ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 159.947.5 DOI: 10.25730/VSU.7606.20.029
Проблема взаимосвязи мотивации и способностей субъекта
деятельности*
В. А. Мазилов1, Т. В. Бугайчук2
1доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и социальной психологии, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского.
Россия, г. Ярославль. ORCID: 0000-0001-9968-7153. E-mail: [email protected]
2кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей и социальной психологии, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского. Россия, г. Ярославль.
ORCID: 0000-0001-6936-613X. E-mail: [email protected]
Аннотация. Авторами статьи представлено теоретическое осмысление проблемы взаимосвязи развития способностей и мотивации субъекта деятельности. Методологической базой исследования является психологическая теория способностей и теория системогенеза деятельности В. Д. Шадрикова. В статье изучается проблема детерминированного влияния мотивации на развитие способностей, которые определяются автором как подсистема деятельности и важная характеристика субъекта деятельности. Доказывается прямая зависимость субъектности, мотивационной системы деятельности и развития способностей. Опираясь на метасистемный подход изучения психики А. В. Карпова и структурно-генетическую концепцию мотивации учебной деятельности Е. В. Карповой, авторы доказывают, что в сочетании со способностями мотивационная система приобретает такие характеристики, как успешность, эффективность, всеобъемлемость. Делается акцент на том, что способности начинают развиваться только тогда, когда требования деятельности превышают возможности субъекта деятельности. Возможности субъекта деятельности взаимосвязаны с его мотивационной системой, целеполага-нием и рефлексией. Во взаимосвязи мотивации и способностей формируется субъект деятельности. При этом мотивационная система и способности субъекта взаимообусловлены, взаимодетерминирова-ны и находятся в общем процессе системогенеза деятельности. Обращается внимание на решающую роль социальных условий, особенно воспитания, в развитии способностей: через «активность духа» развивается «активность действий». Важные составляющие «активности духа», закладывающиеся еще в дошкольном детстве, - мотивация, рефлексия деятельности - определяют уровень развития способностей субъекта деятельности. Деятельность, по мнению автора, должна быть организована особым образом, чтобы и мотивы, и способности были учтены и включены в нее.
Ключевые слова: способности, развитие способностей, мотивация, психологическая теория способностей, субъект деятельности, системогенез деятельности.
Одной из актуальных проблем в психологической науке является проблема понимания механизмов достижения человеком высоких результатов деятельности. В психологии и педагогике в рамках научных исследований и практических разработок уделяется большое внимание новым подходам и процедурам, позволяющим определить эти механизмы [2; 13; 22]. Ряд из них основывается на использовании новых технологий, другие - на обновлении содержания программ развития личности, третьи - на усилении практической их направленности и т. п. Результатом наших исследований, апробированных в научных докладах и статьях, дискуссиях на конференциях, стал вывод: решение проблемы развития способностей невозможно без интегративного подхода к этому вопросу, без знания психологического механизма развития способностей, психологической теории способностей, понимания взаимосвязи способностей и деятельности [3; 17; 19].
В настоящее время необходимо переосмысление соотношения основных понятий психологии, причем начинать необходимо с изменения понимания самого предмета психологии.
© Мазилов В. А., Бугайчук Т. В., 2020
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-29-07156.
Неоднократно приходилось писать, что психологи в целом достаточно легкомысленно относятся к проблеме предмета.
Причина такого положения дел понятна. Предмет психологии - психика (если не сказать - душа), а что это такое по сути - не вполне ясно. Поэтому психологам очень пришлась по душе идея Л. С. Выготского, предложившего вместо непонятного целого изучать «более понятные» и доступные «единицы психического». Не будем здесь приводить аргументацию против такого подхода к рассмотрению предмета психологии [14].
На нынешнем уровне развития психологической науки адекватные целостному предмету единицы вряд ли могут быть сконструированы. Дело в том, что по большому счету мы пока не постигли сущности психического. Если мы не понимаем в точности сущности целого, вряд ли мы сможем сконструировать единицы, отражающие эту не вполне понятную нам сегодня сущность.
Поэтому единственно правильной стратегией в этом случае является рассмотрение предмета в целом - как совокупного предмета.
Для темы нашей статьи важно подчеркнуть, что реализация такого подхода позволяет решить многие задачи, которые раньше вызывали значительные затруднения. В рамках одной статьи невозможно охарактеризовать или даже обозначить все аспекты [14]. Поэтому отошлем читателя к другим работам, а здесь лишь отметим самые принципиальные моменты.
