Научная статья на тему 'Классификация субъективных детерминант деятельности профессионала'

Классификация субъективных детерминант деятельности профессионала Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
704
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / МЕТАПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / ДЕЯТЕЛЬНОСТНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES / METAPROFESSIONAL IMPORTANT QUALITY / ACTIVITY IMPORTANT QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поваренков Юрий Павлович

В статье обосновывается классификация деятельностно важных качеств (ДВК) профессионала, которые являются субъективными детерминантами профессионального становления и реализации личности. Дано развернутое определение ДВК профессионала. Выделены и описаны две группы ДВК: профессионально важные (ПВК) и метапрофессионально важные качества (МПВК). Показано, что в общем случае ПВК и МПВК, которые образуют систему ДВК, классифицируются по двум основаниям: виду и форме деятельности. По форме деятельности ДВК делятся на 4 группы в полном соответствии с 4 выделенными формами деятельности профессионала: ДВК, влияющие на эффективность функционирования, реализации деятельности; ДВК, которые влияют на успешность освоения, формирования, становления деятельности; ДВК, влияющие на эффективность саморегуляции реализации деятельности; ДВК, влияющие на эффективность саморегуляции освоения деятельности. По второму основанию выделяются ПВК различных типов и видов профессиональной деятельности (см., например, классификацию Е. А. Климова) и МПВК различных видов метапрофессиональной деятельности (оптационной, адаптационной, учебно-профессиональной и т. д.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Classification of Subjective Determinants of the Professional’s Activity

The author substantiates the classification of the professional’s activity important qualities (AIQ), which are subjective determinants of professional formation and realization of the personality. The article detailed the definition of the professional’s AIQ. The author has identified and described two groups of AIQ: professionally important (PIQ) and metaprofessional important qualities (MPIQ). The article shows that PIQ and MPIQ, which form the system, are classified due to two bases: the type and form of activities. The AIQ is divided into 4 groups in accordance with the professional’s 4 dedicated activities: AIQ affecting the efficiency of operation, implementation of activities; AIQ that affects the success of development and formation activities; AIQ influencing the effectiveness of self-regulation implementation activities; AIQ influencing the effectiveness of self-regulation development activities. Due to the second basis there are the PIQ of various types and kinds of professional activities (see, for example, the classification of E. A. Klimov) and the MPIQ various types of metaprofessional activities (adaptive, educational-professional, etc.).

Текст научной работы на тему «Классификация субъективных детерминант деятельности профессионала»

УДК 159

Ю. П. Поваренков

Классификация субъективных детерминант деятельности профессионала

Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РГНФ № 15-06-10290 «Системогенетическая концепция профессионального становления и сопровождения личности на современном этапе социально-экономического развития общества»

В статье обосновывается классификация деятельностно важных качеств (ДВК) профессионала, которые являются субъективными детерминантами профессионального становления и реализации личности. Дано развернутое определение ДВК профессионала. Выделены и описаны две группы ДВК: профессионально важные (ПВК) и метапрофессионально важные качества (МПВК). Показано, что в общем случае ПВК и МПВК, которые образуют систему ДВК, классифицируются по двум основаниям: виду и форме деятельности. По форме деятельности ДВК делятся на 4 группы в полном соответствии с 4 выделенными формами деятельности профессионала: ДВК, влияющие на эффективность функционирования, реализации деятельности; ДВК, которые влияют на успешность освоения, формирования, становления деятельности; ДВК, влияющие на эффективность саморегуляции реализации деятельности; ДВК, влияющие на эффективность саморегуляции освоения деятельности. По второму основанию выделяются ПВК различных типов и видов профессиональной деятельности (см., например, классификацию Е. А. Климова) и МПВК различных видов метапрофессиональной деятельности (оптационной, адаптационной, учебно-профессиональной и т. д.).

Ключевые слова: профессионально важные качества, метапрофессионально важные качества, деятельностно важные качества.

Yu. P. Povarionkov

Classification of Subjective Determinants of the Professional's Activity

The author substantiates the classification of the professional's activity important qualities (AIQ), which are subjective determinants of professional formation and realization of the personality. The article detailed the definition of the professional's AIQ. The author has identified and described two groups of AIQ: professionally important (PIQ) and metaprofessional important qualities (MPIQ). The article shows that PIQ and MPIQ, which form the system, are classified due to two bases: the type and form of activities. The AIQ is divided into 4 groups in accordance with the professional's 4 dedicated activities: AIQ affecting the efficiency of operation, implementation of activities; AIQ that affects the success of development and formation activities; AIQ influencing the effectiveness of self-regulation implementation activities; AIQ influencing the effectiveness of self-regulation development activities. Due to the second basis there are the PIQ of various types and kinds of professional activities (see, for example, the classification of E. A. Klimov) and the MPIQ various types of metaprofessional activities (adaptive, educational-professional, etc.).

