Научная статья на тему 'Задачи психологического сопровождения спортсменов, завершающих спортивную карьеру и эффекты его реализации'

Задачи психологического сопровождения спортсменов, завершающих спортивную карьеру и эффекты его реализации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1371
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАВЕРШЕНИЕ СПОРТИВНОЙ КАРЬЕРЫ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ / ЛИЧНОСТНАЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / COMPLETION OF A SPORTS CAREER / PSYCHO PHYSIOLOGICAL / PERSONAL / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / PSYCHOLOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шихвердиев Сулейман Нажмутдинович

На основании многолетних исследований специфики психологической адаптации спортсменов, завершающих карьеру, были выделены задачи их психологического сопровождения на этапе завершения спортивной деятельности. Они касаются оптимизации характеристик психологической адаптации, степени адаптированности к спорту и условиям жизни вне его. С целью их реализации разработана технология психологического сопровождения спортсменов, завершающих спортивную карьеру, которая показала свою высокую эффективность. Психологическое сопровождение позволило оптимизировать характеристики психологической адаптации спортсменов, преодолеть негативные последствия, вызванные кризисом завершения спортивной карьеры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шихвердиев Сулейман Нажмутдинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of the psychological support of athletes finishing the career and effects of its implementation

Based on years of research of specificity of psychological adaptation of athletes completing a career the tasks of psychological support for the period of finishing the sporting activities have been defined. They relate to the optimization of the characteristics of psychological adaptation, the degree of adaptability to the sport and conditions of life outside it. In order to implement these tasks the technology of psychological support of athletes has been developed proving its efficiency. The psychological support allowed to optimize the characteristics of adaptation, overcome negative consequences related to the crisis of finishing the sporting career.

Текст научной работы на тему «Задачи психологического сопровождения спортсменов, завершающих спортивную карьеру и эффекты его реализации»

УДК 796.01:159.9

ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СПОРТСМЕНОВ, ЗАВЕРШАЮЩИХ СПОРТИВНУЮ КАРЬЕРУ И ЭФФЕКТЫ ЕГО

РЕАЛИЗАЦИИ

Сулейман Нажмутдинович Шихвердиев, кандидат педагогических наук, доцент, Российская Правовая Академия Министерства Юстиции РФ (РПА МЮ РФ),

Санкт- Петербург

Аннотация

На основании многолетних исследований специфики психологической адаптации спортсменов, завершающих карьеру, были выделены задачи их психологического сопровождения на этапе завершения спортивной деятельности. Они касаются оптимизации характеристик психологической адаптации, степени адаптированности к спорту и условиям жизни вне его. С целью их реализации разработана технология психологического сопровождения спортсменов, завершающих спортивную карьеру, которая показала свою высокую эффективность. Психологическое сопровождение позволило оптимизировать характеристики психологической адаптации спортсменов, преодолеть негативные последствия, вызванные кризисом завершения спортивной карьеры.

Ключевые слова: завершение спортивной карьеры, психофизиологическая, личностная, социально-психологическая адаптация, психологическое сопровождение

PROBLEMS OF THE PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF ATHLETES FINISHING THE CAREER AND EFFECTS OF ITS IMPLEMENTATION

Suleiman Nazhmutdinovich Schikhverdiev, the candidate of pedagogical sciences,

senior lecturer,

The Russian Law Academy of the Ministry of Justice of the Russian Federation,

St.-Petersburg

Annotation

Based on years of research of specificity of psychological adaptation of athletes completing a career the tasks of psychological support for the period of finishing the sporting activities have been defined. They relate to the optimization of the characteristics of psychological adaptation, the degree of adaptability to the sport and conditions of life outside it. In order to implement these tasks the technology of psychological support of athletes has been developed proving its efficiency. The psychological support allowed to optimize the characteristics of adaptation, overcome negative consequences related to the crisis of finishing the sporting career.

Keywords: completion of a sports career, psycho physiological, personal, social and psychological adaptation, psychological support.

Человек, находящийся «на перепутье» между важными этапами его жизни, зачастую нуждается в психологической помощи. Завершение спортивной карьеры - это период подведения итогов, подготовки и перехода к новой профессиональной карьере. От того, насколько успешно спортсмен сумеет решить все проблемы данного этапа, в значительной степени зависит успешность его дальнейшей жизни [7].

О.А. Мильштейн указывает, что суть проблемы завершения спортивной карьеры заключается в противоречии между реальной практикой спорта и отсутствием универсальной, научно обоснованной системы социальной адаптации спортсмена после окончания спортивной карьеры. Системы, которая бы обобщала передовой мировой опыт, уже имеющийся в отдельных странах и спортивных организациях различного уровня (от спортивного клуба до национального олимпийского комитета и т.п.) и которая должна максимально быстро помочь спортсмену перейти от одной его социальной роли к другой [4].

