Научная статья на тему 'Некоторые аспекты профессионализации работников торговли: метакогнитивные проявления профессионального мышления и поведение в конфликте и стрессе'

Некоторые аспекты профессионализации работников торговли: метакогнитивные проявления профессионального мышления и поведение в конфликте и стрессе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
457
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ / PROBLEMATIC COMMUNICATIVE SITUATIONS / СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ И СТРЕССЕ / BEHAVIOR STRATEGIES IN PROBLEM SOLVING / ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ / STRESSFUL SITUATION / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / МЕТАКОГНИЦИИ / METACOGNITION / НАДСИТУАТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ / NONCONTEXTUAL PROFESSIONAL THINKING / МЕТАКОГНИТИВНЫЕ ЗНАНИЯ И МЕТАКОГНИТИВНАЯ АКТИВНОСТЬ / METACOGNITION KNOWLEDGE AND METACOGNITIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Серафимович Ирина Владимировна

В статье представлены результаты исследования личностных и ситуативных детерминант выбора стратегий поведения в конфликте и стрессе с использованием метакогнитивного подхода. Соотнесение структурно-уровневой концепции профессионального мышления и метакогнитивного подхода дало возможность выявить специфические особенности влияния метакогнитивных характеристик на стратегии поведения в конфликте, стрессе и уровень профессионального мышления. Целью статьи является рассмотрение взаимосвязи метакогнитивных характеристик надситуативного мышления у работников торговли (продавцы по продаже мебели, продуктов общественного питания, одежды, оптовой продукции) со стратегиями поведения в конфликтных и стрессовых ситуациях. Показано, что нет достоверных отличий между группами продавцов по метакогнитивным знаниям и активности. В конфликте продавцы общественного питания используют реже стратегию «компромисс», чем продавцы мебели, одежды, оптовой продукции, зато в стрессе применяют «избегание» и социальную поддержку чаще других групп. В стрессе стратегия «решение проблем» чаще всего наблюдается у продавцов-менеджеров опта, реже всего у продавцов одежды. Ситуативный уровень мышления более выражен у группы продавцов общественного питания, надситуативный у менеджеров-продавцов оптовой продукции. Выявлено, что надситуативность может мешать оперативному выбору стратегий поведения в стрессе. Основные результаты исследования могут быть использованы для разработки и создания тренинговых программ психологического сопровождения профессионализации работников торговли с опорой на формирование и развитие метакогнитивных характеристик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Серафимович Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF TRADE WORKERS' PROFESSIONAL DEVELOPMENT: METACOGNITION MANIFESTATION OF PROFESSIONAL THINKING AND BEHAVIOR IN A CONFLICT OR STRESSFUL SITUATION

The article presents the results of research of personality and situational determinants of the choice of a behavior strategy in a conflict or stressful situation with the use of a metacognition approach. The correlation of the structural-level conception of professional thinking and metacognition approach has made it possible to find out the specifics of the influence of metacognition characteristics on behavior strategies in a conflict or stressful situation and the level of professional thinking. The objective of the article is to study the interrelations of metacognition characterestics of noncontextual thinking of trade workers (shop assistants in furniture shops, food stores, clothes shops, wholesale stores) and behavior strategies in conflict and stressful situations. It has been found that there are no real differences between groups of shop assistants in terms of metacognitive knowledge and activity. In a conflict, shop assistants of food stores tend to use compromise strategy more rarely than shop assistants in furniture shops, food stores, clothes shops, wholesale stores, whereas when they are stressed, they use avoidance strategy and social support more often than the other groups. In a stressful situation problem solving strategy is most often used by wholesale store workers, and least often by clothes shop assistants. The group of shop assistants working in catering have more intense contextual thinking, and wholesale store workers are more characterized by noncontecxtual way of thinking. It has been found that noncontextual way of thinking may prevent from choosing an efficient strategy in a stressful situation. The main findings of the research can be used for developing training programmes of psychological support for professional development of sales workers with the focus on forming and developing metacognition characteristics.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты профессионализации работников торговли: метакогнитивные проявления профессионального мышления и поведение в конфликте и стрессе»

УДК 159.99+316.6

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ РАБОТНИКОВ ТОРГОВЛИ: МЕТАКОГНИТИВНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ И ПОВЕДЕНИЕ В КОНФЛИКТЕ И СТРЕССЕ