Keywords: professionally important qualities, metaprofessional important quality, activity important qualities.

С позиций системогенетического подхода выделяется два базовых уровня анализа деятельности профессионала: операционально-деятельностный и субъектно-деятельностный. На первом уровне анализа исследуются структурные и процессуальные компоненты деятельности: мотивы и мотивация, цели и целеполагание, планы и планирование, самоконтроль, информационная основа и т. д. На втором уровне анализа изучаются качества индивида, которые влияют на эффективность выполнения деятельности. Эти качества относятся к категории субъективных детерминант деятельности и чаще всего их называются профессионально важными (ПВК).

Проведенные нами исследования, результаты которых представлены в ряде последних статей, свидетельствуют о том, что сложившиеся в рам-

ках психологии труда представления о ПВК нуждаются в уточнении и конкретизации. Дело в том, что и по объему, и по содержанию, в том числе и по названию, понятие ПВК недостаточно полно раскрывает специфику взаимодействия двух базовых уровней реализации деятельности профессионала. Кроме того, ПВК, скорее всего, являются лишь одним из видов качеств, которые могут выступать в функции субъективных детерминант деятельности.

В серии наших предыдущих статей мы уже пытались классифицировать различные виды субъективных детерминант и соотносить их с ПВК [9]. Однако данную классификацию удалось лишь наметить, поскольку не была доведена до логического конца классификация видов и форм деятельности профессионала, которая является ее

© Поваренков Ю. П., 2017

основой. В настоящее время эта работа завершена, и можно продолжить разработку классификации субъективных детерминант деятельности профессионала, которые, по аналогии, могут быть названы деятельностно важными или значимыми качествами (ДВК). Почему можно и нужно использовать для обозначения субъективных детерминант именно такое словосочетание, станет понятно чуть ниже. А пока более подробно остановимся на содержании понятия ПВК как одного из видов деятельностно значимых качеств субъекта труда. Необходимость такого анализа продиктована тем, что ПВК является наиболее изученным видом ДВК и логика его анализа может быть реализована при исследовании других ДВК и системы ДВК в целом.

1

A. В. Карпов [10] определяет ПВК следующим образом: ПВК - «это индивидуальные свойства деятельности, которые необходимы и достаточны для ее реализации на нормативно заданном уровне и которые значимо и положительно коррелируют хотя бы с одним (или несколькими) ее результативными параметрами - качеством, производительностью, надежностью [10, с. 190]. Из определения следует, что основным критерием отнесения того или иного свойства (качества) индивида к категории ПВК является его связь (корреляция) с параметрами эффективности деятельности или влияние на них.

Наряду с ПВК в литературе выделяются и ан-ти-ПВК [10]. К ним относят свойства индивида, которые выступают в роли противопоказаний к тем или иным видам профессиональной деятельности. Эти свойства индивида также коррелируют с параметрами эффективности профессиональной деятельности, но с отрицательным знаком.

B. Д. Шадриков дает более широкое толкование ПВК. «Под профессионально важными качествами, - пишет он, - будем понимать индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения» [13, с. 86]. Из определения следует, что к ПВК автор относит не только качества индивида, которые влияют на успешность профессиональной деятельности, но и качества, которые влияют на успешность учебно-профессиональной деятельности.

Такой же дифференциации придерживается и А. В. Карпов. Он отмечает: «...разделяют ПВК освоения деятельности и ПВК выполнения. Первые наиболее важны для эффективного, то есть качественного и быстрого овладения субъек-

том деятельностью; вторые - для ее реализации на нормативно заданном уровне как таковой. Эти две группы ПВК также частично совпадают, а частично различаются» [10, с. 194].

В последующих исследованиях, проведенных В. Д. Шадриковым и Н. В. Нижегородцевой [6], была эмпирически доказана специфичность группы качеств субъекта труда, влияющих на эффективность освоения деятельности и их несводимость к собственно ПВК. Поэтому они были названы учебно-важными качествами (УВК). Выделение и разделение ПВК и УВК имеет важное методологическое значение, поскольку данный подход намечает логику дифференциация и других видов деятельностно важных качеств профессионала.

Функцию профессионально важных могут выполнять как психические, так и внепсихические свойства индивида.

Опираясь на данные, представленные в работах Б. Г. Ананьева [1], К. К. Платонова [7], Е. А. Климова [2], А. К. Марковой [4], В. Д. Шадрикова [13] и ряда других психологов, можно выделить следующие виды индивидуальных психических качеств (свойств) человека, которые могут выступать в функции ПВК: профессиональные мотивы, профессиональные знания, умения, привычки, профессиональные способности, компоненты профессионального самосознания, черты или качества личности (характер, темперамент).

