УДК 159.99+316.6
МЕТАКОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ ПСИХОЛОГОВ В УСЛОВИЯХ КОНКУРСА ПРОФМАСТЕРСТВА КАК ВИДА СОЦИАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ
© 2016
Серафимович Ирина Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин, Ярославский филиал РЭУ им. Г.В.Плеханова, Ярославль, (Россия)
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с процессом профессионализации, который понимается как процесс изменения профессионального мышления от ситуативного к надситуативному и анализируется на примере конкурсного движения как вида социального движения. Проанализирован практический опыт социально-психологического сопровождения участия в региональном конкурсе профессионального мастерства «Педагог-психолог года». Особое внимание уделено анализу одного из заключительных этапов для финалистов конкурса - «Кейса», в рамках которого продемонстрированы возможности моделирования процесса психологического консультирования. Приводятся результаты эмпирического исследования проявлений профессионального надситуативного мышления и его метакогнитивных признаков в условиях консультирования в ситуации стресса (на примере анализа видеоматериалов и речевой продукции при решении проблемной ситуации, самоанализа участников конкурса, экспертной оценки). Показано, что ситуативность или надситуативность мышления могут рассматриваться как критерий эффективности решения проблемных ситуаций в консультативной деятельности психолога. Обосновано, что на этапе конкурса «Кейс», при демонстрации педагогом-психологом опыта разрешения моделируемых реальных проблемных ситуации в режиме он-лайн в условиях дефицита времени создаются условия для интеграции метакогнитивных процессов и реализации надситуативного профессионального мышления. Обозначены новые возможности и направления работы с психологами по формированию качеств надситуативного профессионального мышления
Ключевые слова: профессиональное мышление (ситуативное/надситуативное), метакогнитивные процессы, коммуникативные проблемные ситуации, профессионализация, конкурсное (социальное) движение, конкурсы профессионального мастерства, моделирование, психологическое консультирование.
METACOGNITIVE PROCESSES OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT
OF PSYCHOLOGISTS IN THE CONTEXT OF PROFESSIONAL SKILL COMPETITION AS A KIND OF SOCIAL MOVEMENT
© 2016
Serafimovich Irina Vladimirovna, candidate of psychological sciences, associate professor
of the department of Humanities Yaroslavl Branch of Plekhanov Russian University of Economics, Yaroslavl, (Russia)
Abstract. The article examines issues related to professional development process which is understood as a process of changing of professional thinking from contextual thinking into non-contextual one and is analyzed through the example of a competition as a kind of social movement. The experience of social-psychological support in the regional professional skill competition «Educational Psychologist of the Year» has been analyzed. Special consideration has been given to the analysis of one of the final stages of the completion- «Case» - demonstrating the possibilities of the modeling process of counseling simulation. The article presents the findings of the empirical study of showing professional non-contextual thinking and its metacognitive characteristics of counseling in a stressful situation (based on the analysis of the video recordings and speech used for problem solving, self-analysis of contestants, expert evaluation). It shows that contextuality and non-contextuality of thinking can be seen as a criterion of problem solving effectiveness in counseling. The stage of «Case» presenting the demonstration by an educational psychologist of the experience of simulated problem solving on-line under severe time constraints proves creating of conditions for metacognitive processes integration and non-contextual thinking realization. New possibilities and aspects of work with psychologists aiming at developing non-contextual thinking have been specified.
