Научная статья на тему 'Социальное развитие личности в условиях дизонтогенеза'

Социальное развитие личности в условиях дизонтогенеза Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1351
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIAL DEVELOPMENT / "СОЦИАЛЬНЫЙ ВЫВИХ" / "SOCIAL DISLOCATION" / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL COMPETENCE / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / ДЕФОРМАЦИЯ / STRAIN / ДИЗОНТОГЕНЕЗ / DYSONTOGENESIS / СЕМЕЙНАЯ ИНТЕРАКТИВНАЯ СИСТЕМА / FAMILY INTERACTIVE SYSTEM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Королева Юлия Александровна

Социальное развитие детей и подростков, осуществляемое под влиянием комбинации внутренних и внешних факторов, отягощается в современных условиях динамичностью и изменчивостью социальной реальности. Все это приводит к необходимости актуализации исследований, выявляющих закономерности социального развития и сущностные характеристики уровней этого развития. Социальное развитие детей и подростков с отклонениями в развитии осуществляется в еще более уникальной ситуации под влиянием специфических факторов дизонтогенеза. Важным индикатором социального развития является социально-психологическая компетентность личности, развитию которой способствуют включенность человека в интерактивные системы, постоянное обогащение опыта взаимодействия и его осознание («осознанная практика»). В условиях дизонтогенеза происходит наслоение факторов, затрудняющих социальное развитие человека и приводящих к деформациям социально-психологической компетентности. Причины этих деформаций прежде всего в несовершенстве социальных условий, в которых воспитывается и социализируется ребенок с отклонениями в развитии. Однако вектральность развития социально-психологической компетентности в условиях дизонтогенеза весьма вариативна и зависит как от возрастного развития, в процессе которого можно выделить начальный, неустойчивый и устойчивый уровни, так и от наслоения совокупности социогенетических факторов, моделирующих искаженный, дефицитарный или прогрессивный уровни развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Королева Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL DEVELOPMENT OF PERSONALITY IN THE CONTEXT OF DYSONTOGENESIS

In combination with internal and external factors social development of children and adolescents is affected by changeable and dynamic social reality. These factors demand further studies to identify patterns of social development and essential features characterizing the levels of social development. Social development of children and adolescents with developmental disabilities occurs in a more unique situation under the influence of specific factors of dysontogenesis. An important indicator of social development is social and psychological competence of personality developed due to the inclusion of a person in an interactive system, whose experience of interaction is continuously broadened and put into practice (which is called "deliberate practice"). The accumulation of factors in the context of dysontogenesis impedes social development and leads to the deformation of social and psychological competence. These defects are mainly caused by the imperfection of social conditions in which a child with developmental disabilities is raised and socialized. The development of social and psychological competence in the context of dysontogenesis depends both on the age (with primary, non-sustainable or sustainable levels) and a set of social and genetic factors (with distorted, deficit or progressive levels of development).

Текст научной работы на тему «Социальное развитие личности в условиях дизонтогенеза»

УДК 376.3

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДИЗОНТОГЕНЕЗА

© 2017

Королева Юлия Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии Оренбургский государственный педагогический университет (460000, Россия, Оренбург, пр. Коммунаров 57, e-mail: [email protected])

Аннотация. Социальное развитие детей и подростков, осуществляемое под влиянием комбинации внутренних и внешних факторов, отягощается в современных условиях динамичностью и изменчивостью социальной реальности. Все это приводит к необходимости актуализации исследований, выявляющих закономерности социального развития и сущностные характеристики уровней этого развития. Социальное развитие детей и подростков с отклонениями в развитии осуществляется в еще более уникальной ситуации под влиянием специфических факторов дизонтогенеза. Важным индикатором социального развития является социально-психологическая компетентность личности, развитию которой способствуют включенность человека в интерактивные системы, постоянное обогащение опыта взаимодействия и его осознание («осознанная практика»). В условиях дизонтогенеза происходит наслоение факторов, затрудняющих социальное развитие человека и приводящих к деформациям социально-психологической компетентности. Причины этих деформаций прежде всего в несовершенстве социальных условий, в которых воспитывается и социализируется ребенок с отклонениями в развитии. Однако вектральность развития социально-психологической компетентности в условиях дизонтогенеза весьма вариативна и зависит как от возрастного развития, в процессе которого можно выделить начальный, неустойчивый и устойчивый уровни, так и от наслоения совокупности социогенетических факторов, моделирующих искаженный, дефицитарный или прогрессивный уровни развития.