© 2017

Серафимович Ирина Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин, РЭУ им. Г.В.Плеханова, Ярославский филиал (150023, Россия, Ярославль, ул. Большие Полянки, 3, e-mail: iserafimovich@yandex.ru)

Аннотация. В статье представлены результаты исследования личностных и ситуативных детерминант выбора стратегий поведения в конфликте и стрессе с использованием метакогнитивного подхода. Соотнесение структур-но-уровневой концепции профессионального мышления и метакогнитивного подхода дало возможность выявить специфические особенности влияния метакогнитивных характеристик на стратегии поведения в конфликте, стрессе и уровень профессионального мышления. Целью статьи является рассмотрение взаимосвязи метакогнитивных характеристик надситуативного мышления у работников торговли (продавцы по продаже мебели, продуктов общественного питания, одежды, оптовой продукции) со стратегиями поведения в конфликтных и стрессовых ситуациях. Показано, что нет достоверных отличий между группами продавцов по метакогнитивным знаниям и активности. В конфликте продавцы общественного питания используют реже стратегию «компромисс», чем продавцы мебели, одежды, оптовой продукции, зато в стрессе применяют «избегание» и социальную поддержку чаще других групп. В стрессе стратегия «решение проблем» чаще всего наблюдается у продавцов-менеджеров опта, реже всего у продавцов одежды. Ситуативный уровень мышления более выражен у группы продавцов общественного питания, над-ситуативный у менеджеров-продавцов оптовой продукции. Выявлено, что надситуативность может мешать оперативному выбору стратегий поведения в стрессе. Основные результаты исследования могут быть использованы для разработки и создания тренинговых программ психологического сопровождения профессионализации работников торговли с опорой на формирование и развитие метакогнитивных характеристик.

Ключевые слова: коммуникативные проблемные ситуации, стратегии поведения в конфликте и стрессе, проблемная ситуация, профессионализация, метакогниции, надситуативность профессионального мышления, метаког-нитивные знания и метакогнитивная активность.

SOME ASPECTS OF TRADE WORKERS' PROFESSIONAL DEVELOPMENT: METACOGNITION MANIFESTATION OF PROFESSIONAL THINKING AND BEHAVIOR IN A CONFLICT

OR STRESSFUL SITUATION

© 2017

Serafimovich Irina Vladimirovna, candidate of psychological sciences, associate professor of the department of Humanities, Plekhanov Russian University of Economics, Yaroslavl Branch (150023, Russia, Yaroslavl, Bolhiye Polianki St, 3, e-mail: iserafimovich@yandex.ru)

Abstract. The article presents the results of research of personality and situational determinants of the choice of a behavior strategy in a conflict or stressful situation with the use of a metacognition approach. The correlation of the structural-level conception of professional thinking and metacognition approach has made it possible to find out the specifics of the influence of metacognition characteristics on behavior strategies in a conflict or stressful situation and the level of professional thinking. The objective of the article is to study the interrelations of metacognition characterestics of noncontextual thinking of trade workers (shop assistants in furniture shops, food stores, clothes shops, wholesale stores) and behavior strategies in conflict and stressful situations. It has been found that there are no real differences between groups of shop assistants in terms of metacognitive knowledge and activity. In a conflict, shop assistants of food stores tend to use compromise strategy more rarely than shop assistants in furniture shops, food stores, clothes shops, wholesale stores, whereas when they are stressed, they use avoidance strategy and social support more often than the other groups. In a stressful situation problem solving strategy is most often used by wholesale store workers, and least often by clothes shop assistants. The group of shop assistants working in catering have more intense contextual thinking, and wholesale store workers are more characterized by noncontecxtual way of thinking. It has been found that noncontextual way of thinking may prevent from choosing an efficient strategy in a stressful situation. The main findings of the research can be used for developing training programmes of psychological support for professional development of sales workers with the focus on forming and developing metacognition characteristics.