Keywords: professional thinking (contextual/non-contextual), metacognitions, problematic communicative situations, professional development, professional skill competition, competition (social) movement, modeling, counseling.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
Модернизационные процессы российского образования испытывают потребность изменений в деятельности всех специалистов системы образования, появляются новые требования к постоянному повышению профессиональной компетентности специалистов, в том числе психологов (А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, Э.Ф. Зеер, М.М. Кашапов, К.Ю.Комаров, Л.М. Митина, Ю.П. Поваренков, В.Д. Шадриков). В современном мире очень интенсивно развивается конкурсное движение, которое, на наш взгляд, вполне можно отнести к виду социальных движений, в процессе которого формируются определенное поведение, мировоззрение, установки и ценности, направленные на непрерывное образование и самообразование. Не останавливаясь в данной публикации подробно на анализе самого понятия «социальное движение» и на особенностях конкурсного движения как такового, нам бы хотелось отметить, что в сложившихся социально-экономических условиях, в России, конкурсы, олимпиады, представлены для различных возрастных и профессиональных категорий: от дошкольников до взрослых. У взрослых конкурсы связаны с демонстрацией каких-либо профессиональных
достижений, выявлением лучших практик в различных профессиональных областях. Анализ материалов, предоставляемых Интернет-источниками и другими Масс-Медиа средствами, позволяет говорить о том, что во многих сферах профессиональной деятельности развивается конкурсное движение, которое приобретает статус международного уровня (сфера банковского дела, маркетинга, служб телекоммуникаций, транспорта, шоу-бизнеса). Эскизное воззрение на особенности социального контекста представления конкурсов в СМИ дают основание говорить о некоторой смене акцентов в общественном сознании (смысл вызывающего наибольший интерес Российской публики теле-шоу составляет состязание, оцениваемое по определенным критериям, особенно музыкально-вокальное, например, «Точь в точь», «Один в один», «Голос», «Фабрика звезд» и т.п.), а также о том, что так называемой процесс непрерывного самообразования, повышения уровня профессиональных компетенций, становится социально одобряемым, привлекательным, и, в тоже время, требующим достаточно большой подготовительной работы и психологического сопровождения участников конкурса.
В новых условиях конкурсы профессионального мастерства становятся инновационной и интегративной
формой, позволяющей в сжатые сроки не только повысить уровень профессиональных компетенций, но и выйти на качественно новый уровень профессионального видения, преобразовать уровень профессионального мышления от ситуативного и эклектичного до надси-туативного и творческого. Вид профессионального мышления, называемый надситуативным, проявляется в способности решать возникающие перед профессионалом проблемные ситуации на эффективном уровне, используя творческий подход, прогнозирование последствия собственных решений, осуществляя рефлексию, конструктивно отреагируя эмоции, исследовался в Ярославской психологической школе под руководством М.М. Кашапова и коллег (Т.Г. Киселева, Е.В. Коточигова, Т.В. Огородова, Ю.В. Пошехонова). Как было показано ранее исследователями использование надситуативного мышления (по сравнению с ситуативным мышлением) в различных сферах профессиональной деятельности (управленческая, педагогическая, врачебная, спортивная и т. д.) позволяет более успешно разрешать возникающие производственные затруднения, конфликтные и проблемные ситуации (М.М. Кашапов, Т.В. Огородова, Ю.В. Пошехонова, И.В. Серафимович). При этом остается пока открытым вопрос об отслеживании результативности процессов профессионализации с учетом участия /неучастия в конкурсном движении, создании условий для интеграции метакогнитивных процессов в профессионализации, определения новых направлений работы с психологической службой в целом на уровне региона по формированию качеств надситу-ативного профессионального мышления для успешного решения актуальных запросов, возникающих в современных условиях в психолого-педагогической практике. Эти вопросы мы частично начали затрагивать в предыдущих наших публикациях (И.В. Серафимович, Н.А. Сафарова, М.В. Самарина, О.В. Фураева, 2014) относительно конкурсов педагогического мастерства, но многие общие и частные вопросы не решены и требуют дополнительного рассмотрения.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Профессионально-личностное развитие, в том числе посредством конкурсов профессионального мастерства, детерминирует развитие и повышение профессиональных компетенций, что наглядно представлено в трудах многочисленных авторов Н.И. Дроздецкой, Ю.Ю. Дубцовой, Е.Н. Зыряновой, И.Л. Кайгородцева, М.В. Кайгородцевой, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, М.М. Кашапова.
Согласно современным результатам исследований использование метакогнитивных процессов способствует эффективности решения различных проблемных ситуаций, формированию профессионального опыта, позволяющего демонстрировать мастерство в различных формах, том числе в рамках участия в конкурсе (J. G. Borkowski, N. Muthukrishna, P.BrinoL R.E.Petty, J.& Barden, J.T. Cacioppo, J.H.Flavell, R.H. Kluwe, S.G.Paris, P. Winograd, R.A.Sperling, R. Sternberg, В.А. Барабанщиков, В.В. Знаков, А.В. Карпов, В.Я. Ляудис, Ю.В. Пошехонова, А.О. Прохоров, Е.А. Сергиенко, М.А. Холодная).