Ключевые слова: социальное развитие, «социальный вывих», социально-психологическая компетентность, социализация, деформация, дизонтогенез, семейная интерактивная система.

SOCIAL DEVELOPMENT OF PERSONALITY IN THE CONTEXT OF DYSONTOGENESIS

© 2017

Koroleva Yulia Alexandrovna, Candidate of Sciences (Psychology), Associate Professor Orenburg State Pedagogical University (460000 Russia, Orenburg, Communards passage 57, [email protected])

Abstract. In combination with internal and external factors social development of children and adolescents is affected by changeable and dynamic social reality. These factors demand further studies to identify patterns of social development and essential features characterizing the levels of social development. Social development of children and adolescents with developmental disabilities occurs in a more unique situation under the influence of specific factors of dysontogenesis. An important indicator of social development is social and psychological competence of personality developed due to the inclusion of a person in an interactive system, whose experience of interaction is continuously broadened and put into practice (which is called "deliberate practice"). The accumulation of factors in the context of dysontogenesis impedes social development and leads to the deformation of social and psychological competence. These defects are mainly caused by the imperfection of social conditions in which a child with developmental disabilities is raised and socialized. The development of social and psychological competence in the context of dysontogenesis depends both on the age (with primary, non-sustainable or sustainable levels) and a set of social and genetic factors (with distorted, deficit or progressive levels of development).

Keywords: social development, «social dislocation», social and psychological competence, socialization, strain, dyson-togenesis, family interactive system.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Вопросы социального развития личности в современном российском обществе обладают особой актуальностью, что связано с целым рядом детерминант. Во-первых, изменения в экономической, социальной, культурной сферах приводят к инверсии взгляда на социальное развитие подрастающего поколения и к осознанию необходимости выработки новой стратегии целенаправленного воздействия на него. Как отмечает Л.В. Мардахаев, «меняются условия, направленность и интенсивность социального развития» [1, с. 10]. Во-вторых, динамичность происходящих в обществе процессов провоцирует как позитивные, так и негативные изменения личности: ее социальной активности/пассивности, социального взросления/инфантильности, характера общения и деятельности и т.д., что требует изучения процессуаль-ности, форм и механизмов этих изменений. В-третьих, социальное развитие как феномен актуальный и в современной философии, и в социологии, и в педагогике, и в психологии требует междисциплинарного подхода, обобщенного анализа и обсуждения.

Проблема социального развития детей и подростков с отклонениями в развитии имеет еще более острый характер ввиду типологической и индивидуализированной специфики социальных потребностей, а также внутренних и внешних ограничений, в условиях которых происходит их социализация и воспитание.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразре-

шенных раньше частей общей проблемы. Социальное развитие, по мнению Л.В. Мардахаева, — это «количественное и качественное изменение личностных структур в процессе формирования человека, его социализации и воспитания» [1, с. 42]. Ведущие характеристики социального развития, как и развития в общем — это непрерывность, заключающаяся в постоянной потребности социального изменения, сохранения, утраты социального опыта как естественного социального роста человека и неравномерность, выражающаяся в том, что оно (социальное развитие) имеет сложную организацию во времени, его содержание изменяется на протяжении детства и юношества и происходит это под влиянием многочисленных факторов. Именно неравномерность не позволяет социальное развитие представлять в виде шкалы, имеющей линейный, пропорциональный характер.

Еще А.Н. Леонтьев утверждал, что никакое развитие не выводится напрямую из предпосылок к развитию, что приводит к необходимости исследовать его как процесс «самодвижения», в котором «его предпосылки выступают как в нем же трансформирующиеся его собственные моменты» [2, с. 172-173]. Таким образом, возникающие возрастные новообразования сами начинают выступать в качестве внутренних факторов развития. Развитие психики характеризуется как поэтапностью созревания психических функций, качественным их преобразованием и совершенствованием на каждом последующем возрастном этапе, так и активностью, осознанностью и целеустремленностью деятельности самого человека. В процессе индивидуального развития путем присво-

ения социального опыта психические функции приобретают все большую произвольность, функционируют в высших своих формах. Так, процесс развития протекает в единстве и взаимодействии системы внутренних и внешних факторов.