Keywords: problematic communicative situations, behavior strategies in problem solving, stressful situation, professional development, metacognition, noncontextual professional thinking, metacognition knowledge and metacognitive activity.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В условиях непрерывных социально-экономических изменений и высокой рыночной конкуренции, в том числе в торговле, возрастают и требования к уровню мышления и личностным особенностям продавцов, человеческий фактор является многофункциональным ресурсом (В.А. Бодров [1], Т.Н. Крюкова [2]). Важное место приобретает диалогичный характер общения с потребителем и возрастание ценности клиенториентированного подхода; направленность на потребности и интересы покупателей, высокая эмоциональная устойчивость. С одной стороны, область торговой деятельности является одной из самых востребованных отраслей на рынке труда, с другой стороны, не для всех продавцов профессия в торговле была первичным профессиональным выбором, иногда данный вид профессиональной деятельности осваивается в силу по-

тери работы, утраты кормильца, иных семейных и профессиональных обстоятельств. Рассмотрение некоторых этапов профессиональной деятельности торгового работника (продавца) в контексте надситуативного подхода позволяет отфиксировать, что непосредственного продажа продукта (товара) не может являться итоговым, конечным результатом. Это одно из промежуточных звеньев, при этом, самых важных, которые стимулируют клиента (покупателя) оценив профессионализм и качество предлагаемой продукции рекомендовать ближнему окружению купленный вид продукта или услуги, что дает возможность маркетингу впечатлений становиться системообразующим фактором. При этом необходимо знание и понимание особенностей поведения не только партнера по общению, клиента, но и своего собственного, а также умение рассматривать каждую ситуацию конфликта, стресса и проблемной направленности в контек-

сте общих событий и ситуаций в профессиональной деятельности. Исследования показывают, что системноор-ганизованный метакогнитивный опыт создает условия и предоставляет возможности для эффективных решений возникающих проблемных ситуаций А.А. Карпов [3], М.М. Кашапов, Ю.В. Пошехонова [4], М.А. Холодная [5]. Таким образом, на настоящий момент существует противоречие между необходимостью повышения эффективности разрешения проблемных ситуаций, возникающих в различных сферах деятельности продаж с использованием метакогнитивных ресурсов личности и недостаточным уровнем изученности решения данной задачи. Данное противоречие определило проблему нашего исследования - психологического анализа интеграции процессов мышления и общения для успешного разрешения конфликтных, стрессовых и проблемных ситуаций (когда привычные способы решения не всегда оптимальны для эффективной деятельности продаж), у продавцов различных профессиональных сфер.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

Разнообразные аспекты психологических характеристик взаимодействия с клиентами, психологических закономерностей продаж и покупок, собственно психологических особенностей продавцов представлены в трудах как зарубежных (A.G. Greenwald, Y.H. Choi & H.J. Choo, W G. Scott [6, 7, 8]), так и российских психологов (Я.М. Бельчиков, И.Н. Бергер, Т.И. Скирда, Е.В. Дворцова, Е.А. Захарова, А.А. Костригин, Н.И. Ли, Э.Э. Линчевский, Л.Ф. Лисенкова, В.М. Цехновичер [9-17]). Скажем несколько слов об исследованиях важных в ракурсе нашей публикации. Научные изыскания китайских ученых Y.H. Choi & H.J. Choo [7], показали, что, несмотря на то, что чаще всего в общении, носящем кратковременный, деловой, а иногда, и случайный характер, продавцы и покупатели выступают обезличенными, тем не менее, положительное или отрицательно отношение к фирме, организации, бренду, реализующий той или иной товар, зависит, в том числе и от удовлетворенности общением с продавцом и умением продавца находить индивидуальный подход, быть дружелюбным и разбираться в товаре. В исследовании, проведенном Е.В. Дворцовой [11], установлены некоторые особенности деятельности на примере продавцов книжных магазинов (более 250 респондентов, женщин, в возрасте от 20 до 45 лет.). Эффективность труда продавцов в экономическом (собственно продажи) и кли-ент-центрированном (консультационно-помогающая деятельность с клиентами) планах зависит от следующих факторов: более высокий уровень образования, наличие предыдущей профессии в сфере «Человек-человек», общительность, оперативность мышления, развитое воображение, эмоциональная устойчивость и чувствительность, низкая тревожность и напряженность, мотивация социальной полезности и творческой активности. Эмпирический анализ Е.А. Захаровой [12], включавший в себя около 250 продавцов с различным стажем работы и около 4.000 покупателей помог выделить психологические особенности продавцов с различным стажем и определить, что личностные качества продавца являются одним из основных психологических условий эффективного взаимодействия. Автором показано, что с увеличением стажа (до 10 лет) повышается демонстративность и понижается доброжелательностью в общении (которая впоследствии увеличивается с возрастом). Труды в области самореализации продавцов Е.В. Киенко, И.С. Морозовой [18], установили, что показатель самоактуализации у продавцов выше, чем у медицинских работников. Определены психологические условия самореализации продавцов, включающие в себя совокупность коммуникативных, мыслительных и эмоционально-волевых профессионально важных качеств,

