Научная статья на тему 'ОДАРЕННОСТЬ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ'

ОДАРЕННОСТЬ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
463
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
способности / одаренность / структура / функциональная система / деятельность

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шадриков В.Д.

В развитии идей Б.М. Теплова, в работе представлена система теоретических положений о сущности одаренности на основе авторской теории способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОДАРЕННОСТЬ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ»

Раздел 2. Развитие научных идей Б.М. Теплова в современных научных концепциях способностей, одаренности, творчества

ОДАРЕННОСТЬ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Шадриков В.Д., Москва (Россия), доктор психологических наук, профессор, профессор-исследователь, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», shadrikov@hse.ru

DOI:

В развитии идей Б.М. Теплова, в работе представлена система теоретических положений о сущности одаренности на основе авторской теории способностей.

Ключевые слова: способности, одаренность, структура, функциональная система, деятельность

GIFTEDNESS: THEORETICAL PROVISIONS

Shadrikov V. D., Moscow (Russia), Doctor of Psychology, Professor, School of Psychology, Faculty of Social Sciences, National Research University "Higher School of Economics" (HSE), shadrikov@hse.ru

The article presents a system of theoretical provisions on the essence of giftedness based on the author's theory of abilities.

Keywords: abilities, giftedness, structure, functional system, activity

В своей работе мы развиваем положение Б.М. Теплова о том, что одаренность - это «качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха выполнения той и иной деятельности» [1, с. 22].

1. С позиций системного подхода (в понимании П.К. Анохина), развивая общее положение об одаренности Б.М. Теплова, мы говорим о том, что в деятельности способности должны выступать в режиме взаимосодействия, обеспечивающего достижения желательного результата. С учетом сказанного, одаренность можно определить как системные взаимодействие отдельных способностей, направленное на получение желательного результата. Результат деятельности выступает системообразующим фактором, обеспечивающим взаимосодействие способностей и их интеграцию в качественно-новое образование - одаренность.

2. Здесь мы подходим к узловому вопросу в понимании одаренности. Он заключается в следующем: как взаимодействуют способности, что их объединяет в деятельности?

Рассмотрим два возможных механизма объединения способностей в одаренность.

Первый механизм определяется структурой познавательных способностей [6].

Как мы уже отмечали, отдельные психические функции существуют не изолированно друг от друга. Восприятие включено в мышление и память, память - в восприятие и мышление, мышление - в восприятие и память. Структура любой познавательной способности включает в себя, кроме собственных функциональных и операционных механизмов, и другие психические функции, которые выступают в роли операционных механизмов. Данное

представление о структуре познавательных способностей отражено на рисунке 1. Эта взаимосвязь и лежит в основе формирующейся одаренности, оформляющейся под влиянием мотива, цели и личностного смысла деятельности.

Второй механизм интеграции способностей в одаренность может быть интерпретирован через функциональные системы.

Деятельность описывается психологической функциональной системой [4]. Психические функции как родовые формы деятельности также описываются функциональной системой способностей. Структурно-функциональная система предметной деятельности и функциональная система способностей изоморфны. Деятельность в целом и функционирование способности, через которые реализуется деятельность, направляются одними и теми же мотивами, целями и личностными смыслами. Именно эти три компонента объединяют способности в деятельности как совместно работающие системы.

Рис. 1. Структура познавательных способностей (на примере восприятия, памяти и мышления)

Деятельность с позиций реализующей ее системы способностей можно представить как постоянно меняющуюся по составу и мере взаимосодействия отдельных способностей, каждая из которых имеет свое оперативное проявление.

При множестве способностей, реализующих деятельность, реально существует единая структура деятельности, которая мультиплицируется в структуре отдельных способностей. Онтологически эта единая структура реализуется целостностью мозга как органа психики, функционально определяется целью деятельности и ее мотивацией. Мотивация деятельности включается в функциональную систему каждой способности, обеспечивая единую оперативную направленность проявления способностей. Благодаря единой направленности функционирования системы способностей процессы принятия решений и программирования, представленные в каждой способности, также приобретают соподчиненность в соответствии с мотивацией деятельности. В результате формируется функциональная метасистема одаренности. В данной метасистеме проявление каждой способности будет обусловлено не только ее параметрами, но и ее обусловленностью другими способностями. В деятельности качественная специфика отдельной способности выступает как выражение отдельной грани одаренности, которая, в свою очередь, рассматривается как системное качество [7].

