Научная статья на тему 'Взаимосвязь социально- психологической компетентности и жизнеспособности подростков с интеллектуальным недоразвитием'

Взаимосвязь социально- психологической компетентности и жизнеспособности подростков с интеллектуальным недоразвитием Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
431
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / РЕСУРС / INTELLECTUAL DISABILITIES / SOCIO-PSYCHOLOGICAL COMPETENCE / PERSON'S RESILIENCE / RESOURCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Королева Ю.А., Матасов Ю.Т.

В статье приводятся результаты исследования социально-психологической компетентности и ее взаимосвязи с жизнеспособностью личности. Рассматривается структура социально-психологической компетентности, представленная системой четырех интегративных компонентов, анализируются условия дефицитарной социальной среды, в которой воспитываются дети и подростки с интеллектуальным недоразвитием, экспериментально доказывается взаимосвязь социально-психологической компетентности и жизнеспособности у подростков с интеллектуальной недостаточностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Relationship of Socio-psychological Competence and Resilience in adolescents with intellectual disabilities

The results research of socio-psychological competence and discusses its correlation with person’s resilience are presented. The structure of person’s socio-psychological competence that includes four components and the conditions of deficit of the social environment in which children and adolescents with intellectual disability are analyzed, the relationship of socio-psychological competence and resilience in adolescents with intellectual disabilities is proved experimentally.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь социально- психологической компетентности и жизнеспособности подростков с интеллектуальным недоразвитием»

УДК 151.8 ББК 88.52

Ю.А. Королева, Ю.Т. Матасов

взаимосвязь социально-психологической компетентности и жизнеспособности подростков с интеллектуальным недоразвитием

В статье приводятся результаты исследования социально-психологической компетентности и ее взаимосвязи с жизнеспособностью личности. Рассматривается структура социально-психологической компетентности, представленная системой четырех интегративных компонентов, анализируются условия дефицитарной социальной среды, в которой воспитываются дети и подростки с интеллектуальным недоразвитием, экспериментально доказывается взаимосвязь социально-психологической компетентности и жизнеспособности у подростков с интеллектуальной недостаточностью.

Ключевые слова: интеллектуальное недоразвитие, социально-психологическая компетентность, жизнеспособность личности, ресурс.

Y.A. Koroleva, Y.T. Matasow

the relationship of socio-psychological competence and resilience in adolescents with intellectual disabilities

The results research of socio-psychological competence and discusses its correlation with person's resilience are presented. The structure of person's socio-psychological competence that includes four components and the conditions of deficit of the social environment in which children and adolescents with intellectual disability are analyzed, the relationship of socio-psychological competence and resilience in adolescents with intellectual disabilities is proved experimentally.

Key words, intellectual disabilities, socio-psychological competence, person's resilience, resource.

ro m

<u

о ^

о

Интерес исследователей к проблеме жизнеспособности личности в последние десятилетия значительно возрос, что вызвано реалиями современного общества: динамичностью, социальной неустойчивостью и возрастающей незащищенностью, которые предопределяют необходимость в обладании личностью некоторыми ресурсами, позволяющими эффективно существовать в подобных условиях. «Жизнеспособность — сложное и интегративное понятие, его научная операционализация происходит на фоне междисциплинарных дискуссий» [6, с. 80]. Рассмотрение феномена жизнеспособности личности в контексте ее ресурсов находим в ряде работ отечественных и зарубежных исследователей. В социологии и философии жизнеспособность понимается как «жизнен-

ные силы человека», раскрывающие его личностные возможности и социальные связи в основополагающих сферах жизнедеятельности (С.И. Григорьев), как способность целостной системы к устойчивости, к сохранению своих функций в изменяющихся условиях внешней и внутренней среды (И.М. Ильинский, П.И. Бабочкин) [2; 3; 4]; в психологии рассматривается как общий энергетический потенциал, определяющий готовность к эффективному функционированию, продуктивность поведения человека как субъекта в условиях экстремальной ситуации и результативность его деятельности, направленные на поиск выхода из нее (Б.Г. Ананьев), как способность управлять собственными ресурсами (А.В. Махнач и А.И. Лактионова) собственного здоровья и социально прием-

лемым способом использовать для этого семью, общество, культуру (М. Унгар) [1; 8].

