Научная статья на тему 'Особенности протекания кризиса завершения спортивной карьеры (на примере студентов института физической культуры и спорта)'

Особенности протекания кризиса завершения спортивной карьеры (на примере студентов института физической культуры и спорта) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
804
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CAREER / SPORTS CAREER / STAGES OF SPORTS CAREER / CRISIS / PROBLEMS OF OVERCOMING CRISIS / PEDAGOGICAL SUPPORT / КАРЬЕРА / СПОРТИВНАЯ КАРЬЕРА / ЭТАПЫ СПОРТИВНОЙ КАРЬЕРЫ / КРИЗИС / ПРОБЛЕМЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванова М.М.

Статья посвящена актуальной проблеме, связанной с состоянием спортсменов завершивших свою профессиональную деятельность. На основе эмпирического исследования, проведенного на базе Алтайского государственного педагогического университета, выявлены особенности психологического состояния студентов-спортсменов при завершении спортивной карьеры, а также определены способы преодоления неблагоприятных психических состояний. В статье представлены психолого-педагогические и организационные условия сопровождения студентов-спортсменов при завершении карьеры. Автором обоснована рациональность выбора содержания форм, средств, методов сопровождения студентов-спортсменов в кризисные периоды. Определена роль педагогов в работе со студентами-спортсменами. Представленный опыт и результаты работы исследования позволяют определить перспективные направления решения данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Иванова М.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE CRISIS COMPLETION OF SPORTS CAREER (CASE STUDY OF STUDENTS IN INSTITUTE OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS)

The article is dedicated to a topical problem related to the state of athletes who have completed their professional activities. The empirical research conducted on the basis of the Altai State Pedagogical University shows features of the psychological state of students-athletes at the end of sports career, as well as ways to overcome the adverse psychological states. The article presents psychological, pedagogical and organizational conditions of support of students-athletes at the end of their careers. It is noted that in the sports career there are crises and they are most clearly manifested in the transition from one stage of professional development to another. The author proves the rationality of the choice of the contents of forms, means, methods of support of students-athletes in crisis periods. The role of teachers in work with students-athletes is defined. The presented experience and results of the study allow to determine the promising directions of solving this problem.

Текст научной работы на тему «Особенности протекания кризиса завершения спортивной карьеры (на примере студентов института физической культуры и спорта)»

Библиографический список

1. Шипицына Л.М., Казакова Е.Н. Комплексное сопровождение и коррекция детей - сирот; социально экономические проблемы текст. Санкт-Петербург, 2000: 18 - 30.

2. Шаталова Е.А. Подготовка студентов к социально-педагогической профилактике гаджет-аддикций подростков в процессе прохождения производственной практики. Almamater. 2018; 12: 35 - 38.

3. Шаталова Е.А. Подготовка будущих социальных педагогов в процессе прохождения летней педагогической практики к профилактике наркозависимости подростков. Научные ведомости Белгородского государственного университета. 2013; 13: 299 - 303.

References

1. Shipicyna L.M., Kazakova E.N. Kompleksnoe soprovozhdenie i korrekciya detej- sirot; social'no 'ekonomicheskie problemy tekst. Sankt-Peterburg, 2000: 18 - 30.

2. Shatalova E.A. Podgotovka studentov k social'no-pedagogicheskoj profilaktike gadzhet-addikcij podrostkov v processe prohozhdeniya proizvodstvennoj praktiki. Almamater. 2018; 12: 35 - 38.

3. Shatalova E.A. Podgotovka buduschih social'nyh pedagogov v processe prohozhdeniya letnej pedagogicheskoj praktiki k profilaktike narkozavisimosti podrostkov. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013; 13: 299 - 303.

Статья поступила в редакцию 05.07.19

УДК 316.324.8

Ivanova M.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: aribnagleb17@rambler.ru

FEATURES OF THE CRISIS COMPLETION OF SPORTS CAREER (CASE STUDY OF STUDENTS IN INSTITUTE OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS).

