Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В УЗБЕКИСТАНЕ'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В УЗБЕКИСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
402
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Психологическая служба / социальная психология / ориентация на профессию / мотивация.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Баратов Ш. Р.

Статья освещает научно-практические и теоретические аспекты концепции совершенствования психологической службы в Узбекистане. Также выявляется социально-психологические аспекты развития психологической службы, оказания психологической помощи в системе образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В УЗБЕКИСТАНЕ»

деятельности. Наконец, качественно-своеобразное сочетание способностей личности дает представление об одаренность личности.

В отмеченных измерениях одаренность (теоретически) выступает как интегральное проявление способностей в целях конкретной деятельности, как метасистемное качество. Подобно способностям, одаренность имеет индивидуальную меру выраженности, определяемую как способностями (с их мерой выраженности), входящими в одаренность, так и взаимодействием способностей, их связями.

Изложенные теоретические представления о природе одаренности и подтверждающие их эмпирические данные показывают всю сложность диагностики одаренности.

Представленные положения о сущности способностей и одаренности: во-первых, формировались на базе имеющихся в научной литературе данных, касающихся проблемы способностей или близких к ним областей психологии и психофизиологии (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплов, А.Р. Лурия, П.К. Анохин, Б.Г. Ананьев, Н.А. Бернштейн), во-вторых, опираются на специально разработанный метод развертывания интеллектуальной деятельности, в-третьих, на эмпирические данные, полученные автором и его учениками, в-четвертых, на прогностичность сформулированных положений, позволяющих объяснить многие теоретические положения о способностях и одаренности, в-пятых, намечают дальнейшие пути исследований способностей и одаренности, прежде всего, пути развития способностей и одаренности.

Литература

1. Теплов Б.М. Избранные труды. В 2-х т. М.: Педагогика, 1985. Т. 1.

2. Холодная М.А. Психология понятийного мышления: От концептуальных структур к понятийным способностям. М.: ИП РАН, 2012. 288 с.

3. Шадриков В.Д. Ментальное развитие человека. М.: Аспект-Пресс, 2007.

4. Шадриков В.Д. Психология деятельности человека. М.: Институт психологии РАН, 2013.

5. Шадриков В.Д. Способности и одаренность человека. М.: Институт психологии РАН, 2019.

6. Шадриков В.Д. Структура познавательных способностей // Психологический журнал. Т. 6. № 3, 1985. С. 38- 46.

7. Шадриков В.Д., Кузнецова М. Д., Зиновьева Н. А. Развитие младших школьников в различных образовательных системах / Под общ. ред. В.Д. Шадриков. М.: Логос, 2011. 232 с.

8. Шкаликов В.Л. Психологический анализ деятельности электросварщиков в целях производственного обучения // Проблемы индустриальной психологии / Под ред. В.Д. Шадрикова. Ярославль, 1977.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В УЗБЕКИСТАНЕ

Баратов Ш. Р., Бухара (Узбекистан), доктор психологических наук, профессор, Бухарский государственный университет, barotovsh@inbox.ru

DOI:

Статья освещает научно-практические и теоретические аспекты концепции совершенствования психологической службы в Узбекистане. Также выявляется социально-

94

психологические аспекты развития психологической службы, оказания психологической помощи в системе образования.

Ключевые слова: Психологическая служба, социальная психология, ориентация на профессию, мотивация.

METHODOLOGICAL BASIS AND DEVELOPMENT STRATEGIES PSYCHOLOGICAL SERVICE IN UZBEKISTAN

Baratov Sh. R., Bukhara (Uzbekistan), Doctor of Psychology, Professor. Head of the Department of Psychology, Bukhara State University, barotovsh@inbox.ru

This article aims to highlight the scientific and practical-theoretical aspects of the consept of improving psychological services in Uzbekistan. The article also explores the specific psychological aspects of the need for psychosochial service development the provision of services to various sigments of the population the study and development of each individual and internal capacity.

Keywords: Psychological service, social psychology, orientation to the profession, motivation.

Актуальность. Доминирование в нашей жизни технократического подхода является серьезным препятствием при разрешении постоянно усложняющихся проблем, стоящих перед каждым отдельным человеком и обществом в целом. В настоящий момент назрела острая потребность внедрения и развития гуманистические ориентированного подхода, основную ценность которого представляет человек. Такой подход может быт обеспечен широким использованием в нашей жизни современных методов психологической диагностики, коррекции, развития и саморазвития личности.

Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что личность - это системное качество, которое приобретает индивид во взаимодействии с социальным окружением. Это взаимодействие протекает в трех ведущих формах: общении, познании и совместной деятельности.

Основными сферами личности являются:

- потребностно-мотивационная. Она включает различные потребности (испытываемые человеком нужды в определенных условиях жизнедеятельности и развития), мотивы (связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности) и направленности;

- эмоционально-волевая. Сюда обычно включают субъективно окрашенные реакции, отношения к окружающему миру, усилия и их переживания. Обобщенно сюда следует относить эмоционально-волевые состояния, процессы и свойства личности;

- когнитивно-познавательная. Эта сфера обычно представляется как получение, хранение, узнавание, воспроизведение, забывание и преобразование информации. Обобщенно сюда следует относить когнитивно-познавательные состояния, процессы и свойства личности;

- морально-нравственная. Эта сфера включает личностные репрезентации основных нормативных регуляций действий человека, закрепленных в привычках, обычаях, традициях, принципах социальной жизни людей. Формально эта сфера проявляется в морально -нравственных состояниях, действиях, поступках и свойствах личности;

-экзистенционально-бытийная. К этой сфере следует относить субъективные самопрезентации существования личности. Эта сфера проявляется в состояниях самоуглубления, переживаниях своей самости, свойствах личности, обусловленных сопричастностью своему бытию в мире (например, экзистенциональная уверенность/ неуверенность);

- действенно-практическая. Сюда обычно относят проявления человека как деятеля, практически реализующего себя в окружающем мире. К ним могут быть отнесены демонстрации его способностей, навыков, умений, достижений; прагматические аспекты личности;

- межличностно-социальная. К этой сфере следует относить межличностные обмены информацией, взаимодействия, отношения [8].

Методология и методика:

Теоретические и научно-методологические основы становления науки психологической службы восходят к давним историческим корням, связанным с формированием науки общей психологии. Конечно, наука о психологической службе непосредственно связана с периодами возникновения и развития исходных психологических понятий [7]

Концепции психологической службы в образовании за рубежом:

В 90-х гг. XX в. были совершены серьезные научные шаги по созданию школьной психологической службы. Основоположник внедрения и развития психологической службы в образовательный процесс И.В. Дубровина и ее коллеги М.К. Акимова и Е.М. Борисова понимают школьную психологическую службу как интегральное образование и рассматривают ее в научном, прикладном и практическом аспектах. В концепции И.В. Дубровиной «Психологическое и психическое здоровье» выделяются цели, задачи, структура психологической службы и основные виды деятельности психолога: психологическая диагностика и коррекция, психологическое консультирование, просвещение и психологическая профилактика (1991) [2].

Мы считаем, что наиболее полно понятие "психологическая служба" можно представить следующим образом. Во-первых, психологическая служба представляет собой психологическое обеспечение различных социальных сфер: здравоохранения, образования, производства и других, - создавая особую сферу психологических услуг. Это система практического использования психологии для решения комплексных задач психологической экспертизы, диагностики, консультации в сферах производства, транспорта, образования, здравоохранения, охраны правопорядка и т. д. Иными словами, термином «психологическая служба» обозначают всю сферу практической психологии.

Во-вторых, психологическая служба обозначает и систему специальных учреждений, создаваемых в различных социальных институтах и организациях, призванных оказывать квалифицированную психологическую помощь нуждающимся в ней людям [5].

Основные направление психологической службы в Узбекистане

• Психологическая служба в образовательных учреждениях

• Психологическая служба создана в разных системах

• Психологическое обслуживание различных слоев населения

• Психологическая служба в трудовой деятельности

• Практики психологической службы в системах организации семейной жизни

Принятые в республике Узбекистан решения и законы о психологической службе

Положение о психологической службе в системе высшего образования Министерства высшего и среднего специального образования от 23 августа 2017 год. (Протокол № 600)

Психологическая служба в трудовой деятельности Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах

Практики психологической службы в системах организации семейной жизни 7 август 2018 года Научно-практический исследовательский центр "Оила" при Кабинете Министров Республики Узбекистан

Психологическая служба в системе физического воспитания и спорта Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах.

Психологическая служба в системе здравоохранения Об утверждении Концепции развития службы охраны психического здоровья населения Республики Узбекистан "на 2019-2025 годам.