Специалисты отмечают, что, к сожалению, на данный момент психологическая подготовка отечественных спортсменов не является объектом пристального внимания тренеров и спортивных чиновников, тогда как ее игнорирование (особенно в спорте

высших достижений) просто недопустимо [1,6,8].

Однако именно в этот период спортсмены особенно нуждаются в психологической помощи и поддержке [3,7]. По данным О.Ю. Сенатровой, 69,2% спортсменов считают необходимой психолого-педагогическую поддержку спортсменов, завершающих спортивную карьеру. При этом 78,3% тренеров считают поддержу необходимой, но не применяют ее, так как не владеют соответствующими знаниями и умениями

[5].

Результаты опроса показали, что в этот трудный период жизни психологическую помощь спортсменам чаще всего оказывали родители и друзья (54%). Поддержку преподавателей, спортивных руководителей, психолога получили только от 3 до 9% спортсменов [7]. Очевидно, что психологическая помощь спортсменам, завершающим спортивную карьеру, отличается крайним непрофессионализмом.

Общая цель психологической помощи спортсменам на этапе завершения спортивной карьеры - помощь в преодолении специфического психологического кризиса, связанного с необходимостью адаптации к жизни «вне спорта». Другими словами, цель психологического сопровождения заключается в оптимизации процесса психологической адаптации спортсменов, завершающих свою карьеру.

Специалисты выделяют различные задачи оказания психологической помощи спортсменам, завершающим свою карьеру [2,5,7,9,10,11]. Среди них чаще всего встречаются: формирование профессионального самоопределения, формирование психологической устойчивости, перестройка образа «Я» с осознанием ценности своей личности вне социальной роли спортсмена, формирование новых целей и программы жизни и т.п. Однако большинство этих ориентиров оказания психологической помощи основаны только на жизненных наблюдениях. Очевидно, что создание системы психологического сопровождения спортсменов должно опираться на данные эмпирического исследования особенностей их психологической адаптации в данный период их жизни.

Анализ научной и методической литературы показал, что проблема психологического сопровождения спортсменов, завершающих спортивную карьеру, на данный момент в отечественной психологии разработана весьма слабо (как и психологическое сопровождение спортсменов в целом). Создание же такой технологии отличается высокой актуальностью.

На протяжении нескольких лет проводилось исследование характеристик психологической адаптации спортсменов на этапе завершения спортивной карьеры. В исследовании приняли участие 228 спортсменов, находящихся на «финише» спортивной карьеры разного возраста, пола, спортивной специализации и уровня квалификации. Факт пребывания спортсмена на этом этапе определялся посредством экспертных оценок. Использовался метод опроса спортсменов. В результате исследования были сформулированы следующие задачи психологического сопровождения спортсменов, находящихся на этапе завершения карьеры.

Спортсмены, завершающие карьеру, нуждаются в оптимизации следующих характеристик:

1. Психологической адаптации личности, которая должна быть направлена на:

• повышение стрессоустойчивости и настроения, мотивации достижения успеха, самоуверенности, самопринятия, интернальности личности (особенно - в сферах достижений и неудач), коммуникабельности (степени общительности и самоконтроля в общении) и профессионального самоопределения;

• снижение внутренней конфликтности, самообвинения, самоуничижения, тревожности, фрустрации и ригидности, некоторых форм девиантного поведения (недисциплинированность, равнодушие к окружающему и употребление нецензурных выражений) и склонности к ряду зависимостей (особенно - табачной, пищевой, лекарственной).

2. Степени адаптированности к условиям жизни вне спорта, предполагающая повышение у спортсменов удовлетворенности условиями жизни и профессиональной

адаптированности.

3. Степени адаптированности спортсменов к спортивной деятельности (способствование переоценке отношения к собственной спортивной карьере), заключающаяся:

• в повышении оценки степени реализации спортивных планов, удовлетворенности карьерой, самооценки ее успешности;

• в снижении оценки психологической «цены» спортивной карьеры.

Следует учитывать, что в наиболее пристальном внимании со стороны психологов нуждаются спортсмены с большим спортивным стажем, «возрастные», преимущественно мужского пола.

Система психологического сопровождения спортсменов должна включать в себя:

• психопрофиллактику (направленную на предотвращение психологической дезадаптации);

• психокоррекцию (устранение негативных тенденций в психологической адаптации спортсменов).

Основными направлениями психологического сопровождения является:

• подготовка тренеров к работе со спортсменами, находящимися на этапе завершения карьеры;

• психологическая помощь спортсменам, завершающим свою спортивную карьеру.

