухова Ольга Геннадьевна

Институт психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета (г. Казань) МОРАЛЬНАЯ НОРМАТИВНОСТЬ И МОТИВАЦИЯ К УСПЕХУ У СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ

Аннотация. В статье ставится вопрос о связи моральной нормативности и мотивации к успеху у студентов-спортсменов. Приводятся результаты эмпирического исследования на выборке 172 студентов вуза, профессионально занимающихся спортом. Сравнение контрастных выборок - с высоким и низким уровнем моральной нормативности, по показателям профиля мотивации успеха и корреляционный анализ данных позволили установить внутренние механизмы роли моральной нормативности в специфике мотивации к успеху.

Ключевые слова: моральная нормативность, мотивация к успеху, самоэффективность, развитие профессиональной карьеры, двойная карьера.

Annotation. The article raises the question of the relationship of moral normativity and motivation for success among student athletes. The results of an empirical study on a sample of 172 university students professionally involved in sports are presented. Comparison of contrasting samples - with a high and low level of moral normativity, according to indicators of the profile of success motivation and a correlation analysis of the data revealed the internal mechanisms of the role of moral normativity in the specifics of motivation for success.

Keywords: moral normativity, motivation for success, self-efficacy, professional career development, double career.

Введение. В современной системе высшего профессионального образования остро стоит вопрос об интеграции учебного процесса со спортивной подготовкой у спортсменов высокого уровня квалификации. Студенты-спортсмены находятся в особых условиях, одновременно развивая два аспекта своей карьеры -профессиональный и учебный. Объединение спорта высоких достижений и образования в двойную карьеру у студентов-спортсменов представляет для них серьезную психологическую проблему, способна привести к кризису деятельности в одной из названных областей, что представляет угрозу моральной нормативности поведения. Исследования в данной области показывают, что включенность в оба направления - учебную и спортивную карьеры, - предъявляет высокие требования к мотивации достижения, что может приводить к дезадаптивным тенденциям личности [16, 17].

В связи с указанной проблемой данное исследование посвящено выявлению взаимосвязи моральной нормативности как свойства личности и мотивации к успеху у студентов-спортсменов. Моральная нормативность определяет личностный адаптационный потенциал, являющийся важнейшей интегративной характеристикой психического развития [1, 11].

Также обращение к проблеме взаимосвязи моральной нормативности и мотивации к успеху обусловлено актуализацией темы нравственного становления профессионала. В условиях нравственного кризиса российского общества, специалисты подчеркивают значимость развития моральной нормативности, как ключевой профессиональной компетенции, обеспечивающейразвитие субъекта деятельности как специалиста высокой квалификации [3, 6, 8, 9].

Организация исследования. В исследовании проверялись гипотезы о связи моральной нормативности с такими показателями мотивации к успеху, как предметная самоэффективность и самоэффективность в общении, самоотношение личности, дифференцированное по самоуважению, аутосимпатии, самоинтересу и ожидаемому отношению к себе, особенностям структуры деятельности.

Для измерения мотивации к успеху были использованы методики:тест-опросник самоэффективности (Дж. Маддукса и М. Шеера, в адаптации А.В. Бояринцевой) [5]; шкалы Т. Элерса «Мотивация к успеху» и «Мотивация к избеганию неудач» [5]; опросник A.A. Карманова «Цель - Средство - Результат (ЦСР)» [4]; опросник самоотношения В.В. Пантелеева - С.Р. Столина [12].Для определения моральной нормативности использовалась соответствующая шкала Многоуровневого личностного опросника «Адаптивность» А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина [7].

В исследовании было опрошено 172 испытуемых - студентов Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма, профессионально занимающихся спортом.

Математический анализ результатов включал сравнение контрастных выборок по критерию t-Стьюдента и корреляционный анализ с помощью статистических программ Excel 2013 и Statistica 7.

