Научная статья на тему 'Акмеологические и когнитивные ресурсы в профессионализации студентов'

Акмеологические и когнитивные ресурсы в профессионализации студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
235
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ МЫШЛЕНИЯ / НАДСИТУАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / МЕТАКОГНИЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / СТУДЕНЧЕСТВО / ПРОФЕССИИ ТИПА «ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК» / АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ И КОГНИТИВНЫЕ РЕСУРСЫ / VALUE-BASED ORIENTATIONS / COMMUNICATIVE PROBLEM-BASED SITUATIONS / PROFESSIONALIZATION OF THINKING / SUPRA-SITUATIONAL THINKING / METACOGNITION / INTELLECTUAL CAPABILITY / STUDENTS / “PERSON-PERSON” PROFESSIONS / ACMEOLOGICAL AND COGNITIVE RESOURCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серафимович Ирина Владимировна

В публикации представлено исследование и когнитивных ресурсов в процессе профессионализации студентов. Исследование было реализовано на студентах высших и средне-специальных учебных заведений общей численностью 100 респондентов, получающих специальность по профессиям социономического типа. У студентов различных групп ведущими являются разнообразные ценностные ориентации, вместе с тем, в качестве приоритетных ценностей у всех исследуемых студентов являются духовное удовлетворение, материальное положение и достижения. Креативность и личностная идентичность как ценности являются самыми малозначимыми. Сделан сравнительный анализ отличий в интеллекте и уровнях профессионального мышления у различных групп студентов. Выявлено, что профессиональное мышление как один из когнитивных ресурсов у различных групп студентов по-разному связан с ценностными ориентациями. На начальных этапах обучения и в случае преобладания социально-полезной деятельности над учебной в студенчестве профессиональное мышление и ценности не имеют значимых корреляционных связей. На завершающих этапах обучения ценности начинают входить в систему профессионально важных качеств студентов и влияют на формирование и развитие профессионального мышления. Доказано, что в начале обучения по специальности у студентов наблюдается интеграция внутри когнитивных ресурсов, а в конце обучения интеграция между когнитивными и акмеологическими ресурсами личности, что позволяет говорить об изменении психологической системы деятельности. Автором показана необходимость разработки психолого-педагогического сопровождения профессионализации и развития профессионального мышления, в частности, для студентов, занимающих активную жизненную позицию и принимающих активное участие в социальной значимых мероприятиях, волонтерской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Серафимович Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Acmeological and cognitive resources in the professionalization of students

The research of acmeological (value-based orientations) and cognitive (intellect and professional thinking) is represented in the article. The study has been conducted on the students of higher educational institutions and colleges, acquiring the professions of socionomy type. The total number of respondents is 100. The students of various groups have different leading value-based orientations. At the same time, the priority values the students have are gratification of spiritual needs, material standing and achievements. Creativity and personal identification as values are the least important. The comparative analysis of dissimilarities in intellectual and professional thinking levels of different groups of students has been done. It has been found out that professional thinking as one of the cognitive resources is differently connected to value-based orientations of various groups of students. At the initial stages of training and in the case of the dominance of socially useful activity over the learning activity among the students professional thinking and values do not possess any significant correlation relationships. In the closing stages of training the values start penetrating the system of professionally essential qualities of students and influence the development and evolution of professional thinking. It has been proved that in the beginning of professional training the students demonstrate integration of cognitive resources, in the end there is integration of cognitive and acmeological resources of the personality. It allows to speak about the change of psychological system of activity. The author has pointed out the necessity of developing the psychological pedagogical support of professionalization and formation of professional thinking for students having pro-active approach to life and taking active part in socially useful events, volunteer activity.

Текст научной работы на тему «Акмеологические и когнитивные ресурсы в профессионализации студентов»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №5, Том 7 / 2019, No 5, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-5-2019.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/39PSMN519.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Серафимович И.В. Акмеологические и когнитивные ресурсы в профессионализации студентов // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №5, https://mir-nauki.com/PDF/39PSMN519.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Serafimovich I.V. (2019). Acmeological and cognitive resources in the professionalization of students. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 5(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/39PSMN519.pdf (in Russian)

Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РФФИ (проект № 19-013-00102а)

УДК 159.99+316.6 ГРНТИ 15.81.21, 15.41.21

Серафимович Ирина Владимировна

ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования», Ярославль, Россия Проректор по организационно-методической работе Кандидат психологических наук, доцент E-mail: iserafimovich@yandex.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0002-0740-5145 РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id= 152137 Researcher ID: http://www.researcherid. com/rid/I-5263-2015 Google Scholar: https://scholar.google.ru/citations?hl=ru&user=yku8locAAAAJ

Акмеологические и когнитивные ресурсы в профессионализации студентов

Аннотация. В публикации представлено исследование и когнитивных ресурсов в процессе профессионализации студентов. Исследование было реализовано на студентах высших и средне-специальных учебных заведений общей численностью 100 респондентов, получающих специальность по профессиям социономического типа.