The article is dedicated to a topical problem related to the state of athletes who have completed their professional activities. The empirical research conducted on the basis of the Altai State Pedagogical University shows features of the psychological state of students-athletes at the end of sports career, as well as ways to overcome the adverse psychological states. The article presents psychological, pedagogical and organizational conditions of support of students-athletes at the end of their careers. It is noted that in the sports career there are crises and they are most clearly manifested in the transition from one stage of professional development to another. The author proves the rationality of the choice of the contents of forms, means, methods of support of students-athletes in crisis periods. The role of teachers in work with students-athletes is defined. The presented experience and results of the study allow to determine the promising directions of solving this problem. Key words: career, sports career, stages of sports career, crisis, problems of overcoming crisis, pedagogical support.

М.М. Иванова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул, E-mail: aribnagleb17@rambler.ru

ОСОБЕННОСТИ ПРОТЕКАНИЯ КРИЗИСА ЗАВЕРШЕНИЯ СПОРТИВНОЙ КАРЬЕРЫ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ ИНСТИТУТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА)

Статья посвящена актуальной проблеме, связанной с состоянием спортсменов завершивших свою профессиональную деятельность. На основе эмпирического исследования, проведенного на базе Алтайского государственного педагогического университета, выявлены особенности психологического состояния студентов-спортсменов при завершении спортивной карьеры, а также определены способы преодоления неблагоприятных психических состояний. В статье представлены психолого-педагогические и организационные условия сопровождения студентов-спортсменов при завершении карьеры. Автором обоснована рациональность выбора содержания форм, средств, методов сопровождения студентов-спортсменов в кризисные периоды. Определена роль педагогов в работе со студентами-спортсменами. Представленный опыт и результаты работы исследования позволяют определить перспективные направления решения данной проблемы.

Ключевые слова: карьера, спортивная карьера, этапы спортивной карьеры, кризис, проблемы преодоления кризиса, педагогическое сопровождение.

В различных сферах профессиональной деятельности возникают кризисы, которые оказывают влияние на дальнейшую карьеру Кризис является своего рода «точкой бифуркации», переломным моментом в профессиональном онтогенезе личности, поскольку представляет собой этап, содержащий противоречие актуальной деятельности (Л.И. Анцыферова, В.В. Столин, Н.В. Гришина, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Л.М. Митина и др.). В спортивной карьере, как и в другой области, существуют кризисы, наиболее ярко они проявляются при переходе от одной стадии профессионального становления к другой. Кризисы протекают, как правило, без ярко выраженных изменений профессионального поведения. Однако происходящая перестройка ценностных структур профессионального сознания, переориентация на новые цели, анализ и коррекция социально-профессиональной позиции ведут к изменению взаимоотношений с окружающими, а в отдельных случаях - к смене профессии. Преодоление этого противоречия приобретает решающее значение для дальнейшего успешного продолжения спортивной карьеры, определяя новые векторы профессионального развития [1; 2].

В отечественной и зарубежной психологии существуют различные подходы к периодизации карьеры, на основе синтеза данных подходов, мы выделили следующие этапы профессиональной карьеры: 1. Подготовка. 2. Старт 3. Кульминация. 4. Финиш (К.А. Абульханова-Славская, А.К. Маркова, Н. Джисберс, Л.Д. Столяренко и др.).

В спортивной психологии данные этапы дополнены с учетом специфики профессиональной деятельности (этапы: начала спортивной специализации; перехода к углубленной тренировке в избранном виде спорта; перехода из массового спорта в спорт высших достижений; перехода из юношеского спорта во взрослый спорт; перехода из спорта высших достижений в профессиональный спорт; перехода от кульминации к финишу спортивной карьеры; завершения спортивной карьеры и перехода к другой карьере). Каждому этапу соответствует кризис, идентичный названию этапа (Таблица 1). Важнейшая особенность кризисов-переходов - возможность прогнозирования и подготовки к ним.

В контексте исследования, особый интерес для нас представлял кризис завершения спортивной карьеры и перехода к другой. Данный кризис непосредственно связан с существенным изменением места спорта в жизни человека и как следствие необходимости перестройки образа «Я» и осознания ценности своей личности вне социальной роли спортсмена.

