Научная статья на тему 'Проблема интеллектуального развития сельских подростков в контексте метапредметных результатов обучения'

Проблема интеллектуального развития сельских подростков в контексте метапредметных результатов обучения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
383
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INTERDISCIPLINARY RESULTS OF EDUCATION / INTELLECTUAL DEVELOPMENT / PERSONAL PECULIARITIES / ETHNIC PECULIARITIES / VERBAL LOGICAL THINKING / URBAN AND RURAL ADOLESCENTS / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ЭТНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ВЕРБАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ГОРОДСКИЕ И СЕЛЬСКИЕ ПОДРОСТКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Эрдыниева Валентина Базаровна

Представлен сравнительный анализ интеллектуального развития, личностных особенностей городских и сельских подростков-бурят. Выявлено, что у сельских подростков 11–15 лет не наблюдается динамики в интеллектуальном развитии, отмечается низкий уровень вербально-логического мышления, недостаточно сформированы универсальные учебные действия, такие как анализ, синтез, обобщение и др. Обосновывается необходимость учета личностных особенностей в процессе интеллектуального развития подростков. Выделены основные критерии и показатели метапредметных и личностных результатов, а также используемые в исследовании методики для их оценки. Представлены к обсуждению этапы интеллектуального развития сельских подростков в рамках современных ФГОС общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF INTELLECTUAL DEVELOPMENT OF RURAL ADOLESCENTS IN THE CONTEXT OF INTERDISCIPLINARY RESULTS OF EDUCATION

The article presents the analysis of intellectual development, personal peculiarities of rural and urban Buryat adolescents. It is revealed that rural adolescents aged 11–15 years do not demonstrate the dynamics of intellectual development, show low level of verbal logical thinking and such underdeveloped universal educational actions as analysis, synthesis, generalization, etc. The article substantiates the necessity of taking into account the personal peculiarities in the process of adolescent’s intellectual development. Emphasizes basic criteria and indicators of interdisciplinary and personal results as well as the methods of their evaluation, used in the research. Represents for discussion the stages of intellectual development of rural adolescents in the context of modern Federal State Education Standard.

Текст научной работы на тему «Проблема интеллектуального развития сельских подростков в контексте метапредметных результатов обучения»

ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 371.31

В. Б. Эрдыниева

ПРОБЛЕМА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ПОДРОСТКОВ В КОНТЕКСТЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

Представлен сравнительный анализ интеллектуального развития, личностных особенностей городских и сельских подростков-бурят. Выявлено, что у сельских подростков 11-15 лет не наблюдается динамики в интеллектуальном развитии, отмечается низкий уровень вербально-логического мышления, недостаточно сформированы универсальные учебные действия, такие как анализ, синтез, обобщение и др. Обосновывается необходимость учета личностных особенностей в процессе интеллектуального развития подростков. Выделены основные критерии и показатели метапредметных и личностных результатов, а также используемые в исследовании методики для их оценки. Представлены к обсуждению этапы интеллектуального развития сельских подростков в рамках современных ФГОС общего образования.

Ключевые слова: метапредметные результаты обучения, интеллектуальное развитие, личностные особенности, этнические особенности, вербально-логическое мышление, городские и сельские подростки.

Условием становления эффективной экономики, конкурентоспособного государства является развитие индивидуальности каждого субъекта образовательного процесса, нацеленность на деятельность с учетом общечеловеческих ценностей. Стратегическими задачами образования становятся раскрытие и реализация интеллектуального потенциала, позволяющих личности самостоятельно перерабатывать информацию, решать проблемы, работать в коллективе.

В основе федеральных государственных общеобразовательных стандартов (ФГОС) лежит идея развития метапредметных результатов обучения, которые призваны обеспечить выпускнику успешную адаптацию в меняющемся обществе.

Высокие требования ФГОС к уровню подготовки учащихся, объективный контроль обучен-ности в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ) приводят к необходимости формирования метапредметных компетенций, включая эффективное интеллектуальное развитие учащихся. Под метапредметными результатами следует понимать освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (УУД) (регулятивные, познавательные, коммуникативные). Результатом выполнения этих требований является овладение учащимися умениями, среди которых можно назвать умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить умозаключение, делать выводы.

