Научная статья на тему 'МНОГОУРОВНЕВЫЕ ФАКТОРЫ СРЕДЫ И ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИОНОМИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ПРОФЕССИЙ'

МНОГОУРОВНЕВЫЕ ФАКТОРЫ СРЕДЫ И ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИОНОМИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ПРОФЕССИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
86
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное мышление / проблемная ситуация / ресурс / микро / мезо и мага факторы среды.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Серафимович И. В.

В статье описаны результаты исследования элементного уровня профессионального мышления в социономической группе профессий. Интеграция структурно-уровневой концепции и метакогнитивного подхода к изучению профессионального мышления дала возможность обозначить особенности профессионального мышления при воздействии мегафактора пандемии COVID-19, мезофактора – вида профессиональной деятельности в соответствии с предметом труда, микрофактора – гендерных особенностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Серафимович И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МНОГОУРОВНЕВЫЕ ФАКТОРЫ СРЕДЫ И ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИОНОМИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ПРОФЕССИЙ»

может не просто сосуществовать рядом, независимо друг от друга. Музыкальные способности могут качественно меняться в зависимости от наличия и развития других способностей [4]. Данные проведенного исследования показали неравномерный характер развития отдельных компонентов музыкальных способностей, наблюдались различные темпы роста показателей. Развитие музыкальных способностей в онтогенезе может оказывать влияние на направленность личности, реализацию способностей в разнообразных видах деятельности, дать возможность разносторонне развиваться, что необходимо человеку на современном этапе развития общества.

Литература

1. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: Перспектива, 2020. 224 с.

2. Выготский Л.С. Проблемы развития психики. Собр. соч.: В 6 т Т. 3. М.: Педагогика, 1983. 368 с.

3. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. Учебное пособие. 3-е изд., СПб.: Планета музыки, 2021. 488 с.

4. Теплов Б.М. Способности и одаренность / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / ред. И.И. Ильясов, В.Я. Ляудис. М.: МГУ, 1981. 304 с.

МНОГОУРОВНЕВЫЕ ФАКТОРЫ СРЕДЫ И ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИОНОМИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ПРОФЕССИЙ

Серафимович И. В., Ярославль (Россия), кандидат психологических наук, доцент, проректор, Институт развития образования Ярославской области, iserafimovich@yandex.ru

DOI:

В статье описаны результаты исследования элементного уровня профессионального мышления в социономической группе профессий. Интеграция структурно-уровневой концепции и метакогнитивного подхода к изучению профессионального мышления дала возможность обозначить особенности профессионального мышления при воздействии мегафактора - пандемии COVID-19, мезофактора - вида профессиональной деятельности в соответствии с предметом труда, микрофактора - гендерных особенностей.

Ключевые слова: профессиональное мышление, проблемная ситуация, ресурс, микро, мезо и мага факторы среды.

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (проект № 19-013-00102а по теме «Разработка концепции профессионализации мышления субъекта»)

MULTILEVEL ENVIRONMENTAL FACTORS AND THE PECULIARITIES OF PROFESSIONAL THINKING OF THE SPECIALISTS OF SOCIONOMIC TYPE OF PROFESSIONS

Serafimovich I. V., Yaroslavl (Russia), Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, iserafimovich@yandex.ru

The results of the research of the elemental level of professional thinking among representatives of socionomic professions are described in the article. The integration of structural-level concept and metacognitive approach to the study of professional thinking has given the possibility to define the peculiarities of the latter under the influence of the megafactor - pandemia

154

of COVID-19, mezofactor - the type of professional activity according to the labour object, as well as microfactor - gender specificities.

Keywords: professional thinking, problem situations, resource, micro, mezo and mega factors of the environment.

Развитие инновационной экономики России предполагает разнообразные векторы и направления системных изменений в различных отраслях, обеспечивающих повышение качества и конкурентоспособности, что отражено в целях и задачах национальных проектов «Образование», «Здравоохранение», «Малое и среднее предпринимательство», «Цифровая экономика». Соответственно требуются и новые акценты в менеджменте, предполагающие иные способы управления процессами групповой самоорганизации субъектов труда и освоение новых ресурсов роста производительности [7], дополнительные компетенции, а также готовность к неопределенности и умения работать в ней [1,8].