Результаты и их обсуждение. На основании данных, полученных по шкале «Моральная нормативность» методики «Адаптивность» были выделены две контрастные группы испытуемых - с высоким и низким уровнем моральной нормативности, для сравнения их по показателям профиля мотивации успеха. Для этого мы выделили из всего массива данных 40 случаев с низкими показателями моральной нормативности и 40 случаев с высокими показателями моральной нормативности. Две эти подвыборки были

сопоставлены по средней выраженности и дисперсии всех остальных измеренных параметров по критерию ^Стьюдента (см. Таблица 1).

Таблица 1

Сравнение показателей мотивации к успеху студентов на группах с высоким и низким уровнямиморальной нормативности

Показатели мотивации к успеху Высокий уровень моральной нормативности N=40 Низкий уровень моральной нормативности N=40 Критерий ^тьюдента (кр.зн=1,66) Достоверность

М о М о

Особенности структуры деятельности "Цель" 1,15 2,57 1,23 2,80 0,45 -

"Средство" 0,85 2,99 2,10 3,56 1,70 0,05

"Результат " -0,68 2,83 -0,93 3,27 0,36 -

Мотивация достижения Мотивация к успеху 15,28 4,13 17,19 4,33 1,98 0,05

Мотивация к избеганию неудач 14,92 5,36 12,41 4,83 2,17 0,05

Самоэффективность в предметной деятельности 21,43 15,95 30,24 18,9 2,21 0,05

Самоэффективность в общении 2,75 8,94 6,29 8,81 1,76 0,05

Уровень социальной идентификации Самоуважение 9,35 2,88 9,45 2,67 0,44 -

Аутосимпатия 8,43 3,49 8,30 3,51 0,44 -

Ожидаемое отношение от других 8,30 2,80 8,70 2,59 0,25

Самоинтерес 5,35 2,03 6,33 1,49 2,44 0,05

Согласно полученным данным, в группах, отличающихся по фактору моральной нормативности, значимо не различаются показатели «Цель» и «Результат» в структуре деятельности. Также, и те, и другие имеют одинаковый уровень восприятия ожидаемого отношения от других и уровень социальной идентификации в аспекте аутосимпатии и самоуважения.

Обращает на себя внимание тот факт, что в выборке студентов, имеющих низкий уровень моральной нормативности, оказались достоверно выше показатели самоэффективности в предметной деятельности и в общении. Согласно теории А. Бандуры, самоэффективностьэто самовосприятие способностей к успешному выполнению задания, то есть обусловленная ситуацией форма уверенности в себе [14]. Самоэффективность является общим когнитивным механизмом, обусловливающим мотивацию и «достиженческое» поведение и включает такие внутренние факторы, как процесс вынесения суждений, самонаблюдение и активную реакцию на себя. Н.Е. Веракса под «нормативной ситуацией» понимает стандартную ситуацию социокультурного взаимодействия по определенным правилам, причем «социальная норма», в силу своей диалектической природы выступает местом столкновения индивидных и групповых тенденций, когда культура ограничивает натуральное, природное поведение человека [2]. Моральная нормативность, как личностное свойство, обеспечивает чуткость к требованиям непосредственного социального окружения [10]. Таким образом, культура через моральную нормативность выступает социальным ограничителем самоэффективности личности, заставляя ее с осторожностью оценивать свои возможности, и действовать с оглядкой на определённые социальные рамки.Результаты многочисленных исследований показывают, что наиболее постоянным фактором, различающим успешно и неуспешно выступающих спортсменов, является уверенность в себе [13]. Сильные спортсмены, независимо от вида спорта, постоянно демонстрируют высокую степень уверенности в себе и в своих способностях. В какой-то степениснижение моральной нормативности является возможной платой за «достиженческое», то есть успешное в профессиональном плане поведение.

