4. Zinurova R.I. Etnos and personality. Kazan, 2005. P. 192. [in Russian].
5. Methodology and methods of ethnopsychological research. Yelabuga: Izd-vo EGPU, 2009. P. 212. [in Russian].
6. Borisov R.V., Shneyder L.B. K voprosu ob etnicheskoy identichnosti i yazykovoy kompetentnosti rossiyskih nemtsev. Modern social psychology: theoretical approaches and applied research. - 2009. - № 4(5).
[in Russian].
7. Hotinets V.Yu. Ethnic consciousness. SPb: Alteya, 2000. P. 240. [in Russian].
Сведения об авторах: Бильданова Виля Рустемовна,
ст. преподаватель, кафедра психологии, Казанский федеральный университет, г. Елабуга.
Республика Татрстан. &mail: [email protected]
Бисерова Галия Камильевна,
кандидат педагогических наук, доцент,
кафедра психологии,
Казанский федеральный университет,
г. Елабуга.
&mail^: [email protected]
Information about the authors: Bildanova Vilya Rustemovna,
Senior Lecturer,
Faculty of Psychology and Pedagogy, The Department of Psychology, Kazan Federal University, Elabuga, Republic of Tatarstan. E-mail: [email protected]
Biserova Galia Kamilyevna,
Faculty of Psychology and Pedagogy, The Department of Psychology, Candidate of Sciences (Education), Kazan Federal University, Elabuga, Republic of Tatarstan. E-mail: [email protected]
Шагивалеева Гузалия Расиховна,
кандидат психологических наук, доцент,
кафедра психологии Казанский федеральный университет, г. Елабуга.
&mail^: [email protected]
Shagivaleeva Guzaliya Rasikhovna,
Candidate of Sciences (Psychology), Associate Professor, The Department of Psychology, Faculty of Psychology and Pedagogy, Kazan Federal University, Elabuga, Republic of Tatarstan. E-mail: [email protected]
УДК 151.8 ББК 88.492
Ю.А. Королева
ДЕТЕРМИНАНТЫ И МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДИЗОНТОГЕНЕЗА
В статье приводятся результаты исследования детерминант социально-психологической компетентности, рассматриваемых в континуумах «конституционализм-инвайронментализм» и « объективность-субъективность». Выделяются механизмы развития социально-психологической компетентности и причины нарушения их функционирования в условиях дизонтогенеза.
о
О Ф т s
о о
X s
о [=
о
X .0
го
83
CK ф
M
m s
to О
го «
X к
to S ш i ° 85
■s
m
i " = ?
го ^
X
H X Ф I-
Ф с Cl*
Ключевые слова: социально-психологическая компетентность, условия дизонтогенеза, механизмы развития социально-психологической компетентности.
Уи.Л. КатоЦоуа
DETERMINANTS AND MECHANISMS OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL COMPETENCE IN CONDITIONS OF DYSONTOGENESIS
The article presents the results of the theoretical research of the determinants of socio-psychological competence in the continuums of "constitutionalism-environmentalism" and "objectivity-subjectivity". The mechanisms of development of socio-psychological competence as well as the cause for the disruption of their functioning in conditions of dysontogenesis are outlined.
ro
CÛ
Ф
о
о <
2
Key words: socio-psychological competence, socio-psychological competence, conditions dysontogenesis, mechanisms of socio-psychological competence.
Вопросысоциально-психологической компетентности лиц с отклонениями в развитии в последние десятилетия находятся в центре внимания исследователей, что обусловлено как возросшими требованиями общества к характеристикам взаимодействия личности, так и ролью этого конструкта для достижения социальной адаптации и интеграции лиц данной категории в обществе.
В самом общем виде под социально-психологической компетентностью (далее СПК) мы понимаем систему мотиваци-онных, эмоционально-регулятивных, когнитивно-перцептивных и инструментально-операциональных характеристик развивающейся личности, которые необходимы ей для успешного осуществления социального взаимодействия с окружающими.