С целью выявления особенностей переживания кризисов в спортивной карьере нами было проведено исследование в Алтайском государственном педагогическом университете в Институте физической культуре и спорта. В настоящий момент в Институте физической культуры и спорта обучается более тысячи студентов и магистрантов. Институт работает в режиме стандарта многоуровневого обучения: бакалавриат (срок обучения 4 - 5 лет), магистратура (срок обучения -2 года). Институт осуществляет профессиональную подготовку учителей физической культуры, учителей основ безопасности жизнедеятельности, тренеров. В этой связи основная часть студентов института физической культуры и спорта являются профессиональными спортсмена. Зачастую период завершения спортивной карьеры приходится на период обучения в вузе, т. е. в возрастном периоде от 17 до 23 лет.

Испытуемыми являлись студенты, обучающиеся с первого по пятый курс, занимающиеся спортом более 5 лет, представители различных видов спорота (хоккей, биатлон, волейбол, бокс, вольная борьба, футбол, художественная гимнастика, дзюдо, спортивная акробатика, спортивная аэробика, пауэрлифтинг, плавание). В исследовании приняло участие 80 студентов (55 юношей и 25 девушек), завершивших на момент исследования спортивную карьеру. Возраст опрашиваемых составлял от 17 до 23 лет. Исследование проводилось в марте-апреле 2019 года в три этапа.

Нами была составлена анкета, состоящая из 20 вопросов. Разработанная нами анкета состояла из трех частей: вводной, основной, заключительной. Целью нашего исследования было получение информации о наличии трудностей у студентов-спортсменов при завершении спортивной карьеры, их потребностей в помощи в преодолении затруднений, а также способах помощи в данный период.

Таблица 1

Этапы и кризисы спортивной карьеры

Этапы спортивной карьеры Кризисы в спортивной карьере

1. Этап спортивной специализации ->■ 1. Кризис начала спортивной специализации

2. Этап перехода к углубленной тренировке в избранном виде спорта -► 2. Кризис к углубленной тренировке в избранном виде спорта

1 1

3. Этап перехода из массового спорта в спорт высших достижений -> 3. Кризис перехода из массового спорта в спорт высших достижений

4. Этап перехода из перехода из юношеского спорта во взрослый спорт ->■ 4. Кризис перехода из перехода из юношеского спорта во взрослый спорт

1 1

5. Этап перехода из спорта высших достижений в профессиональный спорт -> 5. Кризис перехода из спорта высших достижений в профессиональный спорт

6. Этап перехода от кульминации к финишу спортивной карьеры -*• 6. Кризис перехода от кульминации к финишу спортивной карьеры

7. Этап завершения спортивной карьеры и перехода к другой карьере -fr- 7. Кризис завершения спортивной карьеры и перехода к другой

На первом этапе исследования осуществлялся анализ психолого-педагогической литературы, был сформулирован научный аппарат исследования, подобраны диагностические материалы, определена опытно-экспериментальная база, обоснована выборка исследования. На этом этапе была проведена пилотажная проверка анкеты, размножен инструментарий. На втором этапе было проведено эмпирическое исследование индивидуально-психологических особенностей переживания кризиса завершения спортивной карьеры; проводилась обработка, качественный и количественный анализ полученных результатов. На третьем нами осуществлялся анализ полученных результатов, формулировка выводов, подготовка рекомендаций.

Для нас было важно узнать об основных причинах завершения спортивной карьеры. На вопрос: «Какова главная причина ухода из спорта?» ответы распределились следующим образом:

Более трети опрошенных респондентов причины своего ухода из спорта связывают с физической или психической усталостью (41,25%), на втором месте причина, связанная со снижением спортивных результатов (31,25%), причина, связанная с проблемами со здоровьем на третьем месте (20%), на 4-6 местах причины, связанные с иными социальными факторами, препятствующими совмещению спортивной карьеры с другими сферами жизни (2,5%). Отсутствие единой причины завершения спортивной карьеры позволяет предположить о различных содержательных и временных механизмах протекания данного этапа в профессиональной карьере. И как следствие необходимы различные подходы в оказании поддержки спортсменам в данный период времени.

На вопрос: «Имели ли Вы представление о сфере своей дальнейшей профессиональной деятельности после завершения спортивной карьеры?» ответы представлены ниже.

Более половины студентов на момент завершения карьеры не имели представления о направлениях своей будущей профессиональной деятельности (70%). Поскольку возраст опрашиваемых составлял от 17 до 23 лет, можно констатировать наличие проблем, связанных с профессиональным и личностным самоопределением.

