Научная статья на тему 'Моральная нормативность поведения в структуре интегральной индивидуальности современной студенческой молодежи'

Моральная нормативность поведения в структуре интегральной индивидуальности современной студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1242
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / ПРЕДМЕТНАЯ САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ / МОРАЛЬНАЯ НОРМАТИВНОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / INTEGRAL INDIVIDUALITY / SUBJECT SELF-EFFICACY / MORAL NORMS OF BEHAVIOR / SELF-ACTUALIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белых Татьяна Викторовна

В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на изучение специфики взаимосвязи разноуровневых характеристик в структуре интегральной индивидуальности, отражающих психологические факторы проявления личностью моральной нормативности поведения в зависимости от уровня самоэффективности в предметной деятельности в студенческом возрасте. Выявлено, что снижение уровня моральной нормативности в структуре интегральной индивидуальности у студентов как с высоким, так и с низким уровнем самоэффективности в предметной деятельности приводит к уменьшению личностного адаптационного потенциала и к выбору агрессивных и асоциальных действий в качестве способов совладания со стрессом при сохранении высокого уровня психодинамической активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Белых Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Moral Norms of Behavior in the Structure Integrated Individuality of Modern Students

The article presents the results of an empirical study aimed at investigating the specifics of the relationship characteristics of different levels in the structure of integral individuality, reflecting the psychological factors of personality manifestation moral norms of behavior depending on the level of self-efficacy in purposeful activity in the student age. Revealed that the reduction of the level of moral norms in the structure of the integral individuality of the students from both high and low levels of self-efficacy in the subject activity leads to a reduction of personal adaptive capacity, and to the choice of aggressive and antisocial acts as a way of coping with stress while maintaining a high level of psychodynamic activity.

Текст научной работы на тему «Моральная нормативность поведения в структуре интегральной индивидуальности современной студенческой молодежи»

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.923.2

МОРАЛЬНАЯ НОРМАТИВНОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ В СТРУКТУРЕ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Белых Татьяна Викторовна -

доктор психологических наук, профессор кафедры общей и социальной психологии, Саратовский государственный университет E-mail: tvbelih@mail.ru

В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на изучение специфики взаимосвязи разноуровневых характеристик в структуре интегральной индивидуальности, отражающих психологические факторы проявления личностью моральной нормативности поведения в зависимости от уровня самоэффективности в предметной деятельности в студенческом возрасте. Выявлено, что снижение уровня моральной нормативности в структуре интегральной индивидуальности у студентов как с высоким, так и с низким уровнем самоэффективности в предметной деятельности приводит к уменьшению личностного адаптационного потенциала и к выбору агрессивных и асоциальных действий в качестве способов совладания со стрессом при сохранении высокого уровня психодинамической активности.

Ключевые слова: интегральная индивидуальность, предметная самоэффективность, моральная нормативность поведения, самореализация.

Проблема изучения условий становления и развития интегральной индивидуальности человека в процессе обучения в высшей школе является частью более системной - изучения условий развития личности, способной к созидательному саморазвитию на основе принятия и актуализации в деятельности не только ценностей самореализации, но и общечеловеческих, позволяющей индивидуальности выйти за рамки узколичных интересов и реализовать глубинный гуманистический потенциал в системе социальных взаимоотношений.

Приобретая индивидуальное своеобразие в осуществляемой деятельности, становясь «индивидуальностью для себя» [1], человек движется по пути уменьшения «объектности» и увеличения «субъ-ектности» собственного существования. Он не просто актуализирует накопленные личностные ресурсы, но создает свою индивидуальность, осуществляя выбор, осознанно (в ситуациях глубоких экзистенциальных кризисов) или непроизвольно, повинуясь усвоенным установкам или стереотипам поведения. Но в любом случае каждый поступок трансформирует личность, направляя ее в строну увеличения субъектности или сохранения объектности. Балансирование между стремлением к индивидуализации собственного бытия и стремлением к сохранению адаптивности создает пространство для самоактуализации и становления интегральной индивидуальности. Процессу развития интегральной индивидуальности в настоящее время посвящено большое количество исследований. Последователи идей В. С. Мерлина - В. В. Белоус, Б. А. Вяткин, Л. Я. Дорфман, И. В. Боязитова, А. И. Щебетенко, Т. В. Белых и их ученики - исследуют структуру индивидуальности, системообразующие факторы, стилевые особенности деятельности [2-6].