Ее основными средствами должны служить вся совокупность психологических методов:

• психодиагностика (для контроля характеристик психологической адаптации спортсменов, предупреждение риска развития дезадаптации и коррекции возникших негативных отклонений);

• психологическое просвещение (лекции для спортсменов, находящихся на этапе завершения спортивной карьеры, встречи с бывшими спортсменами, организация контактов с ними);

• психологическое консультирование как средство формирования профессионального самоопределения, новых жизненных целей, повышения степени адапти-рованности к спорту и условиям жизни вне его;

• психотерапия - для устранения негативных тенденций в самоотношении и эмоциональной сфере, снижения стресса и характеристик аддиктивного (зависимого) поведения.

Такая система была создана и активно внедряется в последние годы в рамках функционирования различных спортивных команд и вузов физической культуры. Уже получены некоторые позитивные результаты. Достоверного уровня (Р<0,05) у спортсменов, принявших участие в эксперименте (п = 48), получили следующие изменения:

1. В сфере психофизиологической адаптации у спортсменов, завершающих карьеру, произошло снижение психологической симптоматики стресса и повышение настроения.

2. На уровне личностной адаптации у спортсменов возросла уверенность в себе, самоценность, ответственность (интернальность в сфере достижений, неудач и отношений), снизилась внутренняя конфликтность, склонность к самообвинению и самоуничижению, а также выраженность негативных эмоциональных состояний (тревожности и фрустрации).

3. В сфере социально-психологической адаптации у спортсменов обнаружено снижение степени проявления некоторых девиантных форм поведения (недисциплинированность, равнодушие по отношению к окружающему, употребление нецензурных выражений), снижение склонности к зависимостям (пищевой, лекарственной, табачной и алкогольной). В то же время, у них отмечено возрастание степени профес-

сионального самоопределения (принятие решения о выборе профессии, возросла информированность о профессиях и о ситуации на рынке труда, удовлетворенность выбранной профессией, привлекательность профессионального будущего);

Кроме того, у спортсменов произошло повышение степени адаптированности к спортивной карьере и условиям жизни вне спорта.

Таким образом, основываясь на результатах проведенных исследований, можно сделать следующие выводы. Целью психологического сопровождения спортсменов, находящихся на этапе завершения карьеры, является оптимизация характеристик их психологической адаптации. Конкретными задачами психологического сопровождения является профилактика и коррекция негативных отклонений характеристик психофизиологической, личностной и социально-психологической адаптации спортсменов, а также степени их адаптированности к спортивной деятельности и условиям жизни вне спорта. Эффектами практической реализации психологического сопровождения на контингенте спортсменов, завершающих свою карьеру, является оптимизация значений психологической адаптации и повышение степени их спортивной и жизненной адаптированности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Барабанов, А.Г. Психологические резервы оптимизации спортивной деятельности / А.Г. Барабанов, А.П. Горячев, В.С. Никитин // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 5. - С. 28-29.

2. Давлеткалиев, Д.К. Особенности социальной адаптации спортсменов-профессионалов после ухода из большого спорта : монография / Д.К. Давлеткалиев. -М. : Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2002. - 100 с.

3. Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2008. - 352 с.

4. Мильштейн, О.А. Жизненная история и спортивная карьера олимпийца: основные положения международного исследовательского проекта и результаты пилотажного исследования в Сиднее / О.А. Мильштейн // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 7. - С. 39-40.

5. Сенатрова, О.Ю. Психолого-педагогические условия социальной адаптации спортсменов, завершающих спортивную карьеру : автореф. ... дис. канд. пед. наук / Сенаторова О.Ю. - М., 2006. - 23 с.

6. Сивицкий, В.Г. Система психологического сопровождения спортивной деятельности / В.Г. Сивицкий // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 1. -С.15-18.

7. Стамбулова, Н.Б. Психология спортивной карьеры : учебное пособие / Н.Б. Стамбулова. - СПб. : Издательство «Центр карьеры», 1999. - 368 с.

8. Шихвердиев, С.Н. К вопросу об оптимизации процесса социальнопсихологической адаптации спортсменов высокой квалификации, завершающих спортивную карьеру / С.Н. Шихвердиев // Психологические основы педагогической деятельности : материалы 32-й научной конференции кафедры психологии СПб ГУФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2005. - С. 47-57.

9. Шихвердиев, С.Н. Профессиональное самоопределение спортсменов, находящихся на этапе завершения спортивной карьеры // Ученые записки университета Лесгафта. - 2010. - № 5 (63) - С. 129-133.

10. Шихвердиев, С.Н. Факторы спортивной адаптированности спортсменов, находящихся на этапе завершения карьеры в спорте // Ученые записки университета Лесгафта. - 2010. - № 1 (59). - С. 120-124.

11. Sinclair, D.A. Positive transitions from high-performance sport / D.A. Sinclair, T. Orlick // The sport psychologist. - 1993. - № 1. - Р. 138-150.

Контактная инфорация: roza.2906@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.