Научная статья на тему 'Особенности структурной организации интеллектуальных показателей подростков в условиях современного развития информационных технологий'

Особенности структурной организации интеллектуальных показателей подростков в условиях современного развития информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
199
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЛАБИЛЬНОСТЬ / УРОВЕНЬ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INTELLIGENCE / INTELLECTUAL INDICATORS / INTELLECTUAL LABILITY / LEVEL OF MENTAL DEVELOPMENT / INTELLECTUAL POTENTIAL / COGNITIVE PROCESSES / INFORMATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мохова Светлана Юрьевна, Дорниченко Виктория Викторовна

Исследование было направлено на изучение интеллектуальных показателей у подростков, находящихся в различно насыщенной информационной среде. Исследователи предположили, что имеются особенности в интеллектуальных показателях подростков. Данные исследования позволили провести корреляционный анализ, и по полученным коэффициентам корреляции авторы выявили особенное в показателях, диагностирующих интеллектуальные процессы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мохова Светлана Юрьевна, Дорниченко Виктория Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE STRUCTURAL ORGANIZATION OF INTELLECTUAL INDICATORS OF TEENAGERS IN THE CONDITIONS OF MODERN DEVELOPMENT OF INFORMATION TECHNOLOGIES

The study was aimed at the research of intellectual indicators of teenagers in different saturated information environment. The researchers suggested, there are features in the intellectual indicators of teenagers. These studies allowed to conduct a correlation analysis and according to the obtained correlation coefficients the authors identified a special feature in the indicators that diagnose intelligent processes.

Текст научной работы на тему «Особенности структурной организации интеллектуальных показателей подростков в условиях современного развития информационных технологий»

Основываясь на антиидентификации испытуемых можно предположить, что они бессознательно используют такую психологическую защиту, как вытеснение - нежелание осознавать, принимать наличие у себя определенных качеств личности, черт характера, по их мнению, деструктивно влияют на взаимоотношения между людьми. У 30% испытуемых в ряде рассказов отсутствует повествование о прошлом, что также свидетельствует о преобладающем механизме защиты - вытеснение. Испытуемые вытесняют, возможно, то, что напоминает им о негативных события, переживаниях, связанных с прошлым: «Он в ярости, решил уйти от нее, так как оно предала его» 8ВМ.

Обобщая полученные данные, отметим, что они соответствуют тому, что еще К.Г. Юнг в знаменитой программной статье «Брак как психологическое отношение» [8], постулировал: для супругов (в особенности молодых) фундаментальный принцип регуляции отношений в браке - по преимуществу, влечения. Категории, относимые к нравственным, этическим и духовным могут регулировать взаимоотношения только у психологически высокоразвитых (в аспекте сформированности индивидуального сознания) супругов. Последнее скорее происходит в современных семьях реже, чем чаще. Обязательства в психологическом плане способны выполнять только молодые люди с дифференцированным и развитым внутренним миром (субъективной психической реальностью). Последний должен иметь место быть в принципе. Иначе выполнение ответственных в нравственном и духовном, этическом и даже социальном аспекте обязанностей будет целиком регулироваться внешними факторами. Это мода и другие коллективные и малоосознаваемые тенденции транслируемые СМИ. Таким образом, отношение к адюльтеру (супружеской измене) для современных молодых людей, супругов крымскотатарской национальности - это во-многом не внутренняя прерогатива веления собственной души, а всего лишь бессознательное отражение общественных взглядов незрелой в психологическом плане личностью.

Выводы. Полученные результаты проведённого экспериментального исследования позволили сделать следующие выводы:

1. Учитывая вышеперечисленные результаты можно отметить, что такие причины возникновения измены у женщин как соперничество между членами семьи за право обладания какой-либо ценностью, желаемым объектом, за привилегированное положение в семье, можно отнести и к женщинам в возрасте 2535 лет.

