Научная статья на тему 'РЕСУРСНЫЕ ОСНОВЫ АКТИВНОСТИ МЫШЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ СУБЪЕКТА'

РЕСУРСНЫЕ ОСНОВЫ АКТИВНОСТИ МЫШЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ СУБЪЕКТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
295
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ресурс / активность / мышление / профессионализация / субъект

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кашапов М.М

В статье впервые представлено понимание ресурсного мышления как интеллектуального умения находить способы творческого разрешения проблем в различных сферах профессиональной деятельности и жизнедеятельности в целом. Обосновано, что ресурсное мышление субъекта характеризуется а) умением находить источники творческого вдохновения и конструктивного отношения к трудным ситуациям; б) способностью реализовать имеющиеся возможности для достижения намеченного результата; в) позитивной направленностью на преодоление возникающих трудностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кашапов М.М

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕСУРСНЫЕ ОСНОВЫ АКТИВНОСТИ МЫШЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ СУБЪЕКТА»

Литература

1. Леер Г. Опыт критико-исторического исследования законов войны. СПб., 1869. С. 19.

2. Развитие мышления у курсантов военных училищ на тактических занятиях. М., ВПА, 1962.

3. Революция в военном деле и формирование тактического мышления командиров подразделений (по опыту Сухопутных войск). М., ВПА, 1968.

4. Вопросы психологии. 1981. № 6. С. 117.

5. Психология и психофизиология индивидуальных различий. М., 1977. С. 64-71.

6. Рубинштейн М.М. Очерк педагогической психологии в связи с общей педагогикой. 3-е изд., пересмотр. и доп. - М., 1920. С. 13-14.

7. Теплов Б.М. Ум полководца // Избранные труды. В 2-х т. Т. I. М., 1985. С. 242.

8. Теплов Б.М. Ум полководца // Избранные труды. В 2-х т. Т. I. М., 1985. С. 274.

9. Васильев А. Боевая подготовка войск перед наступательной операцией // Военной мысль. 1943. №10-11. С. 46.

10. Теплов Б.М. Избр. труды. Т. 1. М., 1985. С. 296-297.

11. Теплов Б.М. Избр. труды. Т. 1. М., 1985. С. 224.

12. Теплов Б.М. Психология. М., 1948. С.10.

13. Уманский Л.И. Организаторские способности и их развитие. Курск, 1967. С. 25-26.

14. Уманский Л.И. Организаторские способности и их развитие. Курск, 1967. С. 39.

15. Утлик Э.П. Учет психологических факторов в руководстве личным составом воинского подразделения». Дисс... канд. психол. наук. М., ВПА. 1975.

16. Психология и психофизиология индивидуальных различий. М., 1977. С. 65.

РЕСУРСНЫЕ ОСНОВЫ АКТИВНОСТИ МЫШЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ СУБЪЕКТА

Кашапов М.М., Ярославль (Россия), доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и педагогической психологии, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, smk007@bk.ru

DOI:

В статье впервые представлено понимание ресурсного мышления как интеллектуального умения находить способы творческого разрешения проблем в различных сферах профессиональной деятельности и жизнедеятельности в целом. Обосновано, что ресурсное мышление субъекта характеризуется а) умением находить источники творческого вдохновения и конструктивного отношения к трудным ситуациям; б) способностью реализовать имеющиеся возможности для достижения намеченного результата; в) позитивной направленностью на преодоление возникающих трудностей.

Ключевые слова: ресурс, активность, мышление, профессионализация, субъект

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (Проект № 19-013-00102а)

RESOURCE BASES OF ACTIVE THINKING IN THE CONTEXT OF SUBJECT

PROFESSIONALISATION

Kashapov M.M., Yaroslavl (Russia), doctor of Psychology, Professor, Head of the Department of Pedagogy and Educational Psychology Yaroslavl State University

The paper presents the understanding of resource thinking as intellectual ability to find ways of creative problem solving in different spheres of professional activity and life activity in general. Resource thinking of a subject is characterized by a) ability to find sources of creative inspiration and constructive attitude to difficult situations; b) ability to implement the available opportunities to achieve the intended result; c) positive orientation to overcome difficulties.

Keywords: resource, activity, thinking, professionalisation, subject.

