Научная статья на тему 'НАУЧНЫЙ ПОДХОД Б.М. ТЕПЛОВА К ПРОБЛЕМЕ РАННЕЙ ОДАРЕННОСТИ'

НАУЧНЫЙ ПОДХОД Б.М. ТЕПЛОВА К ПРОБЛЕМЕ РАННЕЙ ОДАРЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
409
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Б.М. Теплов / ранняя одаренность / способность / развитие / музыкальная одаренность.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белова Е. С.

В статье рассматриваются научные идеи Б.М. Теплова в связи с изучением проблемы рано проявляющейся одаренности. Выделяются ключевые моменты в понимании феномена одаренности и анализа условий развития неординарных детей. Подчеркивается важность качественного анализа в исследовании способностей и одаренности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАУЧНЫЙ ПОДХОД Б.М. ТЕПЛОВА К ПРОБЛЕМЕ РАННЕЙ ОДАРЕННОСТИ»

НАУЧНЫЙ ПОДХОД Б.М. ТЕПЛОВА К ПРОБЛЕМЕ РАННЕЙ ОДАРЕННОСТИ

Белова Е. С. Москва (Россия), кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования», elenasbelova@mail.ru.

DOI:

В статье рассматриваются научные идеи Б.М. Теплова в связи с изучением проблемы рано проявляющейся одаренности. Выделяются ключевые моменты в

понимании феномена одаренности и анализа условий развития неординарных детей. Подчеркивается важность качественного анализа в исследовании способностей и одаренности.

Ключевые слова: Б.М. Теплов, ранняя одаренность, способность, развитие, музыкальная одаренность.

SCIENTIFIC APPROACH OF B.M. TEPLOV TO THE PROBLEM OF EARLY

GIFTEDNESS

Belova E. S. Moscow (Russia), PhD in Psychology, Leading Researcher, Psychological Institute of the Russian Academy of Education, elenasbelova@mail.ru.

The article discusses the scientific ideas of B.M. Teplov in connection with the study of the problem of early giftedness manifestation. The key points in understanding the phenomenon of giftedness and analyzing the conditions for the development of extraordinary children are highlighted. The importance of qualitative analysis in the study of abilities and giftedness is emphasized.

Keywords: B.M. Teplov, early giftedness, ability, development, musical giftedness.

В трудах Бориса Михайловича Теплова - выдающегося отечественного психолога -значительное место отведено рассмотрению проблем психологии способностей и одаренности. Одной из таких проблем является проблема рано проявляющейся одаренности.

Следует отметить, что в настоящее время наблюдается возрастание интереса к данной проблеме. В теле- и радиопередачах, на многочисленных форумах в интернете идет активное обсуждение вопросов ускоренного развития малышей, раннего раскрытия их способностей и талантов. Специалисты выделяют как одну из явных тенденций в современном воспитании маленьких детей - увлечение ранним обучением [6]. Многие родители стремятся, как можно раньше целенаправленно приступить к систематическому обучению малышей. Однако часто оно сводится к расширению кругозора и освоению навыков, и прежде всего, учебных навыков (счет, чтение, письмо). При этом развитие эмоциональной и социальной сферы ребенка, самостоятельного творчества уходит на второй план или вообще остается без внимания. Возникают риски и трудности формирования личности ребенка, его самосознания и саморегуляции.

Как справедливо замечает Н.Е. Веракса, взрослый может создавать пространство дошкольнику для реализации его возможностей, а может закрывать. И крайне важно так выстраивать процесс обучения, чтобы образование ребенка не сводить к образованию взрослого, не рассматривать ребенка как маленького взрослого. Надо постараться увидеть в нем движение в будущее: на ребенка смотреть как на человека из будущего, давать детям

100

возможность максимально проявлять себя [1]. Теоретической основой для создания такого пространства раскрытия детских дарований могут составлять отечественные исследования психологии способностей и одаренности. В связи с этим вполне закономерно обращение к научному наследию Бориса Михайловича Теплова.

