Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ'

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СПОСОБНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СПОСОБНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ШКОЛА / КОЛЛЕДЖ / ВУЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мазилов Владимир Александрович, Слепко Юрий Николаевич

Введение. Психолого-педагогическое сопровождение профессионализации педагога должно опираться на современные данные о развитии педагогических способностей. Наиболее популярной стратегией изучения способностей является аналитический подход, не позволяющий рассматривать способности как целостное непрерывно развивающееся психологическое образование. Это говорит об актуальности изучения проблемы развития педагогических способностей на основе новой теории способностей человека. Цель статьи - представить результаты изучения развития психологической системы педагогических способностей студентов - будущих учителей начальных классов в условиях непрерывного педагогического образования в школе, педагогическом колледже и педагогическом вузе. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 201 испытуемый: учащиеся педагогического класса (n = 15), студенты педагогического колледжа (n = 82) и педагогического университета (n = 104). Для изучения психологической системы педагогических способностей использовались методы тестов, опросники, самооценочные шкалы, а также анализ показателей академической успеваемости. Анализ психологической системы способностей осуществлялся с применением системных индексов (когерентности, дивергентности, организованности), оценки гомогенности/гетерогенности структур, выделения базовых и ведущих компонентов системы. Результаты исследования. Показана неравномерность развития психологической системы педагогических способностей на разных уровнях педагогического образования. Развитие системы педагогических способностей в период обучения в школе, колледже и вузе не может быть охарактеризовано как непрерывное. Для учащихся педагогического класса характерна более высокая организованность системы способностей; студентам колледжа свойственна ее непрерывная перестройка и снижение организованности к концу обучения; у студентов вуза более устойчивая и прогрессивно развивающаяся система способностей. Качественные различия в структурной организации системы определяются разным вкладом видов способностей (индивидных, субъектных, личностных) в ее функционирование и достижение академических результатов. Организация системы способностей школьников в значительной мере определяется способностями личности, учащихся колледжа - способностями субъекта деятельности и личности, студентов вуза - способностями личности. Обсуждение и заключение. Сформулированные в работе выводы являются основой для организации специальной работы по целенаправленному формированию системы педагогических способностей в условиях непрерывного педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мазилов Владимир Александрович, Слепко Юрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE PSYCHOLOGICAL SYSTEM OF PEDAGOGICAL ABILITIES OF STUDENTS - FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS

Introduction. Psychological and pedagogical support for the professionalization of a teacher should be based on modern knowledge in the development of pedagogical abilities. The most popular strategy for studying abilities is still the analytical approach, which does not allow to consider abilities as a holistic, continuously developing psychological education. The purpose of the article is to present the results of research into the development of the psychological system of pedagogical abilities of students - future primary school teachers in the context of continuous pedagogical education at secondary school, pedagogical college and pedagogical university. Materials and Methods. The survey involved 201 subjects, including students of the pedagogical class (n = 15), students of the vocational pedagogical college (n = 82), students of the pedagogical university (n = 104). In order to study the psychological system of pedagogical abilities, test methods, questionnaires, self-assessment scales, as well as an analysis of indicators of academic performance were used. The analysis of the psychological system of abilities was made by using systemic indices (coherence, divergence, organization), assessing the homogeneity/heterogeneity of structures, identifying the basic and leading components of the system. Results. The uneven development of the psychological system of pedagogical abilities at different levels of pedagogical education was shown. It has been established that the development of the system of pedagogical abilities during the period of study at school, college and university cannot be characterized as continuous. Students of the pedagogical class are characterized by a higher organization of the ability system than those in college and university; for college students - their continuous restructuring and a decrease in organization by the end of their studies; for university students - a more stable and progressively developing system of abilities. Qualitative differences in the structural organization of the system are determined by the different contributions of the types of abilities (individual, subjective, personal) to its functioning and achievement of academic results. The organization of the system of abilities of schoolchildren is largely determined by the abilities of an individual, college students - by the abilities of a subject of activity and personality, university students - by the abilities of an individual. Discussion and Conclusion. The conclusions formulated in the research paper serve the basis for the organization of special activities on the purposeful formation of the system of pedagogical abilities in the conditions of continuous pedagogical education.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

INTEGRATION OF EDUCATION. Vol. 25, No. 3. 2021 ISSN 1991-9468 (Print), 2308-1058 (Online) http://edumag.mrsu.ru

ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / PSYCHOLOGY OF EDUCATION

УДК 37.013.77

DOI: 10.15507/1991-9468.104.025.202103.463-481 Оригинальная статья

Развитие психологической системы педагогических способностей студентов -будущих учителей начальной школы

В. А. Мазилов, Ю. Н. Слепка'

ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского», г. Ярославль, Российская Федерация, * slepko@inbox.ru

Введение. Психолого-педагогическое сопровождение профессионализации педагога должно опираться на современные данные о развитии педагогических способностей. Наиболее популярной стратегией изучения способностей является аналитический подход, не позволяющий рассматривать способности как целостное непрерывно развивающееся психологическое образование. Это говорит об актуальности изучения проблемы развития педагогических способностей на основе новой теории способностей человека. Цель статьи - представить результаты изучения развития психологической системы педагогических способностей студентов - будущих учителей начальных классов в условиях непрерывного педагогического образования в школе, педагогическом колледже и педагогическом вузе.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие 201 испытуемый: учащиеся педагогического класса (n = 15), студенты педагогического колледжа (n = 82) и педагогического университета (n = 104). Для изучения психологической системы педагогических способностей использовались методы тестов, опросники, самооценочные шкалы, а также анализ показателей академической успеваемости. Анализ психологической системы способностей осуществлялся с применением системных индексов (когерентности, дивергентности, организованности), оценки гомогенности/гетерогенности структур, выделения базовых и ведущих компонентов системы.

Результаты исследования. Показана неравномерность развития психологической системы педагогических способностей на разных уровнях педагогического образования. Развитие системы педагогических способностей в период обучения в школе, колледже и вузе не может быть охарактеризовано как непрерывное. Для учащихся педагогического класса характерна более высокая организованность системы способностей; студентам колледжа свойственна ее непрерывная перестройка и снижение организованности к концу обучения; у студентов вуза более устойчивая и прогрессивно развивающаяся система способностей. Качественные различия в структурной организации системы определяются разным вкладом видов способностей (индивидных, субъектных, личностных) в ее функционирование и достижение академических результатов. Организация системы способностей школьников в значительной мере определяется способностями личности, учащихся колледжа - способностями субъекта деятельности и личности, студентов вуза - способностями личности.

Обсуждение и заключение. Сформулированные в работе выводы являются основой для организации специальной работы по целенаправленному формированию системы педагогических способностей в условиях непрерывного педагогического образования.

Ключевые слова: способность, педагогическая способность, психологическая система, школа, колледж, вуз

© Мазилов В. А., Слепко Ю. Н., 2021

Hq^ 0 1 Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. The content is available under Creative Commons Attribution 4.0 License.

Финансирование: исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 18-18-00157.

Благодарности: авторы выражают благодарность рецензентам, чья критическая оценка представленных материалов и высказанные предложения по их совершенствованию способствовали значительному повышению качества настоящей статьи.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Мазилов, В. А. Развитие психологической системы педагогических способностей студентов - будущих учителей начальной школы / В. А. Мазилов, Ю. Н. Слепко. - DOI 10.15507/19919468.104.025.202103.463-481 // Интеграция образования. - 2021. - Т. 25, № 3. - С. 463-481.

Original article

Development of the Psychological System of Pedagogical Abilities of Students - Future Primary School Teachers

V. A. Mazilov, Yu. N. Slepko*

Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky, Yaroslavl, Russian Federation * slepko@inbox.ru

Introduction. Psychological and pedagogical support for the professionalization of a teacher should be based on modern knowledge in the development of pedagogical abilities. The most popular strategy for studying abilities is still the analytical approach, which does not allow to consider abilities as a holistic, continuously developing psychological education. The purpose of the article is to present the results of research into the development of the psychological system of pedagogical abilities of students - future primary school teachers in the context of continuous pedagogical education at secondary school, pedagogical college and pedagogical university. Materials and Methods. The survey involved 201 subjects, including students of the pedagogical class (n = 15), students of the vocational pedagogical college (n = 82), students of the pedagogical university (n = 104). In order to study the psychological system of pedagogical abilities, test methods, questionnaires, self-assessment scales, as well as an analysis of indicators of academic performance were used. The analysis of the psychological system of abilities was made by using systemic indices (coherence, divergence, organization), assessing the homogeneity/ heterogeneity of structures, identifying the basic and leading components of the system.