2. Тезаурус супружеской измены в сознании молодых мужчин представлен, в первую очередь, категориями ревности, новизны ощущений, секса, обиды и предательства.

3. Результаты эмпирического исследования представлений об адюльтере позволяют констатировать наличие фактора культурных стереотипов, детерминирующих мотивацию адюльтера как поступка.

Литература:

1. Данилова Т.Н. Между Любовью и Ненавистью: психосемантическое исследование тезауруса ревности. / Т.Н. Данилова - Журнал практикующего психолога, №12, 2006. - Киев, С. 90-100

2. Данилова Т.Н. Опыт применения судьбоаналитической концепции Л. Сонди при исследовании личности ревнивых женщин. Т.Н. Данилова - Журнал практикующего психолога, №13, 2007. - Киев, С. 118-126

3. Гендер и общество в истории / под ред. Л.П. Репиной, А.В. Стоговой, А.Г. Суприянович. - С.Пб.: Алетейя, 2007. - 696 с. - (Серия «Гендерные исследования»)

4. Лакан Ж. Семинары, Книга 1: Работы Фрейда по технике психоанализа. / Ж. Лакан Пер. с фр. / Перевод М. Титовой, А. Черноглазова (Приложения). М.: ИТДГК «Гнозис», Издательство «Логос», 1998. - 432 с.

5. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. / Д.А. Леонтьев 2-е, испр.изд. - М.: Смысл, 2003. - 487 с.

6. Петренко В.Ф. Основы психосемантики / В.Ф. Петренко Учеб. Пособие. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1997. - 400 с.

7. Сысоенко В.А. Устойчивость брака. / В.А. Сысоенко М.: Финансы и статистика, 1981. - 199 с.

8. Юнг К.Г. Собрание сочинений. Конфликты детской души / К.Г. Юнг Пер. с нем. - М.: Канон, 1994. -336 с. - (История психологии в памятниках)

Психология

УДК 159 ББК Ю.9

кандидат психологических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии Мохова Светлана Юрьевна

Забайкальский государственный университет (г. Чита) магистр, психолог Дорниченко Виктория Викторовна

Центр психологических услуг «Пси-Фактор» (г. Чита)

ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. Исследование было направлено на изучение интеллектуальных показателей у подростков, находящихся в различно насыщенной информационной среде. Исследователи предположили, что имеются особенности в интеллектуальных показателях подростков. Данные исследования позволили провести корреляционный анализ, и по полученным коэффициентам корреляции авторы выявили особенное в показателях, диагностирующих интеллектуальные процессы.

Ключевые слова: Интеллект, интеллектуальные показатели, интеллектуальная лабильность, уровень умственного развития, интеллектуальный потенциал, познавательные процессы, информационные технологии.

Annоtation. The study was aimed at the research of intellectual indicators of teenagers in different saturated information environment. The researchers suggested, there are features in the intellectual indicators of teenagers.

These studies allowed to conduct a corrélation analysis and according to the obtained corrélation coefficients the authors identified a special feature in the indicators that diagnose intelligent processes.

Keywords: Intelligence, intellectual indicators, intellectual lability, level of mental development, intellectual potential, cognitive processes, information technologies.

Введение. С развитием технологий, открывается множество возможностей для человека. Новые технические устройства требуют освоения новых технологий, определяющих выполнение деятельности. Можно с уверенностью назвать информационные технологии, изобретённые человеком, выдающимся результатом развития интеллектуальных процессов. В основе всех информационных технологий лежит двоичный код. Знак, по мнению многих специалистов, вплетается в интеллектуальную деятельность человека, тем самым оптимизируя её результат.

Информационные технологии активно входят в нашу жизнь, и мы не можем этому противостоять, но их внедрение не везде одинаково. Информационные технологии интегрируются в социокультурные процессы, но пока в Забайкалье это не чувствуется в полной мере. Находясь на территории Забайкальского края в условиях информационной депривации, мы испытываем информационное голодание.