Нам уже приходилось писать о том, что логика выделения единиц неизбежно приводит к тому, что происходит «воплощение» психического, в частности, его сведение к тем или иным моделирующим представлениям. Иными словами, уже в процессе понимания психического происходит определенная редукция. Такое сведение при традиционном подходе представляется неизбежным, но этого не произойдет, если мы будем понимать под предметом науки психологии целостность, то есть совокупный предмет. Это создает принципиальную возможность идти не от элементов или единиц, а именно от целого. Полагаем (вслед за В. Д. Шадриковым), что предметом психологии должен выступать внутренний мир человека [23], который имеет свою архитектонику (созданную на основе опыта философских и психологических исследований в предшествующие столетия). Обратим внимание еще на один момент: единство внутреннего мира не задается декларативно, а обнаруживается через единство входящих в него компонентов, которые трактуются не как разнородные, а, напротив, как взаимообусловленные. Именно поэтому можно утверждать, что при таком подходе используется нередуктивная логика исследования [14].
В своих работах по изучаемой в данной статье проблеме и в рамках системогенетиче-ского подхода В. Д. Шадриков приходит к выводу о том, что способности есть свойство функциональных систем, реализующих отдельные психические функции [23]. Он обращает внимание на индивидуальную меру выраженности способностей и их проявлении в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности, при этом автор предлагает выделить три измерения способностей, в которых они реализуются и через которые они проявляются в деятельности человека: природные (способности индивида), субъектно-деятель-ностные (способности субъекта деятельности), личностные (способности личности), где формирование способностей субъекта деятельности происходит за счет достраивания природных способностей интеллектуальными операциями. Способности личности достаточно многообразны, но в них выделятся два ведущих личностных образования, определяющих успешность реализации способностей индивида и субъекта деятельности - мотивация и духовные способности. Их место в структуре способностей определяется следующим образом: «С учетом того, что мотивация направляет поведение человека, а поведение реализуется через его способности, а также принимая во внимание структуру психологических функций, мы можем утверждать, что мотивация будет тесно связана со способностями, с одной стороны, определяя их развитие, с другой - проявляясь в функциональных состояниях (духовных способностях)» [23, с. 120]. Продолжая идею, заложенную в определении способностей В. Д. Шадриковым, мы выдвигаем следующую гипотезу: способности, образующие подсистему деятельности, являются важной характеристикой субъекта деятельности, определяют его развитие, при этом развиваются в деятельности с опорой на мотивационную систему.
Теоретические основы. При изучении основных научных подходов к обоснованию мотивации [2; 4; 12-15; 26] мы пришли к обобщающему выводу: система мотиваций и параметры деятельности взаимосвязаны, то есть чем интенсивнее работает мотивационная система, тем выше результаты по различным параметрам деятельности. Мотивационная система как
условно зависимая подсистема в структуре личности оказывается ведущей и определяющей в проявлениях поведения субъекта и его деятельности. Но всегда ли мотивация имеет такое значение и может ли детерминировать развитие способностей субъекта деятельности?
Необходимо учитывать, что в разное время в психологии были сформулированы различные подходы, которые со временем существенно изменялись, что связано с неуклонным развитием психологической науки. Как отмечает Д. А. Леонтьев, если ранее «традиционно понимаемая мотивация рассматривалась как ядро широко понимаемой личности, то теперь уже личность выступает как ядро широко понимаемой мотивации. От когнитивных процессов, опосредующих механизмы мотивации, акцент смещается на сознание и личность в целом» [13, с. 8]. Этому не стоит удивляться, так как психология - достаточно молодая наука, находящаяся в процессе развития.
Например, в рассуждениях о мотивации П. М. Якобсон делает акцент на использовании разнообразного количества смыслов и значений этого понятия и говорит об отсутствии четкой определенности в терминологии [26, с. 5].
Н. З. Богозов, И. Г. Гозман и Г. В. Сахаров в «Психологическом словаре» дают следующее определение мотивации: «Это побуждение к деятельности определенными задачами». В данном определении понятие «мотивация» близко понятию «мотив», ибо «мотив», как пишут авторы, «есть побудительная причина действий человека, постановки им определенных целей» [18]. Мотив и мотивация рассматриваются в тесной связи с понятием цели деятельности. Иными словами, в их определении цель выступает важным компонентом как мотива, так и мотивации.