Results. The uneven development of the psychological system of pedagogical abilities at different levels of pedagogical education was shown. It has been established that the development of the system of pedagogical abilities during the period of study at school, college and university cannot be characterized as continuous. Students of the pedagogical class are characterized by a higher organization of the ability system than those in college and university; for college students - their continuous restructuring and a decrease in organization by the end of their studies; for university students - a more stable and progressively developing system of abilities. Qualitative differences in the structural organization of the system are determined by the different contributions of the types of abilities (individual, subjective, personal) to its functioning and achievement of academic results. The organization of the system of abilities of schoolchildren is largely determined by the abilities of an individual, college students - by the abilities of a subject of activity and personality, university students - by the abilities of an individual. Discussion and Conclusion. The conclusions formulated in the research paper serve the basis for the organization of special activities on the purposeful formation of the system of pedagogical abilities in the conditions of continuous pedagogical education.

Keywords: ability, teaching ability, psychological system, school, college, university

Funding: The research was carried out at the expense of the Russian Science Foundation grant (project No. 18-18-00157).

Acknowledgments: The authors express their deep gratitude to the reviewers, whose critical assessment of the presented materials and suggestions for improving contributed to a significant improvement in the quality of this article.

The authors declare no conflict of interest.

For citation: Mazilov V.A., Slepko Yu.N. Development of the Psychological System of Pedagogical Abilities of Students - Future Primary School Teachers. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. 2021; 25(3):463-481. DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.104.025.202103.463-481

Введение

Проблема развития и формирования педагогических способностей учителя в условиях профессионального образования актуальна по множеству причин социального, профессионального, научного, прикладного характера. Эффективность профессиональной подготовки учителя, выражаемая в единицах трудоустройства молодых специалистов, является неоднозначной величиной. С одной стороны, на федеральном уровне обсуждается проблема низкого процента трудоустройства выпускников педагогических вузов1, с другой, педагогическая общественность обращает внимание на неопределенность интерпретации данных статистики [1]. Всегда важным остается вопрос готовности молодого выпускника к самостоятельной профессиональной педагогической деятельности. Последнее особо значимо, когда речь идет о совмещении обучения в вузе с работой, чем, по данным статистики, занимаются две трети студентов2.

Ввиду сказанного при формировании отдельных профессиональных компетенций проблема готовности к самостоятельной профессиональной педагогической деятельности распространяется и на промежуточные результаты обучения в вузе. Изучение профессиональных компетенций, выраженных в понятиях способностей педагога (например, «способность осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обуча-

ющихся...» - ОПК-53), - важная научная проблема с длительной историей исследования в общей и педагогической психологии, психологии труда, педагогике.

Главной особенностью современного состояния исследований педагогических способностей является преобладающий аналитический характер работ, когда предметом изучения становится развитие, формирование, психологическое содержание отдельных способностей педагога вне рассмотрения их системного взаимосодействия. В этой связи хорошо известны исследования конструктивных, организаторских, коммуникативных, дидактических, академических и других способностей В. А. Крутецкого4, Н. В. Кузьминой5; исследования структуры деятельности педагога А. К. Марковой6, Л. М. Митиной7. Несмотря на то что во многих научных публикациях получены значимые результаты о развитии и формировании способностей, выделение и анализ последних исключительно в зависимости от характера работы педагога создает серьезные трудности для организации профессионального педагогического образования. Аналитический подход приводит к тому, что основной стратегией профессионального развития педагога становятся подстраивание человека под профессию, слабый учет индивидуальных проявлений способностей и их развития, невозможность построить именно систему развития и сопровождения педагога, в которой учитывались бы

1 Протокол заседания Совета по русскому языку от 5 ноября 2019 г. [Электронный ресурс]. URL: http:// kremlin.ru/events/president/news/61986 (дата обращения: 06.05.2021).

2 Эксперты рассказали, какие выпускники вузов больше зарабатывают в России [Электронный ресурс] // РИА Новости. URL: https://na.ria.ru/20200922/zarplata-1577569501.html (дата обращения: 06.05.2021).

3 ФГОС ВО - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование: утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 22 февраля 2018 г. № 121 [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440301_B_3_16032018.pdf (дата обращения 06.05.2021).

4 Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972. 255 с.

5 КузьминаН. В. Очерки психологии труда учителя. Л.: ЛГУ, 1967. 183 с.

6 Маркова А. К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. 192 с.

7 Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя. М.: Академия, 2004. 320 с.

механизмы компенсации способностей, индивидуализации профессионального становления и реализации личности и др.

В настоящей статье авторы рассматривают теорию способностей В. Д. Шадрикова8 в качестве ключевого средства преодоления аналитического подхода в исследовании способностей, а также разработки психологически обоснованной системы профессионального развития педагога на всех этапах его профессионализации. Определение способностей как «свойств функциональных систем, реализующих отдельные психические функции» [2, с. 17], позволяет не только представить их структуру (способности индивида, субъекта деятельности, личности), но и обратиться к решению проблемы их формирования с учетом длительного характера развития в условиях до-профессионального и профессионального педагогического образования.

В основе последнего утверждения лежит сформулированная в теории В. Д. Шад-рикова идея о процессе развития и формирования способностей человека, краткая характеристика которого сводится к следующему. Во-первых, способности индивида отражают функциональный уровень проявления отдельных психических функций (внимание, память, мышление и др.) и реализуют филогенетическую программу развития человека. Операциональный уровень способностей (субъекта деятельности) формируется на основе определенного развития функциональных механизмов в процессе воспитания, образования, социализации, профессионализации. Эффективность развития способностей субъекта деятельности в этих условиях зависит от мотивации субъекта, его переживаний, эмоций и эмоциональных состояний [2, с. 17-19]. Во-вторых, учитывая культурно-исторический характер развития способностей, следует предположить, что на этапе учебно-профессиональной деятельности (обучение в колледже и вузе) роль способностей индивида в работе всей системы будет незначительной. Это объясняется тем, что

развитие функциональных механизмов способностей завершается преимущественно к концу подросткового возраста9.

Таким образом, целью настоящей статьи является анализ процесса развития психологической системы педагогических способностей в условиях непрерывного педагогического образования в педагогическом классе школы, педагогическом колледже и педагогическом университете.

Обзор литературы

Во введении мы акцентировали внимание на преобладании в современной психологии аналитического подхода к изучению способностей, а также на возможностях его преодоления на основе новой теории способностей В. Д. Шадрикова [2]. Ключевым преимуществом последней является рассмотрение способностей на уровне системного взаимосодействия. Включение человека в целенаправленную деятельность обеспечивает перевод способностей индивида (свойств функциональных систем) в способности субъекта деятельности. Способности личности (мотивация, качества и черты личности и др.) не только регулируют перевод способностей индивида в способности субъекта, но и обеспечивают эффективность данного процесса. Системный характер такого взаимосодействия проявляется в формировании психологической системы деятельности, направленной на достижение соответствующего результата.

В современной психологии значительное число исследований ориентировано на анализ отдельных видов способностей без установления их взаимосодействия в деятельности. Это существенно обедняет не только результаты психологического анализа деятельности, но и возможности разработки именно системы психолого-педагогического сопровождения развития субъекта деятельности. Так, в исследованиях, посвященных функционированию педагогических способностей, приоритет отдается анализу следующих способностей

8 Шадриков В. Д. Способности и одаренность человека. М.: ИП РАН, 2019. 274 с.

9 Прихожан А. М. Подростковый возраст // Большой психологический словарь; под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. 3 изд., доп. и перераб. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. 672 с.

педагога - дидактическим [3], позволяющим развивать нравственные качества обучающихся [4], познавательным навыкам анализа индивидуальных качеств обучающихся [5], коммуникативным умениям и их влиянию на успеваемость учеников [6], влиянию педагогических способностей на мотивацию обучения [7], развитию социальных, эмоциональных [8] и коммуникативных способностей [9] учителя. Анализ способностей личности педагога предполагает изучение его лидерских качеств [10], мотивации педагогической деятельности [11], влияния личности учителя на успеваемость школьников [12], умения преодолевать стрессовые ситуации в педагогической деятельности [13]. Недостаточно внимания уделяется и анализу индивидного уровня функционирования способностей, например особенностям восприятия педагогами дидактического материала [14].

Описанная ситуация не является характерной исключительно для исследований педагогических способностей. Было выявлено, что и в отношении других специальностей и профессий приоритетным выступает изучение субъектного уровня способностей. В данном случае речь идет о психологических особенностях адаптации к учебной деятельности [15], развитии коммуникативных способностей медиков [16], способностях к инновационной деятельности студентов естественно-научных профилей подготовки [17] и к саморегуляции студентов-отличников [18], влиянии когнитивных способностей на успешность анализа студентами научных текстов [19] и критическом восприятии учебной информации [20], познавательных способностях одаренных студентов [21], а также зависимости уровня развития познавательных способностей от внедрения интерактивных форм обучения [22]. Как и в отношении педагогической профессии, изучению способностей личности здесь уделяется меньшее внимание. Предметом исследований в непедагогических профессиях становятся мотивация достижения [23], духовные способности [24] студентов, сравнительное изучение мотивации

профессиональной деятельности разных национальностей [25], влияние мотивации на развитие способности к самообучению [26] и успеваемость [27], зависимость последней от самооценки учебных достижений и возрастных особенностей учащихся [28]. Индивидный уровень функционирования способностей представителей непедагогических профессий также редко становится предметом исследования. В качестве примера приведем работы, описывающие особенности внимания и его влияния на успешность деятельности [29] и сравнительный анализ пространственных способностей российских и китайских студентов [30].

