Литература
[1] Агапов В. С. Системное изучение Я-концепции субъекта в российской психологии. // Акмеология. 2013. № 1 (45). С. 27-30.
[2] Андропова Л. О., Самозванова Е. А. Формирование границ телесного я и развитие идентичности в раннем детстве и дошкольном возрасте// Современная педагогика и психология: методология, теория и практика: материалы I междунар. науч. - практ. конф. (г. Донецк, 5-7 апреля 2013 г.) / Научный журнал «Аспект» (№ 4, 2013). - Донецк: ООО «Цифровая типография», 2013. - С. 9-20.
[3]Бескова Д.А., Тхостов А.Ш. Телесность как пространственная структура // Междисциплинарные проблемы психологии телесности./ Ред. - сост. В.П. Зинченко, Т.С. Леви. М. 2004.
[4]Леви Т.С. Психология телесности в ракурсе личностного развития // Междисциплинарные проблемы психологии телесности / Ред. -сост. В. П. Зинченко, Т. С. Леви. М., 2004.
[5] Самозванова Е. А. Акмеологические аспекты развития телесного я субъекта// Акмеология. 2014. № 1-2s. С. 200-201.
ACMEOLOGICAL CHARACTERISTICS OF IDENTIFICATION AND SELF-PHYSICAL AT PRESCHOOL AGE
Samozvanova Ekaterina Aleksandrovna (Tula, Russia) - Ph. D. in
psychology, Department of psychology, Tula Institute of Economics and Informatics, Ryazan D. 1; [email protected]
Abstract
The article presents the results of theoretical research of acmeological characteristics of identification and self-physical at preschool age. Describes the levels and conditions of development of this phenomenon in the preschool years. The process of the formation of the bodily subject and self-components of gender identity. Identified criteria violations in the development process of self bodily boundaries. Keywords: corporal I, identification, body image, self-concept.
УДК 159.9.072.422
ВЗАИМОСВЯЗЬ САМОЭФФЕКТИВНОСТИ
И ОТНОШЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ К ДРУГИМ
Селезнева Елена Владимировна - доктор психологических наук, профессор, кафедра акмеологии и психологии профессиональной деятельности ИОН РАНХиГС; пр. Вернадского, 84, Москва, Россия, 119606; e-mail: [email protected]
Аннотация
Статья посвящена анализу результатов эмпирического исследования взаимосвязи самоэффективности и отношения специалиста к другим. Показано, что значимые взаимосвязи существуют между профессиональным отношением к другим к самоэффективностью в сфере деятельности и в сфере общения. Исследована взаимосвязь между отношением профессионала к другим и патологическим профессиональным отношением к другим в группах с разным самоэффективности в сфере деятельности и сфере общения.
Ключевые слова: специалист, самоэффективность, отношение к другим.
Повышение эффективности деятельности специалистов во многом обусловлено использованием внутренних ресурсов развития и формированием определенного субъективного отношения к своей деятельности, в себе самому и к миру. В связи с этим особую актуальность приобретают исследования таких форм проявления субъективности человека как самоэффективность и отношение к другим.
Самоэффективность как компонент самосознания человека обеспечивает саморегуляцию его целенаправленной активности за счет формирования суждений о своей способности успешно решить поставленные задачи. Самоэффективность обеспечивает эффективность жизнедеятельности человека в целом, а не только в профессиональной сфере, содействуя выявлению и самодиагностике способности продуктивно решать определенные задачи; поддерживая мотивацию в процессе решения задач, гарантируя эмоциональную защиту в процессе решения задач и после его завершения.
Отношение человека к другим людям обеспечивает построение системы взаимодействий с окружающими и обу-
словлено, с одной стороны, его личностными особенностями, а с другой стороны особенностями совместной деятельности и возникающими в связи с этим потребностями в общении.
Чтобы выявить особенности взаимосвязи самоэффективности и отношений специалистов к другим, мы совместно с М.Ю.Чипигой провели эмпирическое исследование.
В исследовании приняли участие 124 человека. Большую часть выборки (110 человек, 88,7%) составляли специалисты.
В качестве диагностического инструмента для изучения самоэффективности была использована методика определения самоэффективности в сфере деятельности и в сфере общения М. Шеера и Дж. Маддукса в модификации А.В. Бояринцевой и Р.Л. Кричевского [2].
Обработка результатов теста показала, что в сфере деятельности и в сфере общения группы по уровню распределились по-разному. В сфере деятельности было выделено три группы: с низким, средним и высоким уровнем самоэффективности, в сфере общения - две группы: с низким и средним уровнем и с высоким уровнем.
Использование коэффициента ранговой корреляции Спир-мена позволило установить существование взаимосвязи между деятельностным и коммуникативным компонентами самоэффективности (г=0,474 при р=0,001). Это свидетельствует о том, что в представлениях участников исследования их способности решать задачи в сфере предметной деятельности и профессионального общения тесно взаимосвязаны. Скорее всего, это обусловлено тем, что в исследовании участвовали специалисты в области управления, где решение предметных задач осуществляется через решение задач коммуникативных.
