Научная статья на тему 'Особенности взаимосвязей адаптированности к спортивной деятельности и условиям жизни у спортсменов, завершающих спортивную карьеру'

Особенности взаимосвязей адаптированности к спортивной деятельности и условиям жизни у спортсменов, завершающих спортивную карьеру Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
306
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННОСТЬ / АДАПТИРОВАННОСТЬ К УСЛОВИЯМ ЖИЗНИ / СПОРТИВНАЯ КАРЬЕРА / SOCIAL ADAPTATION / PROFESSIONAL ADAPTATION / ADAPTATION TO LIVING CONDITIONS / SPORTS CAREER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шихвердиев Сулейман Нажмутдинович

Статья посвящена анализу взаимосвязей характеристик социальной адаптированности спортсменов, находящихся на этапе завершения спортивной карьеры. Установлен тесный и положительный характер связей показателей внутри блоков адаптированности к спортивной деятельности и условиям жизни, тесный и отрицательный между показателями адаптированности к спорту и условиям обычной жизни. Показано, что усилия специалистов в процессе психолого-педагогического сопровождения спортсменов на заключительном этапе карьеры в спорте должны быть направлены на стимулирование их профессиональной адаптированности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Particular interrelations of adaptation to sport activity and living conditions of athletes in the final period of their sports career

The article is devoted to analysis of interrelations of social adaptation characteristics of athletes during the period of finishing of their sport career. The indicators of athletes adaptation to living conditions are closely and positively interconnected inside blocks of adaptation as much as the indicators of adaptation to sports career, however between themselves the adaptation of the athletes, who are finishing their sports career, to sport and ordinary life are connected negatively. This article shows that in the process of psychological pedagogical follow-up of athletes at the final stage of their sports career scientist's efforts should be turned to stimulation of their professional adaptation.

Текст научной работы на тему «Особенности взаимосвязей адаптированности к спортивной деятельности и условиям жизни у спортсменов, завершающих спортивную карьеру»

Контактная информация: chistiakov52@,mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ АДАПТИРОВАННОСТИ К СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УСЛОВИЯМ ЖИЗНИ У СПОРТСМЕНОВ, ЗАВЕРШАЮЩИХ СПОРТИВНУЮ КАРЬЕРУ

Сулейман Нажмутдинович Шихвердиев, кандидат педагогических наук, доцент, Российская Правовая Академия Министерства Юстиции РФ (РПА МЮ РФ),

Санкт- Петербург

Аннотация

Статья посвящена анализу взаимосвязей характеристик социальной адаптированности спортсменов, находящихся на этапе завершения спортивной карьеры. Установлен тесный и положительный характер связей показателей внутри блоков адаптированности к спортивной деятельности и условиям жизни, тесный и отрицательный - между показателями адаптированности к спорту и условиям обычной жизни. Показано, что усилия специалистов в процессе психологопедагогического сопровождения спортсменов на заключительном этапе карьеры в спорте должны быть направлены на стимулирование их профессиональной адаптированности.

Ключевые слова: социальная адаптированность, профессиональная адаптированность, адаптированность к условиям жизни, спортивная карьера.

PARTICULAR INTERRELATIONS OF ADAPTATION TO SPORT ACTIVITY AND LIVING CONDITIONS OF ATHLETES IN THE FINAL PERIOD OF THEIR

SPORTS CAREER

Suleiman Nazhmutdinovich Schikhverdiev, the candidate of pedagogical sciences,

senior lecturer,

The Russian Law Academy of the Ministry of Justice of the Russian Federation,

St.-Petersburg

Annotation

The article is devoted to analysis of interrelations of social adaptation characteristics of athletes during the period of finishing of their sport career.

The indicators of athletes adaptation to living conditions are closely and positively interconnected inside blocks of adaptation as much as the indicators of adaptation to sports career, however between themselves the adaptation of the athletes, who are finishing their sports career, to sport and ordinary life are connected negatively.

This article shows that in the process of psychological pedagogical follow-up of athletes at the final stage of their sports career scientist’s efforts should be turned to stimulation of their professional adaptation.

Key words: social adaptation, professional adaptation, adaptation to living conditions, sports

career.