У студентов различных групп ведущими являются разнообразные ценностные ориентации, вместе с тем, в качестве приоритетных ценностей у всех исследуемых студентов являются духовное удовлетворение, материальное положение и достижения. Креативность и личностная идентичность как ценности являются самыми малозначимыми.

Сделан сравнительный анализ отличий в интеллекте и уровнях профессионального мышления у различных групп студентов. Выявлено, что профессиональное мышление как один из когнитивных ресурсов у различных групп студентов по-разному связан с ценностными ориентациями. На начальных этапах обучения и в случае преобладания социально-полезной деятельности над учебной в студенчестве профессиональное мышление и ценности не имеют значимых корреляционных связей. На завершающих этапах обучения ценности начинают входить в систему профессионально важных качеств студентов и влияют на формирование и развитие профессионального мышления.

Доказано, что в начале обучения по специальности у студентов наблюдается интеграция внутри когнитивных ресурсов, а в конце обучения интеграция между когнитивными и акмеологическими ресурсами личности, что позволяет говорить об изменении психологической системы деятельности.

https:// mir-nauki. com

Автором показана необходимость разработки психолого-педагогического сопровождения профессионализации и развития профессионального мышления, в частности, для студентов, занимающих активную жизненную позицию и принимающих активное участие в социальной значимых мероприятиях, волонтерской деятельности.

Ключевые слова: ценностные ориентации; коммуникативные проблемные ситуации; профессионализация мышления; надситуативное мышление; метакогниции интеллектуальные способности; студенчество; профессии типа «человек-человек»; акмеологические и когнитивные ресурсы

Непрерывные изменения социального контекста отношений и приоритетные задачи государственной политики в области образования предъявляют на сегодняшний день качественно иные требования к ценностно-смысловому содержанию деятельности, к уровню профессионального мышления и понимания широты и глубины происходящего, умению нестандартными способами решать нетипичные и непохожие задачи, связанные с новыми вызовами современности [1-4]. Все эти новые требования стимулируют развитие и использование ресурсов, в том числе когнитивных и акмеологических, являющихся важными составляющими в целом личностно-профессионального ресурса субъекта.

Нельзя не учитывать и тот факт, что социально-экономическая ситуация в России (экономические санкции, падение цен на нефть, осложнение условий мировой торговли) и общемировые тенденции, связанны с глобализацией и цифровизацией, не могут не влиять на изменения в ценностях различных профессиональных сообществ, разных поколений, и в том числе молодежи. Особо стоит отметить, что профессиональная деятельности в социономическом типе профессий предполагает определенные ракурсы в ценностных ориентациях и приоритетах в жизненных позициях, духовно-нравственной направленности, которая, как по результатам наших практических наблюдений, так и по данным некоторых эмпирических исследований, не всегда в достаточной мере присутствует у современных студентов [5; 6]. При этом современному Российскому образованию необходимо, в первую очередь, развивать гуманистические ценности для дальнейшего экономического развития.

Вместе с тем именно в студенческом возрасте ценностные ориентации, активно видоизменяющиеся и развивающиеся, способны выполнять функцию акмеологического ресурса, детермирующего высокий уровень решения профессиональных задач [1; 7]. С точки зрения Н.В. Гришиной [1, с. 147] задача «формирования системы ценностей в студенческом возрасте дополняется задачей ... дифференцированной оценке привлекательных возможностей, соотнесения этих возможностей с оценкой собственных ресурсов. Именно это и лежит в основе позиции подлинной субъектности человека, ответственного за свою жизнь». Поскольку личность является единой структурой, то развивая когнитивные качества личности, в частности профессиональное мышление, специалист развивает способности к решению различного рода проблемных ситуаций, тем самым видоизменяя имеющуюся систему ценностей, мотивов и смыслов. В этом мы опираемся на идеи Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева [8; 9] об усвоении и присвоении нового через личностный смысл и интеллектуально-мыслительные усилия, видоизменяющие мотивационно-ценностную сферу личности.

В современной психологической науке все чаще прибегают к понятию ресурса для преодоления как внутренних дефицитов субъекта деятельности, так и для успешного решения разнообразных профессиональных проблемных ситуаций, обусловленных вызовами времени. Ресурсы рассматриваются В.А. Толочёк как феномен, обеспечивающий повышение уровня функционирования человека как личности и как субъекта деятельности, полноту его

Введение

реализации в разных сферах жизнедеятельности [10]. В качестве таковых ресурсов могут выступать интеллектуальные способности [11], профессиональное мышление [12-14], ценностные ориентации [15; 16], творчество [17], стратегии совладания [18], эксзистенциальные феномены такие как саморазвитие, личностный рост [19., поиск смыслов в жизни [20].