© Белых Т. В, 2014

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2014. Т. 14, вып. 2

Целью настоящего исследования является изучение взаимосвязи разноуровневых характеристик интегральной индивидуальности студентов, отражающих условия актуализации личностью моральной нормативности поведения в современных условиях развития общества. Для сравнения были взяты две выборки испытуемых с высокой и низкой выраженностью самоэффективности в предметной деятельности. Существовало предположение, что студенты с различным уровнем предметной самоэффективности (т.е. с различной степенью убежденности в способности к достижению успеха в выбранной ими профессиональной деятельности) будут различаться по характеру межуровневых взаимосвязей в структуре индивидуальности, определяющих проявление моральной нормативности поведения.

В исследовании приняли участие 152 студента в возрасте 18-20 лет. В качестве методов использовались: тест-опросник самоэффективности (Дж. Маддукса и М. Шеера, адаптация А. В. Бояринцевой), опросник формально-динамических свойств индивидуальности В. М. Русалова, многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность» А. Г. Мак-лакова и С. В. Чермянина, опросник «Стратегии и модели преодолевающего поведения» Г. С. Hикифopoва, методика диагностики коммуникативной и социальной компетентности (КСК). Осуществлялись корреляционный и факторный статистический анализы.

Результаты корреляционного анализа в группе студентов с высоким уровнем самоэффективности показали наличие следующих значимых связей моральной нормативности с разноуровневыми показателями:

на психодинамическом уровне имеются отрицательные значимые корреляционные связи с индексами активности в интеллектуальной (-0,44), коммуникативной (-0,55) и психомоторной сферах (-0,58);

на личностном уровне обнаружены положительные корреляционные связи с высоким уровнем самоактуализации (0,53), гибкостью поведения (0,55), независимостью в суждениях (0,64), логичностью мышления (0,41), при этом склонностью к импульсивным действиям (0,65), слабому контролю эмоциональных состояний (0,88);

на социально-психологическом уровне выявлены значимая положительная корреляция с выбором осторожных действий в качестве со-владающего поведения (0,65) и отрицательная корреляция с отказом от непрямых (-0,58) и агрессивных действий (-0,68).

Рассмотрим результаты факторного анализа данных в сравниваемых выборках (табл. 1, 2), в

частности, данные факторного анализа структуры интегральной индивидуальности у студентов с высокими значениями выраженности самоэффективности в предметной деятельности (см. табл. 1).

Согласно результатам факторного анализа матрицы интеркорреляций разноуровневых показателей в структуре интегральной индивидуальности в группе студентов с высоким уровнем самоэффективности в предметной деятельности были выделены три фактора (дисперсии каждого фактора указаны в таблице).

В первый фактор вошли показатели всех выделенных уровней, при этом лишь один располагается на положительном полюсе фактора -индекс общей эмоциональности; наибольший факторный вес, но с отрицательным значением принадлежит индексу общей адаптивности и далее по убыванию значений факторных весов индексы: общей активности, психомоторной активности, интеллектуальной активности. При характеристике интегративных показателей - индексов психодинамических свойств - выявляется следующая закономерность: чем выше эмоциональная лабильность личности в психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной сферах, тем ниже показатели общей активности и общей адаптивности. Более того, у студентов с высоким уровнем самоэффективности по мере увеличения эмоциональной лабильности уменьшается способность к поведенческой регуляции, снижается личностный адаптационный потенциал, стремление к самоактуализации и использованию ассертивных действий в качестве стратегий со-владания со стрессом.

Второй фактор представлен показателями психодинамического и социально-психологического уровней, все факторные веса располагаются на положительном полюсе фактора и раскрывают следующую закономерность: при наличии высокого индекса коммуникативной активности (на уровне психодинамики) испытуемые могут использовать как позитивные, так и негативные способы совладания со стрессовыми ситуациями - поиск социальной поддержки, импульсивные действия, вступление в контакт и непрямые действия.

Третий фактор представлен показателями всех уровней интегральной индивидуальности; наибольший факторный вес принадлежит показателю - моральная нормативность поведения, но с отрицательным знаком: при уменьшении выраженности моральной нормативности поведения уменьшается возможность использования позитивных стратегий совладания со стрессом (вступление в контакт, поиск социальной поддержки, осторожные действия имеют отрицательные факторные веса), при этом увеличивается вероят-

Таблица 1

Межуровневые взаимосвязи показателей в структуре интегральной индивидуальности студентов с высоким уровнем самоэффективности в предметной деятельности