Б.М. Тепловым показано, что, хотя основные элементы мышления едины, они своеобразно функционируют при решении тактических и стратегических задач. В творческом мышлении, по его мнению, присутствуют такие черты как прогнозирование, предвидение хода развития ситуаций; нахождение оперативного решения; видение и схватывание целого при одновременном внимании к деталям [8]. Отмеченные характеристики мышления проявляются в жизненном пути личности, который имеет, по сравнению с профессиональным развитием, более протяженные временные границы, допускающие реципрокное взаимодействие. Тем не менее, между ними больше общего, чем различий. Главное сходство в успешном осуществлении того и другого заключается в реализации активности субъекта. В своих работах Л.И. Анцыферова, опираясь на теоретический анализ зарубежных исследований, доказала, что именно активность, а не ответственность, тянет за собой творческое долголетие личности [1].

Реализация активности субъекта обеспечивается саморегуляцией. А.К. Осницкий указывает на то, что саморегуляция деятельности субъектом «обнаруживает себя в феноменологии предметных преобразований и в преобразованиях прилагаемых усилий» [7, с. 11] и связана с осознанными процессами целеполагания и целеосуществления. Автор, давая определение субъектности, рассматривает ее в контексте субъектного отношения к выполняемой деятельности, которое реализуется в обращенности человека к своим внутренним резервам, возможностям выбора средств осуществления деятельности, в том числе и коммуникативной [7]. Индивидуальный стиль педагогического общения впервые в условиях обучения системно был исследован М.К. Кабардовым, посредством создания типологии языковых способностей и их природных предпосылок [3; 4].

Теоретический подход к пониманию ресурсных основ активности мышления субъекта в условиях профессионализации предполагает выделение единицы анализа. В рамках парадигмы «Единица анализа психического», подчеркивает В.В. Знаков, признается безусловная необходимость приоритетного изучения не отдельных составляющих психики (памяти, мышления, эмоций и т.п.), а целостных единиц. Такими единицами являются события, ситуации [3, с. 116, курсив В. Знакова]. Выделение единиц психологического анализа позволяет целенаправленно исследовать содержание психического развития в контексте профессионализации субъекта.

Исходя из этого положения исследования профессионализации мышления субъекта, в рамках разработанного нами ресурсного подхода, реализованы не в одной, а в нескольких плоскостях психологического анализа [5; 6]. На основании проведенного теоретического анализа разработаны, во-первых, научные основы исследования мышления в различных видах

46

профессиональной деятельности: клиническое мышление врача - (А.А. Оплеснина, Ю.С. Филатова); музыкальное мышление - (С.А. Томчук, С.В. Цымзина, Д.А. Гущина); педагогическое мышление (Т.Г. Киселева, Т.В. Огородова, Ю.В. Пошехонова, И.В. Серафимович).

Во-вторых, рассмотрены процессы становления мышления на разных этапах профессионализации: довузовский (формирование психологического мышления у учащихся профильного психологического класса - Т.В. Огородова), вузовский; профессиональное мышление как компонент реализации компетентностного подхода в образовании будущего врача - Г.Ю. Базанова, Л.А. Крамская, Л.А. Савельева, О.А. Скакунова, О.Н. Солодчук); послевузовский (психолого-акмеологические основы профессионального становления педагога (М.М. Кашапов, Т.В. Огородова).

В-третьих, реализованы подходы к выделению проблемности как единицы анализа профессионального мышления - М.М. Кашапов; пониманию метакогнитивной регуляции творческой деятельности в контексте ресурсного подхода - М.М. Кашапов, Ю.В. Пошехонова; исследованию надситуативности мышления в качестве ресурса творческой деятельности (на примере субъектов, занимающихся в театральной студии) - Е.А. Медведева, А.А. Кустова.

В-четвертых, обоснована необходимость реализации надситуативного мышления в качестве когнитивного ресурса личности (М.М. Кашапов); выделены и описаны критериальные показатели интегрированности метакогнитивных процессов и социально-психологических особенностях профессионализации субъекта (на примере анализа видеоматериалов этапа кейса областного конкурса «педагог-психолог года») (И.В. Серафимович); обобщены концептуальные характеристики творческого профессионального мышления (М.М. Кашапов); разработаны теоретические основы творческого педагогического мышления как когнитивного ресурса социальной и образовательной среды (М.М. Кашапов).

В-пятых, исследована ресурсность мышления как средства реализации творческого потенциала личности (М.М. Кашапов, Г.Л. Шаматонова, А.С. Кашапов); выявлена и описана роль метакогнитивных признаков профессионального надситуативного мышления педагогов в области сохранении и укреплении социально-психологического здоровья (И.В. Серафимович).