В роли ПВК могут выступать следующие вне-психические свойства индивида: соматические, биологические, типологические, морфологические, конституциональные и ряд других [10].

В психологии труда выделяются и анализируются не только отдельные ПВК и УВК, но и их подсистемы различного объема и содержания. Выделяются гомогенные и гетерогенные подсистемы ПВК. В качестве гомогенных рассматриваются подсистемы профессиональной направленности (подсистема профессиональных мотивов), профессионального опыта (подсистема профессиональных знаний, умений, привычек), профессиональной одаренности (подсистема профессиональных способностей) и т. д.

В качестве гетеретогенных подсистем ПВК выделяются профессиональная пригодность, профессиональная готовность и профессиональная компетентность [2, 11, 4].

Нетрудно заметить, что в состав гомогенных подсистем ПВК входят однородные свойства индивида (либо способности, либо мотивы и т. д.), а

187

в состав гетерогенных - разнородные свойства, то есть и способности, и мотивы, и черты личности, и знания-умения и т. д.

Итак, подводя краткие итоги проведенному анализу, отметим следующие важные моменты:

1. ПВК и УВК являются субъективными детерминантами деятельности субъекта труда, которые совместно с объективными факторами образуют основу динамической системы детерминации профессионального становления и реализации личности.

2. В качестве ПВК и УВК могут выступать как психические (направленность, опыт, общая и специальная одаренность, черты личности т. д.), так и внепсихические свойства субъекта труда (соматические, биологические, морфологические, типологические, нейродинамические и т. д.).

3. В процессе профессионализации ПВК и УВК могут образовывать динамические гомогенные и гетерогенные подсистемы качеств различной степени устойчивости и различной конфигурации. В психологии труда и психологии профессионализации для их обозначения используют такие термины, как профессиональная направленность, профессиональный опыт, профессиональная пригодность, профессиональная готовность, профессиональная компетентность,

Основанием для выделения ПВК и УВК является их положительная связь с параметрами эффективности деятельности, в данном случае профессиональной и учебно-профессиональной. Означает ли сказанное, что формирующийся и сформировавшийся профессионал реализует в процессе профессионализации лишь эти два вида деятельности и, следовательно, можно выделить лишь эти два вида деятельностно значимых качеств - ПВК и УВК? Постараемся ответить на данный вопрос в следующей части статьи.

2

Подробный анализ видов и форм деятельности профессионала, обоснование их выделения рассмотрен в нашей статье [8], здесь мы лишь кратко коснемся данной проблемы.

Первая классификация видов деятельности в отечественной психологии была предложена С. Л. Рубинштейном [12]. Он выделил три вида деятельности: игру, учение, труд. Иногда данная классификация называется генетической, так как она широко используется в возрастной психологии для изучения филогенетического и онтогенетического развития психики.

Анализируя классификацию

С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьев выделил ее до-188

стоинства и недостатки и предложил свою, по его мнению, более психологически точную классификацию деятельностей, в которую вошли труд, познание и общение [1].

Третья классификация видов деятельности, на которой имеет смысл остановиться, предложена М. С. Коганом. Опираясь, прежде всего, на психологическое содержание субъектно-объектных отношений, автор выделяет 4 вида деятельностей: преобразовательную, познавательную, ценностно-ориентационную и коммуникативную [3, с. 53].

Данные классификации являются общепсихологическими и, несомненно, важны для понимания механизмов функционирования психики и сознания человека. Но они носят слишком обобщенный характер, чтобы можно было их использовать для дифференциации видов деятельности профессионала и их классификации. Поэтому для достижения этой цели мы воспользовались методологией «задачного» подхода к пониманию профессионализации, который активно реализуется в психологической теории профессионального и карьерного развития личности [15]. В рамках данного подхода основанием для классификации видов деятельности профессионала выступают индивидуальные и нормативные задачи, которые решает субъект труда на разных этапах профессионального становления и реализации (см. более подробно [9]).

Нами были выделены 2 основные группы таких задач. Первая группа задач профессионала связана с созданием потребительских стоимостей. Их можно назвать профессионально-производственными. Вторая группа задач связана с воспроизводством и реализацией самого субъекта труда, способного решать первую группу задач. Их можно назвать задачами профессионального становления профессионала.

Две группы задач, которые решает сформировавшийся или формирующийся профессионал, позволяет нам выделить и две группы видов деятельности, которые он выполняет.

Первую группу, в соответствие со спецификой решаемых задач, следует назвать профессиональными видами деятельности, а вторую, опираясь на известные работы Мирвиса и Халла [14], - мета-профессиональными.