Опираясь на последние исследования и теоретические размышления А.В. Карпова в области метапроцес-сов, их видов, и особенностей (синтез как минимум двух процессов, возможно «удвоение», которые не сводятся к первичным процессам, самоорганизации первичных процессов, гетерогенный состав метапроцессов (А.В. Карпов, 2015 с. 427-430) и, используя уровневую градацию видов обнаружения проблемности (М.М. Кашапов), мы посчитали целесообразным представить различия и характеристики метамышления (надситуативного), проявляющегося в синтезе различных процессов. Здесь
стоит сделать небольшое отступление теоретического плана о том, что рассматривая и вводя понятие ситуа-тивности/надситуативности эмоций (А.В. Карпов, 2015) ситуативность рассматривает как краткосрочность, а надситуативность как длительность эмоции, которая сопровождает деятельность (при этом, мы можем видеть, что понятия ситуативность/надситуативность эмоций (А.В. Карпов) и мышления (М.М. Кашапов) являются понятиями из разных категорий, т. е. омонимы в лингвистическом смысле слова (разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию слова). При этом, А.В.Карпов, используя положение о том, что с одной стороны эмоции детерминируются когнициями, а с другой стороны, когнитивные процессы обуславливаются эмоциональным контекстом, считает, что в случае над-ситуативности эмоций (а значит и их метакогнитивно-сти) возможно говорить о том эмоциональном «фоне», который сопровождает деятельность.
Сделанный нами ранее анализ отличий ситуативной и надситуативной проблемности на основании последних исследований в русле концепции надситуативности, в том числе выполненных под нашим руководством, позволяет скорректировать отличия при реализации разных уровней мышления в классически выделяемых классах психических процессов, а именно - мотиваци-онных, эмоциональных, ценностно-смысловых, регулятивной и когнитивной (интеллектуальных) сферах. При составлении аналитической таблицы кроме теоретического анализа мы использовали данные исследований, реализуемых автором с 2006 года по настоящий период времени, а именно показания экспертной оценки ситу-ативности/надситуативности решения проблемных ситуаций в рамках изучения метакогнитивных характеристик прогнозирования как детерминант надситуатив-ного мышления. Выборка включала в себя сотрудников и руководителей среднего и нижнего звена в областях педагогики, менеджменты, медицины, экономики (около 450) и студентов, обучающихся по аналогичным специальностям в высших учебных заведениях (около 330).
Таблица 1 - Общая характеристика различных видов проблемности
Пара метр и = С итуат иен ыйу ровен t обнаружения проблемности Надсшпуатиеныйуроеень обнаружения проблемности (надитуативныйуровень мышления с признакамиметакогнитивных процессов)
лений
В, "§* 1 Ii-111 И Я и — Оглушение субъектом напряженного отношения к проблемной ситуации, сложность преодоления негативных эмоций, инертность, спонтанность эмоций, резкие колебания в полярных ЭМОЦИЯХ. Возможность оперативного изменения поведения в зависимости от изменений в ситуации, естественность реакций, эффективный перевод негативных эмоции в конструктивное русло, представленность градаций в уровнях эмоций.
Е П 1i Опенка возникшей ситуапии как труднорешаемой (нерешаемой). Слабоструктурированное понимание своей позшшн и трудность встать на позицию другого. Оценка возникшей ситуации как решаемой. Оценка себя как способного решить ситуацию, адекватность самооценки. Осознание собственных чувств и эмоций, уважение и принятие позиции другого.
и i Направленность мотивации на необходимость устранения внешних, явно наблюдаемых, зачастую поверхностных помех (причин). Восприятие проблемной ситуации как творческой задачи, стремление выявить скрытые мотивы оппонента, согласованность мотивов стремления к успеху и избеганию неудач.
1 1 1 ¡3 1 й Стремление как можно быстрее завершить решение возникшей проблемной ситуации, в случае трудноистей оперативного решения ситуации возникают сложности и невозможность выполнять другие вины деятельности продуктивно. Возможность проблемной ситуации стать инструментом реализации не только личных (локальных,частных) но и более широких [общих, общественных) целей организации, источником для переоценки ценностей; конструктивного переосмысления приоритетов. Реализация умение ждать и навыки обращения за советом к окружению.
В ■§* i 1 | и Поиск внешних средств для разрешения ситуации, ограничение анализом конкретной ситуации, без общего контекста, нахождение и реализация первых пришедшие решений. Способность «выйти за пределы» конкретной ситуации, оригинальность, гибкость мышления, видение объекта с качественно новой точки зрения; анализ собственного поведения и конкретных действий, учёт возможных последствий для профессиональной деятельности. Нахождение конструктивных выходов из создавшейся ситуации. Снятие проблемности и разрешение проблемной ситуации, формулировка некоторого обобщенного способа действия для подобных ситуапии.
