Научная статья на тему 'Особенности взаимосвязи метакогнитивной направленности надситуативного мышления и креативности (на примере профессий социономического типа)'

Особенности взаимосвязи метакогнитивной направленности надситуативного мышления и креативности (на примере профессий социономического типа) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
321
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / КРЕАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕТАКОГНИЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ (СИТУАТИВНОЕ/НАДСИТУАТИВ-НОЕ)

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Серафимович Ирина Владимировна

В данной статье рассматривается важная составляющая профессиональной компетентности - креативная компетентность, которая способствует выполнениюпрофессиональной деятельности на качественно ином уровне, а также деятельности саморазвития и самосовершенствования. Автором анализируется роль профессионального мышления для реализации креативной компетентности в деятельности. Рассматривается проблема взаимосвязи метакогнитивной направленности надситуативного мышления в профессиях социономического типа (разной целевой направленности: преобразующая направленность - педагоги и изыскательская направленность - менеджеры-управленцы) и креативности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Серафимович Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности взаимосвязи метакогнитивной направленности надситуативного мышления и креативности (на примере профессий социономического типа)»

УДК 316.6+159.955

Серафимович Ирина Владимировна

кандидат психологических наук, доцент кафедры гуманитарных и экономических дисциплин Ярославского филиала Московского государственного университета экономики, статистики и информатики [email protected]

Особенности взаимосвязи

МЕТАКОГНИТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НАДСИТУАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ И КРЕАТИВНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ПРОФЕССИЙ СОЦИОНОМИЧЕСКОГО ТИПА)

Irina V. Serafimovich

candidate of psychological Sciences, associate professor atthe Department of humanities and economic Sciences. Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics, Yaroslavl Branch [email protected]

Special aspects of

INTERACTION OF METACOGNIVE ORIENTATION OF NON-CONTEXTUAL THINKING AND CREATIVITY (USING THE EXAMPLE OF PROFESSIONS OF SOCIONOMIC TYPE)

Аннотация. В данной статье рассматривается важная составляющая профессиональной компетентности - креативная компетентность, которая способствует выполнениюпрофессио-нальной деятельности на качественно ином уровне, а также деятельности саморазвития и самосовершенствования. Автором анализируется роль профессионального мышления для реализации креативной компетентности в деятельности. Рассматривается проблема взаимосвязи метакогнитивной направленности над-ситуативного мышления в профессиях социономического типа (разной целевой направленности: преобразующая направленность - педагоги и изыскательская направленность - менеджеры-управленцы) и креативности.

Ключевые слова: креативность, креативная компетентность, метакогниции, профессиональное мышление (ситуативное/надситуатив-ное).

Annotation. This article examines an important component of professional competence - creative competence - contributing at a different level to the fulfillment of professional activity as well as selfdevelopment and self-improvement activities. The author analyzes the role of professional thinking in the realization of creative competence in activity. The article considers the problem of interaction of metacognitive orientation of non-contextual thinking in the professions of socionomic type (of different focus: transformative orientation - teachers and survey orientation - managers) and creativity.

Keywords: creativity, creative competence, meta-cognitions, professional thinking (contextual/ non-contextual).

Введение*. Изменения социально-экономических условий в России сопряжено с ростом значимости и требований к профессиям социономического типа, где существенную роль для достижения результатов играет интеграция процессов общения и мышления, творческого подхода, креативности и, в тоже время, предельной направленности на получение реальных практических результатов. В различных исследованиях творческого мышления (Y.P. Guilford, E.P. Torrance, M.A. Wollach, N.A. Kogan, Д.Б. Богоявленская, А». Воронин, Л.Я. Дорфман,

В.Н. Дружинин, В.И. Панов, ЯЛ. Пономарев, А.В. Карпов, Т.А.Красило, М.М. Кашапов, А.М. Матюшкин, С. Медник, Т.В. Огородова,

* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект №15-06-10823а).