Мы же считаем, что каждое понятие - отдельная психологическая категория, характеризующая систему деятельности и ее субъекта. В процессе рефлексии деятельности субъект осознает мотив и прилагает волевые усилия для достижения цели. Мотивация в данном случае выступает внутренним механизмом, направляющим деятельность и стимулирующим развитие способностей.
Здесь считаем важным сделать акцент на мнении С. Л. Рубинштейна о том, что любой акт отражения обладает динамической силой [21]. Мотивация (как «через психику реализующаяся детерминация») является основным, определяющим началом организации всех форм активности личности.
Таким образом, анализ ряда работ по проблеме мотивации приводит нас к выводу, что каждый автор, исходя из своих теоретических принципов, соотносит понятие мотивации с разными факторами. Одни связывают его с понятием мотива, другие - эмоции, третьи - установки и т. д. Очевидно, по этой причине содержание термина «мотивация» часто рассматривается недостаточно полно. И. А. Джидарьян отмечает, что проблема мотивации часто определяется в направлении лишь первоначальной побудительной силы, исходного «импульса» поведения [4]. Автор, делает акцент на том, что мотивация - это сложный механизм соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, от которого зависит формирование, направление развития и способы реализации конкретных форм деятельности.
Данный подход к понятию мотивации позволяет расширить круг вопросов, изучающих как внешние, так и внутренние факторы активизации деятельности, ее механизмы, структурную организацию, взаимосвязь с другими системами и свойствами деятельности.
Изучая проблему взаимосвязи способностей и мотивации в системогенетическом подходе, нельзя не обратиться к метасистемному подходу изучения психики А. В. Карпова [8; 9] и структурно-генетической концепции мотивации учебной деятельности Е. В. Карповой [10]. По мнению ученых, мотивация включает в себя личность как метасистему и выступает как система со встроенным метасистемным уровнем. Любое образование личности, обладая динамическим мотивационным потенциалом, является также и компонентом мотивационной системы. При этом, как отмечает Е. В. Карпова, мотивационная система реально включена не в одну, а в несколько метасистем - в метасистемы личности и деятельности. Включаясь в различные системы, мотивационная система приобретает новые особенности, специфические качества [10].
В свою очередь, мы приходим к выводу, что в сочетании со способностями мотивационная система приобретает такие характеристики, как успешность, эффективность, всеобъемлемость.
Результаты и их обсуждение. В отечественных психологических теориях деятельности принято считать, что без существования способностей субъектность не развивается, так как только благодаря способностям она (субъектность) будет более аргументированной и зрелой в деятельности.
Выше мы говорили о том, что способности развиваются в деятельности, то есть мы можем отметить прямую зависимость развития способностей от развития субъектности. Деятельность способствует формированию и развитию как субъектности, так и способностей. При этом стать субъектом деятельности можно, только осознав ее мотивы и цели и приняв их как личностно-значимые. То есть в процессе деятельности развиваются способности субъекта деятельности через осознание мотивов деятельности, сама же деятельность при этом должна быть организована особым образом, чтобы и мотивы, и способности были определены в ней.
Способности могут развиваться только тогда, когда требования деятельности превышают существующие возможности субъекта деятельности (здесь важно говорить о развитой у субъекта деятельности мотивационной системы, целеполагании и рефлексии деятельности), то есть развивающиеся способности являются важной подсистемой психической деятельности, которые в деятельности и развиваются. В том числе в сочетании мотивации и способностей формируется субъект деятельности. При этом мотивационная система и способности субъекта деятельности детерминируют друг друга и развиваются в едином процессе системогенеза индивидуальности (по В. Д. Шадрикову).
Анализ различных определений мотивации показывает, что понятие «мотивация» применяется к специфической активности субъекта, в основе которой лежат различные мотивы, значимые для него. Мотивационная система объединяет все личностные ресурсы субъекта деятельности, в том числе и возможности саморегуляции мотивов. Способности как свойства системы, проявляющиеся в деятельности, обуславливаются мотивами этой деятельности. Важно понимать, что при большом количестве способностей, участвующих в деятельности, их объединяет и проявляется в них единая структура самой деятельности, детерминированная мотивационной системой.
При этом, опираясь на эксперимент по изучению взаимосвязи интенсивности мотивации и структурной организации когнитивной сферы личности Е. В. Карповой и А. В. Карпова, мы приходим к заключению, что структурированность, а значит, и интегрированность способностей связана с силой мотивации, а уровень развития мотивационной системы может влиять не только на показатели отдельных способностей [6], но также и на их общую, то есть структурную, организацию в деятельности.