Жизнеспособность как интегральное личностное образование формируется под воздействием социально-психологических механизмов, для которых характерна выраженная индивидуа-лизированность способов достижения, следовательно, жизнеспособность человека дифференцируется под влиянием множества социально-психологических переменных, к одной из них необходимо отнести межличностное взаимодействие, которое позволяет накапливать опыт интеракций и тем самым повышает готовность личности к эффективному функционированию в обществе.

Требования к жизнеспособности детей и подростков с легкой степенью интеллектуального недоразвития, развитие которых осуществляется в неблагоприятных внутренних и внешних условиях, также претерпевают некоторые изменения. Это связано и с общими тенденциями современного изменяющегося социального мира, в котором наиболее уязвимым и незащищенным перед нестабильностью, неопределенностью и динамичностью современности является подрастающее поколение, и с необходимостью достижения в процессе освоения адаптированной основной образовательной программы лицами с умственной отсталостью личностных результатов, которые выражаются в комплексе социальных (жизненных) компетенций. Все это актуализирует интерес к изучению социально-психологической компетентности подростка с интеллектуальным недоразвитием, как важной составляющей жизненной компетенции, как результата межличностного взаимодействия и социальных отношений.

Недостаточная теоретическая разработанность феноменов «жизнеспособность» и «социально-психологическая компетентность» при их несомненной актуальности, неоднозначность вопросов взаимосвязи между ними и развитие соответствующих данным феноменам психических явлений в условиях онто-и дизонтогенеза позволяют обоснован-

но выстроить логику настоящего исследования.

Проблематика социально-психологической компетентности, являясь одной из ведущих в общественных науках последних десятилетий, принадлежит к классу междисциплинарных проблем. Вопросы социального становления человека и формирования компетентной личности исследовались на философском (Г.Э. Белицкая, Л.Н. Шабатура), психолого-педагогическом (В.И. Бай-денко, И.А. Зимняя, Н.В. Калинина) и социально-психологическом (А.А. Дер-кач, Н.В. Куницына, Е.В. Коблян-ская, Ю. Мель, Л.А. Петровская и др.) уровнях.

Опорой для определения основных понятий нашего исследования послужила ресурсно-динамическая концепция, которая позволяет рассматривать социально-психологическую компетентность как диссипирующую систему, усложняющую собственные структуры за счет личностного ресурса и ресурсов социального окружения, а жизнеспособность в обобщенном плане - это не просто ресурс, а способность управлять как собственными внутренними, так и внешними ресурсами социальной среды.

Под социально-психологической компетентностью мы понимаем способность личности эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в условиях динамической социальной среды. Эффективность взаимодействия, обеспеченная системой когнитивно-перцептивных, эмоционально-регулятивных, личностно-ресурсных и инструментально-операциональных характеристик развивающейся личности, подразумевает целостное восприятие социальных объектов (социальная перцепция), ориентированность в различных ситуациях общения, представления о разнообразии социальных ролей, способах и сценариях развития ситуаций социального взаимодействия, умение решать межличностные проблемы, владение эффективными стратегиями взаимодействия, самоконтроль и саморегуляцию, наличие внутренних ресурсов и способность управлять как собственными вну-

Ь

о

X IX

ф

I-

ф

с

о

о ¡£

о ф

т ^

о с; о

X ^

о с

о

X .0 с; го

н _ о ю

О X

ою

со с

о о о Ф

со

СО £

ш ^

го

m

ф

ç о

Œ

о

тренними, так и внешними ресурсами социального окружения при решении трудных ситуаций взаимодействия.