Несмотря на определенную изученность феномена компетентности во взаимодействии в общем (В.Н. Куницына, Е.В. Коблянская, Н.В. Калинина) и при отклонениях в развитии, в частности (Е.Л. Инденбаум, Л.М. Зальцман, И.Г. Корнилова, И.А. Коробейников, Н.В. Моско-ленко, А.М. Щербакова и др.), остаются нераскрытыми вопросы ее детерминации и функционирования механизмов развития в условиях дизонтогенеза.
Большая часть теорий психического развития как в зарубежной, так и в отечественной психологии, рассматриваемых в контексте континуума
«конституционализм-инвайронментализм», представлена жизнестойкими спорами о роли биологического и социального, наследственного и средового.
Представители биологического направления считают, что развитие и поведение человека обусловлено его конституцией и врожденными способностями. Однако еще А. Гезелл отмечал, что «потенция развития зависит в основном от врожденных моментов, но структура личности почти нацело определяется теми социальными условиями, в которых развивается юная психика» [4, с. 19].
Конкуренция социального и биологического при определении генезиса СПК также имеет место быть. Талант или врожденные способности, по мнению представителей нативистского направления, являются приоритетными в достижении компетентности во взаимодействии. Представители же социального направления отмечают, что она формируется именно в системе активных интеракций с окружающими людьми [5, с. 27-28]. По мнению Э. Эриксона, необходимым условием формирования компетентности человека является осознанная практика, хотя, на наш взгляд, «осознанная практика» - это больше источник или механизм развития СПК, нежели его условие.
Согласноконцепциивзаимодействия двух факторов биологические сами не предопределяют результаты развития СПК, но и социокультурные факторы не переходят прямо в ее содержание. Известно, что оптимальным условием умственного и физического развития является внутреннее равновесие, сомати-
ческое и психофизиологическое здоровье. Так, Б.С. Братусь подчеркивает, что «серьезное нарушение внутреннего равновесия изменяет характер протекания психических функций, тем самым влияя на эти функции» [2, с. 75]. Это обязывает производить анализ внутреннего не только как биологического, но и как психобиологического, что переводит нас из плоскости «конституционализм-инвайронментализм» в плоскость «объективность-субъективность», построенную на идее обусловливания поведения человека внешними стимулами и внутренним миром, личностным и ситуационным.
Связь между средой и человеком исследуется в рамках многочисленных научных подходов, но прежде всего в экологическом (средовом) (И. Альтман, Р. Бар-кер, Дж. Вулвилл, У. Бронфенбреннер, К. Лийк, М. Хейдметс, М. Черноушек и др.) и ситуационном (К. Левин, У. Томас).
Сущность внутреннего в континууме «объективное-субъективное» часто рассматривается через интегративные свойства субъектности: самодетерминацию, самоорганизацию и саморазвитие. Среда является источником развития, а активность самого человека - важнейшим условием обретения компетентности. Представители субъектного подхода (А.В. Брушлинский, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков) подчеркивают неповторимость и свободу личности как субъекта в выборе и оценке. Позиции субъекта, предполагающие рефлексию собственной деятельности, самооценку, самоанализ являются важнейшими внутриличностными детерминантами СПК. В процессе интеракций на основе бенчмаркинга и рефлексии субъект деятельности направляет свои усилия на изменение стратегии взаимодействия, поведенческих сценариев, что выражается не только в классической формуле С.Л. Рубинштейна, но и в формуле А.Н. Леонтьева: «внутреннее... действует через внешнее и этим само себя изменяет». Характер самоизменения, формирующийся под влиянием развернутой системы внутриличностных и социальных детерминант, варьируется от развития и
позитивного преобразования имеющихся способностей до саморазрушения и формирования деструктивных форм поведения. Таким образом, анализ научной литературы по проблеме позволяет констатировать, что СПК, несмотря на генетически обусловленные предпосылки к ее развитию, является прижизненным образованием, зависящим от характеристик субъекта.