Специфика профессиональных видов деятельности заключается в том, что они, как было отмечено выше, обеспечивают создание потребительских стоимостей. Поэтому эти виды деятельности соответствуют по своему названию конкретной профессии или специальности. По данному осно-

ванию традиционно выделяют педагогическую, медицинскую, юридическую, адвокатскую, столярную, токарную, слесарную деятельность и т. д. Эти виды деятельности профессионала строго соответствуют специфике конкретной профессии, специфике решения конкретных профессионально-производственных задач. Именно эти виды деятельности и называют профессиональными, так как для их выполнения требуются специальные профессиональные знания, умения, способности и т. д.

Специфика метапрофессиональных видов деятельности заключается в том, что они обеспечивают становление и реализацию профессионала. Эти виды деятельности называются в соответствии с содержанием решаемых метапрофессио-нальных задач. По данному основанию выделяют оптационную, учебно-профессиональную, адаптационную, совладающую деятельность и т. д. В силу недостаточной изученности многие из этих видов деятельности не обладают четкими названиями, так как не получили своего вербального обозначения и многие задачи становления и реализации профессионала. Для их обозначения используются различные словосочетания типа совпадающее профессиональное поведение, планирование карьеры, реализация и корректировка карьеры, профессиональное самоопределение и самореализация и т. д.

Метапрофессиональные виды деятельности профессионала, как это следует из анализа, не столь жестко привязаны к специфике профессии и специальности, они являются надпрофессиональ-ными образованиями.

Итак, опираясь на специфику индивидуальных и нормативных (общественных) задач, решаемых профессионалом, мы выдели многообразие различных видов деятельности профессионала, которые объединили в две большие группы: профессиональные и метапрофессиональные.

Следующий этап нашего анализа - выделение форм деятельности профессионала.

В рамках системных исследований различного плана показано, что любая система, в том числе и динамическая, может находиться преимущественно либо в состоянии функционирования или реализации, либо в состоянии развития или качественных изменений, либо в состоянии оптимизации функционирования и развития. Профессиональная и метапрофессиональная деятельность субъекта труда - динамические системы, которые могут находиться в любом из обозначенных состояний.

Отсюда следует, что основанием для выделения форм деятельности профессионала является характеристика его ведущих состояний. Учитывая сказанное выше, можно утверждать, что любой вид деятельности профессионала в данный промежуток времени и в данной ситуации может осуществляться в формах либо функционирования, либо развития, либо оптимизации.

Названные формы осуществления деятельности профессионала отличаются, прежде всего, по содержанию целей, которые ставит перед собой субъект деятельности, а также по тому, как он относится к структуре выполняемой деятельности и как взаимодействует с имеющимися у него ресурсами, а также как их использует.

Функционирование является базовой формой реализации различных видов профессиональной и метапрофессиональной деятельности профессионала, так как именно эта форма деятельности обеспечивает решение нормативных и индивидуальных задач профессионализации. Говоря другими словами, нормативные и индивидуальные цели деятельности профессионала в состоянии функционирования однозначно ориентированы на решение соответствующих профессиональных задач и задач профессионального становления. Поэтому вполне оправданным является то, что любой вид профессиональной или метапрофессиональной деятельности ассоциируется, прежде всего, с состоянием ее функционирования.

Субъект деятельности, реализующий ее в состоянии функционирования, в ходе ее выполнения использует те ресурсы, те возможности, которыми обладает в данный момент, на данном уровне профессионализации.

То же самое можно сказать и о метапрофесси-ональной деятельности. В состоянии функционирования нормативной целью оптационной деятельности субъекта труда является поиск и выбор профессии, целью адаптационной деятельности -достижение состояния профессиональной адапти-рованности, целью планирования карьеры - разработка тактики и стратегии реализации профессиональной карьеры, целью профессионального самоопределения - достижение состояния профессиональной определенности и т. д.

Хорошо известно, что в ходе функционирования происходят определенные изменения и психологической структуры выполняемой деятельности профессионала, и ресурсных возможностей, которые определяют эффективность деятельности. Но они возникают в качестве побочного продукта деятельности и не являются целью профессионала в

состоянии функционирования и реализации профессиональной и метапрофессиональной деятельности.

Рассмотрим следующую форму реализации деятельности профессионала, которая в общенаучном плане называется развитием. В словарях процесс функционирования системы противопоставляется процессу ее эволюции, развития, которые предполагают и смену цели системы, и качественные изменения ее структуры. В психологии развитие понимается достаточно конкретно, как специфический вид качественных изменений личности и деятельности человека, который соотносится с другим специфическим видом изменений -научением. Учитывая специфику понятийного аппарата психологической науки, в ходе анализа деятельности профессионала вместо термина «развитие» будем использовать термин «станов-лениение», который фиксирует содержание, соответствующее понятию развития.

В чем состоит специфика различных видов профессиональной и метапрофессиональной деятельности, если они находятся в состоянии становления (развития и научения)? В этом случае цель деятельности не совпадает с нормативной целью для данного вида деятельности профессионала. Она ориентирована на качественные и количественные изменение психологической структуры самой исходной деятельности и ее компонентов, на изменение ресурсных возможностей субъекта труда.