Так, мотивация воздействует на уровень проявления компонентов способностей. Но также мотивация подвергает изменению и всю структуру способностей, ее организацию, она увеличивает ее интегрированность, при этом срабатывает взаимоусиливающий эффект - потенциал отдельных компонентов способностей, их характеристик также возрастает, сами характеристики становятся более структурированными и организованными. По сути, здесь имеет место определенная, так называемая системная, «прибавка» к функциональному потенциалу отдельных «частей» самой системы (по А. В. Карпову).
Таким образом, мы приходим к предположению, что уровень мотивации оказывает влияние на степень организованности структуры способностей, а тем самым - и на уровень достигаемой системности в организации их функционирования, на степень их развития и силы. В этом заключается одна из основных функциональных закономерностей, связывающих мотивацию со способностями.
Заключение. Как же представленная связь способностей и мотивации раскрывается в деятельности? Многие психологи выделяют связь мотивационно-ценностной сферы личности и ее способностей [5; 7; 11; 20; 24; 25]. Они отмечают, что мотивы, в первую очередь у ребенка, его ценностные ориентации, будут детерминировать направление и особенности развития его способностей, от них будет зависеть направленность игровой, а в дальнейшем -учебной деятельности.
А. Н. Леонтьев в своих трудах на тему способностей отводит решающее значение социальной среде в развитии способностей, а особенно - воспитанию, в меньшей же степени он говорит о биологической основе способностей человека [11].
Роль обучения в развитии способностей прослеживается в трудах зарубежных психологов [28; 29; 31]. Так, E. Namaziandost делает акцент на роли совместного обучения в развитии речевых способностей и мотивации к изучению английского языка [30]. A. Clem, K. Rudasill, R. Hirvonen, K. Aunola, N. Kiuru доказывают влияние близости отношений учителя и обучающихся на самооценку способностей детей [27].
Отечественный ученый Д. Б. Эльконин считал, что важнейшие черты будущей личности закладываются в раннем возрасте, дети же от 3 до 10 лет должны обучаться и развиваться в
единой образовательной среде, образовательном пространстве, взаимодействуя, живя общей жизнью [24]. А. В. Карпов, говоря о роли среды в развитии способностей и «средовом» направлении их изучения, в своих работах указывает, что наиболее чувствительным периодом для целенаправленного развития способностей является возраст 4-6 лет [7]. Он обращает внимание на факт подготовки на этом этапе психического развития личности к формированию рефлексии в процессе совместной деятельности ребенка и взрослого, которая, по нашему мнению, так же, как и мотивация, сопровождает развитие способностей. В процессе совместной деятельности происходит обучение ребенка разнообразному использованию стратегий и методов получения знаний и развития способностей через самоконтроль и саморегуляцию деятельности.
Роль взрослого в развитии мотивации выделяется и в работах М. В. Матюхиной. Она отмечает, что трудность и неоднозначность мотивационной системы ребенка наблюдается не только в различной степени осознанности мотивов, но и в том, что мотивы, которые понимаются ребенком и которыми он руководствуется в деятельности, не всегда совпадают. Как показывает исследование М. В. Матюхиной, дети, как правило, живут близкими целями, сегодняшним днем [15; 16], поэтому взрослый должен учить ребенка целеполаганию, развивать способность к формированию программы деятельности, ее представлению.
Неоспоримый факт - ценности ребенка закладываются взрослыми. Н. А. Бердяев - великий и яркий представитель экзистенциализма в России - писал в своих трудах о том, что «активность человеческого духа» должна быть впереди «активности его действий» [1]. Как мы понимаем, развитие «активности духа», то есть ценности, свободы, творчества, любви, смысла, должно предопределять развитие «активности действий». По нашему мнению, активное отношение человека к миру вещей, к миру познания, стремление к развитию требует в первую очередь формирования у ребенка активности духа, то есть ценности самого развития.
Аргументируя нашу мысль, мы вновь обратимся к работе В. Д. Шадрикова, который писал о том, что направление нашей умственной деятельности регулируется моралью, а объединение сознания и подсознания через духовность и дает истинный порыв умственной деятельности, позволяет достичь личности необыкновенной проницательности, выйти на вершину саморазвития, то есть развивать свои способности. Сознание не контролирует подсознание, а работает вместе с ним как единый психический механизм во взаимодействии и взаимосодействии [23]. Такое взаимодействие мы можем экстраполировать на мотивацию и способности, образующие собой подсистему деятельности.
