Научная статья на тему 'Развитие художественной одаренности детей в новых социальнокультурных условиях'

Развитие художественной одаренности детей в новых социальнокультурных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2034
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / КРИТЕРИЙ / ОДАРЕННОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ / ТВОРЧЕСТВО / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОДАРЕННОСТЬ ДЕТЕЙ / CREATIVITY / CRITERION / ENDOWMENTS / SOCIO-CULTURAL CONDITIONS / CREATIVE / ARTISTIC TALENT OF CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудрина Е.Л., Хижняк Н.Л.

В научной статье авторы рассматривают вопросы развития художественной одаренности детей в новых социально-культурных условиях, обозначенных в «Основах государственной культурной политики в Российской Федерации». Авторы отмечают, что новые парадигмы развития экономических и социальных сфер жизнедеятельности предъявляют иные, новые, требования к личности с развитыми креативными способностями, гибкостью в принятии решений и нестандартным мышлением, которые присущи одаренному человеку. Особо отмечается необходимость изучения вопросов детской одаренности и системного подхода в ее развитии, учитывая раннее проявление именно художественной одаренности. Основываясь на предлагаемых учеными критериях классификации видов художественной одаренности, авторы отмечают, что работа с одаренными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность, а одаренность является по своему характеру многомерным явлением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Art Gifted Children in New Socio-Cultural Conditions

In the scientific article, the authors examine the development of artistic talents of children in the new socio-cultural conditions outlined in the Principles of state cultural policy in the Russian Federation. The authors note that the new paradigm of development of economic and social spheres of life imposes certain new requirements for the individual with the development of creative abilities, flexibility in decision making and innovative thinking, which are inherent to human talent. The emphasis is laid on the need to examine the issues of children's giftedness and systematic approach in its development, considering it as an early manifestation of artistic talent. Based on the classification criteria proposed by scientists kinds of artistic giftedness, the authors note that working with gifted children is one of the options given to the person as the right to individuality and giftedness is by its nature a multidimensional phenomenon.

Текст научной работы на тему «Развитие художественной одаренности детей в новых социальнокультурных условиях»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ PEDAGOGICAL SCIENCIES

УДК 37

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ В НОВЫХ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ

Кудрина Екатерина Леонидовна, доктор педагогических наук, профессор, ректор, Кемеровский государственный университет культуры и искусств (г. Кемерово, РФ). Е-mail: kudrina@kemguki.ru

Хижняк Наталья Леонидовна, кандидат педагогических наук, заместитель начальника Департамента культуры и национальной политики Кемеровской области (г. Кемерово, РФ). Е-mail: hnl@ako.ru

В научной статье авторы рассматривают вопросы развития художественной одаренности детей в новых социально-культурных условиях, обозначенных в «Основах государственной культурной политики в Российской Федерации». Авторы отмечают, что новые парадигмы развития экономических и социальных сфер жизнедеятельности предъявляют иные, новые, требования к личности с развитыми креативными способностями, гибкостью в принятии решений и нестандартным мышлением, которые присущи одаренному человеку. Особо отмечается необходимость изучения вопросов детской одаренности и системного подхода в ее развитии, учитывая раннее проявление именно художественной одаренности. Основываясь на предлагаемых учеными критериях классификации видов художественной одаренности, авторы отмечают, что работа с одаренными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность, а одаренность является по своему характеру многомерным явлением.

Ключевые слова: креативность, критерий, одаренность, социально-культурные условия, творчество, художественная одаренность детей.

DEVELOPMENT OF ART GIFTED CHILDREN IN NEW SOCIO-CULTURAL CONDITIONS

Kudrina Ekaterina Leonidovna, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Rector, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: kudrina@kemguki.ru

Khizhnyak Natalia Leonidovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Deputy Head of the Department of Culture and National Policy of Kemerovo region (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: hnl@ako.ru

In the scientific article, the authors examine the development of artistic talents of children in the new socio-cultural conditions outlined in the Principles of state cultural policy in the Russian Federation. The authors note that the new paradigm of development of economic and social spheres of life imposes certain new requirements for the individual with the development of creative abilities, flexibility in decision making and innovative thinking, which are inherent to human talent. The emphasis is laid on the need to examine the issues of children's giftedness and systematic approach in its development, considering it as an early manifestation of artistic talent. Based on the classification criteria proposed by scientists kinds of artistic giftedness, the authors note that working with gifted children is one of the options given to the person as the right to individuality and giftedness is by its nature a multidimensional phenomenon.