Изучение отдельных видов одаренности Борис Михайлович выделял как одну из важнейших задач психологии. При этом он отмечал и трудность решения этой задачи, обусловленную ограниченностью имеющегося научно обработанного материала, и, главное, отсутствием общей теории одаренности. Ученый подчеркивал необходимость проведения большой работы по изучению конкретных фактов и частных закономерностей, что позволило бы в дальнейшем обосновать теории, гипотезы о природе одаренности и ее развитии. Вместе с тем среди первоочередных вопросов, требующих серьезного анализа,

Б.М. Теплов выделял теоретические вопросы: а) связанные с выяснением содержания основных понятий, относящихся к учению об одаренности; б) предполагающие анализ и отстранение ошибочных точек зрения, касающихся этих понятий.

Способности рассматривались ученым в ракурсе индивидуально психологических различий: как индивидуально-психологические особенности человека, результат его развития, в основе которого лежат задатки - врожденные особенности (анатомо-физиологические особенности). Способности формируются в деятельности и не могут сводиться только к наличным навыкам, умениям, знаниям. Любая способность может изменяться, приобретать иной характер в связи с наличием и уровнем развития других способностей. Качественно своеобразное сочетание способностей, обусловливающее успешность выполнения той или другой деятельности, по мнению Б.М. Теплова, и составляет содержание понятия «одаренность». При этом ученым подчеркивалось, что не сам успех в выполнении деятельности, а только возможность достижения успеха зависит от одаренности: помимо одаренности для успешного выполнения любой деятельности требуется и обладание необходимыми навыками и умениями [7].

Борис Михайлович выделял ограничения в понимании одаренности и предостерегал от сведения одаренности только к интеллектуальной сфере, подчеркивая, что одаренность касается всех сторон жизни, и при ее изучении было бы ошибочным использовать только количественный подход. Проблема одаренности должна рассматриваться, прежде всего, как качественная. Анализ качественных различий, по мнению ученого, является первой задачей психологии одаренности. Затрагивая вопрос об общей и специальной одаренности, Б.М. Теплов отмечал, что точнее будет рассматривать его как вопрос о более общих и более специальных моментах одаренности.

Особое внимание Борис Михайлович уделял исследованию музыкальной одаренности, которая рассматривалась как качественно своеобразное сочетание способностей, обусловливающее возможность успешного занятия музыкальной деятельностью. Изучая биографии выдающихся личностей, Б.М. Теплов неоднократно отмечал, что у многих из них признаки одаренности проявлялись в детском возрасте. В частности, на примере фактов из жизни Н.А. Римского-Корсакова, ученым было показано, что одаренность не исчерпывается свойствами, специфичными только для какой-нибудь одной деятельности (например, музыкальной), она может быть более широкой по проявлениям. Сила, богатство, инициативность воображения были присущи будущему композитору с детских лет и сначала

проявлялись даже не в отношении музыки. Б.М. Теплов приводит описание из автобиографической книги Н.А. Римского-Корсакова «Летопись моей музыкальной жизни»: «Я был очень изобретателен на игры, умел целыми часами играть один. Запрягая стулья вместо лошадей и представляя кучера, я разговаривал сам с собой очень долго, как будто изображая диалог кучера с барином.. .Ради игры, ради обезьянничания, совершенно в том же роде, как я складывал и разбирал часы, я пробовал иной раз сочинять музыку и писать ноты» [Цит. по 7, с. 43-44]. Сочинение музыки воспринималось мальчиком как одна из игр, в которой проявлялось его богатое воображение, реализовывалась его неудержимая потребность сочинять, изобретать, строить, комбинировать. Другая важная черта одаренности Н.А. Римского-Корсакова - чувство природы: любовь к природе и редкостная способность наблюдать ее, - тоже проявлялась с детства. «И зрительное воображение было музыкальным, и природу чувствовал музыкально», отмечал Б.М. Теплов [7, с. 46].

Высокие способности в одной области, по мнению Б.М. Теплова, не исключают высоких способностей в других областях, а случаи полной односторонности таланта, вероятнее всего, можно рассматривать как исключение. Для доказательства этого положения ученый тоже приводил факты биографий крупных музыкантов. У Ф. Шопена помимо выдающихся музыкальных способностей обнаруживались яркие актерские, литературные способности и способности к рисованию. Последние проявились рано и ярко, как и способности к сочинению стихов. С шести лет Фредерик сочинял стихи на польском и французском языках. Ранние проявления ярких художественных способностей были характерны для многих известных композиторов (К.М. Вебер, А.К. Лядов, др.). Вместе с тем на примере биографии А.П. Бородина можно увидеть значительно реже встречавшееся сочетание высоких музыкальных способностей и способностей к занятиям наукой (химия), при этом интерес к химии, экспериментированию тоже проявился уже в детском возрасте.