Показатели шкал Векслера, Кеттелла, Равена позволяют говорить о сформированности личностных результатов, познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД и об освоении межпредметных понятий. В таблице представлены основные критерии метапредметных и личностных результатов, а также используемые в исследовании методики для их оценки.

Критерии и показатели измерения результатов

Критерии Показатели Методы исследования

Сформирован-ность навыков самоорганизации (регулятивные УУД) Формирование новых навыков; произвольная регуляция и организация деятельности; способность к планированию деятельности. Фактор «Недобросовестность - добросовестность» Тест Векслера: субтест «Шифровка»; субтест «Повторение цифр»; субтест « Лабиринты» Тест Кеттелла

Сформирован-ность навыков конструктивного взаимодействия (коммуникативные УУД) Фактор «Замкнутость - общительность». Интерес к участию в общих делах - индивидуализм; подчиненность -доминантность; сдержанность - экспрессивность; конформизм - нонконформизм Тест Кеттелла

Вестник ТГПУ (ТБРББиНеПп). 2016. 4 (169)

Сформирован- Визуальное линейное Тест Равена

ность и структурное

формально- мышление. Тест Векслера:

логического субтест «Осведом-

мышления Направленно сть ленность»;

(познаватель- и широта познаватель- субтест «Сходст-

ные УУД) ных процессов; во»;

сравнение, обобщение; субтест «Словар-

определение понятия; ный»;

анализ и синтез; субтест «Кубики

установление законо- Косса»;

мерностей; субтест «Последо-

умозаключения; вательные

соотнесение части картинки»;

и целого; субтест «Понятли-

вость»;

дифференциация субтест «Склады-

существенного. вание фигур»;

Конкретное мышле- субтест «Недоста-

ние - абстрактное ющие детали».

мышление Тест Кеттелла

Личностные Факторы: Тест Кеттелла

результаты « Эмоциональная

нестабильность - эмо-

циональная стабиль-

ность»;

«Флегматичность -

возбудимость»;

«Низкая норматив-

ность поведения - вы-

сокая нормативность

поведения»;

«Робость - смелость»;

«Жесткость - мяг-

кость»;

«Спокойствие - тре-

вожность»;

«Низкий самокон-

троль - высокий

самоконтроль»;

«Расслабленность

- эмоциональная

напряженно сть»

Структура диагностической работы позволяет выявить индивидуальный уровень сформированное™ метапредметных умений и личностных особенностей.

Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена необходимостью внедрения ФГОС общего образования, направленного на формирование метапредметных результатов, включая интеллектуальное развитие подростков.

Показатели ЕГЭ по Республике Бурятии указывают на ухудшение качества знаний по математике -средний тестовый балл составил 39,38 (в 2014 г. -41,04), по информатике и ИКТ понизился на 14 баллов, есть понижение результатов по биологии, географии, по немецкому языку. В городских школах уровень освоения общеобразовательных предметов составляет 67 %; на 12 % выше, чем в сельских [1].

Как показывает анализ литературы, интеллектуальное развитие представляет собой динамическую систему качественных (способность находить существенные и несущественные свойства в предметах, устанавливать причинно-следственные связи, умение классифицировать, анализировать, обобщать, сравнивать и др.) и количественных (запас конкретных учебных знаний и умений) изменений.

Следует отметить, что большая часть работ по развитию интеллекта построена на материале дошкольного образования и начальной школы. В. А. Аверин, говоря о психическом развитии подростка, отмечает, что «большинство исследований посвящено психосексуальному развитию и становлению самосознания личности подростков. Его интеллектуальному же развитию уделяется, пожалуй, наименьшее внимание» [2]. Тем не менее очевидно, что развитие интеллекта подростка является центральным звеном в его психическом развитии, важнейшим условием становления личности.

В интеллектуальной сфере подростка важным новообразованием является развитие формального мышления [3], или понятийного мышления [4], что перестраивает структуру интеллекта и выводит его на новый интеллектуальный уровень. В подростковом возрасте приобретается теоретический анализ явлений и рефлексивное усвоение знаний [5].