В современных исследованиях системный подход реализуется нечасто. Сегодня он применяется для изучения профессиональной одаренности машинистов железнодорожного транспорта [31], развития мнемических способностей [32], способностей субъекта профессиональной деятельности [33], надситуативного педагогического мышления [34]. Следует обратить внимание на интересное комплексное исследование, в котором определяется влияние способностей субъекта деятельности (когнитивные способности) и способностей личности (самооценки) на академическую успеваемость и характер представлений о себе в будущей профессии [35].

Обобщая проведенный анализ, отметим ряд важных моментов. Во-первых, в отечественной и зарубежной психологии недостаточно внимания уделяется системному изучению и описанию педагогических способностей, что относится и к анализу способностей представителей других профессий. Приоритетной является аналитическая стратегия, раскрывающая психологические особенности функционирования отдельных способностей или их компонентов. Во-вторых, анализ показал и малый объем исследований, в которых реализуется задача изучения процесса непрерывного развития способностей в педагогической и других сферах профессиональной деятельности. Основной причиной обозначенных недостатков является заложенная в работах

Б. М. Теплова традиция понимания способностей как индивидуально-психологических особенностей, обеспечивающих успешность деятельности, но не сводимых к знаниям, умениям и навыкам10. Как следствие, стратегия изучения педагогических способностей в таком их понимании предполагает выделение совокупностей личностных качеств, свойств, характеристик, положительно коррелирующих с успешным решением учителем педагогических задач (см., например, работы Ф. Н. Гоно-болина, Н. В. Кузьминой, Н. Д. Левитова, В. А. Крутецкого и др.). В-третьих, описанная стратегия характеризуется рядом существенных недостатков, наиболее значимый из которых сводится к тому, что набор конкретных характеристик личности педагога определяется либо умозрительно на основе теоретических представлений автора классификации, либо в результате использования процедур математической статистики. Именно поэтому в основу проведенного исследования педагогических способностей и была положена новая психологическая теория способностей В. Д. Шадрикова, преимущества которой были описаны нами ранее [36].

Материалы и методы

Характеристика выборки исследования. Объектом эмпирического исследования выступили:

а) школьники, обучающиеся в педагогическом классе (п = 15), в том числе 14 девушек, 1 - юноша (средний возраст испытуемых - 16,2 года);

б) студенты 1-3 курсов педагогического колледжа, обучающиеся по специальности «Преподавание в начальных классах» (п = 82), в том числе студентов

1 курса - 28 (средний возраст - 17,4 лет),

2 курса - 19 (средний возраст - 18,1 лет),

3 курса - 35 (средний возраст - 18,8 лет) (вся выборка женского пола);

в) студенты 1-4 курсов педагогического университета, обучающиеся по профилю «Начальное образование» (п = 104), в том числе студентов 1 курса - 24 (средний возраст - 17,6 лет), 2 курса - 21 (средний возраст - 18,4 лет), 3 курса - 31 (средний возраст - 19,6 лет), 4 курса - 28 (средний возраст - 20,5 лет) (за исключением двух студентов 2 курса вся выборка женского пола). Общий объем выборки составил 201 чел. (98,5 % женского пола).

Несмотря на использованный в исследовании метод срезов, группы испытуемых (школьники, студенты колледжа и вуза) могут быть охарактеризованы как представители системы непрерывного педагогического образования в Ярославской области, что обеспечивается следующим. Во-первых, учебные планы и образовательные программы педагогического колледжа и университета составлены с учетом преемственности подготовки учителя начальных классов и возможности выпускников колледжа получить высшее педагогическое образование в ускоренном виде в очной или заочной форме11. Во-вторых, дополнительное образование учащихся педагогического класса реализуется в соответствии с программой, разработанной совместно ЯГПУ им. К. Д. Ушинского и МОУ СОШ № 28 г. Рыбинска. Программа включает в себя проведение занятий по формированию мотивации педагогической деятельности, знакомству с работой учителя школы и педагога дополнительного образования.

Ввиду разного количества испытуемых в сравниваемых группах первым шагом обработки полученных данных стала их проверка на нормальность распределения с использованием непараметрического ^-критерия Колмогорова - Смирнова. В результате была установлена нормальность распределения данных в каждой

10 Теплов Б. М. Способности и одаренность // Избранные труды : в 2-х т. М.: Педагогика, 1985. Т. 1. С. 15-41.

11 Совмещение учебных планов было реализовано в рамках работы Ассоциации «Непрерывное профессиональное образование», созданной в 1992 г. на базе ЯГПУ им. К. Д. Ушинского и педагогических колледжей Ярославской области (Ярославль, Ростов, Рыбинск, Углич). В настоящее время 75 % выпускников педагогического колледжа по специальности «Преподавание в начальных классах» продолжают обучение в ЯГПУ по профилю «Начальное образование».

группе, что позволяет говорить как о гомогенности сравниваемых групп, так и о репрезентативности выборки.

Характеристика эмпирических методов исследования. Модель эмпирического исследования была построена на основе теории способностей В. Д. Шадрико-ва [2], в которой способности человека представлены на трех уровнях функционирования - индивидном, субъектном и личностном. Для их изучения были выбраны соответствующие специфике учебно-профессионального обучения будущего педагога эмпирические методы -психодиагностические тесты, опросники, самооценочная шкала, анализ показателей академической успеваемости.

Эмпирическое исследование индивидных способностей было направлено на оценку уровня развития свойств внимания (объем, переключение, распределение, концентрация, устойчивость) и уровня развития вербальных и невербальных компонентов воображения. Для этого были использованы стандартные тесты: «Красно-черная таблица», «Перепутанные линии», «Корректурная таблица», «Круги», «Три слова»12. В настоящем исследовании свойства внимания и компоненты воображения демонстрируют функциональный уровень проявления педагогических способностей.

Целью измерения способностей субъекта педагогической деятельности была оценка уровня развития интеллектуальных операций («Тест умственных способностей» Р. Амтхауера13), социального интеллекта («Тест социального интеллекта»

Дж. Гилфорда, М. Салливена14) и рефлексивных способностей в деятельности («Тест рефлексии деятельности» В. Д. Шадрико-ва, С. С. Кургиняна15). Данные показатели отражают развитие способностей, связанных с решением разнохарактерных задач в учебно-профессиональной деятельности (вербальных, невербальных, пространственных, мнемических), задач анализа поведения и деятельности других людей, самоанализа и рефлексии.

При анализе способностей личности оценивался уровень сформированности личностных черт («16-ти факторный личностный опросник» Р. Кеттелла16), мотивации обучения («Методика изучения мотивации обучения в вузе» Т. И. Ильиной и «Методика диагностики учебной мотивации студентов» А. А. Реана, В. А. Якунина17), ценностных ориентаций («Опросник терминальных ценностей» И. Г. Сенина18), а также проводилась самооценка обучающимися уровня развития педагогической одаренности и способностей (авторская 10-ти балльная шкала «Самооценка педагогической одаренности и способностей»).

Выбор конкретных показателей, в которых проявляются педагогические способности на индивидном, субъектном и личностном уровнях, обосновывается требованиями к профессии учителя, описываемыми в типичной профессиограм-ме (см., например19). В последней представлены требования к уровню развития познавательных, вербальных и невербальных способностей, интеллекта, коммуникабельности, личности и др. Выбор

12 Лабораторный практикум по психологии человека. Ч. 1. Диагностика познавательных способностей / Сост. Н. П. Ансимова, Е. Г Заверткина, Н. Г Рукавишникова. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2002. 64 с.

13 Тест умственных способностей. Руководство / И. Г. Сенин, О. В. Сорокина, В. И. Чирков. Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», 2000. 18 с.

14Михайлова Е. С. Тест Гилфорда диагностика социального интеллекта. СПб.: ИМАТОН, 2006. 56 с.

15 ШадриковВ. Д., Кургинян С. С., КузнецоваМ. Д. Тест рефлексии деятельности. М.: Университетская книга, 2015. 100 с.

16 Рукавишников А. А., Соколова М. В. Пособие по применению личностного опросника Р. Кеттелла 16 PF. Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», 2000. 43 с.

17 ИльинЕ. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. С. 433.

18 Сенин И. Г. Опросник терминальных ценностей. Ярославль: Изд-во НПЦ «Психодиагностика», Фонд гражданских инициатив «Содействие», 1991. 19 с.

19 Интерактивный портал агентства труда и занятости населения Красноярского края. Профессиограм-ма. Учитель [Электронный ресурс]. URL: https://trud.krskstate.ru/professiograms/detail/238940d7-1e53-432a-a89e-6d2ceceb11f3 (дата обращения: 21.06.2021).

конкретных показателей способностей индивида определяется высокой ролью на-блюдательности20 и воображения21 в обеспечении успешности будущей педагогической деятельности.