Нельзя не согласиться с точкой зрения, что если профессионал в своей деятельности ориентирован только на мотивацию персонального успеха, то у него происходит деформация отношения к профессии как средству достижения собственных целей в ущерб гарантированному достижению ожидаемых, общественно ценных результатов. Специалисты в области спортивной этики отмечают, что многое в современном спорте изменилось, с точки зрения спортивной этики не в лучшую сторону [15], чему способствуют такие тенденции

в спорте высших достижений, начавшиеся во второй половине ХХ в., как профессионализация и коммерциализация, ранняя специализация, породившие допинговые скандалы, неадаптивное поведение спортивных звезд, сломанные судьбы и подорванное здоровье юных спортсменов. Гармонизация мотивации к успеху достигается в случае приоритетности мотивов общественного предназначения результатов профессиональной деятельности над индивидуальными, так как эти мотивы задают границы, включая этические и морально-нравственные, в пределах которых допускается реализация устремлений, порождаемых мотивами саморазвития личности профессионала [9].

Корреляционный анализ показателя моральной нормативности с личностными показателями, определяющими мотивацию к успеху, на всей выборке испытуемых (172 человека) позволил выявить ряд значимых связей у студентов, профессионально занимающихсяспортом. Обнаружены значимые корреляционные связинизкого уровняморальной нормативности с высоким уровнем самоинтереса (г=0,20; р=0,05), самоэффективностью в общении (г=0,16; р=0,05),самоэффективностью в предметной деятельности (г=0,20; р=0,05), ориентированностью на средства (г=0,19; р=0,05) и мотивацией на достижение успеха (г=0,20; р=0,05). Выявлено, что высокая моральная нормативность имеет значимую связь сизбеганием неудач (г=0,23; р=0,05).

Обнаруженные корреляционные связипозволяют увидеть внутренние механизмы роли моральной нормативности в специфике мотивации к успеху. Связь низкого уровня моральной нормативности с ориентированностью на средства для достижения целиможет свидетельствовать о неразборчивости личности в выборе ресурсов при достижении успеха. Согласно интерпретации опросника А.А. Карманова «ЦСР», высокие показатели по шкале «Средства» говорят о спонтанности поведения, игнорировании имеющихся стандартов поведения, а иногда и намеренном действиивопреки им, повышенной агрессивности, проявляющейся как в скрытых, так и в открытых формах.

Шкала «Самоинтерес» опросника В.В. Пантелеева - С.Р. Столина отражает меру близости человека к самому себе, в частности, интерес к собственным мыслям и чувствам, уверенность в своей интересности для других. Повышенный уровень самоинтереса во взаимосвязи с низким уровнем моральной нормативности может говорить об эгоцентрической направленности личности, отсутствии рефлексии мнения окружающих, необоснованной уверенности в приоритете собственных интересов над интересами других.

Совокупность данных факторов может привести к тому, что профессиональная успешность, даже подкрепленная высокой мотивацией на успех, становится уязвимой с точки зрения соблюдения моральных норм поведения. Не в этом ли кроется причина множественных скандалов со «звездными» спортсменами, часто стоящих им и профессиональной карьеры?

Тот факт, что моральная нормативность имеет положительную корреляцию с избеганием неудач, говорит о сдерживающем факторе страха перед собственной успешностью, что также нуждается в коррекции для достижения оптимальных результатов в профессиональной деятельности студента - спортсмена.

Выводы. Современная социальная действительность актуализирует желание людей достигать успеха во всех сферах жизни. Вместе с тем, стремление к успеху не всегда сопряжено с соблюдением высоких нравственных норм. Моральная нормативность, представляющая полисистемное, функционально -структурное свойство интегральной индивидуальности, обуславливает мотивацию успеха в академической и спортивной карьере у студента-спортсмена и определяет стратегию преодоления объективных трудностей в сфере интеграции спортивной и учебной подготовки. Обобщая полученные данные, можно вынести заключение относительно вариантов психологического сопровождения и мотивации к успеху студентов с разным уровнем моральной нормативности. Для студентов-спортсменов, имеющих низкий уровень проявления моральной нормативности большую эффективность должны иметь социально-психологические тренинги коммуникативных навыков и навыков социальной конгруэнтности, развивающие у них способность к социальной рефлексии. Для студентов с повышенным уровнем моральной нормативности, и высоким избеганием неудач будут оптимальны тренинги развития самоэффективности, и ассертивного поведения. Активная позиция студента, его участие в разных группах и мероприятиях, обеспечивающая большое количество социальных контактов, будет давать уверенность в себе и способствовать развитию мотивации к успеху.