В.Д. Шадриков, О.А. Шляпникова, А.В.Юревич) показана важность креативной составляющей для эффективной деятельности [1-4, 6-7, 13, 18-19]. Критерии креативности Е. Торренса (беглость, гибкость, оригинальность) являются необходимыми, но не достаточными для оценки креативности в практическом мышлении [18]. Сюда следует добавить критерий, предложенный В.Н. Дружининым [2] - осмысленность,т.е. умение управлять собственными поисками творческих решений (иными словами, метакогнитивная направленность). Исследования же самих метакогнитивных способностей, позволяют говорить о том, что от успешности их применения зависит успешность осуществляемой деятельности (j.H. FlaveN, R.Y. Sternberg, В.В. Знаков,

А.В. Карпов, М.М. Кашапов, В.Я. Ляудис,

Ю.В. Пошехонова, А.О. Прохоров, ЕЛ. Сергиенко, И.М. Скитяева, МЛ. Холодная) [3, 4, 9, 12].

253

Надситуативность, как вид профессионального мышления, исследовалась под руководством М.М. Кашапова и его последователей (Т.Г. Киселевой, Е.В. Коточиговой, ТБ. Огородовой, (ОБ. По-шехоновой, ИБ. Серафимович, О. А. Шляпниковой). Установлено, что на переход от ситуативного к надситуативному уровню мышления (на появление признаков метакогнитивности), влияют метакогнитивная активность, направленностью на саморазвитие, творчество, креативность [4, 9, 10, 11]. Мы попытались проанализировать особенности взаимосвязи метакогнитивной направленности надситуативного мышления и креативности в профессиях социономического типа при влиянии средовых факторов: профессиональной среды и характера трудовой деятельности (разные основания для классификации видов профессиональной деятельности ЕЛ. Климова) [5].

Методика и организация исследования. На

различных этапах использовались как широко распространенные, так и авторские методы:

1. «Опросник на определение доминирующего уровня проблемное™ при решении педагогических проблемных ситуаций» (Ю.Н. Дубровина, М.М. Кашапов).

2. «Метод ретроспективного описания и прогностического самоанализа испытуемым проблемной ситуации» (М.М. Кашапов, ИБ. Серафимович).

3. Методика диагностики невербальной креативности (Е.Торренс, адаптация А.Н. Воронина).

4. Методика диагностики вербальной креативности (С.Медник, адаптация А». Воронина).

Результаты исследования и их обсуждение.

На первом этапе были выбраны две исследуемые группы испытуемых социономического типа профессии, но разной целевой направленности (преобразующая направленность - педагоги и изыскательская направленность - менеджеры-управленцы). Всего в исследовании приняли участие 120 человек. Нами были получены следующие результаты. Во-первых, креативная составляющая у представителей изыскательной направленности - менеджеров значимо выше по сравнению с педагогами. Достоверные отличия по t-критерию получены по невербальной (t = 5,722, p < 0,01) и вербальной оригинальности (t = 12,472, p < 0,01), по невербал ьной уникальности (t = 2,212, p < 0,05)и вербальной продуктивности (t = 2,408, p < 0,05). Ссылаясь на данные зарубежных исследователей - J.M. George,

J. Zhou, F.Rasulzada, I. Dackert [16, 17], которые выделили средовые параметры организации, оказывающие позитивноевоздействие на креативный потенциал (чувство значимости и ценность для организации вклада сотрудника, справедливое стимулирование) мы можем предположить, что более высокие значения креативности у менеджеров связаны с тем, что руководящая должность стимулирует их создавать условия для творчества в собственной организации, что повышает их личную креативность. Объяснение низкой креативности педагогов можно

сделать, опираясь на мнение российского исследователя А.Я. Анцупова, считающего, что педагоги не находят в своей деятельности элементов творчества, поскольку тяготятся низкой социальной значимостью профессии [10]. Во-вторых, уровень надситуативного мышления у менеджеров значимо выше по сравнению с педагогами (t = 4,023, p < 0,01). Наши данные согласуются с данными ИБ. Якиманской [14], изучавшей застенчивость педагогов и выявившей, что у современных педагогов высокий уровень нейротизма, эмоциональной нестабильности, высокий уровень мотивации избегания неудач, осторожности, подозрительности, низкая уверенность в себе. В-третьих, разные показатели надситуативности имеют связи с креативностью: адекватность положительно связана с уровнем невербальной оригинальности (г = 0,322, p < 0,05), - обоснованность связана с глубиной (г = 0,289, p < 0,05) и вербальной оригинальностью (p < 0,05). (r = 0,306, p < 0,05). При этом на надситуативность решения влияет в большей степени невербальная составляющая креативности.