Учитывая цель настоящей статьи, обработка результатов эмпирического исследования была направлена на анализ системных индексов психологической системы педагогических способностей (когерентности, дивергентности, организованности), гомогенности психологических структур, а также на выделение базовых и ведущих компонентов способностей (подробнее описание показателей приводится в работе Ю. Н. Слеп-ко, Т. В. Ледовской, А. Э. Цымбалюк22). Использование данной процедуры обработки результатов было направлено на решение задач, раскрывающих цель исследования. Во-первых, подсчет системных индексов позволяет оценить инте-грированность (индекс когерентности) и дифференцированность (индекс дивер-гентность) системы способностей на разных этапах педагогического образования. Соотношение таких показателей дает возможность ответить на вопрос о степени организованности психологической системы способностей, т. е. ее качественном состоянии. Во-вторых, оценка гомогенности психологических структур способностей помогает определить наличие или отсутствие качественных различий в их иерархической организации на разных этапах образования. В-третьих, выделение базовых и ведущих компонентов позволяет качественно описать педагогические способности, наиболее значимые для развития (базовые компоненты, имеющие наибольший вес в системе) и функционирования (ведущие компоненты, статистически достоверно коррелирующие с академической успеваемостью) системы. В таком случае появляется возможность

охарактеризовать качественные и хронологические особенности развития педагогических способностей на уровне их системного функционирования.

Обратим внимание, что последовательность представления результатов проведенного исследования связана с поиском ответов на три ключевых вопроса: как изменяется организованность системы педагогических способностей в условиях непрерывного педагогического образования; как при этом меняется качественный и количественный состав базовых способностей; какова функциональная роль отдельных видов способностей на разных уровнях педагогического образования.

Результаты исследования

Динамические особенности системы способностей. Обращаясь к проблеме формирования психологической системы педагогических способностей, необходимо прежде всего ответить на вопрос о наиболее общих характеристиках этого процесса. Значения показателей функционирования системы позволяют обратить внимание на ряд следующих моментов (табл. 1).

Процесс развития психологической системы педагогических способностей в условиях непрерывного педагогического образования носит выраженный неравномерный характер. Об этом свидетельствует изменение показателя организованности системы, более наглядно представленное на рисунке.

В педагогическом классе, по сравнению с педагогическим колледжем и вузом, организованность системы наиболее высокая. Это указывает на парадоксальный, с первой точки зрения, феномен - система педагогических способностей старшеклассников, не имеющих опыта профессионального педагогического образования, более развита, чем в колледже и вузе.

20 Колодина Л. В. Наблюдательность личности как фактор формирования педагогического взаимодействия в системе «Учитель - Ученик»: дис. канд. ... психол. наук. Новосибирск, 2000. 176 с.

21 Демченко И. В. Становление профессионально-педагогического воображения будущего учителя в процессе педагогической подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1996. 17 с.

22 Слепко Ю. Н., Ледовская Т. В., Цымбалюк А. Э. Анализ данных и интерпретация результатов психологического исследования. Изд. 3-е стер. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2018. 223 с.

Т а б л и ц а 1. Значения показателей индексов психологической системы педагогических способностей

T a b l e 1. Values of indices of the psychological system of pedagogical abilities

Группа учащихся / Group Системные индексы / System indexes

Когерентность/ Coherence Дивергентность / Divergence Организованность / Organization

Педагогический класс / Pedagogical class 1 377 242 1 135

Колледж / Vocational Training College:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 курс / 1 year of study 1 200 358 842

2 курс / 2 year of study 1 100 310 790

3 курс / 3 year of study 998 408 590

Вуз / University:

1 курс / 1 year of study 954 432 522

2 курс / 2 year of study 1 183 601 582

3 курс / 3 year of study 1 297 458 839

4 курс / 4 year of study 1 296 487 809

Примечание /Note. Когерентность - показатель интегрированности системы способностей, т. е. числа статистически значимых положительных корреляций между компонентами системы / Coherence is an indicator of the integration of a system of abilities, that is, the number of statistically significant positive correlations between the components of the system. Дивергентность - показатель дезинтегрированности системы способностей, т. е. числа статистически значимых отрицательных корреляций между компонентами системы / Divergence is an indicator of the disintegration of the system of abilities, that is, the number of statistically significant negative correlations between the components of the system. Организованность -показатель разницы между когерентностью и дивергентностью системы, отражающий развитость психологической системы / Organization is an indicator of the difference between the coherence and divergence of the system, reflecting the development of the psychological system.

Р и с у н о к. Динамика показателя организованности психологической системы педагогических

способностей, усл. eд.

F i g u r e. Dynamics of the indicator of organization of the psychological system of pedagogical abilities,

in conventional units

Данная ситуация может быть объяснена следующим. Во-первых, в структуре способностей школьников способности личности (мотивация деятельности) занимают базовую роль, т. е. организуют вокруг себя функционирование других компонентов системы. Здесь наши данные согласуются с пониманием интегрирующей роли мотивации деятельности в структуре способностей в теории В. Д. Шадри-кова23. Во-вторых, высокая значимость мотивации в структуре способностей, по всей видимости, является следствием реализации образовательной программы педагогического класса, в которой формированию мотивации педагогической деятельности отводится наиболее значимая роль. В-третьих, вряд ли стоит говорить о развитии системы именно педагогических способностей по итогам обучения в педагогическом классе, так как ученик не имеет возможности реализовать их в реальной практике работы учителя. Ввиду этого высокая интегрирован-ность системы способностей - отражение сформированной к 10-11 классам психологической системы школьной учебной деятельности, что обосновывает полученные ранее данные24. Это подтверждается и тем, что в течение 1-3 курсов обучения в вузе интегрируется новая для выпускника школы психологическая система педагогических способностей, максимум организованности которой приходится на третий курс (рисунок).

Последнее утверждение отражает неравномерный характер развития психологической системы педагогических способностей не только в университете, но и в колледже. В колледже организованность системы в процессе обучения снижается, в вузе - растет. Различия здесь проявляются еще и в том, что в течение всего обучения в колледже психологическая система способностей постоянно перестраивается: структуры способностей

студентов разных курсов являются гетерогенными. Обратная ситуация характерна для студентов педагогического вуза -с 1 по 4 курс психологические структуры способностей гомогенны, т. е. студенты колледжа находятся в состоянии непрерывного перестраивания психологической структуры способностей, непрерывного поиска наиболее оптимальной для будущей профессиональной деятельности конструкции способностей. Это сопровождается и снижением организованности системы способностей. Учащиеся педагогического вуза находятся в противоположной ситуации - непрерывный рост организованности системы способностей сопровождается гомогенным характером структуры способностей на каждом курсе обучения.

Полученный результат можно объяснить в понятиях профессионального самоопределения и формирования личности будущего педагога. Психологическая система педагогических способностей студентов колледжа непрерывно перестраивается, что указывает на отсутствие в самом начале обучения четких представлений о характере будущей профессиональной педагогической деятельности. Причиной снижения организованности системы способностей может быть незавершенность процесса формирования психологической системы учебной деятельности у выпускников школ, поступающих в колледж после окончания 9 класса25. Учащиеся педагогического университета с начала обучения на уровне мотивации педагогической деятельности имеют более устойчивую психологическую конструкцию, которая позволяет им не перестраивать, а совершенствовать сформированную ранее систему способностей. Частично объяснение разной динамики организованности системы и различий в гомогенности психологических структур способностей будет дано ниже.

23 Шадриков В. Д. Способность и одаренность человека. С. 120.

24 Слепко Ю. Н., Поваренков Ю. П. Психология учебной деятельности школьника: системогенетиче-ский подход. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2019. 263 с.

25 Данное утверждение требует проведения специального эмпирического исследования обозначенной проблемы.

Базовые компоненты системы способностей. Выше мы установили, что студенты педагогического колледжа и педагогического вуза характеризуются качественно различающейся организацией психологической системы педагогических способностей - ее развитием и конструкцией на разных курсах обучения. Одним из факторов, позволяющих раскрыть сущность этих различий, является анализ базовых26 компонентов психологической системы способностей. Особый интерес вызывает анализ базовых компонентов через их соотнесение с определенным видом способностей. Это позволит ответить на вопрос о том, какие виды способностей более значимы и развиты в разные периоды педагогического образования. Представленные в таблице 2 данные позволяют отметить в полученных результатах наиболее важные моменты.

Прежде всего обращает на себя внимание факт доминирующей роли способностей личности в психологической системе педагогических способностей учащихся педагогического класса. Это означает, что индивидные и субъектные компоненты практически никак не задействованы в формировании у школьников

представлений о содержании будущей педагогической профессии. Данный вывод вполне естественен, поскольку в работе педагога с учениками преобладает развитие мотивационного компонента способностей (способностей личности), направленного на объяснение привлекательности педагогической профессии. Между тем, несмотря на значительную роль мотивации в профессиональном самоопределении [37], исключительное внимание на мотивирование учеников закладывает на начальных этапах профессионализации условия для столь же раннего профессионального выгорания педагога27. Полученный результат позволяет обратить внимание на необходимость включения в образовательную программу отдельных занятий или модулей, ориентированных на раннее освоение отдельных элементов педагогической деятельности, т. е. на развитие способностей субъекта. Например, это могут быть занятия, связанные с решением педагогических ситуаций, конфликтов и др.