Одаренность в этом подходе можно определить как системное взаимодействие способностей, направленное на получение желательного результата, выступающее как качественное новообразование субъекта деятельности, имеющее индивидуальную меру выраженности и развивающееся в деятельности и в жизнедеятельности.

Тем самым мы развиваем положение Б.М. Теплова о том, что «отдельные способности не просто существуют рядом друг с другом и независимо друг от друга. Каждая способность изменяется, приобретает качественно иной характер в зависимости от наличия и степени развития других способностей [1, с. 22].

3. Экспериментальные исследования [8] показывают следующую этапность формирования одаренности: на первом этапе освоения деятельности последняя реализуется с опорой на наличные способности субъекта, на втором этапе, если уровень наличных способностей ниже требований деятельности, то под влиянием требований деятельности способности приходит в движение, начинают развиваться. На этом этапе деятельность выступает детерминантой развития способностей, формирования одаренности. Наконец, на третьем этапе, сформированная одаренность приводит к развитию деятельности, которая приобретает индивидуальное выражение. При этом результаты деятельности могут выходить за нормативные требования. Субъект может достигать выдающихся результатов. Обычно с достижением таких результатов и связывают понятие одаренности.

И здесь возникает очень важный вопрос: когда мы можем говорить об одаренности? Является ли одаренностью системное проявление способностей в рамках нормативного результата?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить, что, по принятому определению, одаренность не существует до деятельности, она формируется в конкретной деятельности. Одаренность формируется из способностей субъекта деятельности. Поэтому, обращаясь к понятию одаренности, мы всегда должны рассматривать генезис одаренности. И этот генезис детерминируется требованиями деятельности и мотивацией субъекта деятельности. На различных этапах формирования одаренности она будет представлена различающимся набором способностей и различным характером связи между способностями. Анализ связей на разных этапах профессионализации позволил выделить связи:

- характерные для всех этапов профессионализации;

- временные, присутствующие только на отдельных этапах овладения профессией;

- появляющиеся на определенных этапах овладения профессией и сохраняющиеся в дальнейшем [4].

При этом важно отметить, что связи характеризуются не только положительным знаком, но наблюдаются связи отрицательные и связи с переменным знаком для различных этапов профессионализации. Эти данные позволяют утверждать, что нельзя говорить об одаренности, ориентируясь только на выдающиеся результаты.

4. Обращаясь к результатам деятельности, следует помнить положение, высказанное Б.М. Тепловым, который писал: «Даже ограничиваясь психологической стороной вопроса, мы должны сказать, что для успешного выполнения всякой деятельности требуется не только одаренность, то есть наличие соответствующего сочетания способностей, но и обладание необходимыми навыками и умениями» [1, с. 22]. Мы бы добавили к умениям и навыкам еще и знание, и различные схемы (модели) поведения. «Одаренность, - писал Теплов, - не является

единственным фактором, определяющим выбор деятельности (а в классовом обществе она у огромного большинства и вовсе не влияет на этот выбор), как не является она единственным фактором, определяющим успешность выполнения деятельности» [1, с. 25].

И здесь мы с необходимостью подходим к утверждению, что одаренность реализуется психологической функциональной системой деятельности.

5. Теоретический анализ одаренности предполагает ее качественный анализ. Провести же качественный анализ можно только, отталкиваясь от определенной структуры способностей. И одна из существенных причин слабой разработки проблемы качественного анализа одаренности заключается в неразработанности онтологии способностей. Как отмечает М.А. Холодная, «в силу максимальной свернутости психологических структур возникает иллюзия их отсутствия как психологического факта и, следовательно, как объекта психологического исследования» [2, с. 51]. Это положение полностью относится и к качественному анализу способностей и одаренности.

В своем подходе к определению одаренности мы исходили из авторской концепции способностей, в которой способности определяются как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, достроенные в онтогенезе операционными механизмами и направляемые мотивацией и личностными смыслами субъекта деятельности. Способности имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности.