э g а ¡5 в I Выя снение субъектом причин возникновения противоречия и способов его снятия. Актуализация профессионального опыта - включение интеллектуальных заготовок, наработанных и использованных при решении предыдущих конкретных проблемных ситуаций. Привлечение теоретических и практических сопиально-психологических знаний, учет общего контекста. Личная включенность в решение ситуапии (расширение и углубление анализа познаваемой н преобразуемой ситуации и себя в ней). Гипотетическая проработка конкретных способов решения возможных проблемных ситуаций, исходя из своего опыта, внутренних ресурсов, волевого и эмоционального настроя. Активизация позитивного смыслообразовання.
Личн ОСТЕ ые особе HH0CI и Не выражен систематический личностный рост педагога, наблюдаются трудности в преодолении стереотипов. Внутреняя пассивность, позиция ожидания решения извне, или саморазрешения ситуации. Осознание учителем необходимости изменения, самосовершенствования себя. Разработка ориентиров дальнейшего самоизменения, саморазвития, самоуправления собственным личностным ростом. Творчество. Активность и преобразующая позиция субъекта мышления. Низкий уров ень психологических защит. Критичность, доказательность позиции.
Представленный в таблице анализ ситуативного и метауровня, проявляющихся при реализации ситуа-тивного/надситуативного уровней мышления, позволяет заметить, что наиболее полно функции конкурса профмастерства проявляются при реализации надситу-ативного метауровня, позволяющего более целостно и глубоко решать профессиональные задачи. Кроме того, можно видеть, что даже при реализации ситуативного уровня мышления возможно проявление метауровня, который имеет свои особенности. Здесь уместно отметить, что очень близкое к надситуативности понятие в экзистенциальной психологии - поиск смыслов (умение ситуацию рассмотреть в контексте общего смысла жизни). Есть основания полагать, что, когда мы можем общий смысл всех ситуаций, возникающих в жизнедеятельности, перенести в частную ситуацию, возникает метамышление, а в нашем зауженном контексте по отношению к профессиональной деятельности - надситу-ативность. Сходная проблематика изучается в трудах Л.М. Митиной (2005), где смысл жизни является как организующей характеристикой личности педагога, позволяющей сохранять профессиональное здоровье.
Формирование целей статьи (постановка задания). Конкурсы профессионального мастерства педагогов-психологов направлены на выявление высококвалифицированных специалистов области, распространение опыта; расширение сферы делового профессионального общения; приобретение в рамках конкурса новых компетенций, значимых с точки зрения новых образовательных стандартов. Последние несколько лет «Кейс» становится приоритетным этапом конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог года». Суть и назначение этапа «Кейс» (согласно Положения об областном конкурсе) это - оценить компетенции педагога-психолога по структурированию проблемы, анализу данных и нахождению оптимального решения, выявить победителя конкурса. В качестве кейса используются проблемные ситуации в консультационной деятельности педагога-психолога. Роль клиента выполняет профессиональный психолог. Цель исследования: установить особенности проявления профессионального надситуа-тивного мышления и его метакогнитивных признаков в условиях прохождения конкурсных этапов областного конкурса «Педагог-психолог года». Выборка: В исследовании приняли участие педагоги-психологи, участники конкурсов 2012, 2014 года (21 человек), финалисты (8), эксперты (более 25 человек), организаторы конкурса (более 10 человек). Методы: метод моделирования, который выражается в имитации/организации вида деятельности психолога - консультирования, экспертная оценка, анализ продуктов деятельности (в общей сложности у консультантов-финалистов было проанализировано речевой продукции 6 435 слов, знаков без пробелов - 34 323, количество знаков с пробелами - 40 415).