из которых наиболее важны, такие как общительность, стремление к независимости и самостоятельности, жизнерадостность, высокий уровень эмоциональной стабильности, низкая тревожность. Таким образом, мнение различных исследователей сходятся к тому, что конструктивная направленность на общение, умение разрешать проблемные ситуации, находя различные выходы, разрешающие потенциальный конфликт, оптимизируя, или даже иногда, предотвращая стрессовый потенциал в деятельности, является важным в деятельности торгового работника. Профессия продавца является той деятельностью, где мышление и общение тесно взаимодействуют друг с другом. Как показывают разнообразные исследования успешное преодоление стрессовых ситуаций в профессиональной деятельности связано с активизацией мышления в ситуации, творческого подхода, целеполагания, прогнозирования ближайших и отдаленных последствий R. Lazarus, S. Folkman [19] В.А. Бодров [1], А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко [20], В.В. Знаков [21], Т.Л. Крюкова [2]. Выполненный в контексте нашего исследования и представленный в ранних публикациях [22] анализ некоторой зарубежной литературы R.E. Walton, M. Deutch, J.P. Folger, M.S. Poole, G.G. Scott дает все основания рассматривать конструктивную конфликтность неразрывно с такими аспектами как поиски нового смысла в ситуации конфликта, позитивная мотивация на успешное разрешение конфликта, рефлексивность, прогностичность. М.М. Кашапов и коллеги [4, 23], работающие над проблемами конфликтной компетентности, в том числе в направлении метакогнитивных ракурсов, результатами эмпирических исследований доказывает, что она предполагает в обязательном порядке для решения проблемных и конфликтных ситуаций надситуативность мышления, как умение видеть шире, целостнее и глубже, чем возможно, при первичной оценке ситуации, ставить перед собой дополнительные задачи, которые впоследствии помогут решить широкий контекст сходных проблемных ситуаций. Исследования М.М. Кашапова, М.В. Башкина [4, 23] показали, что оптимальность стратегии поведения в конфликте обуславливается когнитивным компонентом конфликтной компетентности, являющейся видом коммуникативной компетентности и креативностью. А.А. Смирнов, А.А. Постнова, А.С. Кашапов [4, 23], рассматривающие конфликтную компетентность как одно из условий эффективной социально-психологической адаптации студентов в вузе, доказали, что в зависимости от профиля обучения и курса могут быть эффективными и различные стратегии. Иными словами, изучение характеристик надситуативного профессионального мышления, проявляющихся в использовании метакогнитивного опыта, позволяющего разрешать возникающие проблемные ситуации в профессиональной деятельности творчески, прогностически, используя ресурсы ситуации и личности, как детерминационной основы поведения в конфликтных и стрессовых ситуациях, являющейся производной, является актуальным. При этом, изучение как личностных, так и средовых причин, влияющих на выбор стратегий поведения в конфликте или стрессе с использованием метакогнитивного подхода представляется разработанным в недостаточной степени и требующим изучения.

Формирование целей статьи (постановка задания). Цель - изучение метакогнитивных характеристик над-ситуативного мышления и их взаимосвязи со стратегиями поведения в конфликтных и стрессовых ситуациях. Была выдвинута гипотеза о том, что использование ме-такогнитивных характеристик надситуативного мышления способствует успешному решению проблемных ситуаций и выбору целесообразных стратегий поведения в конфликтных и стрессовых ситуациях, установок по отношению к работе. Согласно вышеуказанной цели были определены нижеследующие задачи: 1. Сравнить различные группы работников сферы торговли по про-