С.В. Кондрашенкова рассматривает типы ресурсного потенциала личности в различных средах: дефицитарной и комфортной. Под дефицитарностью / комфортностью среды жизнедеятельности имеется в виду «способность среды удовлетворять значимые потребности человека» [5, с. 109]. К таковым потребностям в подростковом возрасте относятся потребность в общении, в уважении, признании и принятии сверстниками. Удовлетворение социогенных потребностей личности позволяет проявлять активность и осваивать социальные роли, обретать социально-психологическую компетентность. Одна из специфических функций внутреннего ресурсного потенциала — это преодоление личностью неблагоприятных условий ее развития. При высоком внутреннем потенциале, но дефицитарной социальной среде, которая не способна удовлетворить значимые потребности человека, возможно компенсирование данного дисбаланса за счет обращения к своим психологическим ресурсам, расширения репертуара и способов взаимодействия с дефицитарной средой жизнедеятельности. При недостаточном внутреннем потенциале, но комфортной социальной среде обостряется необходимость обращений к внешним, а не к внутренним ресурсам.

Экспериментальное исследование социально-психологической компетентности и жизнеспособности подростков с интеллектуальным недоразвитием (экспериментальная группа) и подростков с условно нормативным развитием (контрольная группа) было проведено по методикам: Личностный опросник ригидности В.Г. Залевского (ТОРЗ); Тест CYRM (адаптация А.В. Махнач и А.И. Лактионова); Опросник копинг-стратегий детей школьного возраста Д. Амирхан; Тест фрустрационной толерантности С. Ро-зенцвейга; Невербальная коммуникация В.А. Лабунской и Л.А. Регуш; Эмоциональная пиктограмма Е.И. Изотовой; Изучение социальных эмоций Г.А. Урунтае-

вой, Ю.А. Афонькиной; методика «Социальный анамнез».

Сравнивая результаты экспериментального изучения особенностей социально-психологической компетентности, мы можем отметить наиболее значимые качественные различия между подростками с интеллектуальным недоразвитием и подростками с условно нормативным развитием.

У большей части подростков с интеллектуальным недоразвитием социальная перцепция представлена на очень низком, низком и уровне ниже среднего, что свидетельствует о недостаточной способности в понимании эмоциональных состояний, намерений, ожиданий других людей в ситуациях общения. Подростки в процессе межличностного взаимодействия не ориентируются на эмоциональные проявления своих партнеров по общению. У подростков этой группы выявлены трудности в установлении соответствий эмоциональному содержанию по сюжетным ситуациям социального взаимодействия и низкий уровень понимания эмоционального процесса. У большей части подростков с условно нормативным развитием преобладают высокий, средний и уровень ниже среднего по шкале социальной перцепции. У респондентов контрольной группы обнаруживаются средние и достаточно высокие показатели социальной перцепции, что свидетельствует о возможности как понимания эмоциональных состояний, так и ориентирования на эмоциональных проявлениях своих партнеров в процессе межличностного взаимодействия. Эти респонденты более адекватны в ситуациях межличностного общения, они проявляют в процессе взаимодействия способности к пониманию эмоциональных состояний, намерений, ожиданий других людей, что способствует целостному восприятию.

Для подростков с умственной отсталостью характерны частые аффективные состояния, «застревания» на негативных переживаниях, инфантильность. Подростки с нормативным развитием проявляют меньшую склонность к аффектам и их эмоции более адекватны ситуациям

взаимодействия. Поведение подростков с интеллектуальным недоразвитием отличается недостаточной саморегуляцией, слабостью волевых процессов, безынициативностью, несамостоятельностью, слабой мотивацией. Подростки с нормативным развитием более способны самостоятельно регулировать свою деятельность и поведение, без дополнительной мотивации и контроля.

В новой обстановке подростки с интеллектуальным недоразвитием часто испытывают трудности социальной адаптации. У них отмечаются растерянность, пассивность, неумение быстро и самостоятельно приспособиться к новым условиям. Подросткам с нормативным развитием требуется гораздо меньше времени для адаптации к новым условиям, им реже требуется помощь извне.

