Научная статья на тему 'Одаренность в системе спортивного отбора: проблемы и перспективы'

Одаренность в системе спортивного отбора: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1790
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННОСТЬ / СПОРТИВНЫЙ ОТБОР / СПОСОБНОСТИ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / АКТУАЛЬНАЯ И ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ ОДАРЕННОСТЬ / ТИПЫ ОДАРЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сальников Виктор Александрович, Хозей Сергей Павлович, Ревенко Евгений Михайлович

В статье рассматриваются тенденции в плане отбора и ориентации одаренных детей как основополагающий момент для последующих достижений в различных видах спорта. Однако поиск и развитие одаренных детей и подростков только на основании отбора и последующего технологического подхода, направленного на достижение максимально возможного результата без выявления и учета, общих индивидуально-психологических особенностей, едва ли приведет к желаемому результату. Наиболее важным представляется отличать, что в составляющих одаренности является возрастным и изменяется в процессе взросления и то, что собственно индивидуальное, которое является менее изменчивым и будет определять последующее развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сальников Виктор Александрович, Хозей Сергей Павлович, Ревенко Евгений Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Aptitude in the system of sports selection: problems and prospect

The article considers tendencies in selection and orientation of talented children, as the basic moment for future achievements in various sports. However, search and development of talented children and teenagers based only on selection and technological approach that is focused on considerable achievements, without identification and recognition of individual and psychological characteristics, will hardly lead to desirable results. The author distinguishes that the aspects of aptitude are age ones, they change in the process of growing up, and further development will be determined by less changeable individual characteristics.

Текст научной работы на тему «Одаренность в системе спортивного отбора: проблемы и перспективы»

3) В ходе экспериментальных занятий для развития физических качеств применялись общепринятые упражнения для развития общей выносливости, силы, координационных, силовых и скоростно-силовых способностей. Данные упражнения применялись в рамках полосы препятствий и круговой тренировки.

4) Военно-патриотические праздники. Мероприятия данного характера использовались 3 раза в течение учебного года. Они были посвящены годовщине Сталинградской битвы, Дню победы, и дню города. Содержание праздников составили состязания в проявлениях силы, скоростных, скоростно-силовых качеств, выносливости. В некоторых случаях содержание нормативов составляли тесты ВФСК ГТО.

В экспериментальной методике использовались такие методы как общепедагогические и специфические физического воспитания. Доминирование того или иного метода воздействия определялось средством военно-патриотического воспитания.

Разработанный педагогический процесс реализовывался в разнообразных формах. Ими явились урочные формы занятий, рекреационные мероприятия (туристические походы), спортивные праздники.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Разработанная методика базируется на единстве таких ее компонентов как цель, задачи, средства, методы и формы организации педагогического процесса. Она ориентирована не только на физическое и двигательное развитие учеников, но и на воспитание у них патриотизма.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арутюнян, Т.Г. Взаимосвязь военно-патриотического и физического воспитания молодежи допризывного возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Арутюнян Тигран Гариевич. - Челябинск, 2006. - 21 с.

2. Галлиулин, Ф.С. Формирование готовности молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ на основе социального партнерства : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Галлиулин Фарит Сунгалутович. - Казань, 2010. - 21 с.

3. Филоненко, Л.В. Социальное воспитание в отечественной системе допризывной подготовки : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Филоненков Людмила Владимировна. -Воронеж, 2015. - 24 с.

REFERENCES

1. Arutyunyan, T.G. (2006), Interrelation of military-patriotic and physical education of youth of pre-conscription age, dissertation, Chelyabinsk

2. Galliulin, F.S. (2010), Formation of readiness of youth ofpre-conscription age for service in the Armed Forces of the Russian Federation on the basis of social partnership, dissertation, Kazan.