Важно отметить, что состояния становления и функционирования находятся в своего рода реци-проктных отношениях: активизация процессов развития деятельности профессионала тормозит ее функционирование, и наоборот.

Анализ показывает, что традиционно, профессиональная и матапрофессиональная деятельность ассоциируется по названию и по содержанию только с состоянием ее функционирования, что создает определенные концептуальные и организационные трудности, например в плане преемственности профессионального становления.

Рассмотрим специфику реализации деятельности профессионала, когда она находится в состоянии оптимизации. Оптимальный в переводе с латинского означает «наилучший», соответственно, оптимизация рассматривается как процесс поиска наилучшего варианта работы системы. В словарях оптимизация определяется как процесс максими-лизации целевой функции системы на основе имеющихся ресурсов и их реорганизации.

Общенаучная интерпретация понятия «опти-

мизация» указывает на то, что данный процесс занимает промежуточное положение между функционированием и развитием. В состоянии оптимизации целью деятельности профессионала так же, как и в состоянии освоения и преобразования, являются определенные изменения самой деятельности и ресурсных возможностей ее субъекта. Но в данном случае повышение эффективности деятельности профессионала достигается за счет имеющих ресурсов, путем их реорганизации, через уточнение компонентов деятельности и выбор наиболее эффективных способов деятельности из числа освоенных, за счет выявления скрытых резервов и т. д. Данная форма активности профессионала традиционно определяется в психологии как регуляция или саморегуляция [5].

Саморегуляции подвергается психологическая система деятельности профессионала, находящаяся как в состоянии функционирования, так и в состоянии становления. Саморегуляция - это не спонтанная форма активности профессионала. Она включается в том случае, если субъект деятельности хочет или вынужден повысить ее эффективность, но не за счет качественных и кардинальных изменений, а за счет более точной настройки компонентов деятельности и их взаимодействия, за счет перегруппировки и реорганизации имеющихся ресурсов, за счет блокировки лишних или наиболее затратных способов деятельности.

Таким образом, проведенный анализ позволяет выделить 4 формы реализации профессиональной и метапрофессиональной деятельности профессионала, которые соответствуют четырем основным ее состояниям, таким как функционирование, становление (развитие и научение), оптимизация (саморегуляция) функционирования и становления. Опираясь на результаты проведенного анализа видов и форм деятельности, обратимся к обсуждению проблемы классификации ее субъективных детерминант, которые мы называем дея-тельностно важными качествами (ДВК) субъекта труда.

3

Как было показано выше, основанием для выделения ДВК является их взаимосвязь с эффективностью деятельности. В Таблице 1 представлены виды(типы) и формы деятельности профессионала, которые позволяют обозначить соответствующие виды ДВК. Но прежде уточним понятие ДВК.

Выше мы использовали понятия ПВК и УВК, которые связаны и влияют на эффективность соЮ. П. Поваренков

ответственно профессиональной и учебно-профессиональной деятельности. Мы показали, что профессионал выполняет и другие виды деятельности. Поэтому следует говорить о деятель-ностно важных качествах профессионала (ДВКП), которые не сводятся к ПВК и УВК. Таким образом, под деятельностно важными качествами профессионала (ДВКП) будем понимать индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность реализации, освоения и саморегуляции различных видов и форм деятельности профессионала.

Таблица 1

Виды деятельностно важных качеств профессионала*

Из таблицы хорошо видно, что ПВК и УВК, упоминавшиеся выше, являются частью деятель-ностно важных качеств профессионала, поскольку влияют на эффективность функционирования и становления профессиональной деятельности. В соответствии с предложенной классификацией РПВК - это система деятельностно важных качеств, которые влияют на эффективность саморегуляции процесса функционирования (реализации, выполнения) профессиональной деятельности, а РУВК - этот система деятельностно важных качеств, которые влияют на эффективность саморегуляции процесса становления (формирования) профессиональной деятельности (или, точнее говоря, на процесс реализации учебно-профессиональной деятельности).

В работах А. В. Карпова [10], Н. В. Нижегородцевой, В. Д. Шадрикова [6] эмпирически установлено, что ПВК и УВК не совпадают между собой, хотя могут частично пересекаться. Однако необходимы дополнительные эмпирические исследования, которые подтвердили бы эти результаты. Пока не получено эмпириче-

ских данных, которые раскрывали бы степень совпадения или несовпадения ПВК и РПВК, а также - УВК и РУВК. Исследование данной проблемы важно не только с теоретической, но и с практической точки зрения, так как жесткое противопоставление этих видов деятельностно важных качеств приводит к серьезным нарушениям или искажениям процесса профессионализации.