В настоящей публикации мы хотим сделать акцент на профессиональном мышлении, являющимся одним из когнитивных ресурсов личности. Б.М. Теплов [6] реализовал одно из первых психологических исследований, изучавших высшую форму практического мышления на примере профессионального мышления военных полководцев и выделил следующие особенности такого мышления: во-первых, имеет четкие тактические и стратегические задачи (не абстрактно и теоретично), включено в реальную, военную деятельность; во-вторых, требует одновременного сочетания, на первый взгляд, противоположных качеств мышления: умение видеть ситуацию в деталях, и выделять главные, существенные моменты, как образно называет автор «быть гением целого, и гением деталей», проявлять интуицию и одновременно логику, не спешить с принятием решений и не терять чувства времени, иметь осторожность и смелость мысли, планировать, но не слишком подробно и не слишком далеко вперед, проявлять величайшую гибкость и свободу ума, никогда не допускать, чтобы его ум был связан и скован собственными планами; в-третьих, единство интеллектуальных, волевых и эмоциональных процессов способствует возможности найти такие пути решения, которые являются наилучшими во всех отношениях. На наш взгляд, раскрыв особенности профессионального мышления, Б.М. Теплову удалось тем самым показать высокий уровень сложности профессионального мышления, предполагающего диалектичность мышления, интеграцию эмоциональных и когнитивных процессов, включенность в реальную практику для решения практических задач. Уникальные находки в отношении особенностей мышления обозначенный Б.М. Тепловым были расширены и дополнены в исследованиях ученых Ярославской психологической школы - A.B. Карпова, М.М. Кашапова, Ю.К. Корнилова, Е.В. Коневой, В.К. Солондаева, A.B. Панкратова [1-4], в частности показано, что в мышлении профессионала-практика: 1. Субъект мысли обладает познающее-преобразующей позицией с неспецифической мотивацией. 2. Объект мысли специфичен и сложен. 3. Решение характеризуется индивидуализированностью, самостоятельностью мышления, временной отсроченностью, практической полезностью. На процесс и результат решения влияют как внутренние характеристики субъекта, так и внешние условия.

Идея о диалектическом единстве противоположных свойств мышления привлекла наше внимание. Возникает логичный вопрос: каким образом и под воздействием каких факторов могут варьироваться отношения между некоторыми из полярных свойств мышления? Принимая во внимание многоуровневость среды и ее возможные факторы мега-,

макро-мезо и микроуровней, так или иначе опосредующие профессиональное мышление специалиста социономической группы, а также используя метасистемный подход к исследованию мышления как феномена, мы обозначили акценты на элементном (неделимом далее) уровне и на одном из показателей мышления как процесса - альтернативных характеристиках мыслительного процесса. Один из инструментов, который на наш взгляд, заслуживает уважения - это экспертная оценка профессионального мышления, в частности по критериям отличий в характеристиках описания проблемных ситуаций в различных сферах (Е.В. Коневой, В.К. Солондаева) [3]. На основании интеграции теоретических и эмпирических исследований в области мышления авторы предложили выделить три параметра сравнения различных ситуаций: временные характеристики (завершенная - продолжающаяся в психологическом времени), обобщенность (конкретное - обобщенное описание), содержание (рациональное- эмоциональное описание проблемы).

Мезоуровень подразумевает влияние различного типа профессиональной деятельности и один из треков был связан с анализом профессионального мышления специалистов по вышеуказанным критериям в различных сферах профессиональной деятельности, в соответствии с классами типовых решаемых задач или предметом труда. Нами были выбраны три категории: «человек - техника», «человек - человек», «человек - знаковая система», в соответствии с которыми приняли участие специалисты в этих областях со стажем работы от 10 до 25 лет, в соотношении 70% мужчины и 30% женщины.

Таблица 1

Характеристики описания проблемных ситуаций у профессий различного типа (критерии Е.В. Коневой, В.К. Солондаева).