Научное обоснование и организация школьной психологической службы в каждой стране реализуются по-своему. Психологическая служба в Узбекистане, с одной стороны, определяется принятыми в стране психологическими концепциями, а в другой стороны, -потребностями народного образования, целями воспитания и формирования личности, которые зависят от культурных, политических, экономических. и других особенностей той или иной страны [6].

Впервые в Узбекистане школьная психологическая служба начала создаваться в Ташкенте и Бухаре (руководители - М.Г. Давлетшин, Г.Б. Шоумаров, Ш.Р. Баротов). Подобная работа велась и в других странах СНГ, однако она не получила еще своего организационного оформления, противоречива в определении задач, целей, методов и форм своей деятельности [7].

Определенным этапом развития школьной психологической службы стал проведенный в Ташкенте в 1880-1900 гг. эксперимент по введению в школу должности психолога. Цель эксперимента - разработка теоретических и организационных вопросов, связанных с работой психолога в школе, создание модели школьной психологической службы для последующего внедрения ее в систему народного образования. В эксперименте участвовали группа практических психологов, работающих непосредственно в школах или в кабинетах психологической службы при районных отделах народного образования.

Ожидаемые результаты реализации Концепции

Реализация Концепции обеспечит к 2025 году следующие результаты:

- обеспечено функционирование психологической службы в образовании как единого научно-методического и организационного пространства оказания психолого-педагогической помощи;

- созданы система непрерывного повышения квалификации специалистов службы в образовании;

- реализованы масштабные популяционные исследования современного ребенка, как база для стандартизации психологических методов диагностики;

- создан Веб-портал психологической службы в образовании, для обеспечения доступности профессиональной информации для специалистов служба, а также информации о ресурсах психологической службы, консультационная поддержка в выборе программ и планировании индивидуальных образовательных траекторий для широкого круга пользователей (родителей; учителей, учащихся и т.д.);

- создана единая система аттестации и оценки квалификации специалистов психологической службы в образовании

- сформированы механизмы финансовой поддержки прав детей на получение психолого-педагогической помощи;

- создан стандартный набор психологического инструментария;

- разработаны или адаптированы, и стандартизированы методы психологической диагностики для нужд психологической службы;

- разработаны стандарты деятельности психологической службы;

- разработаны и реализуются модели психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, детям, находящимися в трудной жизненной ситуации, одаренными детям;

- действуют эффективные механизмы стимулирования и поддержки непрерывного профессионального развития педагогических и управленческих кадров;

- создана комплексная инфраструктура безопасного современного детства, удовлетворяющая общественным потребностям в воспитании, образовании и оздоровлении детей [1].

Заключение. Психологическая служба необходима для обеспечения социально-психологического развития человека и его деятельности в обществе. Человеческая деятельность оказывается более эффективной при соответствующей организации психологической службы, при которой чаще всего создается комплекс социально-психологических условий, благоприятно влияющих на развитие успешной деятельности и формирование иерархических систем социально-психологической защиты, обеспечивающих гармоническое соотношение между личностью и деятельностью. Изучение и анализ научной литературы по социальной психологии свидетельствует о недостаточности специальных исследований, в которых бы определялись и разрабатывались критерии психологической защиты, оптимально влияющие на социальный процесс деятельности человека. По итогам проведенной нами научно-исследовательской работы было установлено, что о проявлениях социально-психологической защиты в процессе деятельности можно судить по следующим

показателям: а) по сформированности успешного индивидуального стиля деятельности человека; б) по проявлению успешного отношения, раскрывающего определенные социально-психологические параметры отношения к саморазвитию, совместному труду, в целом к социальному процессу деятельности; в) по нормально - эмоциональной активности (успешная саморегуляция, приспособление самого себя к деятельности, удовлетворение самим собой).

1. Анализ социально-психологических показателей деятельности учащихся и рабочих показывает, что в настоящее время в ряде учебных и трудовых организаций при зачислении на учебу или работу у людей часто проявляются: ниже среднего уровня активно-положительное отношение к самой деятельности, неудовлетворенность совместной деятельностью в системе ученик-учитель, рабочий-руководитель, высокий уровень тревожности, усталости, подавленности, чувство беспомощности, неадекватности требований между потенциальными возможностями личности и выполняемой деятельностью. Эти и другие негативные явления можно устранить путем создания психологической службы в Узбекистане в разных сферах жизни общества, прежде всего учебных и трудовых организациях.