Keywords: creativity, criterion, endowments, socio-cultural conditions, creative, artistic talent of children.

В Указе Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года № 808 «Об утверждении "Основ государственной культурной политики"» отмечается, что «выявление одаренных в разных сферах детей, создание условий для их индивидуального обучения, их педагогическое и психологическое сопровождение в период получения образования, создание условий для их профессиональной деятельности после завершения образования» [11] является одной из задач государственной культурной политики в области просвещения.

Современные условия и новые парадигмы развития экономических и социальных сфер жизнедеятельности (образования, науки, культуры и т. п.) выдвигают на передний план иные инновационные подходы, требующие от человека гибких решений и нестандартного мышления, умения быстро и эффективно ориентироваться в сложном лабиринте постоянных социально-экономических изменений [6]. Новые требования общества к людям, способным к творческому преобразованию действительности на благо себе и окружающим, становятся особой потребностью социально-экономического прогресса в современном мире, а от одаренных личностей как драгоценного ресурса нации напрямую зависит прогресс цивилизации.

Талант как производное одаренности развивается в течение всей жизни и при определенных условиях, созданных в семье, в образовательных учреждениях и организациях, в социуме, в обществе, может проявляться в большей или меньшей степени. Поиск одаренных людей, создание условий для развития и последующего применения их таланта, а также готовность общества принимать одаренных личностей и признавать инновационных лидеров - это не просто дело престижа страны, но неотъемлемая часть культурно-образовательной политики, без планомерного осуществления которой затруднительно решать проблемы создания инновационной экономики, сохранять и развивать культуру.

Развитие инновационной экономики России стало мощным стимулом для выявления, поддержки и развития одаренных детей, способных в будущем генерировать новации во всех областях жизнедеятельности общества. Особое место в новых социально-культурных условиях отводится

развитию художественной одаренности (особенно детской художественной одаренности), представляющей сложную проблему, которую не решить «в один прием» в силу специфики ее выявления и прогнозирования.

Следует подчеркнуть, что в течение последних двух десятилетий стал преобладать подход, согласно которому одаренность рассматривается как интегральное, не сводимое к интеллекту, креативности или когнитивным функциям свойство личности. Она изначально не задана генотипом, не зависит фатально от условий среды, а обладает динамической характеристикой. Неоднозначность феномена одаренности определяется не только высоким уровнем общего и интеллектуального развития, познавательных и специальных способностей, но и определенными весьма серьезными трудностями в становлении собственного «Я», самореализации и социализации одаренного ребенка. Более того, как метко сказал К. Г. Юнг в своей работе [14], одаренность не только компенсируется некоторой неполноценностью в другой области, но порою идет рука об руку даже с патологическим дефектом. В таких случаях часто почти невозможно решить, что преобладает: даровитость или психопатическая конституция. Этим он подчеркивал, что детская одаренность представляет собой комплексную категорию, в которой сфокусированы различные, порой, остро противоречивые особенности личности, особо это находит проявление в области художественной одаренности.

Следует отметить, что детская одаренность занимает одно из ведущих мест среди самых интересных и загадочных явлений природы, являясь не только наиболее противоречивым с точки зрения определения, но и наименее изученным. За это время проблемой одаренности занимались многие ученые, в большинстве своем зарубежные: Ф. Гальтон, Дж. Гилфорд, П. Торренс, Э. Ландау и др. Многое прояснили в феномене одаренности исследования Н. С. Лейтеса, А. И. Савенкова, А. М. Матюшкина и др.