явлениям метакогнитивных характеристик надситуатив-ного мышления, стратегиям поведения в конфликтных и стрессовых ситуациях. 2. Исследовать взаимосвязи показателей мышления (метакогнитивность, надситуа-тивность) и некоторых характеристик общения (стратегий поведения в конфликтных, стрессовых ситуациях). Выборка: всего 81 работник торговли, со стажем работы от 3 до 30 лет, 20 продавцов по продаже мебели, 18 продавцов по продаже продуктов общественного питания, 19 продавцов по продаже одежды, 24 менеджера-продавца по реализации оптовой продукции. В каждой выборке в равной степени представлены мужчины и женщины. Методы: 1. Методика диагностики копинг-стратегий преодоления стресса (Д. Амирхан, адаптация В.М. Ялтонский и С.А. Сирота). 2. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению (К. Томас, адаптация Н.В. Гришина). 3. Метод ретроспективного описания и прогностического самоанализа испытуемым проблемной ситуации (М.М. Кашапов, И.В. Серафимович). 4. Методика самооценки метакогнитивных знаний и метакогнитив-ной активности (М.М. Кашапов, Ю.В. Скворцова). Статистическая обработка выполнялась с помощью программы SPSS Statistics 22.0, для сравнительного анализа был выбран t-критерий Стьюдента и корреляционный анализ Ч. Спирмена.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Анализ показателей метакогнитивных знаний (МЗ) и метакогнитивной активности (МА) показал, что достоверных отличий между группами по показателям ме-такогнитивной активности и метакогнитивных знаний не выявлено. При этом, имеется тенденция к отличиям между группами продавцов по продаже мебели и по продаже продуктов общественного питания (t = 1,941, при р < 0,2) по показателю управлением временем, который выше у реализующих мебельную продукцию. Исследование стратегий поведения в конфликте между группами показывает наличие достоверных отличий только по стратегии компромисс (t между группами 1 и 2 = 3,46, при р < 0,01, t между группами 2 и 3 = 2,58, при р < 0,05, t между группами 2 и 4 = 3,65, при р < 0,01). Эта стратегия у группы продавцов общественного питания используется реже, чем у продавцов трех других групп. В качестве объясняющей конструкции можно использовать рационально-интуитивную модель решения конфликтной ситуации (G.G. Scott [24]), согласно которой для достижения конструктивной конфликтности, выбор оптимального для данной ситуации стиля осуществляется за счет таких действий как анализ внутренних ощущений, осознание внутренних чувств и эмоций, рефлексии причин конфликта и имеющихся способов поведения, принятие ответственности за эффективность дальнейшей профессиональной деятельности. Возможно, что при продаже продуктов питания относящихся к категории fast food необходимость использования этой стратегии невысока, в силу разных обстоятельств, таких как невысокая ценовая категория, недолгосрочность применения, не высокая ценность конкретного клиента в общей массе покупателей.

Таблица - Стратегии поведение продавцов различных товаров конфликте

Сферы услуг Стратегии поведения в конфликте

Соперничество I о 1 1 | К Приспособление

Группа 1. Продавцы по продаже мебели 6,1 6.4 7,0 5,8 4,8

Группа 2. Продавцы по продаже продуктов общественного питания б.: 6=3 5.0 5,6 5,0

Группа 3. Продавцы по продаже одежды 7.3 6Л 5,0

Группа 4. Менеджеры-продавцы по реализации оптовой продукции 6.1 6.S 13 52 4.4

0,01

t критическое = 2,101, при р < 0,05, t = 2,87 при р <

Оценка уровня профессионального мышления (па-

раметра надситуативности) дает возможность увидеть, что общая надситуативность в группах продавцов 1, 3 и 4 выше, нежели в группе 2 (t между группами 1 и 2 = 2,68, при р < 0,05, t между группами 2 и 3 = 3,15, при р < 0,01, t между группами 2 и 4 = 7,34, при р < 0,01, t между группами 3 и 4 = 2,13, при р < 0,05). Значимо отличаются от всех групп по надситуативности менеджеры-продавцы оптовой продукции, причем уровень развития всех качеств мышления находится примерно на одном, достаточно высоком уровне. Решение проблемной ситуации базируется на полноте и глубине анализа, с использованием оригинальных решений, обоснованности и оперативности.