Анализ взаимосвязи компонентов самоэффективности по группам показал, что между деятельностным и коммуникативным компонентами самоэффективности существует значимая взаимосвязь в группе с высокой самоэффективностью в сфере деятельности (г=0,407 при р=0,008) и в группе со средней и низкой самоэффективностью в сфере общения (г=0,423 при р=0,001).
Чтобы изучить особенности отношения специалиста к другим, мы использовали в своем исследовании шкалу «Отношение к Другому профессионала» опросника для диагностики ролевых паттернов отношения к Другому взрослого человека Ю.В. Александровой. Высокий показатель по этой шкале соответствует отношению к Другому профессионала. Такие люди обычно сами подбирают свое окружение и придают этому большое значение, так как считают, что близкие люди во многом влияют на их жизнь. Они и требовательны к другим, и считают своим долгом им помогать. От других людей они прежде всего ждут, чтобы те постоянно развивались, духовно обогащались. Испытуемые такого типа устанавливают с людьми, являющимися их сотрудниками и добросовестно выполняющими свои обязанности, доброжелательные личные отношения, которые не выходят на передний план, интересы дела превалируют. Им свойственны жесткость по отношению к противникам и активное преодоление их сопротивления [1].
Данная шкала позволяет также выявить невротические паттерны профессионального отношения к Другому. Человек, имеющий невротические паттерны профессионального отношения к Другому, склонен к эгоцентризму, демонстративному поведению и отрицанию трудностей социальной адаптации. Он может также проявлять чрезмерный конформизм или, наоборот, жесткость по отношению к другим, неадекватную зависимость от других или попытки полной изоляции [1].
При анализе взаимосвязи уровня самоэффективности и отношения профессионала к другим мы установили, что в целом по выборке значимые взаимосвязи существуют между профессиональным отношением к другим к самоэффективностью в сфере деятельности (г=0,437 при р=0,001) и в сфере общения (г=0,244 при р=0,006). Значимость взаимосвязи патологического профессионального отношения к другим и самоэффективности в сфере деятельности несколько превышает уровень достоверной значимости (г= -0,175 при р=0,052), однако мы посчитали возможным отметить эту взаимосвязь, так как она демонстрирует тенденцию к снижению вероятности проявления патологического профессионального отношения к другим при повышении уровня самоэффективности специалиста в сфере деятельности.
Выявлена также обратная взаимосвязь между отношением профессионала к другим и патологическим профессиональным отношением к другим в группах с низкой (г= -0,478 при
p=0,033) и высокой (r= -0,483 при p=0,001) самоэффективностью в сфере деятельности, а также в группе со средней и низкой (r= -0,583 при p=0,001) и высокой (r= -0,375 при p=0,034) самоэффективностью в сфере общения.
Мы провели также анализ в целом по выборке взаимосвязи самоотношения [3] и профессионального отношения к другим. Данный анализ показал, что интегральное самоотношение положительно (r=0,357 при p=0,001) связано с отношением профессионала к другому и отрицательно (r= -0,244 при p=0,020) - с патологическим профессиональным отношением к другому. Это свидетельствует о том, что эти два типа отношений (к себе и другим) тесно взаимосвязаны. При этом, на наш взгляд, базовым в данной паре является самоотношение: позитивное самоотношение предопределяет формирование позитивного отношения к другим, негативное самоотношение - может приводить к формированию невротических отношений с другими.
Были проанализированы также взаимосвязи компонентов самоотношения с профессиональным отношением к другим. Установлено, что значимые взаимосвязи с отношением профессионала к другим имеют самоуверенность (r=0,252 при p=0,016), ожидаемое отношение других (r=0,270 при p=0,010), саморуководство (r=0,316 при p=0,002), самоинтерес (r=0,276 при p=0,008) и самопонимание (r=0,306 при p=0,003). При этом патологическое профессиональное отношение к другим оказалось значимо связано только с саморуководством (r= -0,287 при p=0,006).
Таким образом, можно говорить, что позитивное профессиональное отношение к другим определяется тем, что специалист воспринимает себя как самостоятельного и надежного человека, который проявляет интерес к самому себе, стремится понимать себя, умеет самостоятельно выстраивать свой жизненный путь и считает, что он способен вызывать уважение. В то же время несформированность у специалиста представления о том, что он сам является единственным источником своей активности, приводит к формированию невротического отношения к другим.
Литература
[1]. Александрова Ю.В. Опросник для диагностики ролевых паттернов отношения к Другому взрослого человека // Психология зрелости и старения, зима, 1998 (4), с. 33-46.