На втором этапе были выбраны две исследуемые группы испытуемых социономического типа профессии (по 30 человек в каждой группе), но разного характера труда: исполнительские (связаны c выполнением поставленных задач, работой по заданному образцу) и творческие (связаны с анализом, исследованием, конструированием, принятием нестандартных решений). Установили, что, хотя достоверных отличий по невербальной и вербальной креативности не выявлено, но наблюдается тенденция более высоких показателей у представителей исполнительских профессий, чем у творческих. Во-вторых, между выборками имеются эмпирически наблюдаемые отличия в ситуативности-надситу-ативности решений, соотношение ситуативно-сти/надситуативности у исполнительских профессий 50 %/40 %, творческих профессий 72 %/28 % (достоверных отличий нет), но в целом доля ситуативных решений выше у творческих профессий (наличие негативных эмоций, неспособности встать на позицию другого). В-третьих, разные показатели надситуативности: адекватность (г = 0, 439, p < 0,01) и обоснованность (г = 0,421, p < 0,01) имеют положительные связи с креативностью (показатель невербальная оригинальность), те. для возможности создания оригинальной идеи одним из условий может являться умение адекватно воспринимать проблемную ситуацию (выделять главные противоречия, видеть суть) и умение обосновывать (аргументировать). Кроме того, креативность отрицательно связана с глубиной анализа (г = 0,261, р < 0,05), и оперативностью (г = 0,261, р < 0,05), те. чем выше оперативности (скорость решения) и чем глубже попытки выяснить причины возникновения проблемной ситуации, проанализировать свои действия и партнера по общению, тем меньше креативности. Выявленные нами закономерности согласуются с данными зарубежных исследователей (J. Kwiatkowski,

C. Martindale, O. Vartanian), установивших, что креативные люди медленнее выполняют (по сравнению с некреативными) сложные задания, но быстрее выполняют простые задания [20].

254

Полученные нами результаты (относительно глубины анализа) могут быть сопоставимы с понятием «метакогнитивной петли» А. В. Карпова [3], при котором высокий уровень развития мета-когнитивынх процессов, высокая концентрация субъекта на процессе познания или творчества начинают оказывать обратное влияние на мышление, снижать его производительность и результативность.

Заключение. Наше исследование позволило выявить некоторые особенности взаимосвязи метакогнитивной направленности надситуатив-ного мышления и креативности в профессиях социономического типа. Различные средовые факторы, такие как профессиональная среда и характер трудовой деятельности, по-разному

Литература:

1. Богоявленская Д.Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества // Вопросы психологии. 1999. № 2. С. 35-41.

2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб. : Питер, 1999. 368 с.

3. Карпов А.В. Психология метакогнитивных процессов личности / А.В. Карпов, И.М. Скитяе-ва; под ред. А.В. Карпова, И.М. Скитяевой. М. : ИП РАН, 2005. 325 с.

4. Кашапов ММ. Когнитивное и метакогнитивное понимание структурно-динамических характеристик профессионального мышления / Под. ред. М.М. Кашапова, Ю.В. Пошехоновой // Творческая деятельность профессионала в контексте когнитивного и метакогнитивного подходов. Ярославль : ЯрГУ, 2012. С. 35-121.

5. Климов ЕЛ. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д. : Феникс, 1996. 512 с.

