функций (шире - познавательных способностей) на экспертном уровне невозможна. Это обстоятельство отмечал в свое время и Теплов, указывая, что «... надо решительно протестовать против отождествления одаренности с "высотой психического развития" ...» [3, с. 104]. Это утверждение особенно актуально для понимания природы одаренности взрослого человека, поскольку, по словам Р. Стернберга, компетентность - это и есть одаренность в ее реальном выражении [6].
Заключение
Несомненно, способности - это ключевой ментальный ресурс человека. Поэтому важно изучать действительную природу способностей, не прибегая к их упрощению, столь характерному для тестологического подхода. В психологии способностей на смену одномерному (линейному) подходу должен прийти многомерный (нелинейный) подход, который позволяет выявить новые необычные свойства способностей, в частности, такие как биполярность и мобильность способностей экспертного уровня. В этой связи крайне современным представляется следующее положение Теплова, которое можно отнести не только ко взрослым людям с выдающимися достижениями, но и к проявлениям способностей человека на всех этапах онтогенеза: «Нет ничего более нежизненного и схоластического, чем идея о том, что существует только один способ успешного выполнения всякой деятельности. Эти способы бесконечно разнообразны, как разнообразны человеческие способности» [1, с. 30].
Литература
1. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1961.
2. Теплов Б.М. Ум полководца. М.: Педагогика, 1990.
3. Теплов Б.М. Способности и одаренность // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогические науки. 2014. № 4. С. 99-105.
4. Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. 3-е изд., доп. и перераб. М.: Юрайт, 2019.
5. Shavinina L.V. Explaining high abilities of Nobel laureates // High Ability Studies. 2004. V. 15 (2). P. 243-254.
6. Sternberg R. Giftedness as developing expertise // International handbook of giftedness and talent / Ed. by K. Heller et al. Amsterdam: Elsevier science, 2000. P. 55-66.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ОДАРЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛА
Поваренков Ю.П. Ярославль, (Россия), доктор психологических наук, профессор, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д.Ушинского, y.povarenkov@yspu.org
DOI:
В статье выделяется два типа одаренности профессионала - профессиональная и метапрофессиональная одаренность, а также - многообразие их видов. Определены отдельные формы одаренности профессионала: одаренность в области о формирования, функционирования, оптимизации и преобразования различных типов и видов профессиональной и метапрофессиональной деятельности
53
Ключевые слова: деятельность профессионала, профессиональная одаренность, метапрофессиональная одаренность.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ по гранту № 19-013-00782
DEFINITION AND CLASSIFICATION OF PROFESSIONAL GIFT
Povarenkov Yu.P. (Yaroslavl, Russia), Doctor of Psychology, Professor, Lecturer, Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D. Ushinsky, y.povarenkov@yspu.org
The article distinguishes two types of professional giftedness - professional and metaprofessional giftedness, as well as the variety of their types. Certain forms of professional giftedness have been identified: giftedness in the field of formation, functioning, optimization and transformation of various types and types of professional and metaprofessional activities
Keywords: professional activity, professional giftedness, metaprofessional giftedness.
Б.М. Теплов является основоположником отечественной психологической теории способностей и одаренности. Опираясь на положения психологической теории Б.М. Теплова в настоящей статье предпринята попытка операционализировать понятие одаренности профессионала, выделить ее типы и виды.
Причины, побудившие нас обратиться к данной проблеме обусловлены тем, что объем и содержание понятия одаренность профессионала фактически не определены в психологии, а лишь обозначены. В литературе выделяются различные виды одаренности: общая и специальная, креативная и лидерская, математическая и музыкальная и т.д. Но понятие одаренности профессионала или профессиональной одаренности в отечественных психологических словарях отсутствует. Отсутствует оно и в энциклопедическом словаре. Прежде всего обратимся к общему пониманию одаренности, которое сформировалось в теории Б.М. Теплова.