Из данного определения следует, что способность не монометрична. Она имеет, по крайней мере, три измерения: природное (биологическое), субъектно-деятельностное и личностное [подробнее: 3; 5]

В представленной структуре способностей любое измерение может стать ведущим. Когда этим ведущим измерением будут свойства индивида, мы будем говорить о природной способности, когда ведущим измерением будет с субъектно-деятельностное - мы будем говорить об общих способностях, когда ведущим становится третье измерение - говорят о духовных способностях.

Изложенное выше понимание структуры способностей позволяет представить многогранность проявления конкретной способности в одаренности: это и природная составляющая, и разнообразие использования интеллектуальных операций, а, следовательно, различные способы принятия решения, мотивационно-личностная детерминация, определяющая параметры результата как системообразующего фактора, и эмоциональные состояния, составляющие духовный фон проявления способностей (при этом будем помнить, что каждая способность проявляется в структуре способностей и зависит от того места, которое она занимает в этой структуре).

Обращение к структуре способностей многократно усложняет общую картину одаренности. Но правильное теоретическое понимание одаренности позволяет объяснить, почему при многочисленных работах в этом направлении достигнуты такие скромные успехи в прогнозировании индивидуальной одаренности.

Качественно-своеобразное сочетание способностей, рассматриваемых как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, создает природную одаренность индивида. Если же мы будем рассматривать качественно-своеобразное сочетание способностей субъекта деятельности, то мы получим представление об одаренности субъекта

деятельности. Наконец, качественно-своеобразное сочетание способностей личности дает представление об одаренность личности.

В отмеченных измерениях одаренность (теоретически) выступает как интегральное проявление способностей в целях конкретной деятельности, как метасистемное качество. Подобно способностям, одаренность имеет индивидуальную меру выраженности, определяемую как способностями (с их мерой выраженности), входящими в одаренность, так и взаимодействием способностей, их связями.

Изложенные теоретические представления о природе одаренности и подтверждающие их эмпирические данные показывают всю сложность диагностики одаренности.

Представленные положения о сущности способностей и одаренности: во-первых, формировались на базе имеющихся в научной литературе данных, касающихся проблемы способностей или близких к ним областей психологии и психофизиологии (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплов, А.Р. Лурия, П.К. Анохин, Б.Г. Ананьев, Н.А. Бернштейн), во-вторых, опираются на специально разработанный метод развертывания интеллектуальной деятельности, в-третьих, на эмпирические данные, полученные автором и его учениками, в-четвертых, на прогностичность сформулированных положений, позволяющих объяснить многие теоретические положения о способностях и одаренности, в-пятых, намечают дальнейшие пути исследований способностей и одаренности, прежде всего, пути развития способностей и одаренности.

Литература

1. Теплов Б.М. Избранные труды. В 2-х т. М.: Педагогика, 1985. Т. 1.

2. Холодная М.А. Психология понятийного мышления: От концептуальных структур к понятийным способностям. М.: ИП РАН, 2012. 288 с.

3. Шадриков В.Д. Ментальное развитие человека. М.: Аспект-Пресс, 2007.

4. Шадриков В.Д. Психология деятельности человека. М.: Институт психологии РАН, 2013.

5. Шадриков В.Д. Способности и одаренность человека. М.: Институт психологии РАН, 2019.

6. Шадриков В.Д. Структура познавательных способностей // Психологический журнал. Т. 6. № 3, 1985. С. 38- 46.

7. Шадриков В.Д., Кузнецова М. Д., Зиновьева Н. А. Развитие младших школьников в различных образовательных системах / Под общ. ред. В.Д. Шадриков. М.: Логос, 2011. 232 с.

8. Шкаликов В.Л. Психологический анализ деятельности электросварщиков в целях производственного обучения // Проблемы индустриальной психологии / Под ред. В.Д. Шадрикова. Ярославль, 1977.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В УЗБЕКИСТАНЕ

Баратов Ш. Р., Бухара (Узбекистан), доктор психологических наук, профессор, Бухарский государственный университет, barotovsh@inbox.ru

DOI:

Статья освещает научно-практические и теоретические аспекты концепции совершенствования психологической службы в Узбекистане. Также выявляется социально-

94

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.