Научная статья на тему 'Б.М. ТЕПЛОВ И ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ СПОСОБНОСТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ПСИХОЛОГИИ'

Б.М. ТЕПЛОВ И ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ СПОСОБНОСТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2021
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
способности / Б.М. Теплов / В.Д. Шадриков / теория способностей / одаренность.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Слепко Ю. Н., Мазилов В. А.

В статье рассматривается краткая история изучения проблемы способностей в отечественной психологической науке. Определяется позиция Б.М. Теплова в отношении понимания способностей, источников их развития и формирования. Утверждается, что новый этап развития теории способностей связан с исследованиями В.Д. Шадрикова, которым предложена новая теория способностей и одаренности. Рассматриваются эмпирические следствия использования теории способностей В.Д. Шадрикова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Слепко Ю. Н., Мазилов В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Б.М. ТЕПЛОВ И ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ СПОСОБНОСТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ПСИХОЛОГИИ»

4. Корнилов Ю.К., Панкратов А.В. Теоретические предпосылки изучения профессиональной деятельности с выраженным мыслительным компонентом // Сб. Проблемы психологического анализа трудовой деятельности. Ярославль: ЯрГУ. 1986. С.61-77.

5. Серафимович И.В., Шляхтина Н.В., Бобылева Н.И. Профессиональное мышление и социально-психологические особенности менеджеров в образовании // Интеграция образования. Т. 25, № 2. 2021. С. 288-303.

6. Теплов Б.М. Ум полководца (опыт психологического исследования мышления полководца по военно-историческим материалам. В кн.: Теплов Б.М. Избр. труды. В 2-х т. Т.1. М., 1985. С.223-305.

7. Толочек В.А. «Психологические ниши»: топос и хронос в детерминации профессиональной специализации субъекта // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2019. № 1. С. 195-213.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-nishi-topos-i-hronos-v-determinatsii-professionalnoy-spetsializatsii-subekta (дата обращения: 09.02.2021).

8. Msila V. School leaders and the pursuit of effectiveness: envisioning schools that endure change.// Conference: 11th International Conference on Education and New Learning Technologies. 2019. Р. 2314-2320 URL: https://clck.ru/XrxDE (дата обращения: 01.02.2021).

Б.М. ТЕПЛОВ И ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ СПОСОБНОСТЕЙ В

РОССИЙСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Слепко Ю. Н., Ярославль (Россия), доктор психологических наук, доцент, декан педагогического факультета, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, slepko@inbox.ru

Мазилов В. А., Ярославль (Россия), доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и социальной психологии, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, v.mazilov@yspu.org

DOI:

В статье рассматривается краткая история изучения проблемы способностей в отечественной психологической науке. Определяется позиция Б.М. Теплова в отношении понимания способностей, источников их развития и формирования. Утверждается, что новый этап развития теории способностей связан с исследованиями В.Д. Шадрикова, которым предложена новая теория способностей и одаренности. Рассматриваются эмпирические следствия использования теории способностей В.Д. Шадрикова.

Ключевые слова: способности, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков, теория способностей, одаренность.

B.M. TEPLOV AND RESEARCH OF THE PSYCHOLOGY OF ABILITY IN RUSSIAN

PSYCHOLOGY

Slepko Iu. N., Yaroslavl (Russia), Doctor of Psychology, docent, dean of the faculty of education, Yaroslavl state pedagogical university named after K. D. Ushinsky, slepko@inbox.ru

Mazilov V. A., Yaroslavl (Russia), Doctor of Psychology, professor, head of the department of general and social psychology, Yaroslavl state pedagogical university named after K. D. Ushinsky, v.mazilov@yspu.org

The article discusses a brief history of the study of the problem of abilities in Russian psychological science. The position of B.M. Teplova with regard to understanding abilities, the sources of their development and formation. It is argued that a new stage in the development of the theory of abilities is associated with the research of V.D. Shadrikov, who proposed a new theory of abilities and giftedness. The empirical consequences of using the theory of abilities of V.D. Shadrikov.

Keywords: abilities, B.M. Teplov, V.D. Shadrikov, theory of abilities, giftedness.

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 18-18-00157, https://rscf.ru/project/18-18-00157/

В российской научной психологии проблема способностей не была особенно популярной. Исследования А.Ф. Лазурского (1909-1910) продолжения не получили, хотя опубликованные им работы в «Вопросах философии и психологии» предвещали появление оригинальной концепции способностей. В статье 1909 года А.Ф. Лазурский подробно объяснил, почему проблематика способностей утратила свою популярность. Педологи проблемой способностей не слишком интересовались. Фактически получилось так, что начало исследованиям способностей в советской психологии положили известные работы Б.М. Теплова. В 1940 и 1941 годах публикация его известных статей [5; 6] положила начало традиции, определявшей, как будут рассматриваться и трактоваться способности в советской психологии. В этих работах Б.М. Теплова было определено, что способности должны иметь четыре признака: это свойства, отличающие человека от других, то есть индивидуально-психологические особенности; это свойства, обеспечивающие успешность выполнения деятельности (деятельностей); это свойства, не сводящиеся к умениям или навыкам; это свойства, возникающие в деятельности, создающиеся в ней. Одаренность, согласно Б.М. Теплову, «то качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха выполнения той или иной деятельности» [5, с. 22].