3. Filonenko, L.V. (2015), Social education in the domestic system of pre-conscription training, dissertation, Voronezh.

Контактная информация: svetlana300377@gmail.com

Статья поступила в редакцию 05.04.2017

УДК 796.015.82

ОДАРЕННОСТЬ В СИСТЕМЕ СПОРТИВНОГО ОТБОРА: ПРОБЛЕМЫ И

ПЕРСПЕКТИВЫ

Виктор Александрович Сальников, доктор педагогических наук, профессор, Сергей Павлович Хозей, кандидат педагогических наук, доцент, Омский автобронетанковый инженерный институт, г. Омск, Евгений Михайлович Ревенко, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ), г. Омск

Аннотация

В статье рассматриваются тенденции в плане отбора и ориентации одаренных детей как основополагающий момент для последующих достижений в различных видах спорта. Однако поиск и

развитие одаренных детей и подростков только на основании отбора и последующего технологического подхода, направленного на достижение максимально возможного результата без выявления и учета, общих индивидуально-психологических особенностей, едва ли приведет к желаемому результату. Наиболее важным представляется отличать, что в составляющих одаренности является возрастным и изменяется в процессе взросления и то, что собственно индивидуальное, которое является менее изменчивым и будет определять последующее развитие.

Ключевые слова: одаренность, спортивный отбор, способности, индивидуальные различия, актуальная и потенциальная одаренность, типы одаренности.

APTITUDE IN THE SYSTEM OF SPORTS SELECTION: PROBLEMS AND

PROSPECT

Victor Aleksandrovich Salnikov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Sergei Pavlovich Hosey, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Omsk Tank-Automotive Engineering Institute, Omsk, Evgeniy Mikhailovich Revenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Siberian Automobile and Highway University, Omsk

Annotation

The article considers tendencies in selection and orientation of talented children, as the basic moment for future achievements in various sports. However, search and development of talented children and teenagers based only on selection and technological approach that is focused on considerable achievements, without identification and recognition of individual and psychological characteristics, will hardly lead to desirable results. The author distinguishes that the aspects of aptitude are age ones, they change in the process of growing up, and further development will be determined by less changeable individual characteristics.

Keywords: aptitude, sports selection, ability, individual differences, actual and potential giftedness; types of giftedness.

ВВЕДЕНИЕ

Высокий и всевозрастающий уровень спортивных достижений в различных видах спортивной деятельности настоятельно требует, наряду с современными технологиями, поиска новых инновационных походов к дальнейшему совершенствованию тренировочного процесса на всех его направлениях. Предшествующие этапы совершенствования в большей степени ориентировались на оптимизацию внешних воздействий и в меньшей степени учитывали совокупность внутренних условий организма. Как показывает практика настоящего времени, этого явно недостаточно для новых достижений. Статистика спортивной деятельности показывает, что чем тщательнее изучаются факторы, способствующие достижению выдающихся результатов, тем в большей степени ученые убеждаются, что каждый незаурядный спортсмен - это яркая индивидуальность.

Говоря об успехах выдающихся атлетов, А. Н. Воробьев [4] отмечал, что они исключительно одарены от природы. Между тем многие выдающиеся спортсмены в детстве ничем не выделялись и, наоборот, многие бывшие вундеркинды так и остались бывшими. Другая сторона проблемы состоит в том, что многие спортсмены, обладавшие уникальными способностями и одаренностью, ушли или уходят из спорта, в значительной мере не раскрыв своих возможностей и таланта из-за того, что к ним, вероятно, была применена стандартная система подготовки, не учитывающая их индивидуально-психических особенностей, функциональных и адаптационных резервов [9]. Цель исследования - дать теоретический анализ системы спортивного отбора одаренных детей и подростков и обозначить факторы, их определяющие.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Именно поиски одаренных детей и подростков являются основополагающим моментом для последующих достижений в спортивной деятельности. Этим обусловлена ак-

туализация системы отбора и ориентации на современном этапе. Как отмечает В.П. Губа [5], многие специалисты связывают спортивный отбор с заблаговременным распознаванием индивидуальной предрасположенности (в соответствии с задатками, способностями, одаренностью) к достижениям в каком-либо виде спорта. Однако составляющие спортивной одаренности, используемые в спортивном отборе, в имеющихся исследованиях существенно различаются.