В проведенном А.А. Оплесниной (2021) исследовании проанализирована роль ресурсности мышления в профессиональной деятельности врачей. Эмпирически установлено и теоретически обосновано, что имеется взаимосвязь между уровнем ресурсности мышления и ее компонентами на стадиях профессионализации. Выявлено, что уровень ресурсности мышления врачей на разных стадиях профессионализации изменяется гетерохронно. Так же определены типы мышления и креативность врачей на разных стадиях профессионализации: отмечается доминирование образного мышления, а показатель креативности имеет средний уровень для всех врачей. В ходе анализа выявлено, что для врачей на стадиях профессионализации ведущим стилем мышления является практический стиль. Диагностика стилей юмора врачей на стадиях профессионализации позволила установить, что предпочитаемыми стилями юмора для врачей являются самоподдерживающий юмор и аффилиативный юмор. Результаты исследования свидетельствуют о том, что для врачей на

разных стадиях профессионализации характерно фокусирование на возможностях своего профессионального будущего.

Установлено значительное количество корреляционных связей у врачей на стадии профессионализации «Наставник». Выявлены положительные связи уровня ресурсности мышления со знаковым, критическим, управленческим типом мышления, практическим стилем мышления, самоподдерживающим юмором, отрицательная связь выявлена между уровнем ресурсности мышления врачей и агрессивным юмором. У врачей на стадии «Адаптант» определены положительные связи уровня ресурсности мышления с управленческим стилем мышления и фокусированием на возможностях. Достоверные обратные корреляционные связи в группе врачей на стадии «Интернал» зафиксированы между уровнем ресурсности мышления и агрессивным юмором, фокусированием на возможностях; прямые достоверные корреляционные связи отмечены между уровнем ресурсности мышления и управленческим стилем мышления, аффилиативным стилем юмора и фокусированием на оставшемся времени. На стадии профессионализации «Мастер» выделены достоверные обратные корреляционные связи между уровнем ресурсности мышления и агрессивным юмором.

В заключении можно отметить следующие положения, характеризующие ресурсные основы активности мышления субъекта в условиях профессионализации:

1. Ресурс - условие, позволяющее с помощью конструктивных преобразований познаваемой ситуации получить желаемый результат. Ресурсность - способность адекватно мобилизовать возможности для достижения поставленной цели. Ресурсность мышления -интеллектуальная способность к осмыслению, т.е. к нахождению новых смыслов в происходящем с целью трансформации условий проблемной ситуации в средства ее позитивного разрешения. Дискретность, расщепление процесса осмысления возникает на таком этапе жизненного пути, когда мотивация на самореализацию не поддерживается ресурсами или находит и реализует их лишь в частичных преобразованиях себя как субъекта деятельности. В таких изменяющихся обстоятельствах (точках бифуркации) профессиональной деятельности возможно либо снижение, либо повышение уровня ценностно-смыслового отношения к профессии. В условиях кризисной ситуации возникает точка неустойчивого равновесия, бифуркации, что меняет вектор развития и процесс приобретает индетерминированный характер, который рождает неожиданные пути развития и открывает новые потенциальные возможности и время продолжает «прокручиваться» в нужном направлении.

С позиции системного анализа появляется возможность выделить точку бифуркации и понять, каким образом происходит выбор: либо «акме» (движение к пику, к росту, к расцвету), либо «катэ» (падение, упадок, катастрофа). В понимании такого выбора особую роль играет ресурсность мышления как высший психический познавательный метапроцесс, выступающий психическим ресурсом реализации творческой активности субъекта в осознании, формулировании и достижении профессиональных и жизненных целей. Эта активность обеспечивается реализацией целостной системы познавательной деятельности, целенаправленным участием в системе самых разных процессов, явлений и уровней психики, являющихся средствами ее реализации.

2. Ресурсное мышление - мышление, обеспечивающее нахождение и реализацию опорных, реперных точек в собственном опыте и в условиях окружающей среды (социальной, образовательной, профессиональной, организационной). В процессе взаимодействия со средой происходит аксиологическая (ценностная) трансформация собранной и проанализированной информации в знания, умения, навыки, привычки, отношения. Трансформация характеризуется когнитивным преобразованием устаревших ценностей на новые, современные; иррациональных на рациональные.

3. Ресурсное мышление - это интеллектуальное умение человека находить различные способы творческого разрешения проблем в физической, психологической, личностной, социальной и духовной сферах профессиональной деятельности и жизнедеятельности.