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время проблема психологических аспектов завершения спортивной карьеры приобретает все большую популярность в отечественной психологии спорта. Однако до сих пор остаются малоизученными многие аспекты психологической адаптации спортсменов, завершающих карьеру в спорте высших достижений.

В частности, практически не изученным оказался аспект социальной адаптированности спортсменов, завершающих свою спортивную карьеру. Критериями социальной адаптированности спортсменов является степень их приспособленности к условиям, как спортивной деятельности, так и обычной повседневной жизни. Особый интерес представляет проблема взаимосвязи адаптированности спортсменов, находящихся на этапе завершения спортивной карьеры, к условиям спортивной и повседневной жизни, так как существуют основания полагать, что на данном отрезке их жизни спортивная карьера препятствует эффективной адаптации к жизни вне спорта.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании характеристик социальной адаптированности приняли участие 228 спортсменов, находящихся на этапе завершения карьеры в спорте высших достижений (разного пола, возраста, спортивной специализации). Уровень спортивной квалификации спортсменов - от первого разряда и до мастеров спорта международного класса. Диагностика спортивной адаптированности осуществлялась с помощью методики «Спортивная карьера» Н.Б. Стамбуловой. Адаптированность к условиям жизни исследовалась посредством показателей: социальной фрустрированности (удовлетворенности жизнью) Л.И. Вассермана, профессиональной и учебной адаптированности спортсменов (с помощью специально разработанных авторских анкет).

Взаимосвязи показателей социальной адаптированности спортсменов, находящихся на этапе завершения спортивной карьеры, определялись с помощью корреляционного анализа. Учитывались только связи, находящиеся на высоком уровне достоверности (р < 0,01).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Показатели социальной адаптированности спортсменов на заключительном этапе спортивной карьеры обнаружили большое число взаимосвязей. Поскольку самих показателей и их взаимосвязей в исследовании было очень много (52 и 76 соответственно), имеет смысл обсудить только связи интегральных характеристик социальной адаптированности (без дублирования).

Взаимосвязи показателей адаптированности к спортивной деятельности

В целом, показатели спортивной адаптированности на этапе завершения спортивной карьеры тесно взаимосвязаны между собой (рис. 1 и табл. 1).

Таблица 1

Матрица достоверных взаимосвязей показателей адаптированности к спорту и

условиям жизни у спортсменов, завершающих карьеру

1 2 3 4 5 6 7 8 9

2 -0,53

3 0,58

4 -0,52

6

5 0,65 0,55 0,73

7 0,52 -0,54 -0,52

8 -0,67 -0,51 -0,58 -0,55 0,50

9 -0,61 -0,55 -0,53 0,54

10 -0,55 -0,50 -0,49

В основном, связи носят положительный характер. Наибольшее количество связей (по 3) отмечено у показателей «оценки приобретений спортивной карьеры» и «удовлетворенности карьерой», которые, к тому же, оказались взаимосвязанными. Следовательно, данные характеристики адаптированности к спортивной деятельности являются «ключевыми», от которых зависит большинство других показателей. То есть, именно на данные характеристики следует ориентироваться при возникновении проблемы спортивной дезадаптированности спортсменов на заключительном этапе их спортивной карьеры. Следует отметить, что в целом, значения данных показателей у спортсменов нельзя назвать оптимальными. Спортсмены в достаточно высокой степени неудовлетворенны своей карьерой и оценка приобретений, полученных благодаря занятиям спортом, также невысока.

Это значит, что большинство спортсменов на этапе завершения своей карьеры являются дезадаптированными в отношении спортивной деятельности. В отношении психолого-коррекционной деятельности важным является показатель оценки «приобретений спортивной карьеры», на повышение значений которого и должны быть на-

правлены усилия сиециалистов-исихологов.