Личностным индикатором социального развития является социально-психологическая компетентность (далее СПК) человека, которая воплощает в себе «достижения личности в развитии отношений с другими людьми, позволяет обеспечивать возможность оценки ситуации и овладения социальной реальностью» [3, с. 71].

Несмотря на определенную изученность феномена социально-психологической компетентности в общем [4, 5, 6] и при отклонениях в развитии [7, 8, 9, 10], остаются не раскрытыми вопросы ее детерминации и век-тральности развития в условиях дизонтогенеза.

Формирование целей статьи (постановка задания). Основной целью нашего исследования стало определение и описание уровней социально-психологической компетентности личности с учетом возрастной и дизон-тогенетической обусловленности, а также выделение детерминант деформаций социального развития личности в условиях дизонтогенеза.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев категорию «развитие» рассматривают в качестве консолидирующего, включающего в себя три достаточно самостоятельных процесса: становление, формирование и преобразование [11, 12]. Опираясь на эти составляющие развития, мы определили основные уровни, соответствующие различной степени развитости социально-психологической компетентности, развивающиеся во времени и поддающиеся измерению.

Начальный уровень (становление) - уровень созревания и роста, предполагающий наличие и проявление предпосылок к развитию СПК: сензитивность, открытость к восприятию и пониманию личностных особенностей другого, достаточно высокая самооценка, удовлетворенность собой и др. Данный уровень развития СПК характеризуется недостаточной сформированно-стью необходимых образований компетентности во взаимодействии, наличием недоразвитых и разрозненных аспектов, слабостью внутренних (психологических) ресурсов. В онтогенезе данный уровень приходится на до-подростковый возрастной этап.

Неустойчивый уровень (формирование) предполагает оформление и совершенствование структур компетентности во взаимодействии, их интеграцию. Данный уровень определяется ситуацией, когда отдельные показатели СПК сформированы на достаточном уровне и могут создать основу для достижения успеха в социально-значимой деятельности или взаимодействии, а другие пока находятся на низком уровне развития и затрудняют социальную адаптацию. В онтогенезе данный уровень приходится на подростковый возрастной этап.

Устойчивый уровень (преобразование) предполагает достижение относительной устойчивости и развитости всех компонентов СПК, а также детерминирующих ее внутриличностных аспектов и новообразований возраста, обеспечивающих успех в социальной деятельности: рефлексии и самосознания, самодетерминации и самоорганизации, возможность индивида превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Переход к устойчивому уровню свидетельствует о достижении определенной социальной зрелости. В онтогенезе данный уровень приходится на юношеский и более поздние возрастные этапы.

Социальное развитие и социально-личностное взросление личности часто сопровождается трудностями, вызванными современными условиями социальной реальности. Общество требует от современного человека социальной зрелости, самостоятельности, активности, способности принимать ответственность,

продуцировать достигать цели, однако подрастающее поколение не всегда стремится к этому, предпочитая безответственность ответственности, пассивность социальной активности, что может быть обозначено как социальный или социально-личностный инфантилизм. Его формирование происходит вследствие нарушения механизмов социализации и выражается в непринятии детьми и подростками новых обязанностей и обязательств, связанных с процессом взросления. В исследованиях Н.А. Жестковой, Т.В. Коротковских, отмечается, что данный феномен стал характерной чертой социально-психологического портрета подрастающего поколения [13, 14].

При отклонениях в развитии подверженность личности социальной инфантилизации возрастает, что сопряжено и со спецификой эмоционально-волевой, мо-тивационной и других сфер личности, и с социальными условиями, формирующими социально-личностный инфантилизм и приводящими к недоразвитию и деформациям социально-психологической компетентности.

Детское развитие, как известно, протекает исключительно в процессе воспитания, во взаимодействии индивида с партнером, в связи с чем оно должно изучаться с учетом поведения последнего. Включенность человека в интерактивные системы, накопление и осознание опыта взаимодействия при развивающихся идентификации и рефлексии, способствуют развитию СПК в онтогенезе.