В.Д. Шадриков провел сопоставление признаков способностей, выделенных Б.М. Тепловым и ранее Э. Клапаредом. В.Д. Шадриков отметил, что они «близки по трем позициям. Принципиальные расхождения наблюдаются только в отношении врожденности или приобретенности способностей. Но это - принципиальное расхождение» [8, с. 37]. Действительно, как известно, Б.М. Теплов использует понятие задатки как анатомо-физиологические предпосылки развития способностей. Даже это утверждение оказалось слишком сильным в ту пору, когда господствовала социологизация психических явлений. Н.С. Лейтес отмечал, что «объектом резкой критики стало понятие "задатки", подозрительно напоминавшее понятие "гены". Для ревнителей чистоты "самой передовой в мире" науки неприемлемо было признание каких-то исходных внутренних предпосылок различий по способностям. И был момент, когда Борис Михайлович поддался: в третьем и четвертом изданиях его учебника «Психология» (1949, 1950) вдруг исчез термин «задатки». Правда, в

пятом издании он вновь вернулся на свое место и оставался там во всех последующих» [1, с.160].

Отметим, что сам Б.М. Теплов в статье 1940 года «Способности и одаренность» писал: «Я не предлагаю дать общую теорию одаренности, не предлагаю даже развить какую-либо гипотезу о том, какова должна быть такая теория. В настоящее время это еще не исполнимо. Общая теория должна создаваться в результате большой работы по изучению конкретных фактов и частных закономерностей» [6, с. 15]. О том же спустя 20 лет говорил С.Л. Рубинштейн: «Термин "способности" в определениях, представленных в литературе, указывает только на то, что это нечто (способности) обуславливает успех в деятельности, но ничего не говорится о том, что есть это нечто» [4, с. 9]. С.Л. Рубинштейн настаивал, что психология в первую очередь должна определить состав и структуру способностей [4, с. 8].

В последние годы в работах В.Д. Шадрикова сформулированы положения, раскрывающие суть понятий «способности» и «одаренность». Понятие «способности» раскрываются в трех измерениях: индивида, субъекта деятельности и личности. Способности определяются В.Д. Шадриковым как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции (природные способности), достроенные системой операционных механизмов и способов их реализации (способности субъекта деятельности) и поставленные под контроль личностных качеств (способности личности). Способности имеют индивидуальную меру выраженности и проявляются в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности [8].

Дело в том, что традиционная терминология и понятийный аппарат теории способностей формировались достаточно давно. Согласно этой модели, способности - это качества, обеспечивающие высокую результативность в соответствующей профилю деятельности. Эта модель предполагала определенную научно обоснованную стратегию решения проблем. Стоит особо отметить, что в данном направлении были получены и важные прикладные результаты, нашедшие, например, применение в педагогической психологии. Речь идет о моделях педагогических способностей Ф.Н. Гоноболина, Н.В. Кузьминой, В.А. Крутецкого, комплексном анализе педагогической деятельности, выполненном А.К. Марковой, Л.М. Митиной. Конкретно прикладной характер этих исследований позволил составить многочисленные профессиограммы учителя, выделить совокупности его профессионально-важных качеств, разработать профессиональный стандарт педагога и т.д.

Однако, в нынешних условиях требуется другая модель и, соответственно, иная научно обоснованная стратегия изучения и формирования способностей. Возвращаясь еще раз к проблемам образования, отметим, что реализация в системе высшего профессионального образования компетентностной модели специалиста требует рассмотрения способностей как системного психологического образования. Именно системное взаимосодействие компетенций, выраженных в профессиональном образовательном стандарте в понятиях способностей, позволяет достигать планируемого результата. Изменить стратегию изучения и формирования способностей можно, если изменить точку зрения на главное понятие для данного проблемного поля - способности. Представляется, что наиболее подходящей для современных условий является теория способностей, разрабатываемая на протяжении последних десятилетий В.Д. Шадриковым [8].

На основе развития идей теории способностей, разрабатываемой В.Д. Шадриковым, ставится новая задача разработки концепции одаренности и на ее основе подходов к развитию и формированию педагогической одаренности, что представляет собой новый способ решения фундаментальной проблемы. В теории способностей В.Д. Шадриковым предложены и апробированы механизмы развития способностей, среди которых ведущими могут рассматриваться операционализация способностей индивида в способности субъекта деятельности и направление операционализации мотивацией, когда развитие способностей личности определяет и направляет процесс операционализации. В настоящее время требуется не только продолжение теоретической работы, но и апробация предложенных механизмов развития психологической системы способностей. Приведем ряд примеров исследований, в которых эта апробация была реализована [2; 3].