Уровни интегральной индивидуально сти Разноуровневые показатели Фактор

1 2 3

Личностный Предметная самоэффективность -0,58

Межличностная самоэффективность

Общая самоэффективность -0,41

Поддержка -0,47

Ценности самоактуализирующейся личности -0,58

Поведенческая регуляция -0,76

Моральная нормативность -0,85

Личностный адаптационный потенциал -0,73

Социально-психологический Ассертивные действия -0,44

Вступление в контакт 0,56 -0,49

Поиск социальной поддержки 0,70 -0,41

Осторожные действия -0,44

Импульсивные действия 0,68

Избегание 0,56

Непрямые действия 0,53

Асоциальные действия

Агрессивные действия 0,45

Психодинамический Индексы: психомоторной активности -0,67 0,45

интеллектуальной активности -0,41 0,52

коммуникативной активности 0,48

общей активности -0,69 0,54

общей эмоциональности 0,68

общей адаптивности -0,80 0,44

Expl. Var 15,434 9,487 8,390

ность использования агрессивных действий как способов разрешения фрустрирующих ситуаций. Все показатели психодинамической активности становятся ярко выраженными.

Перечисленные особенности взаимосвязи показателей в факторной структуре индивидуальности студентов с высоким уровнем самоэффективности в предметной деятельности позволяют сделать вывод о том, что низкая выраженность моральной нормативности поведения при наличии убежденности в собственной успешности приводит, с высокой долей вероятности, к отказу от позитивных способов совладания; при увеличении эмоциональной лабильности снижаются способность к саморегуляции и стремление к самоактуализации при сохранении высокой психодинамической активности.

Результаты корреляционного анализа в группе студентов с низким уровнем самоэффективности показали наличие следующих значимых связей моральной нормативности с разноуровневыми показателями:

на психодинамическом уровне моральная нормативность поведения имеет отрицательные значимые корреляционные связи с индексами активности в интеллектуальной (-0,60) и психомоторной сферах (-0,49), индексами общей активности (-0,58) и общей адаптивности (-0,49);

на личностном уровне обнаружены положительные корреляционные связи с высоким уровнем компетентности во времени (0,54), чувствительностью (0,44), возможными психотическими реакциями (077), низким уровнем гибкости поведения (-0,46) и потребностью в познании (-0,74);

на социально-психологическом уровне выявлена значимая положительная корреляция с выбором осторожных действий в качестве совла-дающего поведения (0,67) и поиском социальной поддержки (0,45).

Рассмотрим данные факторного анализа структуры интегральной индивидуальности у студентов с низкими значениями выраженности самоэффективности в предметной деятельности (см. табл. 2).

Психология

55

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2014. Т. 14, вып. 2

Таблица 2

Межуровневые взаимосвязи показателей в структуре интегральной индивидуальности студентов с низким уровнем самоэффективности в предметной деятельности

Уровни интегральной индивидуальности Разноуровневые показатели Фактор

1 2 3

Личностный Предметная самоэффективность -0,57

Общая самоэффективность -0,56

Поддержка -0,79

Ценности самоактуализирующейся личности -0,69

Поведенческая регуляция -0,51 -0,44

Коммуникативный потенциал -0,70

Моральная нормативность 0,61 -0,46

Личностный адаптационный потенциал -0,42

Социально-психологический Ассертивные действия 0,42

Вступление в социальный контакт -0,47

Поиск социальной поддержки -0,45

Осторожные действия 0,48

Избегание 0,41 0,51

Непрямые действия -0,43

Асоциальные действия -0,50 0,42

Агрессивные действия 0,57

Психодинамический Индексы: интеллектуальной активности -0,42 0,49

коммуникативной активности -0,41

общей активности 0,42 -0,48

общей эмоциональности 0,50 0,57

общей адаптивности -0,53 -0,63

Ехр1. Уаг 12,351 11,464 7,544

Ргр. Той 0,164 0,152 0,100

В группе студентов с низким уровнем самоэффективности в предметной деятельности, как и в предыдущей выборке, выделено три значимых фактора.

Первый фактор состоит из показателей трех уровней интегральной индивидуальности. При увеличении выраженности моральной нормативности поведения у студентов, не уверенных в успешности собственных действий, увеличивается склонность к использованию осторожных действий в качестве стратегий совладания и уменьшается вероятность использования неконструктивных копинг-стратегий (непрямых и асоциальных действий), увеличивается индекс общей эмоциональности при одновременном снижении независимости в суждениях и стремлении к самоактуализации. Такое сочетание разноуровневых характеристик говорит о наличии высокого уровня самокритичности, направленной на собственные достижения, высокой эмоциональности, неуверенности в успешном достижении цели при ярко выраженной моральной нормативности поведения.

Второй фактор раскрывает следующую закономерность: при уменьшении моральной нормативности поведения у студентов с низкой самоэффективностью в предметной деятельности уменьшается коммуникативный и личностный адаптивный потенциалы, способность к саморегуляции, при этом наиболее вероятным становится использование неконструктивных стратегий со-владания, а именно - использование агрессивных и асоциальных действий, а также избегание. Высокими остаются индексы интеллектуальной и общей активности.