Как отмечают исследователи, «измерение и оценка одаренности стали в последнее время делом большой практической важности» [3, с. 219]. В нашей стране после появления в 1975 году Всемирного совета по одаренным и талантливым

детям данная проблема получила свой новый импульс и остроту. Стали использоваться и адаптироваться разрабатываемые зарубежными учеными концепции одаренности, включающие подходы к определению, вопросы о природе, главенствующих факторах формирования данного феномена и, главное, методики диагностики одаренности, а также программы последующего развития незаурядных способностей. Среди заимствованных материалов следует отметить фигурные тесты Равена, шкала определения ^ Станфорд-Бине и др., среди отечественных наработок наиболее востребованы методика Д. Б. Богоявленской [2], экспресс-методика А. Г. Азарян [1] и др.

Детский возраст - период становления способностей личности и бурных интегративных процессов в психике. Уровень и широта интеграции характеризуют формирование и зрелость самого явления - одаренности. В психологической науке одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. В научном мире существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» и «одаренные дети встречаются крайне редко». Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальная одаренность по отношению к разным видам деятельности присуща многим детям, тогда как актуальную одаренность демонстрирует значительная часть детей.

Одаренность ребенка - это достаточно устойчивые особенности именно индивидуальных проявлений незаурядного, растущего с возрастом интеллекта [4]. Исследователи подчеркивают, что, несмотря на появление в последнее время очень большого количества публикаций в научной литературе на данную тему [1; 2; 3], где особое внимание уделяется диагностике и развитию способностей ребенка, как правило, выпускаются из виду воспитательный и социально-культурный аспекты. Вместе с тем обращать на это внимание требует не только то, что одаренные дети необычайно способны, но и то, что одаренный ребенок имеет ряд особенных психологических свойств: тонкое чувство юмора, большая независимость в суждениях, нестандартные ответы и решения, отсутствие внимания к условностям и правилам,

необычайная психосоциальная чувствительность и др. А в силу того, что художественная одаренность раньше других видов одаренности и ярче всего проявляется в дошкольном возрасте, то изучение одаренности в педагогическом ракурсе наиболее значимо, так как одна из проблем одаренного ребенка - своевременное нераскрытие его способностей, как говорится «заглушили на корню».

Обновленная программа «Одаренные дети», рассчитанная на 2011-2015 годы, ставит задачу создания механизмов поиска и выявления одаренных детей в разных регионах России. В нее включена система олимпиад, интеллектуальных, творческих и спортивных соревнований школьников, в том числе доступных талантливым детям, ограниченным в физических возможностях, сиротам, а также детям из семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. «Надо признать, что выявление одаренности - дело чрезвычайно трудное, а выявление потенциальной художественной одаренности, да еще к тому же детской, - трудное вдвойне. Современная психология, объективно оценивая свои возможности и природу данного феномена, занимает разумную позицию: отказывается выносить ему окончательный вердикт, даже располагая, казалось бы, неоспоримыми данными о наличии одаренности у ребенка, осторожно ограничиваясь характеристикой - "ребенок с признаками одаренности". Эта характеристика есть результат понимания сложности и окончательной непостижимости данного феномена, который является интегра-тивным личностным образованием и не статичным, а динамичным, постоянно меняющимся в зависимости от внешних и внутренних факторов. Детская художественная одаренность находится в движении и может либо набирать силу, либо угасать или исчезать безвозвратно; ее очень трудно "ухватить" как постоянную величину для того, чтобы "измерить" стандартными психологическими тестами. Художественная одаренность к тому же еще и многолика, отличается удивительным многообразием форм выражения, объясняющимся особенностями интеграции и своеобразия ее компонентов в их количественном и качественном проявлении», - отмечает А. А. Никитин [10, с. 64].

Интерес к данному феномену отечественной педагогики и психологии носит волнообразный характер: от подъема (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов и др.) до отрицания и полного забвения данной проблематики. Современные исследователи, развивая отечественные традиции, предложили ряд оригинальных концепций детской одаренности (Д. Б. Богоявленская, Н. С. Лейтес, А. М. Матюшкин, Я. А. Пономарев и др.). Наиболее значимой работой в этой области явилась концептуальная модель одаренности (разработана коллективом: Ю. Д. Бабаева, Д. Б. Богоявленская, В. Н. Дружинин, И. И. Ильясова, Н. С. Лей-тес, А. М. Матюшкин, В. И. Нанов, И. В. Калищ, М. А. Холодная, В. Д. Шадриков, Н. Б. Шумакова, В. С. Юркевич и др.). Следует отметить, что авторские концепции позволяют успешно решать широкий спектр научно-практических задач диагностики, прогнозирования развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, воспитания и обучения одаренных детей.

