Психологические науки список научных статей
-
Б. М.ТЕПЛОВ И СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ В ВОЕННОМ ДЕЛЕ
Раскрываются идеи Б.М. Теплова о практическом мышлении управленческого типа и их развитие. Труд Б.М. Теплова «Ум полководца», опубликованный впервые в 1943 г. под названием «Ум и воля военачальника», ознаменовал возрождение военно-психологической мысли в России. Этот труд существенно повлиял на...
2021 / Утлик Э. П. -
РЕСУРСНЫЕ ОСНОВЫ АКТИВНОСТИ МЫШЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ СУБЪЕКТА
В статье впервые представлено понимание ресурсного мышления как интеллектуального умения находить способы творческого разрешения проблем в различных сферах профессиональной деятельности и жизнедеятельности в целом. Обосновано, что ресурсное мышление субъекта характеризуется а) умением находить...
2021 / Кашапов М.М -
СПЕЦИФИКА СПОСОБНОСТЕЙ ЭКСПЕРТНОГО УРОВНЯ
Анализируются перспективы исследований Б.М. Теплова, посвященных анализу способностей взрослых людей с выдающимися реальными достижениями. Выявлены такие специфические качества способностей интеллектуально компетентного человека (эксперта), как биполярность и мобильность. Эти качества ума...
2021 / Холодная М.А. -
ОПРЕДЕЛЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ОДАРЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛА
В статье выделяется два типа одаренности профессионала – профессиональная и метапрофессиональная одаренность, а также многообразие их видов. Определены отдельные формы одаренности профессионала: одаренность в области о формирования, функционирования, оптимизации и преобразования различных типов и...
2021 / Поваренков Ю.П. -
ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И АПРОБАЦИИ ТЕСТОВ, ОТРАЖЕННЫЙ В ТРУДАХ Б.М. ТЕПЛОВА (ПО МАТЕРИАЛАМ ФОНДА УЧЕНОГО В РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БИБЛИОТЕКЕ)
Рассмотрены основные результаты разработки и апробации образовательных тестов в 1929 году, проведенные при участии Б.М. Теплова. Прослежено обращение ученого к проблемам надежности и валидности тестов в последующие годы. Отмечена актуальность идей Б.М. Теплова о необходимости теоретического...
2021 / Елисеева И. Н. -
ПСИХОЛОГИ ЖИЗНИ: Б.М. ТЕПЛОВ И М. ВЕРТГЕЙМЕР В ПОИСКАХ НАУЧНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Статья посвящена анализу научного творчества в области психологии двух выдающихся психологов двадцатого столетия. Отмечается сходство научных интересов, образования, известное сходство тематики научных исследований. Утверждается, что глубинное сходство научной деятельности двух ученых состоит в...
2021 / Мазилов В.А. -
ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ В КОНТЕКСТЕ ТЕОРИИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ РАЗЛИЧИЙ
Изучение развития психики человека является одной из основных проблем психологии. Решение же ее зависит от понимания личности субъекта и его отношений с окружающим миром, которое автор в них вкладывает. Б. М. Теплов в одном из докладов для молодых психологов отмечает наиболее важные проблемы,...
2021 / Овчинникова Т. Н. -
О ПРОБЛЕМЕ УСТАНОВЛЕНИЯ ОБЪЕКТИВНЫХ И ОБЪЕКТНЫХ ОНТОЛОГИЧЕСКИХ СТРУКТУР В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Рассмотрим методологию Теплова как образец объективного исследования в сферах психологии и психофизиологии, учитывая, что и сам исследователь, и его исследование, и исследуемый предмет актуально принадлежат миру. В рассмотрении взаимосвязи предметов этих наук не хватает явного отличения сущих в...
2021 / Чусов А.В. -
ОДАРЕННОСТЬ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В развитии идей Б.М. Теплова, в работе представлена система теоретических положений о сущности одаренности на основе авторской теории способностей.
2021 / Шадриков В.Д. -
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В УЗБЕКИСТАНЕ
Статья освещает научно-практические и теоретические аспекты концепции совершенствования психологической службы в Узбекистане. Также выявляется социально-психологические аспекты развития психологической службы, оказания психологической помощи в системе образования.