6. Красило ТА. Социально-психологические аспекты развития творческих способностей человека в процессе образования // Психологическая наука и образование. PSYEDU.ru. 2013. № 2. URL: http://psyedu.ru/ (дата обращения: 15.06.2015)

7. Матюшкин AM. Концепция творческой одарённости // Вопросы психологии. 1989. № 6.

С. 29-33.

8. Огородова ТВ. К вопросу о творческом мышлении экономистов. Творческая деятельность профессионала в контексте когнитивного и метакогнитивного подходов / Под. ред. М.М. Кашапова, Ю.В. Пошехоновой. Ярославль : ЯрГУ,

2012. С. 245-256.

9. Пошехонова ЮВ. Педагогическое мышление, креативность и метапознание у педагогов вузов и средних общеобразовательных школ / Под ред. М.М. Кашапова, Т.Г. Киселевой, Т.В. Огородовой // Креативность как ключевая компетентность педагога Ярославль : ИПК «Индиго», 2013. С. 140-149.

влияют на креативность и надситуативность. Направленность профессии (изыскательная/пре-образующая) влияет на изменение уровня креативности и надситуативности мышления при решении проблемных ситуаций, а характер труда (исполнительский/творческий) не оказывает значимого влияния. Общая выявленная нами тенденция связана с тем, что метакогнитивные признаки надситуативного мышления (направленность на преобразования себя, включенность в процесс решения, положительный исход решаемой ситуации), общая надситуативность и креативность выше у представителей изыскательной направленности (менеджеры) по сравнению с преобразующей направленностью (педагоги), и у представителей исполнительских профессий по сравнению с творческими.

Literature:

1. Bogoyavlenskaya D.B. The subject of activities in issues of creativity // Questions of psychology. 1999. № 2. P. 35-41.

2. Druzhinin V.N. The psychology of general abilities. SPb. : Piter, 1999. 368 p.

3. Karpov A.V. Psychology of Meta-cognitive Processes / A.V. Karpov, I.M. Skityaeva; under the editorship of A. V. Karpov, I. M. Skateway. M. : Institute of Psychology RAS, 2005. P. 325.

4. Kashapov M.M. Cognitive and Meta-cognitive Conceptions of Structural Characteristics of Professional Thinking / Ed. by M.M. Kashapov, Yu.V. Po-shekhonova // Expert activities in cognitive and meta-cognitive approach. Yaroslavl : Demidov Yaroslavl State University Press (YaSU.), 2012. P. 35-121.

5. Klimov E.A. Psychology of professional self-identify. Rostov n/D. : Feniks 1996. 512 p.

6. Krasilo T.A. Social and psychological aspects of human creativity in the education process // Psychological science and education. PSYEDU.ru. 2013. № 2. URL: http://psyedu.ru/ (accessed: 15.06.2015)

7. Matyushkin A.M. The concept of creative giftedness // Questions of psychology, 1989. № 6. P. 29-33.

8. Ogorodova T.V. The Problem of Creative Thinking of Economists. Expert activities in cognitive and meta-cognitive approach / Ed. by M.M. Kashapov, Yu.V. Poshekhonova. Yaroslavl : YaSU, 2012. P. 245-256.

9. Poshekhonova Yu.V. Pedagogical Thinking, Creativity and Metacognition of Tutors and Teachers / Ed. by M.M. Kashapov, T.G. Kiseleva, T.V. Ogorodova // Creativity as aKey Competence. Yaroslavl : «Indigo» Publishing and Printing Complex, 2013. P. 140-149.

255

10. Серафимович ИВ. Комплексный подход к формированию и развитию креативной компетентности педагогов высшей школы: совершенствование творческого профессионального мышления при решении педагогических проблемных ситуаций (контекстное обучение) / Под ред. М.М. Кашапова, Т.Г. Киселевой, ТБ. Огородо-вой // Креативность как ключевая компетентность педагога. Ярославль : ИПК «Индиго»,

2013. С. 291-327.