Существуют различие информационных условий, к ним относятся: характеристики гаджетов (процессор, модель) и обеспеченность образовательных учреждений более современным техническим оборудованием.

Перед психологами современности стоит проблема обеспечения информационно-психологической безопасности при работе с сетевой системой и сохранение психического и психологического здоровья при преобразовании информации.

Эволюция информационных технологий произошла в ходе своей интеграции и повлекла за собой изменения психики человека, в частности, в её интеллектуальной составляющей.

Особенности интеллекта - это своеобразные свойства интеллекта. В основе интеллекта лежит развитое мышление. Уровень развития этих свойств интеллекта будет иметь отличия при различных условиях информационных технологий. Одной из основных особенностей развитого интеллекта является способность к интуитивному решению сложных проблем, также в ранг особенностей входят интеллектуальная лабильность и интеллектуальный потенциал.

Изложение основного материала статьи. Известно, что информационные условия влияют на развитие интеллекта и на современном этапе овладения подростками информационными технологиями, существуют различия в степени насыщенности информационной среды, определяющей особенности пребывания в этих информационных условиях и развитие психики. Мы предполагаем, что существуют отличия интеллектуальных показателей и их связи у подростков, пребывающих в разных информационных условиях (в условиях многопрофильной гимназии и средней общеобразовательной школы города Чита).

Нами был проведено исследование и сопоставительный анализ результатов исследования интеллектуальных показателей в группах подростков, пребывающих в разных информационных условиях (на примере учащихся многопрофильной гимназии и средней общеобразовательной школы города Чита).

Исследование выполнено в рамках культурно-исторического подхода. Центральным является положение Л.С. Выготского о том, что у человека благодаря овладению письменной речью и возможностью читать совершается огромный перелом во всем культурном развитии Работа опирается на базовые методологические принципы отечественной психологии - единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн), единства человека и среды (К. Левин, А.Н. Леонтьев, И.П. Павлов, И.М. Сеченов, С.Л. Рубинштейн и др.) и принцип развития (Л.И. Анцыферова, В.Г. Асеев, Я.А. Пономарев).

Проблеме интеллекта посвящены труды таких ученых, как Ч. Спирмен, Ж. Пиаже, Дж. Гилфорд, Р. Кэттелл, Дж. Брунер, Э.П. Торренс, Б.Г. Ананьев и др. Основными источниками, раскрывающими теоретические основы интеллекта, явились работы М.А. Холодной, И.Ю. Алексеева, Е.А. Никитина, Р. Стернберга, В.И. Лойко, К.Е. Тотухова, А.Г. Горбачева и др.

Основные социокультурные функции описаны, возможности коммуникационной культуры Интернета описаны в работах: О.Б. Скородумовой, А.Г. Горбачевой, Д.В. Иванченко, А.В. Кушнира, К.Е. Тотухова, М.Н. Шульга, А.А. Юрченко, В.И. Лойко, А.Г. Кротова и др.

Вопросам применения информационных технологий в школьной практике на современном этапе развития системы образования, посвящены труды знаменитых ученых таких, как Д.И. Бэленел, Б.С. Гершунский, А.П. Ершов, B.C. Леднев, И.В. Роберт, Е.К. Хеннер.

Методы исследования:

1. Теоретический анализ и обобщение литературы по теме исследования.

2. Эмпирические методы: тестирование, контент-анализ сочинений.

Метод тестирования представлен следующими методиками:

1. «Краткий ориентировочный тест» (Форма А, Б). Авторы: В.Н. Бузин, Э.Ф. Вандерлик.

2. Методика "Интеллектуальная лабильность". Автор: О.В. Козловский.

3. Тест интеллектуального потенциала детей и подростков. Авторы: Л.И. Вассерманом, Т.В. Чередниковой, О.Ю. Щелковой, Е.Е. Малковой, Е.И. Ананьевой на основе теста интеллекта П. Ржичана.