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Нами были проанализированы проявления профессионального надситуативного мышления и его метакогнитивных признаков при консультировании в ситуации дефицита времени. Метаконитивные функции проявляются в анализе проблемной ситуации и способах осуществления деятельности (А.В. Карпов, М.М. Кашапов), и метод моделирования позволяет описывать и анализировать психические явления на разных уровнях их структурной организации. Несмотря на то, что наше исследование имеет ограничения (небольшая выборка, отсутствие широкого спектра используемых методов для диагностики профессионального надси-туативного мышления, использование исключительно экспертной оценки для выявления уровня надситуатив-ности при решении конкретной проблемной ситуации в консультировании), качественный анализ полученных нами разнообразных данных дает возможность обозначить следующие важные моменты:_
Во-первых, из показателей надситуативности при консультировании в ситуации стресса на этапе «Кейс» наиболее страдают глубина, достаточность анализа, оригинальность, подтверждением чего являются фразы в самоанализе типа: «Я не успела вникнуть в проблему, и в голове был такой сумбур», «За 7 минут было очень сложно найти пути и выходы из данной проблемы», «Я пыталась выяснить, но не получилось...». При этом, параметры надситуативности такие как адекватность, обоснованность, оперативность, полнота анализа присутствуют в достаточной степени и имеют разный уровень представленности у участников конкурса. «Для того, чтобы подтвердить эту гипотезу, прояснить ситуацию, я пригласила на консультацию маму с детьми, чтобы продиагностировать ребенка и посмотреть, что действительно происходит», «Я увидела, что мама волнуется, беспокоится. Она возлагает на меня какие-то надежды как на психолога, что я ей прямо сейчас скажу, что нужно делать. Я постаралась свои вопросы направить на то, что действительно она хочет, что ее беспокоит, каковы отношение детей.», «Я рассматривала несколько вариантов: возможно, у ребёнка возникают новые роли, может быть у ребёнка не складываются отношения в школе, с детьми.», «Я понимала, что в первую очередь, наверное, надо поддержать родителя, затем я планировала.». Таким образом, если в проведенных автором ранее исследованиях (2016) было показано, что ситуации критики очень малозаметны и слабо представлены ме-такогнитивные признаки надситуативного мышления, такие как включенность в ситуацию, направленность на конструктивный выход, преобразующая направленность мышления на себя, то в ситуации консультирования в условиях дефицита времени и психологического стресса, вышеуказанные признаки частично сохраняются. Но вместе с тем, такие качества надситуативности как глубина, (выяснение причин проблемной ситуации, способствующих её возникновению, нахождение адекватных средств разрешения основных противоречий), достаточность (успешность распознавания признаков сложной ситуации, высокий диагностический вес), и оригинальность не могут выразиться в полной мере. Ранее нами было показано (при решении проблемных ситуаций в реальной профессиональной деятельности), что именно интеграция большинства качеств и их примерно равный удельный вес дает возможность реализовать надситуативное решение, здесь мы можем предположить, что самоорганизация первичных процессов (в нашем случае качеств надситуативности), если мы говорим о наличии свойств метакогнитивности, позволяет за счет преобладания одних качеств, компенсировать другие и достигать надситуативности.
Во-вторых, нам удалось пронаблюдать трансформацию социально-психологического пласта профессионального мышления, а именно, метакогнитивная направленность надситуативного профессионального мышления проявляется как сугубо индивидуальный, так и социально-профессиональный феномен: новые проблемные ситуации, появляющиеся в обществе, по отношению к которым требуется определение вектора решения проблемного поля (М.М.Кашапов. И.В.Серафимович, 2015). Поясним вышеуказанное высказывание. Следует отметить, что надситуативное осмысление кейса в социальном ракурсе представляло трудности, а именно: на первых этапах внедрения нового этапа «Кейс» члены конкурсной комиссии (всего более 25 ученых и практиков психологов) и организаторы конкурса выдвигали гипотезу о принципиальной трудности решения и полноценного разрешения кейсовой ситуации, но двухгодичный опыт проведения конкурсного испытания и многолетний опыт наблюдения за Российским этапом конкурса позволил отметить следующие нижеследующие моменты.
Момент первый: существующие отзывы клиентов, которых «играли» профессиональные психологи гово-АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3(16)
рят о том, что при работе с разными конкурсантами-психологами, в некоторых случаях при решении «Кейса» возникает ощущение полноценной психологической помощи, понимания, удовлетворенности общением, что дает основания говорить о субъективном изменении восприятия времени и ином, если можно так сказать, еще одном варианте «надситуативного» взгляда на проблему из несколько другого пласта реальности (с точки зрения психолога о психологических возможностях) т.е. своеобразная скрытая, не совсем явная надситуативность в рассмотрении кейса на новом эмоционально-когнитивном уровне может содействует созданию положительного метакогнитивного «фона».