Многими авторами показана преимущественная роль генетических факторов в развитии двигательных способностей: скорости спринтерского бега (А.К. Москатова, 1983), быстроты (В.Б. Щварц, 1984), выносливости (Л.Г. Манукян, 1984). Другие при определении спортивных способностей обращают внимание на высокую степень их наследственной обусловленности (В.М. Зациорский, Л.П. Сергиенко, 1975; А.К. Москатова, Н.Н. Каргин, 1976; А.1. 87ора, 1986). На основании этих данных в поисках одаренных детей и подростков большое внимание обращается на нормативную основу применительно к физическим, морфофункциональным и психологическим признакам в соответствии с конкретным видом спорта.

В исследованиях настоящего периода в системе спортивного отбора и ориентации применяются современные технологии выявления и оценки способностей к определенному виду спортивной деятельности. Содержание этих технологий заключается в исследовании и определении модельных характеристик спортсменов высокой квалификации, в изучении информационной значимости параметров, оказывающих влияние на спортивный результат, их стабильности и генетической обусловленности, а также в обосновании организационных вопросов [5].

Ориентируясь в создании эффективных методов спортивного отбора на модели сильнейших спортсменов, И. Ю. Соколик [12] отмечает: «Мы исходим из того, что спортивную одаренность более рельефно отражает индивидуальность взрослых спортсменов высокой квалификации. Это связано с тем, что у них уже практически полностью реализован спортивный потенциал и отбор маркерных показателей наиболее адекватен задачам моделирования спортивной одаренности». Принципиальные отличия проявлений одаренности во взрослом и детском возрасте делают невозможным прямой перенос закономерностей, описанных при изучении высших проявлений таланта и гениальности, на более ранние этапы развития личности. При этом такой критерий одаренности, как выдающийся результат, не является определяющим даже применительно к взрослым, еще менее информативен он в отношении детей [15].

Одним из существенных недостатков модельных характеристик, используемых в системе ориентации и отбора, являлось то, что в основу были положены результаты среднестатистических данных отдельных систем организма (двигательных, функциональных, морфологических) высококвалифицированных спортсменов и реже их личностные и индивидуальные особенности в целом. Это в полной мере касается и вопросов прогнозирования достижения результата на различных этапах спортивной карьеры. С другой стороны, прогноз развития детской одаренности едва ли может быть абсолютно надежным в силу трудности различения возрастных и индивидуальных особенностей.

Многообразие имеющихся данных дает основание отметить, что логические модели не являются достаточно информативными, основной их недостаток - отсутствуют совпадения индивидуальных особенностей с модельными характеристиками. Устранение же рассогласований индивидуальных показателей с модельными не всегда оправдано. Как указывает В. Н. Платонов [9], «... тренировка, как правило, не только не дает результатов, но и "приглушает" сильные стороны подготовленности, сглаживает те индивидуальные черты, которые являлись залогом успеха». Любая работа с одаренным ребенком должна исходить не из «исправления его недостатков», а из четкого понимания ребенком его достоинств [16]. Чаще одаренность рассматривается в отношении определенных достижений (учебных, творческих, спортивных), которые уже имеет одаренный ребенок.

Доказано, что идея единства способностей и достижений, разумная в применении к взрослому человеку, является принципиально неверной в отношении детей. Высокий уровень способностей в детском возрасте не всегда приводит к высоким достижениям применительно к взрослым и эти понятия при всей их связанности нельзя отождествлять. Способности с этих позиций рассматриваются как одно из условий (и далеко не единственное) высоких достижений. Именно поэтому многие выдающиеся ученые [1, 8, 10], отмечали, что многообразие способностей можно рассматривают только как потенциал, который может либо проявиться в соответствующих достижениях, либо нет.

В вопросе определения одаренности есть немало специалистов, оценивающих ее по успешности обучения, еще больше тех, кто не включает этот показатель в число признаков одаренности [16]. Примеров несогласованности великое множество. Причина кроется в том, что в число одаренных включаются весьма разные группы детей, отличающиеся не только по уровню способностей, но и по типу развития, по типу открытости способностей и по многим другим проявлениям.

Нельзя понять закономерностей развития практически всех сторон одаренности вне общего контекста развития личности. Без этого остается до конца не выявленной психологическая структура одаренности. Однако о наличии общей одаренности чаще судят по отдельным проявлениям и суммарным количественным измерениям, а не по качественным структурным характеристикам, ибо неизвестно, что считать таковыми. Можно предположить, что качественная специфика отдельной способности выступает как выражение отдельной грани одаренности, которая, в свою очередь, рассматривается как системное качество [11].