3. Математическая обработка данных с применением коэффициента корреляции Спирмена.

4. Интерпретация полученных результатов.

В исследовании приняло участие 132 человека, в возрасте 14-15 лет, что составляет 2 исследовательские группы. Респонденты являются учащимися многопрофильной гимназии, информационные условия, в которой содержат сложный контент в применения информационных вычислительных устройств для получения и обработки информации, по сравнению со средней общеобразовательной школой.

Ранее нами ставился вопрос о психических новообразованиях в связи с появлением новых приемов получения, хранения и обработки информации посредством электронно-вычислительных устройств. Технологии за последние десятилетия продвинулись в направлении использования цифровых устройств, поэтому мы выдвинули гипотезу, направленную на проведение эмпирического исследования (Мохова С.Ю., 2006). В нашей гипотезе было предположение о том, что у подростков, имеющих различный опыт в освоении информационных технологий и технических цифровых устройств, отличается понимание сложности устройства и возможностей технологий его использования, и имеются различия в тесноте связи между показателями интеллекта в зависимости от информационной загруженности среды.

В условиях многопрофильной гимназии можно увидеть пространство более насыщенной информационными технологиями. Кабинеты и коридоры гимназии оснащены высокотехнологичным оборудованием. Интерактивные доски, стенды с учебной информацией не только в классах, но и вне.

В средней общеобразовательной школе же другая ситуация. Там есть всё те же высокотехнологичные устройства, но их количество в половину меньше.

Именно это послужило выбором места проведения исследования.

Таблица 1

Различие исследуемых образовательных учреждений по информационным условиям

Условия Многопрофильная гимназия Средняя общеобразовательная школа

Мультимедиа оборудование 100% 60%

Аудио-оборудование 80% 30%

Выход в Интернет на уроках 70% 25%

Интерактивные доски 100% 60%

Стенды с учебной информацией (в классах ориентированных на школьный предмет) 100% 70%

Нами ставилась задача определить уровень связи интеллектуальных показателей внутри групп респондентов, для того чтобы определить, как между собой взаимодействуют эти показатели внутри групп с разным уровнем пребывания в информационных условиях. Для проведения корреляционного анализа выбран коэффициент корреляции Спирмена.

Корреляционный анализ помогает увидеть соотношение и взаимосвязь величин от двух и более. Значение коэффициентов равное или близкое к нулю не говорит о том, что связь отсутствует. Коэффициент близкий к нулю может говорить о сложной параметрической зависимости. При коэффициенте корреляции близком к нулю результаты проведенной математической статистики не позволяют конкретизировать получившиеся результаты. Полученные при расчете коэффициенты корреляции, близкие к нулю, нами не рассматривались по этой причине.

При положительном коэффициенте корреляции увеличение одной величины, ведёт к увеличению другой, при отрицательном значении - наоборот. Шкала интеллектуальной лабильности выстроена в обратном порядке, чем ниже результат, тем выше лабильность, это учитывалось при интерпретации полученных результатов.

При поиске корреляционной связи между показателями в данных исследования в каждой группе выявлены следующие результаты. Результаты исследования представлены в таблице 2.

Таблица 2

Коэффициенты корреляции интеллектуальных показателей подростков, пребывающих в разных информационных условиях, по шкалам методик*

Методика

Шкалы методик Краткий ориентировочный тест Тест интеллектуального потенциала подростков Интеллектуальная лабильность

Интеллектуальная лабильность (СОШ) - 0,207 - 0,265 1

Интеллектуальный потенциал (СОШ) 0,257 1 -

Интеллектуальная лабильность (МГ) - 0,254 - 0,201 1

Интеллектуальный потенциал (МГ) - 0,074 1 0

*При уровне значимости р=0,05

Интеллектуальная лабильность - способность человека к переключению внимания, умению быстро переходить с решения одних заданий на выполнение других. Интеллектуальная лабильность - это функциональная подвижность. Лабильный значит подвижный.