Некоторыми авторами, кроме обозначенных выше факторов, выделяется дизонтогенетический фактор, представляющий собой «различное сочетание отрицательных и положительных характеристик биологического и социального факторов, способствующих нарушению нормального хода развития и объясняющих сам факт существования последнего» [7, с. 136].
Современные исследования дизонто-генеза как нарушения развития отдельных составляющих или психики в целом, нарушения темпов и сроков созревания отдельных сфер, базируются на разработанных еще классиками отечественной дефектологии методологических основах анализа аномального развития. Уникальность условий дизонтогенеза обеспечивается глубиной нарушения, воздействием социального, а также сочетанием внутренних и внешних факторов и их взаимовлиянием. Подобная взаимодетерминация при патологическом характере психобиологического, а часто и социального, приводит к снижению социальной позиции человека и вместе с тем, такие неблагоприятные условия развития психики не являются факторами, априори обеспечивающими формирование аномалий личности.
Вопросы опосредованного или непосредственного влияния первичного нарушения на процесс формирования аномалий личности в специальной психологии не имеют однозначного понимания. В.М. Сорокин анализирует в связи с этим три принципиальные позиции: отрицания какого бы то ни было негативного влияния ядерного расстройства на процесс становления личности особого ребенка; дифференцированного воздействия основного патогенного фактора,
о
О Ф т
S !_
О
с; о
X S
о с
о
X .0
с;
го ^
83
к ф
п о го «
X к
S са о
5
на
п s х го
X О)
¡5 13 =?
™ Не
ф
I-
av ф с
■Р
го
ш
ф
^
о ^
о <
2
основанного на неравномерности влияния и толерантности к негативным воздействиям определенных структурных компонентов; подтверждения негативного влияния основного нарушения на развитие личности [7, с. 196].
Влияние первичной патологии на развитие личности скорее осуществляется опосредованно: через влияние вторичных и третичных нарушений и реакцию ближайшего окружения, т.е. не сам дефект обуславливает специфику развития личности, а его последствия, включая реакцию на дефект со стороны как самой личности, так и социальной среды. Причинами патологического формирования личности, по мнению О.Н. Усановой, являются: реакция личности на хроническую психотравмирующую ситуацию, обусловленную сознанием своей несостоятельности, ограничение возможности контактов вследствие сенсорной, моторной, соматической депривации [8, с. 175].
Исходя из представлений о взаимодетерминации внутреннего и внешнего в развитии СПК мы выделяем механизмы ее развития: апостериорный, интерактивный, рефлексивный и идентификационный.
Развитие СПК происходит в процессе спонтанной или организованной какой-либо деятельности (игра, учебная деятельность, досуг) через социальные интеракции с ближайшим окружением. Чем меньше ребенок, тем более срабатывает подражание (имитация по Ж. Пиаже), при котором ребенок усваивает формы, способы, средства взаимодействия. Вместе с развивающейся в онтогенезе рефлексивностью растет осознание ситуаций взаимодействия и осуществляется переход к идентификации, способствующей активному освоению образцов и стереотипов поведения. Включенность человека в различные интерактивные системы, постоянное обогащение опыта взаимодействия и его осознание способствуют развитию СПК.