Рис. 1. Структура социальной адаптированности спортсменов, находящихся на

этапе завершения карьеры

Условные обозначения:

Спортивная адаптированность: 1 - оценка приобретений, 2 - оценка ограничений, 3 -реализации планов, 4 - успешности, 5 - удовлетворенности карьерой, 6 - общая спортивная адаптированность

Адаптированность к жизни: 7 - удовлетворенность условиями жизни, 8 - профессиональная адаптированность, 9 - учебная адаптированность, 10 - общая адаптированность к жизни

Оценка «приобретений спортивной карьеры» отрицательно связана с оценкой ее «ограничений». То есть, чем больше спортсмены замечают в спортивной карьере «плюсов», тем менее они склонны замечать ее «минусы». Также оценка «приобретений спортивной карьеры » связана с оценкой степени реализации спортивных планов, повышая, тем самым, внутреннее ощущение самореализованности у спортсменов.

Показатель удовлетворенности спортивной карьерой взаимосвязан с оценками «степени реализации спортивных планов» и «успешности спортивной карьеры», что вполне логично.

Оценка спортивной успешности, кроме связи с удовлетворенностью карьерой, обнаружила обратную взаимосвязь с оценкой «ограничений, налагаемых занятиями спортом». Это значит, чем более успешным в спортивном плане ощущает себя спортсмен, тем меньше он склонен акцентироваться на той «цене», которую ему пришлось заплатить за свои достижения в нем.

Взаимосвязи адаптированности к условиям жизни

Из интегральных показателей адаптированности спортсменов, находящихся на этапе завершения спортивной карьеры, к условиям жизни между собой оказались связанными показатели учебной и профессиональной адаптированности, которая оказалась связанной и с удовлетворенностью условиями жизни. Таким образом, адаптиро-ванность к профессиональной деятельности является системообразующим элементом адаптированности спортсменов, завершающих свою карьеру в спорте, к обычной жизни.

На формирование и коррекцию профессиональной адаптированности и должны быть направлены усилия специалистов в процессе психологического сопровождения спортсменов на этапе завершения спортивной карьеры.

Взаимосвязи адаптированности к спорту и условиям обычной жизни

В результате корреляционного анализа было получено много взаимосвязей по-

казателей адаптированности спортсменов, находящихся на этапе завершения карьеры, к спорту и условиям обычной жизни (11 из 24-х возможных). Однако большинство связей имеют отрицательный характер. Это значит, что, чем более спортсмен, находящийся на заключительном этапе своей карьеры, оказывается адаптированным к спортивной деятельности - тем менее он адаптирован к условиям обычной жизни, и наоборот.

Из показателей спортивной адаптированности наибольшее количество связей с адаптированностью к условиям жизни имеет оценка «цены карьеры» (4 связи). Это значит, что высокая оценка цены занятий спортом в некоторой степени препятствует эффективной социальной адаптации спортсменов, завершающих карьеру и при осуществлении коррекционной деятельности необходимо стремится к ее снижению.

Из показателей адаптированности к условиям жизни наибольшее число взаимосвязей с адаптированностью к спортивной карьере имеет профессиональная адаптиро-ванность (4 связи). Это значит, чем более спортсмен приспособлен к спортивной деятельности - тем меньше у него шансов профессионально адаптироваться в другой сфере деятельности.

Эти же показатели имеют наибольшее количество связей в общей структуре адаптированности спортсменов, находящихся на этапе завершения карьеры. Это значит, что они являются «системообразующими» в структуре адаптированности спортсменов. Именно на их коррекцию должны быть направлены в первую очередь усилия специалистов. Однако они отрицательно связаны между собой, поэтому нужно делать выбор в пользу одного из показателей (на этапе завершения спортивной карьеры целесообразно сделать выбор в пользу профессиональной адаптированности).

Наиболее важными являются связи интегральных показателей адаптированно-

сти.

Адаптированность к спортивной карьере отрицательно связана с адаптирован-ностью спортсменов к условиям жизни вне спорта. Другими словами, чем более адаптирован спортсмен к реалиям спортивной жизни, тем труднее ему приспособиться к действительности вне спорта.

Интегральный показатель адаптированности к спортивной карьере негативно влияет на такие характеристики адаптированности спортсменов к обычной жизни, как адаптированность к профессиональной деятельности и учебе. Это вполне естественно, ведь у адаптированных спортсменов даже на заключительном этапе спортивной карьеры очень мало времени для того, чтобы заниматься альтернативными видами деятельности.