При изучении ригидности наиболее высокие результаты у подростков с интеллектуальным недоразвитием наблюдаются по показателю актуальной ригидности, что характеризует их как обладателей фиксированных форм поведения, стереотипий, персевераций, различных видов навязчивости. Им нелегко избавиться от вредных привычек, менять свои планы, если обстоятельства требуют этого, а также трудно избавиться от любых отрицательных переживаний (плохого настроения, беспокойства). Высокие показатели актуальной ригидности объясняются инертностью психических процессов с фиксацией на примитивных ассоциативных связях с трудностью их перестройки. Актуальная ригидность является причиной неконструктивных форм поведения подростков с умственной отсталостью, т.к. не позволяет личности выбрать наиболее эффективный способ выхода в трудных ситуациях взаимодействия, фиксируя на привычных, хотя и не позволяющих решить проблемы, формах поведения. У основного числа подростков с условно нормативным развитием выявлен умеренный или нормативный уровень актуальной ригидности, что проявляется в возможности успешной адаптации к новым условиям, в готовности непосредственно выражать свои чувства и эмоции, легко устанавли-

вать и поддерживать эмоционально - насыщенные контакты.

Исследование стратегий поведения, наиболее часто встречающихся в выборках подростков, показало предпочтение респондентами с интеллектуальным недоразвитием такой поведенческой стратегии, как «Поиск социальной поддержки», при которой человек для эффективного разрешения проблемы обращается за помощью к окружающей его среде. На среднем и высоком уровне у большинства подростков с интеллектуальным недоразвитием находится частота использования другой, неконструктивной стратегии «Избегание проблем», при которой человек старается избежать контакта с окружающей его действительностью, уйти от решения проблем. У подростков с условно нормативным развитием преобладающей является конструктивная стратегия поведения «Разрешение проблемы», при которой человек старается использовать все имеющиеся у него личностные ресурсы для поиска возможных способов эффективного разрешения проблемы.

Подростки с легкой степенью интеллектуального недоразвития предпочитают использовать примитивные стратегии и механизмы защиты личности, по сравнению с подростками с условно нормативным развитием, система защитного поведения которых сложнее и разнообразнее по своему содержанию. Известно, что система психологических защит формируется в процессе индивидуального развития, научения и во многом зависит не только от психобиологических, но и от социальных факторов, в том числе и от семейной ситуации, т.к. ребенок зачастую копирует образцы защитного поведения родителей.

Сбор социального анамнеза семей, воспитывающих подростков с умственной отсталостью, показывает, что более половины подростков воспитывается в неполных семьях. Только около 10% матерей и 30% отцов имеют высшее образование. Инвалидность имеют 10% отцов и 20% матерей, из них половина матерей - выпускницы специальной (кор-рекционной) школы. С двумя родителями проживают в среднем 35% подрост-

н _ о то

О I

ою

со с

о о

о ф р

го ^

СО ^

СО и

го

ш

ф

^

о ^

о

ков с ментальными нарушениями и 65% подростков с нормальным развитием. В среднем выявлено около 40% семей, воспитывающих подростков с интеллектуальным недоразвитием и 15% семей с обычными подростками, в которых один из родителей не работает.

Таким образом, в семьях, воспитывающих подростков с умственной отсталостью, прослеживается устойчивая тенденция низкого социально-экономического статуса и, как правило, снижение воспитательного потенциала [7], а значит и дефицитарность среды жизнедеятельности. Подобные дефицитарные условия жизнедеятельности не способствуют удовлетворению значимых потребностей подростка с интеллектуальными нарушениями, усугубляют и без того осложненный неблагоприятными внутренними факторами процесс развития, сказываются на жизнеспособности «растущей личности» (Д.И. Фельдштейн).

Исследование жизнеспособности подростков экспериментальной и контрольной групп, а также выявление ее взаимосвязи с социально-психологической компетентностью методом корреляционного анализа показало, что большинство подростков с интеллектуальным недоразвитием имеют средний уровень жизнеспособности, а у 1/3 обнаруживаются низкие показатели, что обусловливает наличие у подростков склонности к социальной фрустрации, невротизации, снижает показатели самоэффективности, саморегуляции и самоадаптации.

Подростки с условно нормативным развитием преимущественно имеют высокие показатели жизнеспособности, что характеризует их как обладающих осмысленностью жизни, оптимизмом и способностью к саморазвитию.