Таким образом, развитие способностей, в процессе которых развивается и сама деятельность, определяются теми же мотивами, целями и ценностями, что и деятельность, через них происходит объединение способностей и мотивации в деятельности, как две совместно работающие системы. Развитие способностей субъекта деятельности зависит от особенностей организации этой деятельности, осознания ее мотивов и рефлексии деятельности. Полагаем, что рассмотрение способностей и мотивации в общем контексте архитектоники внутреннего мира человека открывает новые перспективы психологического исследования.
Список литературы
1. Бердяев Н. А. Мое философское миросозерцание // Н. А. Бердяев о русской философии. Свердловск, 1991. Ч. 1. С. 21.
2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М. : Институт практической психологии ; Воронеж : МОДЭК, 2001. 352 с.
3. Бугайчук Т. В., Коряковцева О. А. Диагностика одаренности учащихся как психолого-педагогическая проблема // Сопровождение одаренного ребенка в региональном образовательном пространстве : материалы Межрегиональной науч.-практ. конф. Ярославль: Изд-во ГОУ ЯО ИРО, 2011. Ч. 2. С. 13-14.
4. Джидарьян И. А. О месте потребностей эмоций и чувств в мотивации личности. М. : Знание, 1974. 154 с.
5. Дружинин В. Н. Психология общих способностей : монография. СПб. : Питер Ком, 1999. 368 с.
6. Карпов А. В., Карпова Е. В. Экспериментальное исследование взаимосвязи интенсивности мотивации и структурной организации когнитивной сферы личности // Экспериментальная психология. 2016. Т. 9. № 4. С. 59-67. DOI: 10.17759/exppsy.2016090405.
7. Карпов А. В. Метакогнитивные способности личности // Вестник Ярославского государственного университета. 2008. № 7. С. 24-29.
8. Карпов А. В. Психология деятельности : в 5 т. Т. 3. Функциональная организация. М. : РАО, 2015.
531 с.
9. Карпов А. В. Метасистемная организация уровневых структур психики. М. : Институт психологии РАН, 2004. 562 с.
10. Карпова Е. В. К постановке вопроса о функциональной организации мотивационной сферы личности в учебной деятельности // Психолого-педагогические основы совершенствования образования в вузе и в начальной школе : монография / под ред. Е. В. Карповой. Ярославль : ЯГПУ, 2014. С. 10-49.
11. Леонтьев А. Н. О формировании способностей // Вопросы психологии. 1960. № 1. С. 7-17.
12. Леонтьев В. Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности : учебное пособие. Новосибирск : Изд-во НГПИ, 1987. 92 с.
13. Леонтьев Д. А. От инстинктов - к выбору, смыслу и саморегуляции: психология мотивации вчера, сегодня, завтра // Современная психология мотивации. М. : Смысл, 2002. С. 4-12.
14. Мазилов В. А. Предмет психологии : монография. Ярославль : РИО ЯГПУ, 2020. 186 с.
15. Матюхина М. В. Особенности мотивации учения младших школьников // Вопросы психологии. 1985. № 1. С. 43-47.
16. Матюхина М. В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников / М. В. Ма-тюхина. Волгоград : ВГПИ, 1983. 72 с.
17. Новиков М. В., Коряковцева О. А., Бугайчук Т. В. Формирование мотивации профессорско-преподавательского состава к профессиональному развитию посредством курсов повышения квалификации // Материалы науч.-практ. конф. «Чтения Ушинского». Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2012. C. 88-92.
18. Психологический словарь / Н. З. Богозов, И. Г. Гозман, Г. В. Сахаров. Магадан : Пед. ин-т, 1965.
292 с.
19. Психология способностей и одаренности : материалы Всероссийской научно-практической конференции [21-22 ноября 2019 г.] / под ред. проф. В. А. Мазилова. Ярославль : РИО ЯГПУ, 2019. 552 с.
20. Рабочая концепция одаренности / Д. Б. Богоявленская, В. Д. Шадриков и др. Москва, 2003. 2-е изд., расшир. и перераб.
21. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2010. 713 с.
22. Сопровождение одаренных детей и талантливой молодежи в системе образования : материалы конф. «Чтения Ушинского». Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2012. Ч. 2. 360 с.
23. Шадриков В. Д. Способности и одаренность человека : монография. М. : Институт психологии РАН, 2019. 274 с. (Достижения в психологии).
