Научная статья на тему 'РЕСУРСНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНОЕ КАЧЕСТВО ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ'

РЕСУРСНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНОЕ КАЧЕСТВО ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
251
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ресурс / ресурсность мышления / педагогическая деятельность / профессионально важные качества педагога / resource / mind resourcefulness / teacher’s work / essential qualities for a teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сурина Наталья Витальевна

Статья посвящена обоснованию актуальности исследования психологической характеристики ресурсности мышления в структуре профессиональной деятельности педагога в современных условиях. Под ресурсностью мышления мы понимаем комплексную метакогнитивную характеристику личности, обеспечивающую способность субъекта к осознанию, актуализации и использованию внешних ресурсов ситуации и собственных внутренних ресурсов для решения актуальных жизненных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сурина Наталья Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MIND RESOURCEFULNESS AS AN ESSENTIAL QUALITY FOR A TEACHER IN THE CONTEMPORARY EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article focuses on the rationale of the relevance of the study of mind resourcefulness and its psychological characterization to the profession of a teacher in the contemporary setting. Mind resourcefulness implies a complex metacognitive characteristic of a personality, which ensures the ability to perceive, actualize and use the external resources of a certain situation as well as the inner resources for the solution of currently vital problems.

Текст научной работы на тему «РЕСУРСНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНОЕ КАЧЕСТВО ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»

Наиболее устойчивыми оказались педагоги со стажем от 16 до 20 лет, что обусловливается внешней и внутренней гармонией по отношению к собственной жизни.

Таким образом, вывод о том, что СЭВ развивается в результате длительной профессиональной деятельности, не подтвердился. Выраженность фаз СЭВ педагогов не носит монотонный возрастающий характер в зависимости от стажа работы, а существует определенная причина его проявления, которая характеризуется возрастными и профессиональными кризисами педагогов.

Литература

1. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. — СПб.: Питер, 1999. - 105 с.

2. Мальцева Н.В. Проявление синдрома психического выгорания в процессе профессионализации учителя. — Екатеринбург, 2005. — 212 с.

3. Митина Л.М., Асмаковец Е.С. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция. — М: Флинта, 2001. — 413 с.

4. Пряжников Н.С., Ожогова Е.Г. Стратегии преодоления синдрома «эмоционального выгорания» в работе педагога // Психологическая наука и образование. 2008. № 2. С. 87—95.

РЕСУРСНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНОЕ КАЧЕСТВО ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Сурина Наталья Витальевна (Ярославль, Россия), аспирант кафедры педагогики и педагогической психологии, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова. E-mail: nata.surina.hello@gmail.com

Аннотация. Статья посвящена обоснованию актуальности исследования психологической характеристики ресурсности мышления в структуре профессиональной деятельности педагога в современных условиях. Под ресурсностью мышления мы понимаем комплексную метакогни-тивную характеристику личности, обеспечивающую способность субъекта к осознанию, актуализации и использованию внешних ресурсов ситуации и собственных внутренних ресурсов для решения актуальных жизненных задач.

Ключевые слова: ресурс, ресурсность мышления, педагогическая деятельность, профессионально важные качества педагога.

MIND RESOURCEFULNESS AS AN ESSENTIAL QUALITY FOR A TEACHER IN THE CONTEMPORARY EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Surina Natalya Vitalievna (Yaroslavl, Russia), Postgraduate student of the Department of Pedagogy and Pedagogical Psychology, P.G. Demidov Yaroslavl State University. E-mail: nata.surina.hello@gmail.com

Abstract. The article focuses on the rationale of the relevance of the study of mind resourcefulness and its psychological characterization to the profession of a teacher in the contemporary setting. Mind resourcefulness implies a complex metacognitive characteristic of a personality, which ensures the ability to perceive, actualize and use the external resources of a certain situation as well as the inner resources for the solution of currently vital problems.

Keywords: resource, mind resourcefulness, teacher's work, essential qualities for a teacher.

Сложившаяся в настоящее время социально-экономическая ситуация заставила пошатнуться многие отлаженные годами функционировавшие системы. Работникам многих профессиональных сфер пришлось адаптироваться к изменившимся условиям, осваивать новые навыки, однако определяющим фактором профессиональной

успешности личности в данной ситуации является даже не столько обучаемость и способность быстро наработать новые компетенции, сколько способность находить собственные решения, порой нестандартные и непривычные, исходя из собственной актуальной ситуации. Система, в которую вписан профессионал, не может измениться сразу и дать человеку готовые ответы о том, как ему действовать в изменившихся условиях. В эпоху перемен многое отдается на откуп самого человека как субъекта профессиональной деятельности.