На вопрос: «Проблемы, которые возникли у Вас на этапе завершения карьеры?» респондентам предлагалось выбрать не более трех вариантов.

Количество

Варианты ответов опрошенных (в %)

«Ощущение душевного дискомфорта» 40

«Возникают проблемы, чем себя занять» 23,75

«Трудности с профессиональным самоопределением» 13,75

«Необходимость получать образование» 7,5

«Необходимость найти работу» 3,75

«Сложности со здоровьем или физической формой» 3,75

«Трудности в нахождении новой компании» 2,5

«Проблемы с совмещением учебы и работы» 2,5

«Другой вариант» 1,25

«Проблем не испытывал(а)» 1,25

Представленные ответы свидетельствуют о наличии проблем, связанных с эмоциональными переживаниями относительно переживаемой ситуации, профессиональным и личностным самоопределением, социальной и профессиональной невостребованностью, также у студентов имелись сложности, организационного и бытового плана.

На вопрос: «Необходима ли, на Ваш взгляд, поддержка спортсменам при завершении спортивной карьеры?» были получены следующие ответы:

Варианты ответов Количество опрошенных (в %)

«Нужна» 81,25

«Не нужна» 13,75

«Затрудняюсь ответить» 5

Более половины студентов нуждались в поддержке при уходе из спорта (81,25%), количество респондентов, которым помощь не была обходима, значительно меньше - 13,75%.

Следующим вопросом мы пытались выяснить вид поддержки, необходимый спортсменам: «Если Вам необходима была помощь, то какая?», респонденты ответили следующим образом:

Варианты ответов Количество опрошенных (в %)

«Имею представления» 70

«Не имею представления» 28,75

«Затрудняюсь ответить» 1,25

Количество

Варианты ответов опрошенных (в%)

«Физическая или психическая усталость» 41,25

«Остановка или снижение результатов» 31,25

«По состоянию здоровья (заболевание, травма и т.д.)» 20

«Появление других интересов» 2,5

«Сложность совмещения с учебной деятельностью» 2,5

«Другой вариант» 2,5

Варианты ответов Количество опрошенных (в %)

«Моральная поддержка» 50

«Психологическая» 31,25

«Финансовая» 15

«Свой вариант» 3,75

«Юридическая» 0

На первом месте среди видов помощи была выделена «Моральная поддержка» (50%), далее «Психологическая» (31,25%), затем «Финансовая» (15%), менее популярным видом поддержки для студентов явилась «Юридическая» (0%).

На вопрос: «Укажите, какого рода психологическую помощь Вы хотели бы получить?» (выберите не более 3-х вариантов ответа) получены следующие варианты:

Варианты ответов Количество опрошенных (в %)

«В профессиональном самоопределении» 51,25

«В анализе переживаний» 23,75

«В постановке новых жизненных целей» 16,25

«В улучшении межличностных отношений» 2,5

«Повысить уверенность в себе» 5

«Коррекции некоторых черт характера» 1,25

«Затрудняюсь ответить» 0

«Другой вариант» 0

Наиболее востребованными среди респондентов оказались запросы, связанные с помощью в профессиональном и личностном самоопределении, а также коррекцией эмоционально-волевой сферы и снятием неблагоприятных психических состояний.

Нас также интересовало соматическое здоровье опрашиваемых и в связи с этим, был сформулирован вопрос: «Наблюдались ли у вас проблемы со здоровьем в момент завершения или после завершения спортивной карьеры? (выберите не более 3-х вариантов ответа).

Варианты ответов Количество опрошенных (в %)

«Да, значительные» 60

«Да, но незначительные» 36,25

«Нет» 2,5

«Не обращал(а) внимания» 1,25

«Другой вариант» 0

60% студентов-спортсменов на момент завершения спортивной карьеры имели «Значительные» проблемы со здоровьем, 36,25% - «Незначительные». Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что помимо комплекса неблагоприятных эмоциональных проявлений, опрашиваемые имели проблемы со здоровьем, что способствовало усугублению неблагоприятной ситуации.