В наших предыдущих публикациях мы, так или иначе, затрагивали проблему взаимодействия когнитивных и акмеологических ресурсов в психолого-педагогической видах деятельности. Было рассмотрено конкурсное движение как форма непрерывного профессионального образования и как внешнее условие для реализации внутренних ресурсов личности. Показана роль проектирования образовательной среды, в том числе и для педагогического коллектива с форматами построения вертикальной и горизонтальной карьеры, создающей условия для развития полимотивационных компонентов психологической системы деятельности В.Д. Шадрикова [21]. Надситуативность как проявление уровня профессионального мышления обоснована как когнитивный ресурс, который создает предпосылки для творчества и саморазвития, а также способствует совершенствованию навыков психологического консультирования как формы работы педагога-психолога [22-24].

Теоретической основой для проведения исследования было использование концепций системогенеза деятельности В.Д. Шадрикова и надситуативности профессионального педагогического мышления М.М. Кашапова. Согласно первой из представленных выше концепций психологическая система деятельности включает в себя несколько составляющих, таких как мотивы, цели, программа, информационная основа деятельности, принятие решений и профессионально важные качества. В качестве одной из составляющих мотивационной основы для выбора и освоения будущей профессиональной деятельности можно рассматривать те или иные ценностные ориентации личности, при этом, имея в виду, что само мотивационное поле намного шире. К какой же из составляющих системы деятельности можно условно отнести рассматриваемые нами когнитивные ресурсы (особенности интеллекта и практического мышления)? Надситуативность профессионального мышления, которую мы считаем универсальным уровнем для большинства профессий сферы «человек-человек», а не только феноменом, проявляющимся при реализации педагогической деятельности предполагает некоторый «выход» за предела реальной проблемной ситуации и поиск конструктивных способов ее решения с учетом субъект-субъектного подхода, творческой направленности, конструктивности в эмоциях и принимаемых решениях, а значит должны быть у субъекта заданы критерии достижения планируемого результат. Таким образом, в нашем случае уровень ситуативности-надситуативности формирующегося профессионального мышления может быть отнесет к цели как уровню достижений, которая тем самым может выполнять системоообразующую роль для психологической системы деятельности. При этом, необходимо иметь в виду, что, осваивая решения проблемных ситуаций в профессиональной деятельности у студентов еще пока нет четкого представления о своих возможностях, которое формируются на основании в том числе прошлого опыта. Оно может быть осуществлено на основании прогнозирования или переноса этих представлений с учебной на профессиональную деятельность, вместе с тем есть понимание у студента какие интеллектуальные ресурсы имеются и на каком уровне они помогали осваивать учебную деятельность.

Несмотря на то, что существуют разнообразные исследовательские подходы к пониманию ресурсов личности, многие авторы эти ресурсы связывают с акмеологическими или когнитивными составляющими личности. При этом, частные вопросы, связанные с тем, как именно взаимосвязаны акмеологические и когнитивные составляющие общей ресурсности субъектов деятельности и каким образом их взаимодействие влияет на изменения в психологической системе деятельности в процессе профессионализации, пока не решены в достаточной мере.

Организация исследования

В качестве когнитивного ресурса мы рассматриваем интеллектуальные способности и практическое мышление личности.

Цель - изучить взаимосвязь акмеологических и когнитивных ресурсов в процессе профессионализации (на примере студентов социономического типа профессий).

1. Рассмотрение в качестве акмеологического ресурса приоритетных ценностных ориентаций у современного студенчества.

2. Изучение особенностей профессионального мышления у различных групп студентов как одного из когнитивных ресурсов и особенностей связи мышления с ценностными ориентациями.

3. Выявление интеллектуальных особенностей личности и взаимосвязи когнитивного и акмеологического ресурсов личности.

Методы:

1. МТЖЦ - морфологический тест жизненных ценностей (В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина).

2. ОБТ 3 - Культурно-свободный тест интеллекта Р. Кеттелла.

3. Метод ретроспективного описания и прогностического самоанализа испытуемым педагогической проблемной ситуации (М.М. Кашапов, И.В. Серафимович).

Выборка включала в себя около 100 студентов высших и средне-специальных учебных заведений. Студенты были выбраны по нескольким основаниям: уровень получения образования и проявление во время обучения активной жизненной и социальной позиции. Соответственно этому были скомплектованы группы: студенты вузов (студенческий социальный актив - СА), студенты вузов (стандартная группа - СО), студенты техникумов (СТ).