Из практики профессионального образования хорошо известно, что студенты, отлично обучавшиеся в вузе, иногда медленно и с трудом включаются в процесс профессиональной деятельности, то есть демонстрируют не очень высокую профессиональную готовность. А происходит это потому, что в процессе профессионального обучения УВК из средства формирования системы профессиональной деятельности превращаются у этих студентов в самоцель профессионального обучения. Тем самым тормозится развитие ПВК и становление психологической системы профессиональной деятельности. Крайним случаем данной тенденции является появление так называемых «вечных студентов», для которых процесс профессионального обучения является самоцелью, а не средством получения профессии, специальности и т. д.

Остановимся более подробно на специфике метапрофессиональных деятельностно важных качествах профессионала (см. Таблицу 2) как наименее исследованных. Напомним, что список метапрофессиональных задач, видов деятельности и, соответственно, видов ДВК еще только разрабатывается и далек от завершения. Поэтому в Таблице 2 представлены лишь некоторые виды ДВК. Однако и такой усеченный список позволяет нам наметить общую стратегию анализа системы ДВК. Обратимся к данным, представленным в Таблице 2 (см. с. 192).

Рассмотрим уровень оптационной деятельности профессионала. ОВК - это система свойств индивида, которые влияют на успешность поиска и выбора профессии, специальности, места работы или учебы. Основными параметрами оптаци-онной деятельности являются скорость и точность (адекватность) профессионального выбора. Таким образом, ОВК обеспечивают эффективное функционирование или реализацию оптационной деятельности профессионала. В специальной литературе подробно описаны специальные навыки и умения, способности и качества личности и другие характеристики человека, которые необходимы для успешного решения оптационных задач. В связи с этим можно говорить об оптационном опыте, одаренности, направленности и т. д.

191

Формы деятельности профессионала

Виды (ти- Функци- Станов- Саморе- Само-

пы) дея- онирова- ление гуляция регу-

тельности ние (реа- (науче- функци- ляция

лизация) ние/разви онирова- ста-

тие) ния новле-

ния

Професси- ПВК** УПВК** РПВК** РУПВ

ональные К**

виды

Метапро- МПВК** МУВК** РМПВК* РМУВ

фессио- * К**

нальные

виды

* - расшифровку аббревиатуры смотреть в тексте; ** - аббревиатура деятельностно важных качеств профессионала

Таблица 2

Виды и формы метапрофессиональных дея-тельностно важных качеств профессионала*

Формы метапрофессиональной деятельности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Виды (ти- Функци- Станов- Саморе- Само-

пы) мета-професси- онирова-ние (реа- ление (науче- гуляция функци- регуляция

ональнои лизация) ние/разви онирова- станов-

деятельно- тие) ния ления

сти

Оптацион- ОВК** ОУВК** РОВК** РОУВК

ная **

Учебно- ПУВК** ПУУВК* РПУВК* РПУУ

професси- * * ВК**

ональная

Адаптаци- АВК** АУВК** РАВК** РАВК*

онная *

Професси- СВК** СУВК** РСВК** РСУВК

онально- **

совладаю-

щая

Карьерного КВК** КУВК** РКВК** РКУВК

планирова- **

ния

* - расшифровку аббревиатуры смотреть в тексте;

** - аббревиатура метапрофессиональных деятельностно

важных качеств профессионала

Многочисленные исследования показывают, что оптационной деятельности надо обучать и это обучение может происходить в рамках специально организованной учебно-оптационной деятельности. В соответствии с законом оперативности следует говорить об особой форме обучаемости субъекта труда, которая включает специфические дея-тельностно важные качества и образует подсистему оптационно учебно-важных качеств.

Выделение двух следующих подсистем - РОВК (регулятивно оптационные ДВК) и РОУВК (регу-лятивно оптационные УВК) - опирается на гипотезу о том, что саморегуляция может приобретать статус отдельного вида деятельности профессионала, и следовательно, должны существовать специфические деятельностно важные качества, которые влияют на эффективность ее осуществления. Нормативная цель, а точнее говоря, задача саморегулятивной деятельности, заключается в оптимизации функционирования и освоения метапрофесси-ональной деятельности профессионала. Поэтому в качестве ее ДВК выступают опыт саморегуляции, интенсивность и качество мотивов саморегуляции, саморегулятивные способности и т. д. Таким образом, можно говорить о саморегулятивном опыте, саморегулятивной мотивации, саморегулятивной одаренности профессионала и т. д., причем отдельно для саморегуляции функционирования и формирования метапрофессиональной деятельности.

В целом, проведенный анализ проясняет логические основания дифференциации различных видов деятельностно важных качеств профессионала, но для конкретизации заявленных позиций рассмотрим еще один вид метапрофессиональной деятельности - деятельность профессионально адаптационную.