Имеющиеся определения одаренности в той или иной мере связаны с уровнем достижений: чем больше достижений, тем больше одаренность. Вместе с тем констатация одаренности детей только на основе одной формы, которая рассматривает способности ребенка лишь по фактическому результату и даже комбинации предикторов, не может гарантировать абсолютной точности такого прогноза, так как он всегда носит вероятностный характер. В.Д. Шадриков [14] отмечает, что большинство современных систем диагностики интеллекта (одаренности) фиксируют только его компоненты, не затрагивая связей между ними и системности проявления. Тем не менее, основополагающим в определении, данном в «Рабочей концепции одаренности», является то, что «одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями ...» [3]. В.С. Юркевич [17] считает, что «Детская одаренность - это определенный тип развития, а не сумма достижений». Подобное расхождение может быть связано с тем, что исследователи имеют дело с разными по типу одаренными детьми.

Действительно, одаренность не должна рассматриваться как раз и навсегда заданная природная и неизменная характеристика ребенка, предопределяющая его развитие. Как замечает Е.И. Щебланова [15], одаренность понимается как динамичная характеристика индивида, отражающая одновременно и итог развития, и основу для его продолжения.

В этой ситуации особенно важно отличать, что в составляющих одаренности является возрастным и изменяется в процессе взросления, а что собственно индивидуальным, и, являясь менее изменчивым, будет определять последующее развитие. Представляется обоснованным при изучении возрастной динамики одаренности изменить цели определения детской одаренности и считать основным не отбор наиболее успешных, а выявление детей, чьи повышенные возможности на данном этапе требуют для своего развития особых условий, без которых их потенциал может остаться нераскрытым. В результате этого могут выявляться не только дети с актуальной, но и с потенциальной одаренностью, что расширяет категорию детей, отнесенных к одаренным и требующих особого подхода. При этом необходимо различать явную и скрытую одарённость. Если явная одаренность проявляется в деятельности ярко и отчетливо в любых условиях, то скрытая проявляется менее выраженно. Основная трудность в системе прогнозирования развития

способностей и встречающиеся ошибки чаще всего связаны с недостаточным различением свойств возрастных и собственно индивидуальных.

Поиск и развитие одаренных детей и подростков только на основании отбора и последующего технологического подхода, направленного на достижение максимально возможного результата, без выявления и учета, общих индивидуально-психологических особенностей и морфологических признаков, едва ли приведет к желаемому результату. Так как индивидуальные различия детей так велики, что они фактически перекрывают возрастные, выделяя «общие способности» применительно к одаренным детям, необходимо принимать во внимание довольно широкий диапазон индивидуальных различий среди таких детей. Выявление и развитие более устойчивых индивидуальных особенностей в проявлении одаренности еще в период детства является реальной основой последующего эффективного развития. Н.С. Лейтес [8] отмечал, «... что общие способности и различия между людьми в этом отношении подготавливаются, создаются в ходе возрастного развития и что накопление знаний о возрастных факторах одаренности (и взаимосвязи их с особенностями собственно индивидуальными) сможет содействовать выяснению самой психологической природы общих способностей».

Действительно, одним из важных моментов, который как бы характеризует «общие способности» одаренности в детском возрасте, является наличие в этом возрасте многообразия индивидуальных различий, от которых ни в коем случае нельзя абстрагироваться, так как индивидуальные различия одаренных детей значительно шире возрастных особенностей. Имеющиеся исследования детства выдающихся людей демонстрируют сложность и неповторимость индивидуальных проявлений одаренности, начиная с самого раннего возраста. Согласно концепции возрастного подхода Н.С. Лейтеса [8], основная задача изучения ранних признаков заключается в том, чтобы «сквозь возрастные достоинства интеллекта выявить в той мере, в которой это возможно, уже собственно индивидуальные черты в их развитии».