Общий уровень развития умственных способностей (измеряется кратким ориентировочным тестом)- это «интегральный показатель» общих способностей человека, его умственного развития на данный период времени. Общий уровень умственных способностей подразумевает под собой гибкость мышления, способность к обобщению и анализу информации, точность и скорость восприятия информации, выбор оптимальной стратегии.

Интеллектуальный потенциал - это потенциальная (возможно, еще не актуализированная в настоящее время) способность человека быстро и точно решать сложные мыслительные задачи. Интеллектуальный потенциал обеспечивает высокий темп освоения новых знаний, интеллектуальных навыков и умений.

В группе средней общеобразовательной школы корреляционный анализ определил наличие связи показателей интеллектуальной лабильности с показателями общего уровня умственных способностей и связь общего уровня умственных способностей с показателями интеллектуального потенциала.

Интерпретируя результаты корреляционного анализа, мы можем сказать, что, обладая способностью быстро и точно решать сложные мыслительные задачи, обучающиеся средней общеобразовательной школы, имеют способность гибко мыслить, способны обобщать и анализировать информацию. Интеллектуальные показатели имеют между собой связь в данной выборке в диадах: интеллектуальный потенциал-показатели общего уровня умственных способностей, интеллектуальная лабильность-интеллектуальный потенциал.

Если в средней общеобразовательной школе у обучающихся связи между интеллектуальными показателями одни, то в группе учащихся многопрофильной гимназии совсем другие.

В группе подростков, обучающихся в многопрофильной гимназии, корреляционный анализ не показывает наличие линейной связи показателей интеллектуального потенциала с показателями общего уровня умственных способностей. Имея высокий уровень общих способностей в малой степени способны быстро и точно решать сложные мыслительные задачи. Причиной этому может быть нахождение в сложном контенте информационных технологий и необходимость удерживать в поле сознания исключительно свои приоритетные задачи.

Показатели общего уровня умственных способностей имеют в многопрофильной гимназии линейный характер связи с показателями интеллектуальной лабильности. Следовательно, это показывает, что, по всей вероятности, способность к быстрому приключению внимания имеет тенденцию быть высокой за счет общего уровня умственных способностей. С другой стороны, если показатели лабильности будут низкие, то есть способность к переключению внимания затруднена, то общий уровень умственных способностей будет выше.

В процессе анализа и интерпретации результатов была выявлена одна схожая особенность. Мы нашли выявленные различия в уровне связи между показателями интеллектуального потенциала и интеллектуальной лабильностью у обучающихся в школе и гимназии.

Как у первых, так и у вторых с ростом показателей интеллектуальной лабильности показатели интеллектуального потенциала повышаются (у шкалы лабильности обратный порядок значений). Мы не видим в этом противоречий так как, интеллектуальная лабильность - это способность переключения внимания, умение быстро переходить с решения с одной задачи к другой, а интеллектуальный потенциал -связан с когнитивной сложностью и решением новых проблем и задач, которые нельзя выполнить автоматически. При общей направленности образов на способность устанавливать связи на явления окружающего мира, интеллектуальной лабильности уделяется меньше внимания.

Из результатов корреляционного анализа следует что, у подростков, пребывающих в менее насыщенных информационных условиях, имеющих менее высокую степень пребывания в этих информационных условиях (учащихся общеобразовательной школы) результаты по методикам «Тест интеллектуального потенциала подростков» и «Краткий ориентировочный тест» имеют между собой связь.

У подростков, пребывающих в более насыщенных информационных условиях, имеющих более высокую степень пребывания в этих информационных условиях (учащихся многопрофильной гимназии) результаты по методикам «Тест интеллектуального потенциала подростков» и «Краткий ориентировочный тест» связи нет или она имеет нелинейный характер.