Интегральный показатель адаптированности к условиям жизни отрицательно связан с оценками «цены спортивной карьеры» и «реализации планов». То есть, чем большую «цену» пришлось заплатить спортсмену за свои спортивные достижения, и чем меньше он достиг по отношению к запланированному, тем хуже он адаптирован к реальной жизни.

Поскольку на этапе «финиша» спортивной карьеры наибольшее значение имеет адаптация спортсменов к обычной жизни, не связанной со спортом, обсудим взаимосвязи адаптированности к условиям жизни более подробно.

Удовлетворенность спортсменов, завершающих карьеру, условиям своей жизни связана с оценкой «приобретений» благодаря спортивной карьере (положительно), а также оценкой «цены спортивной карьеры» и удовлетворенностью ею (отрицательно). То есть, чем больше спортсмен получил благодаря спорту, и чем ниже оценка «цены» этих достижений - тем более адаптированным является спортсмен к жизни вне спорта, что вполне закономерно. Отрицательная связь удовлетворенности спортивной карьеры и условиями жизни можно объяснить тем, что успешные спортсмены более критично относятся к окружающим условиям, так как «планка» их требований существенно выше.

Профессиональная адаптированность спортсменов, находящихся на этапе за-

вершения карьеры, отрицательно связана с рядом показателей адаптированности к спорту. Это оценки: «цены» спортивной карьеры, реализации планов в спортивной деятельности, а также успешности спортивной карьеры. То есть, наибольшие трудности в плане адаптации к новой профессиональной карьере испытывают спортсмены, считающие себя успешными и заплатившими за это достаточно высокую «цену», наиболее полно реализовавшие свои спортивные амбиции (так как это помешало получению образования и самому осуществлению другой профессиональной деятельности).

Общая адаптированность спортсменов, завершающих спортивную карьеру, к условиям обычной жизни, отрицательно связана с характеристиками адаптированности к спорту: оценкой «цены» спортивной карьеры и реализации спортивных планов. То есть, спортсмены, реализовавшие себя в спортивной деятельности и заплатившие за эти достижения высокую цену, достигают меньших успехов в учебе, что вполне закономерно.

ВЫВОДЫ

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о тесной связи показателей адаптированности спортсменов к спортивной карьере и условиям обычной жизни. Однако эта связь имеет отрицательный характер.

Самыми значимыми характеристиками адаптированности спортсменов на завершающем этапе спортивной карьеры являются: в отношении спорта - оценка «цены» спортивных достижений; в отношении обычной жизни - профессиональная адап-тированность. На стимулирование профессиональной адаптированности и должны быть направлены усилия специалистов в процессе психолого-педагогического сопровождения спортсменов на заключительном этапе их карьеры в спорте.

Контактная информация: roza.2906@mail.ru

СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СОТРУДНИКОВ ГПС МЧС РОССИИ

Алексей Владимирович Шленков, кандидат психологических наук, доцент,

начальник отдела,

Елена Виловна Табанова, соискатель,

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

Аннотация

Рассмотрена проблема информационного психологического обеспечения формирования профессионально важных психологических качеств (ПВПК), с точки зрения системного подхода. Опора на данный подход позволяет более точно определить качество подготовки выпускников вуза к предстоящей профессиональной деятельности, степень овладения ПВПК и соответствие их профессиограммам должностей по которым ведется подготовка в вузе.

Ключевые слова: профессионально важные психологические качества, профессионализм, информационное психологическое обеспечение, внешняя среда, внутренняя среда.

SYSTEM OF THE INFORMATION CONTROL OF FORMATION OF PROFESSIONALLY IMPORTANT PSYCHOLOGICAL QUALITIES OF EMPLOYEES OF FIRE SERVICE OF EMERCOM OF RUSSIA

Alexey Vladimirovich Shlenkov, the candidate of psychological sciences, senior lecturer,

chief of department,

Elena Vilovna Tabanova, the competitor,

Saint-Petersburg University of State Fire Service of EMERCOM of Russia

Annotation

The problem of the informational psychological support of professionally important psychological qualities formation is analyzed by the system approach point of view. This approach allows to

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.