Возникающий в условиях дизонтогенеза «социальный вывих» (по Л.С. Выготскому) требует еще большего участия в воспитании со стороны взрослых и большего внимания к интерактивным системам ребенка, так как исправление «вывиха» возможно лишь в процессе специального воспитания, подчиненного социальному. «Специальное воспитание должно быть подчинено социальному, должно быть увязано с ним и даже больше — органически слиться с ним, войти в него как его составная часть» [15, с. 71]. Дополнительным для развития ребенка негативным фактором становится неготовность родителей решать в процессе воспитания поставленные задачи на пути удовлетворения его социальных потребностей. По мнению И.Ю. Левченко и В.В. Ткачевой, рождение ребенка с отклонениями в развитии меняет отношения внутри семьи, а также искажает контакты с окружающим социумом [16].

Замкнутый круг общения, ситуации эмоционального неприятия, отвержения ребенка, характеризующиеся эмоциональной холодностью родителей замедляют и искажают социальное развитие ребенка.

Деформации интерактивной семейной системы снижают возможности в реализации как традиционных, так и специальных функций при воспитании ребенка с отклонениями в развитии. Родители часто не в состоянии самостоятельно справиться с проблемами, организовать необходимые условия для гармоничного развития ребенка, его социализации и компенсации нарушенных/ утраченных функций. В семьях, не уделяющих детям достаточного внимания, по мнению В.В. Лебединского, психическое развитие ребенка с церебральной недостаточностью еще более замедляется за счет наслоения микросоциальной и педагогической запущенности, аномалия развития становится значительно более стойкой и выраженной [17]. Бессилие или бездействие родителей также искажает и обедняет условия развития ребенка с отклонениями в развитии за счет дефицита упорядоченной взрослыми информации, и за счет эмоциональной депривации, приводящей к сниженному фону настроения, к подавлению познавательной активности, к недоразвитию навыков коммуникации. У таких детей длительно не формируется чувство ответственности за свои действия, они часто не могут организовать себя, руководствуясь в своем поведении элементарными потребностями. Они стремятся к получению удовольствий и стремятся избегать ситуаций, требующих значительных усилий. Все это порождает обилие трудностей, связан-

ных с развитием навыков социального взаимодействия. Так, «семейная интерактивная система в значительной степени определяет и развитие, и деформации СПК» [18, с. 122].

При отсутствии необходимых условий для развития личности или же под влиянием патологических факторов длительно и интенсивно воздействующих, к которым относится в том числе и нарушение онтогенетического процесса, и деструкции интерактивной семейной системы могут возникать деформации социально-психологической компетентности различного уровня.

В психологической науке понятие «деформация» чаще всего рассматривается в связи с проблемами профессиональной деятельности, описания личностно-ти-пологических особенностей, однако, ввиду социальной обусловленности перечисленных проблем, так или иначе, объяснение причин подобных деформаций, затрагивают сферу общения. Так, Б.Г. Ананьев связывает деформации личности с прекращением профессиональной трудовой деятельности, т.е. деформация возникает вследствие коренного изменения образа жизни и деятельности, статуса и ролей человека в обществе [19].

Под деформациями социально-психологической компетентности мы понимаем такого рода изменения (нарушения, затруднения, искажения), которые не просто снижают эффективность межличностного взаимодействия и его продуктивность, а ведут к затруднениям осуществления данного процесса и, в крайних ситуациях, к разрушениям.

Кроме вертикально организованных и представленных во времени начального, неустойчивого и устойчивого уровней СПК можно выделить горизонтальную шкалу с характеристиками, детерминированными патогенными факторами социогенетической природы.

Искаженная СПК характеризуется структурной и психологической алогичностью, фактическим выпадением отдельных ее элементов, функциональной несостоятельностью. Источниками, усиливающими патоген-ность СПК в условиях дизонтогенеза, являются дефекты интерактивных систем, и прежде всего семейной, а следствия обнаруживают зависимость не только от интерпсихических образований, но и от интрапсихических.

Дефицитарная СПК характеризуется неустойчивостью ее элементов, искажением механизмов установления социальных отношений, изменением выраженности компонентов. Этот уровень может быть обусловлен и внутренним ослаблением предпосылок и ресурсов СПК и, как мы отмечали выше, деструкциями интерактивной семейной системы, педагогической несостоятельностью родителей, своеобразием их отношения и принятия ребенка с отклонениями в развитии.