Таким образом, можно предположить, что информационные технологии определяют показатели интеллекта, находящиеся в отношении со способностью быть интеллектуально лабильным. Информационные технологии определяют интеллектуальные подструктуры лабильность-общий уровень интеллектуального развития или лабильность-интеллектуальный потенциал. Последняя возникает при высокой информационной насыщенности среды, разнообразия цифровой техники, владения разнообразием информационных технологии.

Вне информационно насыщенной среды подструктуры интеллекта интегрируются иначе. По всей вероятности, устанавливается непосредственная связь между интеллектуальным потенциалом и общим уровнем умственного развития вне опосредованного включения интеллектуальной лабильности.

Выводы. Таким образом, анализ полученных эмпирических данных, позволяет сделать вывод о том, что гипотеза, выдвинутая на начальном этапе нашего исследования, находит подтверждение на статистически значимом уровне, что позволяет сформулировать основной вывод:

1) пребывание человека в более насыщенных информационных условиях дает преимущество для развития интеллектуальных показателей в частности интеллектуальной лабильности, интеллектуального потенциала и общего уровня умственных способностей. Информационные условия содержащие сложный контент, дают больше возможностей для реализации своего потенциала.

2) Показатели интеллекта не только детерминированы скоростью интеллектуальных процессов, но и условиями развития. К ним мы относим информационную среду.

У подростков, имеющих различный опыт в освоении информационных технологий и высокотехнологических устройств, отличаются понимание сложности устройства и возможностей технологий его использования, и имеются различия в тесноте связи между показателями интеллекта в зависимости от информационной загруженности среды.

Литература:

1. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка (1928) // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 1991. - N 4. - С. 5-18.

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: 6 т. Т. 6. Научное наследство / Под ред. М.Г. Ярошевского. -Москва: Педагогика, 1984. — 400 с.

3. Князева Т.Н. Современные аспекты проблемы интеллектуального развития подростков в период возрастного кризиса // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. - С. 8.

4. Мохова С.Ю. Новые психокультурные функции человека в информационном обществе // Проблема человека в современной науке и гуманистические парадигмы в образовании. Межрегион. Научн-практ. конф. 27-28 апреля 2006 г. - Чита: изд-во ЗабГПУ - С. 81-87

5. Лойко В.И. Анализ факторов и показателей влияния интернета на интеллект методами Data Mining / В.И. Лойко, К.Е. Тотухов, Н.В. Кушнир, А.В. Кушнир // Научный журнал Кубанский государственный аграрный университет. - 2016. - №120. - С. 755-769.

6. Холодная М.А. Когнитивные стили и интеллектуальные способности // «Психолог» журнал. - 1992. -№ 3. - Т. 13.

7. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Под ред. В.Н. Дружинина / М.А. Холодная. - Москва: Барс, 1997. - 392 с.

8. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие, 2-е изд,, перераб. и доп. / В.Д. Шадриков. - Москва: Логос, 1996. - 320 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Шадриков В.Д. Способности человека / В.Д. Шадриков. - Москва: Институт практической психологи, 1997. - 288 с.

10. Шкуратов В.А. Историческая психология / В.А. Шкуратов. - Москва: Смысл, 1997. - 505 с.

11. Шкуратов В.А. Психика. Культура. История: введение в теоретико-методологические основы исторической психологии / В.А. Шкуратов. - Ростов-на-Дону: Ростовский университет, 1990. - 256 с.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Пайгунова Юлия Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); кандидат психологических наук, доцент Лопухова Ольга Геннадьевна

Институт психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета (г. Казань) МОРАЛЬНАЯ НОРМАТИВНОСТЬ И МОТИВАЦИЯ К УСПЕХУ У СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ

Аннотация. В статье ставится вопрос о связи моральной нормативности и мотивации к успеху у студентов-спортсменов. Приводятся результаты эмпирического исследования на выборке 172 студентов вуза, профессионально занимающихся спортом. Сравнение контрастных выборок - с высоким и низким уровнем моральной нормативности, по показателям профиля мотивации успеха и корреляционный анализ данных позволили установить внутренние механизмы роли моральной нормативности в специфике мотивации к успеху.