Благодаря формированию понятий наблюдается интеллектуализация всех познавательных процессов. Подростковый возраст является сенситивным для интеллектуального развития, потому что подростки в этом возрасте способны сознательно относиться к своей интеллектуальной деятельности, могут целенаправленно овладевать интеллектуальными способами и методами, прилагать усилия для самосовершенствования и саморазвития.

Все вышесказанное делает актуальным исследование интеллекта городских и сельских учащихся. В рамках констатирующего эксперимента было проведено исследование на базе сельских школ и г. Улан-Удэ по методике Д. Векслера 'ШБС, многофакторному личностному опроснику Р. Кеттелла СРО в возрасте от 8 до 12 лет и ИБРО в возрасте от 12 до 15 лет, тесту прогрессивных матриц Дж. Равена. В данном исследовании приняли участие 603 человека (городских - 285 человек (47,3 %), сельских - 318 человек (52,7 %)). В данной работе впервые обоснованы этапы интеллектуального развития сельских подростков бурятской национальности в рамках современных ФГОС общего образования, выявлены особенности интеллектуального, личностного развития данной группы обучающихся.

Анализ данных позволил выявить следующее: в возрастном диапазоне 11-15 лет наблюдается

прогрессивный рост интеллектуального развития у городских подростков, темпы развития вербального интеллекта выше темпов развития невербального интеллекта (127,1 и 120,6), что говорит о развитии формально-логических операций. У сельских подростков 11-15 лет динамика интеллектуального развития не наблюдается. Невербальный компонент не имеет различий с вербальным (118,4 и 118,4), что свидетельствует о несформированно-сти формально-логических операций. По показателям невербального интеллекта наблюдаются регрессивные тенденции. По показателям вербального интеллекта прогрессивный рост не наблюдается.

Сравнение интеллектуальных показателей по методике Векслера показало, что у городских подростков по сравнению с сельскими (при р < 0,001) более высокий уровень вербального и общего интеллекта. По уровню невербального интеллекта у городских и сельских подростков бурят статистически значимых различий не обнаружено.

Городские подростки показывают более высокий уровень знания сведений, усвоенных в процессе социализации, умеют формулировать свои мысли, включают дефинитивные операции; умеют строить умозаключения, выделять наиболее существенные признаки при обобщении и классификации. У них достаточный лексический запас. В ответах сельских подростков преобладает конкретность мышления, что говорит о низком культурном уровне, недостатках в развитии вербально-логиче-ского мышления.

Развитие интеллекта тесно связано с развитием личностных качеств, таких как самостоятельность, инициатива, настойчивость в познавательной деятельности, умение применять знания на практике. Поэтому кроме диагностики интеллектуальных показателей дополнительно ввели методику Р. Кеттелла, отражающую личностную сферу подростков. Анализ результатов позволил выявить, что особенностью личностных свойств городских и сельских подростков-бурят 11-12 лет являются уступчивость, тактичность, безропотность, почтительность, застенчивость, скромность. Кроме нее можно выделить ряд личностных свойств, характерных для сельских подростков: добросовестность, развитое чувство долга и ответственности, спокойствие, флегматичность, осторожность, рассудительность, сдержанность в проявлении эмоций (прир < 0,001). Умеют хорошо контролировать свои эмоции и поведение, хорошо осознают социальные требования, спокойно относятся к удачам и неудачам, удовлетворены любым положением дел, не стремятся к достижениям и переменам.

При исследовании личностных особенностей подростков В. С. Мухина, Т. Ц. Дугарова отмечают, что сельские буряты проявляют неадекватно-лояльный и пассивный типы реакции. Пассивный тип реакции, свойственный сельским буряткам, свидетельствует о традиционных способах поведения [6], что затрудняет процесс адаптации в современном мире.

Городские подростки более остро реагируют на неудачи. Хуже, чем сельские школьники, контролируют свои эмоции, уклоняются от трудностей, легко расстраиваются. У них наблюдается тревожность, эмоциональная напряженность, импульсивность, зависимость от настроения.