Третий фактор представлен показателями психодинамического и социально-психологического уровней. Использование ассертивных действий и избегания как стратегий совладания определяется наличием высокого уровня общей эмоциональности и уменьшением психодинамической адаптивности.

Таким образом, студенты, не уверенные в успешности собственных действий, при наличии сформированной моральной нормативности поведения склонны использовать позитивные копинг-

стратегии, проявляют высокую самокритичность; снижение моральной нормативности приводит к уменьшению личностного адаптационного потенциала и к выбору агрессивных и асоциальных действий в качестве способов совладания со стрессом.

Полученные в результате исследования данные позволили сделать следующие выводы. Характер межуровневых связей в структуре интегральной индивидуальности у студентов с разным уровнем самоэффективности в предметной деятельности имеет существенные различия.

Снижение моральной нормативности поведения у студентов, уверенных в успешности собственных действий, связано с увеличением вероятности использования неконструктивных способов совладания со стрессом при сохранении высокого уровня психодинамической активности.

Сформированная моральная нормативность у студентов с низкой уверенностью в успешности собственных действий позволяет им использовать конструктивные стратегии совладания и определяет высокий уровень самокритичности при наличии высокой психодинамической эмоциональности. Снижение моральной нормативности поведения приводит к уменьшению личностного адаптационного потенциала и выбору агрессивных и асоциальных способов совладания во фрустрирующих ситуациях.

Целенаправленное развитие структуры интегральной индивидуальности у студентов с разным уровнем самоэффективности в процессе обучения должно быть связано с созданием условий не только для более успешной самореализации в деятельности, но и развития ценностно-смысловой, нравственной сфер личности, определяющих особенности: использования стратегий поведения во фрустрирующих ситуациях; актуализации адаптивных возможностей; самоактуализации в профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Абульханова-Славская К. А. Психология и сознание личности. М., 1999. 246 с.

2. Белоус В. В., БоязитоваИ. В. Системное исследование индивидуальности человека. Пятигорск, 2011. 270 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Белых Т. В. Психологические закономерности динамики субъектных свойств в структуре индивидуальности. Ставрополь, 2003. 328 с.

4. Вяткин Б. А. Полисистемное исследование индивидуальности человека. Пермь, 2005. 384 с.

5. Дорфман Л. Я. Метаиндивидуальный мир : методологические и теоретические проблемы. М., 1993. 456 с.

6. ЩебетенкоА. И. Межуровневые структуры интегральной индивидуальности. М., 2007. 240 с.

Moral Norms of Behavior in the Structure Integrated Individuality of Modern Students

T. V. Belyh

Saratov State University

83, Astrakhanskaya, Saratov, 410002, Russia

E-mail: tvbelih@mail.ru

The article presents the results of an empirical study aimed at investigating the specifics of the relationship characteristics of different levels in the structure of integral individuality, reflecting the psychological factors of personality manifestation moral norms of behavior depending on the level of self-efficacy in purposeful activity in the student age. Revealed that the reduction of the level of moral norms in the structure of the integral individuality of the students from both high and low levels of self-efficacy in the subject activity leads to a reduction of personal adaptive capacity, and to the choice of aggressive and antisocial acts as a way of coping with stress while maintaining a high level of psy-chodynamic activity.

Key words: integral individuality, subject self-efficacy, moral norms of behavior, self-actualization.

References

1. Abulshanova-Slavskaya K. A. Psikhologia i soznanie lichnosti (Psychology and consciousness of the personal). Moscow, 1999. 246 p.

2. Belous V. V., Boyazitova I. V. Sistemnoe issledovanie individualnosti cheloveka (A systemic study of human individuality). Pyatigorsk, 2011. 270 p.

3. Belykh T. V. Psikhologicheskie zakonomernosti dinamiki subektnykh svoystv v structure individualnosti (Psychological patterns of the dynamics of subjective properties in the structure of individuality). Stavropol, 2008. 328 p.

4. Vyatkin B. A. Polisistemnoe issledovanie individualnosti cheloveka (Polysystem study of human individuality). Perm, 2005. 384 p.

5. Dorfman L. Ya. Metaindividualnyy mir: metodologicheskie i teoreticheskie problem (Meta-individuality world: methodological and theoretical problems). Moscow, 1993. 456 p.

6. Shchebetenko A. I. Mezhurovnevye struktury integralnoy individualnosti (Interlevel structure of integral individuality). Moscow, 2007. 240 p.

Пспхопотя

57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.