Признаками художественной одаренности являются те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности. И могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем, об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий «хочу» и «могу». Поэтому признаки одаренности и охватывают два регулятивных аспекта одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный.

Никитин А. А. [9] предпринял попытку выявления основ общей художественной одаренности, представляющей собой ядро, на котором базируется специальная и специализированная художественная одаренность, обнаруживающая себя в том или ином виде искусства или в многообразии его «подвидов», например, в музыкальной деятельности. Подчеркнем, что для нас определенный интерес представляет предлагаемая автором модель художественной одаренности, которая была использована в исследовании [12] для разработки организационно-функциональной модели формирования художественной одаренности в образовательных учреждениях дополнительно-

го образования детей в сфере культуры и искусства как основа и фундамент.

Следует подчеркнуть, что любая деятельность человека полимотивирована, то есть в основе любых действий лежат самые разные мотивы. Но при этом исследователи отмечают, что сама мотивационно-потребностная сфера личности имеет иерархическую структуру: одни мотивы занимают относительно устойчивое доминирующее, другие - подчиненное положение.

Это явление получило наименование «направленность личности». Направленность - одна из основных характеристик творческой личности, выражена она в иерархической структуре мотивационно-потребностной сферы, в которой доминируют мотивы, непосредственно связанные с содержанием творческой деятельности.

Одаренные дети характеризуются тем, что в основе их деятельности вне зависимости от ее предметной ориентации (научная, художественная, коммуникативная) доминируют мотивы, непосредственно связанные с содержанием деятельности.

Креативность (или творческость) - одна из важнейших характеристик одаренности. Творчеством созданы науки и искусства, все изобретения человеческой цивилизации. Расположенность к творчеству - высшее проявление активности человека, способность создавать нечто новое, оригинальное. Расположенность к творчеству представляет, прежде всего, особый склад ума. При этом установлено, что никакое отвлеченное познание не может быть продуктивным в полном отрыве от чувственного. Важное значение в процессе творчества имеют воображение, интуиция, неосознаваемые компоненты умственной активности. На наш взгляд, креативность является одним из важных компонентов в подготовке креативного специалиста для творческих индустрий в вузах культуры и искусств как специализированных учебных заведениях для одаренных детей [5].

Одаренные дети - дети, значительно опережающие своих сверстников в умственном развитии, либо демонстрирующие выдающиеся специальные способности. В научной литературе и в обыденной речи одаренных детей нередко называют вундеркиндами, подчеркивая тем самым исключительный характер их способностей.

Среди определений понятия «одаренный ребенок» наиболее удачное, с нашей точки зрения, содержится в тексте «Рабочей концепции одаренности»: «Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности» [2].

Известный специалист в области детской одаренности Н. Лейтес классифицирует разные педагогические подходы к этой проблеме выделяет три категории детей, которых принято именовать одаренными: дети с высоким дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности; дети с высокой креативностью [8].

Другой специалист в области психологии интеллекта М. А. Холодная утверждает, что следует выделять шесть категорий таких детей: 1) «сообразительные»; 2) «блестящие ученики»; 3) «креа-тивы»; 4) «компетентные»; 5) «талантливые»; 6) «мудрые» [13].

По наблюдениям исследователей, реальная педагогическая практика определяет лишь три категории одаренных детей. Именно эти представления закладываются в фундамент дифференциации обучения (табл. 1).

Таблица 1

Характеристики категорий одаренных детей, лежащие в основе дифференциации обучения

Из таблицы 1 видно, что одаренность детей проявляется в различных педагогических системах, включая общее и дополнительное образование.