Ситуационный подход предполагает анализ уровней, видов и свойств жизненных ситуаций, поэтому отдельно необходимо отметить характер жизненных ситуаций, переживание которых преобра-
зовывается в опыт интеракций личности. Кроме опыта взаимопонимания, приобретения и удовлетворения потребностей всегда имеет место опыт ошибок, непонимания и фрустрации, который без необходимого осмысления и переработки оказывает крайне негативное влияние. Однако односторонние суждения о таком опыте, как безусловно отрицательном, неверны. По мнению Ю.А. Александровского, как все другие системы и органы требуют для своего развития тренировок, так и эмоционально-стрессовые реакции в какой-то мере и до определенного предела закаляют человека, создают для его жизнедеятельности и воспитания новые условия. Напротив, отсутствие периодов напряженной психической активности ведет к снижению пластических возможностей человека преодолевать неизвестные в жизни трудности [1, с. 31]. Трудные ситуации взаимодействия при умеренно эмоциональном напряжении вызывают активность субъекта, порождают потребность искать и вырабатывать стратегию их преодоления.
Согласно позициям многих отечественных и зарубежных психологов отношения личности к другому, возникающие из взаимодействия с ним, закрепляясь в определенной структуре, формируют коммуникативные черты характера. Далее, в процессе деятельности, возникая из разнообразных отношений к жизненным обстоятельствам и событиям, они становятся внутренним основанием для образования других свойств личности: интеллектуальных, волевых, эмоционально-мотивационных и т.д.
Общность системных нарушений при разных вариантах отклоняющегося развития при опоре на модально-неспецифические закономерности ди-зонтогенеза (Л.С. Выготский, В.И. Лу-бовский, Т.А. Власова, В.М. Сорокин), позволяют обобщать и описывать причины нарушения функционирования механизмов СПК: 1) обеднение и искажение социального опыта в условиях различного вида деприваций; 2) особая социальная ситуация развития, обусловленная как социальными последствиями отклонений в развитии личности,
так и деформациями (искажениями) и дисгармонией (несогласованностью) интеракций в микросоциуме; 3) специфика развития самосознания личности, обедненность и низкая структурированность репрезентации внешнего мира в сознании личности.
Еще Л.С. Выготский (1934) и Т.А. Власова (1973) называли в качестве общей закономерности отклоняющегося развития «трудности социальной адаптации и обеднение социального опыта», основной причиной которых становятся явления социальной и других видов де-привации. Недостаточность опыта социального взаимодействия личности, развивающейся в условиях дизонтогенеза, обусловлена:
- ограничением или спецификой средств общения, несоответствием речи возрастным нормам, недоразвитием механизмов интерпретации невербальных сигналов, рассогласованием между вербальными и невербальными реакциями;
- особенностями самих нарушений, которые часто предопределяют условия социальной депривации, не позволяющие личности в должной мере проявлять активность при выборе партнеров по общению.
Необходимо выделить и характерные для многих видов отклоняющегося развития особенности, претендующие на включение в группу модально-неспецифических закономерностей: недостаток активной социальной позиции, нарушение мотивов и механизмов установления социальных связей со средой, снижение направленности на речевое общение и взаимодействие.
Снижение социальной позиции человека, дисгармонизация межличностных отношений, его социальная недостаточность - это все последствия первичного нарушения, результат, приводящий к ограничениям возможности реализации ролей личности и полноценной жизнедеятельности в целом. Социальные последствия отклонений в развитии проявляются не только в сфере конкретной личности, но и детерминируют дисгар-монизацию межличностных и социаль-
ных отношений особенно в условиях микросреды.
Появление ребенка с отклонениями в развитии в семье не только искажает контакты с окружающим социумом, но и меняет отношения внутри этой интерактивной системы. Причины нарушений связаны с колоссальной эмоциональной нагрузкой, которую несут члены его семьи в связи с длительно действующим стрессом.
Атипичность развития ребенка часто провоцирует специфическое отношение к нему со стороны родителей и других окружающих его лиц. Речь может идти об эмоциональном отвержении ребенка, о грубо асоциальных семьях, а чаще о гиперопеке, последствиями которой становятся искажения в личностном развитии, инфантилизм, социальная неприспособленность, недоразвитие навыков взаимодействия.