Результаты и их обсуждение

1. Рассмотрение в качестве акмеологическогоресурса приоритетных ценностных ориентации у современного студенчества.

Таблица 1

Иерархия ценностных ориентаций и жизненных сфер у разных групп студенчества (по материалам исследований автора)

Выборка/ценности СА СТ СО Все студенты выборки

ц r Ц r ц r ц r

Развитие себя 45,7 5 46,6 1 37,9 3 43,3 4

Духовное удовлетворение 48,1 2 46,4 2 38,5 2 44,3 1

Креативность 43,1 7 41,7 7 32,9 8 39,2 8

Социальные контакты 47,9 3 42,9 5 36,8 4 42,5 5

Собственный престиж 41,9 8 42,0 6 34,1 7 39,3 7

Достижения 49,2 1 46,2 3 35,0 5 43,4 3

Материальное положение 45,8 4 46,4 2 39,9 1 44,0 2

Сохранение индивидуальности 45,3 6 45,9 4 34,7 6 41,9 6

Профессиональная жизнь 62,0 3 62,7 1 53,8 1 59,4 1

Обучение и образование 60,6 4 60,7 3 49,3 3 56,8 3

Семейная жизнь 57,2 6 62,4 2 50,0 2 56,5 4

Общественная жизнь 64,4 2 57,7 5 45,9 5 55,9 5

Выборка/ценности СА СТ СО Все студенты выборки

л r л r л r л r

Увлечения 64,8 1 59,5 4 47,8 4 57,3 2

Физическая активность 58,4 5 56,9 6 42,0 6 52,3 6

Условное обозначение: ¡л - среднее арифметическое значение, r - ранг/rang

Практически по всем позициям СА, среди групп студентов имеет средние значения выше по большинству ценностей, на втором месте СТ, на замыкающей позиции СО. Более подробно анализ ценностей представлен в нашей предыдущей публикации [25]. Попробуем расставить новые акценты в полученных данных. Сравнение, например двух таких выборок как студенты вузов - СО и СА показал, что студенческий актив по всем позициям ценностных ориентаций имеет средние значения выше и имеются достоверные отличия между группами. Позволяет ли это нам говорить, что о том, что у студентов СА приоритеты в ценностях более ярко выражены и стабильны и у студенческих групп в системе высшего образования есть сходство ценностных позиций? Так, есть моменты в полученных данных, которые следует прокомментировать отдельно. Например, так семейная жизнь у СА находится в не приоритетных ценностях (ц = 57,2 г = 6), а у СО эта ценность при меньших средних значениях имеет ранг выше (ц 50,0, г = 2), т. е. вроде как приоритетная позиция в ценностях может быть менее ярко выражена чем неприоритетная. Эта наша ремарка заставляет более комплексно смотреть на интерпретацию результатов исследования и, вместе с тем, целостно оценивать контекст.

Обратим внимание, что имеющиеся в литературе данные по вопросу приоритетных ценностных ориентаций студенчества являются отчасти противоречивыми. Эта несогласованность имеющихся эмпирических материалов имеет одним из оснований разную методологическую основу, что не дает возможность их обобщить, понять некоторые закономерности и тенденции. Кроме того, разные методы и способы получения и анализа данных не всегда позволяют говорить об их сопоставимости и возможности прогнозирования тех или иных тенденций. Указанная особенность эклектичных исследовательских материалов касается не только нашей тематики исследования, но и характерна в целом для современной психологии, которая с точки зрения Ю.П. Зинченко утратилась традиция реализации исследований с опорой на такие уровни методологии как философский, общенаучный, конкретно-научный и уровень методик исследования [26], В результате исследователи замыкаются на нахождении взаимозависимостей или отличий, не выходя на уровень поиска закономерностей, механизмов и «в силу их разрозненности часто оказываются не способными внести какой-либо вклад ни в конкретную науку, ни в общенаучную картину мира, пополняя лишь банк найденных корреляций между теми или иными феноменами, которые затем опровергаются последующими исследованиями» [26, с. 43].