Литература:

1. Белых Т.В. Моральная нормативность поведения в структуре интегральной индивидуальности современной студенческой молодежи // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2014. №2-1. URL: https://cyberlenmka.ru/artide/n/moralnaya-normativnost-povedemya-v-strukture-mtegralnoy-individualnosti-sovremennoy-studencheskoy-molodezhi (дата обращения: 03.07.2019).

2. Веракса Н.Е. Личность и культура: структурно-диалектический подход // Перемены. Педагогический журнал. - 2000. - № 1. - С. 81-107.

3. Власенко Л.В, Мудрак С.А., Белинская Д.Б. Возможности личностного развития человека в условиях трансформации окружающей его среды / Психология взаимоотношений в контексте развития личности: коллективная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. - Ульяновск: Зебра, 2017. - 242 с. -С. 27-36.

4. Глуханюк Н.С. Практикум по психодиагностике: учеб. пособие - 2-е изд., переруб. и доп. М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2005. - 216 с.

5. Краснорядцева О.М., Кабрин В.И., Муравьева О.И., Подойницина М.А., Чучалова О.Н. Психологические практики диагностики и развития самоэффективности студенческой молодежи: учеб. пособие. - Томск: Издательский Дом ТГУ, 2014. - 274 с.

6. Купрейченко А.Б. Нравственно-психологическая детерминация экономического самоопределения личности и группы: Автореф. ... дис. докт. психол. наук. М., 2010.

7. Маклаков А.Г. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» / А.Г. Маклаков. Профессиональный психологический отбор кандидатов в военно-учебные заведения Министерства обороны Российской Федерации: метод. рекомендации. М., 1994. — С. 164-174.

8. Махнач А.В. Мораль и нравственность человека как основа жизнеспособности общества / Личность профессионала в современном мире / Отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2014. - 942 с.

9. Обознов А.А. Направленность личности профессионала: нормативный подход / Личность профессионала в современном мире / Отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2014. - 942 с.

10. Пащенко А.К Структурно - диалектический подход к пониманию проблемы нормативного поведения // Филология и культура PHILOLOGY AND CULTURE. 2012. №3 (29) - C. 299-304.

11. Резазадех З., Баянова Л.Ф. Обусловленность психических состояний моральной нормативностью // Психологические исследования. 2017. Т. 10, № 53. - С. 10. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 12.04.2019).

12. Столин В.В., Пантелеев С.Р. Опросник самоотношения // Практикум по общей психодиагностике. Психодиагностические материалы / Под ред. А.А. Бодалёва и др. — М., 1988.

13. Уэйнберг, Р.С. Основы психологии спорта и физической культуры: пер. с англ. / Р.С. Уэйнберг, Д. Гоулд; пер. Г. Гончаренко. - Киев: Олимпийская литература, 2001. - 335 с.

14. Фрейджер, Р., Фейдимен Д. Теории личности и личностный рост / М.: Прайм - Еврознак, 2004.

15. Ягодин В.В. Спортивная этика: история и современные проблемы / В.В. Ягодин // Совершенствование гуманитарных технологий в образовательном пространстве вуза: факторы, проблемы, перспективы: материалы Международного научно-методического семинара, Екатеринбург, 18 марта 2015 г. — Екатеринбург: [УрФУ], 2015. — С. 179-184.

16. Ryba Т., Aunola К., Kalaja S. et al. A new perspective on adolescent athletes' transition into upper secondary school: A longitudinal mixed methods study protocol // Cogent Psychology, 2016. n 3. - Р. 1142412 http://dx.doi.org/10.1080/23311908.2016.1142412

17. Ryba T.V., Stambulova N.B., Ronkainen N.J., et al. Dual career pathways of transnational athletes. Psychology of Sportand Exercise, 2015. n 21, - Р. 125-134.