По итогам статистического анализа были получены результаты, позволившие говорить о наличии корреляционной взаимосвязи между уровнем жизнеспособности и стратегией «Поиск социальной поддержки» в выборке подростков с интеллектуальным недоразвитием, что можно объяснить вынужденностью обращения за помощью к близким взрослым (воспитателям, учителям, родителям и

т.д.) в условиях дефицита собственных ресурсов или же устойчивой установкой на помощь, сформированной под влиянием собственной несамостоятельности, ригидности, неприспособленности.

Исходя из всего вышеизложенного, мы можем говорить о том, что деформации социально-психологической компетентности в условиях дизонтогенеза проявляются в неразвитых навыках конструктивного поведения, в снижении способности к гибкому адаптивному поведению, которое характеризуется примитивными повторяющимися реакциями в фрустрирующей ситуации, применением неконструктивных стратегий поведения, т.е. инфантильными и ригидными стилями реагирования в конфликте. Так как социально-психологическая компетентность воплощает в себе достижения личности в развитии отношений с другими людьми, позволяет обеспечивать возможность овладения социальной реальностью, то коммуникативные практики, расширение опыта межличностного взаимодействия создают основу для формирования устойчивых связей, развития жизнеспособности личности. Дефици-тарность или комфортность социальной среды, в которую включен подросток с интеллектуальным недоразвитием, предопределяют качество сформированной компетентности во взаимодействии. Жизнеспособность подростков с интеллектуальным недоразвитием при дефи-цитарности внутреннего потенциала преимущественно определяется условиями социума, взаимоотношениями в нем.

Внутренние ресурсы лиц с интеллектуальным недоразвитием психологически ослаблены, что повышает необходимость опоры на ресурсы социального окружения, но при неблагополучии семейной интерактивной системы, отягощенной различными социальными факторами, микросреда также не способна удовлетворить значимые потребности подростка с данным нарушением, что приводит к необходимости обращения к другим внешним ресурсам, в частности, к социальной поддержке субъектами образовательного процесса: учителями, воспитателями, психологами.

Библиографический список

1. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания [Текст] / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2006. - 272 с.

2. Бабочкин, П.И. Становление жизнеспособной молодежи в динамично изменяющемся обществе [Текст] / П.И. Бабочкин. - М.: Социум, 2000. - 176 с.

3. Григорьев, С.И. Основы построения социологической теории жизненных сил человека: контекст развития культуры социальной жизни на пороге XXI в. [Текст] / С.И. Григорьев // Социология на пороге XXI века: основные направления исследований; под ред. С.И. Григорьева, Ж. Коэнен-Хуттера. - М.: Интеллект, - 1998. - С. 72-82.

4. Ильинский, И.М. Концепция воспитания жизнеспособных поколений российской молодежи [Текст] / И.М. Ильинский, П.И. Бабочкин. - М.: Социум, 1999. - 214 с.

5. Кондрашенкова, С.В. Феномен качества жизни с точки зрения субъектно-средового подхода [Текст] / с.в. Кондрашенкова // Journal collection of scientific works of krasec section «THE HUMANITIES». - 2012. - № 2(20). Psychology. - С. 107-113.

6. Королева, Ю.А. Социально-психологическая компетентность в структуре жизнеспособности личности [Текст] / Ю.А. Королева // Известия УрФУ. - 2015. - № 3(141). - С.79-85.

7. Королева, Ю.А. Факторы семейного воспитания в детерминации общения детей и подростков с интеллектуальными отклонениями в развитии [Электронный ресурс] / Ю.А. Королева // Концепт. - 2014. - № 06 (июнь). Режим доступа: http://e-koncept.ru/2014/14144.htm.

8. Махнач, А.В. Жизнеспособность подростка: понятие и концепция [Текст] / А.В. Махнач, А.И. Лактионова // Психология адаптации и социальная среда: Современные подходы, проблемы, перспективы. М.: Институт психологии РАН. - 2007. - С. 290-312.

Referencеs

1. Ananiev B.G. About the problems of modern human study. SPb.: Peter, 2006. P. 272. [in Russian].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Babochkinn P.I. The Formation of a viable youth in dynamically changing society. M.: Sotsium, 2000. P. 176. [in Russian].