11. Серафимович ИВ. Креативна я компетентность в научном руководстве и соруководстве исследовательской деятельностью обучающихся / Под ред. М.М. Кашапова, Т.Г. Киселевой, ТБ. Огородовой // Креативность как ключевая компетентность педагога. Ярославль : ИПК «Индиго», 2013. С. 239-260.

12. Холодная МЛ. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. СПб. : Изд-во Питер, 2002. 384 с.

13. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М. : «Логос», 1996. 320 с.

14. Якима некая ИВ. Застенчивость учителей как источник риска безопасности образовательной среды // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 4. URL: http://www.online-science.rU/m/products/psihology/ gid1315/pg3/ (дата обращения: 20.06.2015)

15. Flavell J.H. Cognitive monitoring.Children's oral communication skills. Academic Press, 1981. P. 35-60.

16. George J.M. Dual tuning in a supportive context: joint contributions of positive mood, negative mood and supervisory behaviors to employee creativity /

J.M. George, J. Zhou // Academy of Management Journal. 2007. V. 50. № 3. P. 605-622.

17. Rasulzada F. Organizational Creativity and Innovation in Relation to Psychological Well.Being and Organizational Factors / F. Rasulzada, I. Dack-ert // Creativity Research Journal. 2009. V. 21(2-3). P. 191-198.

18. Torrance E.P. Guiding creative talent - Englewood Cliffs, WJ. Prentice-Holl. 1962. 278 p.

19. Wollach M.A. A new look at the creativity-intelligence distinction / M.A. Wollach, N.A. Kogan // Journal of Personality. 1965. № 33. P. 348-369.

20. Kwiatkowski J. Creativity and speed of mental processing / J. Kwiatkowski, O. Vartanian, C. Mar-tindale // Empirical Studies of the Arts. № 17. P. 187-196.

10. Serafimovich I.V. Integrated approach to formation and development of creative competence of teachers of the higher school: improvement of creative professional thinking at the solution of pedagogical problem situations (contextual training)] / Ed. by M.M. Kashapov, T.G. Kiseleva, T.V. Ogorodova // Creativity as the Key Competence. Yaroslavl : «In-digo»Publishing and Printing Complex, 2013. P. 291-327.

11. Serafimovich I.V. Creative competence of the scientific management and co-supervision of research activity of the trained / Ed. by M.M. Kashapov, T.G. Kiseleva, T.V. Ogorodova // Creativity as aKey Competence. Yaroslavl : «Indigo» Publishing and Printing Complex, 2013. P. 239-260.

12. Kholodnaya M.A. Cognitive Styles. About the Personal Intellect. SPb., 2002. P. 384.

13. Shadrikov V.D. Psychology of human activities and the ability. M. : Logos, 1996. 320 p.

14. Yakimanskaya I.S. Shyness of teachers as a source of risk to the security of the educational environment // Humanities, Socio-economic and Social Sciences». 2014. № 4. URL: http://www. online-science.ru/m/products/psihology/gid1315/pg3/ (accessed: 20.06.2015)

15. Flavell J.H. Cognitive monitoring.Children's oral communication skills. Academic Press. 1981. P. 35-60.

16. George J.M. Dual tuning in a supportive context: joint contributions of positive mood, negative mood and supervisory behaviors to employee creativity / J.M. George, J. Zhou // Academy of Management Journal. 2007. V. 50. № 3. P. 605-622.

17. Rasulzada F. Organizational Creativity and Innovation in Relation to Psychological Well.Being and Organizational Factors / F. Rasulzada, I. Dack-ert // Creativity Research Journal. 2009. V. 21(2-3). P. 191-198.

18. Torrance E.P. Guiding creative talent - Englewood Cliffs, WJ. Prentice-Holl. 1962. 278 p.

19. Wollach M.A. A new look at the creativity-intelligence distinction / M.A. Wollach, N.A. Kogan // Journal of Personality. 1965. № 33. P. 348-369.

20. Kwiatkowski J. Creativity and speed of mental processing / J. Kwiatkowski, O. Vartanian, C. Mar-tindale // Empirical Studies of the Arts. № 17. P. 187-196.

256

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.