24. Шадриков В. Д., Мазилов В. А., Слепко Ю. Н. Методология и методы изучения способностей и одаренности : монография. Ярославль : РИО ЯГПУ, 2018. 159 с.
25. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 1. С. 6-20.
26. Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М. : Просвещение, 1969. 317 с.
27. Clem A. The roles of teacher-student relationship quality and self-concept of ability in adolescents' achievement emotions: temperament as a moderator / A. Clem, K. Rudasill, R. Hirvonen, K. Aunola, N. Kiuru. DOI: 10.1007/s10212-020-00473-6 // European Journal of Psychology of Education. 2019. 14 March. URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s10212-020-00473-6.
28. Desombre C. Stereotype threat among students with disabilities: the importance of the evaluative context on their cognitive performance / C. Desombre, S. Anegmar, G. Delelis. DOI: 10.1007/s10212-016-0327-4 // European Journal of Psychology of Education. 2018. Vol. 33. Pp. 201-214. URL: https://link.springer.com/ article/10.1007/s10212-016-0327-4.
29. Efklides A. Gifted students and self-regulated learning: The MASRL model and its implications for SRL / A. Efklides. DOI: 10.1080/13598139.2018.1556069 // High Ability Studies. 2019. Vol. 30. Is. 1-2. Рр. 79-102. URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/13598139.2018.1556069.
30. Namaziandost E. The impact of cooperative learning on developing speaking ability and motivation toward learning english / E. Namaziandost, V. Shatalebi, M. Nasri. DOI: 10.17323/jle.2019.9809 // Journal of language and education. 2019. № 3 (5). Рр. 83-101. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm7abstract _id=3511760.
31. Zhoc K. Emotionally intelligent students are more engaged and successful: examining the role of emotional intelligence in higher education / K. Zhoc, R. King, T. Chung, J. Chen. DOI: 10.1007/s10212-019-00458-0 // European Journal of Psychology of Education. 2019. 21 January. URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s10212-019-00458-0.
The problem of the relationship between motivation and abilities
of the subject of activity
V. A. Mazilov1, T. V. Bugaychuk2
xDoctor of Psychological Sciences, professor, head of the Department of general and social psychology, Yaroslavl State Pedagogical University n. a. K. D. Ushinsky.
Russia, Yaroslavl. ORCID: 0000-0001-9968-7153. E-mail: [email protected] 2PhD of Psychological Sciences, associate professor, associate professor of the Department of general and social psychology, Yaroslavl State Pedagogical University n. a. K. D. Ushinsky.
Russia, Yaroslavl. ORCID: 0000-0001-6936-613X. E-mail: [email protected]
Abstract. The authors of the article present a theoretical understanding of the problem of the relationship between the development of abilities and motivation of the subject of activity. The methodological basis of the research is the psychological theory of abilities and the theory of systemogenesis of V. D. Shadrikov's activity. The article studies the problem of deterministic influence of motivation on the development of abilities, which are defined by the author as a subsystem of activity and an important characteristic of the subject of activity. The direct dependence of subjectivity, motivational system of activity and development of abilities is proved. Based on the metasystem approach to studying the psyche of A.V. Karpov and the structural-genetic concept of motivation of educational activity by E. V. Karpova, the authors prove that in combination with abilities, the motivational system acquires such characteristics as success, efficiency, and comprehensiveness. The emphasis is placed on the fact that abilities begin to develop only when the requirements of the activity exceed the capabilities of the subject of activity. The capabilities of the subject of activity are interrelated with their motivational system, goal setting and reflection. In the relationship between motivation and abilities, the subject of activity is formed. At the same time, the motivational system and the subject's abilities are mutually conditioned, mutually determined, and are in the general process of systemogenesis of activity. Attention is drawn to the crucial role of social conditions, especially upbringing, in the development of abilities: through "activity of the spirit", "activity of actions"develops. Important components of the" activity of the spirit " that are laid down in preschool childhood-motivation, reflection of activity-determine the level of development of the subject's abilities. Activities, according to the author, should be organized in a special way, so that both motives and abilities are taken into account and included in it.
Keywords: abilities, development of abilities, motivation, psychological theory of abilities, subject of activity, systemogenesis of activity.
References
1. Berdyaev N. A. Moe filosofskoe mirosozercanie [My philosophical worldview] // N. A. Berdyaev o russkoj filosofii N. A. Berdyaev about Russian philosophy. Sverdlovsk. 1991. Pt. 1. P. 21.