Б.М. Теплов рассматривает одаренность как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности» [5, с.17]. Развивая идеи Б.М. Теплова, В.Д. Шадриков определяет одаренность как метасистему способностей человека, которая влияет на эффективность его деятельности. Он считает, что в состав одаренности могут входить три типа способностей: чувствовать, познавать и желать, которые проявляются как свойства индивида, как свойства субъекта деятельности и как свойства личности [6].
Проведенный анализ позволяет нам подойти к формулировке предварительного определения одаренности профессионала. Одаренность профессионала - это система способностей профессионала как индивида, субъекта деятельности и личности познавать, чувствовать и желать, которая влияет на эффективность и индивидуальное своеобразие выполнения его деятельности.
Из приведенного определения следует очевидное, что ведущим основанием для выделения и дифференциации одаренности профессионала выступает специфика выполняемой им деятельности. И, следовательно, анализ специфики деятельности профессионала позволит нам наметить типы, виды и формы одаренности профессионала.
Возникает законный вопрос. А какую деятельность выполняет профессионал? Для специалиста в области психологии труда данный вопрос покажется наивным и странным.
54
Потому что очевидно и несомненно, что профессионал выполняет профессиональную деятельность. И это действительно так. Но только ли профессиональную деятельность он выполняет?
Чтобы ответить на данный вопрос, обратимся к психологическим определениям понятия «профессионал». Например, А.К. Маркова рассматривает профессионала как «человека, который овладел нормами профессиональной деятельности, профобучения и осуществляет их на высоком уровне... и следует профессиональным ценностным ориентациям; который изменяет и развивает свою личность и индивидуальность средствами профессии; который стремиться внести творческий вклад в профессию...» [3].
Анализ многочисленных психологических определений профессионала, включая приведенное свидетельствует, что профессионалом можно назвать человека, который не только эффективно выполняет профессиональную деятельность, но и эффективно организует собственное профессиональное становление и развитие, самосовершенствование и самореализацию и т.д.
Следовательно, профессионал является не только субъектом профессиональной деятельности, но и субъектом собственной профессионализации в целом. Таким образом, можно констатировать, что профессионал реализует 2 типа активности: первый тип, это профессиональная деятельность. Второй тип, используя терминологию Мервиса и Холла, можно назвать метапрофессиональной деятельностью [7].
Первый тип деятельности ориентирован на производство потребительных стоимостей, он подробно исследован в психологии [4]. Второй тип деятельности ориентирован - на воспроизводство и формирование самого профессионала и на поддержание высокого уровня его функциональных возможностей.
Этот тип деятельности менее исследован и в психологии труда его обычно сводят лишь к учебно-профессиональной деятельности. Однако в психологических исследованиях карьерного и профессионального развития выделяют и другие виды метапрофессиональной деятельности: оптационную, адаптационную деятельность, профессиональное самоопределение, совладающую деятельность, проектирование профессиональной карьеры, реализацию карьеры и т.д. [4].
Нетрудно заметить, что основанием для классификации типов и видов деятельности профессионала являются общественные задачи, решаемые профессионалом [1].
Обозначенные 2 типа деятельностей профессионала являются основой для выделения и 2-х типов одаренности профессионала: одаренности профессиональной и метапрофессиональной.
Учитывая тот факт, что профессиональная и метапрофессиональная деятельность в свою очередь делятся на многочисленные виды и подвиды, мы можем зафиксировать соответственно различные виды и подвиды профессиональной и метапрофессиональной одаренности. Например, метапрофессиональную одаренность можно дифференцировать на следующие виды: одаренность в области учебно-профессиональной деятельности, оптационная и адаптационная одаренность, одаренность в области проектирования и реализации карьеры, профессионального самоопределения и профессиональной самореализации и т. д.