Анализ стратегий поведения в стрессе показал, что достоверные отличия по стратегии «решение проблем» (РП) обнаружены только у группы 3 и 4 (t = -2,334, р < 0,01), что позволяет рассматривать использование стратегии «решение проблем» в стрессе у продавцов-менеджеров опта как более часто встречающееся по сравнению с продавцами одежды. Вероятно, что выполнение функций не только продавца, но и менеджера, управленца стимулирует проявлять большую активность и настойчивость, способствует принятию решения и выбору соответствующей стратегии за счет принятия на себя ответственности. По поиску социальной поддержки (ПСП) обнаружены отличия между группами 2 и 3 (t = 3,022, р

< 0,01) и 2 и 4 (t = 3,741, р < 0,01), это дает возможность отметить, что продавцы быстрой еды чаще, нежели продавцы оптовой продукции или одежды обращаются за поддержкой к окружающим. Аналогичные результаты о стратегиях поведения в стрессе в сфере «человек-человек» фиксируются в исследованиях Т.Л. Крюковой [2], которая установила, что умение находить социальную поддержку в общении с семьей, коллегами, близким социальным окружением способствует профилактике эмоционального выгорания педагогов. По стратегии «избегание» оказалось, что продавцы мебели реже ее используют, чем продавцы быстрой еды (t = -4,61, р

< 0,01), но чаще, чем продавцы одежды (t = 3,697, р < 0,01) и оптовой продукции (t = 3,869, р < 0,01). При этом, продавцы продуктов питания чаще чем все три другие группы используют избегание (с продавцами одежды: t = 5,744 р < 0,01, с продавцами опта: t = 5,401, р < 0,01). Современные данные психологических исследований об оценке и интерпретации факта использования стратегии ухода (избегания) на когнитивном или поведенческом уровне являются противоречивыми. Учеными выделяются разные, порой даже противоречивые, детерминанты избегающей стратегии: 1. Высокий уровень депрессии или тревожности (M.A. Herman-Stahl, M. Stemmler. A.C. & Petersen 1995, I. Seiffge-Krenke, 1998). 2. Уровень адаптации: как чрезмерно низкий (D.L Causey, E.F & Dubow, 1993), так и успешно-высокий (S. Losoya, N. Eisenberg, R. Fabes, 1998). 3. Невозможность контролировать ситуацию и прогнозирование возможных неконструктивных исходов ситуации (E. Frydenberg [25]). 4. Низкая значимость отношений с партнером по общению M.A. Griffith, E.F. Dubow, M.F. Ippolito [26]. Можно выдвинуть гипотезу, что преобладание стратегии избегания у испытуемых группы социального питания, связано с двумя последними из указанных факторов. С одной стороны, учет специфики товара, оценка качества которого зависит не только от объективных факторов, но и от многочисленных субъективных факторов и состояний, создает предпосылки для развития умения не принимать во внимание (избегать на когнитивном и поведенческом уровнях) многочисленные проблемные и стрессовые ситуации, которые в обычных условиях личностного реагирования могут привести к разрушающим последствиям. С другой стороны, прогностический анализ особенностей клиентов, обслуживаемых в разных психологических состояниях (на торжествах, корпора-тивах и т.п.) и возможных последствий реагирования на те или действия клиентов, способствует принятию реше-

ния о выборе стратегии ухода.