Б.М. Теплов [13] особо отмечал, что следует различать предвидение масштаба свершений и оценку своеобразия одаренности. Он писал, что «. высота одаренности обнаруживается лишь по результатам жизненного дела человека, а ее направленность и своеобразие проявляются гораздо раньше: в устойчивых интересах и склонностях, в той или иной степени успешности выполнения различных видов деятельности, в сравнительной легкости усвоения разных предметов». Так что нет оснований зацикливаться на количественной мере одаренности, на вопросе о ее высоте или уровне. Очень важно уловить ее своеобразие у растущего человека, поэтому так труден переход от констатации повышенных возможностей подростка к предвидению хода его дальнейшего развития.

Реально оценить признаки детской одаренности довольно сложно, так как они не сводятся к проявлениям возрастных факторов развития. Наряду с ними существуют и индивидуальные предпосылки развития, менее зависящие от возрастных изменений. Едва ли не основная трудность диагностирования признаков одаренности в годы детства состоит в том, что индивидуальное и возрастное проявляются совместно и их симптомы могут быть одинаковыми.

В большинстве работ не содержится однозначного ответа на вопрос, как свойства личности, взятые в их совокупности, влияют на проявление одаренности. Как известно, личностная структура человека пронизывается формально-динамическими особенностями индивидуальности. Именно вариативность индивидуальных проявлений в сочетании необходимых интегральных черт одаренности, вобравших в себя личностную позицию, смысловые, оценочные отношения, весь интеллектуальный инструментарий, и гибких индивидуальных качеств когнитивного стиля мотивации деятельности создает ее структуру, неповторимость, «штучность» одаренной личности [5]. Многообразия индивидуальных различий детей обнаруживаются как в общих, так и в специальных способностях. В результате успешность саму по себе никак нельзя непосредственно превращать в кри-

терий одаренности. Одни и те же успехи разных подростков в одной и той же деятельности могут быть показателями различных способностей, и при одних и тех же или равных способностях их успехи могут быть различными.

Еще Я. I. Hayvighurst [18] утверждал, что наибольший акцент должен делаться на индивидуальном развитии. Раскрытие молодых талантов в немалой степени означает активизацию индивидуальных ресурсов. Для того чтобы личность одаренного подростка могла развиваться в максимально возможной степени, «она нуждается в требовательном и в то же время в понимающем отношении к себе» [19].

Имеющиеся исследования по-разному представляют данные в отношении индивидуальных особенностей и их связи с эффективностью деятельности. Б.М. Теплов [13] подчеркивал, что «различия по одаренности - это различия индивидуальностей». Значение, которое он придавал индивидуальности, обнаруживалось и в том, что у людей, способных к высшим достижениям, он в соответствии со своей общей концепцией стремился каждый раз выявлять качественные особенности одаренности. Если количественный анализ одаренности должен выполняться с учетом диагностики всех свойств организма, включая и морфофункциональные, биологические, а также биохимические, то для качественного анализа достаточно изучения психофизиологических свойств индивида, ибо в его задачу входит установление индивидуального пути достижения прогнозируемого результата деятельности, определение индивидуальных способов успешного обучения, воспитания, совершенствования спортивного мастерства.

Рассмотрение двигательной одаренности, проявляемой в спортивной деятельности, наглядно показывает необходимость учета проявления в ней психофизиологических и морфологических особенностей человека: чем больше этих компонентов у человека, тем он более одарен. То есть можно говорить о том, что успешное выполнение определенной спортивной деятельности происходит по-разному в зависимости от внутренних свойств, отражающих индивидуальность личности. Именно наличие такого рода индивидуальностей - принципиально важный момент, дающий основание полагать, что одна и та же деятельность может осуществляться психологически разными путями и, что в широких пределах возможна компенсация одних способностей другими. В настоящее время в числе природных задатков, оказывающих влияние на развитие различных способностей и успешность освоения (и функционирования) спортивной деятельности, называются морфофункциональные особенности, биодинамические параметры, физические качества, психофизические особенности, свойства анализаторных систем [6].

Сегодня в системе тренировочного процесса основное внимание обращается на поиски и обоснование тестов, способных выявить талантливую и одаренную молодежь, меньше внимания уделяется программам для развития талантливых и одаренных, а имеющиеся часто вообще не содержат никаких научных разработок - их организаторы просто действуют на основании веры в собственную непогрешимость.