2021 / Баратов Ш. Р. -
НАУЧНЫЙ ПОДХОД Б.М. ТЕПЛОВА К ПРОБЛЕМЕ РАННЕЙ ОДАРЕННОСТИ
В статье рассматриваются научные идеи Б.М. Теплова в связи с изучением проблемы рано проявляющейся одаренности. Выделяются ключевые моменты в понимании феномена одаренности и анализа условий развития неординарных детей. Подчеркивается важность качественного анализа в исследовании способностей и...
2021 / Белова Е. С. -
К ЮБИЛЕЮ Б.М. ТЕПЛОВА: ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ ОДАРЕННОСТИ
В статье обсуждаются отечественный методологический подход к определению понятия одаренность, описывается его эволюция. Развитие понятия находит свое воплощение в понимании одаренности как способности к творчеству (Богоявленская Д.Б.), которое характеризуется способностью развивать деятельность по...
2021 / Богоявленская Д. Б., Жукова Е. С., Артеменков С. Л. -
СУБЪЕКТИВНЫЕ РЕСУРСЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ПОДРОСТКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ПРИЗНАКАМИ ОДАРЕННОСТИ
Описаны предикторы психологического благополучия подростков, обучающихся на специализированных образовательных программах для учащихся с признаками одаренности. Регрессионный анализ позволил включить в число таких предикторов жизнестойкость, самоэффективность и субъектность, причем субъектность...
2021 / Волкова Е. Н., Микляева А. В. -
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ИДЕЙ Б.М. ТЕПЛОВА
В статье обращается внимание на актуальность для современного образования, сформулированного Б.М. Тепловым тезиса о том, что применение к жизни общих психологических закономерностей должно опосредоваться знаниями индивидуальных различий.
2021 / Дубровина И. В. -
ИДЕИ ПСИХОЛОГИИ ТВОРЧЕСТВА В ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКЕ Ю.И. АЙХЕНВАЛЬДА
Статья посвящена взглядам публициста, литературного критика и литературоведа Ю.И. Айхенвальда (1872-1928) в области психологии творчества. Рассматриваются его очерки, посвященные личности и произведениям А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева. Анализируются идеи Айхенвальда о психологическом...
2021 / Костригин А. А. -
ТРАНСФОРМАЦИЯ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Приводятся теоретико-методологические основания и результаты экспериментального исследования самооценки компетенциальных способностей в учебных и профессиональных группах, которые доказывают, что в ходе обучения в Вузе и профессиональной подготовки в подразделениях происходит трансформация...
2021 / Кузьмина Е. И., Кузьмина З. В. -
МНОГОУРОВНЕВЫЕ ФАКТОРЫ СРЕДЫ И ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИОНОМИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ПРОФЕССИЙ
В статье описаны результаты исследования элементного уровня профессионального мышления в социономической группе профессий. Интеграция структурно-уровневой концепции и метакогнитивного подхода к изучению профессионального мышления дала возможность обозначить особенности профессионального мышления...
2021 / Серафимович И. В. -
МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ КАК КЛАССИЧЕСКАЯ СПОСОБНОСТЬ
Личностно-деятельностный подход не смог объяснить, как физиологическое (задатки) превращается в психологическое (способности). Функционально-генетический подход (В.Д.Шадриков, Е.П.Ильин) объяснил врожденную природу способностей. Применительно к музыкальному слуху задатком является дифференциальная...
2021 / Сулейманов Р. Ф. -
РЕАЛИЗАЦИЯ НАУЧНЫХ ИДЕЙ Б.М. ТЕПЛОВА В ИССЛЕДОВАНИЯХ КАЗАНСКИХ ПСИХОЛОГОВ
В статье говорится о реализации идей Б.М. Теплова казанскими психологами, начиная с исследования Е.А. Климова ткачих-многостаночниц. Автор рассказывает о своих исследованиях, представляет всех авторов и темы диссертаций, выполненных в русле идей индивидуально-типологических различий, начиная с...
2021 / Фукин А. И. -
НОВЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ «ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА» У ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
В докладе сделана попытка исследования условий формирования характеров учащихся. Согласно теориям И.П.Павлова и М. Аптера, характер формируется в процессе взаимоотношений людей, в процессе воспитания и образования, и имеет структуру, состоящую из трех главных компонентов: когнитивный, моторный и...
2021 / Аминов Н. А., Осадчева И. И.