3. Grigoriev S.I. Basics of building a sociological theory of vital forces of the person: the context of development of culture of social life on the threshold of XXI century. Sotsiologia na poroge XXI veka: osnovnyie napravlenia issledovania. M.: Intellect, 1998. P. 72-82. [in Russian].

4. Ilinskiy I.M. The Concept of education of viable generations of Russian youth. Moscow: Sotsium, 1999. P. 214. [in Russian].

5. Kondrashenkova, S.V. The Phenomenon quality of life from the point of view of subject-environmental approach. Journal (collection of scientific works of krasec section "THE HUMANITIES", 2012. № 2 (20). Psychology. P. 107-113. [in Russian].

6. Koroleva, Y. A. Socio-psychological competence in the structure of the viability of the person. Bulletin ofURFU. 2015. № 3 (141). P. 79-85. [in Russian].

7. Koroleva, J.A. Factors of family education in the determination of the communication of children and adolescents with intellectual disabilities. Koncept, 2014. № 06 (June). Available at: http://e-koncept. ru/2014/14144.htm. [in Russian].

8. Makhnach, A.V. The Vitality of a teenager: the concept and concept. Psykhologia adaptatsii i sotsialnaia sreda: sovremennyiepodkhody, problem, perspectivy. M.: Institut psykhologii RAN, 2007. P. 290-312. [in Russian].

Сведения об авторе: Королева юлия Александровна,

кандидат психологических наук, доцент,

кафедра специальной психологии, Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург, Российская Федерация. Ктай: koroleva-y@yandex.ru

Information about the authors: Koroleva Yulia Alexandrovna,

Candidate of Sciences (Psychology),

Academic Title of Associate Professor,

Associate Professor, Department

of Special Psychology,

Orenburg State Pedagogical University,

Orenburg, Russia.

E-mail: koroleva-y@yandex.ru

Матасов юрий Тимофеевич,

доктор психологических наук, профессор, профессор, кафедра олигофренопедагогики, Российский государственный педагогический университет

г. Санкт-Петербург, Российская Федерация. Ктай: matasovut@gmail.com

Matusow Yuri Timofeevich,

Doctor of Sciences (Psychology), Academic Title of Professor,

Professor, Department of Oligophrenopedagogy Russian State Pedagogical University, St. Petersburg, Russia. E-mail: matasovut@gmail.com

ro

CO T

ro

X

< LU

УДК 378:151.8 ББК 74.480.88.40

Е.А. Лихачёва, Н.И. Гуслякова

особенности ценностных ориентаций студентов с учетом самооценки личности

Статья посвящена изучению теоретических аспектов взаимосвязи ценностных ориентаций и самооценки студентов-бакалавров в условиях обучения в вузе. В статье приведены данные эмпирического исследования студентов первого курса.

Ключевые слова: ценностные ориентации, самооценка, терминальные ценности, инструментальные ценности, студент-бакалавр.

Е.А. Likhacheva, N.I. Guslyakova

specifics of students values based on self-assessment

The theoretical studies of material values that influence self-assessment of students studying in undergraduate college program are discussed. The empirical study data of the first year students are shown.

Key words: material values, self-assessment, final values, instrumental values, undergraduate student.

Нестабильность современных социально-экономических условий развития общества, снижение престижности ряда профессий, сложность трудоустройства способствуют изменениям мотивационно-ценностной направленности студентов на избранную профессию. В молодежной среде снижается значимость ценностей, связанных с духовными интересами, приоритетными становятся ценности социального удовлетворения, материального благополучия [5].

При воздействии множества разнонаправленных факторов человек должен понимать себя и смысл того, что он делает, самостоятельно оценивать ситуацию, совершать выбор и принимать решения.

Поэтому важна внутренняя регуляция поведения и деятельности субъекта, наличие того, что обеспечивает его внутреннюю личностную устойчивость. В таких условиях проблема ценностной направленности молодых людей на профессиональную деятельность приобретает особое значение.

Выбор студентов педагогического вуза не случаен. В современных социально-психологическихипсихолого-педагогических исследованиях признается, что окончательное становление ценностных ориентациях происходит в юношеском возрасте. Духовное единство народа и объединяющие людей моральные ценности - это такой же важный

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.