Психология

УДК 159.99

кандидат психологических наук, доцент Петров Игорь Константинович

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет» ( г. Симферополь)

ЭМОТИВНАЯ СЕМАНТИКА ПЕРЕЖИВАНИЯ ЧУВСТВА РОДИНЫ У ЖИТЕЛЕЙ КРЫМА

Аннотация: Статья посвящена исследованию вербального, эмоционального и эмотивного компонентов кодов культуры русских и крымских татар, проживающих в Крыму. Предложена трехуровневая теоретическая модель выявления признаков переживания чувства Родины у этих этнических групп. Предполагается, что эмпирическое исследование выраженности этих признаков приблизит нас к пониманию формирования этнической идентичности у народов, проживающих в Крыму. Делается вывод о наличии тенденции к качественным различиям переживания чувства Родины у представителей сравниваемых этносов на вербальном уровне репрезентации.

Ключевые слова: чувство Родины, код культуры, эмоциональность, эмотивность, психосемантика, герменевтика, этническая идентичность, эмотивная лексика.

Annotation: The article is devoted to the study of the verbal, emotional and emotive components of the culture codes of Russian and Crimean Tatars living in Crimea. A three-level theoretical model is proposed for identifying signs of experiencing a sense of homeland among these ethnic groups. It is assumed that an empirical study of the severity of these signs will bring us closer to an understanding of the formation of ethnic identity among the peoples living in the Crimea. It is concluded that there is a tendency towards qualitative differences in the experience of the feeling of the Motherland among representatives of the compared ethnic groups at the verbal level of representation.

Key words: sense of homeland, emotiveness, psycho-semantics, ethnic identity, hermeneutics, culture code, emotive vocabulary.

Введение. Крым представляет собой поликультурное сообщество. На его территории проживают представители более ста народностей. На современном этапе исторического развития активизировались миграционные процессы, наблюдается ассимиляция вновь прибывших переселенцев в поликультурное пространство Крыма. Исторической особенностью миграционных процессов в Крыму является репатриация крымско-татарского народа, которая началась более сорока лет тому назад. За это время сменилось несколько поколений и появились рожденные в Крыму дети. Дети родителей первой волны репатриантов уже успели окончить школы и обучаются в вузах. Изменилась социально-политическая и культурно-историческая, а, следовательно, и социально-психологическая ситуация развития этих групп населения. Этническая идентичность этих демографических групп формируется в условиях диалога культур с представителями других этнических групп. Возникли предпосылки для эволюционного изменения как этнической идентичности, так и признаков культурологического кода у представителей проживающих в Крыму национальностей. В связи с этим возникает вопрос о создании теоретических моделей для исследования переживания чувства Родины и концептуальных моделей, позволяющих обнаружить изменения, происходящие в культурологических кодах этносов [6, с. 45-51].

Теретико-методологическая задача состоит в том, чтобы разработать операционализированную модель, позволяющую изучать переживания чувства Родины у представителей этнических групп, проживающих в Крыму. Мы разработали трехуровневую модель, объединяющую в себе на первом уровне представленность признаков переживания чувства Родины в форме вербально осознаваемых семантических единиц, выделенных на основе текстов народных сказок, былин, песен, то есть через понимание текстов народного творчества. На втором уровне модель выявляет доминирующие эмоциональные переживания, которые возникают у респондентов при встрече со словами универсумами, которые характеризуют их национальных героев. Третий уровень предполагает выявление признаков переживания чувства Родины в форме эмотивных, глубинных, имеющих цветовую окраску семантических признаков элементов культуры. «Эмотивная лексика - совокупность слов с эмотивной семантикой в статусе значения и со-значения, а лексика эмоций - слова, которые не выражают эмоции непосредственно, а называют их» [1, с. 28].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.