В связи с этим особую актуальность обретает разработка концепции ресурсности мышления как интегральной психологической характеристики личности, играющей ключевую роль в успешности решения текущих жизненных задач. Данная категория с соответствующей ей теоретической моделью и диагностическим аппаратом разрабатывается М.М. Кашаповым и его единомышленниками [4—7] в рамках ресурсного подхода в психологии личности.

Под ресурсностью мышления понимается совокупность личностных и когнитивных характеристик субъекта, обеспечивающих его успешность в процессе осознания потенциально ресурсных особенностей ситуации и собственной личности и актуализации внешних и внутренних ресурсов для достижения целей [1—3]. Это способность субъекта характеризуется учетом и максимально полным использованием всего накопленного жизненного опыта, а также предлагаемых внешней средой возможностей и ресурсов для выхода из сложных жизненных ситуаций и решения актуальных задач. Чем выше уровень сформированности данной способности, тем быстрее субъект решает стоящую перед ним задачу, тем экономичнее, проще, изящнее найденное решение [8].

Ресурсность мышления проявляется в нескольких аспектах: способность найти принципиально новое решение там, где готовые не годятся; способность видеть множество альтернативных решений на случай, если некоторые из них не смогут быть реализованы; способность выбрать самый простой и экономичный вариант решения.

В ходе построения теоретической модели ресурсности мышления как комплексной метакогнитивной психологической категории мы выделили ряд частных психологических характеристик, которые входят в состав данного образования как системные элементы. Объем данной работы не дает возможности представить обоснование для выделения именно этих элементов [6]. К таким характеристикам мы отнесли:

— рефлексивность как способность осознавать свои чувства, эмоции, потребности, отслеживать причинно-следственные связи между своими состояниями и видеть желаемую ситуацию или состояние;

— аналитическое мышление как способность выделять значимые характеристики внешней ситуации и взаимосвязи между ними;

— эмоциональный интеллект как способность отражать, воспринимать и анализировать чувства, эмоциональные состояния и потребности других людей и в определенной степени предугадывать их реакции на те или иные ситуации;

— способность к надситуативному мышлению, позволяющая структурировать ситуацию, выявлять причинно-следственные взаимосвязи, прогнозировать развитие ситуации;

— целеполагание как способность четко, детально и образно представлять желаемую ситуацию и выстраивать цепочку шагов для достижения поставленных целей;

— позитивную Я-концепция как устойчивое положительное отношение к самому себе, высокая ценность собственных чувств, идей и продуктов деятельности в своих глазах, субъективное ощущение собственной значимости;

— поленезависимость — как способность субъекта преодолевать влияние контекста и навязываемых им привычных смыслов, способность ориентироваться на существенные,

а не на более заметные черты ситуации, видеть скрытые смыслы, отсутствие социальной конформности;

— творческое мышление — как способность к созданию принципиально нового или усовершенствованию имеющегося решения, отказ от шаблонности;

— инициативность — как умение предложить нечто свое, отсутствие страха или стеснения в ситуации, когда надо заявить о себе и своем творчестве, предъявить его миру;

— дивергентное мышление — как поиск множества решений для одной и той же задачи, стремление к расширению диапазона возможностей;

— мотивацию достижения успеха в противовес избеганию неудач, позволяющую допустить к рассмотрению необычные, кажущиеся изначально невозможными пути решения задачи.

В контексте профессионального труда педагога ресурсность мышления как фактор профессиональной успешности субъекта приобретает особую значимость в связи с переходом к новым формам образовательного процесса. Что происходит при переходе на дистанционное образование? В первую очередь меняется режим контроля и внешние рамки, определяющие ход образовательного процесса, следовательно, меняется структура мотивации учащихся. Не секрет, что внешняя мотивация (в том числе внешний контроль, отношение учителя и сверстников к успехам ученика) играет важную роль в структуре мотивации школьников, причем эта роль тем выше, чем младше ребенок. Педагог вынужден продумывать новые адекватные формы контроля и методы вовлечения учащихся в образовательный процесс. Возрастает роль родителей как единственных лиц, которые в данные момент находятся рядом с ребенком и имеют возможность непосредственного взаимодействия с ним, следовательно, педагог вынужден больше внимания уделять простраиванию взаимодействия с ними. Добавляется техническая составляющая, возникает необходимость освоения нового программного обеспечения, необходимость корректировки самих учебных заданий с учетом того, что ребенок выполняет их в других условиях.