% В земя Обобщенность Содержание

Завер шенна я Продолж ающаяся Конкретное описание Обобщенное описание Рациональное Эмоциональное

человек-человек (п=130) 64 36 51 49 67 33

человек-техника (п=65) 90 10 57 43 80 20

человек-знак (п=65) 83 17 94 6 63 37

Однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA) позволяет говорить, что существуют отличия в профессиональном мышлении по критериям временному и степени обобщенности (р<0,001). Более детальный анализ показывает (табл.1), что отличия между группой «человек - техника», «человек - человек» по ^критерию Манна-Уитни (Ц=3210, р<0,01) по степени завершенности в решении ситуации, которая выше у группы «человек - техника», между группой «человек - человек» и «человек - знак» как по степени завершенности в решении ситуации (Ц=4107,05, р<0,05), так и по степени обобщенности (Ц=2888, р<0,001) - иными словами, более конкретные и завершенные ситуации в выборке «человек - знак». Отличия между группой «человек - техника» и «человек - знак» наблюдаются по степени обобщенности (Ц=327,5 р<0,001). Таким образом, в группе «человек - знак» по сравнению с двумя другими группами выше степень конкретизации проблемных ситуаций, а в группе «человек-человек» по сравнению с другими выборками достоверно меньше завершенность проблемной ситуации. Отметим, что при профессиональной деятельности «человек -техника», «человек - знаковая система» мышление происходит в условиях четкой

регламентации инструкциями, необходимости соблюдения правил техники безопасности, а также важности прогнозирования и учета жизненно-важных негативных последствий нерешенных своевременно проблемных ситуаций, что вероятно и определяет предельную конкретизацию и умение видеть проблемные ситуации в деталях. Мысленная незавершенность проблемных ситуаций в выборке социономического типа может быть также обусловлена спецификой деятельности. Другой субъект, с которым осуществляется взаимодействие, является сложной и очень динамичной системой, поведение которого нелегко прогнозируется и осмысляется. «Незавершенность» может выступать как возможность «возврата» к процессу решения и нахождения иного способа проблемной ситуации или верификации выбранного с течением времени. Вместе с тем, в некоторых исследованиях показано, что завершенность ситуации в социономической группе, в частности у врачей-педиатров выше, чем у родителей пациентов, что авторы связывают с тем, что у родителей процесс воспитания имеет более широкие границы, чем процесс трудовой деятельности врача-педиатра [3].

Мегауровень подразумевает воздействие факторов планетарного масштаба на профессиональное мышление, чему был посвящен другой из исследовательских треков. В исследовании, реализованном ранее (п=66) нам удалось показать, что у руководителей в малом и среднем бизнесе больше встречается конкретных ситуаций, а в сфере образования -обобщенных, т.е. отличие обнаружено по одному из критериев - степени обобщенности [2], при этом отличий между начинающими и опытными управленцами в сфере образования (п=65) по изучаемому критерию не выявлено [5].

Таблица 2

Характеристики описания проблемных ситуаций в различных сферах (критерии

Е.В.Коневой, В.К.Солондаева).

% Время Обобщенность Содержание Допандемийный период (2018)

Руководители (высшее и среднее звено) Завершенная Продолжаю -щаяся Конкретное описание Обобщенно е описание Рациональность Эмоциональ -ноеть

сфера образования (п=36) 42 58 34 66 63 37

сфера малого и среднего бизнеса (п=30) 67 33 70 30 56 44

(1= р<0,01) 2,523,

сфера образования (п=46) 70 30 65 35 43 57 Период пандемии (2020)

сфера малого и среднего бизнеса (п=60) 92 8 72 28 74 26

и Манна-Уитни=1091,0 0 р<0,001 и Манна-Уитни=978,00 р<0,001

Исследование 2020 года (п=106), реализованное нами в период пандемии COVГО-19 на сходных выборках управленцев в образовании и малом и среднем бизнесе дало возможность зафиксировать следующие результаты. Сглаживаются отличия по степени обобщенности ситуации, но добавляются отличия, связанные с выраженной эмоциональностью проблемных

157

ситуаций и меньшей представленностью завершенных ситуаций в сфере образования (табл.2). Наглядно сравнительный анализ дает возможность заметить, что в обеих сферах при решении возникающих проблемных ситуаций увеличилась ориентации на поиск оперативных решений, завершенность ситуации (р<0,001), по-разному трансформировался рационально-эмоциональный критерий восприятия ситуации: в сфере образования наблюдается преобладание эмоционального описания, а в бизнесе-рационального (достоверных отличий нет), в сфере образования усилился аспект конкретного описания ситуации, детального восприятия (р<0,01). Полученные результаты можно попробовать объяснить следующими причинами. Во-первых, в нашем исследовании принимали участие менеджеры среднего звена, основной задачей которых является настойчивость в решении ситуативно возникающих задач, своевременность их выполнения. Возникшие изменения в организации деятельности и необходимость поиска вариантов решений новых задач обусловили больше внимания к деталям и их учет, что выразилось в преобладании описания предельно конкретных ситуаций. В допандемийный период большинство ситуаций были типологизированы и, возможно, носили свернутый характер описания. Необходимость учета большего количества требований «сверху (руководство», «снизу (коллеги)», «сбоку (родители и общественность)» в сфере образования волне вероятно определила повышенную эмоциональную окраску, тем не менее сопряженную с итоговым поиском и нахождением вариантов решений.