Другая сторона проблемы состоит в том, что в имеющихся многочисленных исследованиях выявлению индивидуальных различий в системе тренировочного процесса не уделяется достаточного внимания. Говоря об индивидуальных различиях, чаще изучаются физическое развитие или специфика тренировочного процесса, присущие не индивидуальности, а группе людей со сходными типологическими особенностями. В имеющихся исследованиях динамика того или иного признака анализируется применительно к одному типологическому свойству, истинная же характеристика возможна только при сопоставлении типологических особенностей различных свойств нервной системы. Именно по сочетанию типологических особенностей более четко дифференцируются представители различных видов спортивной деятельности. Вероятно, необходимо менять парадигму научных исследований, где дается только сопоставление результатов экспериментальных и контрольных групп и делается это на уровне среднестатистических данных. Как нам представляется, наиболее актуально анализировать индивидуальную со-

ставляющую каждого участника эксперимента и выявлять индивидуально-психологические или морфологические показатели, оказывающие на это влияние.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Определение индивидуально-психологических особенностей детей на каждом этапе возрастного развития применительно к спортивной деятельности позволит более целесообразно проводить отбор и планирование учебно-тренировочного процесса. При этом необходимо подчеркнуть, что от природной одаренности будет зависеть не сам успех, а только возможности его достижения, так как способности развиваются в процессе онтогенеза под влиянием социальных воздействий. Каждый достигает нужного результата по-своему: индивидуальность накладывает свой отпечаток на деятельность. На фоне этого главная проблема в системе воспитания одаренного ребенка - это преодоление противоречий между унифицированной системой и ярко выраженными личностными особенностями одаренного ребенка, который часто с трудом вписывается в общепринятые педагогические нормы и правила.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды : в 2 т. / Б.Г. Ананьев. - М. : Педагогика, 1980. - Т. I. - 230 с. ; Т. II. - 287 с.

2. Бальсевич, В.К. Здоровьеформирующая функция образования в Российской Федерации / В.К. Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2006. - № 5. - С. 2-6.

3. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. - М. : Академия, 2002. - 318 с.

4. Воробьев, А.Н. Принцип индивидуализации - фикция или закономерность в современном тренировочном процессе / А.Н. Воробьев // Теория и практика физической культуры.

- 1986. - № 6. - С. 29-31.

5. Губа, В. П. Спортивный отбор как учебная дисциплина / В. П. Губа // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 2. - С. 62-64.

6. Гурова, Л.Л. Когнитивно-личностные характеристики творческого мышления в структуре общей одаренности / Л.Л. Гурова // Вопросы психологии. -1991. - № 6. - С. 14-20.

7. Дрижика, А.Г. Психодиагностика одарённости к деятельности скоростно-силового характера / А.Г. Дрижика. - Ростов-на-Дону : [б.и.], 1996. - 36 с.

8. Лейтес, Н.С. Психология одаренности детей и подростков / Н.С. Лейтес. - М. : Академия, 1996. - 416 с.

9. Платонов, В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов / В.Н. Платонов. - М. : Физкультура и спорт, 1986. - 287 с.

10. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии : в 2 т. / С.Л. Рубинштейн. - М. : Педагогика, 1989. - Т. 2. - 328 с.

11. Сальников, В.А. Талант, одаренность и способности в структуре спортивной деятельности / В.А. Сальников // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 4. - С. 16-20.

12. Соколик, И.Ю. Организационно-методические основы диагностики спортивной одаренности : дис. ... д-ра пед. наук / Соколик И.Ю. - Минск, 1998. - 320 с.

13. Теплов, Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий : избранные психологические труды / Б.М. Теплов ; под ред. М. Г. Ярошевского. - 2-е изд., стереотип. - М., Воронеж : Изд-во Московского психолого-социального института, 2009. - 640 с.

14. Шадриков, В.Д. Способности человека / В. Д. Шадриков // Основные современные концепции творчества и одаренности / под ред. Д.Б. Богоявленской. - М. : Молодая гвардия, 1997.

- С. 7-21.