В личностном профиле сельских детей-бурят 13-15 лет низок показатель, отражающий развитие абстрактного мышления. Самое низкое значение отмечается по шкале 02 (конформизм - нонконформизм), что говорит о зависимости от мнения и требований группы, социабельности, о низкой самостоятельности, об ориентации на социальное одобрение.

Городские школьники 13-15 лет, по сравнению с сельскими, более возбудимы, впечатлительны, индивидуалисты, у них более высокая тревожность, находятся в состоянии большого напряжения (при р < 0,05). У сельских подростков-бурят более высокий внутренний контроль поведения (при р < 0,001), большая зависимость от группы (при р < 0,01). Они более спокойны, флегматичны, практичны в делах.

Проведенные эксперименты показывают, что необходимо развивать новую парадигму интеллектуального развития сельских школьников с учетом личностных, этнических особенностей. Становление вербально-логического мышления в подростковом возрасте характеризуется неравномерностью [2, с. 328], влияющей на результаты интеллектуальной деятельности, и целенаправленное развитие позволит повысить качество процесса усвоения знаний.

Анализ литературы указывает на недостаточную разработанность данного вопроса, особенно в отношении сельских подростков. Ведь именно в этот период должен происходить качественный скачок в интеллектуальном развитии подростков. По мнению авторов, в сельских школах недостаточно используются такие инновационные формы проведения занятий, как метод проектов, исследовательская работа, мультимедийные лекции, интерактивные лекции, семинары с элементами дискуссий, которые способствуют развитию интеллекта детей. Необходимо сформировать у сельских подростков представления об обобщенных приемах и способах выполнения различных умственных действий, т. е. метапредметные умения.

Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2016. 4 (169)

При работе с сельскими подростками необходимо учитывать данные исследования, такие как чрезмерная конформность, пассивность, избегание активных умственных усилий и выработки внутреннего опыта, нерешительность при решении заданий; развивать личностные качества подростков (уверенность в себе, адекватную самооценку, снижение уровня тревожности). Т. Ц. Дугарова считает, что нужно учитывать «самоотношение, тревожность, страхи и степень фрустрации, составляющие эмоционально-личностное благополучие подростков и особенности эмоционального отношения к учению, а также уровень личностной адаптации подростка» [7].

Обзор литературных источников, данные проведенного эмпирического исследования указывают, что процесс интеллектуального развития проходит три этапа. На первом, мотивационном, этапе ставится цель - создание условий для мотивационной основы развития интеллекта. Могут применяться различные методы и формы обучения: совместный просмотр и обсуждение интеллектуальных передач, беседа, виртуальные экскурсии, игры и упражнения, направленные на формирование положительной мотивации к интеллектуальной деятельности.

Целью второго, содержательного, этапа является реализация экспериментальной программы по интеллектуальному развитию подростков. Учащиеся должны овладеть знаниями механизма интеллектуального развития, в системном овладении приемами мыслительных операций. На этом этапе применяются лекции, теоретические сведения об интеллектуальном развитии; методах и формах

овладения навыками (проблемные задачи, проектная деятельность, исследовательская работа, интерактивные методы обучения).

Целью третьего этапа является развитие и совершенствование навыков интеллектуального развития, умения работать в команде. На этом этапе подростки принимают участие в работе факультативов, клубов, тренингов, выполняют исследования, ведут дневники, портфолио. Особое внимание следует уделить развитию универсальных учебных действий, таких как анализ, обобщение, установление закономерностей, аналогии, классификация, рассуждения, умозаключения, формулирование выводов. На этом этапе важен учет личностных, этнических особенностей, что обеспечит полноценную работу по развитию интеллекта у подростков.

На взгляд авторов, решение проблемы интеллектуального развития сельских школьников в контексте метапредметных результатов обучения позволит выбрать новые способы взаимодействия психолого-педагогической теории и педагогической практики. Полученные результаты могут быть использованы при проектировании содержания и технологии обучения, разработке предметных концепций с учетом национального регионального компонента.

Социальная значимость проблемы метапред-метных результатов, недостаточная теоретическая и методическая разработанность, необходимость совершенствования системы общего образования требуют серьезного осмысления и проведения целенаправленных работ в данном направлении.