Момент второй: предварительный анализ мнений руководителей методических объединений, руководителей образовательных учреждений, психологов области, высказанных на семинарах и круглых столах, говорит о том, что в современном мире увеличились запросы на экспресс-консультацию от психолога в (разводы, суицидальные тенденции, стрессовые ситуации для учащихся - ЕГЭ и ГИА, реорганизации, потеря работы, сложные жизненные ситуации и т.п.). Это не означает, что необходимо менять логику и структуру консультационной помощи, но вместе с тем психологам необходимо приобретение навыков осуществления консультативной помощи в ситуациях дефицита времени и особого внимания со стороны общественности, что требует принципиально иной логик работы мыслительных процессов.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Наше исследование позволило частично ответить на поставленные вопросы, а именно:
Продемонстрировано, что наиболее сложный этап конкурса «Кейс», который проводится исключительно для финалистов, позволяет развертывать содержание психологического консультирования в динамике, и создает условия для интеграции разнообразных знаний, содержащихся в опыте субъекта, развития метакогнитив-ных признаков профессионального мышления.
Показано, что при прогнозировании оптимальных путей развития психологических служб города и области необходимо учитывать увеличившиеся в современных социальных условиях запросы на экспресс-консультацию психолога, для чего требуется дополнительное обучение (в том числе профподготовка) навыкам консультативной помощи в ситуации дефицита времени.
Аргументировано, что необходимо дополнительное изучение метакогнитивных процессов в профессионализации психологов (и других специалистов системы образования) в условиях конкурсного движения как вида социального движения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Вербицкий А. А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования [Текст] //Высшее образование в России. 2010. № 5. С. 32- 37.
2. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический аспект) [Текст] // Высшее образование сегодня. 2006. № 8. С. 2026.
3. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования: дайджест [Текст] //Высшее образование в России, 2005. №4. С. 23-30.
4. Креативность как ключевая компетентность педагога. Монография [Текст] /Под ред. проф. М.М. Кашапова, доц. Т.Г. Киселевой, доц. Т.В. Огородовой. Ярославль: ИПК «Индиго», 2013. С. 140-149.
5. Комаров К.Ю. Формирование территориальных (региональных) пространств непрерывного профессионального образования [Текст] // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т.5 № 1 (14). С. 68-71.
6. Митина Л.М., Анисимова О.А., Митин Г.В. Профессиональная деятельность и здоровье педагога. Учебное пособие. [Текст] // Москва: Академия, 2005. 368с.
7. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. Учебное пособие. [Текст] // Москва: Academia, 2004 . 318с.
8. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека [Текст] //Ю.П. Поваренков. М.:УРАО, 2002. 160 с.
9. Шадриков В. Д. Базовые компетенции педагогической деятельности [Текст] //Сибирский учитель. 2007. N 6. С. 5-15.
10. Кашапов М.М. Когнитивное и метакогнитивное понимание структурно-динамических характеристик профессионального мышления [Текст] //Творческая деятельность профессионала в контексте когнитивного и метакогнитивного подходов /Под. ред. М.М. Кашапова, Ю.В. Пошехоновой. Ярославль: ЯрГУ, 2012. С.35-121.
11. Серафимович И.В., Киселева Т.Г. Об актуальности формирования социальной активности молодежи в современных социально-экономических условиях [Текст] //Многоуровневое образование и компетент-ностный подход: векторы развития : материалы российской науч.-метод. конф. с международным участием, г. Вологда, 20 марта 2014 г. - Вологда: Вологодский институт бизнеса, 2014. с. 367-372.
12. Пошехонова Ю.В. Метакогнитивные процессы и творческий подход к решению педагогических проблемных ситуаций [Текст] // Творческая деятельность профессионала в контексте когнитивного и метакогнитив-ного подходов. Монография /Под науч. ред. проф. М.М. Кашапова, доц. Ю.В. Пошехоновой; ЯрГУ. Ярославль, 2012. С. 122-154.
13. Серафимович И.В., Сафарова Н.А., Самарина М.В., Фураева О.В. Конкурсы профессионального мастерства как возможность самореализации и инновационная форма профессионального роста педагога в условиях модернизации российского образования [Текст] // Дополнительное профессиональное образование в условиях модернизации: материалы шестой всероссийской научно-практической интернет-конференции (с международным участием) / под науч. ред. М. В. Новикова. Ярославль: ЯГПУ, 2014. С.50-57
14. Серафимович И.В., Сафарова Д.И., Сафарова Н.А. Личностные особенности педагогов эффективность прохождения конкурсов профессионального мастерства [Текст] //Проблемы одаренности в контексте устойчивого развития природы и общества //Сборник материалов научно-практической конференции 26-28 февраля 2014, г. Самара/Отв. Ред. М.В.Наянова. Самара: ООО «Офорт» ГБОУ ВПО Самарская государственная областная академия, 2014. С.215-218.