Корреляционный анализ Ч. Спирмена между исследуемыми параметрами позволил получить следующие данные. Общая надситуативность мышления отрицательно связана со стратегией приспособления (г = - 0,250, при р < 0,05) в конфликте, со стратегиями поведения в стрессе: решением проблем (г = - 0,250, при р < 0,05), социальной поддержкой (г = - 0,437, при р < 0,01), избеганием (г = - 0,469, при р < 0,01). Из семи качеств надситуативности четыре: глубина анализа, полнота, достаточность и оригинальность отрицательно со всеми стратегиями поведения в стрессе: решением проблем (г = - 0,223, при р < 0,05), социальной поддержкой (г = 0,278, при р < 0,05), избеганием (г = 0,332, при р < 0,01). Мы можем предположить, что для выбора стратегий поведения в стрессе и оперативного реагирования чрезмерная выраженность надситуативного мышления может мешать и препятствовать конструктивному поведению. Полученный результат может быть проинтерпретирован с использованием понятия «метакогнитивная петля» описанного А.В. Карповым [7], согласно которому чрезмерно высокий уровень развития метакогнитивных процессов, как и высокая концентрация на познавательном или творческом процессах, могут влиять противоположным образом на процесс мышления, тормозить его, понижать качество. МЗ и МА не имеют значимых корреляций с другими исследуемыми характеристиками. Вместе с тем, некоторые метакогнитивные характеристики, такие как концентрация внимания (г = 0, 305, при р < 0,05) и выбор главных идей (г = 0, 274, при р < 0,05) положительно связаны со стратегией «соперничество в конфликте», приобретение информации - положительно с «сотрудничеством» (г = 0, 311, при р < 0,05). «Управление временем» отрицательно связано (г = - 0, 294 при р < 0,05), с экспертной оценкой проблемных ситуаций при критериям Е.В. Коневой и В.К. Солондаева [22], - «субъективно продолжающаяся проблемная ситуация», а концентрация внимания отрицательно связана (г = -0,293 при р < 0,05) по критериям вышеуказанным авторов с «рациональным восприятием ситуации», и соответственно положительно с эмоциональным. Можно сделать научное допущение, что психологические навыки управления временем и своими ресурсами стимулируют «быстрое закрытие гештальта» после решения проблемной ситуации и умение использовать ситуации как положительный опыт решения проблемных ситуаций. Чрезмерная же концентрация внимания на ситуации и анализ ее сути повышает эмоциональность реагирования и затрудняет выход в надситуативно-рефлексивную позицию, сопряженную с рациональной оценкой фактов и событий.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

Сравнение работников торговли, реализующих продажу различных товаров (мебели, продуктов общественного питания, одежды, оптовой продукции) дало основание говорить, что существуют следующие отличия и сходства. По метакогнитивной активности и метакогни-тивным знаниям достоверных отличий между группами нет. Продавцы продуктов питания чаще, чем другие группы используют избегание и социальную поддержку в стрессе и реже - компромисс в конфликте. По уровню профессионального мышления: значимо больше ситуативных решений у группы продавцов общественного питания по сравнению с продавцами мебели, одежды, оптовой продукции. Высокий уровень надситуативно-сти с равномерно высоким использованием всех качеств мышления представлен у менеджеров-продавцов оптовой продукции.

Исследование взаимосвязи показателей мышления (метакогнитивность, надситуативность) и некоторых характеристик общения (стратегий поведения в конфликтных, стрессовых ситуациях) позволило заметить, что метакогнитивные характеристики по-разному влия-

ют на стратегии поведении в стрессе, конфликте, надситуативность мышления. Приобретение информации и направленность мышления во вне способствуют поиску условий для сотрудничества, концентрация внимания на себе и анализе ситуации содействует отстаиванию своей точки зрения или уходу от решения. Управление временем способствует субъективному «закрытию геш-тальта» при решении проблемных ситуаций, а высокая концентрация внимания на ситуации и ее решении препятствует рациональному осмыслению и увеличивает эмоциональную интерпретацию ситуации.

Выделенные нами особенности и факты дают основу для создания курсов тренинговых, практикоори-ентированных программ социально-психологического сопровождения профессионализации работников торговли с опорой на формирование и развитие прогнозирования последствий различных стратегий поведения в конфликтных, проблемных и стрессовых ситуациях, метакогнитивных характеристик надситуативного мышления. Полученные данные расширили представление о детерминантах поведения в конфликтных и стрессовых ситуациях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление: ПЕР СЭ; Москва; 2006. - 528 с.

2. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения: современное состояние и психологические, социокультурные перспективы //Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Выпуск № 5. Т. 19. 2013 С. 184-187.

3. Карпов А.В., Скитяева И.М. Психология метаког-нитивных процессов личности. М.: Институт психологии РАН, 2005. 352 с.

4. Метакогнитивные основы конфликтной компетентности /Под ред. проф. М.М. Кашапова; ЯрГУ. Ярославль, 2012. 428 с.

5. Холодная М.А. Интеллект как ресурс совладаю-щего поведения //Материалы итоговой научной конференции Института психологии РАН. М.: Институт психологии РАН, 2009. С. 236-249.