Безусловно, исследований, посвященных различным аспектам профессионального мышления в группе профессий типа «человек-человек» настоящее время немало, при этом изучение феномена мышления с учетом как разных уровней организации самого мышления, так и с учетом разнообразных факторов среды достаточно небольшое количество. В целом полученными нами результаты согласуются с данными других исследований. Конечно, наши выводы нельзя считать итоговыми, поскольку исследуемые выборки не полностью сопоставимы по количественному размеру, гендерным и возрастным характеристикам, данные представлены изолированно от других показателей по одному из критериев оценки мышления элементного уровня, например, без учета преобладающих качеств профессионального мышления. Необходима дальнейшая разработка и изучении таких уровней профессионального мышления как компонентно-субсистемный, системный и метасистемный. Полученные данные также позволяют говорить о необходимости разработки мер, направленных на повышение уровня профессионального мышления и устранение дефицитов специалистов различных профилей.

Литература

1. Карпов А. В. Психология принятия решений в профессиональной деятельности: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / А. В. Карпов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2019. 155 с.

2. Кашапов М. М., Серафимович И.В. Надситуативное мышление как когнитивный ресурс субъекта в условиях профессионализации // Психологический журнал. 2020. Т. 41. № 3. С. 43-52.

3. Конева Е. В., Солондаев В.К. Психологический анализ взаимодействия врач-пациент в педиатрии // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2013. № 6 (23). URL: http://www.mprj.ru/archiv_global/2013_6_23/nomer/nomer08.php (дата обращения 28.08.21)

4. Корнилов Ю.К., Панкратов А.В. Теоретические предпосылки изучения профессиональной деятельности с выраженным мыслительным компонентом // Сб. Проблемы психологического анализа трудовой деятельности. Ярославль: ЯрГУ. 1986. С.61-77.

5. Серафимович И.В., Шляхтина Н.В., Бобылева Н.И. Профессиональное мышление и социально-психологические особенности менеджеров в образовании // Интеграция образования. Т. 25, № 2. 2021. С. 288-303.

6. Теплов Б.М. Ум полководца (опыт психологического исследования мышления полководца по военно-историческим материалам. В кн.: Теплов Б.М. Избр. труды. В 2-х т. Т.1. М., 1985. С.223-305.

7. Толочек В.А. «Психологические ниши»: топос и хронос в детерминации профессиональной специализации субъекта // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2019. № 1. С. 195-213.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-nishi-topos-i-hronos-v-determinatsii-professionalnoy-spetsializatsii-subekta (дата обращения: 09.02.2021).

8. Msila V. School leaders and the pursuit of effectiveness: envisioning schools that endure change.// Conference: 11th International Conference on Education and New Learning Technologies. 2019. Р. 2314-2320 URL: https://clck.ru/XrxDE (дата обращения: 01.02.2021).

Б.М. ТЕПЛОВ И ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ СПОСОБНОСТЕЙ В

РОССИЙСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Слепко Ю. Н., Ярославль (Россия), доктор психологических наук, доцент, декан педагогического факультета, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, slepko@inbox.ru

Мазилов В. А., Ярославль (Россия), доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и социальной психологии, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, v.mazilov@yspu.org

DOI:

В статье рассматривается краткая история изучения проблемы способностей в отечественной психологической науке. Определяется позиция Б.М. Теплова в отношении понимания способностей, источников их развития и формирования. Утверждается, что новый этап развития теории способностей связан с исследованиями В.Д. Шадрикова, которым предложена новая теория способностей и одаренности. Рассматриваются эмпирические следствия использования теории способностей В.Д. Шадрикова.

Ключевые слова: способности, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков, теория способностей, одаренность.

B.M. TEPLOV AND RESEARCH OF THE PSYCHOLOGY OF ABILITY IN RUSSIAN

PSYCHOLOGY

Slepko Iu. N., Yaroslavl (Russia), Doctor of Psychology, docent, dean of the faculty of education, Yaroslavl state pedagogical university named after K. D. Ushinsky, slepko@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.