Прогрессивная СПК характеризуется постепенным наращиванием, усложнением и совершенствованием способности к взаимодействию, основанной на расширении форм социальных интеракций и совершенствовании психологической базы. Этот уровень достигается в условиях своевременного оптимального стимулирования развития ребенка с учетом его социальных потребностей и возможностей прежде всего в семейной интерактивной системе. В связи с этим можно говорить о компенсированной компетенции во взаимодействии.

Вектральность развития СПК в условиях дизонтоге-неза представлена на рис. 1.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, важнейшим детерминантом в усвоении и дальнейшем использовании того или иного социально-направленного навыка является характер интерактивной семейной системы, которая отличается от других (образовательной, культурной, социальной) по длительности, силе влияния и срокам начала воздействия на развивающуюся личность. Дефицит или искаженность интерактивной семейной системы блокируют удовлетворение потребностей личности, являющихся существенным фактором

ее развития, источником социогенеза [20]. В целом, деформации социального развития лиц с отклонениями в развитии обусловлены и снижением социальной позиции, и ослаблением социальных взаимосвязей, и несоответствием условий, в которых и происходит социальное становление, формирование и преобразование личности.

Устойчивый уровень к социальной зрелости

Патогенный уровень Дефици гарный Прогрессивный уровень

Неусто]тчивый

От социальной инфантильности

Начальный уровень СПК

Рисунок 1 - Вектральность развития СПК в условиях дизонтогенеза

Данное исследование не исчерпывает содержания изучаемой проблемы. Её дальнейшее развитие требует эмпирической верификации полученных результатов, выявления взаимосвязи характера социально-психологической компетентности с внутренними (психологическими) ресурсами, а также определение путей и механизмов психолого-педагогического сопровождения социального развития лиц исследуемой группы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. М.: Гардарики, 2005. 269 с.

2. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.

3. Королева Ю.А. Социогенные потребности как основа развития социально-психологической компетентности подростков с отклонениями в развитии // Вестник КГУ. 2016. №1. С. 70-73.

4. Калинина Н.В. Формирование социальной компетентности как механизм укрепления психического здоровья подрастающего поколения // Психологическая наука и образование. 2001. №4.

5. Коблянская Е.В. Психологические аспекты социальной компетентности: Автореф. дисс. ...канд. псих. наук. СПб., 1995. 16 с.

6. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2001. 544 с.

7. Зальцман Л.М. Формирование коммуникативной компетентности незрячих детей средствами невербального общения // Дефектология. 2002. №4. С. 62-71.

8. Инденбаум Е.Л. Психосоциальное развитие подростков с легкими формами интеллектуальной недостаточности в разных образовательных средах // Дефектология. №2. 2011. С.19-27.

9. Корнилова И.Г. Личностное своеобразие и его роль в процессе социализации подростков с патологией зрения // Дефектология. 2001. № 2. С. 3-12.

10. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. М.: Per Se, 2002. 192 с.

11. Исаев Е.И., Слободчиков В.И. Психология образования человека. Становление субъектности в образовательных процессах. Учеб. пособие. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. 432 с.

12. Слободчиков В.И. Теория и диагностика развития в контексте психологической антропологии // Психология обучения. 2014. № 1. С. 4-34.

13. Жесткова Н.А. Методологические подходы к исследованию социальной зрелости и социального инфантилизма личности // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2013. № 2 (14).

14. Коротовских Т.В. К проблеме становления социально-психологической зрелости в подростковом возрасте // Вестник Шадринского государственного педа-

гогического института. Шадринск: ШГПИ. 2013. № 2. С.176-179.

15. Выготский Л.С. Основы дефектологии / под. ред. Власовой Т.А. М.: Педагогика. 1983. 369 с.

16. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 2008. 240 с.

17. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М.: Изд-во Моск. ун-та,1985. 168 с.

18. Королева Ю.А. Генезис социально-психологической компетентности личности: социогенетический подход // Концепт. 2015. № 06 (июнь). URL: http://e-koncept. ru/2015/15178.htm

19. Райгородский Д.Я. Психология личности. Т. 1 Хрестоматия. Самара: Бахрах, 2006. 544 с.

20. Королева Ю.А. Социально-психологическая компетентность в условиях деформации интерактивной семейной системы детей и подростков с отклонениями в развитии // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. №10. С. 120-127.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.