Общим для студентов колледжа и вуза является соотношение роли субъектных и личностных характеристик в психологической системе способностей.

Т а б л и ц а 2. Включенность видов способностей в функционирование системы T a b l e 2. Inclusion of types of abilities in the functioning of the system

Виды способностей / Types of abilities Группа испытуемых / A group of testees

педагогический класс / pedagogical class педагогический колледж / vocational pedagogical college педагогический вуз / pedagogical university

индивида / individual субъекта деятельности / subject of activity личности / personality

0* 6

72

37 46

33 52

Примечание / Note. * - показатель включенности видов способностей в функционирование системы представлен в процентах. Значение рассчитывается как процент базовых компонентов способностей от общего количества компонентов, входящих в тот или иной вид способностей. Чем выше процент, тем больше способностей данного вида являются базовыми для исследуемых групп / the indicator of the involvement of the types of abilities in the functioning of the system is presented as a percentage. The value is calculated as a percentage of the base components of abilities from the total number of components included in a particular type of ability. The higher the percentage, the more abilities of this type are basic for the studied groups.

8

9

26 Базовые компоненты - компоненты, имеющие в системе наибольший вес; они интегрируют вокруг себя функционирование всех остальных компонентов системы.

27 Харланова Ю. В. Профессиональное выгорание педагогов: выявление и профилактика // Психологическое сопровождение безопасности образовательной среды школы в условиях внедрения новых образовательных и профессиональных стандартов. М.: МГППУ, 2015. С. 94-98.

Несмотря на то, что способности личности в обоих случаях наиболее значимы для функционирования системы, в вузе их роль выше. Это и может быть объяснением описанных в предыдущем пункте различий в развитии психологической системы педагогических способностей. Согласно теории В. Д. Шадрикова28, функцией способностей личности (мотивации, качеств личности, ценностей и др.) являются направление поведения человека, определение развития способностей субъекта деятельности, интеграция системы способностей в целях обеспечения успешности реализуемой деятельности. Именно поэтому значительное преобладание в системе студентов вуза личностных компонентов приводит к практически непрерывному росту ее интеграции, организованности. В свою очередь, снижение организованности системы способностей учащихся колледжа может быть объяснено значительно большей ролью в ней субъектно-деятельностных компонентов. Последнее ставит нас перед своеобразным парадоксом - сокращенный по сравнению с вузом период обучения в колледже требует значительной прикладной организации учебного процесса. Результатом этого должна быть более высокая степень готовности выпускников колледжа решать образовательные задачи в школе. Однако это приводит к негативным последствиям в плане развития психологической системы педагогических способностей, которая к концу обучения в колледже дезинтегрирована. Таким образом, актуальным представляется продолжение проведенного нами исследования и сравнительная характеристика динамических и содержательных особенностей психологической системы педагогических способностей учителей - выпускников колледжа и вуза.

Не менее важные для достижения цели настоящей статьи результаты получены

при анализе ведущих компонентов психологической системы педагогических способностей.

Функциональный анализ системы способностей. Результаты анализа ведущих компонентов29 психологической системы педагогических способностей позволяют охарактеризовать особенности функциональной организации системы и уточнить ряд затронутых выше вопросов (табл. 3).

Приблизительно равное влияние субъектных и личностных компонентов на успеваемость учеников педагогического класса еще раз подтверждает идею о завершении развития психологической системы учебной деятельности в старших классах30. Сформированность основных интеллектуальных операций (способности субъекта) к концу школьного обучения позволяет продуктивно решать учебно значимые задачи. Функцией способностей личности является активное профессиональное самоопределение школьника, продуктивность которого положительно влияет на академическую успеваемость. Сравнивая данные таблиц 2 и 3, отметим, что фактически отсутствие субъектных компонентов в системе способностей учеников педагогического класса закономерно - без организации специальной развивающей педагогические способности работы способности субъекта будут обеспечивать успешность лишь текущей учебной деятельности. В связи с этим эффективность занятий учителя с учениками будет ограничиваться лишь формированием мотивации выбора педагогического колледжа или вуза. Поэтому вряд ли здесь можно говорить о полноценной профессиональной ориентации молодежи, в ходе которой выбор профессии осуществляется «в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями, а также возможностями, которые предоставляет человеку общество»31. Исключение субъектного компонента педагогической деятельности

28 Шадриков В. Д. Способность и одаренность человека. С. 120.

29 Ведущие компоненты - компоненты, имеющие статистически значимую положительную связь с показателем академической успеваемости.

30 Слепко Ю. Н., Поваренков Ю. П. Психология учебной деятельности школьника: системогенетиче-ский подход. С. 195-197.

31 Дружинин В. Н. Профессиональная ориентация // Большой психологический словарь; под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. С. 418.

(т. е. апробации своих способностей) является потенциальным деструктивным фактором, приводящим к разочарованию в профессии педагога, отчислению из педагогического колледжа и вуза и др.32.

В отношении данных, характеризующих ведущие компоненты системы педагогических способностей студентов колледжа и вуза, следует обратить внимание на два момента. Во-первых, высокая значимость способностей личности студентов колледжа в академической успешности подтверждает представленную на рисунке отрицательную динамику организованности системы способностей. Непрерывная дезорганизация системы связана с поиском мотивационного обоснования выбора студентами колледжа педагогической профессии. Это проявляется в том, что наиболее успешные среди них прежде всего те, кто принимает профессию учителя в качестве личного выбора.

Во-вторых, в отношении студентов вуза обращает на себя внимание факт наибольшей значимости для успешности учебной деятельности способностей индивида и личности. На наш взгляд, это позволяет говорить о большей гармоничности психологической системы

педагогических способностей у учащихся. Решение учебно значимых задач в вузе обеспечивается включением функциональных и личностных ресурсов в образовательную деятельность. Например, процесс подготовки к сессии, где требуется использование ресурсов памяти, внимания, восприятия и других индивидных способностей, будет эффективнее, если у студента более адекватная мотивация учебной деятельности (способности личности).

Обобщая результаты проведенного исследования, необходимо отметить, что развитие педагогических способностей на различных уровнях профессиональной подготовки педагога характеризуется качественно специфичной динамикой (неравномерностью и гетерохронностью), разным составом базовых педагогических способностей и их функциональным вкладом в функционирование целостной системы способностей будущего педагога.

Обсуждение и заключение

Проведенное исследование позволило установить, что феномен непрерывного педагогического образования должен рассматриваться минимум в двух аспектах.

Т а б л и ц а 3. Включенность видов способностей в успешность реализуемой деятельности T a b l e 3. The inclusion of types of abilities in the success of the implemented activity_

Виды способностей / types of abilities Группа испытуемых / A group of testees

педагогический класс / pedagogical class педагогический колледж / vocational pedagogical college педагогический вуз / pedagogical university

индивида / individual 0* 4 19

субъекта деятельности / 24 8 9

subject of activity

личности / personality 28 18 14

Примечание / Note. * - показатель включенности видов способностей в успешность реализуемой деятельности представлен в процентах. Значение рассчитывается как процент ведущих компонентов способностей от общего количества компонентов, входящих в тот или иной вид способностей. Чем выше процент, тем больше способностей данного вида являются ведущими для исследуемых групп / the indicator of the involvement of the types of abilities in the success of the implemented activity is presented as a percentage. The value is calculated as the percentage of the leading components of abilities from the total number of components included in a particular type of ability. The higher the percentage, the more abilities of this type are leading for the studied groups.

32 Названы самые частые причины отчисления студентов из вузов // Москва 24 [Электронный ресурс]. URL: https://www.m24.ru/news/obshchestvo/26052020/119161?utm_source=CopyBuf (дата обращения 07.05.2021).

1) организационно-педагогический -подразумевает создание такой системы, в ходе функционирования которой задачи педагогического образования достигаются через последовательное прохождение педагогом всех ступеней общего, профессионального, дополнительного образования [38]. В данном случае непрерывное педагогическое образование может вполне правомерно рассматриваться как линейный процесс.

2) психологический - носит выраженный нелинейный характер. В нем проявляются типичные свойства психологической системы - неравномерность и гетерохронность, указывающие на наличие качественно специфичных периодов их развития, влияние разных видов способностей на успешность деятельности и т. д. Свойства неравномерности и гетерохронности проявляются не только на уровне описания системы педагогических способностей, но и при изучении отдельных способностей в период их развития в колледже и вузе - социальных [39], рефлексивных [40] и др.

Дискуссионным моментом, обсуждавшимся в разделе, посвященном динамическим особенностям системы способностей, является поиск причин разной динамики организованности системы в педагогическом колледже (снижение) и вузе (рост). Не затронутой в основном тексте статьи является роль педагогической практики и сроков ее прохождения в процессе профессионального обучения. Более раннее знакомство студентов колледжа с реальной практикой работы учителя начальных классов может быть одной из причин, приводящих к отрицательной динамике организованности системы в течение всего периода

их обучения. Данный вопрос требует более детального теоретического и эмпирического анализа полученных данных.