Во-первых, было реализовано исследование проблемы развития социальных способностей студентов педагогического университета [2]. Предметом исследования был определен процесс развития способностей к социальному взаимодействию (способности субъекта деятельности) студентов - будущих педагогов; целью исследования - установление динамических и содержательных особенностей развития социальных способностей студентов под влиянием процесса профессионального обучения в ВУЗе и мотивации учебной деятельности (способностей личности). В ходе исследования было установлено, что процесс развития социальных способностей в ходе обучения в вузе можно разделить на два этапа. В течение первого этапа (1-3 курс) происходит перестройка сформированной на этапе школьного образования психологической системы социальных способностей, сопровождающаяся возрастанием противоречия между представлениями и ожиданиями студента от содержания обучения в вузе и имеющимся уровнем развития социальных способностей. Под влиянием включения студента на 4 курсе обучения в активную педагогическую практику (второй этап) происходит гармонизация мотивационной сферы учебной деятельности (способностей личности), приводящая к качественному росту социального интеллекта и развитию психологической структуры социальных способностей (способностей субъекта деятельности).

Во-вторых, был осуществлен анализ проблемы развития способностей студентов в системе непрерывного педагогического образования [3]. Предметом исследования была определена сравнительная характеристика психологического содержания и развития рефлексивных способностей (способностей субъекта деятельности) студентов - будущих педагогов в условиях среднего профессионального и высшего педагогического образования. Было установлено, что в развитии рефлексивных способностей студентов педагогического колледжа и педагогического вуза существуют определенные количественные и качественные различия. Парциальный характер развития отдельных аспектов рефлексии деятельности, включение студентов в интенсивную и длительную педагогическую практику определяют специфические особенности отношения студентов колледжа и вуза к себе как будущим педагогам. Особую роль в изменении самооценки студентами своих педагогических способностей играет осознание и понимание мотивов и целей (способностей личности) реализуемой ими учебно-профессиональной деятельности. Полученные результаты позволили утверждать, что значимыми условиями повышения эффективности функционирования системы высшего педагогического образования являются работа по

направленному повышению самооценочных представлений студентов о своих педагогических способностях и возможностях, обучение студентов оптимальным способам рефлексии учебно-профессиональной деятельности, а также развитие способностей выявления ее мотивов и целей.

Конечно, описанные результаты не претендуют на сколь-нибудь полную характеристику прикладных аспектов использования новой теории способностей В.Д. Шадрикова. Проведенные исследования позволили установить, что предлагаемые в теории способностей механизмы и факторы развития психологической системы способностей позволяют продуктивно перейти от разработки теоретических проблем к формированию стратегий развития способностей в разных видах и типах деятельности человека.

Литература

1. Лейтес Н.С. Борис Михайлович Теплов. В эпоху, когда отрицалось значение индивидуальности, он изучал индивидуальные различия // Выдающиеся психологи Москвы / Под ред. В В. Рубцова. Часть 1. Москва: МГППУ, 2016. С. 149-171.

2. Мазилов В.А., Слепко Ю.Н. Развитие социальных способностей студентов педагогического университета // Интеграция образования. 2020. Т. 24. № 3. С. 412-432.

3. Мазилов В.А., Слепко Ю.Н. Сравнительный анализ психологического содержания и развития рефлексивных способностей студентов педагогического колледжа и педагогического вуза // Science for Education Today. 2020. Т. 10. № 4. С. 91-108.

4. Рубинштейн С.Л. Проблемы способностей и вопросы психологической теории // Вопросы психологии. 1960. № 3. С. 3-15.

5. Теплов Б.М. Избранные труды. В 2 тт. Т. 1. Психология музыкальных способностей. Москва: Педагогика, 1985. 328 с.

6. Теплов Б.М. Проблема одаренности // Советская педагогика. 1940. № 4,5. С. 146-154.

7. Теплов Б.М. Способности и одаренность // Ученые записки государственного научно-исследовательского института психологии. 1941. Том 2. Москва. С. 3-56.

8. Шадриков В.Д. Способности и одаренность человека. Москва: ИП РАН, 2019. 274 с.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ КАК КЛАССИЧЕСКАЯ СПОСОБНОСТЬ

Сулейманов Р. Ф., Казань (Россия), доктор психологических наук, доцент, Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова, souleimanov@ieml.ru

DOI:

Личностно-деятельностный подход не смог объяснить, как физиологическое (задатки) превращается в психологическое (способности). Функционально-генетический подход (В.Д.Шадриков, Е.П.Ильин) объяснил врожденную природу способностей. Применительно к музыкальному слуху задатком является дифференциальная чувствительность в слуховом анализаторе. Проявляется способность в музыкальных умениях и профессионально важных качествах, за счет чего и возможна эффективность профессиональной деятельности.

Ключевые слова музыкальный слух, способности, умения, профессионально важные качества

MUSICAL HEARING AS A CLASSICAL ABILITY

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.