Следует отметить, что существует определенная возрастная последовательность проявления одаренности в разных областях. Особенно рано может проявиться одаренность к музыке, затем - к рисованию; вообще, одаренность к искусству обнаруживается раньше, чем к наукам; в науке раньше проявляются способности к математике.

В исследованиях отмечается, что дифференциация видов художественной одаренности определяется критерием, положенным в основу классификации. Анализ количественных характеристик одаренности позволяет описать степень выраженности психических возможностей человека. Среди критериев выделения видов одаренности обозначаются пять их видов. Ниже, основываясь на [7; 14], мы свели в таблицу (табл. 2) критерии выделения видов одаренности, основные виды деятельности в рамках выделенных критериев и характеристику содержания видов одаренности.

Таблица 2

Критерии выделения видов одаренности и основных видов деятельности, характеризующих содержание видов одаренности

Категории одаренных детей Представления (характеристики) категорий одаренных детей, лежащие в основе дифференциации обучения

1. Первая Дети с высокими показателями по уровню общей одаренности

2. Вторая Дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности. Этих детей чаще всего называют талантливыми. Их выявление строится на «экологически валидных» методах диагностики. Одаренные юные музыканты, художники, математики, спортсмены имеют право на специальное обучение

3. Третья Дети, хорошо обучающиеся в школе, так называемая «академическая одаренность»

Наименование критериев выделения видов одаренности Основные виды деятельности в рамках выделенного критерия Содержание видов одаренности

Вид деятельности и обеспечивающие его сферы психики Практическая Одаренность в ремеслах, спортивная и организационная

Теоретическая (познавательная) Интеллектуальная одаренность различных видов

Художественно-эстетическая Хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная, музыкальная

Коммуникативная Лидерская и аттрактивная

Духовно-ценностная Одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов служения людям

Продолжение таблицы 2

Наименование критериев выделения видов одаренности Основные виды деятельности в рамках выделенного критерия Содержание видов одаренности

Степень сформированному Актуальная Психологическая характеристика ребенка с такими наличными показаниями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой

Потенциальная Психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности

Форма проявления Явная Проявляется в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо, в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения. Специалистам в области детской одаренности с большей степенью вероятности удается сделать заключение о наличии художественной одаренности или о высоких потенциальных возможностях ребенка, адекватно оценить «зону ближайшего развития» и правильно наметить программу дальнейшей работы с таким «перспективным ребенком»

Скрытая Проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной форме. Вследствие этого появляется опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности у такого ребенка. Его могут отнести к числу «неперспективных» и лишить помощи и поддержки, необходимой для развития его способностей

Окончание таблицы 2

Наименование критериев выделения видов одаренности Основные виды деятельности в рамках выделенного критерия Содержание видов одаренности

Широта проявлений в различных видах деятельности Общая Проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает в качестве основы их продуктивности. Психологическим ядром общей одаренности являются умственные способности, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, мотивационные и волевые качества личности. Общая одаренность определяет уровень понимания происходящего, глубину эмоциональной и мотива-ционной вовлеченности в деятельность, эффективность це-леполагания и саморегуляции

Специальная обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, театр и др.)

Особенности возрастного развития Ранняя Решающим показателем здесь выступают темп психического развития ребенка, а также возрастные этапы, на которых одаренность проявляется в явном виде. Необходимо учитывать, что ускоренное психическое развитие раннее обнаружение дарований далеко не всегда связано с высокими достижениями в более старшем возрасте. В свою очередь, отсутствие ярких проявлений одаренности в детском возрасте не означает отрицательного вывода, относительно перспектив дальнейшего развития личности

Поздняя

Наглядное представление данного материала позволяет сделать вывод, что работа с одаренными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. На наш взгляд, любой индивидуальный случай детской одаренности может быть оценен с точки зрения всех вышеперечисленных крите-

риев классификации видов художественной одаренности. Одаренность оказывается, таким образом, многомерным по своему характеру явлением. Для практики - это возможность и, вместе с тем, необходимость более широкого взгляда на своео-

бразие одаренности конкретного ребенка в новых социально-культурных условиях, а для теории -это необходимость исследования развития художественной одаренности детей в современной социально-экономической ситуации.