Таблица 2

Сравнительный анализ ценностных ориентации у студентов (по материалам исследований автора)

Важные жизненные сферы Не приоритетные жизненные сферы Важные ценности Не приоритетные ценности

СТ Семейная и профессиональная жизнь, образование и обучение Общественная жизнь и активность Развитие себя, духовное удовлетворение, материальное положение, достижения Социальные контакты, собственный престиж, Креативность

СА Увлечения и общественная жизнь Профессиональная и семейная жизнь Социальные контакты, достижения и духовное удовлетворение Креативность, собственный престиж

СО Семейная и профессиональная жизнь Образование и обучение Материальное положение, образование, обучение и духовное удовлетворение

Тем не менее, приведем примеры исследований ценностных ориентаций студенчества. Так, у студентов гуманитарного профиля: направление журналистика на приоритетных позициях духовные ценности [27], направление юриспруденция: преобладающие ценности: развитие себя, духовное удовлетворение, креативность, активные социальные контакты, направление психология (на стыке естественных и гуманитарного профиля) преобладающие ценности: собственный престиж, достижения, материальное положение, сохранение собственной индивидуальности [28]. У студентов, будущих педагогов ведущие ценности -«любовь» и «семья» (94 %), «друзья» (84 %), «равенство, равные возможности для всех» (64 %), развлечения (59 %). Менее значимые ценности: «жизнь с пользой для других» (21 %), «общественное признание» (19 %) [5]. У студентов технического профиля на приоритетных позициях - материальное положение, а на незначимых - креативность [29]. Исследования Н.В. Гришиной [1] в этом отношении обладают преемственностью и возможностью сопоставления. По данным автора ценности студентов связаны с открытостью к изменениям, стремлению к самостоятельности, развитию, реализации себя, достижениям, что позволяет говорить об активной жизненной позиции.

Мы задались вопросом, если ли эта активная жизненная позиция в нашем исследовании? Сравнение таких выборок как студенты средне-специальных и высших учебных заведений (СТ и СА) на первый взгляд дает основание говорить больше о различиях, чем о сходствах групп. Причем необходимо понимать, что эти существенные отличия обусловлены в том числе и разными требованиями, профессионального и личностного плана к различным группам студентов. Так для СА ярче выражены такие ценности как социальные контакты (U = 285,50, р < 0,001), достижения (U = 418,50, р < 0,01), которые реализуются в таких важных жизненных сферах как в общественная жизнь (U = 269,50, р < 0,001), и увлечения (U = 310,50, р < 0,001). А вот значимость ценности семейная жизнь выше у СТ (U = 314,00, р < 0,001). Вместе с тем у обеих групп среди приоритетных ценностей духовное удовлетворение и достижения, что позволяет делать наше исследование сопоставимым с вышеуказанными данными и рассматривать в качестве акмеологического ресурса ценностные ориентации у современного студенчества.

Если говорить о генезисе мотивационной структуры, то и при освоении профессии, а в дальнейшем в ходе трудовой деятельности будет наблюдаться изменения в мотивационно-ценностной структуре, которая с точки зрения В.Д. Шадрикова [21] развивается как минимум в двух направлениях: общие мотивы личности трансформируются в трудовые и с изменением уровня профессионализации изменяется и система профессиональных мотивов, что мы можем наблюдать и в нашем исследовании.

2. Выявление взаимосвязей когнитивного (интеллектуальных особенностей личности и особенностей профессионального мышления) и акмеологического ресурсов у различных групп студентов.

У группы СО в целом общая надситуативность и интеллект не имеют значимых корреляций с какими-либо ценностями, что дает нам возможность выдвинуть гипотезу о том, что на начальных этапах обучения ценностные ориентации являются только внутриличностными образованиями, не перешедшими в систему профессионально важных качеств, в силу этого ценности непосредственно не влияют на формирование и проявления профессионального мышления, когнитивный целостный охват ситуации профессиональной деятельности и направленность в решении проблемных ситуаций.

При этом общая надситуативность мышления и интеллект связаны положительно (р = 0,38, p < 0,05), кроме того интеллект связан к качеством надситуативности к2 - глубина анализа (р = 0,40, p < 0,05), что позволяет говорить о единстве когнитивных структур и их тесной взаимосвязи. Учебная деятельность студентов имеет отличительные особенности в

https:// mir-nauki. com

сравнении с учебной деятельностью школьников. В частности, эта деятельность характеризуется направленностью на решение профессиональных задач. Если придерживаться точки зрения М.А. Холодной [11], что интеллект является некоторой мерой тесноты связей между разными способностями, то можно предположить, что эти способности начинают постепенно использоваться в решении профессиональных проблемных ситуаций. Можно предположительно говорить о том, что возрастает интеграция когнитивных ресурсов студентов на фоне дифференциации акмеологических, что несколько снижает эффективность функционирования психологической системы деятельности. Кроме того, данные, представленные ниже дают возможность говорить, что у студентов различных групп ведущими являются разнообразные мотивы, т. е. наблюдается «дрейф» мотивов [21].

У группы СТ 10 положительно связан с приоритетными ценностями: развитие себя (р = 0,37, р < 0,05), материальное положение (р = 0,36, р < 0,05), так и с неярко выраженными -креативность (р = 0,33, р < 0,05), социальные контакты (р = 0,34, р < 0,05), собственный престиж ( р = 0,54, р < 0,001) сохранение индивидуальности (р = 0,39, р < 0,05). Имеются также положительные связи со сферами жизни: профессиональная жизнь (р = 0,43, р < 0,01), семейная жизнь (р = 0,43, р < 0,01).