Отметим ряд ограничений проведенного исследования. Прежде всего для полноценного анализа развития психологической системы педагогических способностей требуется расширение хронологических рамок эмпирического исследования. Важны установление динамики развития системы за пределами профессионального образования, понимание изменения соотношения видов способностей в реальной педагогической деятельности, оценка вклада разных видов способности в успешность последней. Помимо этого в ходе анализа требуется конкретизация компонентного состава педагогических способностей с целью разработки программ их целенаправленного формирования на разных уровнях профессионального образования. Необходимость последнего определяется тем, что включение выпускника в реальную практику деятельности учителя приводит к трансформации формируемых в учебно-профессиональном обучении способностей в конкретные типы педагогических действий, связанных с обучением, воспитанием и развитием школьников.

Настоящее исследование уточняет и расширяет представления о специфике профессионализации педагога на разных этапах профессионального образования, вносит вклад в педагогическую психологию, психологию труда учителя. Полученные результаты будут полезны психологам и педагогам, организующим процесс профессионального становления и реализации личности учителя на разных этапах его подготовки.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Нуриева, Л. М. Трудоустройство выпускников педвузов: статистика против мифологии / Л. М. Нуриева, С. Г. Киселев. - DOI 10.17853/1994-5639-2020-9-37-66 // Образование и наука. - 2020. - Т. 22, № 9. -С. 37-66. - Рез. англ.

2. Шадриков, В. Д. К новой психологической теории способностей и одаренности / В. Д. Шадриков. -DOI 10.31857/3020595920002981-5 // Психологический журнал. - 2019. - Т. 40, № 2. - С. 15-26. - Рез. англ.

3. Teaching Foreign Languages Inclusively: Standards for Teacher Competence / T. S. Makarova, E. E. Matveeva, M. A. Molchanova [и др.]. - DOI 10.15507/1991-9468.102.025.202101.144-158 // Интеграция образования. - 2021. - Т. 25, № 1. - С. 144-158.

4. Потанина, Л. Т. Готовность учителя к развитию нравственных представлений учащихся в инновационной образовательной среде / Л. Т. Потанина, Ю. В. Койнова-Цёльнер, Т. В. Склярова. -DOI 10.15507/1991-9468.101.024.202004.608-621 // Интеграция образования. - 2020. - Т. 24, № 4. -С. 608-621. - Рез. англ.

5. Crosswaite, M. Teacher Beliefs about the Aetiology of Individual Differences in Cognitive Ability, and the Relevance of Behavioural Genetics to Education / M. Crosswaite, K. Asbury. - DOI 10.1111/bjep.12224 // British Journal of Educational Psychology. - 2019. - Vol. 89, issue 1. - Pp. 95-110.

6. Physiological Responses to a School Task: The Role of Student-Teacher Relationships and Students' Emotional Appraisal / L. Y. Mastromatteo, S. Zaccoletti, L. Mason, S. Scrimin. - DOI 10.1111/bjep.12410. -Текст : электронный // British Journal of Educational Psychology. - 2021.

7. Ghasemi, F. A Motivational Response to the Inefficiency of Teachers' Practices towards Students with Learned Helplessness / F. Ghasemi. - DOI 10.1016/j.lmot.2020.101705. - Текст : электронный // Learning and Motivation. - 2021. - Vol. 73.

8. A Meta-analysis of the Impact of Social and Emotional Learning Interventions on Teachers' Burnout Symptoms / S. Oliveira, M. S. Roberto, A. M. Veiga-Simao, A. Marques-Pinto. - DOI 10.1007/s10648-021-09612-x. - Текст : электронный // Educational Psychology Review. - 2021.

9. Гордеева, Т. О. Диагностика мотивирующего и демотивирующего стилей учителей: методика «Ситуации в школе» / Т. О. Гордеева, О. А. Сычев. - DOI 10.17759/pse.2021260103 // Психологическая наука и образование. - 2021. - Т. 26, № 1. - С. 51-65. - Рез. англ.

10. Pedagogical Leadership within the Framework of Human Talent Management: A Comprehensive Approach from the Perspective of Higher Education in Ecuador / M. F. Cejas Martinez, D. J. Mendoza Velazco, M. Navarro Cejas, Ju. P. Morales Corozo. - DOI 10.15507/1991-9468.102.025.202101.008-021 // Интеграция образования. - 2021. - Т. 25, № 1. - С. 8-21.

11. Горбушина, А. В. Закономерности изменения мотивации профессиональной деятельности педагогов / А. В. Горбушина, Г. И. Корчагина. - DOI 10.17323/1813-8918-2020-4-696-718 // Психология. Журнал высшей школы экономики. - 2020. - Т. 17, № 4. - С. 696-718. - Рез. англ.

12. What Makes a Physical Education Teacher? Personal Characteristics for Physical Education Development / M. Schnitzius, A. Kirch, S. Spengler [и др.]. - DOI 10.1111/bjep.12415. - Текст : электронный // British Journal of Educational Psychology. 2021.

13. Improving Chinese Teachers' Stress Coping Ability through Group Sandplay / P. Sun, Y. Qu, J. Wu [и др.]. -DOI 10.1017/sjp.2018.69. - Текст : электронный // The Spanish Journal of Psychology. - 2018. - Vol. 21.

14. Соловьева, В. А. Анализ окуломоторной активности, наблюдаемой при изучении образовательного материала с экрана / В. А. Соловьева, С. Б. Вениг, Т. В. Белых. - DOI 10.15507/19919468.102.025.202101.091-109 // Интеграция образования. - 2021. - Т. 25, № 1. - С. 91-109. - Рез. англ.

15. Steele, A. R. Investigating the Educational Experiences of Transnational Students: Differences in Academic Integration, Social Integration, and Institutional and Goal Commitment / A. R. Steele, H. E. Douglas. -DOI 10.1111/bjep.12424. - Текст : электронный // British Journal of Educational Psychology. - 2021.

16. Васильева, Е. Ю. Оценка коммуникативной компетентности у ординаторов / Е. Ю. Васильева, М. И. Томилова. - DOI 10.26907/esd14.4.08 // Образование и саморазвитие. - 2019. - Т. 14, № 4. -С. 81-90. - Рез. англ.

17. Перикова, Е. И. Инновативность личности: исследование параметров психологической системы деятельности вузовской молодежи / Е. И. Перикова, И. В. Атаманова, С. А. Богомаз. - DOI 10.17323/1813-89182020-4-719-736 // Психология. Журнал высшей школы экономики. - 2020. - Т. 17, № 4. - С. 719-736. - Рез. англ.

18. Kaplan, A. An Identity Systems Perspective on High Ability in Self-Regulated Learning / A. Kaplan, A. Neuber, J. K. Garner. - DOI 10.1080/13598139.2019.1568830 // High Ability Studies. - 2019. - Vol. 30, issue 1-2. - Pp. 53-78.

19. The Ability to Evaluate Arguments in Scientific Texts: Measurement, Cognitive Processes, Nomological Network, and Relevance for Academic Success at the University / H. Münchow, T. Richter, S. Mühlen, S. Schmid. - DOI 10.1111/bjep.12298 // British Journal of Educational Psychology. - 2019. - Vol. 89, issue 3. -Pp. 501-523.

20. Improving University Students' Web Savvy: An Intervention Study / S. McGrew, M. Smith, J. Breakstone [и др.]. - DOI 10.1111/bjep.12279 // British Journal of Educational Psychology. - 2019. - Vol. 89, issue 3. -Pp. 485-500.

21. Efklides, A. Gifted Students and Self-Regulated Learning: The MASRL Model and Its Implications for SRL /

A. Efklides. - DOI 10.1080/13598139.2018.1556069 // High Ability Studies. - 2019. - Vol. 30, issue 1-2. - Pp. 79-102.

22. Wang, Y. The Benefits of Teaching on Comprehension, Motivation, and Perceived Difficulty: Empirical Evidence of Teaching Expectancy and the Interactivity of Teaching / Y. Wang, L. Lin, O. Chen. - DOI 10.1111/ bjep.12416. - Текст : электронный // British Journal of Educational Psychology. - 2021.

23. Achievement Goals and Emotions: The Mediational Roles of Perceived Progress, Control, and Value / N. C. Hall, L. Sampasivam, K. R. Muis, J. Ranellucci. - DOI 10.1111/bjep.12108 // British Journal of Educational Psychology. - 2016. - Vol. 86, issue 2. - Pp. 313-330.

24. Ожиганова, Г. В. Духовные способности личности и продуктивная жизнедеятельность / Г. В. Ожи-ганова. - DOI 10.17323/1813-8918-2021-1-182-202 // Психология. Журнал высшей школы экономики. -2021. - Т. 18, № 1. - С. 182-202. - Рез. англ.