Кроме того, мы выяснили, что более половины респондентов хотели бы вернуться к систематическим занятиям своим видом спорта и продолжать карьеру, что подтверждает наличие кризисной ситуации. Также мы выяснили информацию о том, кто оказывал поддержку при завершении карьеры. Более 90% опрошенных ответили, что это были близкие люди (друзья, родственники).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. У студентов отсутствует единая причина завершения спортивной карьеры. Это позволяет нам предположить о различии в содержательных и временных механизмах протекания данного этапа в профессиональной карьере, а также обуславливает дифференцированный подход к педагогическому сопровождению данных студентов.

2. Большинство опрошенных студентов-спортсменов считает, что завершение спортивной карьеры является весьма сложным жизненным этапом для спортсмена в личностном плане, что позволяет судить о наличии кризиса.

3. На момент завершения спортивной карьеры более половины студентов не имели представления о направлениях своей будущей профессиональной деятельности. Отсутствие профессиональных планов является сопутствующим фактором в протекании кризисной ситуации.

4. Особо актуальными для всех спортсменов являются проблемы негативных эмоциональных состояний, которые они переживали в исследуемый период.

5. Помимо отрицательных эмоциональных состояний, у спортсменов были проблемы со здоровьем, что способствовало усилению неблагоприятного состояния.

6. При завершении спортивной карьеры психологическая помощь спортсменам не оказывалась (хотя большинство спортсменов в ней нуждались), поддержка осуществлялась только со стороны близких людей.

Этап завершения спортивной карьеры у студентов института физической культуры и спорта АлтГПУ совпадает с периодом обучения в вузе. Наличие кризиса может негативно сказаться на учебно-профессиональной деятельности студентов. В связи с этим педагогам, работающим со студентами необходимо осуществлять педагогическое сопровождение данного процесса и создавать ряд условий для оказания поддержки в этот период времени. К таким условиям можно отнести следующие:

- мониторинг психологического состояния студентов;

- психологическая поддержка и психологическое консультирование студентов;

- сотрудничество с ближайшим окружением студента (родители, родственники, друзья, тренеры);

- при необходимости организовать обучение согласно индивидуальному плану;

На наш взгляд, данные меры будут способствовать помощи студентам в преодолении кризиса завершения спортивной карьеры.

Библиографический список

1. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Кризисы профессионального становления личности. Психологический журнал. 1997, Т. 18, № 6: 35 - 44.

2. Стамбулова Н. Структурное описание спортивной карьеры. Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы: тезисы докладов Международного конгресса. Москва, 2008, Т. 2: 351 - 352.

References

1. Zeer 'E.F., Symanyuk 'E.'E. Krizisy professional'nogo stanovleniya lichnosti. Psihologicheskij zhurnal. 1997, T. 18, № 6: 35 - 44.

2. Stambulova N. Strukturnoe opisanie sportivnoj kar'ery. Chelovek v mire sporta: Novye idei, tehnologii, perspektivy: tezisy dokladov Mezhdunarodnogo kongressa. Moskva, 2008, T. 2: 351 - 352.

Статья поступила в редакцию 05.07.19

УДК 378.637 (571.150)

Ovcharov A.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), Professor, Head of Department of Technological Disciplines, Institute of Physics and Mathematics Education, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: oav.ovcharov2010@yandex.ru Moskalenko E.V., postgraduate, senior teacher, Department of Theoretical Bases of Computer Science, Institute of Physics and Mathematics Education, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: mosk-ev@altspu.ru

READINESS OF FUTURE TEACHERS TO USE ELECTRONIC LEARNING TECHNOLOGIES IN PROFESSIONAL ACTIVITY. The article studies a relevant issue of introduction of e-learning technologies and distance learning technologies into the educational process. In modern conditions of informatization of education, the future teacher needs to possess the skills of development and design, as well as the effective use of e-learning technologies and distance learning technologies in future professional activities. For the successful implementation of the introduction of e-learning technologies by future teachers into the educational process, it is necessary in the learning process at the university to carry out appropriate training of students. The purpose of the article is to analyze the study of the readiness of future teachers (senior students) of the Altai State Pedagogical University to use e-learning technologies in their professional activities.

Key words: e-learning technologies, distance education technology, single information space of educational institution, informatization of education, professional training of future teacher.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.