Список литературы

1. Выступление министра образования и науки Республики Бурятия А. В. Дамдинова на августовской конференции работников образования. Улан-Удэ, 27 августа 2015 г. URL: http://edu03.ru/news/2566/ (дата обращения: 08.12.2015).

2. Аверин В. А. Психология детей и подростков: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998. С. 379.

3. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. С. 659.

4. Выготский Л. С. Педология подростка: проблема возраста. М.: Педагогика, 1984. Т. 4. С. 5-220, 244-269.

5. Библер В. С. Мышление как творчество. М.: Политиздат, 1975. С. 399.

6. Мухина В. С., Дугарова Т. Ц. Ментальные особенности современных бурят в России. М.: Развитие личности, 2010. № 2. С. 164-175.

7. Дугарова Т. Ц. Особенности стрессоустойчивости бурятских и тувинских подростков // Вестник. Социальные и гуманитарные науки. 2015. № 1. С. 133-136.

Эрдыниева В. Б., соискатель. Бурятский государственный университет.

Ул. Смолина, 24а, Улан-Удэ, Россия, 670000. E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 11.12.2015.

Erdynieva V. B.

THE PROBLEM OF INTELLECTUAL DEVELOPMENT OF RURAL ADOLESCENTS IN THE CONTEXT OF INTERDISCIPLINARY

RESULTS OF EDUCATION

The article presents the analysis of intellectual development, personal peculiarities of rural and urban Buryat adolescents. It is revealed that rural adolescents aged 11-15 years do not demonstrate the dynamics of intellectual development, show low level of verbal logical thinking and such underdeveloped universal educational actions as analysis, synthesis, generalization, etc. The article substantiates the necessity of taking into account the personal peculiarities in the process of adolescent's intellectual development. Emphasizes basic criteria and indicators of interdisciplinary and personal results as well as the methods of their evaluation, used in the research. Represents for discussion the stages of intellectual development of rural adolescents in the context of modern Federal State Education Standard.

Key words: interdisciplinary results of education, intellectual development, personal peculiarities, ethnic peculiarities, verbal logical thinking, urban and rural adolescents.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Vystupleniye ministra obrazovaniya i nauki Respubliki Buryatiya A. V. Damdinova na avgustovskoy konferentsii rabotnikov obrazovaniya [The speech of Minister of Education and Science of the Republic of Buryatia A. V. Damdinov at the August conference of employees of education]. Ulan-Ude, 27 avgusta 2015 g. URL: http://edu03.ru/news/2566/ (accessed 8 December 2015) (in Russian).

2. Averin V. A. Psikhologiya detey ipodrostkov: ucheb. posobiye. 2-e izd, pererab. [Psychology of children and adolescents]. St. Petersburg, Izd-vo Mikhaylova V. A. Publ., 1998. P. 379 (in Russian).

3. Piazhe Zh. Izbrannyepsikhologicheskiye trudy[Selected psychological works]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 1969. P. 659 (in Russian).

4. Vygotskiy L. S. Pedologiya podrostka: problema vozrasta [Adolescent paedology: the problem of ge]. Moscow, Pedagogika Publ., 1984. Vol. 4. Pp. 5-220, 244-269 (in Russian).

5. Bibler V. S. Myshleniye kak tvorchestvo [Thinking as creativity]. Moscow, Politizdat Publ., 1975. P. 399 (in Russian).

6. Mukhina V. S., Dugarova T. Ts. Mental'nye osobennosti sovremennykh buryat v Rossii [Mental features of modern Russian Buryats]. Moscow, Razvitiye lichnosti Publ., 2010. No. 2. Pp. 164-175 (in Russian).

7. Dugarova T. Ts. Osobennosti stressoustoychivosti buryatskikh i tuvinskikh podrostkov [Features of the Buryat and Tuvan adolescents' stress resistance]. Vestnik. Sotsial'nye i gumanitarnye nauki - Bulletin. Social Sciences and Humanities, 2015, no. 1, р. 133-136 (in Russian).

Erdynieva V. B. Buryat State University.

Ul. Smolina, 24а, Ulan-Ude, Russia, 670000. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.