25. Очник, Д. Профессиональные интересы польских и словенских студентов, изучающих менеджмент / Д. Очник, А. Арзеншек. - DOI 10.17323/1813-8918-2020-2-328-344 // Психология. Журнал высшей школы экономики. - 2021. - Т. 17, № 2. - С. 328-344. - Рез. англ.

26. Chukwuedoa, S. O. Motivating Academic Engagement and Lifelong Learning among Vocational and Adult Education Students Via Self-Direction in Learning / S. O. Chukwuedo, F. O. Mbagwu, T. C. Ogbuanya. -DOI 10.1016/j.lmot.2021.101729. - Текст : электронный // Learning and Motivation. - 2021. - Vol. 71.

27. Motivation-Achievement Cycles in Learning: a Literature Review and Research Agenda / T. V. Vu, L. Magis-Weinberg, B. Jansen [и др.]. - DOI 10.1007/s10648-021-09616-7. - Текст : электронный // Educational Psychology Review. - 2021.

28. A Meta-Analysis of the Longitudinal Relationship between Academic Self-Concept and Academic Achievement / H. Wu, Y. Guo, Y. Yang [и др.]. - DOI 10.1007/s10648-021-09600-1. - Текст : электронный // Educational Psychology Review. - 2021.

29. Coll-Martín, T. Attentional Networks, Vigilance, and Distraction as a Function of Attention-Deficit/ Hyperactivity Disorder Symptoms in an Adult Community Sample / T. Coll-Martín, H. Carretero-Dios, J. Lupiáñez. - DOI 10.1111/bjop.12513 // British Journal of Psychology. - 2021.

30. The Factorial Structure of Spatial Abilities in Russian and Chinese Students / M. V. Likhanov, V. I. Ismatullina, A. Y. Fenin [и др.]. - DOI 10.11621/pir.2018.0407 // Psychology in Russia: State of the Art. -2018. - Vol. 11, issue 4. - Pp. 96-114.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

31. Соболева, Т. Н. Формирование профессиональной одаренности и ее детерминация мотивацией успеха и различной степенью свободы в деятельности / Т. Н. Соболева. - DOI 10.17323/1813-8918-2020-3537-557 // Психология. Журнал высшей школы экономики. - 2020. - Т. 17, № 3. - С. 537-557. - Рез. англ.

32. Черемошкина, Л. В. Мнемические способности в период перехода от подросткового к юношескому возрасту (по материалам лонгитюдного исследования) / Л. В. Черемошкина, Т. Н. Осинина. - DOI 10.31857/S020595920011082-6 // Психологический журнал. - 2020. - Т. 41, № 6. - С. 35-47. - Рез. англ.

33. Толочек, В. А. Континуум «задатки - способности - профессионально важные качества - компетенции»: открытые вопросы / В. А. Толочек. - DOI 10.31857/S020595920010427-5 // Психологический журнал. - 2020. - Т. 41, № 4. - С. 32-45. - Рез. англ.

34. Кашапов, М. М. Надситуативное мышление как когнитивный ресурс субъекта в условиях профессионализации / М. М. Кашапов, И. В. Серафимович. - DOI 10.31857/S020595920009326-4 // Психологический журнал. - 2020. - Т. 41, № 3. - С. 43-52. - Рез. англ.

35. Nikolaou, I. Exploring the Relationship of a Gamified Assessment with Performance / I. Nikolaou, K. Georgiou, V. Kotsasarlidou. - DOI 10.1017/sjp.2019.5 // The Spanish Journal of Psychology. - 2019. - Vol. 22.

36. Мазилов, В. А. Исследование педагогических способностей и стратегии формирования педагогической одаренности / В. А. Мазилов // Ярославский педагогический вестник. - 2020. - № 4 (115). -С. 96-106. - URL: http://vestnik.yspu.org/releases/2020_4/14.pdf (дата обращения: 17.04.2021). - Рез. англ.

37. Жолудева, С. В. Особенности развития профессионального самоопределения и мотивации к профессиональной деятельности на этапе профессионального развития адепта / С. В. Жолудева. - Текст : непосредственный // Профессиональные представления. - 2020. - № 1. - С. 63-77. - Рез. англ.

38. Ковалев, В. П. Непрерывное педагогическое образование как условие совершенствования подготовки педагогов к профессиональной деятельности / В. П. Ковалев, Т. В. Горбунова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2010. - № 8. - С. 100-108. - URL: http://vestnik-cspu.ru/upload/pdf/issues/2010/2010_8.pdf (дата обращения: 06.05.2021). - Рез. англ.

39. Мазилов, В. А. Развитие социальных способностей студентов педагогического университета /

B. А. Мазилов, Ю. Н. Слепко. - DOI 10.15507/1991-9468.100.024.202003.412-432 // Интеграция образования. - 2020. - Т. 24, № 3. - С. 412-432. - Рез. англ.

40. Мазилов, В. А. Сравнительный анализ психологического содержания и развития рефлексивных способностей студентов педагогического колледжа и педагогического вуза / В. А. Мазилов, Ю. Н. Слепко. - DOI 10.15293/2658-6762.2004.06 // Science for Education Today. - 2020. - Vol. 10, no. 4. - Pp. 91-108. - Рез. англ.

Поступила 19.05.2021; одобрена после рецензирования 30.06.2021; принята к публикации 05.07.2021.

Об авторах:

Мазилов Владимир Александрович, заведующий кафедрой общей и социальной психологии ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского» (150000, Российская Федерация, г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 108/1), доктор психологических наук, профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0646-6461, Scopus ID: 13004734300, Researcher ID: F-9746-2013,

v.mazilov@yspu.org

Слепко Юрий Николаевич, декан педагогического факультета ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского» (150000, Российская Федерация, г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 108/1), кандидат психологических наук, доцент, ORCID: https:// orcid.org/0000-0001-6768-4652, Scopus ID: 56111886000, Researcher ID: AAF-8745-2019, slepko@inbox.ru

Заявленный вклад авторов:

В. А. Мазилов - постановка проблемы исследования; обоснование актуальности исследования; структурирование теоретического анализа проблемы и направлений обзора исследований проблемы развития способностей в психологии.

Ю. Н. Слепко - обзор современных исследований проблемы развития способностей; организация и проведение эмпирического исследования; обработка данных; описание и интерпретация результатов эмпирического исследования.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

REFERENCES

1. Nurieva L.M., Kiselev S.G. Employment of Graduates of Pedagogical Universities: Statistics vs Mythology. Obrazovanie i nauka = The Education and Science Journal. 2020; 22(9):37-66. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-9-37-66

2. Shadrikov V.D. To New Psychological Theory of Abilities and Giftedness. Psihologicheskii zhurnal = Psychological Journal. 2019; 40(2):15-26. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.31857/ S020595920002981-5

3. Makarova T.S., Matveeva E.E., Molchanova M.A., Morozova E.A., Burenina N.V. Teaching Foreign Languages Inclusively: Standards for Teacher Competence. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. 2021; 25(1):144-158. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.102.025.202101.144-158

4. Potanina L.T., Koinova-Zoellner J.V., Sklyarova T.V. Teachers' Readiness to Develop Students' Moral Concepts in Innovative Educational Contexts. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. 2020; 24(4):608-621. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.101.024.202004.608-621

5. Crosswaite M., Asbury K. Teacher Beliefs about the Aetiology of Individual Differences in Cognitive Ability, and the Relevance of Behavioural Genetics to Education. British Journal of Educational Psychology. 2019; 89(1):95-110. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1111/bjep.12224

6. Mastromatteo L.Y., Zaccoletti S., Mason L., Scrimin S. Physiological Responses to a School Task: The Role of Student-Teacher Relationships and Students' Emotional Appraisal. British Journal of Educational Psychology. 2021. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1111/bjep.12410

7. Ghasemi F. A Motivational Response to the Inefficiency of Teachers' Practices towards Students with Learned Helplessness. Learning and Motivation. 2021; 73. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1016/j.lmot.2020.101705

8. Oliveira S., Roberto M.S., Veiga-Simao A.M., Marques-Pinto A. A Meta-Analysis of the Impact of Social and Emotional Learning Interventions on Teachers' Burnout Symptoms. Educational Psychology Review. 2021. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1007/s10648-021-09612-x

9. Gordeeva T.O., Sychev O.A. Diagnostics of Motivating and Demotivating Styles of Teachers: "Situations-in-School" Questionnaire. Psikhologicheskaya nauka i obrazovaniye = Psychological Science and Education. 2021; 26(1):51-65. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2021260103

10. Cejas Martínez M.F., Mendoza Velazco D.J., Navarro Cejas M., Morales Corozo J.P. Pedagogical Leadership within the Framework of Human Talent Management: A Comprehensive Approach from the Perspective of Higher Education in Ecuador. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. 2021; 25(1):8-21. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.102.025.202101.008-021

11. Gorbushina A.V., Korchagina G.I. Patterns of Changes in Teachers' Work Motivation. Psihologiya. Zhurnal vysshey shkoly ekonomiki = Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2020; 17(4):696-718. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.17323/1813-8918-2020-4-696-718