2. Bozhovich L. I. Problemy formirovaniya lichnosti [Problems of personality formation]. M. Institute of practical psychology ; Voronezh. MODEK. 2001. 352 p.
3. Bugajchuk T. V., Koryakovceva O. A. Diagnostika odarennosti uchashchihsya kak psihologo-pedagogicheskaya problema [Diagnostics of students' giftedness as a psychological and pedagogical problem] // Soprovozhdenie odarennogo rebenka v regional'nom obrazovatel'nom prostranstve : materialy Mezhregional'noj nauch.-prakt. konf. - Support of a gifted child in the regional educational space : materials of the Interregional scientific and practical conference. Yaroslavl. GOU YaO IRO. 2011. Pt. 2. Pp. 13-14.
4. Dzhidar'yan I. A. O meste potrebnostej emocij i chuvstv v motivacii lichnosti [On the place of needs of emotions and feelings in personal motivation]. M. Znanie. 1974. 154 p.
5. Druzhinin V. N. Psihologiya obshchih sposobnostej: monografiya [Psychology of general abilities : monograph]. SPb. Piter Kom. 1999. 368 p.
6. Karpov A. V., Karpova E. V. Eksperimental'noe issledovanie vzaimosvyazi intensivnosti motivacii i strukturnoj organizacii kognitivnoj sfery lichnosti [Experimental study of the relationship between the intensity of motivation and the structural organization of the cognitive sphere of the individual] // Eksperimental'naya psihologiya - Experimental psychology. 2016. Vol. 9. No. 4. Pp. 59-67. DOI: 10.17759/exppsy. 2016090405.
7. Karpov A. V. Metakognitivnye sposobnosti lichnosti [Metacognitive abilities of the individual] // Vestnik Yaroslavskogogosudarstvennogo universiteta - Herald of Yaroslavl State University. 2008. No. 7. Pp. 24-29.
8. Karpov A. V. Psihologiya deyatel'nosti: v 5 t. T. 3. Funkcional'naya organizaciya [Psychology of activity : in 5 vols. Vol. 3. Functional organization]. M. RAE. 2015. 531 p.
9. Karpov A. V. Metasistemnaya organizaciya urovnevyh struktur psihiki [Metasystemic organization of level structures of the psyche]. M. Institute of psychology of the Russian Academy of Sciences. 2004. 562 p.
10. Karpova E. V. K postanovke voprosa o funkcional'noj organizacii motivacionnoj sfery lichnosti v uchebnoj deyatel'nosti [To raise the question of the functional organization of the motivational sphere of the individual in educational activities] // Psihologo-pedagogicheskie osnovy sovershenstvovaniya obrazovaniya v
vuze i v nachal'noj shkole : monografiya - Psycho-pedagogical bases of perfection of education in the University and in the elementary school : monograph / under the editorship of E. V. Karpova. Yaroslavl. YaGPU. 2014. Pp. 10-49.
11. Leont'ev A. N. O formirovanii sposobnostej [About the formation of abilities] // Voprosy psihologii -Question of psychology. 1960. No. 1. Pp. 7-17.
12. Leont'ev V. G. Psihologicheskie mekhanizmy motivacii uchebnoj deyatel'nosti: uchebnoe posobie [Psychological mechanisms of motivation of educational activity : textbook]. Novosibirsk. NSPI. 1987. 92 p.
13. Leont'ev D. A. Ot instinktov - k vyboru, smyslu i samoregulyacii: psihologiya motivacii vchera, segodnya, zavtra [From instincts - to choice, meaning and self-regulation: psychology of motivation yesterday, today, tomorrow] // Sovremennaya psihologiya motivacii - Modern psychology of motivation. M. Smysl. 2002. Pp. 4-12.
14. Mazilov V. A. Predmet psihologii : monografiya [Subject of psychology : monograph]. Yaroslavl. RIO YaSPU. 2020. 186 p.
15. Matyuhina M. V. Osobennosti motivacii ucheniya mladshih shkol'nikov [The peculiarities of motivation teachings of the younger students] // Voprosy psihologii - Question of psychology. 1985. No. 1. Pp. 43-47.
16. Matyuhina M. V. Izuchenie i formirovanie motivacii ucheniya u mladshih shkol'nikov [The study and formation of learning motivation in primary school children] / M. V. Matyukhina. Volgograd. VSPI, 1983. 72 p.