4. Основным средством самосовершенствования субъекта служит своевременная реализация имеющегося у него ресурса. Профессионал, работающий сегодня так же, как работал вчера, обречен на отставание, ибо «топтание на месте» есть форма регресса, стагнации, которая первоначально имеет имплицитные характеристики. Экспликация (выражение, распространение) выделенных признаков профессионального мышления субъекта как эксплицируемого явления осуществляется посредством дифференцирования познаваемых явлений: духовных как проявление силы и содержательности внутренней жизни; социальных как преломление в профессиональной деятельности общественных требований; средовых как интеграция и осмысление тех условий среды, которые становятся средствами оперативного совладания с возникшими трудностями; ресурсных как реализация и преумножение ресурсов, прежде всего, внутренних как основу профессионального и личностного саморазвития субъекта.

5. Структура ресурсных основ активности мышления субъекта в условиях профессионализации имеет два основных компонента: внешний (средовый) и внутренний (личностный). Средовый компонент характеризуется наличием, а, в случае необходимости, и созданием благоприятных условий, влияющих на поддержание высокого профессионального тонуса субъекта. Личностный компонент активности мышления выражается в умении выявлять в собственном внутреннем мире те возможности, реализация которых позволяет оперативно совладать с возникающими трудностями. Активность мышления зиждется, прежде всего, на следующих качествах профессионального мышления: событийность, прогностичность, ресурсность, надситуативность. Проявление именно надситуативного мышления способствует нахождению новых ресурсов не внутри решаемой ситуации, а за ее пределами. Выход за границы познаваемой и преобразуемой трудной ситуации характеризуется стремлением к конструктивному изменению собственных личностных качеств в такие, которые необходимы для оптимального разрешения возникших профессиональных затруднений.

Литература

1. Анцыферова Л.И. Способность личности к преодолению деформаций своего развития // Психологический журнал. 1999. Т. 20. № 1. С. 6-19.

2. Знаков В.В. Психология понимания мира человека. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. 488 с.

3. Кабардов М.К. Коммуникативно-речевые и когнитивно-лингвистические способности // В кн.: Способности и склонности. М.: Педагогика, 1989. С. 103-128.

4. Кабардов М.К. Языковые способности: психология, психофизиология, педагогика. М.: Смысл, 2013. 400 с.

5. Кашапов М.М., Филатова Ю.С., Кашапов А.С. Событийно-когнитивные компоненты профессионализации субъекта. Ярославль, 2018. 392 с.

6. Кашапов М.М., Серафимович И.В. Надситуативное мышление как когнитивный ресурс субъекта в условиях профессионализации // Психологический журнал. 2020. Т. 41. № 3. С. 43-52.

7. Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии, 1996. № 1. С. 5-19.

8. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: 1961. 536 с.

СПЕЦИФИКА СПОСОБНОСТЕЙ ЭКСПЕРТНОГО УРОВНЯ

Холодная М.А., Москва (Россия), доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник, Институт психологии РАН, kholod1949@yandex.ru

DOI:

Анализируются перспективы исследований Б.М. Теплова, посвященных анализу способностей взрослых людей с выдающимися реальными достижениями. Выявлены такие специфические качества способностей интеллектуально компетентного человека (эксперта), как биполярность и мобильность. Эти качества ума объясняются с учетом особенностей организации ментального опыта на когнитивном, понятийном, метакогнитивном и интенциональном уровнях.

Ключевые слова: способности, выдающиеся реальные достижения, интеллектуальная компетентность, эксперт, биполярность и мобильность как качества ума, ментальный опыт

Исследование выполнено по госзаданию № 0138-2021-0007 «Многомерная природа способностей и ментальных ресурсов человека».

SPECIFICITY OF EXPERT-LEVEL ABILITIES

Kholodnaya M.A., Moscow (Russia), Professor, Doctor of Sciences (Psychology), Chief Researcher, Institute of Psychology, Russian Academy of Sciences, kholod1949@yandex.ru

We analyzed B. M. Teplov's research prospects, dedicated to the analysis of adults' abilities with extraordinary real achievements. We have revealed such specific competent person's (expert's) qualities as bipolarity and mobility. The peculiarities of the organization of mental experience at the cognitive, conceptual, metacognitive and intentional levels explain these qualities of the mind.

Keywords: abilities, extraordinary real achievements, intellectual competence, expert, bipolarity and mobility as qualities of the mind, mental experience

Б.М. Теплов не только ввел понятие «способность» в качестве базовой психологической категории, дав его определение, но и проанализировал специфику способностей взрослых людей с выдающимися реальными достижениями. На наш взгляд, именно способности в их наиболее зрелой форме, референтом которой являются реальные достижения высокого уровня, выступают в качестве критического феномена в области психологии способностей (в отличии от традиционного изучения способностей в детском и юношеском возрасте на основе измерения уровня сформированности определенных познавательных функций с помощью тестов).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.