Проведенный анализ позволяет уточнить сформулированное выше определение одаренности профессионала. Одаренность профессионала - это система способностей профессионала как индивида, субъекта деятельности и личности познавать, чувствовать и желать, которая влияет на эффективность и индивидуальное своеобразие выполнения различных видов профессиональной и метапрофессиональной деятельности
Следующий шаг конкретизации понятия одаренности профессионала связан с выделением специфических форм осуществления профессиональной и метапрофессиональной деятельности. Основанием для выделения таких форм являются ведущие состояния, в которых может находится психологическая система деятельности профессионала. Методологической основой такой дифференциации является динамический подход к анализу деятельности профессионала [2].
Выделяются 4 базовых состояния, в которых может находиться система деятельности профессионала: состояние становления или образования деятельности, состояние функционирования или реализации деятельности, состояние оптимизации или саморегуляции, а также- состояние развития или преобразования деятельности.
Становление - это первичное формирование субъектом профессиональной и метапрофессиональной деятельности на основе имеющихся у него ресурсов. Нормативная цель - закладка и образование психологической системы профессиональной и метапрофессиональной деятельности.
Функционирование - это базовое состояние деятельности, связанное с реализацией ее предназначения. Нормативная цель - получение результата, для достижения которого формировалась профессиональная и метапрофессиональная деятельность.
Оптимизация - это совершенствование и рационализация психологической системы деятельности. Нормативная цель - повышение эффективности профессиональной и метапрофессиональной деятельности за счет имеющихся ресурсов.
Преобразование - это качественная перестройка психологической системы деятельности. Нормативная цель - повышение эффективности профессиональной и метапрофессиональной деятельности за счет привлечения дополнительных ресурсов и качественного изменения ее структуры.
Имеющиеся в нашем распоряжении данные, которые подтверждаются результатами практических наблюдений, говорят о том, что на эффективность становления, функционирования, оптимизации и развитие психологической системы деятельности влияют в целом разные, хотя в чем-то и совпадающие по составу системы способностей профессионала.
Что свидетельствует об этом? Например, на это указывает тот факт, что не все успешно функционирующие профессионалы способны к оптимизации и рационализации своей деятельности, либо к качественной перестройке психологической системы деятельности при изменении ее объективных и субъективных условий.
На практике хорошо известны случаи, когда высокая успешность обучения в вузе не гарантирует высокую успешность в профессиональной деятельности. Этот факт позволил развести учебно важные и профессионально важные способности. С другой стороны, успешная профессиональная деятельность не всегда сочетается с высокой карьерной успешностью. Этот факт свидетельствует о том, что эффективное выполнение
профессиональной деятельности и успешность построения. карьеры профессионала зависит и от разных систем способностей.
Следовательно, есть все основания для выделения 4-х базовых форм одаренности профессионала. Назовем их: одаренность в области становления профессиональной и метапрофессиональной деятельности, одаренность в области ее функционирования, одаренность в области оптимизации профессиональной и метапрофессиональной деятельности и одаренность в области ее развития.
Проведенный анализ позволяет провести следующее уточнение понятия одаренность профессионала. Одаренность профессионала - это система способностей профессионала как индивида, субъекта деятельности и личности познавать, чувствовать и желать, которая влияет на эффективность и индивидуальное своеобразие становления, реализации, оптимизации и развития профессиональной и метапрофессиональной деятельности
Дальнейшая конкретизация понятия одаренность профессионала связана с выделением базовых параметров эффективности деятельности. В.Д. Шадриков, как известно, выделяет три таких параметра: производительность, качество и надежность. Установлено, что на эти параметры влияют определенные подсистемы способностей профессионала. Состав этих подсистем может частично совпадать, но чаще всего они не совпадают и даже могут вступать в противоречие.
Говоря другими словами, необходимый уровень параметров деятельности профессионала обеспечиваются различными подсистемами способностей. Этот факт позволяет, в заключении, еще раз уточнить определение понятие одаренность профессионала.