Спектр воспитательных функций в семьях с детьми с отклонениями в развитии помимо традиционных (мировоззренческой, образовательной и др.), включает также другие функции: коррекционно-развивающую, компенсирующую и реабилитационную, что требует от родителей субъектной позиции, эмоционального включения, психологической готовности и воспитательной состоятельности [6, с. 2]. Однако необходимо отметить ослабление ресурсов для выполнения этих функций у родителей ребенка с отклонениями ввиду ряда общих особенностей личности: сенситивность, гиперсоциализация и защитный характер поведения. Это усугубляет положение ребенка в семье и вкупе с другими негативными тенденциями препятствует удовлетворению важнейших социогенных потребностей ребенка, определяющих его социальный статус и социально-ролевой репертуар.
При наслоении неблагоприятных условий микросоциального окружения личности на патологическую основу ослабляется развитие идентификации как механизма, осуществляющего присвоение своей человеческой сущности и способствующего самореализации и персонализации. Это приводит к инфантильному и ущербному формированию
о *
о ф
т !_ о с; о
X ^
о с
о
X .0
с;
го ^
83
к ф
со О ГО «
к ^
ш о
5
СП
со X
го
X ф
¡5 13 =?
^ ф
I-Ф С
■Р
образа «Я», недоразвитию рефлексии, неадекватному самовосприятию и самоотношению.
Известно, что при многих отклонениях в развитии самосознание задерживается в своем становлении, самооценка отличается неадекватностью, в сфере самосознания отмечается бедность содержания, обнаруживаются существенные расхождения между образами реального и идеального Я и, по мнению В.М. Сорокина, характерной будет следующая закономерность: «обедненность и низкая структурированность репрезентации внешнего мира в сознании особого ребенка» [7, с. 192].
Итак, психическое развитие детей и подростков с отклонениями в развитии происходит в нестандартных, неблагоприятных и нестабильных условиях, которые, как правило, опосредованно приводят к изменению сроков и качества
формирования личностных конструктов, т.е. к их деформациям. Развитие СПК, проходящее в обедненных и искаженных условиях микросоциального окружения, претерпевает серьезную деформацию за счет эмоциональной и социальной де-привации, неадекватных стилей отношения и воспитания. Функционирование механизмов СПК в условиях дизонтоге-неза нарушается ввиду обеднения и искажения социального опыта, особой социальной ситуации развития, специфики самосознания личности. Деформации и дисгармонии социальных отношений в условиях различных интерактивных систем, прежде всего семейной, при совмещении с условиями дизонтогенеза проявляются в структурной и психологической алогичности, в неустойчивости элементов, в искажении механизмов установления этих отношений и в функциональной несостоятельности.
Библиографический список
1. Александровский, Ю.А. Пограничные психические расстройства [Текст] / Ю. А. Александровский. - М.: Медицина, 2000. - 300 с.
2. Братусь, Б.С. Аномалии личности [Текст] / Б.С. Братусь. - М.: Мысль, 1988. - 301 с.
3. Выготский, Л.С. Основы дефектологии [Текст] / Л.С. Выготский. - СПб.: Лань, 2003. - 654 с.
4. Гезелл, А. Педология раннего детства [Текст] / А. Гезелл. - М.: Госучпедиздат, 1932. - 252 с.
5. Королева, Ю.А. Особенности социально-психологической компетентности младших школьников с задержкой психического развития (в условиях школы-интерната) [Текст]: дис.... канд. пси-хол. наук / Ю.А. Королева. - СПб. 2008. - 186 с.
6. Королева, Ю.А. Факторы семейного воспитания в детерминации общения детей и подростков с интеллектуальными отклонениями в развитии [Электронный ресурс] / Ю.А. Королева // Концепт. - 2014. - № 06 (июнь). - Режим доступа: URL: http://e-koncept.ru/2014/14144.htm
7. Сорокин, В.М. Специальная психология: учеб. пособие [Текст] / В.М. Сорокин / под науч. ред. Л. М. Шипицыной. - СПб.: Речь, 2004. 216 с.