Вынужденный переход на дистанционное образование во всех учебных заведениях, хотя и имел временный характер, однако показал, что успешность такого рода преобразования возможна при условии системной организации педагогического процесса, поскольку данная форма образования имеет свои преимущества. Онлайн-школы и он-лайн-образование, в принципе, не стали новостью, они существуют давно, тем не менее введение дистанционного образования в вузах до сих пор не было такой распространенной практикой. Сложившаяся ситуация показала, что возможности для преобразования образовательной системы имеются и в сочетании с современными технологиями вполне могут быть реализованы в ближайшие годы.

Однако независимо от введения новых форм образования или приверженности к традиционным, современные педагоги сталкиваются с тем, что в системе образования нет больше привычной стабильности. Разрабатываются новые образовательные программы, в которых встречаются как удачные методические находки, так и спорные предложения, вызывающие обилие критики и учителей, и родителей. Педагогам приходится не только осваивать новые программы, но и зачастую адаптировать их под свой класс.

В целом можно говорить о том, что ресурсность мышления в педагогической деятельности проявляется в:

— способности находить индивидуальный подход к ученику;

— способности видеть мотивы и текущие потребности ученика и отвечать на них так, чтобы сохранять живой диалог;

— оптимальном способе общения с учениками;

— гибком подходе к мотивированию учеников с учетом их личностных особенностей;

— умении овладевать новыми методиками работы и корректировать их с учетом особенностей класса.

Можно перечислить еще довольно много пунктов, но мы обозначили лишь некоторые опорные точки. Ресурсность мышления в контексте педагогической деятельности будет рассматриваться нами как комплексная характеристика, представляющая из себя совокупность личностных и когнитивных характеристик педагога, обеспечивающих его успешность в решении профессиональных задач, в том числе способствующих профилактике профессионального выгорания. Педагогическая профессия — одна из профессий наиболее сильно подверженных влиянию данного синдрома. Мы имеем основания предполагать, что ресурсность мышления — это та характеристика, которая помогает максимально эффективно этому явлению противостоять.

В отличие от защитных механизмов, которые порой лишь создают видимость решения проблемы, и копинг-стратегий, которые позволяют бороться с неприятными симптомами, когда они уже появились, ресурсность мышления — это то качество, которое позволяет выстраивать свою деятельность таким образом, чтобы нивелировать возможные патогенные факторы воздействия на психику, в том числе и до их появления, и вы-страиваить гармоничное взаимодействие между своими эмоциональными вложениями в работу и положительной эмоциональной отдачей от нее. Это проявляется и в прогнозировании возможных конфликтных ситуаций, и в продумывании заранее различных схем изучения материала на случай, если что-то пойдет не по плану или с учетом разных особенностей учеников.

Группой специалистов ЯрГУ им. П.Г. Демидова (И.В. Серафимович, Е.А. Медведева, Н.В. Сурина) разработана методика диагностики ресурсности профессионального мышления (для профессий социономического типа). Данная методика прошла полную психометрическую проверку. Планируется проведение исследования влияния данной характеристики на профессиональную деятельность педагогов и выявление ее взаимосвязей с другими личностными образованиями.

Литература

1. Кашапов М.М. Особенности сопровождения творческого мышления психолога (на довузовском, вузовском и послевузовском этапах) // Сибирский психологический журнал. 2005. № 22. С. 135-140.

2. Кашапов М.М. Событийность мышления преподавателя как средство профессионализации и социализации студентов // Современные тенденции развития психологии труда и организационной психологии / Отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев, А.Н. Занковский. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. С. 186—195.

3. Кашапов М.М. Надситуативное мышление как когнитивный ресурс личности // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Психология». 2017. Т. 22. С. 3—9.

4. Кашапов М.М., Шаматонова Г.Л. Ресурсность мышления как основа конструирования акме-событий: теоретико-методологический аспект // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Психология». 2017. Т. 22, С. 10—20.

5. Кашапов М.М., Филатова Ю.С., Кашапов А.С. Событийно-когнитивные компоненты профессионализации субъекта. — Ярославль, 2018. — 392 с.

6. Кашапов М.М., Серафимович И.В. Надситуативность мышления как ресурс реализации событийно-когнитивных компонентов субъекта на разных этапах профессионализации психологов // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Психология». 2018. Т. 26. С. 63—76.

7. Кашапов М.М., Серафимович И.В. Надситуативное мышление как когнитивный ресурс субъекта в условиях профессионализации // Психологический журнал. 2020. Т. 41, № 3. С. 43—52.

8. Сурина Н.В. Ресурсы в структуре индивидуальности и ресурсность мышления // Человеческий фактор. Серия «Социальный психолог». 2020. № 1 (39). С. 133—145.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.