15. Дроздецкая Н.И. Методическое сопровождение участников профессиональных конкурсов [Электронный ресурс] URL: http://www.myshared.ru/slide/142795/#(дата обращения 25.11.2012).
16. Дубцова Ю.Ю. Профессиональные конкурсы как ресурс развития образования //Педагогическое обозрение. 2011. №3. С. 8. [Электронный ресурс] URL: http:// centr-gcro.nios.ru/DswMedia/po_111.pdf2 (дата обращения 10.01.2013).
17. Зырянова Е., Бекреева И. Проверка на профессионализм. Психологическое сопровождение участников конкурса «Педагог года». [Электронный ресурс] URL: http://psy.1september.ru/view_article.php?lD=200900311 (дата обращения 10.12.2012).
18. Кайгородцев И.Л., Кайгородцева М.В. Участие педагогических работников в конкурсном движении: управленческий аспект //Педагогическое обозрение. 2011. №3. С. 6. [Электронный ресурс] URL: http:// centr-gcro.nios.ru/DswMedia/po_111.pdf2 (дата обращения 10.12.2012).
19. Маркова А.К. Психологические критерии и сту-
пени профессионализма учителя [Текст] //Педагогика. 1995. №6. С. 55-63.
20. Карпов А.В. Психология сознания. Метасистемный подход. [Текст] // М.: РАО, 2011. 1087 с.
21. Прохоров А.О., Чернов А.В. Влияние рефлексии на психические состояния студентов в процессе учебной деятельности [Текст] // Экспериментальная психология.
2014. Т. 7. № 2. С. 82-93.
22. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. [Текст] // СПб.: Питер, 2002. 384с.
23. Карпов А.В.Психология деятельности. Функциональные закономерности. [Текст] // М.: РАО. Т.3. 496с.
24. Серафимович И.В. Метакогнитивность мышления: социально-психологический аспект [Текст] // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2016. №1. С.133-142
25. Кашапов М.М., Серафимович И.В., Огородова Т.В. Метакогнитивное обоснование си-туативности/ надситуативности мышления в качестве критерия оценки решения проблемных ситуаций в коммуникациях [Текст] //Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки.
2015. Т. 157, кн. 4. С. 189-202.
26. Borkowski, J. G., Muthukrishna N. Moving metacog-nition into the classroom: 'Working models' and effective strategy teaching» // Promoting academic literacy: Cognitive research and instructional innovation, edited by M. Pressley, K. R. Harris, & J. T. Guthrie. Orlando, FL: Academic Press, 1992. P. 477-501.
27. Brinol P., Petty R.E., & Barden J. Happiness versus sadness as determinants of thought confidence in persuasion: A self-validation analysis // Journal of Personality and Social Psychology. 2007. V. 93. Р. 711-727.
28. Cacioppo J.T., Petty R.E., & Kao C.F. The efficient assessment of need for cognition// Journal of Personality Assessment. 1984.V. 48. P. 306-307.
29. Flavell J.H., Miller, P.H., & Miller, S.A. Cognitive development (4th ed.). Englewood Cliffs, NJ: Prentice - Hall Publishing, 2002.
30. Kluwe R.H. Cognitive knowledge and executive control: Metacognition // D. R. Griffin (Ed.). - Animal mind - human mind. New York: Springer-Verlag, 1982. P. 201-224.
31. Paris S.G., Winograd P. How metacognition can promote academic learning and instruction // B.F. Jones, L. Idol (Eds.). - Dimensions of thinking and cognitive instruction. - Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1990. P. 15-51.
32. Sperling R.A. Measures of children's knowledge and regulation of cognition / Sperling R.A., Howard B.C., Miller L.A., Murphy C. // Contemporary Educational Psychology. 2002. Vol. 27. pp.. 51—79.
33. Sternberg R. Metacognition, Abilities, and Developing Expertise: What Makes an Expert Student? // Instructional Science. №26, nos. 1-2 March. - 1998.-S. 127140.
Статья публикуется при поддержке гранта РГНФ «Метакогнитивные процессы в профессионализации субъекта» (проект № 15-06-10823а)