12. Schnitzius M., Kirch A., Spengler S., Blaschke S., Mess F. What Makes a Physical Education Teacher? Personal Characteristics for Physical Education Development. British Journal of Educational Psychology. 2021. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1111/bjep.12415

13. Sun P., Qu Y., Wu J., Yu J., Liu W., Zhao H. Improving Chinese Teachers' Stress Coping Ability through Group Sandplay. The Spanish Journal ofPsychology. 2018; 21. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1017/sjp.2018.69

14. Solovyova V.A., Venig S.B., Belykh T.V. Analysis of Students' Oculomotor Activity Observed when Reading from the PC Screen. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. 2021; 25(1):91-109. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.102.025.202101.091-109

15. Steele A.R., Douglas H.E. Investigating the Educational Experiences of Transnational Students: Differences in Academic Integration, Social Integration, and Institutional and Goal Commitment. British Journal of Educational Psychology. 2021. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1111/bjep.12424

16. Vasilyeva E.Y., Tomilova M.I. Assessment of Communicative Competence of Resident Doctors. Obrazovaniye i samorazvitiye = Education and Self Development. 2019; 14(4):81-90. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.26907/esd14A08

17. Perikova E.I., Atamanova I.V., Bogomaz S.A. Innovativeness of Personality: A Study of Parameters of Psychological System of Activity in University Youth. Psihologiya. Zhurnal vysshey shkoly ekonomiki = Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2020; 17(4):719-736. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.17323/1813-8918-2020-4-719-736

18. Kaplan A., Neuber A., Garner J.K. An Identity Systems Perspective on High Ability in Self-Regulated Learning. High Ability Studies. 2019; 30(1-2):53-78. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1080/13598139.2019.1568830

19. Münchow H., Richter T., Mühlen S., Schmid S. The Ability to Evaluate Arguments in Scientific Texts: Measurement, Cognitive Processes, Nomological Network, and Relevance for Academic Success at the University. British Journal of Educational Psychology. 2019; 89(3):501-523. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1111/bjep.12298

20. McGrew S., Smith M., Breakstone J., Ortega T., Wineburg S. Improving University Students' Web Savvy: An Intervention Study. British Journal of Educational Psychology. 2019; 89(3):485-500. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1111/bjep.12279

21. Efklides A. Gifted Students and Self-Regulated Learning: The MASRL Model and Its Implications for SRL. High Ability Studies. 2019; 30(1-2):79-102. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1080/13598139.2018.1556069

22. Wang Y., Lin L., Chen O. The Benefits of Teaching on Comprehension, Motivation, and Perceived Difficulty: Empirical Evidence of Teaching Expectancy and the Interactivity of Teaching. British Journal of Educational Psychology. 2021. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1111/bjep.12416

23. Hall N.C., Sampasivam L., Muis K.R., Ranellucci J. Achievement Goals and Emotions: The Mediational Roles of Perceived Progress, Control, and Value. British Journal ofEducationalPsychology. 2016; 86(2):313-330. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1111/bjep.12108

24. Ozhiganova G.V. Spiritual Capacities of Personality and Productive Life Activity. Psihologiya. Zhurnal vysshey shkoly ekonomiki = Psychology. Journal of Higher School of Economics. 2021; 18(1):182-202. (In Eng., abstract in Russ.) DOI: https://doi.org/10.17323/1813-8918-2021-1-182-202

25. Ochnik D., Arzensek A. Vocational Interests among Polish and Slovenian Students of Management. Psihologiya. Zhurnal vysshey shkoly ekonomiki = Psychology. Journal of Higher School of Economics. 2021; 17(2):328-344. (In Eng., abstract in Russ.) DOI: https://doi.org/10.17323/1813-8918-2020-2-328-344

26. Chukwuedoa S.O., Mbagwu F.O., Ogbuanya T.C. Motivating Academic Engagement and Lifelong Learning among Vocational and Adult Education Students Via Self-Direction in Learning. Learning and Motivation. 2021; 71. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1016/j.lmot.2021.101729

27. Vu T.V., Magis-Weinberg L., Jansen B., van Atteveldt N., Janssen T., Lee N.C., van der Maas H.L.J., et al. Motivation-Achievement Cycles in Learning: A Literature Review and Research Agenda. Educational Psychology Review. 2021. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1007/s10648-021-09616-7

28. Wu H., Guo Y., Yang Y., Zhao L., Guo C. A Meta-Analysis of the Longitudinal Relationship between Academic Self-Concept and Academic Achievement. Educational Psychology Review. 2021. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1007/s10648-021-09600-1

29. Coll-Martín T., Carretero-Dios H., Lupiáñez J. Attentional Networks, Vigilance, and Distraction as a Function of Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder Symptoms in an Adult Community Sample. British Journal ofPsychology. 2021. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1111/bjop.12513

30. Likhanov M.V., Ismatullina V.I., Fenin A.Y., et al. The Factorial Structure of Spatial Abilities in Russian and Chinese Students. Psychology in Russia: State of the Art. 2018; 11(4):96-114. (In Eng.) DOI: https://doi. org/10.11621/pir.2018.0407

31. Soboleva T.N. The Formation of Professional Talent and Its Determination by the Low and High Motivation for Success under the Influence of Different Degrees of Freedom in Activity. Psihologiya. Zhurnal vysshey shkoly ekonomiki = Psychology. Journal of Higher School of Economics. 2020; 17(3):537-557. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.17323/1813-8918-2020-3-537-557

32. Cheremoshkina L.V., Osinina T.N. Mnemonic Abilities during the Transition from Adolescence to Youth (on the Materials of a Longitudinal Study). Psihologicheskii zhurnal = Psychological Journal. 2020; 41(6):35-47. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.31857/S020595920011082-6

33. Tolochek V.A. Continuum of "Missiles - Abilities - Professionally Important Qualities - Competence": Open Questions. Psihologicheskii zhurnal = Psychological Journal. 2020; 41(4):32-45. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.31857/S020595920010427-5

34. Kashapov M.M., Serafimovich I.V. Supra-Situational Thinking as Person's Cognitive Resource in the Context of Professionalization. Psihologicheskii zhurnal = Psychological Journal. 2020; 41(3):43-52. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.31857/S020595920009326-4

35. Nikolaou I., Georgiou K., Kotsasarlidou V. Exploring the Relationship of a Gamified Assessment with Performance. The Spanish Journal of Psychology. 2019; 22. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1017/sjp.2019.5

36. Mazilov V.A. Study of Pedagogical Abilities and Strategy for the Formation of Pedagogical Giftedness. Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik = Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2020; (4):96-106. Available at: http:// vestnik.yspu.org/releases/2020_4/14.pdf (accessed 17.04.2021). (In Russ., abstract in Eng.)

37. Zholudeva S.V. Feartures of Development of Professional Self-Determination and Motivation for Professional Activity at the Stage of Professional Development of an Adept. Professionalnye predstavleniya = Professional Performances. 2020; (1):63-77. (In Russ., abstract in Eng.)

38. Kovalev V.P., Gorbunova T.V. Non-Stop Pedagogical Education as a Condition of Teachers' Training Improving for Their Professional Activity. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Herald of CSPU. 2010; (8):100-108. Available at: http://vestnik-cspu.ru/upload/pdf/ issues/2010/2010_8.pdf (accessed 06.05.2021). (In Russ., abstract in Eng.)

39. Mazilov V.A., Slepko Yu.N. Development of Students' Social Abilities at Pedagogical Universities. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. 2020; 24(3):412-432. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.100.024.202003.412-432

40. Mazilov V.A., Slepko Iu.N. Psychological Characteristics and Development of Initial Teacher Education Students' Reflective Abilities at Non-degree Granting and Degree Granting Institutions: A Comparative Analysis. Science for Education Today. 2020; 10(4):91-108. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.15293/2658-6762.2004.06

Submitted 19.05.2021; approved after reviewing 30.06.2021; accepted for publication 05.07.2021.

About the authors:

Vladimir A. Mazilov, Head of the Chair of General and Social Psychology, Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky (108/1 Respublikanskaya St., Yaroslavl 150000, Russian Federation), Dr.Sci. (Psychol ), Professor, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0646-6461, Scopus ID: 13004734300, Researcher ID: F-9746-2013, v.mazilov@yspu.org

Yurii N. Slepko, Dean of the Faculty of Education, Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky (108/1 Respublikanskaya St., Yaroslavl 150000, Russian Federation), Cand.Sci. (Psychol.), Associate Professor, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6768-4652, Scopus ID: 56111886000, Researcher ID: AAF-8745-2019, slepko@inbox.ru

Contribution of the authors:

V. A. Mazilov - statement of the research problem; justification of the relevance of the study; structuring the theoretical analysis of the problem and directions for reviewing research on the problem of the development of abilities in psychology.

Yu. N. Slepko - review of current research on the problem of development of abilities; organizing and conducting empirical research; data processing; description and interpretation of the results of empirical research.

All authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.