При этом общая надситуативность мышления и интеллект связаны положительно (р = 0,52, р < 0,01), кроме того интеллект связан с качествами надситуативности к 1 -адекватность (р = 0,36, р < 0,05), к - 5 достаточность анализа (р = 0,53, р < 0,01), к 6 -оригинальность решения (р = 0,34, р < 0,05), к 7 - обоснованность решения (р = 0,34, р < 0,05), что позволяет говорить о единстве когнитивных структур и их тесной взаимосвязи, но и тесной интеграции составляющих профессионального мышления и интеллекта, что не было выражено, в предыдущей анализируемой группе. Необходимо заметить, что статистически значимые корреляционные связи умеренной тесноты связи дают основание говорить о соразмерном вкладе компонентов деятельности в ее успешность, взаимодействии компонентов психологической системы деятельности и проявлением развивающегося системного качества в реализации функций. Таким образом, можно видеть, что на завершающих этапах обучения в системе среднего профессионального образования имеет место быть возрастающая интеграция как когнитивных, так и акмеологических ресурсов студентов.

У группы СА наблюдается иная ситуация: 10 отрицательно связан с ценностями: развитие себя (р = -0,66, р < 0,001), духовное удовлетворение (р = -0,53, р < 0,001), креативность (р = -0,43, р < 0,01), достижения (р = -0,62, р < 0,001); со сферами жизни: профессиональная жизнь (р = -0,60, р < 0,001), физическая активность (р = -0,64, р < 0,001). При этом общая надситуативность мышления и интеллект не связаны. Для объяснения этого феномена можно воспользоваться интересными фактами, которые М.А. Холодная установила на одаренных детях. Так, в общей выборке одаренных детей может быть снижение проявлений «общего интеллекта» и наличие его отрицательных корреляций с разными способностями. Это, с точки зрения автора, может происходить минимум по двум причинам: специализация и дифференциация видов интеллектуальной деятельности или низкая интеграции различных когнитивных функций из-за недостаточной сформированности понятийного мышления (Холодная, 2012). При этом автор считает, что и «чрезмерная специализация, и низкая интеграция разных видов когнитивных способностей свидетельствуют о снижении индивидуального и интеллектуального ресурса».

Наши данные позволяют предположить, что студенты, для которых приоритетом в вузе становится проявление активной жизненной позиции в интеллектуальных, социальных, культурных, спортивных и других направлениях не всегда имеют интеграцию на уровне когнитивных структур личности, что не позволяет в полной мере говорить о формировании в процессе обучения профессионального мышления специалиста того или иного профиля, а

кроме того, имеется дезинтеграция на уровне когнитивных и акмеологических ресурсов личности, что дает нам основание и показывает необходимость разработки комплекса мер в том числе психолого-педагогического содержания для устранения выявленных дефицитов.

Заключение. Выводы

Изучение взаимосвязи акмеологических и когнитивных ресурсов в процессе профессионализации (на примере студентов социономического типа профессий) позволило зафиксировать, что:

1. Ценностные ориентации в студенческом возрасте, по-разному, организуют поведение и влияют не только на развитие профессионального мышления, но и видоизменяют психологическую систему деятельности. На начальных этапах обучения ценности не входят в систему профессионально важных качеств и не оказывают значимого влияния на формирование и развитие профессионального мышления.

2. Интеграция когнитивных и акмеологических ресурсов студентов наблюдается на завершающих этапах обучения, на промежуточных этапах - возрастает интеграция когнитивных ресурсов на фоне дифференциации акмеологических. Активная общественная деятельность во время обучения в вузе может становится препятствием для интеграции как внутри когнитивных ресурсов, так и между группами когнитивных и акмеологических ресурсов личности.

Участие в работе психологических сообществ, достижения

https://psy.su/club/forum/profile/50976/ http://psy.su/psyche/proiects/328/

Масс-медиа поводы о результатах деятельности на сайте РЭУ им. Г.В. Плеханова за 2016-2018 год

http://www.rea.ru/ru/news/Pages/konf-molodei-obrazovanie-ekonomika.aspx

http://www.rea.ru/ru/news/Pages/round-table-forum-yaroslavl.aspx

http://www.rea.ru/ru/news/Pages/konkurs-innovacionnyh-obrazovatelnyh-tehnologii.aspx

http://www.rea.ru/ru/news/Pages/iaroslavl-semeinyi-krug.aspx

Масс-медиа поводы о результатах деятельности на сайте ИРО ЯО за 2018-2097 год

20-28 сентября 2019 года. Участие во работе жюри очного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» - 2019. http://www.iгo.yaг.гu/index.php?id=4114