Одаренность профессионала - это система способностей профессионала как индивида, субъекта деятельности и личности познавать, чувствовать и желать, которая влияет на производительность, качество, надежность и индивидуальное своеобразие становления, реализации, оптимизации и развития профессиональной и метапрофессиональной деятельности
Заключение
1. В статье определено понятие одаренности профессионала, как разновидности специальной одаренности, которая влияет на эффективность и индивидуальное своеобразие выполнения различных типов и видов и форм профессиональной и метапрофессиональной деятельности.
2. В ходе теоретического анализа выделены 2 типа одаренности профессионала: профессиональная и метапрофессиональная, которые делятся на различные виды и подвиды в полном соответствии со спецификой и разнообразием видов подвидов профессиональной и метапрофессиональной деятельности.
3. На основе анализа состояний, в которых могут находится типы и виды деятельности профессионала, в статье определены основные формы одаренности профестонала в области становления, функционирования (реализации), оптимизации и преобразования профессиональной и метапрофессиональной деятельности.
4. Уточнение специфики различных типов, видов и форм одаренности профессионала обеспечивает более точную диагностику готовности личности к решению профессиональных задач и повышает эффективность его сопровождения на разных этапах трудового пути.
5. Дифференциация типов, видов и форм одаренности профессионала позволяет объяснить и теоретически обосновать причины несовпадения эффективности решения близких по содержанию профессиональных задач. Например, можно объяснить, почему
успешность обучения в профессиональном учебном заведении в ряде случаев не гарантирует успешность протекания профессиональной адаптации индивида и высокую эффективность профессиональной деятельности, которой обучался человек.
Литература
1. Абульханова - Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.
2. Анцыферова Л.И Развитие личности и проблемы геронтологии. М.: Изд-во ИП РАН, 2006.
3. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международный. гуманитарный фонд «Знание», 1996.
4. Поваренков Ю.П. Уточненная характеристика типов и видов деятельности профессионала // Организационная психология и психология труда. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018. Т.3. № 2. С. 4-26
5. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: 1961.
6. Шадриков В.Д. Профессиональные способности. М.: Университетская книга, 2010.
7. Hall D.T. The new career contract developing the whole person at midlife and beyond // Journal of Vocational Behavior. 1995. V. 35. P. 64-75
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГА И ПСИХОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ: ЕДИНСТВО И МНОГООБРАЗИЕ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА Б.М. ТЕПЛОВА
Умрихин В.В., Москва (Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, vvu@mail.ru
DOI:
Находясь в поистине исторической, и в то же время современной, Большой аудитории храма науки на Моховой, хотелось бы напомнить, что через стены этого храма прошла свой путь вся отечественная психология. И сегодня ее представителей собрал здесь очень важный повод -125-летие со дня рождения одного из выдающихся психологов как в отечественным, так и в мировом масштабе - Бориса Михайловича Теплова.
Хотелось бы также обратить внимание на удивительный 1896 год, поскольку он подарил психологии по меньшей мере четырех выдающихся ученых: Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, Ж. Пиаже, Н.А. Бернштейна. Последний, хотя и был не психологом, а выдающимся физиологом, его идеи, безусловно, в значительной мере повлияли на развитие нашей науки.
Даже при беглом знакомстве с идеями Б.М. Теплова многим бросается в глаза удивительная многогранность творчества Бориса Михайловича. По этому поводу, наверное, наибольшее количество работ было написано старейшим учеником Б.М. Теплова -Н.С. Лейтесом. Автор неизменно обращал внимание на то, что за многогранностью стоит и разноплановость работ ученого. В то же время, совершенно очевидно, что эта разноплановость и многогранность связаны некоторым не всегда различимым единством. Если говорить о разноплановости, то ее можно выявить по разным критериям.
По предметному, или онтологическому критерию, это невероятное разнообразие самих тем исследований Б.М. Теплова: это и работы в области сенсорно-перцептивных процессов, -как академические, исследовательские работы, так и приложение психологии сенсорно-перцептивных процессов прежде всего в области военной практики, конкретно - в области практики маскировки, это работы по прикладной психологии ощущения и восприятия в