15. Щебланова, Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики / Е.И. Щебланова. - М., Воронеж : Изд-во Московского психолого-социального института, 2004. - 386 с.

16. Юркевич, В.С. Современные проблемы работы с одаренными детьми / В.С. Юркевич // Психологическая наука и образование. - 2010. - № 5. - С. 118-129.

17. Юркевич, В. С. Одаренные дети: сегодняшние тенденции и завтрашние вызовы / В.С. Юркевич // Портал психологических изданий PsyJournals.ru. - 2011. - № 4. - С. 99-108.

18. Havighurst, R.J. Developmental task and education / R.J. Havighurs. - N.Y. : McKay, 1972.

19. Heller, K.A. Evaluation of programs for the gigted / K.A. Heller // Nurturing talent, individual needs and social ability. The 4th conference of ECHA / M.W. Karzko, F.J. Monks (eds.). - Assen : Van Gorcum, 1995. - P. 264-268.

REFERENCES

1. Ananyev, B.G. (1980), Selected psychological works. In 2 volumes, Pedagogy, Moscow.

2. Balsevich, V.K. (2006), "Health forming function of education in the Russian Federation", Physical culture: upbringing, education, training, No. 5, pp. 2-6.

3. Bogoyavlenskaya D.B. (2002), Psychology of creativity, Academy, Moscow.

4. Vorobyov, A.N. (1986), "The principle of individualization - fiction or regularity in the modern training process", Theory and practice ofphysical culture, 1986, No. 6, pp. 29-31.

5. Guba, V.P. (2008), "Sports selection as an academic discipline", Theory and practice ofphysical culture, No. 2, pp. 62-64.

6. Gurova, L.L. (1991), "Cognitive and personal characteristics of creative thinking in the structure of total gifted", Psychology questions, No. 6, pp. 14-20.

7. Drigica, A.G. (1996), Psychological talent in speed-power kinds of sport, Rostov-on-Don.

8. Leites, N.S. (1996), Psychology of gifted children and adolescents, Academy, Moscow.

9. Platonov, V.N. (1986), Training of qualified athletes, Physical culture and sport, Moscow.

10. Rubinstein, S.L. (1989), Basis of General psychology: In 2 volumes, Pedagogic, Moscow.

11. Salnikov, V.A. (2002), "Talent, giftedness and ability in the structure of sports activity", Theory and practice of physical culture, No. 4, pp. 16-20.

12. Sokolik, I.Yu. (1998), Organizational-methodical bases of diagnostics of sport endowments, dissertation, Minsk.

13. Teplov, B.M. (2009), Psychology and psychophysiology of individual differences: Selected psychological works, Moscow psychological and social Institute, Moscow.

14. Shadrikov, V.D. (1997), "The Ability of a person", in book: Ed. Bogoyavlenskaya, D.B. (1997), Basic modern concepts of creativity and giftedness, Molodaya gvardiya, Moscow, pp. 7-21.

15. Sheblanova, E.I. (2004), Psychological diagnostics of gifted students: problems, methods, results of research and practice, Moscow psychological and social Institute, Moscow.

16. Yurkevich, V.S. (2010), "Current problems of work with gifted children", Psychological science and education, No. 5, pp. 118-129.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Yurkevich, V.S. (2011), "Gifted children: current trends and future challenges", Portal of psychological publications PsyJournals.ru, No. 4, pp. 99-108.

18. Havighurst, R.J. (1972), Developmental task and education, McKay, N.Y..

19. Heller, K.A. (1995), Evaluation of programs for the gifted, M.W. Karzko, F.J. Monks (eds.). Nurturing talent, individual needs and social ability. The 4th conference of ECHA, Van Gorcum, Assen, pp. 264-268.

Контактная информация: revenko.76@mail.ru

Статья поступила в редакцию 23.04.2017

УДК 796.96

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ КЁРЛИНГА В

РОССИИ

Дмитрий Александрович Свищев, Президент, Федерация кёрлинга России, Москва, Юрий Владимирович Шулико, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики кёрлинга, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУим. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье рассматриваются нормативные правовые документы, регулирующие деятельность Федерации кёрлинга по управлению развитием этого вида спорта. Приведены основные федераль-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.