6. Cvencek D., Greenwald A.G., & Meltzoff A.N. Balanced identity theory: Evidence for implicit consistency in social cognition //In Gawronski, B., & Strack, F. (Eds.), Cognitive consistency: A unifying concept in social psychology. New York: Guilford Press. 2012. Pp. 157-177.

7. Choi Y.H., Choo H.J. Effects of Chinese consumers' relationship benefits and satisfac-tion on attitudes toward foreign fashion brands: The moderating role of country of salesperson // Journal of Retailing and Consumer Services. 2016. № 28. P. 99-106.

8. Scott W.G. The Psychology of Advertising in Theory and Practice: A Simple Exposition of the Principles of Psychology in Their Relation to Successful Advertising// Small, Maynard, 1921. 437 p.

9. Бельчиков Я.М. Продавец и Покупатель, или Рассказ о том, какими могли бы стать их отношения, будь рядом Психолог. Рига: «Авотс», 1986 - 157 с.

10. Бергер И.Н., Скирда Т.И. Психология торговли. Киев: «Вшца школа», 1975. - 205с.

11. Дворцова Е.В. Психологические факторы эффективности труда продавцов книжных магазинов в условиях вторичной профессиональной адаптации : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.03 : Санкт-Петербург, 2004. 216 c.

12. Захарова Е.А. Психологические условия эффективного взаимодействия в диаде «продавец-покупатель»: Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13. Тамбов, 2004. 200 с.

13. Костригин А.А. Современные зарубежные исследования психологии потребительского поведения в сфере моды // Наука. Мысль. Мысль: электронный периодический журнал. - 2016. - № 10; С. 48-53. URL: wwenews. esrae.ru/47-615 (дата обращения: 10.08.2017).

14. Ли Н.И. Психологические особенности взаимоот-

ношений покупателей и продавцов в условиях освоения хозрасчета : автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.05. - Алма-Ата, 1990. - 24 с.

15. Линчевский Э.Э. Управленческое общение: все так просто, все так сложно. Ситуации, проблемы, реко-медации.М.: Альпина. Бизнес. Букс. 2008. - 274с.

16. Лисенкова Л.Ф. Психология торговли и профессиональная этика 2-е изд., перераб. - М.: Экономика, 1985. - 152с.

17. Цехновичер В.М. Психологическая служба торговли: проблемы и перспективы // Психологический журнал 1985. т. 4. С. 109-113.

18. Киенко Е.В., Морозова И.С. Специфика самореализации личности в профессиональной деятельности // Вестник КемГУ. 2010. № 3. С. 69-78 URL: http://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-samorealizatsii-lichnosti-v-professionalnoy-deyatelnosti (дата обращения: 10.08.2017).

19. Folkman, S., & Lazarus, R. S. If it changes, it must be a process: A study of emotion and coping during three stages of a college examination. Journal of Personality and Social Psychology, 1985. №48. Р. 150-170.

20. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте /Под. ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. М.: Институт психологии РАН, 2011. 512 с.

21. Знаков В.В. Психология субъекта как методология понимания человеческого бытия // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 2. С. 95-105.

22. Серафимович И.В. К вопросу о показателях инте-грированности метакогнитивных процессов и социально-психологических особенностях профессионализации субъекта (на примере анализа видеоматериалов этапа кейса областного конкурса «педагог-психолог года») // Психология обучения. 2017. № 4. С. 91-105.

23. Психология конструктивной конфликтности личности. Монография / Под ред. проф. А.В. Карпова, проф. М.М. Кашапова. Ярославль: ИПК «Индиго», 2013. 336 с.

24. Scott G.G.The Survival Guide for Working With Humans //New York, United States. 2004. 176p.

25. Frydenberg E. Beyond Coping. Meeting goals, visions and challenges. Oxford University Press, 2002. 272 p.

26. Griffith M.A., Dubow E.F., Ippolito M.F. Developmental and cross-situational differences in adolescents' coping strategies //Journal of youth and adolescence. 2000. № 29 (2), Р. 183-204.

Статья публикуется при поддержке гранта РГНФ «Метакогнитивные процессы в профессионализации субъекта» (проект № 15-06-10823а)

Статья поступила в редакцию 19.07.2017.

Статья принята к публикации 25.09.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.