8. Усанова, О.Н. Специальная психология: учеб. пособие [Текст] / О.Н. Усанова. - СПб.: Питер, 2006. - 395 с.
го са
<и
о ^
о
References
1. Alexandrovskij Ju.A. The status of mental distress and their compensation. M.: Medicina, 1976. P. 272. [in Russian].
2. Bratus B.C. Abnormal personality. M.: Mysl', 1988. P. 301. [in Russian].
3. Vygotskij L.S. Fundamentals ofspeech. Saint Petersburg: Lan', 2003. P. 654. [in Russian].
4. Gesell A. Pedology ofearly childhood. M.: Gosuchpedizdat, 1932. P. 252. [in Russian].
5. Koroljova J.A. Peculiarities of socio-psychological competence of primary school children with mental retardation (in boarding school). Dis.... Cand. Sciences (Psychology). Saint Petersburg: Lan', 2008. P. 186. [in Russian].
6. Koroljova J.A. Factors of family education in the determination of the communication of children and adolescents with intellectual disabilities. Koncept. 2014. № 06. Available at: http://e-koncept. ru/2014/14144.htm. [in Russian].
7. SorokinV. M. Special psychology: a tutorial. Saint Petersburg.: Rech', 2004. P. 216. [in Russian].
8. Usanova O.N. Special psychology: a tutorial. Saint Petersburg: Piter, 2006. P. 395. [in Russian].
Сведения об авторе: Королева Юлия Александровна,
кандидат психологических наук, доцент,
кафедра специальной психологии, Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург.
Ктай: [email protected]
Information about the author: Koroljova Yulia Alexandrovna,
Candidate of Sciences (Psychology), Associate Professor The Department of Special Psychology
Orenburg State Pedagogical University, Orenburg.
E-mail: [email protected]
УДК 151.8 БКК 88.492
С.В. Петрушин
МЕТОДОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ с ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОТЕНЦИАЛА БОЛЬШОЙ ГРУППЫ
В данной статье был проделан теоретический анализ методологии организационного консультирования в условиях организации. В ней рассмотрены основные задачи, решаемые при использовании методов преобразования больших групп, основные эффекты, возникающие в большой группе, выделены основные направления и главные принципы реализации этих методов, а также концептуальные фундаментальные положения, лежащие в их основе.
Ключевые слова: большая группа, групповая динамика, организационное консультирование, преобразование большой группы, системный подход, коллективная организационная реальность.
S.V. Petrushin
METHODOLOGY OF THE ORGANIZATION ADVISING WITH THE HELP OF A LARGE GROUP POTENTIAL
This article analyzes the methodology of the organization advising in a company. It presents major tasks, solved through the usage of methods of large group transformations as well as major effects emerging in large groups. It outlines main directions and principles of implementation of these methods as well as fundamental conceptual issues, belonging to their basis.
Key words: large group, group dynamics, organizational advising, transformation of large group, approach of the systems, collective organizational reality.
Важный задачей работы психолога-консультанта в организациях является поиск повышения эффективности деятельности за счет психологических методов. В конце 80-х годов возникли новые требования в организационном консультировании, так как возник интерес к работе со всей организацией как системой, а не только с ее частями. Актуальными в нашей стране становятся разработка и исследование новых форм и методов социально-психологической и органи-
зационной работы в условиях большой группы. Сегодня такие методы имеют немногочисленное использование, но за рубежом уже существует большой опыт их использования. В связи с этим становится важным обобщение и анализ зарубежных подходов для дальнейшего их применения в условиях России.
Зарубежные исследователи считают, что исходной теоретической базой развития методов большой группы была групповая динамика К. Левина [1]. Позд-
X
-
CÛ
о
со -О
О С
о s о
CK s X
-
са о
&
о
X
о
о
X 5
Ei
Hü
го L-
го =2 о о
г !!