Нормативная цель (задача) данного вида деятельности - приспособление субъекта труда к предъявляемым требованиям и условиям. В этом заключается нормативная сущность ее функционирования или реализации. Традиционно в психологии используются понятия адаптация, адапти-рованность, адаптируемость. Понятие адаптации как процесса синонимично понятию адаптационная деятельность, структура которой описывается известным деятельностным инвариантом. Ее цель достижение состояния адаптации или адаптированности, которое описывается объективными и субъективными, качественными, количественными и временными параметрами. Адаптационная деятельность будет тем эффективнее, чем быстрее человек достигает состояния конструктивной адаптированности.

Структура адаптируемости (адаптивности) соответствует структуре адаптационно важных качеств (АВК), которая включает адаптационные знания и умения, адаптационные способности, адаптационную мотивацию и т. д. В литературе могут быть использованы также понятия адаптационной готовности и адаптационной компетентности.

Эффективная адаптационная деятельность осваивается человеком в рамках специфической формы учебной деятельности, которую можно назвать учебно-адаптационной, в ходе которой развиваются адаптационные способности и качества личности, формируются адаптационные знания и умения. Эффективность учебно-адаптационной деятельности, в соответствии с логикой дифференциации ДВК, определяется их специфической подсистемой, отличной от АВК, которая включает адаптационно-учебно-важные качества (АУВК).

Выделение регулятивных ДВК применительно к функционированию и формированию адаптационной деятельности осуществляется в соответ-ствиис логикой, описанной выше.

Выводы

1. Ведущим направлением развития психологической теории профессионализации является уточнение, конкретизация, а в случае необходимости и разработка нового понятийного аппарата.

Актуальность и острота данной проблемы определяется тем, что психология профессионального становления сформировалась на стыке различных отраслей и не только психологической науки. Именно поэтому в ней используется широкий набор заимствованных понятий, которые и по содержанию, и по объему не всегда соответствуют специфике ее предмета. Данное обстоятельство не только затрудняет проведение теоретических исследований, но и существенно снижает эффективность практической деятельности по сопровождению и поддержке профессионала.

2. В процессе профессионального становления и реализации профессионал использует широкой арсенал различных видов деятельности, которые не могут быть сведены лишь к деятельности профессиональной и учебно-профессиональной. В связи с этим профессионально важные качества (ПВК) и учебно-важные качества (УВК) являются лишь частью того многообразия качеств, которые могут влиять на эффективность деятельности профессионала. Вместе с тем ПВК и УВК являются наиболее исследованными в психологии, поэтому отработанная схема их анализа может быть с успехом использована для изучения различных видов деятельностно важных качеств.

3. Деятельностно важные качества (ДВК) - это качества индивида, которые влияют на эффективность реализуемых профессионалом видов деятельности. На аналитическом (парциальном) уровне анализа в качестве таковых рассматриваются мотивы, способности, знания и умения, черты личности профессионала, а также особенности его самосознания. На уровне системного анализа выделяются гомогенные подсистемы ДВК, которые включают однородные качества (опыт, одаренность, направленность профессионала и т. д.), и гетерогенные подсистемы (пригодность, готовность, компетентность профессионала), в состав которых входят разнородные ДВК, включая описанные выше отдельные подсистемы.

4. В соответствии с предложенной нами классификацией различных видов деятельности профессионала выделяют две основные группы ДВК - ПВК и мета-ПВК. Понятие ПВК соответствует классическим представлениям, сформировавшимся в психологии труда, так как они влияют на эффективность профессиональной деятельности, которая, как известно, ориентирована на создание потребительских стоимостей. МПВК - это качества, которые влияют на эффективность различных видов метапрофессиональной деятельно-

сти, ориентированной на производство и воспроизводство самого профессионала.

5. В общем случае ПВК и МПВК, которые образуют систему ДВК, классифицируются по двум основаниям: виду и форме деятельности. По форме деятельности ДВК делятся на 4 группы в полном соответствии с 4 выделенными формами деятельности профессионала: ДВК, влияющие на эффективность функционирования, реализации деятельности; ДВК, которые влияют на успешность освоения, формирования, становления деятельности; ДВК, влияющие на эффективность саморегуляции реализации деятельности; ДВК, влияющие на эффективность саморегуляции освоения деятельности. По второму основанию выделяются ПВК различных типов и видов профессиональной деятельности (см., например, классификацию Е. А. Климова) и МПВК различных видов метапрофессиональной деятельности (оптацион-ной, адаптационной, учебно-профессиональной и т. д.).

Библиографический список

1. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного чело-векознания [Текст] / Б. Г. Ананьев. - М., 1977.

2. Климов, Е. А. Психология профессионала: Избранные психологические труды [Текст] / Е. А. Климов. - М. ; Воронеж, 1996. - 400 с.

3. Коган, М. С. Человеческая деятельность: опыт системного исследования [Текст] / М. С. Коган. - М. : Политиздат, 1974. - 328 с.