2. Значимость полученных в ходе нашего исследования данных обусловлена тем, что на основе предложенных нами критериев психологической защиты человеческой деятельности, во-первых, можно определить специфические показатели эффективности психологической службы в системе образования (причем в разных типах образовательных учреждений), в системе производства и во многих других сферах общественной практики; во-вторых, в дальнейшем разработать критерии психологической реабилитации для отдельных учащихся и рабочих; в третьих, определить специфические критерии эффективности психологической службы в области психологии обучения и психологии труда.

Литература

1. Постановления Президента Республики Узбекистан от 20.04.2017 г. № ПП-2909 «О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования».

2. Дубровина И.В. и др. Рабочая книга школьного психолога. М.: Просвещение, 1991. 303 с.

3. Козлов В.В. Истоки осознания: теория и практика интегративных психотехнологий. М.: Междунар. акад. психолог. наук, 1995. 304 с.

4. Баратов Ш.Р. Социально-психологические и научно-практические основы создания психологической службы в Узбекистане. Автореф. докт.дисс. Ташкент: 1998. 28 с.

5. Баратов Ш.Р. Социальный Интеллект: Структура и Функции. // «Психология XXI столетия». Том 2. Яраславлъ, 2012. С. 153-158.

6. Баратов Ш.Р. А role of social intellekt and social competence in professional development of a teacher in the intense training system// European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences Volume 3 Number 4, 2015 ISSN 2056-5852. P. 43-48.

7. Психологик хизмат: Магистрлар учун дарслик. Т.: «Навруз» нашриети, 2018. 344 б.

8. Н.И.Шевандрин. Психодиагностика, Коррекция и Развитие личности. М., Владос, 1998. С. 3-8.

9. Психологические центры: Организация, содержание деятельности, документация. // Под ред. С Б. Малых. М.: Генезис, 2007. 248 с.

НАУЧНЫЙ ПОДХОД Б.М. ТЕПЛОВА К ПРОБЛЕМЕ РАННЕЙ ОДАРЕННОСТИ

Белова Е. С. Москва (Россия), кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования», elenasbelova@mail.ru.

DOI:

В статье рассматриваются научные идеи Б.М. Теплова в связи с изучением проблемы рано проявляющейся одаренности. Выделяются ключевые моменты в

понимании феномена одаренности и анализа условий развития неординарных детей. Подчеркивается важность качественного анализа в исследовании способностей и одаренности.

Ключевые слова: Б.М. Теплов, ранняя одаренность, способность, развитие, музыкальная одаренность.

SCIENTIFIC APPROACH OF B.M. TEPLOV TO THE PROBLEM OF EARLY

GIFTEDNESS

Belova E. S. Moscow (Russia), PhD in Psychology, Leading Researcher, Psychological Institute of the Russian Academy of Education, elenasbelova@mail.ru.

The article discusses the scientific ideas of B.M. Teplov in connection with the study of the problem of early giftedness manifestation. The key points in understanding the phenomenon of giftedness and analyzing the conditions for the development of extraordinary children are highlighted. The importance of qualitative analysis in the study of abilities and giftedness is emphasized.

Keywords: B.M. Teplov, early giftedness, ability, development, musical giftedness.

В трудах Бориса Михайловича Теплова - выдающегося отечественного психолога -значительное место отведено рассмотрению проблем психологии способностей и одаренности. Одной из таких проблем является проблема рано проявляющейся одаренности.

Следует отметить, что в настоящее время наблюдается возрастание интереса к данной проблеме. В теле- и радиопередачах, на многочисленных форумах в интернете идет активное обсуждение вопросов ускоренного развития малышей, раннего раскрытия их способностей и талантов. Специалисты выделяют как одну из явных тенденций в современном воспитании маленьких детей - увлечение ранним обучением [6]. Многие родители стремятся, как можно раньше целенаправленно приступить к систематическому обучению малышей. Однако часто оно сводится к расширению кругозора и освоению навыков, и прежде всего, учебных навыков (счет, чтение, письмо). При этом развитие эмоциональной и социальной сферы ребенка, самостоятельного творчества уходит на второй план или вообще остается без внимания. Возникают риски и трудности формирования личности ребенка, его самосознания и саморегуляции.

Как справедливо замечает Н.Е. Веракса, взрослый может создавать пространство дошкольнику для реализации его возможностей, а может закрывать. И крайне важно так выстраивать процесс обучения, чтобы образование ребенка не сводить к образованию взрослого, не рассматривать ребенка как маленького взрослого. Надо постараться увидеть в нем движение в будущее: на ребенка смотреть как на человека из будущего, давать детям

100

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.