Литература

1. Азарян А. Г. Использование экспресс-методики [Электронный ресурс]. - URL: http://www.marketing.spb.ru/ read/m17/index.htm

2. Богоявленская Д. Б. Рабочая концепция одаренности [Электронный ресурс]. - URL: http://dt26.ru/load/ odarennye_deti/odarennye_deti/rabochaja_koncepcija_odarennosti_bogojavlenskaja_d_b/15-1-0-28

3. Выготский Л. С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. - М.: Педагогика-пресс, 1993. - 224 с.

4. Гераимчук И. М. Гений - это просто. Формирование творческой личности. - М.: ЭКМО. - 2010. - 146 с.

5. Кудрина Е. Л. Вузы культуры и искусств в подготовке креативного специалиста для творческих индустрий // Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса [Электронный ресурс]: мат-лы конф. - Электрон. дан. - М.: ГПНТБ России, 2011. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM ). - Систем. требования: IBM PC , Windows 2000 или выше. - Загл. с этикетки диска. - ISBN 9785-85638-150-3. - № гос. регистрации 0321100651. - URL: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2011/ disk/127.pdf

6. Кудрина Е. Л., Шунков А. В. Компетентностный подход как парадигма подготовки специалистов в сфере культуры и искусства // Профессиональное развитие в России и за рубежом. - 2014. - № 2 (14). - С. 69-75.

7. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

8. Лейтес Н. С. Проблема общих способностей в возрастном аспекте [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.bimbad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=1633

9. Никитин А. А. Художественная одаренность. - М.: Классика-ХХ1, 2010. - 176 с.

10. Никитин А. А. Выявление и прогнозирование детской художественной одаренности // История и культура Приамурья. - 2008. - С. 64-74.

11. Указ Президента Российской Федерации от 24 дек. 2014 года № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» [Электронный ресурс]. - URL: docs.cntd.ru>document/420242192 (дата обращения: 15.03.2015).

12. Хижняк Н. Л. Формирование художественной одаренности в образовательных учреждениях дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства: маркетинговый подход: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05 / Алт. гос. акад. культуры и искусств. - Кемерово, 2012. - 202 с.

13. Холодная М. А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2004. - 384 с.

14. Юнг К. Г. Феномен одаренности: доклад, прочитанный на съезде работников средней школы в Базеле 4 дек. 1942 года // Schweifer Erziehungs Rundschau XVI/1 (Zurich, April 1943, p. 3-8). Позже в Psychologie und Erziehung, Rascher, 1970.

References

1. Azarian A.G. Ispol'zovanie ekspress-metodiki [Using rapid methods]. Available at: http://www.marketing.spb.ru/ read/m17/index.htm (In Russ.).

2. Bogoiavlenskaia D.B. Rabochaia kontseptsiia odarennosti [Working concept of giftedness]. - Available at: http:// dt26.ru/load/odarennye_deti/odarennye_deti/rabochaja_koncepcija_odareodaren_bogojavlenskaja_d_b/15-1-0-28. (In Russ.).

3. Vygotskii L.S., Luriia A.R. Etiudy po istorii povedeniia: Obez'iana. Primitiv. Rebenok [Studies in the History of behavior: Monkey. Primitive. Child]. Moscow, Pedagogika-Press Publ., 1993, 224 p. (In Russ.).

4. Geraimchuk I.M. Genii - eto prosto. Formirovanie tvorcheskoi lichnosti [Is simply genius. Formation of the creative person]. Moscow, EKMO Publ., 2010, 146 p. (In Russ.).

5. Kudrina E.L. Vuzy kul'tury i iskusstv v podgotovke kreativnogo spetsialista dlia tvorcheskikh industrii [Universities of Culture and Arts in preparation for the creative professional creative industries]. Biblioteki i informatsion-nye resursy v sovremennom mire nauki, kul'tury, obrazovaniia i biznesa [Libraries and Information Resources in the modern world of science, culture, education and business]. Available at: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/ crimea2011/disk/127.pdf). (In Russ.).