4. Маркова, А. К. Психология профессионализма [Текст] / А. К. Маркова. - М., 1996. - 220 с.

5. Моросанова, В. И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека [Текст] / В. И. Моросанова // Психологический журнал. -2002. - № 6. - Т. 23. - С. 5-17.

6. Нижегородцева, Н. В. Готовность к обучению: системогенетический подход [Текст] / Н. В. Нижегородцева ; под. ред. В. Д. Шадрикова. -Ярославль, 2004. - 110 с.

7. Платонов, К. К. О системе в психологии [Текст] / К. К. Платонов. - М. : Мысль, 1972. - 216 с

8. Поваренков, Ю. П. Многообразие видов и форм деятельности (активности) профессионала (Часть 1) [Текст] / Ю. П. Поваренков // Ярославский педагогический вестник. - 2017. - № 2. - С. 187-193.

9. Поваренков, Ю. П. Системогенетический подход к выделению и классификации профессиональных задач личности [Текст] / Ю. П. Поваренков // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - № 2. - С. 127134.

10. Психология труда : учеб. для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / под ред. проф. А. В. Карпова. - М. : Владос-Пресс, 2003. - 352 с.

11. Романова, Е. С. Профессиональное становле-

ние и развитие с позиций дуального подхода [Текст] / Е. С. Романова // Системная психология и социология. - 2010. - № 1. - Т. 1. - С. 43-57.

12. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2000. -720 с.

13. Шадриков, В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности [Текст] / В. Д. Шадриков. - М. : Логос, 2007. - 192 с.

14. Hall, D. T. The new career contract developing the whole person at midlife and beyond [Текст] / D. T. Hall, P. H. Mirvis // Journal of Vocational Behavior. - 1995. - V. 35. - P. 64-75.

15. Super D. E. Vocation development. - N. Y., 1957. - 340 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Anan'ev, B. G. O problemah sovremennogo che-lovekoznanija [Tekst] / B. G. Anan'ev. - M., 1977.

2. Klimov, E. A. Psihologija professionala: Izbrannye psihologicheskie trudy [Tekst] / E. A. Klimov. - M. ; Voronezh, 1996. - 400 s.

3. Kogan, M. S. Chelovecheskaja dejatel'nost': opyt sistemnogo issledovanija [Tekst] / M. S. Kogan. - M. : Politizdat, 1974. - 328 s.

4. Markova, A. K. Psihologija professionalizma [Tekst] / A. K. Markova. - M., 1996. - 220 s.

5. Morosanova, V. I. Lichnostnye aspekty samoregu-ljacii proizvol'noj aktivnosti cheloveka [Tekst] / V. I. Morosanova // Psihologicheskij zhurnal. - 2002. -№ 6. - T. 23. - S. 5-17.

6. Nizhegorodceva, N. V Gotovnost' k obucheniju: sistemogeneticheskij podhod [Tekst] / N. V. Nizhegorodceva ; pod. red. V D. Shadrikova. - Ja-roslavl', 2004. - 110 s.

7. Platonov, K. K. O sisteme v psihologii [Tekst] / K. K. Platonov. - M. : Mysl', 1972. - 216 s

8. Povarenkov, Ju. P. Mnogoobrazie vidov i form dejatel'nosti (aktivnosti) professionala (Chast' 1) [Tekst] / Ju. P. Povarenkov // Jaroslavskij pedagogicheskij vest-nik. - 2017. - № 2. - S. 187-193.

9. Povarenkov, Ju. P. Sistemogeneticheskij podhod k vydeleniju i klassifikacii professional'nyh zadach lichnosti [Tekst] / Ju. P. Povarenkov // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2016. - № 2. - S. 127-134.

10. Psihologija truda : ucheb. dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij [Tekst] / pod red. prof. A. V. Karpova. - M. : Vlados-Press, 2003. - 352 s.

11. Romanova, E. S. Professional'noe stanovlenie i razvitie s pozicij dual'nogo podhoda [Tekst] / E. S. Romanova // Sistemnaja psihologija i sociologija. -2010. - № 1. - T. 1. - S. 43-57.

12. Rubinshtejn, S. L. Osnovy obshhej psihologii [Tekst] / S. L. Rubinshtejn. - SPb. : Piter, 2000. - 720 s.

13. Shadrikov, V. D. Problemy sistemogeneza profes-sional'noj dejatel'nosti [Tekst] / V. D. Shadrikov. - M. : Logos, 2007. - 192 s.

14. Hall, D. T. The new career contract developing the whole person at midlife and beyond [Tekst] / D. T. Hall, P. H. Mirvis // Journal of Vocational Behavior. - 1995. - V. 35. - P. 64-75.

15. Super D. E. Vocation development. - N. Y., 1957. - 340 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.