Ключевые слова: моральная нормативность, мотивация к успеху, самоэффективность, развитие профессиональной карьеры, двойная карьера.

Annotation. The article raises the question of the relationship of moral normativity and motivation for success among student athletes. The results of an empirical study on a sample of 172 university students professionally involved in sports are presented. Comparison of contrasting samples - with a high and low level of moral normativity, according to indicators of the profile of success motivation and a correlation analysis of the data revealed the internal mechanisms of the role of moral normativity in the specifics of motivation for success.

Keywords: moral normativity, motivation for success, self-efficacy, professional career development, double career.

Введение. В современной системе высшего профессионального образования остро стоит вопрос об интеграции учебного процесса со спортивной подготовкой у спортсменов высокого уровня квалификации. Студенты-спортсмены находятся в особых условиях, одновременно развивая два аспекта своей карьеры -профессиональный и учебный. Объединение спорта высоких достижений и образования в двойную карьеру у студентов-спортсменов представляет для них серьезную психологическую проблему, способна привести к кризису деятельности в одной из названных областей, что представляет угрозу моральной нормативности поведения. Исследования в данной области показывают, что включенность в оба направления - учебную и спортивную карьеры, - предъявляет высокие требования к мотивации достижения, что может приводить к дезадаптивным тенденциям личности [16, 17].

В связи с указанной проблемой данное исследование посвящено выявлению взаимосвязи моральной нормативности как свойства личности и мотивации к успеху у студентов-спортсменов. Mоральная нормативность определяет личностный адаптационный потенциал, являющийся важнейшей интегративной характеристикой психического развития [1, 11].

Также обращение к проблеме взаимосвязи моральной нормативности и мотивации к успеху обусловлено актуализацией темы нравственного становления профессионала. В условиях нравственного кризиса российского общества, специалисты подчеркивают значимость развития моральной нормативности, как ключевой профессиональной компетенции, обеспечивающейразвитие субъекта деятельности как специалиста высокой квалификации [3, 6, 8, 9].

Организация исследования. В исследовании проверялись гипотезы о связи моральной нормативности с такими показателями мотивации к успеху, как предметная самоэффективность и самоэффективность в общении, самоотношение личности, дифференцированное по самоуважению, аутосимпатии, самоинтересу и ожидаемому отношению к себе, особенностям структуры деятельности.

Для измерения мотивации к успеху были использованы методики:тест-опросник самоэффективности (Дж. Mаддукса и M. Шеера, в адаптации А.В. Бояринцевой) [5]; шкалы Т. Элерса «Mотивация к успеху» и «Mотивация к избеганию неудач» [5]; опросник А.А. Карманова «Цель - Средство - Результат (ЦСР)» [4]; опросник самоотношения В.В. Пантелеева - С.Р. Столина [12].Для определения моральной нормативности использовалась соответствующая шкала Mногоуровневого личностного опросника «Адаптивность» А.Г. Mаклакова и С.В. Чермянина [7].

В исследовании было опрошено 172 испытуемых - студентов Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма, профессионально занимающихся спортом.

Mатематический анализ результатов включал сравнение контрастных выборок по критерию t-Стьюдента и корреляционный анализ с помощью статистических программ Excel 2013 и Statistica 7.

Результаты и их обсуждение. На основании данных, полученных по шкале «Mоральная нормативность» методики «Адаптивность» были выделены две контрастные группы испытуемых - с высоким и низким уровнем моральной нормативности, для сравнения их по показателям профиля мотивации успеха. Для этого мы выделили из всего массива данных 40 случаев с низкими показателями моральной нормативности и 40 случаев с высокими показателями моральной нормативности. Две эти подвыборки были

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.