17. Novikov M. V., Koryakovceva O. A., Bugajchuk T. V. Formirovanie motivacii professorsko-prepo-davatel'skogo sostava k professional'nomu razvitiyu posredstvom kursov povysheniya kvalifikacii [Formation of motivation of the teaching staff to professional development through advanced training courses] // Materialy nauch.-prakt. konf. "Chteniya Ushinskogo" - Materials of scientific and practical conf. "Ushinsky Readings". Yaroslavl. YaSPU n. a. K. D. Ushinsky. 2012. Pp. 88-92.
18. Psihologicheskij slovar' - Dictionary of psychology / N. Bogosav Z., I. G. Gozman, G. V. Sakharov. Magadan. Ped. In-t. 1965. 292 p.
19. Psihologiya sposobnostej i odarennosti: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii [2122 noyabrya 2019 g.] - Psychology of abilities and giftedness : proceedings of the all-Russian scientific and practical conference [November 21-22, 2019] / ed. by prof. V. A. Mazilov. Yaroslavl. RIO YaSPU. 2019. 552 p.
20. Rabochaya koncepciya odarennosti - The working concept of giftedness / D. B. Bogoyavlenskaya, V. D. Shadrikov etc. Moscow, 2003. 2nd ed. and reworked.
21. Rubinstein S. L. Osnovy obshchejpsihologii [Fundamentals of general psychology]. SPb. Piter. 2010. 713 p.
22. Soprovozhdenie odarennyh detej i talantlivoj molodezhi vsisteme obrazovaniya : materialy konf. "Chteniya Ushinskogo" - Support of gifted children and talented youth in the education system : materials of the conference. "Ushinsky Readings". Yaroslavl. YaSPU. 2012. Part 2. 360 p.
23. Shadrikov V. D. Sposobnosti i odarennost' cheloveka : monografiya [The ability and talent of a person : monograph]. M. Institute of psychology of the Russian Academy of Sciences. 2019. 274 p. (Achievements in psychology).
24. Shadrikov V. D., Mazilov V. A., Slepko Yu. N. Metodologiya i metody izucheniya sposobnostej i odarennosti : monografiya [Methodology and methods of studying abilities and giftedness : monograph]. Yaroslavl. RIO YaSPU. 2018. 159 p.
25. El'konin D. B. K probleme periodizacii psihicheskogo razvitiya v detskom vozraste [On the problem of periodization of mental development in childhood] // Voprosy psihologii - Question of psychology. 1971. No. 1. Pp. 6-20.
26. Yakobson P. M. Psihologicheskie problemy motivacii povedeniya cheloveka [Psychological problems of motivation of human behavior]. M. Prosveshchenie. 1969. 317 p.
27. Clem A. The roles of teacher-student relationship quality and self-concept of ability in adolescents' achievement emotions: temperament as a moderator / A. Clem, K. Rudasill, R. Hirvonen, K. Aunola, N. Kiuru. DOI: 10.1007/s10212-020-00473-6 // European Journal of Psychology of Education. 2019. 14 March. Available at: https://link.springer.com/article/10.1007/s10212-020-00473-6.
28. Desombre C. Stereotype threat among students with disabilities: the importance of the evaluative context on their cognitive performance / C. Desombre, S. Anegmar, G. Delelis. DOI: 10.1007/s10212-016-0327-4 // European Journal of Psychology of Education. 2018. Vol. 33. Pp. 201-214. Available at: https://link.springer.com/ article/10.1007/s10212-016-0327-4.
29. Efklides A. Gifted students and self-regulated learning: The MASRL model and its implications for SRL / A. Efklides. DOI: 10.1080/13598139.2018.1556069 // High Ability Studies. 2019. Vol. 30. Is. 1-2. Pp. 79-102. Available at: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/13598139.2018.1556069.
30. Namaziandost E. The impact of cooperative learning on developing speaking ability and motivation toward learning english / E. Namaziandost, V. Shatalebi, M. Nasri. DOI: 10.17323/jle.2019.9809 // Journal of language and education. 2019. No. 3 (5). Pp. 83-101. Available at: https://papers.ssrn.com/sol3/papers. cfm?abstract_id=3511760.
31. Zhoc K. Emotionally intelligent students are more engaged and successful: examining the role of emotional intelligence in higher education / K. Zhoc, R. King, T. Chung, J. Chen. DOI: 10.1007/s10212-019-00458-0 // European Journal of Psychology of Education. 2019. 21 January. Available at: https://link.springer.com/article/ 10.1007/s10212-019-00458-0.