[2]. Методы диагностики мотивационно-ценностной сферы и самосознания личности: Методические материалы к курсу «Психодиагностика» / Сост. А.С.Мельничук. М, 2005.
[3]. Столин В.В., Пантилеев С.Р. Опросник самоотношения // Практикум по психодиагностике: Психодиагностические материалы. М., 1988. С. 123-130.
INTERRELATION OF SELF-EFFICIENCY AND ATTITUDE OF EXPERTS TOWARDS ANOTHER
Selezneva Elena V. - Ph.D., D.Ps., Professor, The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, professor of the Department of Acmeology and Psychology of Professional Activity; Vernadsky prospect, 84, Moscow, Russia, 119606; e-mail: [email protected]
Abstract
Article is devoted to the analysis of results of empirical research of interrelation of self-efficiency and the expert's attitude towards another. It is shown that significant interrelations exist between the professional attitude towards another to self-efficiency in a field of activity and in the sphere of communication. The interrelation between the professional's relation to another and the pathological professional attitude towards another in groups with a self-efficiency miscellaneous in a field of activity and the sphere of communication is investigated. Keywords: expert, self-efficiency, attitude towards another.
УДК 159.9.07/37.032
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА В РАЗРЕШЕНИИ КОНФЛИКТОВ ПОСРЕДСТВОМ КРЕАТИВНОСТИ
Сергеева Дарья Николаевна - аспирантка кафедры психологии образования и развития Башкирского государственного педаго-
гического университета; ул. Октябрьской Революции, 3а, Уфа, Россия, 450000; e-mail: [email protected]
Аннотация
В представленной статье рассматриваются вопросы профессионального развития педагога в процессе разрешения конфликтов посредством креативности. Основной целью исследования являлось представление креативности в процессе разрешения педагогических конфликтов как одной из важных характеристик личности педагога, которая позволяет ему успешно осуществлять профессиональную деятельность, обеспечивает готовность к переменам и побуждает к поиску нестандартных решений в процессе разрешения конфликтов. В результате исследования конкретизировано научное представление о содержании понятия «креативность педагогов в процессе разрешения конфликтов», определены психолого-педагогические условия профессионального развития педагога в процессе разрешения конфликтов посредством креативности, выявлены личностные и поведенческие особенности педагогов с различным уровнем креативности, обнаружена взаимосвязь креативности педагога с особенностями поведения в конфликтных ситуациях. Доказывается, что креативность личности учителя выступает в роли детерминанты оптимального типа реагирования в конфликте и является фактором профессионального развития педагога.
Ключевые слова: креативность, конфликт, педагог, профессиональное развитие.
Введение
В условиях модернизации российского образования наиболее востребованным становится педагог, способный эффективно осуществлять профессиональную деятельность и обладающий особыми личностными характеристиками: креативный, конфликтоустойчивый, способный управлять собой, способный к нестандартным трудовым ситуациям и принятию решений, обеспечивающих профессиональную эффективность и способность к конструктивному разрешению педагогических конфликтов. Одной из важных характеристик личности педагога, позволяющей успешно осуществлять педагогическую деятельность в конфликтных ситуациях, является креативность. Креативность педагога обеспечивает готовность к нестандартным ситуациям, побуждает педагога к поиску нестандартных способов в разрешении конфликтов. Конструктивное разрешение педагогических конфликтов относится к числу факторов, определяющих эффективность профессиональной деятельности учителя, что несомненно является личностным и профессиональным ростом, а значит саморазвитием в целом.
Все чаще исследователи в области конфликтов приходят к выводу, что конфликт является источником личностного и профессионального развития и требует творческой реакции [4, 9, 10, 11]. В связи с этим представляется необходимым исследовать креативность учителей и выявить ее взаимосвязь с личностными и поведенческими особенностями в процессе разрешения конфликтов.
Анализ источников по проблеме исследования креативности [2, 3, 5, 7, 8, 12, 13] позволяет нам определить креативность педагога в процессе разрешения конфликтов как интегративно-личностное свойство, включающее в себя способность адекватно и продуктивно действовать в конфликтных ситуациях, гибко изменять поведение, оригинальность и эффективность выбора стратегий поведения в разрешении конфликтов.
Говоря о профессиональном и личностном росте учителя в процессе разрешения педагогических конфликтов посредством креативности необходимо подчеркнуть, что этот процесс требует наличия определенных психолого-педагогических условий, среди которых мы выделяем: социальную компетентность педагога, которая включает в себя эмпатий-ность, толерантность, конгруэнтность, уверенность в себе и рефлексию [6, С. 202]; психологическую безопасность образовательной среды [1, С. 90-93].
Обобщая результаты проанализированных исследований креативности можно предположить, что разрешение педагогических конфликтов посредством креативности способствует профессиональному и личностному росту педагога. Соответственно, основная цель данной статьи - представить креативность в процессе разрешения педагогических конфликтов как одну из важных характеристик личности педагога, которая