Анализируя вопрос о развитии музыкальной одаренности, Борис Михайлович высказывал согласие с другими исследователями относительно раннего проявления музыкальных способностей: фактический материал подтверждал, что первые признаки этого могут быть обнаружены на первом году жизни ребенка, а на третьем - иногда уже можно обнаружить довольно высокое развитие мелодического слуха и чувства ритма.

Раннее проявление музыкальных способностей, по мнению Б.М. Теплова, можно отнести к показателям хорошей музыкальной одаренности, однако отсутствие ранних проявлений нельзя рассматривать как факт полного отсутствия музыкальных способностей. Большую роль играет окружение, в котором проходят первые годы жизни ребенка. Не только задатки ребенка, но и степень музыкальности окружения оказывает влияние на возможности раннего проявления музыкальной одаренности. «Во всех случаях очень раннего развития музыкальных способностей, которые сколько-нибудь подробно описаны в литературе, или которые мне приходилось наблюдать лично, - писал Борис Михайлович, - имели место или прямая забота родителей о музыкальном развитии ребенка, или хотя бы достаточное богатство музыкальных впечатлений» [7, с. 221]. Планомерная педагогическая работа для многих детей является необходимым условием раскрытия музыкальных способностей. Особенно она значима для тех детей, у которых врожденные особенности не благоприятствуют легкому развитию одной из основных музыкальных способностей. Часто таким фактором бывает слабость слуховых представлений. В результате очень продуманной и совершенной

педагогической работы можно устранить этот фактор, и тогда обнаруживаются прекрасные данные ребенка в отношении других музыкальных способностей.

В заключение важно отметить, что научный подход Б.М. Теплова к исследованию проблем одаренности получил дальнейшее развитие в трудах его учеников и последователей [2-5] и остается актуальным и востребованным в настоящее время, задавая ориентиры для глубокого научного анализа проблем современной психологии одаренности.

Литература

1. Веракса Н.Е. Масштаб личности ребенка равен бесконечности // Ректор ВУЗа, 2018. №10. С. 2-6.

2. Кабардов М.К. Актуальные проблемы психофизиологии одаренности и других индивидуальных различий // Одаренные дети: диагностика и мониторинг развития. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2016. С. 5-9.

3. Кабардов М.К. Б.М. Теплов - служение Науке и Отечеству // Б.М. Теплов и современное состояние дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии. Материалы международной юбилейной конференции к 120-летию со дня рождения Б.М. Теплова / Под ред. М.К. Кабардова, А.К. Осницкого. М.: Перо, 2017. С 33-42.

4. Кабардов М.К., Осницкий А.К. Значение воззрений Бориса Михайловича Теплова в современных исследованиях // Б.М. Теплов и современное состояние дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии. Материалы международной юбилейной конференции к 120-летию со дня рождения Б.М. Теплова / Под ред. М.К. Кабардова, А.К. Осницкого. М.: Перо, 2017. С. 10-21.

5. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. Изд. 3-е, испр. и доп. М.: МПСИ, 2008. 480 с.

6. Смирнова Е.О. Современная детская субкультура // Консультативная психология и психотерапия. 2015. № 4. С. 25-35.

7. Теплов Б.М. Избранные труды: в 2-х т. Т.! М.: Педагогика, 1985. 328 с.

К ЮБИЛЕЮ Б.М. ТЕПЛОВА: ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ ОДАРЕННОСТИ

Богоявленская Д. Б., Москва (Россия), доктор психологических наук, профессор, Психологический институт Российской академии образования, mpo-120@mail.ru

Жукова Е. С., Москва (Россия), старший научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования, JoukovaEC@yandex.ru

Артеменков С. Л., Москва (Россия), старший научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования, slart@inbox.ru Б01:

В статье обсуждаются отечественный методологический подход к определению понятия одаренность, описывается его эволюция. Развитие понятия находит свое воплощение в понимании одаренности как способности к творчеству (Богоявленская Д.Б.), которое характеризуется способностью развивать деятельность по своей инициативе. Исследования показывают решающее значение в этом доминирования познавательной мотивации, что отвечает идеям Б.М. Теплова о роли духовности личности в процессе творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.