20-22 мая 2019 года. Участие во Всероссийском форуме молодых учителей «Педагог: профессия, призвание, искусство». http://www.iгo.yaг.гu/index.php?id=3952

27-29 марта 2019 года. Работа в качестве эксперта на Школе педагогического лидера для педагогов Ярославской области. http://www.iгo.yaг.гu/index.php?id=3840

20 февраля 2019 года. Участие в заседании бюро профессионального образования Российской Академии образования. http://www.iгo.yaг.гu/index.php?id=3750

28 февраля 2019 года. Участие в эфире радио Эхо Москвы (Ярославль). http://www.iro.yar.ru/index.php?id=3774

ЛИТЕРАТУРА

1. Гришина Н.В. Ценности студенческой молодежи: от выбора к активности // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2012. № 3(27). С. 140-148.

2. Кашапов М.М. Концептуальные характеристики творческого профессионального мышления // Методология современной психологии. 2017. № 7. С. 161-177.

3. Митина Л.М. Система «наука-образование-профессия» как стратегический ресурс и инновационная реализация развития человеческого капитала в обществе XXI века // Сборник статей «Наука - образование - профессия: системный личностно-развивающий подход» / Под общ. ред. Л.М. Митиной. М.: «Перо», 2019. С. 5-12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Романова Е.С. Психолого-педагогическое сопровождение процесса профессионализации студентов // Высшее образование в России. 2012. №8-9. С. 61-67. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-protsessa-professionalizatsii-studentov (дата обращения: 03.07.2019).

5. Федорова Е.Н., Птицына Е.В. Ценности профессиональной деятельности будущего педагога // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-2. С. 401-405. URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=36827 (дата обращения: 03.07.2019).

6. Янченко И.В., Окунева В.С. Проекты социальной направленности в развитии общепрофессиональных компетентностей студентов технического вуза // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 6-1 (60). С. 135138.

7. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001. 272 с.

8. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 480 с.

9. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.

10. Толочёк В.А. Задатки - способности - ресурсы в детерминации социальной успешности человека // Сборник Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития / Отв. ред. А.Л. Журавлёв, В.А. Кольцова. М.: Институт психологии РАН, 2017. 2704 с.

11. Холодная М.А. Могут ли высокие показатели IQ свидетельствовать о дефиците индивидуального интеллектуального ресурса? // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития / Отв. ред. А.Л. Журавлёв, В.А. Кольцова. М.: Институт психологии РАН. 2017. С. 1273-1282.

12. Кашапов М.М., Шаматонова Г.Л., Кашапов А.С., Отставнова И.В. Ресурсность мышления как средство реализации творческого потенциала личности // Интеграция образования. 2017. Т. 21. № 4 (89). С. 683-694. URL:

http://edumag.mrsu.ru/index.php/ru/articles/74-17-4/594-10-15507-1991-9468-088-021-201704-08 (дата обращения: 5.09.2019).

13. Kashapov, M.M., Serafimovich, I.V., Poshekhonova, Y.V. Components of metacognition and metacognitive properties of forecasting as determinants of supra-situational pedagogical thinking. Psychology in Russia: State of the Art. 2017. № 10 (1). Р. 80-94. URL: http://psychologyinrussia.com/volumes/10_1_2017.php (дата обращения: 10.09.2019).

14. Кашапов М.М., Серафимович И.В., Огородова Т.В. Метакогнитивное обоснование ситуативности/надситуативности мышления в качестве критерия оценки решения проблемных ситуаций в коммуникациях // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2015. Т. 157. №. 4. С. 189202. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24332700 (дата обращения: 23.04.2019).

15. Baron J. Individual Mental Abilities vs. the World's Problems // Journal of Intelligence. 2018. Vol. 6, Issue 2. P. 23. DOI: 10.3390/jintelligence6020023.

16. Ros M., Schwartz S.H., Surkiss S. Basic Individual Values, Work Values, and the Meaning of Work // Applied Psychology: An International Review. 1999. Vol. 48, Issue 1. Pp. 49-71. DOI: 10.1111/j.1464-0597.1999.tb00048.x.

17. Kaufman, S.B. Self-Actualizing people in the 21st century: Integration with contemporary theory and research on personality and well-being // Journal of Humanistic Psychology. 2018. Pp. 1-33 URL: https://scottbarrykaufman.com/wp-content/uploads/2018/11/Kaufman-self-actualization-2018.pdf, https://scottbarrykaufman.com/research/ (дата обращения: 23.09.2019).