6. Kudrina E.L., Shunkov A.V. Kompetentnostnyi podkhod kak paradigma podgotovki spetsialistov v sfere kul'tury i iskusstva [Competence-based approach as the education paradigm in culture and art sphere/ Professional'noe razvi-tie v Rossii i za rubezhom [Professional education in Russia and abroad], 2014, no 2 (14), pp. 69-75. (In Russ.).

7. Leont'ev A.N. Deiatel'nost'. Soznanie. Lichnost' [Activity. Consciousness. Lichnost]. Moscow, Politizdat Publ., 1975. 304 p. (In Russ.).

8. Leites N.S. Problema obshchikh sposobnostei v vozrastnom aspekte [Problem general abilities in the age aspect]. Available at: http://www.bimbad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=1633 (In Russ.).

9. Nikitin A.A. Khudozhestvennaia odarennost' [Art endowments]. Moscow, Klassika-XXI Publ., 2010. 176 p. (In Russ.).

10. Nikitin A.A. Vyiavlenie i prognozirovanie detskoi khudozhestvennoi odarennosti [Identification and prediction of children's art giftedness]. Istoriia i kul'tura Priamur'ia [History and Culture of the Amur region], 2008, pp. 64-74. (In Russ.).

11. Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 24 dekabria 2014 goda № 808 "Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoi kul'turnoi politiki" [Decree of the President of the Russian Federation of December 24, 2014 № 808 "On approval of the Fundamentals of state cultural policy"]. Available at: docs.cntd.ru>document/420242192. (accessed 15.03.2015). (In Russ.).

12. Khizhniak N.L. Formirovanie khudozhestvennoi odarennosti v obrazovatel'nykh uchrezhdeniiakh dopolnitel'nogo obrazovaniia detei v sfere kul'tury i iskusstva: marketingovyi podkhod. Dis. kand. ped. nauk [Formation of artistic talent in educational institutions of additional education in the field of culture and the arts: marketing approach. cand. ped. sci. dis.]. Kemerovo, 2012. 202 p. (In Russ.).

13. Kholodnaia M.A. Kognitivnye stili: O prirode individual'nogo uma [Cognitive styles: On the nature of the individual mind]. St. Petersburg, Piter Publ., 2004. 384 p. (In Russ.).

14. Iung K.G. Fenomen odarennosti. Doklad, prochitannyi na s"ezde rabotnikov srednei shkoly v Bazele 4 dekabria 1942 goda [Phenomenon of giftedness. Report read at the Congress workers from high school in Basel, December 4, 1942]. Schweifer Erziehungs Rundschau XVI/1 (Zurich, April 1943, p. 3-8). Pozzhe v Psychologie und Erziehung, Rascher, 1970.

УДК 378.016:78

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СТРУКТУРООБРАЗУЮЩИЕ КОМПОНЕНТЫ ГАРМОНИИ ПО Ю. Н. ХОЛОПОВУ (ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИКИ)

Черная Марина Радославовна, доктор искусствоведения, профессор, профессор кафедры музыкального воспитания и образования, Институт музыки, театра и хореографии, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург, РФ). E-mail: marina-chernaya@yandex.ru

В статье впервые ставится проблема педагогического эффекта от использования в учебном процессе теоретической системы Ю. Н. Холопова, в частности, его учения о гармонии. На основе изучения материалов его учебников и учебных пособий по гармонии, а также на основе результатов, полученных в собственной педагогической деятельности, автор статьи с помощью системного и исторического подходов, а также используя метод контекстуального анализа, рассматривает условия применения и возможности, открывающиеся при обращении к методике Ю. Н. Холопова как «прохождению через эпохи». В статье сформулированы основные положения холоповской теории о структурных компонентах гармонии, даны методические рекомендации по использованию в вузовской практике учебного пособия Ю. Н. Холопова «Гармония. Практический курс».

Ключевые слова: структурное мышление, структурные элементы гармонии, теория и методика обучения в преподавании гармонии, уровни профессионального образования, эпохи в истории музыкального искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.