18. Lazarus R.S., Folkman S. Stress, Appraisal, and Coping // Springer Publishing Company. 1984. 456 p.

19. Rogers C. Counseling and Psychotherapy: Newer Concepts in Practice. Boston; New York: Houghton Mifflin Company. 1942. 447 p. URL: https://archive.org/details/counselingandpsy029048mbp/page/n17 (дата обращения: 3.08.2019).

20. Frankl V.E. Man's Search for Meaning. An Introduction To Logotherapy. Beacon Press 25 Beacon Street Boston, Massachusetts. 1992. 155p. URL: https://edisciplinas.usp.br/pluginfile.php/3403095/mod_resource/content/1/56ViktorFr ankl_Mans%20Search.pdf (дата обращения: 5.09.2019).

21. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие, 2-е изд., перераб. и доп. М.: «Логос», 1996. 320 с.

22. Серафимович И.В., Иванова Е.А., Баранова Ю.Г. К вопросу о мотивирующих факторах, влияющих на профессиональное развитие педагогов школы // Системогенез учебной и профессиональной деятельности. Материалы VIII всероссийской научно-практической конференции 19-20 ноября, 2018 года, Ярославль / Под ред. Ю.П. Поваренкова. Ярославль: РИО ЯГПУ. 2018. С. 159163.

23. Гудков А.Н., Серафимович И.В., Курицина С.И., Шелия А.В., Егорова Т.Ю., Лапшина И.В. Конкурс профессионального мастерства «Педагогический дебют» как ресурс развития профессиональных компетенций начинающего педагога // Опыт и перспективы реализации Федеральных государственных образовательных стандартов в современной школе. Сборник научных статей

всероссийской научно-практической конференции. Под научной редакцией Е.В. Карповой Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского. 2018. С. 65-71. https://elibrary.ru/item.asp?id=36965904 (дата обращения: 2.09.2019).

24. Кашапов М.М., Серафимович И.В. Надситуативность мышления как ресурс реализации событийно-когнитивных компонентов субъекта на разных этапах профессионализации психологов // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2018. Т. 26. С. 63-76.

25. Серафимович И.В., Базанова Г.Ю. Ценностные ориентации и метакогнитивные компоненты профессионального мышления студентов социономического типа профессий // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. Т. 24. № 4. С. 107-112.

26. Зинченко Ю.П. Методологические проблемы фундаментальных и прикладных психологических исследований // национальный психологический журнал. 2011. №1(5) С. 42-49. http://npsyj.гu/aгticles/detail.php?aгticle=3481 (дата обращения: 18.07.2019).

27. Матюх Е.Т. Жизненные ценности современной молодежи в условиях социального риска // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 4. С. 322-327

28. Дрейзин И.В., Вахрушева О.В. Изучение различий жизненных ценностей у студентов юристов и студентов психологов // Актуальные проблемы права, экономики и управления. 2016. № 12. С. 233-236.

29. Алексеева Е.Д. Исследование жизненных ценностей студентов технического вуза // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - Москва: «Научно-информационный издательский центр и редакция журнала «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук.»». 2015. № 9-2. С. 172-175.

https:// mir-nauki. com

Serafimovich Irina Vladimirovna

Educational development institute, Yaroslavl, Russia E-mail: iserafimovich@yandex.ru

Acmeological and cognitive resources in the professionalization of students

Abstract. The research of acmeological (value-based orientations) and cognitive (intellect and professional thinking) is represented in the article. The study has been conducted on the students of higher educational institutions and colleges, acquiring the professions of socionomy type. The total number of respondents is 100.

The students of various groups have different leading value-based orientations. At the same time, the priority values the students have are gratification of spiritual needs, material standing and achievements. Creativity and personal identification as values are the least important.

The comparative analysis of dissimilarities in intellectual and professional thinking levels of different groups of students has been done. It has been found out that professional thinking as one of the cognitive resources is differently connected to value-based orientations of various groups of students. At the initial stages of training and in the case of the dominance of socially useful activity over the learning activity among the students professional thinking and values do not possess any significant correlation relationships. In the closing stages of training the values start penetrating the system of professionally essential qualities of students and influence the development and evolution of professional thinking.

It has been proved that in the beginning of professional training the students demonstrate integration of cognitive resources, in the end there is integration of cognitive and acmeological resources of the personality. It allows to speak about the change of psychological system of activity.

The author has pointed out the necessity of developing the psychological pedagogical support of professionalization and formation of professional thinking for students having pro-active approach to life and taking active part in socially useful events, volunteer activity.

Keywords: value-based orientations; communicative problem-based situations; professionalization of thinking; supra-situational thinking; metacognition; intellectual capability; students; "person-person" professions; acmeological and cognitive resources

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.